Методическая разработка мероприятия «Посиделки в русской избе»
методическая разработка (6 класс) на тему

Охапкина Надежда Николаевна

Мероприятие, рассчитанное на учащихся 1-8 классов, знакомит  с традициями русской избы, народной одеждой, предметами быта. Проходит в школьном музее народного быта Нижегородского края в форме игры-путешествия в прошлое.

Методическая разработка по теме «Наследие родного края» (игровое занятие «Посиделки в русской избе») адресована педагогам дополнительного образования, учителям изобразительного искусства и истории, руководителям школьных музеев. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon posidelki_v_russkoy_izbe_-_kopiya.doc633 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка мероприятия

«Посиделки в русской избе»

Выполнила:

Охапкина Надежда Николаевна,

учитель изобразительного искусства

МБОУ «Средняя школа № 35»

г. Дзержинск

Нижегородская область

2015 г.

Аннотация

В методической разработке по теме «Наследие родного края» (игровое занятие « Посиделки в русской избе») представлен материал по изучению народной культуры Нижегородского края. Разработанный сценарий способствует активизации познавательной деятельности учащихся по вопросам краеведения, расширяет представление о родном крае, вызывает интерес к его изучению.

Мероприятие, рассчитанное на учащихся 1-8 классов, знакомит  с традициями русской избы, народной одеждой, предметами быта. Проходит в школьном музее народного быта Нижегородского края в форме игры-путешествия в прошлое.

Методическая разработка по теме «Наследие родного края» (игровое занятие «Посиделки в русской избе») адресована педагогам дополнительного образования, учителям изобразительного искусства и истории, руководителям школьных музеев.

Содержание

  1. Введение  
  2. Цели и задачи
  3. Процесс разработки, подготовки и проведения мероприятия
  4. Ожидаемые результаты  
  5. Ход проведения мероприятия «Посиделки в русской избе»
  6. Заключение
  7. Список использованной литературы.
  8. Приложения            

Введение

«Прошлое всегда богато, но только если его знаешь,

 если умеешь его  понимать и, если оно заботливо сбережено».

                                      Д.С. Лихачев.

Воспитание у подрастающего поколения чувства патриотизма и любви к Родине, родному краю всегда было и остается актуальным.

Именно в школе должна быть сосредоточена не только интеллектуальная, но и духовная, культурная жизнь школьника. Выбор темы «Наследие родного края» для меня был не случаен.

Более двадцати лет я являюсь руководителем школьного музея народного быта Нижегородского края. За это время мною накоплен опыт по краеведению и духовно – нравственному воспитанию учащихся.         Через работу в музее я стараюсь воспитывать детей в духе любви к своей малой родине - Нижегородскому краю, его народу, его культуре.

Экспозиция школьного музея воссоздает обстановку старинной русской избы. Некоторые из предметов музея датируются концом XIX начала XX века.

В музее представлено несколько разделов: праздничная и повседневная крестьянская одежда 19-20 века, городской костюм 19-20 века, ткачество, кружевоплетение, вышивка, интерьер русской избы, предметы труда и быта.

Здесь дети   узнают о назначении предметов домашнего обихода, которые уже стали историей. Экскурсоводы, одетые в народные костюмы, рассказывают о русских традициях, обрядах и давно забытых бытовых укладах, показывают, как наши предки пользовались бытовыми вещами, и каждый желающий может попробовать это сделать своими руками. Быт в старину был тяжел. Это видно детям по рубелю для стирки белья, по прялке, по коромыслу. Но тем острее осознается мудрая любовь человека к красоте, благодаря которой затейливо украшались и эти предметы, и многие другие - скатерти, рушники, посуда, половики. Каждый музейный экспонат ребята могут взять в руки, посмотреть, как он устроен. Невозможно на вербальном уровне объяснить детям значение давно вышедших из употребления слов: туесок, короб, грохало, мочесник, веретено, коромысло и других. Только увиденные своими глазами, обыгранные в процессе игры-занятия, эти предметы становятся узнаваемыми.

