Методическая разработка учителя русского языка Овсовой Татьяны Владимировны, работающей в СПб ГБОУ школе 181 Центрального района
методическая разработка по русскому языку (5 класс) по теме

    Обучение изложению в системе работы на уроках русского языка по развитию речи в основной школе.

Цели и задачи: тренировать память и мышление учащихся, обогащать словарный запас, развивать речь, излагать текст на основе услышанного, сохраняя стилистику авторов, языковых средств выразительности.                                                         

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая разработка учителя русского языка Овсовой Татьяны Владимировны, работающей в СПб ГБОУ школе 181 Центрального района.                          

    Обучение изложению в системе работы на уроках русского языка по развитию речи в основной школе.

Цели и задачи: тренировать память и мышление учащихся, обогащать словарный запас, развивать речь, излагать текст на основе услышанного, сохраняя стилистику авторов, языковых средств выразительности.                                                          

Изложению можно учить, осуществляя ряд тренировочно - обучающих изложений,

тренируя память в самостоятельных пересказах текстов, осваивая стилистику разных авторов, обогащая  лексикон учащихся.

 Первой задачей учителя является отбор текстов малой формы.

 При выборе текста ставка делается на высокохудожественные произведения известных русских писателей. Творческая манера художника слова, своеобразие его индивидуальности, отбор им языковых средств, использование образно-выразительных средств языка, жанровые особенности, оригинальность темы- всё это позволяет сформировать положительную мотивацию к русскому языку как учебному предмету.

 Выбор формы работы: изложение как вид письменного упражнения в развитии речи учащихся на основе образца, письменный пересказ прослушанного или прочитанного способствуют развитию хорошей памяти, логики, мышления, языкового чутья.

  Изложение может быть по полноте передачи содержания  и языковых средств подробным, сжатым. По типам: повествованием, описанием, рассуждением; по стилю: художественным, публицистическим, научно-популярным.

  Определение вида обучающего мини-изложения со стороны языкового разбора текста, в процессе которого обращается внимание на вопросы, связанные с изучаемым или повторяемым материалом по курсу русского языка: связь темы и композиции, лексики и идеи, типа речи и  слов  определённой морфологической характеристики, жанра и синтаксических конструкций.

  На начальном этапе самостоятельной работы учащихся полезно использовать форму свободного диктанта, для которого следует разбить текст на части и записывать его последовательно. Это повысит внимание к стилю, к образам, к деталям.

 Для тренировки в запоминании сложных мыслей, выраженных с помощью сложного предложения, возможно, многокомпонентного , полезно предлагать в готовой записи на доске фрагменты текстов, чтобы проанализировать из непростой строй. Принципиально важно, что писатель передаёт идею текста с помощью сложной синтаксической конструкции.

                                             Примеры текстов.

  В Москве уже лет тридцать и больше я наблюдал чудесное время, названное мною весной света, когда первый воробей запоёт по-своему в стенной печурке, желоб высунет из себя ледяной язык, и с него закапает, и поперёк тротуара побежит первый маленький ручей.

                                                                  ( 40 слов в одном предложении).

                                                Обращение к другу.

  Где ты, мой друг, за долами и за синими морями? Или ты был у меня, и это я зову тебя из прошлого, или надеюсь увидеть тебя в будущем? Как бы мне хотелось всё своё тебе рассказать, во всём с тобой посоветоваться.

                                                    ( 44 слов в трёх предложениях по Пришвину  М. М.)

       Шиповник стоял, повернувшись большими цветами к солнцу, нарядный, совершенно праздничный, покрытый множеством острых бутонов. Цветение его совпало с самыми короткими ночами, когда соловьи гремят в росе всю ночь напролёт, зеленоватая заря не уходит с горизонта и в самую глухую пору ночи так светло, что на небе хорошо видны горные вершины облаков. Кое-где на их снеговой крутизне можно заметить розовый отблеск солнечного света.

                              ( 62 слова в трёх предложениях по Константину Паустовскому).

         В этих художественных фрагментах переданы реалии русской национальной жизни и в природе, и в мироощущении.

  Со стороны синтаксиса можно обратить внимание на различного рода осложняющие компоненты в простых частях сложной конструкции. Для того, чтобы синтаксически целое было понятно по структуре, следует научить:

  1. Выделять на слух грамматические основы предложений;
  2. Слышать и различать интонацию конца предложений и другие виды интонаций;
  3. По мере узнавания отдельных простых частей в составе сложного фиксировать внимание на средствах смысловой и грамматической связи. В этом случае помогают вопросы:

- Сколько предложений было прочитано?

- Сколько частей в сложном предложении?

- Каким видом связи соединены части в одно целое?

- С помощью, каких грамматических средств связаны части в целое?

                                                         


 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План работы Методического объединения учителей русского языка и литературы ГБОУ "Инженерно-техническая школа имени П.Р.Поповича"

Иногда не знаешь, с чего начать составление плана работы. Возможно, предложенный материал поможет не заблудиться в океане методических идей!...

Методическая статья - разработка "Рабочая программа по русскому языку для 6 "И" класса индивидуального отделения ГБОУ школы №594"

ГОСУДАРСТВЕННОЕ  БЮДЖЕТНОЕОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СОШ № 594МОСКОВСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА УТВЕРЖДАЮ Директор ГБОУ СОШ № 594Агафонова Н.В.Приказ № ___ от ____ 2016г._________...

Методическая статья -разработка "Рабочая программа по русскому языку для 7 "И" класса индивидуального отделения ГБОУ школы №594 "

ГОСУДАРСТВЕННОЕ  БЮДЖЕТНОЕОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СОШ № 594МОСКОВСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА УТВЕРЖДАЮ Директор ГБОУ СОШ № 594Агафонова Н.В.Приказ № ___ от ____ 2016г._________...

Методическая статья -разработка "Рабочая программа по русскому языку для 8 "И" класса индивидуального отделения ГБОУ школы №594 "

ГОСУДАРСТВЕННОЕ  БЮДЖЕТНОЕОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СОШ № 594МОСКОВСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА УТВЕРЖДАЮ Директор ГБОУ СОШ № 594Агафонова Н.В.Приказ № ___ от ____ 2016г._________...

Методическая разработка учителя немецкого языка высшей квалификационной категории Михайловой Оксаны Валентиновны/ГБОУ школа № 605

Данный тренажёр помогает учащимся на практике имитировать ситуацию устной части экзамена ОГЭ по немецкому языку...

ДОКЛАД на методическом объединении учителей русского языка и литературы Ирафского района учителя филиала ГБОУ РФМЛИ в с. Мацута

laquo;Организация работы учащихся с низкой успеваемостью и низкой мотивацией по подготовке к государственной итоговой аттестации и ВПР на уроках»....