Методический материал для учителя русского языка и литературы "Теоретические и методические принципы и аспекты реализации воспитательного потенциала уроков русского языка и литературы""
методическая разработка по литературе
Учебное занятие – ключевой элемент воспитания. Однако такая роль заложена в нем как потенциальная возможность. Важно определить представление о воспитании на уроке
Для учителя важно умение проанализировать процесс воспитания на уроке. Примерный план анализа может быть таким:
- использование воспитательных возможностей организации урока;
- воспитание интереса к учению, к процессу познания (способы создания и поддержания интереса, активизации познавательной деятельности учащихся);
- воспитание сознательной дисциплины (умение учителя показать важность учебно-познавательной деятельности, учебной и трудовой дисциплины);
- формирование умений и навыков организации учащимися своей деятельности (организация самостоятельной работы учащихся, соблюдение техники безопасности и гигиенических правил, связанных с осанкой и организацией рабочего места);
- воспитание культуры общения (организация общения на уроке, формирования учителем умений слушать, высказывать и аргументировать своё мнение);
- формирование и развитие оценочных умений (комментирование отметок учителем, обсуждение отметок с учащимися, коллективное оценивание, взаимопроверка и оценивание друг друга учащимися);
- воспитание гуманности (характер отношений «учитель – учащийся», регулирование учителем отношений между учащимися).
Необходимо также учить учащихся ценить и продуктивно использовать время.
Самому учителю надо показать пример рационального использования времени урока:
- четко указывать время выполнения каждого этапа работы;
- подбирать оптимальное содержание учебного материала и формулировать задания и вопросы в доступной для учащихся форме.
.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 46.52 КБ |
Предварительный просмотр:
Теоретические и методологические принципы и аспекты реализации воспитательного потенциала учебных занятий
Воспитание является одной из важнейших составляющих образовательного процесса наряду с обучением. Дополняя друг друга, обучение и воспитание служат единой цели: целостному развитию личности учащегося. В Кодексе Республики Беларусь об образовании воспитание определено как «целенаправленный процесс формирования духовно-нравственной и эмоционально ценностной сферы личности обучающегося».
Более того, отметив назначение урока в передаче и овладении научных знаний о жизни, педагог не может иначе смотреть на урок, как на элемент воспитания личности, познающей закономерности жизни и строящей свою жизнь с учетом данных закономерностей. Объективность научных сведений гарантирует реальность планируемого результата. В таком ракурсе освещения урок обретает свою огромную роль в становлении и развитии личности учащегося. Содержание современных учебных программ обладает значительным воспитательным потенциалом. Его реализация зависит от целенаправленного отбора содержания учебного материала, представляющего учащегося образцы подлинной нравственности, патриотизма, духовности, гражданственности, гуманизма. Профессионализм учителя заключается не столько в методической грамотности, сколько в умении отбирать материал к уроку, определять его образовательные и воспитательные возможности.
Проблема воспитательного потенциала учебного занятия затрагивает различные стороны функционирования классно-урочно-предметной системы современной школы. Базой развития и воспитания ребенка продолжают оставаться фундаментальные знания, которые он получает в ходе образовательного процесса. Однако образование личности должно быть сориентировано не только на усвоение определенной суммы знаний, но и на развитие самостоятельности, личной ответственности, созидательных способностей и качеств человека, которые позволяют ему учиться, действовать и эффективно трудиться в современных экономических условиях. На это ориентирует нас Концепция непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи, определяя приоритетность воспитания в процессе достижения нового качества образования. И отсюда вытекает роль учебного занятия как элемента воспитательной системы.
Воспитание – это введение ребенка в контекст современной культуры, содействующее таким новообразованиям в структуре личности, как:
- знания о мире;
- умение взаимодействовать с миром;
- ценностное отношение к миру, благодаря чему личности удается подняться на уровень культуры и жить в обществе на достигнутом культурном уровне.
