Из опыта работы организации поисково-исследовательской деятельности воспитанников клуба «Поиск» музея боевой и трудовой славы МАУДО «ЦДОД» г. Усинска.
статья

Веревкина Анастасия Анатольевна

Представляю вашему вниманию статью, в которой делюсь опытом работы по организации поисково-исследовательской деятельности. Статья была опубликована в информационно-методическом журнале "Аспект" № 2 (41) апрель 2019 г. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Поисково-исследовательская деятельности учащихся клуба «Поиск»

Веревкина Анастасия Анатольевна,

педагог-организатор

МАУДО «ЦДОД» г. Усинска,

г. Усинск ул. Мира, 11А

wahrushewann@mail.ru

В настоящее время перед педагогами стоит очень важная задача: подготовить обучающегося к будущей жизни таким образом, чтобы он был в состоянии самостоятельно решать стоящие перед ним проблемы, ставить цели и находить адекватные пути их решения. Одним из способов достижения этой цели является внедрение в воспитательно-образовательный процесс проектно-исследовательской деятельности. Работа педагога должна иметь системный характер, благодаря которому обучающийся овладевает навыками исследовательской или проектной деятельности.

Поисково-исследовательская работа – важнейшее направление деятельности школьного музея, которое способствует его развитию, обеспечивает формирование и пополнение фондов, разработку и обновление экспозиции, расширение тематики экскурсий. Такую работу проводят активисты школьного музея с помощью педагога-куратора.

Так, в 2017-2018 учебном году мы с ребятами из объединения клуб «Поиск» музея боевой и трудовой славы МАУДО «ЦДОД» г. Усинска, готовясь к очередной выставке, посвящённой нашему любимому городу Усинску, нашли информацию о том, что железнодорожный мост, проходящий через реку Уса, считается самым длинным мостом на Европейском Севере. Ребят заинтересовала эта тема и мы решили провести поисково-исследовательскую работу «Самый длинный железнодорожный мост на Европейском Севере».

Перед собой мы поставили цель: создание страницы летописи в истории города об Усинском мосте, поиск и анализ исторических фактов о нем и его строителях.

Для достижения цели необходимо было решить следующие задачи:

1) выяснить причины, по которым было решено строить железнодорожный мост линии Сыня – Усинск;

2) собрать и проанализировать материал о проекте железнодорожного моста через реку Усу;

3) найти и систематизировать сведения о мостоотряде, поселке мостостроителей, учебном центре в поселке Усадор;

4) провести анкетирование о мосте среди жителей г. Усинска и учащихся школ города;

5) выяснить значение строительства железнодорожного моста для жизни города;

6) внести свой вклад в расширение экспозиции зала «Это наша с тобой биография…» музея боевой и трудовой славы Центра дополнительного образования детей.

При написании работы мы использовали следующие методы исследования: отбор, анализ и систематизация исторических фактов. Описательный подход, который позволил дать целостную характеристику строительству железнодорожного моста линии Сыня - Усинск. Так же мы использовали метод анкетирования, который дал возможность установить общие взгляды и мнения людей об Усинском железнодорожном мосте. В том числе был использован такой современный метод, как нтернет – анкетирование с помощью Google форм.

Источники информации, послужившие основой для материала работы, скудные – от периодических изданий и книг разных авторов до воспоминаний рядовых жителей района. В нашем распоряжении оказались газетные статьи, посвященные строительству Усинского железнодорожного моста, но мы не смогли узнать, из каких газет они взяты, неизвестны ни номера газет, ни время написания статьи, имеются только их названия. Участников того времени оказалось отыскать также непросто, но мы узнали, что в Усинске проживает участница строительства и ввода в эксплуатацию Усинского моста, ветеран Усинской Всесоюзной комсомольской стройки Барабаш Татьяна Михайловна и в музее организовали с ней встречу.

Несмотря на то, что при проведении исследовательской работы мы столкнулись со многими трудностями, её цель и задачи были достигнуты.

Проведя исследовательскую работу, мы пришли к следующим выводам:

1) строительство железнодорожного моста через реку Усу было очень важным для развития нефтегазовой промышленности нашего района, ведь именно в 1963 году было открыто геологом А. Г. Черновым усинское нефтяное месторождение, а в 1973 г. началось его освоение;

2) возведение железнодорожного моста было неразрывно связано со строительством железной дороги Сыня - Усинск, которую строили с двух направлений: от Сыни и от поселка Усадор;

3) проект железнодорожного моста разрабатывали геологи, проектная группа "Ленгипротранса", а также специалисты по воде из Ленинградского государственного гидрометеорологического института имени Веденеева. Проект был разработан в кратчайшие сроки - за 5,5 месяцев;

4) далее мы выяснили, что в январе 1976 г. было начато возведение моста мостоотрядом № 9, а в ноябре этого же года был создан мостоотряд №71 и находился он в поселке Усадор. Начальником мостоотряда был назначен Баскин Евгений Максимович, у которого в подчинении находились бригады;

5) людей на строительстве моста не хватало, поэтому было решено в поселке Усадор создать учебный пункт, благодаря которому количество специалистов увеличилось;

6) возводить мост было очень трудно и тяжело: зимой мешал холод, весной и осенью - половодье, летом - мошкара, комары и дожди, да и само оно было короткое, нужно было все успеть. Поэтому работали бригадами, у каждой из которых была своя задача. И вот, 20 мая 1979 г. была забита последняя 1159 свая, последняя не только на опоре, но и на всем мосту. Оставалось доделать верхнюю часть моста;

7) из результатов проведенного анкетирования среди учащихся и жителей города видно, что все-таки большинство опрошенных знают о годе строительства железнодорожного моста и не могут себе представить жизнь нашего города без него. Но при этом, опрошенные не знают, что Усинский железнодорожный мост самый длинный на Европейском Севере, его протяженность 1305 метров.

Проектно-исследовательскую работу «Самый длинный железнодорожный мост на Европейском Севере» была представлена учащимися на ХIV научно – практической конференции учебно-исследовательских, творческих, социально значимых проектных работ учащихся МАУДО «ЦДОД» г. Усинска «РОСТ (Развитие. Опыт. Сотрудничество. Творчество.)» и была выдвинута для участия в муниципальной научно-практической конференции «Шаг в науку» заняв призовое место в секции «История».

Но самым главным результатом исследовательской работы можно считать то, что учащиеся с интересов погрузились в её материалы, смогли прикоснутся к истории родного города и республики, познакомиться с очевидцами тех событий, поделиться с друзьями и одноклассниками полученной информацией. Каждый раз выезжая за пределы города проезжая по железнодорожному мосту ребята будут вспоминать людей, которые его построили.

Подводя итог, можно сказать, что правильно сформированный исследовательский подход в работе может служить для учащегося положительным опытом, который может пригодиться в будущей взрослой жизни независимо от избранной сферы профессиональной деятельности. Подобные навыки могут пригодиться тем детям, которые захотят серьезно заниматься наукой в ВУЗЕ. Овладевая культурой выполнения исследовательских заданий, учащийся приучается творчески мыслить, самостоятельно планировать свои действия, прогнозируя возможные варианты решения стоящих перед ним задач.