Подобные творческие мероприятия несут высокий, эмоциональный, положительный заряд для учителей, детей и их родителей. Традиционно в музее проводятся игровые занятия «Русская изба», а также календарные праздники: « Кузьминки», « Зимние Святки», «Широкая Масленица», «Светлый праздник Пасхи», «Троица».  Главным в этих мероприятиях является не получение формальных знаний, а воспитание, формирование определенных нравственных принципов и поведенческих навыков у детей. В подготовке праздников принимает участие актив Музея. Ведущие должны много знать, хорошо разбираться в теме, уметь доходчиво преподнести информацию, иметь артистические данные. Часто на праздниках бабушки, родители детей, учителя становятся не только гостями, но и участниками. Праздники раскрывают сердце каждого – и малого и большого человека.

Воспитывая любовь к родному краю, давая проявить себя в творчестве, мы оберегаем ребенка. Поднимаем своего рода иммунитет к таким социальным болезням, как лень, равнодушие. Очень хотелось бы, чтобы знания о родной культуре дети пронесли через всю жизнь.

Цель: знакомство с традициями русского народа, с историей крестьянского быта и народного искусства. Приобщение детей к традиционной народной культуре, красоте и мудрости родного народа.

Задачи:

  1. Познакомить с устройством крестьянского жилища, предметами домашнего обихода, их названиями и назначением.
  2. Разучить народные игры, загадки, скороговорки, поговорки.
  3. Воспитывать патриотические чувства, любовь и гордость за свой

родной край.

Процесс разработки, подготовки и проведения

мероприятия «Посиделки в русской избе»

     Подготовка ведущих мероприятия, осуществлялась  на занятиях в « Школе экскурсоводов».

Была создана группа ребят, состоящая из актива музея, в которую вошли ученики 3а, 3 б и 8 а классов.

    На первом этапе ребята под моим руководством определили и разработали тему мероприятия. Работа на данном этапе включала в себя изучение источников и литературы, а также изучение экспозиции музея, в первую очередь, музейных предметов. Подбиралось музыкальное сопровождение.

    На втором этапе подготовки шла разработка сценария, где обсуждали структуру проводимого мероприятия,  содержание текста, состав демонстрируемых экспонатов. На этом этапе ребята учились  использовать разнообразные приемы: демонстрационный, вопросно-ответный и игровой.

Ожидаемые результаты:

-развитие познавательного интереса к истории родного края, чувства гордости за  свою малую Родину.

-развитие личности учащихся;

-духовно-нравственная ориентация школьников.

-повышение уровня знаний детей о народных традициях и быте Нижегородского края

Оборудование:

Экспонаты музея: ухват, прялка, рубель, валек, коромысло, рушники, мочесник, веретено, лапти

Костюмы для ведущих

Музыкальный центр

Музыкальный ряд: фонограмма песни «Русская изба» (М. Пляцковский, Е.Птичкин).

Литературный ряд: поговорки, загадки, скороговорки русского народа.

Общая продолжительность - 60 минут.


Ход проведения мероприятия «Посиделки в русской избе»

В музее воссоздан интерьер избы с русской печкой. Рядом кочерга с ухватом, развешаны вышитые полотенца, стоят лавки, стол, сундуки, прялки и другие предметы народного быта.

Девочки в народных костюмах поют песню «Русская изба» (М. Пляцковский, Е.Птичкин).

Ведущая: Здравствуйте, ребята! Сегодня мы окажемся с вами в далеком прошлом. Посмотрите, что у меня в руках. Правильно, лапти. Но не простые, а волшебные. Они помогут нам переместиться во времена, когда ваши прапрабабушки были такими же маленькими, как и вы. Возьмитесь крепко за руки, закройте глаза и повторяйте за мной: «Лапоть, лапоть, лапоток.  Лапоть - стоптанный бочок. Собирайся с нами в путь. Только вот что не забудь: поверни ты время вспять лет на сто – сто пятьдесят!»

