Главные вкладки

    План-конспект урока (5 класс) на тему:
    Бережное отношение к природе. Урок по курсу "Основы духовно-нравственной культуры народов России", 5 класс

    Урок заставляет размышлять над актуальным вопросом "Зачем нужно беречь природу?" Ученики могут вложить посильную лепту в эту важную проблему. 

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл berezhnoe_otnoshenie_k_prirode_urok_kursa.docx19.82 КБ

    Предварительный просмотр:

    Бережное отношение к природе урок курса «ОРКС» и предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России», 5 класс

    The article deals with the problem of a mans careful attitude to the nature.

    Key words: man, nature.  

         Цель урока: расширять и углублять природоведческие знания учащихся, воспитывать уважительное и  бережное отношение к природе и к животным;

    обучение умению делать выводы из предложенной  информации; обучение умению анализировать иллюстративный материал; уяснить разницу между потребительским и ответственным отношением к природе; помочь учащимся осознать личную сопричастность в деле охраны природы.

    Ход урока

    На слайдах демонстрируются фотографии: поваленные деревья, сгоревший лес, куча мусора в лесу, зеленые луга. Цветы полевые, белка, заяц.

    Задание: выберите фото, которое вызывает у вас радость. Почему? И выберите фото, которое вызывает гнев, возмущение. Почему?

    Учитель: ребята, вы догадались, о чем пойдет речь на уроке? Мы будем говорить о бережном отношении человека к природе. Как вы думаете, проблема бережного отношения к природе появилась сейчас или  еще в древности? Пословицы свидетельствуют, что уже много лет тому назад человек стал задумываться, как сохранять природу.

    Задание: продолжи пословицу

    1. Много леса - не губи, мало леса - береги, нет леса -… (посади).
    2. Умей охотиться, умей и о диче … (заботиться).
    3. Враг природы тот, кто леса… (не бережет).
    4. Береги природу любимую, как мать … (родимую).

    В современное время многие писатели в своих литературных произведениях пишут о взаимоотношении человека с природой. Мы будем соавторами  с писателем Виктором Астафьевым. Читаем рассказ « Капалуха».

    Мы приближались к уральским лугам, куда гнали скот на летнюю пастьбу. В одном месте на просеку выдался небольшой бугорочек, сплошь затянутый черничником. У черничного бугорка поднялся  шум. Побежали телята, закричали ребятишки. Я поспешил к бугорку и увидел, как по нему с распущенными крыльями бегает кругами глухарка( охотники чаще называют ее капалухой).

    - Гнездо! Гнездо! - кричали ребята.

    Я стал озираться по сторонам, но гнезда не видел.

    -Да вот же, вот! - показывали ребята на зеленую корягу.

    Я глянул, и сердце мое забилось от испуга-чуть было не наступил на гнездо. В гнезде четыре рябоватых светло-коричневых яйца. Яйца чуть поменьше куриных. Я потрогал одно яйцо пальцем, оно было теплое, почти горячее.

    Задание: напишите продолжение рассказа, напишите, что будет с гнездом капалухи?

    Продолжение ученики написали самое разное. Кто - то написал, что гнездо забрали домой и там вырастили птенцов; кто-то решил гнездо оставить на месте.

    Обсуждаем предложенные версии. Чья же версия правильная? Почему? А теперь обратимся к рассказу  В. Астафьева и прочитаем его вариант….-А ну, пошли догонять стадо! И все весело побежали  от капалухиного гнезда.

    Чему учит рассказ В. Астафьева?

    В лесу живут не только звери и птицы. Каких обитателей в лесу мы еще встретим? Для этого отгадаем загадки.

    В лесу под ёлкой Шапка.

    Хвоинок целая охапка.

    А, приметливый, Народ.

    Туда весь жаркий день снуёт. (Муравейник.)  

    Встреча с ней - одна беда,
    Нос - как острая игла,
    В щель забьется, вроде спит,
    Только тронешь - зажужжит.  (оса)

    Задание: (выполняется в группах) Напишите указ, как вести должен себя человек в лесу. Указы зачитываются и вывешиваются на доске.

    А как государство защищает природу? Что предпринимается с ее стороны? Это спрятано в этих квадратиках

    з

    а

    п

    о

    в

    е

    д

    н

    и

    к

    В нашей стране сто заповедников, а на территории Хакасии пятнадцать. Показать фото заповедника «Хакасский».  Есть «Красная Книга Хакасии».

    Учитель показывает на слайдах животных, птиц, растений, занесенных в «Красную Книгу Хакасии».

    Задание: порассуждайте устно над вопросом: Человек в лесу гость или хозяин? Почему?

    В чем еще раз убедились на уроке? Что узнали нового? За выполнение какого задания себя хотите похвалить?


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    рабочая программа по Основам духовно-нравственной культуры народов России 5 класс по ФГОС

    Цель курса: воспитание и психолого-педагогическая поддержка становления инициативного и компетентного  гражданина России, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, разделяю...

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному курсу «Основы духовно-нравственной культуры народов России» 5 класс (ФГОС)

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Основы духовно-нравственной культуры народов России 5 класс (ФГОС)...

    Рабочая программа по курсу "Основы духовно-нравственной культуры народов России", 5 класс

    Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС, обучение с использованием учебника Н.Ф. Виноградовой (Просвещение)...

    Рабочая программа по предмету «Основы духовно-нравственной культуры народов России». 5 класс

    Рабочая программа по предмету  «Основы духовно-нравственной культуры народов России». 5 класс...

    Проверочная работа По теме « Бережное отношение к природе» по курсу Основы духовно-нравственной культуры народов России 5 класс

    Тест к параграфу  "Бережное отношение к природе" , базовый уровень. Рассчитан на учеников 5 класса общеобразовательной школы. Предлагается 10 вопросов с одним вариантом ответа. Тест составлен на ...

    Итоговый тест по курсу "Основы духовно-нравственной культуры народов России", 5 класс

    Тест поможет учителю выявить знания, полученные учениками, изучив курс "Основы духовно-нравственной культуры народов России", 5 класс....