Остановимся на главных воспитательных аспектах современного урока и рассмотрим, что еще воспитывает учащегося на уроке:
Информативный аспект. Воспитательное значение имеет специфическое содержание каждого урока, информация на уроке: представления человека о мире через литературные и исторические образы, поступки литературных персонажей и исторических героев, изображения их достижений и моральных просчетов, духовной жизни, стремлений и т.п. Наличие в уроке информации о фактах, явлениях, событиях, ситуаций из жизни не только насыщают урок тематическим материалом, но и через образцы подлинной нравственности, патриотизма, духовности, гражданственности, гуманизма воспитывают учащихся. Профессионализм учителя заключается не только в методической грамотности, но и в умении отбирать материал к уроку, определять его образовательные и воспитательные возможности. Это значит, что учитель должен подбирать такую
информацию, чтобы она соответствовала содержанию учебной программы, подбиралась с учетом возрастных возможностей детей, особенностей класса, уровня подготовки учащихся.
Трудовой аспект. Все, что дети делают на каждом уроке - их труд. Усилия, направленные на познание, развитие и самовоспитание, являются нелегким трудом.
Правильно организованная учебно-воспитательная деятельность учащихся на уроке
- их труд - может восприниматься ими не только как необходимость, но и как нечто желательное, что может быть источником радости и, в конце концов, мотивации учения. Педагог должен так направить деятельность, чтобы формировать убеждение у ребенка, что учебный труд является основой жизни, только труд обеспечивает физическое и нравственное существование человека.
Организационный аспект. Этот аспект в самом широком смысле воплощает в себе способы, формы и средства управления учебно-воспитательным процессом. Сюда относятся постоянно действующие правила для учащихся, расписание звонков на урок и перемену, расписание дежурств, режим дня, правила безопасности, правила поведения на уроке и тому подобное, а также эпизодически применяемые распоряжения, приказы и наставления о поведении, порядке выполнения классных и домашних заданий и т.д. Очень важно, чтобы все эти правила действовали системно, непрерывно и были одинаково важны для учащихся и учителя. И речь здесь не об авторитарном руководстве классом, а о ситуации, когда все равны, а закон обязателен для всех. Только в этом случае можно говорить о воспитательном потенциале данного аспекта.
Социальный аспект. Под этим понимаем систему межличностных отношений, которые реализуются на уроке. Социальная среда всегда является источником воспитания. Психическое состояние учителя, его собранность, самодисциплина или, наоборот, неуравновешенность или раздраженность, его характер, требовательность, отношение к другим людям, точность, аккуратность, искренность – все это становится объектом внимания и оценки, предметом подражания или отрицания у учащихся. Взаимодействуя с одноклассниками и учителем, наблюдая за отношениями и общением между педагогом и детьми, между одноклассниками, учащийся постепенно развивает или не развивает в себе готовность к пониманию других, готовность к поддержке и помощи. Положительные примеры взаимоотношений и общения будут влиять на формирование симпатий, общих привычек, чувства дружбы и взаимопомощи. Понятно, что иногда в определенных условиях социальный аспект урока может обеспечивать формирование отрицательных качеств (несправедливое отношение, нетерпимость, безразличие и т.п.), но здесь через наблюдение за другими людьми и самоанализ, коррекцию со стороны педагога, положительные примеры в процессе учебной деятельности вносятся определенные поправки и в собственный характер, и в стиль отношений.
Контрольный аспект. Контроль является важным компонентом обучения и воспитания, хотя часто наносит ему и большой вред. Это случается тогда, когда учитель оценивает только внешний результат воспитания (выполнил - не выполнил, изучил - не изучил), но не учитывает степени приложенных усилий. Способный ребенок легко решает задачу и получает высокую оценку. Слабый - прилагает большие усилия (переживает момент напряжения), но результата не достигает и получает негативную оценку. Между тем, важно не то, что учащийся выполнил, а те изменения, которые произошли в нем во время работы. Поэтому высокой оценки заслуживает и учащийся слабый.