Где это я? Ребята, вы не знаете, кто хозяин этой избы? Как много здесь интересных вещей. На полу половички расстелены, по стенам вышитые полотенца развешаны. А вот сундук кованый, туеса, крынки, чугуны, самовар, ухват. Печка горячая, - значит,  хозяева  недалеко ушли. Где же  они?

                          «Кто ты? Выдь  и  покажися,

                            С нами честно подружися.

                            Коль ты старый человек-

                            Дядей будешь нам навек,

                            Коли парень ты румяный-

                            Братец будешь нам названный,

                            Коль старушка - будь нам мать.

                            Так и станем величать.

                            Коли  красная девица-

                            Будь нам милая сестрица!»

В горницу входят хозяйки избы – Настасья с коромыслом на плечах  и Марья с крынкой в руках.

Настасья: Батюшки! Пока я Буренку ходила доить да курочек кормить, не заметила, как к нам столько гостей собралось!

Марья: Здравствуйте,  гости дорогие, люди добрые!

Ведущая: Здравствуйте, девицы - красавицы! Вы  уж извините, что без приглашения мы к вам пришли.

Настасья: Гости незваные да желанные. Желанный гость зову не ждет.

Ведущая: А как звать-величать вас?

Настасья: Зовут меня Настасья, а по батюшке Ивановна.

Марья: А меня - Марья. Рады гостям, будьте как   дома. И ты, милая, не стой, в ногах-то правды нет. Садись-ка в красный угол на сундук, он нам от бабки достался. Она его в городе Лысково на ярмарке купила. Там известные на всю округу мастера жили, они славились своим умением сундуки делать. Много ему лет, а все как новенький.

Ведущая: Я  еще таких красивых сундуков не видела: цветы и травы диковинные, узоры сказочные. А он не золотом ли обит?

Настасья: Нет, какое золото! Сундук наш медными пластинами обит, мы его начистили - вот он и блестит как золото.

Ведущая: А что вы     там храните?  Смотрите, здесь еще и ключ есть, совсем как из сказки!

Настасья: Ключик непростой. Вот я его сейчас поверну – зазвучит мелодия! А в сундуке все наши богатства – скатерть узорами расшитая, это мастерицы из Городца постарались, шаль кружевная, мне ее батюшка в Балахне купил. Балахнинские кружева с бельгийскими посоперничать могут! Вот пояс моей прабабки. Носила она его нечасто, хранила бережно. На нем старославянскими буквами вытканы слова: «Еси поясъ Прасковьи Григорьевны Полушкиной».  А это  покрывало лоскутное, мы люди бережливые, в доме каждый лоскуток в дело идет. Да и на половички все старые тряпочки пригодились. А особенно дороги мне полотенца. Когда к свадьбе моей приданое готовили, матушка заставила меня, как велел обычай, каждому гостю по полотенцу вышить, да так, чтобы узор не повторялся. Вот и вышивала: кому цветы, кому птицы райские, кому – узоры невиданные…

(Дети рассматривают вещи из сундука, берут их в руки).

Марья: Вот полотенце, видите, с птицами да цветами. Птицы поют о счастье, о здоровье, о благополучии. Птица – это символ семьи. Вы, наверное, слышали выражение «семейное гнездо», «уютное гнездышко». Чтобы в вашем доме все были живы - здоровы,  да счастливы, нужно вышить хоть одно такое полотенце с птицами райскими.

Ведущая: А вот еще полотенце. И надпись, какая – то вышита.

Марья: Это полотенце я подарила своему мужу к свадьбе. И слова вышила: «Люби меня, милой, люби не забывай! Цвети цветочек аленький, цвети не опадай». Всю жизнь сидим мы зимой по вечерам то с иголкой, то со спицами, то с веретенцем, то с прялочкой. Работаем и песни поем.

