ДОКЛАД на методическом объединении учителей русского языка и литературы Ирафского района учителя филиала ГБОУ РФМЛИ в с. Мацута
методическая разработка (9 класс)

Хадаева Алина Ахсаровна

«Организация работы учащихся с низкой успеваемостью и низкой мотивацией по подготовке к государственной итоговой аттестации и ВПР на уроках».

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_na_metodobed.docx20.73 КБ

Предварительный просмотр:

ДОКЛАД

на методическом объединении учителей русского языка и литературы Ирафского района учителя филиала ГБОУ РФМЛИ в с. Мацута Хадаевой Алины Ахсаровны на тему:

«Организация работы учащихся с низкой успеваемостью и низкой мотивацией по подготовке к государственной итоговой аттестации и ВПР на уроках».

2019-2020 учебный год

           Я сейчас работаю в 6,9, и 10 классах. 9 класс в плане успеваемости не вызывает особой тревоги, что является результатом кропотливой работы с учащимися.  По итогам 2-го полугодия 2019-2020 учебного года класс показал неплохой процент качества знаний .                                                                                                            

Однажды при подготовке к урокам мне в руки попала притча, которая тронула меня за душу. Вот она.

Сидит у обочины старик и смотрит на дорогу. Видит: идет человек, а за ним мальчик еле поспевает. Человек остановился и велел ребенку подать старику воды и дать кусок хлеба из запасов.

- Что ты тут делаешь, старик?- спросил прохожий.

- Жду тебя,- ответил старик.- Тебе ведь доверили этого ребенка на воспитание.

- Верно,- удивился прохожий.

- Так бери с собой мудрость. Если хочешь посадить человеку дерево, посади плодовое деревцо. Если хочешь подарить человеку лошадь, бери лучшего скакуна. Но если тебе доверили ребенка на воспитание, то верни его крылатым.

- Как я это сделаю, старик, если сам не умею летать?- удивился человек.

- Тогда не бери мальчика на воспитание!- сказал старик и направил взор на небо.

Прошли годы.

Старик сидит на том же месте и смотрит в небо. Видит: летит мальчик, а за ним - его учитель. Они спустились перед стариком и поклонились ему.

- Старик, помнишь, ты велел мне вернуть мальчика крылатым? Я нашел способ… Видишь, какие выросли у него крылья!- сказал учитель гордо и с лаской обвел крылья своего воспитанника.

Но старик дотронулся до крыльев учителя, приласкал их и прошептал:

- Меня больше радуют твои перышки…

Притча навела меня на мысль о том, что учитель действительно растет вместе со своим учеником. В какой бы трудной ситуации он не оказался, должен, даже обязан найти выход.

Да, учитель руководит образовательным процессом. От него зависит, какие знания получат дети. Умение передать им свои знания очень важно. Есть множество технологий обучения. А как быть, если учитель использует всевозможные технологии обучения, различные приемы и методы работы, но они не дают результатов?

Свою работу по подготовке учащихся к ГИА и ВПР я базирую на «трех китах»:

- психологическое просвещение;

- информационная работа;

- учебно-тренировочная подготовка.

         

         В начале работы при подготовке к ВПР И ГИА мы с ребятами тщательно анализируем, разбираем каждое задание диагностической работы, повторяем весь теоретический материал, на основе которого составлены задания и тесты. Затем каждое задание выполняем не менее 10 раз, чтобы добиться полного понимания, и только в этом случае развиваются необходимые навыки.          

            Ключевым моментом по подготовке к ГИА и ВПР считаю ведение «Справочника». Это общая тетрадь, в которую в виде схем, таблиц, опорных конспектов, трудных случаев орфографии и пунктуации, слов-исключений, стихотворений-запоминалок. После такой проделанной работы приступаем к выполнению диагностической работы в целом.

      Чтобы эффективнее шел процесс подготовки, следует продумать систему повторения изученного материала. Регулярно использую на уроках работу с опорными учебными таблицами и схемами. Такая работа позволяет изучать язык в системе, учиться работать с дополнительными пособиями, быстро повторить изученный материал, что немаловажно при подготовке к ВПР И ОГЭ. Также применяю различные виды тестов: с выбором ответа и без выбора ответа, с развёрнутым ответом, на соответствие, на заполнение пропусков, на установление истинности или ложности, на понимание текста. Это позволяет школьникам быстро ориентироваться в диагностической работе.