Построение учебно-воспитательного процесса с ориентацией на учащегося как центральную фигуру урока выдвигает на первый план понятие самоконтроля. Это органический элемент любой учебной деятельности: учащийся сопоставляет, является ли достигнутое с ожидаемым конечным результатом и корректирует ход решения проблемы
Уменьшение удельного веса внешнего контроля и увеличение веса самоконтроля очень желательно именно с воспитательной точки зрения, так как способствует формированию уверенности в собственных силах, чувства человеческого достоинства.
Противоречие между «меня оценивают» и «я оцениваю», «чужая точка зрения» и
«моя точка зрения» является тем полем постоянной борьбы, на котором развивается способность человека к контролю и самоконтролю. Объективность суждений о себе и других, сформированная на стыках своей и чужой точки зрения составляют основу справедливости.
Материальный аспект. Учащийся в школе постоянно пользуется средствами обучения – учебниками, пособиями, школьным оборудованием, принадлежностями. Он работает в определенных материальных условиях: классная комната, ее оформление, расположение мебели и т.п. Все вещи и предметы имеют материальную стоимость и отношение ко всему этому должно быть таким, как к продукту чьего-то труда. И не только. Любой материальный предмет является также носителем определенных эстетических качеств: чистая или грязная доска, неряшливо оформленная к уроку таблица… Все это несет воспитательное воздействие на ребенка. Все это может быть не только пригодным и удобным, но и красивым или некрасивым, а, следовательно, утверждать или разрушать эстетические вкусы учащихся.
Психологический аспект. Эмоциональный настрой урока обеспечивает психологические условия учебной работы: речь идет о возбуждении чувств, вызванное словом или сторонними факторами (аудиозапись, выставка книг, презентация и т.д.), подъем духа от хорошо организованной учебной работы, ощущение успеха в овладении предмета.
Эмоциональное состояние урока во многом зависит от личности учителя: он приносит в класс свое настроение. Ему должны быть присущи оптимизм труда, то есть вера в то, что каждый ребенок имеет шанс на успех, демократизм отношений, любовь к детям. Созданный на таких принципах психологический настрой урока порождает в ребенке уверенность в себе, веру в добро и справедливость. Использование цитат, стихотворных отрывков, песен из мультфильма или кинофильма и прочее может с первых минут урока настроить детей на позитив, хороший рабочий темп, воспитывая в детях положительные эмоции, доброжелательность. Например, замечательные строки Э. Асадова: «Будь добрым, не злись, обладай терпением! Запомни: от добрых улыбок твоих зависит не только твое настроение, но тысячу раз настроенье других…»
Методический аспект так же обладает воспитательным потенциалом, определяется общепедагогической и методической ориентацией учителя, наличием или отсутствием авторитарного подхода к выбору форм деятельности. Главное - необходимо использовать такиеформы деятельности, чтобы учащийся чувствовал себя нужным, важным соучастником деятельности, для чего применять на уроке различные формы самостоятельной работы, работы в группах и т. д., творческие задания, дискуссии, исследовательскую, проектную, творческую формы работы. Учитель должен помнить, что на уроке от выбора форм деятельности, методов обучения зависит, будет чувствовать себя учащийся хозяином деятельности, или вечным «объектом, униженным и неполноценным».