Ведущая: А какие песни вы поете?

Марья: Да разные! Я вот про пряху люблю. Подпевайте-ка нам, с песней и работа спорится. Весело поется, весело прядется.

                 В низенькой светелке огонек горит,

                Молодая пряха у окна сидит.

                Молода, красива, карие глаза.

                По плечам развита русая коса.

                Русая головка, думы без конца,

                Ты о чем мечтаешь, девица-краса?

(Дети подпевают)

Ведущая: Нельзя ли посмотреть на вашу прялочку? Как она выглядит?

Марья: Отчего же нельзя? Только найди-ка ее!

Ведущая: Ребята! Может, вы мне поможете? Теперь я знаю, вот она! А как на ней работают?

Марья: Сейчас покажу. Только сначала загадку отгадайте. Что это такое:

                На осине сижу,

                Сквозь клены гляжу,

                Березой верчу. (Прялка)

(Дети пытаются отгадать загадку)

Молодцы, трудную загадку отгадали. «На осине сижу…» Видите, донце прялки, на которое я должна сесть, сделано из осины. «Сквозь клены гляжу…» Из кленового дерева делают гребень прялки. «Березой верчу…» Веретенце – из березы. Вот тяну я из кудели нитку и на веретено наматываю – пряжу пряду. А знаете, как  веретено вместе с ниткой называется? Мочка. Вот устану я прясть и положу мочку в мочесник лубяной. Мочесник - то  мой Степан сделал и расписал. Свадьбу нашу изобразил. Видите, сидят здесь два голубка, друг дружкой любуются, как мы со Степаном, ладно живут.

     Настасья: У нас в деревне в каждой семье и нити пряли, ткани изготавливали, и красили сами. Наши прабабки трудились, не разгибая спины. Вы хоть знаете, сколько часов требовалось, чтобы спрясть нитки из одного пуда?

Ведущая: А сколько килограммов в пуде?

Настасья: Ты милая и этого не знаешь? 16кг.

Ведущая: Трудно сказать. Может быть, 20 часов? Вы как, ребята, думаете?

(Дети отвечают)

Ведущая: Не угадали. Почти 955 часов усердной работы.  Без помощи невесток и дочерей одной хозяйке было трудно. Вот и заставляли девочек с 6-7 лет и прясть, и ткать, и вышивать. «Неткаха» и «непряха» были самыми обидными прозвищами. У нас обычай был: когда рождалась девочка, ее пуповину перерезали на веретене и перевязывали пупок льняной ниткой, чтобы росла рукодельницей.

Ведущая:  А если рождался мальчик?

Настасья: Тогда вместо веретена брали топор или стрелу, чтобы рос охотником или мастеровым.

Марья: А еще мне бабушка рассказывала, что существовал вот еще какой магический обряд: когда девочка выпрядала свою первую нить, эту нить сматывали в клубок и торжественно сжигали, а пепел девочка должна была выпить с водой. Делалось это для того, чтобы трудолюбие и искусство не покидало рукодельницу до конца ее дней.

Настасья: Было и другое, тоже волшебное, применение для первой спряденной нити. Мать девочки прятала ее и приберегала до тех пор, пока дочь не станет невестой. И вот тогда-то, готовя ее к свадебному обряду, мать опоясывала свою дочку этой нитью под всеми нарядами по голому телу. Считали, что эта нить сбережет невесту от порчи и сглаза.

Настасья: Заболтались мы с вами, а белье- то не стирано! Где мой валек? Не нахожу.

Ведущая: А что есть стиральные машины такой фирмы?

Настасья: У нас, милая, не фирмы, а валек! Я беру валек, белье в речке намочу, на мостках расстелю и колочу вальком. А когда захвораю, так мне муж помогает. Ну-ка, попробуйте постирать. У всех ли получится?

