Главные вкладки

    Методическая разработка внеклассного мероприятия по русскому языку в форме конкурса - игры,проходящей в рамках Недели русского языка в школе.
    методическая разработка по русскому языку (7 класс) на тему

    Комкова Лариса Валерьевна

     

    Муниципальное  бюджетное общеобразовательное учреждение

                                    «Средняя общеобразовательная школа № 8»

                                              о. Муром Владимирской  области

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

                                       Методическая   разработка

                           внеклассного  мероприятия

                                     по  русскому языку

                             в форме  конкурса - игры,

                                 проходящей   в рамках

                         Недели  русского языка  в школе

                                для учащихся 7  класса.

     

     

     

     

     

     

     

                                                            Подготовила:

                                                            учитель русского языка

                                                                     «МБОУ СОШ № 8»

                                                             Комкова  Л.В.

     

     

     

     

     

                                         Г. Муром

                      Интеллектуальная  игра:

                          «Умники и умницы».

     

     

    Цели:

    1. способствовать формированию нравственной культуры учащихся, эмпатии и сопереживания, получению опыта расширения и творческого применения в реальной жизни полученных ранее знаний, умений и навыков;
    2. воспитывать уважительное отношение друг к другу, терпимость к себе и другим; любовь к русскому языку;
    3. развивать мышление, интеллект, интерес и любознательность уч-ся, творческие способности, потребность в общении;
    4. использовать интеллектуально- творческую игру для активизации знаний по русскому языку.

     

     

     

     

     

                                

    Форма мероприятия   -   игра- конкурс.

     

    Участники    - 4 команды по 5 человек.

     

    Жюри  – представители команд.

     

    Оформление- класс украшен, на доске написаны слова:

    «Язык – это история народа… Русский язык в умелых руках и опытных устах - красив, певуч, выразителен, послушен, ловок и вместителен…

                                                          А.И.Куприн» ;

    музыкальное произведение, картины русских художников о природе,  ИКТ, ученические принадлежности.

     

     

     

    Д/З – представить команду (название, девиз, капитана).

     

     

     

                         Ход  игры – конкурса.

     

     

     

     

    1.  Звучит музыка.

    Представление  жюри,  участников игры.

    Игра начинается  с представления команд.  Приветствие включает в себя название команды, девиза и представление капитана.

     

    1. Игра  состоит  из 4 туров.

    1 тур. Блиц - турнир.

     

    2 тур.  Аукцион знаний.

            Игра со зрителями «Угадай- ка».

     

    3 тур. Конкурс капитанов.

     

     

    4 тур. Суперигра.

     

     

     

    1. Подведение  итога  игры.  Награждение победителей.

    Поощрительные  призы  отличившимся игрокам.

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    Тур № 1.  Блиц – турнир.

    Командам задаются вопросы, на которые нужно дать быстро правильный  ответ.  За верный  ответ – 1 балл.

     

    1. Из какого языка произошел русский язык? (древнерусского)
    2. Какой язык дал начало  древнерусскому  языку? (праславянский)
    3. Какая наука изучает происхождение слов? (этимология)
    4. Какое из слов бумага, мать, политика, пиджак имеет самую древнюю историю? (мать)
    5. Объясните значение устаревших слов : плоть (тело), петел (петух), десница (правая рука), вежды ( веки), не видеть ни зги (дороги), перст (палец), стезя (путь).
    6. Какая наука изучает правила произношения слов? (орфоэпия).
    7. Произнесите  правильно слова: прибывший, балуясь, добрались, начатый, завидно, красивее, черпая, движимый, досыта, диспансер, они правы.
    8. В каких словах звуков больше, чем букв?

    Якорь, пояс, семья, проезд, земля, люк, съемка.

    1. Какая наука изучает  способы  образования слов? (словообразование)
    2. Какими способами образованы слова: пятиборье, изредка, прислушаться, полет, кто-нибудь.
    3. Как правильно назвать детенышей животных: у собак(щенята), у овец (ягнята), у быков (телята), у змей (змееныши)
    4. Какая наука изучает богатство русского языка? (лексика)
    5. Подберите синонимы к словам: анализ(разбор), важный (актуальный), победа (триумф) споры (дебаты)
    6. Подберите  антонимы к словам: талант (бездарность), хаос (гармония), гнев (милость), свобода (неволя)
    7. Объясните фразеологизмы : нужен как мертвому припарка (абсолютно не нужен), не лыком шит (понимает толк в чем-то), считал ворон на уроке (бездельничать),

