Технология организации поисково-исследовательской и краеведческой работы
учебно-методический материал по краеведению на тему

Охапкина Надежда Николаевна

Успех поисково-исследовательской работы в музее зависит не только от желания и интереса ее участников, но и от умения самостоятельно организовать и вести эту работу. Помочь в этом – цель настоящих методических рекомендаций.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tehnologiya_organizatsii_poiskovo.doc36.5 КБ

Предварительный просмотр:

Технология организации поисково-исследовательской

и краеведческой работы

      Музеи называют памятной книгой человечества. Но это не застывшая коллекция. Школьный музей должен непрерывно развиваться, обновляться, пополняться новыми экспонатами. Все это благодаря поисково-исследовательской деятельности, которую, как правило, ведут члены актива музея или учащиеся разных классов.

      Поисковая и исследовательская работа в школьном музее тесно связаны между собой. Практически исследование является продолжением поиска.

В работе могут быть использованы различные формы: индивидуальная, групповая (3-5 человек), массовая (например, поисковое задание для класса «Моя родословная»).

Поисково-исследовательская деятельность в нашем музее проводится по следующим направлениям:

  • История дзержинского аэроклуба им. Н.П. Каманина
  • История школы
  • Ветераны живут рядом

Успех поисково-исследовательской деятельности во многом зависит от того, насколько продуманно организована работа.

        Можно выделить следующие этапы поисково-исследовательской работы:

  1. Выбор и формулирование темы.

В музейной практике исследования чаще всего проводятся по следующим направлениям:

– поиск и анализ документов и предметов по определенному вопросу;

– изучение и описание музейных экспонатов;

– разработка тематико-экспозиционных планов, структуры выставок, текстов экскурсий, сценариев мероприятий.

 Тема исследования может быть предложена руководителем музея или выбрана самостоятельно. Формулировка темы должна четко отражать ее содержание. Возможно образное название, но с обязательным пояснением. Например, « История дзержинского аэроклуба». Важно «войти» в тему, понять ее сущность, определить ее актуальность и важность в музейной работе. В этом поможет предварительный анализ имеющихся материалов. Например, по названной выше теме в фонде музея были фото Соловьева, его книга. Это помогло не только понять тему, но и определить основные пути поиска информации.

  1. Определение цели и задач исследования.

      Этот этап работы проводится одновременно с выбором и изучением темы. Определить цель исследования – значит ответить на вопросы: зачем мы его проводим, что хотим получить в конечном итоге. Задачи уточняют цель, описывают основные шаги исследователя. Обычно планируется 2-3 задачи. Требования к ним: последовательность, достижимость (чтобы было под силу сделать), фиксирование по срокам.

Например, цель исследования «Герой Советского Союза Сухарев Е.А. и его семья» – собрать материал о  нем, его родственниках. Задачи – составить список родственников с указанием, какие учебные заведения окончили, где работали, контактные телефоны или адреса; сбор фотографий, документов, воспоминаний; на основании этих материалов написать краткие биографические очерки.

  1. Составление плана (определение источников поиска информации, распределение обязанностей и уточнение сроков, формы выполнения итоговой работы).

Перед началом исследования необходимо составить его предварительный план. В ходе работы этот план может изменяться, дополняться, совершенствоваться. Для того чтобы составить план, надо ответить на вопрос: «Как мы можем узнать что-то новое о том, что исследуем?» Для этого необходимо определить, какие методы можно использовать, а затем выстроить их по порядку.

    Например, познакомиться с материалами музея, прочитать книги или статьи по теме, спросить у других знающих людей, найти информацию в Интернете и пр.

4. Проведение исследовательской работы: сбор, уточнение, накопление информации, ее изучение и анализ, выводы. Если поисковая работа проводится группой (2-4 человека), необходимо продумать распределение обязанностей между участниками исследования.

 Исследование – процесс творческий и в ходе его проведения этот план зачастую приходится изменять, что-то дополнять, от чего-то отказываться. Но вместе с тем он дает возможность четкой организации работы, отслеживание результатов ее по срокам, их уточнение

5. Подготовка и защита итоговой работы - заключительный этап поисково-исследовательской деятельности.

 Это могут быть экскурсия, стендовый доклад, разработка экспозиций, выставок, оформление альбомов, макетов и моделей, компьютерные презентации, видеофильмы и пр. Это могут быть и текстовые работы:

Реферат часто является итоговой формой поисково-исследовательской работы по определенной теме.

Доклад – это документ, содержащий изложение результатов исследовательской деятельности. Чаще он готовится для устного выступления (на конференциях, семинарах), может быть опубликован в печати. 

Экскурсия – наиболее распространенная форма подведения итогов исследовательской работы в школьном музее. Она может быть тематической, об отдельном лице  и даже по отдельному экспонату.

При любой форме итоговой работы необходимо подготовить краткое устное сообщение – защиту проекта. Обычно оно имеет следующую схему:

– актуальность избранной темы;

– постановка цели и задачи исследования;

– составление плана исследования;

– используемые методы и средства исследования;

– представление результатов;

– выводы и предложения, что можно исследовать в дальнейшем в этом направлении.

     Таким образом, успех поисково-исследовательской работы в музее зависит не только от желания и интереса ее участников, но и от умения самостоятельно организовать и вести эту работу. Помочь в этом – цель настоящих методических рекомендаций.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация поисково-исследовательской деятельности учащихся на уроках ИЗО с целью формирования общеучебных компетенций.

Элементы поисково-исследовательской деятельности младших школьниковна уроках изобразительного искусства  можно применять как на этапах проверки домашнего задания и обобщения знаний, так и на этап...

Особенности организации поисково-исследовательской работы учеников в рамках Малой академии наук школьников Крыма «Искатель» (методические рекомендации)

Данная методическая разработка может содействовать оказанию помощи учителям, научным руководителям, работающим по подготовке учащихся к написанию научно-исследовательских работ; определить этапы орган...

Методическая статья «Организация поисково-исследовательской деятельности учащихся на уроках русского языка и литературы» с целью формирования общеучебных компетенций»

Методическая статья«Организация поисково-исследовательской деятельности учащихся на уроках русского языка и литературы» с целью формирования общеучебных компетенций»...

Организация поисково-исследовательской деятельности учащихся на основе краеведческой работы

Статья рассказывает о практике организации поисково- исследовательской работы школьников. В статье приводятся методиеские наработки....

Методическая статья «Организация поисково-исследовательской деятельности учащихся на уроках русского языка и литературы» с целью формирования общеучебных компетенций»

Методическая статья«Организация поисково-исследовательской деятельности учащихся на уроках русского языка и литературы» с целью формирования общеучебных компетенций»...

Презентация на тему" Организация поисково-исследовательской работы на уроке истории и во внеурочное время"

Большое значение в настоящее время имеет использование краеведения в преподавании истории.Материал презентации освещает организацию учителем поисково-исследовательской работы на уроке и во внеурочной ...

Из опыта работы организации поисково-исследовательской деятельности воспитанников клуба «Поиск» музея боевой и трудовой славы МАУДО «ЦДОД» г. Усинска.

Представляю вашему вниманию статью, в которой делюсь опытом работы по организации поисково-исследовательской деятельности. Статья была опубликована в информационно-методическом журнале "Аспект&qu...