     Тренировки в выполнении тестовых заданий позволяют реально повысить тестовый балл. Зная типовые конструкции тестовых заданий, ученик практически не будет тратить время на понимание инструкции. Кроме того, во время таких тренировок формируются соответствующие навыки психологической саморегуляции и самоконтроля, позволяющие мобилизовать себя в решающей ситуации, овладеть собственными эмоциями, способствуют развитию навыков мыслительной работы.
      Особое внимание следует уделять работе с формулировками, характерными для диагностических материалов. Часто непривычная формулировка сбивает с толку даже вполне подготовленного ученика. Важной составляющей работы является сведение к минимуму эффекта неожиданности. Подбирая тренировочные задачи, нужно предлагать возможно большее число вариантов формулировок. Ученик постепенно привыкает к этому разнообразию.

       В работе мне помогает ещё такой приём: определяю типологию пробелов в знаниях учащихся по итогам выполненных тестов, составляю план устранения недостатков. На такие планы опираюсь, когда составляю планы-конспекты уроков, провожу устную работу, раздаю карточки для индивидуальной работы. Благодаря такому планированию, вижу, на какую тему нужно сделать упор при индивидуальной работе с учащимися.

        За годы работы учителем пришла к выводу, что одним из эффективных приёмов работы над повышением грамотности является составление алгоритмов и использование их учащимися.

    Сначала нужно познакомить учащихся с понятием алгоритма. Алгоритм — это набор правил, который определяет последовательность операций для решения конкретного множества задач и обладает пятью важными чертами: определённость, конечность, ввод, вывод, эффективность Наиболее важным является то, что дети сами приходят к выводу, что алгоритмом можно назвать план, правило, инструкцию или рецепт,

       Я использую следующие алгоритмы при подготовке к ОГЭ:

1.Алгоритм написания изложения

2.Алгоритм выполнения заданий 2-8 ОГЭ.

3. Смысловой анализ текста.

4. Изобразительно-выразительные средства русского языка.

5.Правописание приставок.

6.Правописание Н и НН в суффиксах слов различных частей речи. Правописание суффиксов различных частей речи. Правописание личных окончаний глаголов.

7.Лексика и фразеология

8.Виды подчинительной связи в словосочетании.

9. Способы выражения главных членов предложения.

10.Вводные слова, обращения и уточняющие обособленные обстоятельства.

11.Выделение грамматических основ в предложении.

12.Сложносочиненные и сложноподчиненные предложения.

13.Синтаксический анализ сложного предложения.

14.Сложные предложения с разными видами связи

15.Алгоритм написания сочинения 9.1, 9.2, 9.3

Таким образом, данный приём играет важную роль при повышении качества образования.

      Сжатое изложение - самая сложная часть экзамена.

      Самой сложной частью экзамена по русскому языку считаю часть 1, а именно чтение текста незнакомцем. Выпускнику сложно воспринять на слух «чужой» голос. Написание сжатого изложения по прослушанному тексту требует не только мобилизации памяти школьника, но и структурированного восприятия содержания текста (нужно запомнить и понять содержание текста, определить тему, основную мысль, выделить микротемы, отсечь второстепенное). Ребята утверждают, что трудно воспринимать демонстрирующийся текст. Однако выбора нет, нужно демонстрировать свои знания. Что делаю я в этом случае? Периодически использую технические средства с 5 класса. Практика показывает, что это производит эффект адаптации. И не только на уроках русского языка, но и на уроках литературы, часах общения, связывая темы с темами уроков и занятий. Например, в 5 классе после прочтения повести В.Г. Короленко «Слепой музыкант» вывела учащихся на диалог об искусстве, используя аудиотекст о настоящем искусстве. В 8 классе после прочтения и анализа рассказа Паустовского К.Г. «Телеграмма» использовала аудиотекст «Мама». А в 8-9 классах изложение пишем исключительно на основе аудиотекста. В самом начале работы с аудиотекстами, в период привыкания, включаю по три раза. Постепенно переходим на 2. К середине 8-го класса прослушивание текста строго идёт 2 раза. На занятиях по подготовке к экзаменам, на консультациях стараюсь почаще проводить сжатые изложения. Предлагаю ученикам написать только на черновиках. Но даю установку, главное – изложить, применяя алгоритм и выполнить проверку всех видов ошибок с обязательным применением орфографического словаря. Важно приучить ребят пользоваться словарём. И постепенно ученики привыкают даже на рабочих уроках пользоваться словарями. Тем самым повышая орфографическую грамотность, развивая и улучшая память. Совет-рекомендация (им пользуются мои ученики) по проверке: читай, проверяй, исправляй: первый раз – орфографические ошибки, второй раз – пунктуационные, третий – грамматические, четвёртый – речевые, пятый – фактические.