(Дети рассматривают валек, пробуют им постирать белье)

Ведущая: Я гляжу, у вас белье не глажено. Давайте утюг, мы вам поможем!

Марья: А вот мой утюг лежит, рубель называется.

Ведущая: Такой фирмы я не слышала. У меня на утюге написано «Тефаль», а у соседки – «Самсунг»!

Марья: Самснуг? Сам снует что ли? А вы вот нашим рубелем погладьте!

Ведущая: Ребята, может, кто из вас знает, как рубелем гладить?

(Дети подходят к столу и по очереди гладят белье)

Ведущая: Ой, а уж вот эту вещь мы хорошо знаем! Это…лапти! Только почему они у вас около печки стоят?

Марья: Я вам объясню. Мы в эту избу недавно переехали. А из старой избы мы с собой Домового забрали. Не оставлять же его, чтобы он плакал да прохожих пугал. Мы Домового с уговорами и угощеньями переносили в этом стоптанном лапте. Он у нас под печью живет. Домовой – душа дома.

Ведущая:  А вы его видели, Домового?

Настасья: Он такой маленький старичок, заросший до глаз волосами. И с коготками на лохматых лапках. По нраву он говорун, хлопотун, ворчливый, но заботливый и добрый. Мы всегда стараемся поддерживать с Домовым хорошие отношения, не забываем обращаться к «дедушке-суседушке» с ласковым словом. Оставляем ему немного еды, а он нам за это добром платит: ухаживает за    скотиной, помогает дом содержать в порядке, предупреждает о несчастье.

 Ведущая: Как интересно, а я-то думала, кто  здесь лапоть бросил?         Ребята! А кто из вас знает, сколько лапти носились?

(Дети отвечают)

Марья: Правильно, в летнюю пору - 3-4  дня, а зимой- 7-10 дней. «В дорогу идти – пять пар лаптей плести»,- говорят у нас в деревне. Но зато стоят лапти не более 5 копеек, а сапоги несколько рублей. Плетением лаптей только мужчины занимаются. За день две пары лаптей можно сплести. Наш Степан  как лапти плетет, так нам небылицы рассказывает, да загадки загадывает. Вот недавно загадал:

                         Пошел рыбак на речку,

                А ему во след говорят:

                «Дай тебе господи столько

                Корзин рыбы наловить,

                Сколько деревьев в лесу:

                Одну на зачин, да сорок раз по сорок!»

Сколько же корзин рыбы надо наловить? /161/

(Дети отвечают)

Молодцы, хорошо считаете.

Ведущая: А можно ли ваши лапти примерить? Ребята, кто желает, выходите!

(Дети примеряют лапти)

Настасья: Держатся лапти на оборах – веревках из конопляного волокна – моченцах, ими надо обвязать ногу до колена. Зимой чтобы теплее ногам было мы внутрь лаптей соломку стелим.

Настасья: А вот вам еще загадки для разгадки:

                        Рогат,

                        Да не бык,

                        Хватает,

                        Да не сыт,

                        Людям отдает,

                        А сам на отдых идет.

                        Что в избе за коровьи рога?

                                        /Ухват /

Марья: А теперь  найдите ухват, да попробуйте чугунок из печи вынуть! Молодцы!

(Дети по очереди вынимают чугунок из печи)

 Вот вам еще загадка.

                        Горбатый кот

                        Бабе плечи трет.

                                        /Коромысло /

Настасья: А теперь выходите девицы-красавицы, да попробуйте павой пройти с коромыслом. Да смотрите, чтобы вода из ведер не выливалась! Молодцы, справились!

(Дети по очереди проходят с коромыслом)                        

Марья: А кто из вас, ребята, мастер скороговорок? Выходите! Вот вам задание быстро произнести такие слова:

(Дети по несколько человек выходят и повторяют скороговорки)

                          Бобр добр для своих бобрят.

