Роль школьного музея боевой и трудовой славы в патриотическом воспитании школьников
статья (5, 6, 7, 8, 9 класс) на тему

Невзорова Оксана Геннадьевна

Выступление на педагогических чтениях - 2015. В нем говорится о роли школьного музея боевой и трудовой славы в патриотическом воспитании школьников

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ped_chten_o_vov.docx37.92 КБ

Предварительный просмотр:

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ЧТЕНИЯ

«Тема Великой Отечественной войны

в воспитательно-образовательном процессе школы»

РОЛЬ ШКОЛЬНОГО МУЗЕЯ БОЕВОЙ И ТРУДОВОЙ СЛАВЫ

В ПАТРИОТИЧЕСКОМ  ВОСПИТАНИИ   ШКОЛЬНИКОВ

Номинация: Школьный музей

Невзорова Оксана Геннадьевна

Руководитель музея боевой и трудовой славы

МБОУ «Красноярская ООШ»

Ленинск – Кузнецкий район

2015г.

Вступление. Актуальность проблемы патриотического воспитания детей

        Россия – страна высокой духовности, открытости, бескорыстия и приветливости. Россиянам в высшей степени были всегда свойственны любовь к родной земле, гордость своей принадлежности России. Величайшей национальной ценностью был патриотизм – любовь к своему народу, тяга ко всему русскому, неотрывная привязанность к месту своего рождения, уважение к предкам, традициям, культуре, всему укладу жизни.          Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач  школы, ведь детство и юность -  самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине.

        Патриотическое воспитание школьников должно стать той объединяющей силой, которая сможет вырастить поколение настоящих патриотов, любящих свою Родину не на словах, а на деле. Патриотизм призван дать новый импульс духовному оздоровлению народа, поколение, которое возведет Россию на пьедестал, сможет приумножить национальные богатства, а уровень жизни сделать качественнее. Поэтому работа с детьми в области формирования патриотизма является актуальной задачей в настоящее время.

        Все мы понимаем, патриотическое чувство не возникает у людей само по себе. Среда, образ жизни в семье, отношения в школьном коллективе – всё это формирует патриотизм. Каждая школа по-своему решает задачу по формированию у  школьников гражданственности и патриотизма. Мы выбрали свой путь: воспитывать памятью, средствами музейной педагогики.

Школьный музей как центр патриотического воспитания школьников

        Школьный музей боевой и трудовой славы, которым очень гордится коллектив – центр патриотического воспитания школьников. Здесь проходят классные часы, встречи с ветеранами, внеклассные мероприятия, конкурсы чтецов. В рамках патриотического воспитания проводится множество внеклассных мероприятий, посвященных памятным датам и событиям истории России. Ни одна исторически значимая дата не проходит незамеченной для школьного музея. В 2014-2015 учебном году такой датой стало празднование 70-летия Великой Победы.

         Цель работы музея– формирование личности гражданина и патриота России с присущими ему ценностями, взглядами, ориентациями, установками, мотивами деятельности и поведения. Развитие патриотического, гражданского, духовно – нравственного воспитания обучающихся. Усиление интереса обучающихся к истории родного края.

        С момента открытия музея до сегодняшнего дня главной задачей является патриотическое воспитание школьников на примере героев Великой Отечественной войны, героев труда. Самым главным примером мужества, отваги и героизма для подрастающего поколения являются конкретные люди с их судьбами и подвигами, которые они совершали. Поэтому так ценны сведения, которые  доносят до нас наши ветераны  Великой Отечественной войны, это живая правда, и её нужно не только услышать, но и сохранить для потомков. Ведь наши ученики - это последнее поколение, которое  ещё застало ветеранов Великой Отечественной войны.

        Наш школьный музей имеет более чем полувековую историю.  Своими воспоминаниями об истории создания музея поделилась ветеран педагогического труда, отличник культуры Мария Андреевна Крахматова: «История создания музея в школе началась тогда, когда я попросила на уроке подняться тех ребят, у кого родные погибли на фронте. Встал почти весь класс. Сидеть остались единицы. Вот так возникла мысль о сохранении памяти тех, кто погиб на фронтах Великой Отечественной войны. Пошли по семьям, стали записывать воспоминания о погибших, собирать сохранившиеся документы, письма, фотографии. Затем стали записывать воспоминания вернувшихся фронтовиков, собирать материал о Героях Социалистического труда. Директор школы Николай Степанович Солдатов подключил к этой работе весь коллектив школы. В результате собрали и оформили большой музейный фонд. Это было в 60-е годы ушедшего века».   Таким образом, музей был создан коллективным трудом, в результате совместной деятельности учителей, учеников, их родителей, ветеранов Великой Отечественной войны.

