МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ПО ДИСЦИПЛИНЕ «РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ» НА ТЕМУ: «Морфология и культура речи. Морфологические нормы русского литературного языка».
методическая разработка по русскому языку (11 класс) по теме

Шлепотина Людмила Анатольевна

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА  ПО ДИСЦИПЛИНЕ «РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ» НА ТЕМУ:

«Морфология и культура речи. Морфологические нормы русского литературного языка».

 

Цель урока: формирование открытой для общения личности, преодолевающей коммуникативные барьеры, владеющей грамматическими нормами современного русского литературного языка и умеющей использовать их в разных ситуациях общения.

 

Задачи:

 

Образовательные:

 

  • повторить определение «морфологическая норма»;
  • знать трудные случаи употребления имён существительных, имени прилагательного, глагола, местоимений, предлогов
  • выявить нарушения  морфологических норм и отработать навыки  правильного образования и употребления грамматических форм слов разных частей речи

 

Развивающие:

  • развивать  коммуникативные  и лингвистические компетенции обучающихся;
  • опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности;
  • развить навыки  самоорганизации и саморазвития

 

Воспитательные:

  • повышать  уровень   речевой культуры;
  • воспитывать культурно — ценностное отношение к русской речи

 

Тип урока: Урок – обучения умениям и навыкам

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tekstovyy_dokument_opendocument_6.doc131.5 КБ

Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ  БЮДЖЕТНОЕ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ

   СРЕДНЕГО  ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ

МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

«ПУШКИНСКИЙ  МЕДИЦИНСКИЙ  КОЛЛЕДЖ»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОКА УРОКА  ПО ДИСЦИПЛИНЕ «РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ» НА ТЕМУ:

«Морфология и культура речи. Морфологические нормы русского литературного языка».

для обучающихся  I курса

специальностей:

34.02.01  Сестринское дело;

43. 02.04  Прикладная эстетика

2014 г.

Тема : «Морфология и культура речи. Морфологические нормы русского литературного языка».

Эпиграфы:

 «Вернейший способ  узнать человека - его умственное развитие, его     моральный  облик, его характер - прислушаться к тому, как он говорит... Язык человека  это его мировоззрение и поведение, как говорит, так, следовательно и думает»

 (Д.С.Лихачев)

         Неправильное употребление слов ведет за собой ошибки в области мысли и потом в практике жизни.

 (Д.И. Писарев)

Цель урока: формирование открытой для общения личности, преодолевающей коммуникативные барьеры, владеющей грамматическими нормами современного русского литературного языка и умеющей использовать их в разных ситуациях общения.

Задачи:

Образовательные:

 

  • повторить определение «морфологическая норма»;
  • знать трудные случаи употребления имён существительных, имени прилагательного, глагола, местоимений, предлогов
  • выявить нарушения  морфологических норм и отработать навыки  правильного образования и употребления грамматических форм слов разных частей речи

Развивающие:

  • развивать  коммуникативные  и лингвистические компетенции обучающихся;
  • опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности;
  • развить навыки  самоорганизации и саморазвития

Воспитательные:

  • повышать  уровень   речевой культуры;
  • воспитывать культурно  ценностное отношение к русской речи

Тип урока: Урок  обучения умениям и навыкам

Вид: комбинированный

ОК:

  • ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
  •  ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
  • ОК 3. Решать проблемы, оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.
  • ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
  •  ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.
  • ОК 6. Работать в коллективе и команде, обеспечивать ее сплочение, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
  •  ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

Образовательные технологии, используемые на уроке:

 личностно - ориентированная педагогическая технологиятехнология проблемного обучения, технология критического мышления    

  

Формы работы: индивидуальная, фронтальная, парная.

Методы обучения:словесныйпроблемно-поисковый, репродуктивный

Методы стимулирования к мотивации учебно   познавательной деятельности:

решение лингвистических задач

Оснащение: презентация, экспресс - тесты, раздаточный материал

Междисциплинарные связи:

Обеспечивающие: русский язык, литература

Обеспечиваемые: все дисциплины

Структура урока и хронометраж:

  • Организационный  момент                                                       3 мин.
  • Актуализация опорных знаний (проверка ранее усвоенного материала, знаний и умений )                                                 5 мин.
  • Проверка домашнего задания            5 мин.                                                   Постановка учебной проблемы. Формулировка темы, целей и задач урока (через совместную деятельность преподавателя и обучающихся)                                                                                           7 мин.
  • Мотивация изучения темы (мотивационная беседа)            5 мин.
  • Изучение нового материала. Углубление ранее  полученных знаний                                                                                                         20мин.

