Конспект урока музыки «Музыка моего народа. Образы Древней Руси в русской музыке"
план-конспект урока по музыке по теме

Надежда Николаевна Галкина

Велика значимость и народной, и современной, и классической, и народной, и фольклорной музыки в жизни.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka.doc56.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Филиал МБОУ  “Цнинская СОШ №2 с. Донское, Тамбовского района


Галкина Н.Н.

                                                                             учитель музыки и искусства




тема: «МУЗЫКА МОЕГО НАРОДА.

            ОБРАЗЫ ДРЕВНЕЙ РУСИ В РУССКОЙ МУЗЫКЕ»


ЗАДАЧИ  УРОКА:
1.
Обучающие
- Углубление знаний о русском фольклоре и музыки русских композиторов ;
- Ощутить общность интонаций народной музыки и музыки русских композиторов ;
- Различать  жанры народных песен и их интонационно –образные особенности ;
-  Учить детей образному восприятию ;
-  Учить правильному интонированию ;
- Учить делать выводы, обобщения ;
- Воспринимать характерные особенности музыки русского народа ;
Осознать значимость и старинной, и современной, и классической, и народной, и фольклорной музыки.
2.
Развивающие
- Развивать эмоциональную отзывчивость ;
- Развивать музыкальный вкус и культуру  ;
- Развивать самостоятельность и инициативу, творческую активность.
3.
Воспитывающие
- Воспитание нравственных чувств ;
- Любви к Родине, уважение к ее традициям ;
- Воспитывать любовь к музыке, природе, родной земле ;
- Воспитывать эстетический вкус.

          ПЛАН
1. Оргмомент. Приветствие.
2. «Петухи запели» А. Варламов. ( ритмические упражнения)
3. «Ой да ты, калинушка» - р.н.п. – в обработке – слушание и анализ.
4. П.И.Чайковский -  «Январь» из альбома «Времена года» - слушание.
5. «Ой, вставала я ранешенько» - р.н.п. – исполняет группа девочек.
6. «Найди ошибку» - задание на доске.
7. Работа с карточками.
8. «Полет Бабы Яги» смех, танец – слушание и анализ.
9. Частушки Бабы Яги – инструментальное исполнение (учитель – аккордеон, уч-ся шумовой оркестр в стиле Вини Пуха).
10. Песня о  «Родине – Красное солнышко» - исполнение с солистом.
11. Итог.
12. Оценки.
13. Домашнее задание.
14. Выход из класса  «Куда уходит детство»

ХОД УРОКА
I
Оргмомент
Учитель: Рада вас, ребята, видеть и приветствовать сейчас
Все: и мы рады, очень рады, здравствуйте, учитель наш.
(Звучит мелодия песни «Здравствуй детство»)

-Как называется мелодия, фрагмент которой я играю?  «Утро» из мультфильма
Вы знаете, ребята! Сегодня утро было для меня необычным и очень трогательным. Я проснулась от того, что почувствовала на своей руке лапу своего любимого коты Мурзика и услышала как он тихо-тихо мурлычет свою песенку.



- Как вы думаете, если бы Мурзик мог говорить, то что бы он сказал мне при встрече?
- Какими бы первыми были его слова?                 = Доброе утро =
- Какие первые слова звучат в вашем доме по утрам?      =Доброе утро =
- Какие волшебные слова. Какой огромный и глубокий смысл в них.
Это, прежде всего, пожелать чего?
      - здоровья, добра, радости, успехов, улыбок и т.д.
И эти пожелания относятся как к людям ( мама, папа и т.д. ), так и к братьям нашим меньшим – собакам, кошкам, птицам… - которых мы любим, ценим за их верную дружбу и должны что делать? –заботиться о них!
      Итак, с настроением (не кричать ) весело, звонка, обращая внимание на дикцию и Д.О.исполним 1 к. песни  <<Здравствуй, детство>>  (исполнение)

II.  Построились в колонки.
( Звучит произведение <<Зеленые ботинки>> )
- Как называется?
- Какому народу принадлежит?
- Композиторская или . . . ?
- Есть ли интонации похожие на русскую народную музыку?
- По каким признакам определили?   - ( в припеве есть слоги. . .)