        Термин «школьный» определяет не местонахождение, а специфику  нашего музея. Школьный музей строит свою работу в расчете на учащихся.   Главная задача - спасти ускользающие и исчезающие ценности, потом оформить материалы так, чтобы они работали на школу, на воспитание любви к малой родине, к людям, здесь живущим.  

         В нашем музее собран богатый материал по военной тематике, по истории колхоза «Искра».   Оформлен стенд «Из одного металла льют медаль за подвиг, медаль за труд». Материалы по этой теме позволяют восполнить копилку знаний  о нашей сибирской родине, о тех событиях и фактах, которые имели место на этой земле, и людях, внесших свой весомый вклад в развитие района.   Если кто-то узнает о своих близких хоть немного больше, чем прежде, сделает для себя небольшие открытия, увидит судьбы своих земляков через призму общеисторических событий, он почувствует себя духовно обогащенным, станет бережнее относиться к родным местам и их людям.

       

Деятельности школьного музея  при подготовке к празднованию

70-летия Великой Победы

        При подготовке мероприятий к 70-летию Победы были организованы лекторская и поисковая группы учащихся.     План проведения мероприятий был составлен так, чтобы он охватил школьников всех возрастных групп.  

       Ведется работа по следующим направлениям:

  1. Проведение встреч с ветеранами и их родственниками. Конечно, самые ощутимые результаты в решении задач героико-патриотического направления именно приносят встречи с ветеранами ВОв и труда. Мы столкнулись с проблемой, что в нашем селе не осталось ветеранов Великой Отечественной, но остались их дети. Одним из наиболее убедительных приемов воспитания гражданских чувств является ознакомление учащихся с бесценными документами – письмами, дневниками, воспоминаниями участников тех лет. Эти свидетельства передают сокровенные мысли людей, их чувства, переживания, надежды, они оказывают действенное влияние на современную молодежь. Мы провели круглый стол «Фронтовое письмо», где использовали краеведческий материал – письма с фронта, написанные в годы Великой Отечественной войны.
  2.  Проведение Уроков Мужества. Нами были спланированы и проведены тематические Уроки Мужества  «Дети войны», «Маленькие герои большой войны»,  «День неизвестного солдата»,  «Бессмертен тот, кто Отечество спас (битва за Москву)», «900 дней блокады», «У войны неженское лицо». Эти уроки призваны воздействовать на детей на эмоциональном уровне. Многие из них были проведены как литературно-музыкальные композиции, на мероприятиях, посвященных памяти героев, всегда зажигается Вечный огонь, проходит минута молчания.  На всех используются мультимедийные презентации, документальные кадры.  
  3.  Проведение тематических выставок, конкурсов стихов, песен, рисунков.  К юбилею Победы в музее оформлены выставки об основных сражениях Великой Отечественной, о городах-героях, о Героях Советского Союза – жителях Ленинска-Кузнецкого. На базе музея проводятся конкурсы рисунков, чтецов.    

Составляются различные викторины, конкурсы по тематике Великой Отечественной войны.    

Ребята начальной школы путешествуют по станциям: «По фронтовым дорогам», «Кузбасс - фронту», «Строки, опаленные войной», «Бьётся в тесной печурке огонь».

Для учащихся начальной школы мы проводим чтение художественных произведений, посвященных юным героям (Е.Благинина   «Шинель», Л.   Касссиль «Памятник советскому солдату», М.   Пляцковский «Май пятого года», А.Митяев   «Мешок овсянки»,А.Твардовский   «Рассказ танкиста» и др.).      

Также мы организуем «кинозал», где дети коллективно просматривают, а затем обсуждают фильмы о войне («Зеленые цепочки», «Девочка ищет отца», «Улица младшего сына», «Орлёнок», «Иваново детство», «Повесть о настоящем человеке», «Всадники», «Четвертая высота», «Сын полка» и др.).    

