Методическая разработка внеклассного мероприятия по русскому языку «Мы дружны с русским языком!»
методическая разработка по русскому языку (5, 6 класс)

Сильченко Оксана Александровна

Внеклассное занятие   "Мы дружны с русским языком!" предназначено для учащихся 5-6 классов и может быть использовано в рамках "Недели русского языка и литературы".

Это урок-игра, урок-путешествие по станциям. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka_vn.meropriyatiya_5-6_kl.docx24.4 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка

внеклассного мероприятия

 по русскому языку

«Мы дружны с русским языком!»

Класс: 5-6

Автор: Сильченко Оксана Александровна,

 учитель русского языка и литературы

г. Санкт-Петербург, 2019

Тип урока: урок-игра

Цель проведения:

- проверить знания учащихся по русскому языку; прививать интерес к изучению родного языка;

- способствовать активизации мыслительной деятельности учащихся; развивать интеллект, внимание, память, воображение; 
- создать условия для воспитания любви к родному языку, чувства товарищества, взаимопомощи, ответственности.

УУД:

  • Познавательные: учащиеся ищут и выделяют необходимую информацию, выполняют универсальные логические действия.
  • Коммуникативные: сотрудничают с учителем, со сверстниками, доносят свою позицию до других, владея приемами монолога и диалога; составляют собственные тексты.
  • Личностные: принимают разные социальные роли и осваивают их,  понимают личностный смысл учения, осваивают правила общения в группе.
  • Регулятивные: обучающиеся самостоятельно ставят цели учебной деятельности и ищут средства ее осуществления, контролируют правильность выполнения заданий.

Формы организации познавательной деятельности: 

групповая, коллективная, индивидуальная.

Ход занятия

  1. Орг. момент
  2. Мотивация учебной деятельности

О русском языке

Много языков на свете разных -

Выучить их все не смог бы я;

Все они по-своему прекрасны,

В каждом есть "изюминка" своя.

Говорят в Париже по-французски,

По-немецки говорит Берлин;

Мне же дорог мой, привычный русский,

Для меня родной лишь он один!

Мелодичный, гибкий и певучий,

С детства он меня очаровал,

И не зря великим и могучим

Наш язык Тургенев называл!

Развиваясь быстро, динамично,

Впитывая разные слова,

Новое он всё вбирал отлично,

Но и мудрость предков в нём жива!

Да и только нашей, русской речью

Можно Русь привольную воспеть!

Будет жить язык наш русский вечно

И не сможет, верю, умереть!

Михаил Крюков

-Согласны ли вы с автором, ребята?

- Как думаете, чему будет посвящено наше занятие? Какова его цель?

-Сегодня в ходе урока-игры постараемся доказать, что мы дружны с русским языком, что любим его и  ценим.

 (Деление на 3 команды, выбор капитанов, жюри)

  1. Игра-путешествие  «Мы любим русский язык»:

1я станция «Знатоки народной мудрости»

 (дополните 2ю часть суждения):

  • Без труда…. (не вынешь рыбку из пруда)
  • Не рой яму другому…(сам туда попадешь)
  • Не имей 100 рублей…(а имей 100 друзей)
  • В одно ухо влетело…(в другое вылетело)
  • Встречают по одежке…(провожают по уму)
  • Не плюй в колодец…(самому придется напиться)
  • Не зная броду…(не суйся в воду)
  • Не родись красивой…(родись счастливой)

2 я станция «Скороговорки»

  • Хором 3 раза всей командой четко произнесите  скороговорки:
  • Карл у Клары украл кораллы
  • Жук жужжит под абажуром
  • Архип осип, а Осип охрип.
  • Какие еще знаете пословицы?

3я станция «Конструирование»

  • Из слова самообладание составьте новые слова  (например, такие слова: лад, ладан, сало, самбо, ил, бал, дом, дол, дело, сила и др.)
  • (перекрестная проверка)
  • Придумайте слова с суффиксами: чик, щик, ость

4я станция «Черный ящик»  (узнайте, что лежит в ящике)

  • Она может прервать жизнь Кощея. Ее ищут в стоге сена (игла)
  • Он может бить, а может открывать. Его можно потрогать, а иногда нет, если это средство для понимания чего-либо (ключ)
  • Ее можно съесть пуд. Раньше она была на вес золота. Если гость нравился - клали ее много, не уважали гостя - ни капли не давали (соль)

5я станция «Театральная»

  • А что такое сорняк?
  • Бывают ли слова-сорняки? Как их еще называют? ( Слова-паразиты) Приведите примеры.
  • Придумайте короткий диалог, где используются такие слова, разыграйте сценку.
  • Нужно ли бороться за чистоту языка? Ваше мнение.