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                       

  • Осмысление и закрепление полученных знаний.               35 мин.
  • Итоги урока. Рефлексия                                                        5 мин.
  • Сообщение домашнего задания.                                         5 мин.

        

Ход урока.

  • Организационный   момент

   Вступительное   слово преподавателя.

  • Актуализация знаний.

     Предметом нашего разговора является речь. Речь человека – это лакмусовая бумажка его общей культуры. Владение литературным языком – это признак образованности, интеллигентности. На уроке будем говорить о   нормах  русского языка, о  нарушениях этих норм, будем учиться  правильно употреблять в своей речи грамматические формы слов разных частей речи. В ходе работы  вы должны проявить максимум лингвистических знаний, показать, насколько развиты коммуникативные способности у каждого из вас. Но самое главное, я надеюсь, что  наш урок  поможет   повысить уровень речевой культуры и чувство любви и бережного отношения к русскому языку.

-   Внимание на экран!  Перед вами высказывания:

1. «Вернейший способ  узнать человека - его умственное развитие, его     моральный  облик, его характер - прислушаться к тому, как 

поведение, как говорит, так, следовательно и думает»

 (Д.С.Лихачев)

    2Неправильное употребление слов ведет за собой ошибки в области мысли и потом в практике жизни.

 (Д.И. Писарев)

  Слайд 1. (Запись в тетради)

-       Как вы понимаете  эти слова?  (Студенты высказывают свои мнения).

-      Как вы думаете, почему наш урок мы начали с высказываний Д.С.Лихачёва и Д.И.Писарева?  О чем конкретно  будем  говорить на уроке? ( О правильной речи )

  •  Зачем нам нужно красиво и правильно говорить? Повлияет ли это на вашу карьеру

  •   Назовите важнейшие качества хорошей речи. (Правильность,  точность,  логичность, чистота,  выразительность,  богатство речи, её уместность, соответствие стилевому назначению.)

  •  Какое из указанных качеств речи по вашему  мнению является главным условием хорошей речи? (Правильность)

  •  Что  значит «правильная речь»? (Это речь, в которой соблюдаются все нормы литературного языка).

  •  Что именно мы подразумеваем под словом «норма литературного языка»? (Это единообразное, образцовое общепризнанное употребление элементов языка.)

  •  Перечислите,  какие языковые нормы речи  вам известны                ( орфоэпические, нормы словообразования, морфологические, синтаксические, лексические, стилистические, орфографические, пунктуационные).

3. Проверка домашнего задания

Интерактивное учебное пособие «Как правильно говорить по  русски», стр. 68, задание 33 - 31

4. Постановка учебной проблемы. Формулировка темы, целей и задач урока (через совместную деятельность преподавателя и обучающихся)    

  •   Итак, мы с вами  вспомнили все языковые нормы.  О какой из них пойдет речь на уроке, вы должны определить, выполнив  задание.

- Послушайте стихотворение Б.Ю.Нормана. Найдите все ошибки в роде имён существительных.

Слыхали эту новость?

У нас в шкафу живёт

Тот, кто любую овощ,

И всю картофель съест,

Баранок без разбору

Умнёт в один присест.

Прожорлив, как собака,

Тот, кто живёт в шкафу:

Пропала тюль и тапок

И туфель на меху.

Он съел жилету кунью

И дедовский папах,

Персолем и шампунью,

Который весь пропах.

Так кто ж ту путь проделал

Из шкафа в антресоль?

Мышь ненасытный, где он?

Где он, огромный моль?

Вы скажете: не верим!

Чтоб всё пустить в труху?

...Но есть обжора  Время -

Вот кто живёт в шкафу.

(Совместное обсуждение)

5. Мотивация изучения темы (мотивационная беседа)

Слово преподавателя.