В народных песнях часто встречаются слоги, особенно в припеве. Если надо передать игривый характер – лирический, задушевный – а, о. . .
<<Зеленые ботинки>> - это современная песня или старинная?
Зачем нужны такие песни?
   Итак, сегодня мы продолжаем знакомиться с образами Древней Руси (в народной ) музыке и говорить о музыке ( все ) – русского народа.
 Итак, какую музыку мы можем слушать сегодня? Какие ее виды, жанры. . .
На нашем уроке мы попытаемся проследить за тем, что есть ли связь, общность между интонациями народной музыки и композиторской?
- Что мы называем духом русского народа?   (песню)
- Назовите жанры народных песен
1. Трудовые
2. Праздничные
3. Хороводные и плясовые
4. Свадебные и протяжные
5. Ямщицкие и бурлацкие
6. Рекрутские и солдатские
7. Революционные и исторические
8. Обрядовые
9. Городские и частушки
10. Колядки
- К какому жанру относятся
учитель    а) <<Гремела буря>>. . (учебник)
                  б) <<на крутом бережочке >>. . .
- приведите пример колядки ( собственного сочинения и народное )
Слушатели
III.      А к какому жанру относится вот это произведение? Анализ. О чем? Характер? Лад? Исполнитель?
(Звучит "Ой,даты,калинушка")          Лирическая,протяжная

-Компазиционная или народная?

-характер каков?

Эту песню называют еще рекрутской.В песне проводится поэтическое сопоставление:лист калины, оторвавшись от куста может уплыть и никогда не вернуться, так и солдаты, ушедшие куда? (служить в царскую армию), отрываются от семьи и тоже могут не вернуться к своим близким.

-Каким чувством проникнута песня? (глубокой тоски, безысходности судеб солдат,безыходного горя солдат, взятых на службу).

-лад? (минор)

-в каком исполнение прозвучала?  (солист+хор)

-у солиста был высокий или низкий голос?

Этот высокий голос называется =тенор= и принадлежит он великому оперному русскому певцу Ивану Козловскому.

         Что  характерно для русской народной лирической песни?   (кантилена...)

Сравним  "Петухи запели"

                      1. "Зеленые ботинки"

                       2. "Ой да ты,калинушка"

1. современная,веселая                               2. старинная,грустная

мажор хор                                                               минор солист=хор

эстрадный оркест                                                народных инструментов

удаль молодецкую                                              ширь души русской

          А что объединяет?          =обе русские=

ИСПОЛНИТЕЛИ

-гамма, 2-х голосие   (до-фа)

Посмотрим на нотную запись.   Прочтите.

-споем по нотам.

-кому знакома мелодия?

-кмпозиторская ...

-как надо петь?

исполнение в группах.

- с помощью карточек покажите форму           =АВ=

- в каком регистре исполняли?

              Это пример народной музыки, но мы знаем, что русская музыка может быть и композиторской.

-Каких русских композиторов вы знаете?

Посмотрите на доску. Задание называется "Найди ошибку"           (на доске)  

Я считаю, что!!!

               П.И. Чайковский                                                     С.С.Прокофьев

1. балет "Щелкунчик"                                                1. "Болтунья"

2. "Петя и волк"                                                             2. балет "Золушка"

3. балет "Лебединое озеро"                                  3. Финал 4-ой симфонии           

                                                                                                (р.и.п. "Во поле березка...")

                       А вы???

(отдельно раздать ребусы желающим)                             Проверить

                                                 ТИШИНА!!!!!

(Звучит "Январь" из альбома "Времена года" П.И. Чайковского

Месяц зимний

Месяц снежный

 Открывает первый год

И со снегом и морозом

В в гости к нам январь идет.

он на реках и озёрах

Всюду выстроил мосты

И одел пушистым снегом

Все деревья и кусты.

-Как вы думаете, музыка какого русского композитора сейчас звучит?

                               (...подпору и утишение)

                               П.И. Чайковский

-Как называется произведение?                             =Январь=

-А сейчас, тихо подошли к окошкам и давайте минуточку полюбуемся необыкновенной красотой зимнего убранства нашего школьного двора.

(Искрящийся снег, теплые белые на деревьях,неугомонная детвора)

-Это классическое или народное произведение?

(совершенное)

вот видите ребята, в нашем сердце есть место и классической музыке и мы получаем не меньше удовольствия, чемот русской народной песни, здесь всё согласовано, гармонично соединены все элементы музыкальной речи: мелодия,ритм...

С каким образом Древней Руси познакомились на прошлом уроке? Что он представляет собой?                    Рисунок

                          ЗАКРЫЛИ ГЛАЗА

 -А сейчас у нас в классе появится музыка. Гостья.

