Интегрированный урок музыки и основ религиозных культур народов России "Православие в Древней Руси. Колокольность в музыке и изобразительном искусстве"
план-конспект урока по музыке (5 класс) на тему

Замкова Галина Дмитриевна

Цель урока: расширить,  закрепить знания обучающихся о Православии в Древней Руси и колокольных звонах на примерах музыкального и изобразительного искусства

Задачи: познакомить учащихся с устройством колокольни и звонницы; закрепить знания  об оперном  жанре, эскизах и декорациях оперного спектакля; воспитывать интерес к православной культуре, развивать эстетические чувства, чувства сопереживания и доброты.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_no_1.docx33.64 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Интегрированный  урок музыки и основ религиозных культур народов России в   5  классе

Тема: «Православие в Древней Руси. Колокольность в музыке  и  изобразительном искусстве»

Цель урока: расширить,  закрепить знания обучающихся о Православии в Древней Руси и колокольных звонах на примерах музыкального и изобразительного искусства

Задачи: познакомить учащихся с устройством колокольни и звонницы; закрепить знания  об оперном  жанре, эскизах и декорациях оперного спектакля; воспитывать интерес к православной культуре, развивать эстетические чувства, чувства сопереживания и доброты.

Универсальные учебные действия, на развитие которых направлен урок:

  • Регулятивные: выделение обучающимися того, что усвоено, что еще подлежит усвоению, внесение корректив в план и способ действия по достижению необходимого результата;
  • Коммуникативные: умение с достаточной полнотой  и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; осуществление учебного сотрудничества  в совместной деятельности с учителем и сверстниками;
  • Познавательные: самостоятельный поиск и выделение необходимой информации; структурирование знаний, рефлексия способов и условий действия, смысловое чтение как осмысление цели чтения
  • Личностные: личностное, жизненное  самоопределение обучающихся, смыслообразование, осуществление детьми действий нравственно-этического оценивания содержания обучения

Оборудование:

Медиапроектор, компьютерная презентация, фонохрестоматия 5 класс, портрет композитора М. Мусоргского, карточки с заданиями.

Ход урока:

1. Музыкальное приветствие. Организационный момент.

Распевание (на основе вокалотерапии):

мелодия «Утро» Э.Грига,

вокальное  упражнение  «Ах, какой хороший день»

2. Проверка усвоения материала прошлого урока

Вопросы учителя:

  • Что вы знаете о Крещении Руси? В каком году оно произошло?

(Крещение Киевской Руси произошло в 988 году при князе Владимире)

  • Как называется союз (договор) с Богом? (завет)
  • Что в переводе с греческого языка  означает слово «мессия»? (Христос, «помазанник»)
  • Что такое вокальный жанр? (музыка для голоса с сопровождением или без сопровождения музыкальных инструментов)
  • Церковные песнопения относятся к вокальной музыке? (да, также как и к вокально-хоровой)

3. Введение в тему и создание проблемной ситуации.

Учитель:

На свете есть множество неповторимых и сладкозвучных музыкальных инструментов. Если устроить музыкальное состязание между ними, то, наверное, трудно будет определить победителя. Кому-то понравится  строгий  барабан  или  громкая труба, кто-то отдаст свой голос нежной скрипке или, скажем, празднично звучащему саксофону. У каждого человека будет свое мнение. Но есть такой музыкальный инструмент, который может обратить на себя внимание любого прохожего, заставить задуматься, а быть может, обратить свой взор к небесам. Сейчас вы услышите тембр этого инструмента, после прослушивания назовите его.

Колокольный звон  (благовест) – слушание.

(Учащиеся называют музыкальный инструмент «колокол» и вид колокольного звона - благовест)

Слайд  №2

Вопросы учителя:

  • Какие прилагательные мы можем подобрать для характеристики слова «колокол» (громкий, чистый, звонкий, добрый, мудрый, священный)
  • Ребята, какие колокола  изображены на экране? (на экране изображены старинные, древние колокола)
  • Как вы думаете, какова тема сегодняшнего урока? (колокола на Руси)
  • А какова цель урока? (познакомиться с музыкой колоколов, с историей их происхождения)
  • Вы уже что-нибудь знаете о колоколах? (Обучающиеся отвечают на вопрос учителя)
  • А что нам предстоит узнать на уроке? (Обучающиеся предлагают свои ответы на уроке.)  Запишем тему урока в рабочую тетрадь.

4. Объяснение нового материала.

В ходе изучения нового материала мы выполним рисунок и сделаем записи в тетради.