        Целесообразно знакомить каждого ученика с критериями оценивания изложения и сочинения, что позволяет избежать ошибок в построении текста, выделении микротем. Работу над сочинением – рассуждением выстраиваю таким образом: распределяются обязанности: 1 ученик пишет вступление, 2 – формулирует тезис и аргументы к нему, 3- пишет заключение. Когда работа готова, класс предъявляет наработанное. Затем выбирается лучший вариант каждой части сочинения. В дальнейшей работе от текста к тексту роли учеников должны меняться. Так постепенно все ученики учатся работать над каждым этапом сочинения. Также отрабатываются умения разделения текста на абзацы.В процессе подготовки предлагаю сильным учащимся проанализировать варианты экзаменационных работ, выполненных слабыми учащимися. В ходе такой работы возникает понимание того, как правильно писать, на что нужно обратить внимание. Данный аналитический подход будет полезен как ученику, так и учителю.

        Организация самоподготовки к ОГЭ начинается с 8 класса. Выпускник заводит тетрадь, в которой выполняет самостоятельно различные задания, тесты, пишет изложения и сочинения. Проверка данных тетрадей также проходит систематически. В 8 классе 1-2 раза в четверть. В 9 классе – 1 раз в неделю. Даю рекомендации по усовершенствованию знаний, умений и навыков. Здесь осуществляется индивидуально-дифференцированный подход.

        Активно использую информационно-коммуникационные технологии (цифровые образовательные ресурсы, а также Интернет-ресурсы), которые эффективно помогают ученикам в эффективной подготовке к урокам и к экзамену. Рекомендую учащимся и их родителям официальные сайты edu, fipi, "Решу ЕГЭ.ru ОГЭ. ru " , «По уши в ГИА». Предложенная система позволяет каждому учащемуся выполнять задания в необходимом для него количестве и в доступном для него темпе. Ребята получают на дом тесты, заранее сгенерированных мной. В тесте от 30 до 50 заданий (в зависимости от громоздкости задания) на данное изученное правило.

      Есть и определённые минусы: 1. Может не быть доступа в Интернет. 2. Не у всех есть компьютеры и выход в Интернет 3. Тест может за ученика выполнить кто-то другой, что невозможно проверить. Как я "обхожу" эти "подводные камни"? Если ученик перед уроком сказал, что он не выполнил тест, так как не работал его провайдер, то я не ставлю отрицательный балл, а прошу в ближайшее время выполнить задание. Также советую начинать выполнять задание сразу в тот же день, когда оно было задано. В запасе у ученика есть 1-3 дня, чтобы выполнить его. С третьей же проблемой бороться невозможно. Мы можем только надеяться, что наши обучающиеся уже достаточно понимают необходимость постепенно и целенаправленно готовиться к экзаменам. Здесь всё зависит от их сознательности.

         Мною представлена основная часть той работы, которая ведется по подготовке и успешности ВПР и ГИА. Но самое главное, на мой взгляд, в любой методике, в любой работе – это желание, осознание важности такой работы самим учащимся, кропотливая деятельность вместе с учителем, ведь недаром говорят: «Дорогу осилит идущий!»

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система работы методического объединения учителей русского языка и литературы Суздальского района

По итогам конкурса методических обединений района мы стали лауреатами...

Тестовые технологии в системе уроков при подготовке к ГИА по русскому языку учащихся 9 класса разработаны учителем русского языка и литературы Низовой Аллой Валентиновной

Перед учителем русского языка в современной школе стоит задача  не только преподнести учащимся знания по предмету, но и научить  применять полученные знания на практике, другими словами,...

План заседания методического объединения учителей русского языка и литературы Неклиновского района. 24.04. 2014г.

Тема: «Актуальные вопросы проведения итоговой аттестации обучаемых по русскому языку в форме и по материалам ГИА»1.     Приветственное слово начальника Управления образованием Некл...

Материалы для участия во Всероссийском конкурсе мастер-класса учителей родного языка и литературы «Туган тел» учителя родного языка и литературы МБОУ «Чувашско-Бурнаевская СОШ» Алькеевского муниципального района Республики Татарстан

Материалы для участия  во Всероссийском конкурсе мастер-класса учителей родного языка и литературы «Туган тел» учителя родного языка и литературы МБОУ «Чувашско-Бурнаевская СОШ» Алькеевского...

Доклад на городском методическом объединении учителей русского языка и литературы "Сетевые сообщества учителей"

Сетевые сообщества учителей как инструмент методической поддержки в работе педагога...

Анализ работы районного методического объединения учителей русского языка и литературы Киреевского района за 2021-2022 учебный год

Анализ работы районного методического объединения учителей русского языка и литературы Киреевского района за 2021-2022 учебный год...