Ачто это за гостья - вы попробуйте определить сами.

                      -Что за героиня?

                      -Ее характер?

                      -Действия?

-Что музыка изображает и что выражает?

                                         Тишина!

-Давайте откроем дверь, чтобы наш русский дух был слышен издалека, а то, наверное, гостья заблудилась в сугробах

(Звучит   "Полет Бабы Яги")

И так, что это?

Слушаем дальше                         "Смех"

-Послушайте, как Баба Яга смеется над вами (что не узнали, радуется встрече)

-Что изображала а 1 фрагменте                    (полет)

                           выражала(страх)

2 фрагмент                      (изображала - смех, выражала - веселье)

-Каковы ее действия дальше?

3 фрагмент                  (танцует)

-Посмотрите рисунки детей с Бабой Ягой.

-Ребята, в нашем случае Баба Яга - это старушка, деревенская бабуля в платочке, без зубов, с палочкой или же это современная дама (стильная штучка)

-Как догадались?            (эстрадный танец)

-Образ бабы Яги - это народный фольклор или же, действительно, живет такая особа?      

 (это образ, дошедший к нам из глубины веков)

Под этим именем почитали славяне адскую богиню, изображая её страшилищем, сидящей в ступе железной и имеющей в руках железный пест. И звали её - Ягая Баба.

Мы знаем Бабу Ягу по сказкам...

-Композиторская в народном духе.                Почему?

(Слышим интонации и народные образы Древней Руси).

Раньше, когда не было музыкальных инструментов, люди пользовались различными свистульками, погремушками, стучалками, т.е. то, что мы называем сегодня - шумовым оркестром. Взяли инструменты и попробовали изобразить придворных музыкантоа Бабы Яги.

"Частушки" - исполнение по желанию      (импровизация).

Весь урок мы говорили о русской музыке.

-Русский народ - великий народ, рукодельный, творческий.

-Вспомните, как создавались русские народные песни.

-Имена русских композиторов известны во всем мире.

- Обработки русских народных песен деаютомпозиторы других стран.

- а мы с вами, зачем должны знаьусскую музыку?

(Потому что мы- русские. Кажыйграмотный,образованный человек должен знать свою историю, музыку, традиции, длжны гордиться своей страной и делать все для ее процветания.)

"Красно солнышко" - исполнение с солистами.

- О музыке какого народа мы говорили?

Сегодня звучала в классе?

                - старинная народная песня

                - современная

                - классческая

                - фольклор

Исполнителями были: выдающийся И. Козловский, хор 3а класса, солисты.

- Скаким образом древней старины познакомились?

- Можем ли мы сказать, что интонации народной музыки очень близки интонациям композиторской? Почему?

              (Композиторы - тоже народ; они знакомятся с историей нашей, с образами, идущих с древности, потом их используют в своей музыке. Они тоже радуются...свои чувства передают с помощью звуков)

А какую можно слушать музыку?      (хорошую, разных видов. Она расширяет наш кругозор, делает нас интересными людьми.)

Оценки. Домашнее задание. Выход "Куда уходит детство"


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок музыки и основ религиозных культур народов России "Православие в Древней Руси. Колокольность в музыке и изобразительном искусстве"

Цель урока: расширить,  закрепить знания обучающихся о Православии в Древней Руси и колокольных звонах на примерах музыкального и изобразительного искусстваЗадачи: познакомить учащихся с устройст...

Конспект урока в 4 классе «Тема мужества и героизма в русской музыке»

Обобщающий урок по теме " Тема мужества и героизма в русской музыке" ар программе Г П Сергеевой...

Музыка моего народа. Музыкальные инструменты России. Оркестр русских народных инструментов.

расширение музыкального кругозора учащихсязнакомство с русскими народными инструментам и историей их появления;закрепление навыков игры на народных инструментах;нравственное воспитание уч-ся,...

Конспект урока литературы в 9 классе. Литература Древней Руси. «Слово о полку Игореве» - величайший памятник древнерусской литературы.

Цели:1. Повторить изученные ранее жанры древнерусской литературы;2. Познакомить учащихся с периодами развития древнерусской литературы.3  Воспитывать любовь к литературе.4 Познакомить с историей ...

Методическая разработка урока музыки по теме «Народное искусство Древней Руси» 6 класс.

Данная методическая разработка позволяет наилучшим образом донести до учащихся материал урока, путем музицирования на музыкальных инструментах.А так же в разделе вы можете найти интересную презентацию...