Педагогу необходимо оптимально выбирать средства, методы и приемы не только обучения, но и воспитания, и развития на уроке. Следовательно, чтобы каждый урок не только обучал, развивал, но и воспитывал, необходимо:
устанавливать доверительные отношения между учителем и его учащимися, способствующие позитивному восприятию учащимися требований и просьб учителя, привлечению их внимания к обсуждаемой на уроке информации, активизации их познавательной деятельности;
- побуждать учащихся к соблюдению на уроке общепринятых норм поведения, правил общения со старшими (учителями) и сверстниками, принципов учебной дисциплины и самоорганизации;
- привлекать внимание учащихся к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений, организовывать их работу с получаемой на уроке социально-значимой информацией, инициировать ее обсуждение, давать возможность высказывать учащимися свое мнение по ее поводу;
- использовать воспитательные возможности содержания учебного предмета через демонстрацию детям примеров ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности, через подбор соответствующих текстов для чтения, задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе;
- применять на уроке интерактивные формы работы учащихся, когда полученные знания обыгрываются в играх, театральных постановках, дискуссиях, командных состязаниях;
- включать в урок игровые процедуры, которые помогают поддержать мотивацию детей к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в классе, помогают установлению доброжелательной атмосферы во время урока;
- организовывать шефство мотивированных и эрудированных учащихся над их неуспевающими одноклассниками, что даст учащимся социально значимый опыт сотрудничества и взаимной помощи;
- инициировать и поддерживать исследовательскую деятельность учащихся в рамках реализации ими индивидуальных и групповых исследовательских проектов, что даст им возможность приобрести навык самостоятельного решения теоретической проблемы, навык генерирования и оформления собственных идей, навык уважительного отношения к чужим идеям, оформленным в работах других исследователей, навык публичного выступления перед аудиторией, аргументирования и отстаивания своей точки зрения.
Учебное занятие – ключевой элемент воспитания. Однако такая роль заложена в нем как потенциальная возможность. Важно определить представление о воспитании на уроке.
Шаталов Виктор Федорович (советский педагог-новатор) утверждал, что, для того чтобы работа в школе была эффективной, должен сработать «эффект соленого огурца». Главное – создать рассол, тогда какой бы огурец не был, плохой или хороший, попав в рассол, он просолится. Поэтому задача учителя состоит в том, чтобы дать каждому учащийся возможность пережить радость достижения, осознать свои возможности, поверить в себя.
Начало урока для учащихся – момент резкого перехода от общения со сверстниками во время перемены к совсем другой деятельности – упорядоченной, деловой, интеллектуальной. Педагог, как правило, обозначает эту границу. Учитель может начать урок с притчи, высказываний известных людей, что позволяет с самого начала урока удивить, заинтересовать детей, мотивировать на предстоящую работу. Притчи, расшифровка эпиграфа, заявленной в нем идеи тесно связаны с темой урока и находят применение в течение урока. Представление плана предстоящего урока способствует сознательному движению учащихся в образовательном пространстве. Видя план урока, учащиеся свободно ориентируются в предстоящей работе, планируют свою деятельность. Вербализация цели урока (ее проговаривание) позволяет развивать у учащихся познавательный интерес, ведет к формированию субъективной позиции в учебной деятельности. Деятельность учащихся является коренным компонентом учебного занятия. Чтобы обеспечить воспитательное влияние, педагогу нужно следить, чтобы содержание учебного материала предлагалось с точки зрения жизни как основного объекта изучения: «от факта к явлению и от него к закономерностям». Большинство современных образовательных технологий предполагают организацию на уроках активной деятельности учащихся на разных уровнях познавательной самостоятельности – в этом и заключается важнейшее условие реализации воспитательного потенциала современного урока
- активная познавательная деятельность учащихся. Каждый урок должен содержать что-то, что вызывать удивление, изумление, восторг учащихся - одним словом, то, что они будут помнить, когда все забудут. Это может быть интересный факт, неожиданное открытие, глубокое исследование, нестандартный подход к уже известному…
Стоит назвать факторы, побуждающие учащихся к активности:
Интерес является главным мотивом активизации деятельности учащихся. Данный фактор учителю необходимо учитывать уже при формировании учебного материала. Учащийся никогда не станет изучать конкретную ситуацию, если она надумана и не отражает реальной действительности, и не будет активно обсуждать проблему, которая к нему не имеет никакого отношения. И наоборот, интерес ребенка резко возрастает, если материал содержит характерные проблемы, которые ему приходится встречать, а порой и решать в быту. Тогда активность учащегося будет обусловлена заинтересованностью в исследовании данной проблемы, изучения опыта её решения.