Рассказ учителя (или  сообщения обучающихся после  предварительной подготовки):

1 Ученик:Колокола привезли  на Русь  из Европы. В переводе с итальянского - «компана», «нола». Первые колокола были отлиты в Италии в городе Нола в области Компана епископом Нольским. Компанская медь, из которой изготавливали колокола, очень славилась, изделия из неё были дорогостоящими.

Слайд №3

 В наше время колокола изготавливают из особого сплава: 4 части меди и 1 часть олова.

Слайд №4

По-особому певуче и чисто звучат колокола из бронзы. Они не подвергаются коррозии, температурным и атмосферным изменениям. Колоколами встречали защитников после боя, знатных особ, сообщали о пожаре.  Колокол мог помочь и путникам заблудившимся. Каким образом, спросите вы? На Руси была и осталась до наших дней традиция – в церкви  перед началом службы в течение 10-11 минут звонить в колокола. Тем самым оповещали верующих, что скоро начнётся служба. Вот так, заблудившийся  в лесу или в  поле путник, мог  по звучанию колоколов определить, где ближайшее селение.

Слайд  №5

Ученик: Колокола развешиваются на особой башне с  открытым ярусом для колоколов, именуемой колокольней или звонницей, которая строится над входом в храм или же рядом с храмом.

Виды звонниц: стенообразныев виде стены с проемами; стопообразныебашенные сооружения с большим количеством проемов для колоколов; палатного типапрямоугольные, скрытой сводчатой аркадой, с опорами по периметру стен.

Слайд  №6 - 8

Родина колокольных звонов –Великий Новгород. Разливался чудесный колокольный звон  и  во Пскове, Москве. Постоянная форма колоколов сложилась к XII веку.

Слайд  №9

Учитель: Запишем в рабочей тетради и сделаем рисунок устройства

колокола: хомут, корона, голова, поясок, талия, звуковое кольцо, губа,  

устье, язык,  заплечики.

Учитель: На Руси в V-VIвеках по примеру Византии стали появляться первые монастыри, зародилось монашество.  Первый монастырь был основан в Киеве – столице Древнерусского государства. Город Киев расположен на холмах. В одном из таких холмов  выкопал себе пещеру (по-древнерусски «печера»)  священник Иларион, чтобы молиться Богу в уединении. Позже за  великие духовные труды  он был  избран митрополитом. Так впервые главой Русской Церкви стал уроженец Руси. После того как  Иларион стал митрополитом, в его пещере поселился монах Антоний, а позже монах Феодосий. Вокруг них возникла община единомышленников. Так  и возник Киево-Печерский монастырь.

Рассмотрим, ребята, древнюю миниатюру «Святой Антоний Печерский» в учебнике  «Основы религиозных культур народов России» А.Н.Сахарова, К.А. Кочегарова на странице 6.

Вопросы учителя:

  • Где, мы видим,  находится Святой Антоний? (в пещере, в своей келье)
  • Какими  трудами  занят монах? (молитвой, строительством)

В каждом монастыре есть свой устав, свои правила, которые  все монахи выполняют, а главное ежедневно проходят службы, где возносятся молитвы к Богу. Сюда едут  верующие со всех концов России  побывать на службах и поклониться святыням.

А сейчас мы посмотрим видеосюжет из  Псково-Печерского монастыря.

Видеосюжет – колокольные звоны по окончании Литургии в Псково-Печерском  Свято-Успенском  мужском  монастыре.

Слайды №12-13

5. Динамическая пауза.

(Учитель или ученик читает стихотворение, обучающиеся выполняют движения)

Прилетели ангелочки –

Становились на носочки!

Вверх руками потянулись

И друг другу улыбнулись.

Крылышки расправили-

В сторону направили,

Наклонились  до земли,

Словно тяжести несли.

Поскакали в высоту,

Чтобы там поймать  звезду.

Глубоко вздохнули,

Плечи развернули,

Повели руками

Чуть над  головами,

А теперь  им всем пора

Делать добрые дела

6. Продолжение  работы над темой урока

Учитель:  Теперь поработаете в парах. Вам предлагается  познакомиться с текстом поучений князя- правителя Руси - Владимира Мономаха  в учебнике  «Основы религиозных культур народов России» А.Н.Сахарова, К.А. Кочегарова на странице  8-9 и заполнить карточки. (Учитель раздает обучающимся листы с текстом и заданиями)

Текст карточек

  1. В своем послании детям Владимир Мономах завещал им блюсти ______________________________ заветы, сделав их основой жизни.
  2. Он убеждал своих детей и всех, кто прочтет составленную им «грамотку» иметь ______________________ в сердце.
  3. Князь призывал помогать ____________________________________________________________всем, кто нуждается  поддержке.
  4. Князь призывал своих потомков  быть истинными христианами- ____________________________________________________________,

уметь прощать своим врагам __________________________________

Учитель: Многие русские композиторы использовали в своих произведениях колокола – это металлические трубы  на каркасе и на колёсиках. По ним ударяют двумя способами: если нужно изобразить близкий, то есть громкий  колокольный звон – ударяют металлическим молоточком, если необходимо звучание колокольного звона вдалеке – ударяют деревянным молоточком.