    и  в  ус  не  дует (никак не реагирует), потемкинские деревни (обманывать), как попу гармонь (совсем не интересует)

    1. Образуйте формы Р.п. мн.числа : туфли (туфель), чулки (чулок), носки (носков), помидора (помидоров), простыня (простынь), жабры (жабер)
    2. Выберите  слово,  где  пишется Н : медлен..о,  путан..о, откровен..о,   рассеян..о.
    3. Найдите лишнее слово : деревян..ый, песчан..ый, соломен..ый, медлен..ый,  камен..ый.
    4. Придумайте слово из приставки, корня, суффикса.

     

    Тур  № 2. Аукцион знаний.

    Практическая  часть игры. Даются задания, которые нужно выполнить письменно. За верный ответ 2 балла.

     

    1. От глаголов, стоящих в скобках, образуйте причастия. Расставьте знаки препинания.

                                   Полярная звезда.

    На берегу (усеять) мелкими и острыми камнями (зарасти)зеленым глубоким мохом, еще приметнее чувствовалась полярная звезда. Под тонкой ледяной коркой звонко пели ручьи. По отлогому склону (обратить) на полдень ярко зеленел мох, похожий на великолепный бархат. Наверху между камнями (покрывать) (потрескаться) землю пучками росли цветы - яркие полярные маки своей нежностью (напоминали) наши подснежники.

                                                          И. Соколов- Микитов.

     

    1. В каких предложениях допущены ошибки в употреблении деепричастий и причастий. Запишите предложения в исправленном виде.

     

    Открыв окно, я залюбовался видом города. Подходя к дому, вдруг выскочила собака. Белку, прыгая с ветки на ветку, мы приманили к себе орешками. Повторив старые правила, лучше поймешь новые. Росшие незабудки у ручья уже зацвели. Показавшееся солнце из-за туч ярко осветило лес и поляну.

     

                                   ( Во время выполнения задания проходит игра со зрителями).

                          Игра со зрителями «Угадай- ка».

    1. Кто говорит на всех языках? (эхо)
    2. Какие два местоимения мешают транспорту? (я, мы)
    3. Что стоит посередине земли (буква  м)
    4. Отгадайте загадки:

    «Я хожу, а он остается» (след)

    «Днем обручем, а ночью змеей» (пояс)

    «Чем больше от нее отбавишь, тем она больше становится» (яма)

    1. Объясните значение  фразеологических оборотов:

    бить челом , припадать к стопам, у черта на куличках.

    1. Исправьте ошибки, допущенные в этих выражениях.

    Возвращаться со  школы.

    Местов  нет.  Храбрая  мысль.

    Оплатить за проезд.

    Цены подорожали.

    Тур № 3. Конкурс  капитанов.

    За верный ответ  3 балла.

     

    1. Произнести скороговорки, четко выговаривая слова.

    « Шли сорок мышей, нашли сорок грошей, две мыши поплоше  нашли два гроша».

    не  перевыбалтала»

    «Наш голова вашего голову головой  переголовит,  выголовит, да не  перевыголовит».

    «Кукушка кукушонку купила капюшон. Надел кукушонок капюшон. Как в капюшоне он смешон».

     

    1. Кто больше составит слов из слова    МАГНИТОФОН

     

     

                   Тур № 4.  Суперигра. ( 5 баллов)

                        Творческое задание.

    В скобки   вставьте  художественные  тропы  языка: метафоры,

     олицетворения,    эпитеты,  сравнения.

     

                                       Зимняя  сказка.

     

    Зима.   Тишина в лесу.    Вьюга (…            )  пышную (…              )

     стройных  сосен.    Ясная береза  распустила   светлые  (   …          )  

    ветвей,  покрытых инеем,  и блестит  на солнце  (…            )

    тонкой берестой.    Глубок зимний сон природы, но жизнь в лесу

    продолжается.     (…          ) длинные тени лежат на сугробах.   

     Вот с вершины высокого дерева упала белой (…               ) и  

     рассыпалась  снежная  (…           ) .  С тихим свистом прилетели, 

    закачались на шишках (…            ) клёсты.  Пёстрым  платочком

    перемахнул  за стволами деревьев, сел на вершину   и

     пустил  (…                ) лесной (…                    ) дятел. Потоки ( …         )

     света  заливают  лесные поляны,  отражаются    в

     ослепительной   (…                          ) снегов. Высоко  в  небе ( …          )

    и  не     движутся (…         ) облака. Воздух  свеж и чист.                                                                         Хорош лес в зимнем уборе!