                        Баран буян залез в бурьян.

        Перепел перепелку и перепелят в перелеске прятал от  ребят.

                        Около кола бьют в колокола.

                        Опять пять ребят нашли у пенька пять опят.

Ведущая: Ребята! А вы прибаутки знаете? Нет? Тогда давайте разучим!

(Дети повторяют за ведущей)

                        Антошка-картошка,

                        Соломенная ножка,

                        Сам с ноготок,

                        Голова с локоток.

                        

                        Лешка-лепешка,

                        Голова с лукошко,

                        Шапка колышком,

                        Ноги бревнышком.

                        

                        Витя-Витя-карапуз,

                        Съел у бабушки арбуз.

                        Бабушка ругается,

                        Витя отпирается.

                        Леня, Леня – требуха,

                        Съел корову и быка,

                        Семьсот поросят,

                        Бочку борщу,

                        И кричит: «Я есть хочу!»

                        Тили – тили - тесто,

                        Жених и невеста!

                        Ноги в пуху-

                        Поклонись жениху!

                        Ноги в тесте-

                        Поклонись невесте!

Марья: Ребята? А вы играть любите? Давайте в игру «Горшки» поиграем!

(Ведущая объясняет правила игры)

Настасья: Молодцы ребятишки! Порадовали!

Ведущая: Ребята у нас хоть куда! Интересуются народным творчеством: и пляшут, и поют - весело живут! Девчата голосистые, песен душевных много знают. Выходите, песню заводите!

(Дети поют народную песню под фонограмму)

Марья: Ну, гости дорогие, уважили. От песни вашей легко и радостно на душе стало!

Настасья: Вот и пироги румяные подоспели! Примите наши угощения, спасибо вам, за приятную компанию, ждем вас еще в гости !Читайте сказки, загадки, разучивайте новые песни!

Ведущая: Понравилось вам в гостях?

Ребята: «Да!»

Настасья: До свидания, до новых встреч!

Учитель: Наше путешествие закончилось. Теперь у нас иной уклад жизни. Потому многие из предметов, которыми пользовались наши прапрабабушки каждый день, сегодня  находятся в школьном музее.         За каждым экспонатом – своя история. Всякая вещь хранит отпечаток личности мастера, создавшего ее, и хозяина, пользовавшегося ею, а значит – отпечатки душ людей, живших до нас. Это наша память, которую мы должны хранить. До свидания, до новых встреч! (Все фотографируются на память.) 

Заключение

Ведущие ответственно отнеслись к проекту, проявили навыки исследовательской работы, самостоятельность, умение доходчиво преподнести информацию, инициативность, артистизм.  Активом музея была создана компьютерная презентация «Вечно прадедов работа будет радовать кого-то» и проведено мероприятие «Русская изба» в рамках городской недели «Музей и дети» для активов школьных музеев, а также для учащихся нашей школы.

Самые яркие детские впечатления остаются на всю жизнь. Я помню свой первый урок в школе, когда наша учительница Евдокия Ивановна принесла в класс лапти и полотенце, расцвеченное узорами. И неторопливо повела разговор о том, как в этих лаптях она бегала в школу, как любила рукодельничать, ходить за ягодами и грибами.  Потом и нас учила рисовать, лепить, вышивать, пела с нами народные песни. Я думаю, что моя учительница была очень мудрым человеком, она не говорила высоких слов. Она просто любила нас, школу, Родину. Она была очень доброй и учила нас относиться ко всему с добром.

Самая большая ценность – это ценность доброты. Если мы научим ребенка понимать искусство, он станет нравственно лучше, а, следовательно, счастливее.