  1. Работа школьного музея тесно связана со школьной программой по таким предметам как история, литература. На уроках истории материалы музея используются при изучении Великой Отечественной войны. Учебные экскурсии в музей дополняют и расширяют знания  детей о Великой Отечественной войне и позволяют сформировать своё отношение к этому событию.
  2. Поисково-исследовательская деятельность школьника - основная форма краеведческой работы на базе музея. Важное условие формирования любого качества у человека – активное его самостоятельное участие в этом процессе. Поиск исторических сведений о людях родного края, составление фотодокументов, летописей и т. п. – формы поисковой работы. Работая с различными источниками информации, ученики сами формируют свою позицию на события и явлений жизни.  В какой-то степени музей может выполнять функции архива.  По материалам музея учащиеся пишут исследовательские работы, сочинения.
  3. Постоянно поддерживаем связь с ветеранами, организуем с ними встречи, поздравления с праздниками, оказываем постоянную помощь ветеранам  и не только в дни праздников.
  4. Работа по содержанию в надлежащем виде памятников. Силами активистов музея поддерживается порядок у памятника Воину – Освободителю.
  5. Ежегодно вместе со своими родителями, учителями, ветеранами  9 мая, в День Победы, силами активистов школьного музея проводится торжественный митинг у памятника погибшим в годы Великой Отечественной войны, а 22 июня - День памяти и скорби.

Заключение

        Результат работы школьного музея заключается в том, что ребенок выступает здесь  не как потребитель продукта  музейной деятельности, а как активный его создатель.

        Члены школьного музея ведут активную работу по сохранению памяти о защитниках Отечества: занимаются исследовательской деятельностью, создают небольшие фильмы о ветеранах, проводят Уроки Мужества и памяти. На базе музея проводятся мероприятия патриотической направленности. Также проходят конкурсы стихов и рисунков о войне, викторины.  Музей находится в постоянном развитии: создаются новые презентации, выставочные экспозиции. Ведется детская исследовательская работа по выпуску книги памяти о родственниках – участниках войны. Активисты музея традиционно проводят торжественный митинг 9 Мая.

        Музей – это не просто специфически оформленное культурно-историческое пространство, в котором хранятся документальные и вещественные реликвии, воссоздающие в своей совокупности интересную и яркую историю своих мест. Он может активно участвовать в формировании лучших человеческих качеств: гражданственности, патриотизма, порядочности, совестливости, ответственности, милосердия, которых особенно не хватает современному обществу и которые всегда ценились человеком.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1.  Программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 гг.». Постановление Правительства Российской Федерации 11 июля 2005 г. № 422.
  2. Агапова И., Давыдова М. Патриотическое воспитание в школе. – М.: Айрис-пресс, 2002.
  3.  Ефремова Г. Патриотическое воспитание школьников // Воспитание школьников. – 2005. – № 8. – С. 17.
  4. Мазыкина Н. В. Инновационные подходы в патриотическом воспитании и гражданском становлении личности // Воспитание школьников. – 2002. – № 6. – С. 6-11.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль школьного музея в системе патриотического воспитания школьников.

Главное, ради чего создаётся школьный музей – дети: их обучение и воспитание, развитие и социализация....

ХIV Межрегиональные юношеские научно- исследовательские чтения имени Каюма Насыйри Проект «Школьный музей как центр гражданского становления и патриотического воспитания школьников»

Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда является одной из важнейших задач современной школы, ведь детство и юность - самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Р...

Школьный музей боевой и трудовой славы

Музей Боевой и Трудовой славы был тожественно открыт в санаторной школе-интернате №5 7 мая 1985 года в честь 40-летия Победы советского народа над фашистской Германией.Цель школьного музея - раз...

Роль и место школьного Музея Боевой славы и Музея истории школы в патриотическом воспитании учащихся.

laquo;Защита Родины -есть защита и своегодостоинства»Н.РерихЭти слова значатся на одном из стендов школьного музея Боевой славы, в создание которого вложен труд педагогов, учеников и выпускнико...

О работе школьного музея боевой и трудовой славы МБОУ СОШ с.Индерка

Из опыта работы руководителя школьного музея....

Из опыта работы организации поисково-исследовательской деятельности воспитанников клуба «Поиск» музея боевой и трудовой славы МАУДО «ЦДОД» г. Усинска.

Представляю вашему вниманию статью, в которой делюсь опытом работы по организации поисково-исследовательской деятельности. Статья была опубликована в информационно-методическом журнале "Аспект&qu...