6я станция «Блиц-опрос»:

  • В названии какого дня недели есть удвоенная согласная? (Суббота)
  • Какой раздел науки о языке изучает звуки речи?  (Фонетика)
  • В каком слове отрицание НЕТ слышно 100 раз?  (Стонет)
  • Какое слово принадлежит только тебе, а употребляется чаще другими, чем тобой? (Имя)
  • Какое слово состоит из 3х слогов, а указывает на 33 буквы? (Алфавит)
  • Сколько звуков в названии второго месяца весны? (Апрель – 5 звуков)
  •  Определите количество звуков  и букв в ответе на загадку: «Зимой и летом одним цветом» (Ель – 3 буквы и 3 звука)
  • Что ставится перед союзом А? (Запятая)
  • Как каплю превратить в цаплю? ( Поменять начальную букву)
  • Как называется часть слова между корнем и окончанием? (Суффикс)
  • Назовите главные члены предложения. (Подлежащее и сказуемое)
  • Как проверить безударную гласную в корне  слова? (Подобрать проверочное  слово так, чтобы безударный звук  в нем стал ударным)
  •  Как написать слово «мышеловка» пятью буквами? (Кошка)
  • Когда коня покупают, какой он бывает? (Мокрый)
  • У человека - одно, у вороны - два, у медведя - ни одного. Что это? (Буква «о»)
  • Когда руки бывают местоимениями?  (Когда они вы-мы-ты)
  • Из какого полотна нельзя сшить рубашку? (Из железнодорожного)
  1. Подведение итогов. Награждение команд.

Язык наш прекрасный,
Богатый и звучный,
То мощный и страстный,
То нежный и певучий.

В нем есть и усмешка,
И мягкость, и ласка.
Написаны им
И рассказы, и сказки,

Страницы волшебных,
Волнующих книг!
Люби и храни
Наш великий язык!

Рефлексия 

  • Я доволен  (довольна)  своей работой на уроке …
  • Я не совсем доволен  (довольна)  своей работой…
  • Я смог (смогла) справиться…
  • Мне было интересно…
  • Мне необходимо повторить…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока для работы в классе с инофонами: "ЯЗЫК И ЧЕЛОВЕК. БОГАТСТВО РУССКОГО ЯЗЫКА. Вводный урок, 6 кл."

Методическая разработка вводного урока для работы в классе с инофонами. (6 класс) Задания для инофонов отмечены знаком *. Пример педагогической работы, направленной на интеграцию инофонов в русскую со...

Методические рекомендации по формированию толерантных установок на уроках русского языка и литературы (из опыта работы учителя русского языка и литературы) Фархутдиновой Р.Н.

В современном мире актуальным становится развитие толерантных установок в обучении и воспитании детей. Формирование навыков толерантного поведения у учащихся может происходить за счёт гармонизации ...

Методическая разработка на тему: " Презентация к урокам по русскому языку" Русский язык в таблицах".

таблицы по русскому языку помогут учащимся  получить и систематизировать знания по основным темам орфографии и пунктуации на уроках русского языка , при подготовке к контрольным работам....

Вводный урок по русскому языку в 9 классе "Русский язык - национальный язык русского народа. Русский язык среди других языков мира"

Представленная презентация сопровождает вводный урок русского языка в 9 классе "Русский язык - национальный язык русского народа. Русский язык среди других языков мира" и может быть использо...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ И МЕТОДИЧЕСКОМУ СОПРОВОЖДЕНИЮ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ, ДЕЛОВОГО РУССКОГО ЯЗЫКА И КУЛЬТУРЫ РЕЧИ

Роль обучающегося заключается в том, чтобы в процессе СР под руководством преподавателя стать творческой личностью, способной самостоятельно приобретать знания, умения и владения, формулировать пробле...

Методические рекомендации по выполнению контрольных работ по дисциплине Иностранный язык в профессиональной сфере (Английский язык в профессиональной сфере) для студентов заочной формы обучения 38.03.04 Государственное и муниципальное управление

Методические рекомендации по выполнению контрольных работ по дисциплине Иностранный язык в профессиональной сфере (Английский язык в профессиональной сфере) для студентов заочной формы обучения 38.03....