Творческий характер деятельности сам по себе является мощным стимулом к познанию. Творческий характер деятельности позволяет пробудить у учащихся интерес, а это в свою очередь побуждает их к активному самостоятельному и коллективному поиску новых знаний.
Состязательность также является одним из главных побудителей к активной деятельности учащегося. Однако в учебном процессе это может сводиться не только к соревнованию за лучшие оценки, это могут быть и другие мотивы. Например, никому не хочется «упасть в грязь лицом» перед своими одноклассниками, каждый стремится показать себя с лучшей стороны (что он чего-то стоит), продемонстрировать глубину своих знаний и умений. Состязательность особенно проявляет себя на занятиях, проводимых в игровой форме.
Игровой характер проведения занятий включает в себя и фактор интереса, и фактор состязательности, но независимо от этого представляет собой эффективный мотивационный процесс мыслительной активности учащегося. Хорошо организованное игровое занятие должно содержать «пружину» для саморазвития. Любая игра побуждает её участника к действию.
Эмоциональное воздействие вышеназванных факторов на учащегося оказывает и игра, и состязательность, и творческий характер, и интерес. Эмоциональное воздействие также существует как самостоятельный фактор и является методом, который пробуждает желание активно включиться в коллективный процесс учения.
Важным условием активной деятельности учащихся является организация работы в парах и группах. Базовый организационный компонент создается пятью профессиональными операциями педагога, который организует групповую работу. Они общеизвестны: довести до логического конца требование; сопроводить работу инструкцией для легкого исполнения требования; сохранять неизменно позитивный характер требования; сохранять доступность требуемого на данном этапе развития детей; переакцентировать внимание учащихся с общего требования на его детали.
Дополняет любой урок интегративность содержания – опора на знания, полученных на уроках других учебных предметов. Реализация межпредметных и метапредметных связей позволяет сформировать у учащихся целостную картину мира.
Успех в учении – один из источников внутренних сил учащегося, рождающий энергию для преодоления трудностей, желание учиться. Само понятие «успех» имеет разную трактовку. С социально-психологической точки зрения – это оптимальное соотношение между ожиданиями окружающих, самой личности и результатами ее деятельности. Об успехе говорят, когда результаты совпадают или даже превосходят ожидания. С психологической точки зрения – это переживание состояния радости, удовлетворения оттого, что результат, к которому человек стремился, либо совпал с его ожиданиями, либо превзошел их. В результате этого состояния формируются новые мотивы к деятельности, меняется уровень самооценки, самоуважения.
Таким образом, ситуация успеха – это такое целенаправленное, организованное сочетание условий, при которых создается возможность достичь значительных результатов в деятельности как отдельно взятой личности, так и коллектива в целом. В. А. Сухомлинский считал, что «ребенок должен быть убежден, что успехами он обязан, прежде всего, самому себе. Помощь учителя, какой бы эффективной она ни была, все равно должна быть скрытой. Стоит ребенку почувствовать, что открытие сделано с подачи учителя – радость успеха может померкнуть». Существует множество приемов для создания ситуации успеха. Например, минутки психологической разгрузки или эмоциональной зарядки (шутки, загадки, скороговорки), прием-подсказка (план-ответ, рисунок-подсказка, таблица, опорные конспекты и пр.), частично-поисковые и эвристические ситуации (выполнение проблемных заданий), распределение ролей («наблюдатель», «мудрец»,
«хранитель знаний»), задания «заполни пропуски», «найди ошибку», подбор заданий нарастающей сложности и др.