                                                 ( По И. Соколову – Микитову).

     

     

       ( звучит  музыка; картины о природе спроецированы на

                  мультимедийной   доске)

     

     

     

    Подведение  итогов.

                            Награждение победителей.

                                           Поощрение отличившихся игроков.

     

     

     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Office presentation icon metodicheskaya_razra.ppt2.35 МБ

    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    Подготовила учитель русского языка МБОУ «СОШ № 8» Комкова Л.В.

    Слайд 2

    Цели: 1)способствовать формированию нравственной культуры учащихся, эмпатии и сопереживания, получению опыта расширения и творческого применения в реальной жизни полученных ранее знаний, умений и навыков; 2)воспитывать уважительное отношение друг к другу, терпимость к себе и другим; любовь к русскому языку; 3) развивать мышление, интеллект, интерес и любознательность учащихся, творческие способности, потребность в общении; 4) использовать интеллектуально- творческую игру для активизации знаний по русскому языку.

    Слайд 3

    Форма мероприятия – игра – конкурс Участники – 4 команда по 5 человек Жюри – представители команд Оформление : класс украшен, на доске написаны слова: « Язык – это история народа… Русский язык в умелых руках и опытных устах – красив, певуч, выразителен, послушен, ловок и вместителен… А.И.КУПРИН»; музыкальное произведение, картины русских художников , ИКТ, ученические принадлежности. Д/З – представить команду (название, девиз, капитана)

    Слайд 4

    Звучит музыка. Представление жюри, участников игры. Представление команд ( название, девиз, капитан) Игра состоит из 4 туров. 1 тур. Блиц – турнир ( командам задаются вопросы, на которые нужно быстро дать правильный ответ. За верный ответ - 1 балл). 2 тур. Аукцион знаний (практическая часть игры, когда даются письменные задания, связанные с грамматикой русского языка. За верный ответ – 2 балла)

    Слайд 5

    3 тур. Конкурс капитанов ( произнести четко скороговорки ; составить больше слов из слова МАГНИТОФОН) Игра со зрителями. 4 тур. Суперигра. (творческое задание - 5 баллов). Дан текст со скобками. В скобки нужно вставить художественные тропы языка: метафоры, эпитеты, олицетворения, сравнения. ( Во время задания звучит музыка). На мультимедийной доске спроецированы картины русских художников о зиме.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Методические материалы по теме "Социально-трудовая направленность уроков русского языка в коррекционной школе VIII вида"

    Материал содержит обобщение опыта работы по теме, включает теоретическую часть и различные виды практических работ с учащимися 5 - 9 классов коррекционной школы на уроках русского языка....

    Методическая разработка учителя русского языка Овсовой Татьяны Владимировны, работающей в СПб ГБОУ школе 181 Центрального района

      Обучение изложению в системе работы на уроках русского языка по развитию речи в основной школе.Цели и задачи: тренировать память и мышление учащихся, обогащать словарный запас, развивать...

    Методические рекомендации по использованию игровых приемов на уроках иностранного языка в начальной школе.

    Использование игровых приемов на уроках иностранного языка, преимущества. Список игр к урокам английского языка....

    Методические разработки по немецкому языку: контрольные работы в 7-м классе в школе с углублённым изучением языка.

     В своей работе по преподаванию немецкого языка мы используем учебник «Моsaika» под ред. Гальсковой. Мы считаем, что этот учебник заслуживает всяческих похвал в области выбора лексического...

    Методическая разработка урока "Чудеса света" 11 класс УМК "Английский язык 11" для школ с углубленным изучением английского языка. Авторы Афанасьева и т.д.

    В материале приведена разработка урока по теме "Чудеса света" 11 класс по УМК "Английский язык 11" для школ с углубленным изучением английского языка...

    Развитие социокультурной компетенции учащихся средствами французского языка. Методическая разработка урока по теме «Еда» для учащихся 8 класса школ с углубленным изучением французского языка

    Методическая разработка урока по теме "Еда" для учащихся 8 класса школ с углубленным изучением французского языкаЦели урока: Обучающие: 1.Совершенствование  навыков и умений монологичес...