  •  Почему предметом речи стали именно морфологические нормы языка? (Учащиеся высказывают свои суждения). На уроке будем говорить о морфологических  нормах русского языка.

  •  Что мы имеем в виду под морфологическими нормами? Какие  трудности  вызывает   выполнение   заданий, связанных  с  морфологическими  нормами?

Морфология  раздел грамматики, в котором изучается слово как часть речи. (Слайд)

В морфологии рассматриваются особенности образования форм различных частей речи и связанные с этим нормы употребления этих форм, которые называются морфологическими нормами.

Морфологические нормы требуют правильного образования грамматических форм слов разных частей речи.

Морфологические нормы - это  нормы:

  • формообразования  имен существительных и прилагательных;
  • формообразования  глагольных форм;  
  • склонения  и особенности сочетаемости имен числительных;
  • правильного определения  рода несклоняемых  существительных 

  6.  Углубление  ранее полученных знаний.    

Слово учителя с элементами беседы.

-  В начале урока мы с вами определили важнейшие качества хорошей речиУмение говорить и писать красиво издавна считается отличительной чертой культурного, образованного человека.

-   Чтобы красиво и правильно говорить и писать, каждому из нас необходимо владеть языковыми нормами. Нам предстоит на уроке рассмотреть  случаи нарушения  морфологических норм. Начнем с имен существительных.

Трудные случаи употребления имён существительных.

 Род несклоняемых существительных иноязычного происхождения

  • Нам известно, что категория рода у неодушевленных существительных носит формальный характер: род определяется по окончанию.

  • Как  определять  родовую принадлежность у несклоняемых существительных, которые не имеют окончаний?

  • По  какому признаку сгруппированы слова,  определите род, подберите определения. Обоснуйте свой ответ.

1) Кашне ,кимоно, торнадо, хинди, салями.

2) Пони, шимпанзе, цеце, какаду, иваси.

3) Мисс, фрейлейн, денди, леди, кутюрье.

4) ОнтариоТаймс», Сухуми, Конго, Гоби.

5) СНГ, ООН, МГУ,  ГЭС,  ФСБ.

6) Луна-парк, плащ-палатка, женщина-посол.

- Прошу   проверить правильность ответов. Ответы на слайде.

  • Шелковое кашне     Яркое кимоно                             слова, обозначающие неодушевленные предметы
  • Разрушительный  торнадо         относятся к ср.р, м.р, ж.р.
  • Трудный хинди
  • Вкусная салями
  • Ласковый пони
  • Огромный шимпанзе               слова,  обозначающие названия животных
  • Редкая цеце                                относятся к м.р, могут быть ж.р.если речь идет
  • Яркий какаду                             о самке
  • Вкусная иваси                           слова «цеце» , «иваси»-ж.р.
  • Юная мисс
  • Очаровательная фрейлейн    род  слов, обозначающих людей, соответствует их
  • Чопорный денди                    полу.
  • Старая леди
  • Знаменитое Онтарио             род несклоняемых имен собственных определяется
  • Ежедневная «Таймс»             по родовому понятию (город, река, пустыня,газета)
  • Солнечный Сухуми
  • Полноводная Конго
  • Безжизненная Гоби
  • СНГ  было образовано
  • ООН объявила                      род сложносокращенных слов определяется по
  • МГУ  объявил                       главному слову
  • ГЭС построена
  • ФСБ  предупредила
  • Интересный луна-парк              род сложных существительных  определяется по
  • Брезентовая плащ-палатка        двум  правилам: если 1-аячасть не изменяется,
  • Красивая женщина-посол         то род определяется по 2-ой части.

                                                                        Если склоняются обе части, то по первому слову

  • Образуйте  форму единственного числа следующих существительных

Следует запомнить:

Ботинки - один ботинок 
Боты - один бот
Ботфорты - один ботфорт
Кеды - один кед
Сланцы - один сланец
Мокасины - один мокасин
Черевики - один черевик
Черевички - один черевичек
Чувяки - один чувяк

Туфли - одна туфля 
Сандалии - одна сандалия 
Тапки - одна тапка 
Тапочки - одна тапочка
Кроссовки - одна кроссовка 

Бутсы - одна бутса
Бахилы - одна бахила
Босоножки - одна босоножка
Вьетнамки - одна вьетнамка

Употребление форм числа имён существительных 

торт  торты                                            фельдшер  фельдшера 

договор  договоры                                шило - шилья

крем  кремы                                          доктор  доктора

Род существительных, являющихся наименованиями лиц по профессии

первый космонавт В.Терешкова 

выдающийся композитор А.Пахмутова

 Варианты падежных окончаний имён существительных

Слово преподавателя.