Для учителя важно умение проанализировать процесс воспитания на уроке. Примерный план анализа может быть таким:
- использование воспитательных возможностей организации урока;
- воспитание интереса к учению, к процессу познания (способы создания и поддержания интереса, активизации познавательной деятельности учащихся);
- воспитание сознательной дисциплины (умение учителя показать важность учебно-познавательной деятельности, учебной и трудовой дисциплины);
- формирование умений и навыков организации учащимися своей деятельности (организация самостоятельной работы учащихся, соблюдение техники безопасности и гигиенических правил, связанных с осанкой и организацией рабочего места);
- воспитание культуры общения (организация общения на уроке, формирования учителем умений слушать, высказывать и аргументировать своё мнение);
- формирование и развитие оценочных умений (комментирование отметок учителем, обсуждение отметок с учащимися, коллективное оценивание, взаимопроверка и оценивание друг друга учащимися);
- воспитание гуманности (характер отношений «учитель – учащийся», регулирование учителем отношений между учащимися).
Необходимо также учить учащихся ценить и продуктивно использовать время.
Самому учителю надо показать пример рационального использования времени урока:
- четко указывать время выполнения каждого этапа работы;
- подбирать оптимальное содержание учебного материала и формулировать задания и вопросы в доступной для учащихся форме.
Карта анализа воспитательного потенциала урока Ф.И.О. учителя
Класс
Предмет Тема
урока
Критерии Аспекты | 0 | 1 | 2 |
Воспитательная цель урока | Не поставлена | Заявлена в конспекте урока либо поставлена учителем во время урока | Сформулиро вана учащимися совмест но с учителем |
Содержание урока подобрано | Вне связи с воспитательной целью | Не значимо для личности учащихся и учителя, либо значимо для одного из них | С учетом воспитательной цели, значимо для личности учащихся и учителя. |
Реализация профессиональны х качеств учителя | |||
1. Умение мотивировать учащихся. | Учащиеся пассивны на уроке, не проявляют интереса к учебному процессу. Учитель не реагирует на данную ситуацию. | Отдельные учащиеся работают активно на уроке. Учитель пытается заинтересовать только часть детей. | Высокая познавательная активность всех учащихся на уроке. |
2. Умение слушать учащихся. | Учитель невнимателен к ответам учащихся, отвлекается, формально слушает учащихся. | Учитель, перебивая ученика, сам отвечает на поставленный вопрос, либо прерывает учащегося, уловив суть ответа. | Учитель внимательно выслушивает каждого ученика до конца ответа. |
3. Тактичность. | Неуважительно е отношение к учащимся (бестактные высказывания, грубость, оскорбление). | Некорректен к отдельным учащимся, в зависимости от ситуации, допускает саркастические замечания. | Тактичен, уважителен и вежлив к учащимся в любой ситуации |
4. Опора на положительные качества | Учитель не опирается в работе на положительные | Опирается на положительные качества отдельных учащихся в | Учитель видит положительные качества личности |
личности учащихся. | качества личности учащегося. | определенных ситуациях. | учащихся и, опираясь на них, достигать воспитательной цели урока. |
5. Доброжелательно сть. | Недоброжелате лен к учащимся либо доброжелателен с отдельными учащимися | Доброжелате лен с учащимися в отдельных ситуациях. | Доброжелате лен со всеми учащимися независимо от ситуации |
6. Эмоциональность . | Мимика жесты отсутствуют. Сухость, безликость подачи материала. | Невыразител ьное ведение урока, либо излишняя жестикуляция, мимика. | Учитель выражает собственное эмоциональное отношение к уроку. Жестикуляция, мимика образная, выразительная. |
7. Эмоциональная устойчивость учителя. | Срыв на крик, грубость, раздражительность. | Нервозность, внутренняя неуверенность. Частичное умение управлять критической ситуацией. | Адекватное поведение в критической ситуации, управление ситуацией, умение использовать юмор. |
8.Умение видеть учащегос я в коллективе. | Видит учащихся в целом, но не видит каждого. Коллектив как «серая масса». | Видит отдельную группу активных или неактивных учащихся. | Видит каждого ученика как личность и уделяет внимание каждому. |