Слайд  №10

7. М.П.Мусоргский  Опера «Борис Годунов» Сцена коронации – слушание и анализирование.

Рассмотрим эскизы сценических  декораций художника В.Коровина к оперному спектаклю под названием «Коронация». Монументальность и значимость события трудно переоценить. Огромное скопление народа, все в ожидании  перед огромным  Успенским собором в Кремле, вот-вот произойдет это долгожданное событие.

Слайд  №13

Музыкальное построение имеет в основе два чередующихся аккорда, звуки которых разложены в различных фигурациях.

Слайды №14-16

8.Песня «Колокольчик мой хрустальный» П.Синявского – разучивание  первого куплета и исполнение. Обратить внимание обучающихся на кантиленный характер мелодии, которая звучит в минорном ладу, выразительный аккомпанемент в песне. В исполнении  добиваться точных интонаций, передать характер мелодии.

Слайды  №17-19

9. Закрепление изученного материала.

Учитель: Предлагаю сыграть в игру «Данетку». На каждый вопрос нужно отвечать либо «да», либо «нет».

Вопросы учителя:

  1. Все православные монастыри и храмы имеют колокольни и звонницы?  (да)
  2. Колокола  отливают из серебра и золота? (нет)
  3. Первый монастырь был построен в Киеве? (да)
  4. Коронование царей на Руси происходило в Успенском соборе в Кремле? (да)
  5. Музыкальное произведение М.П. Мусоргского «Борис Годунов» написано в жанре балета? (нет)
  6. Князь Владимир Мономах оставил своим детям и всем людям христианские  поучения? (да)

Учитель: Кто из вас  не допустил  ни одной ошибки? (Обучающиеся поднимают руки) Молодцы, вы были внимательны. Кто из вас  допустил ошибки? (Обучающиеся поднимают руки) Этим ребятам дома необходимо еще раз посмотреть материал урока.

10. Итоги урока. Рефлексия:Сегодня мы с вами приоткрыли заветную  дверцу и заглянули в историю  Православия на Руси, погрузились в таинственный мир колокольного звона, который можно назвать голосом Вечности.

Слайд  №20

Вопросы учителя:

  • Что вы узнали сегодня нового на уроке?
  • Что было самым трудным на уроке?
  • Что было, по вашему мнению, самым важным на уроке?

(Обучающиеся отвечают на вопросы учителя, обсуждают итоги урока)

Музыкальное прощание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Каменная летопись Древней Руси". Презентация к урокам мировой художественной культуры, основ православной культуры.

Давайте отправимся в увлекательное путешествие в русскую старину, увидим своими глазами эту необыкновенную красоту русских храмов и соборов. Академик Д.С. Лихачёв писал: «Первое путешествие, которое ч...

Реферат: "Законодательство в области духовно-нравственного воспитания обучающихся и преподавания основ религиозных культур и светской этики"

Итоговая работа на КПК: «Развитие межкультурного и межконфессионального диалога средствами Образования»...

Конспект урока музыки «Музыка моего народа. Образы Древней Руси в русской музыке"

Велика значимость и народной, и современной, и классической, и народной, и фольклорной музыки в жизни....

Тематическое планирование курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур народов России»

Тематическое планирование курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур народов России»...

Игровые технологии на уроках «Основ религиозных культур и светской этики» в 4 классе. (из опыта преподавания модуля «Мировые религиозные культуры»)

Методические рекомендации для преподавателей модуля "Мировые религиозные культуры" (4 класс, курс ОРКСЭ). Подборка дидактических игр....

Рабочая программа по предмету "Религиозные культуры народов России".

Рабочая программа разработана для учащихся 7 классов ....

Темы возможных интегрированных уроков русской литературы, музыки, МХК, основ православной культуры, ИЗО

Разделы и предметы, которые  мне приходилось чаще всего совмещать:Русский язык и физика, русский язык и биология (человек).(Фонетика. Что такое звук? Как зарождается звук? Какие органы помо...