Список используемой литературы

  1. Нижегородская домовая резьба. В.В. Фёдоров. НН, «Литера» 2008
  2. Балахнинское кружево. Л.В. Ведерникова. НН, «Литера» 2008
  3. Хохломская роспись. Т.И.Емельянова. НН, «Литера», 2009
  4. Павловские замки. Пурехские колокольчики. В.В. Фёдоров. НН, «Литера» 2009
  5. Городецкая роспись. С.П. Чуянов. НН «Литера», 2009
  6. Ткачество и вышивка Нижегородского края. И.В. Маршева. НН, «Литера» 2010
  7. Нижегородские промыслы и церковное искусство. А.Г.Киселев. НН, «Литера» 2010

8    Пословицы русского народа. В. И. Даль.  М.»ЭКСМО» 2007

9   Мы – славяне! М.Семенова. Санкт-Петербург, «Азбука-классика» 2005

Приложения

«Русская изба». М. Пляцковский, Е.Птичкин.

1 куплет

Наши прадеды любовно топором тесали бревна,

Гвозди крепко забивали,

Песни громко запевали.

Припев:

Ставенки узорные,тонкая резьба.

До чего ж просторная русская изба.

2 куплет

Что избе капризы моды,

Что ей годы, непогода.

В ней хозяевам не тесно и гостям хватает места.

Припев:

3 куплет

Ухмыляются иные: а изба стоит и ныне,

Не сломалась, не сгорела,

Лишь немного постарела.

Припев:

4 куплет

Дорожим мы стариною, стала нам она родною.

Вечно прадедов работа

Будет радовать кого-то.

Припев:

Народная игра «Горшки»

Дети садятся в круг. Один из детей – «продавец», а другой – «покупатель». Ведут между собой торг.

-Почем горшки?

- По денежке.

- А они не дырявые?

-Сам проверь.

-Вот этот беру.

-По рукам.

Ударяют по рукам и бегут в противоположном направлении вокруг сидящих..Кто первым прибежит к выбранному «горшку» и дотронется до него рукой, тот и выигрывает, становится «продавцом». А проигравший садится в круг – он «горшок». Игра продолжается.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка «Самостоятельная работа по русскому языку в 8 классе по теме «Виды связи в словосочетании»» Составлена учителем русского языка и литературы МОБУ СОШ №19 г. Кореновска Краснодарского края Гузей Светланой Анатольевной

Методическая разработка представляет десять вариантов самостоятельной работы для учащихся 8 класса на определение типов связи в словосочетании, а также отработку навыков разграничения словосочетаний о...

Методическая разработка внеклассного мероприятия по русскому языку "Мы за чистоту русской речи!"

В разработке представлен материал для выступления на тему "Мы за чистоту русского языка!", призывающий беречь свой язык, не засорять его словами - паразитами, жаргонизмами....

Методическая разработка раздела образовательной программы. Русский язык. 5 класс, "Имя существительное" к учебнику Т.А. Ладыженской, М.Т.Баранова и др.: «Русский язык», 5 класс, Москва, «Просвещение», 2011г.

Структура работы.Пояснительная записка……………………………………………………………………..3Раздел 1. Цели и задачи методической разработки  раздела образовательной программы по русскому языку «Имя существительное» в 5 к...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ПО ДИСЦИПЛИНЕ «РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ» НА ТЕМУ: «Морфология и культура речи. Морфологические нормы русского литературного языка».

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА  ПО ДИСЦИПЛИНЕ «РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ» НА ТЕМУ:«Морфология и культура речи. Морфологические нормы русского литературного языка». Цель урока: формирование...

Методическая разработка по теме "Коми крестьянская изба конца хIх - начала хх вв." (описание помещения)

Методическая разработка составлена на онове национально-регионального компонента и предназначена для уроков  русского языка в 6 классе по теме "Описание помещения"....

Методическая разработка внеклассного мероприятия по русскому языку «Мы дружны с русским языком!»

Внеклассное занятие   "Мы дружны с русским языком!" предназначено для учащихся 5-6 классов и может быть использовано в рамках "Недели русского языка и литературы".Это уро...