9. Культура речи. | Использование сленга. Недостаточное владение профессиональной лексикой. Речь нелогична, прерывиста, в речи присутствуют «слова- паразиты». Замена профессиональных терминов «бытовыми» словами и оборотами. Учитель допускает неправильное или | Речь учителя логична, соответствует нормам, но не хватает яркости и образности. | Соответствуе т литературным нормам языка. Учитель владеет аудиторией, приемами ораторского искусства |
нечеткое произношение слов. | |||
Обеспечени е условий для самореализации учащихся | |||
1. Педагогическая поддержка. | Ответы учащихся учитель не слушает (не вникает), занимается посторон ними делами, не поддерживает личностный рост уч- ся, его успехи, не видит личностные проблемы каждого. Авторитарное обращение к ученикам ("субъект-объектные отношения"), высокомерное отношение. | Учитель слушает ответы только отдельных учащихся (активной части учащихся), видит проблемы детей, но не оказывает помощь. Пытается дифференцированно подходить к учащимся, но не целесообразно. Уважительно обращается только к отдельным ученикам (по каким- либо причинам) | Учитель старается вовлечь в работу всех учащихся и создать ситуацию успеха, поддержать их. Отношения с учащимися доверительные, уважительные, требовательные и справедливые, педагог воспитывает отношение понимания чужого мнения, анализируе т и обсуждает ответы. Дифференцированн ый подход к учащимся. Демократичное обращение учителя к ученику ("субъект -субъектные" отношения), видит в детях личность, ровное отношение ко всем, не выделяет отдельных учащихся. |
2. Эмоциональный комфорт «ученик- учитель». | Чувствуется эмоциональная напряженность, тревожность. Учащиеся боятся критики учителя в случае неправильного ответа. Отсутствует | Происходит контакт с отдельными учащимися, остальные не воспринимают учителя (боятся, грубят, допускают негативные | Большинство учащихся работают на уроке, учитель верит в большие возможности каждого ученика, большинству детей комфортно и уютно на уроке. Учащиеся |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая система учителя русского языка и литературы.«Формирование основных компетентностей учащихся при подготовке к ЕГЭ по русскому языку и литературе »
Виды, способы и методы формирования компетентостей учащихся при подготовке к ЕГЭ по русскому языку и литературе и их результаты ....
Самоанализ учителя русского языка и литературы по проблеме «Индивидуализация и дифференциация обучения учащихся на уроках русского языка и литературы»
Целью моей педагогической деятельности является повышение качества образования, формирование и развитие у учащихся коммуникативной, языковой, лингвистической и культуроведческой компетенций ...
Доклад на методическом объединении учителей русского языка и литературы на тему: «Развитие творческого потенциала личности ребенка на уроках русского языка и литературы».2013-2014 учебный год.
Одной из главных целей современного образования считаю создание условий для развития творческих способностей личности ребенка. Творчество – э...

доклад "Воспитательный потенциал уроков русского языка и литературы"
Доклад представлен на выступлении МО русского языка и литературы....

Выступление на семинаре Районного методического объединения учителей русского языка и литературы.Мастер-класс "Приемы технологии развития критического мышления на уроках русского языка и литературы"
«Приёмы технологии развития критического мышления на уроках русского языка и литературы» Цели мастер-класса: • Продемонстрировать некоторые методические приемы личностно- ориентированной техноло...

выступление на МО учителей русского языка и литературы на тему "Активные формы и методы обучения на уроках русского языка и литературы"
в выступлении представлены активные формы и методы обучения...

Воспитательный потенциал уроков русского языка и литературы
Наивно рассуждать, что воспитательная работа – это нечто внеклассное, внеурочное, что это забота классных руководителей, мастеров производственного обучения, завуча по воспитательной работе, но ...