  • Итак, что дало нам выполнение  данной работы? (Мы рассмотрели трудные случаи в определении  рода у несклоняемых имен существительных).

  •  Как часто в повседневной жизни встречаются случаи неправильного произношения тех или иных слов? ( В  жизни часто  бывают  моменты, когда   возникают сомнения в правильности  произношения  тех или иных слов.)

Выступление проектной группы  на тему «Нарушение норм СРЛЯ в текстах современных песен» (А.Мокану, Ю.Герасимова)

Группа готовит вопросы к выступающим.

Вывод:  Чтобы быть уверенным в том, что вы говорите правильно, надо  запомнить  правила   определения рода неизменяемых существительных.

Работа с интерактивным учебным пособием «Как правильно говорить по  русски

34 — 9

34 — 19 — 2

 ЛИНГВИСТИЧЕСКАЯ  ЗАДАЧА (Слайд)

  • Ответьте на вопрос. Какого цвета платье было на старой графине?

 

Откроем страницу толстовского романа с эпизодом первого бала Наташи Ростовой. Но не сам бал нас интересует, а те мгновения, которые предшествовали ему: «Наташа ехала на первый большой бал в своей жизни... Все силы её с самого утра были устремлены на то, чтоб они все: она, мама, Соня  были одеты как нельзя лучше. Соня и графиня поручились вполне ей. На графине должно было быть масака  бархатное платье, на них двух белые дымковые платья на розовых шёлковых чехлах, с розанами в корсаже».  

       

  • Итак, на Соне и Наташе платья были бело  розовые, а на старой графине... Что означает слово масака?

Ответ: Скорее всего, цвет. Но какой именно? Ответ находим в «Словаре русского языка» под ред. Д.Н.Ушакова:

« Масака, массака, нескл. прил. (иностр.). О цвете: тёмно  красный с синеватым отливом, иссиня  малиновый.

  А теперь решим морфологическую задачу. Что за часть речи масака (массака)?

  Заодно вспомним другие аналогичные слова со значением цвета: беж, бордо, хаки,электрик. По  значению -  явно прилагательные: цвет (какой?) бордо, платье (какое?) электрик. Но вот по форме  совсем на них не похожи. Те, как известно, склоняются, изменяясь по родам, числам и падежам, а эти не изменяются и окончаний у них нет. Поэтому они называются  неизменяемыми  прилагательными.

Трудные случаи употребления  имени прилагательного.

Особенности образования и употребления полных и кратких форм качественных прилагательных 

 1.Краткая форма образуется только от качественных прилагательных  прилагательных обозначающих, различные признаки предмета ( качество, свойство, цвет, вкус и др.)

стр. 103, пункт «г»

Задание 34  29

  • Особенности образования и употребления степеней сравнения имён прилагательных (Слайд)

  Образуйте простую сравнительную степень от следующих прилагательных:

горький  горче (вкус), горше (горестный)

дерзкий  дерзче

липкий  липче

пыльный  пыльнее

робкий  робче

сытый  сытее

чуткий  чутче

красивый  красивее

Трудные случаи употребления глагола и его форм.

  • Употребление глаголов жечь, печь,течь . Неправильное употребление жгёт, текёт, пекёт;
  • Образование  форм  1 — го лица у глаголов, которые этой формы не имеют (победить, убедить, очутиться, ощутить и др.)

1.Особенности образования некоторых личных форм глагола

2.Употребление возвратных и невозвратных форм глагола

Возвратными называются глаголы, обозначающие действие, направленное н самого деятеля, или совместность действия и имеющие  суффикс   -СЯ:

убирать  убираться

плевать - плеваться

Трудные случаи употребления местоимений, предлогов

  • Нередко  делают ошибки в употреблении местоимения  ИХ, заменяя его на просторечный  ИХНИЙ;

  • Запомнить пары:

 В  ИЗ

  НА - С

  • Осмысление и закрепление полученных знаний

 -  Найдите  ошибки  в образовании  формы слова. Определите, к какой части речи относятся слова, в которых допущены морфологические ошибки.

 Экспресс  тест

 Выберите ненормативный вариант

 1. а) стопка полотенец;

     б) лягте на пол;

     в) эта ткань более светлее;

     г) пять килограмм помидоров.

2.а) я скоро выздоровею;

   б) положьте на полку;

   в) много вишен;

   г) опытные шоферы.

3. а) пять килограммов помидор;

    б)  пять блюдец;

    в) их дети;

    г)  старые шилья

4 а) у обоих девушек;

   б)  молодые бухгалтеры;

   в)  жирные кремы;

    г) новые договоры.

5 а) пара туфель;

   б) ароматный кофе;

   в)  опытные докторы;

   г) белые жалюзи.

6.а) детский шампунь;

   б)здоровые дёсна;

   в)фельдшера ;

   г)несколько цапель.

 

8. Подведение итогов. Выставление оценок.

  •  Итак, ребята, мы вспомнили все правила формообразований различных частей речи. Подведем итог нашему уроку.

-  Разрешите прочитать  небольшую цитату из книги Д.С.Лихачева «Письма о добром и прекрасном»: «Наш язык-это важнейшая часть нашего общего поведения в жизни. И по тому, как человек говорит, мы сразу и легко можем судить о том, с кем мы имеем дело…Учиться хорошей интеллигентной речи надо долго и внимательно- прислушиваясь, запоминая, замечая, читая и изучая. Но хоть и трудно- это надо».

    Рефлексия.

-  Что нового  вы узнали сегодня на уроке? Какие моменты урока были для вас наиболее интересны? Какие задания вызвали у вас трудности?

 

  • Перечислите трудности употребления различных частей речи?
  • Дайте определение «морфологическая норма»

  9. Домашнее задание. Как часто мы допускаем нарушения морфологических норм? Понаблюдайте за речью окружающих, запишите примеры.

        Интерактивное учебное пособие "Как правильно говорить по - русски?", ИД «Равновесие», М., 2007г., стр. 99, задание 34 - 4

         

 

       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-презентация "Морфология и культура речи.Морфологические нормы русского языка"

Урок-презентация, посвящен одной из трудных учебных тем  по подготовке выпускников к ЕГЭ. Урок позволит выпускникам восстановить в памяти теоретический материал и закрепить  его при в...

Открытый бинарный урок по дисциплине «Русский язык и культура речи» и «Иностранный язык» (английский язык; немецкий язык; французский язык)

Цели  урока: показать своеобразие культур ,особую ментальность;  найти точки соприкосновения для лучшего понимания народов посредством малых фольклорных жанров; раскрыть мудрость, поучающий ...

Учебно-методический комплекс дисциплины "Русский язык и культура речи".

Учебно-методический комплекс по дисциплине «Русский язык и культура речи» является совокупностью учебно-методических материалов, способствующих эффективному освоению студентами данной учебной дисципли...

Учебно-методический комплекс дисциплины "Русский язык и культура речи" для студентов заочной формы обучения по направлению "Менеджмент".

Учебно-методический комплекс по дисциплине «Русский язык и культура речи» является совокупностью учебно-методических материалов, способствующих эффективному освоению студентами данной учебной дисципли...

Методическая разработка урока по русскому языку в 5 классе по теме: " Глагол как часть речи"( технологическая карта).

Методическая разработка урока по русскому языку в 5 классе по теме: " Глагол как часть речи" сопровождается презентацией . Технологическая карта урока разработана в соответствии с требования...

Элективный курс по литературе « Культура речи и нормы русского литературного языка»

      Образовательная программа «Культура речи и нормы русского литературного языка » (далее Программа) составлена на основе примерной программы (ст. 28 Закона РФ &la...

Морфология и культура речи. Морфологические нормы русского языка.

Цели урока:углубить знания о понятии  «морфологические  нормы» речи;выявить нарушения  морфологических норм и отработать навыки  правильного образования и употребления ...