2022 год - Год культурного наследия народов России

Никулина Анна Ивановна

Предварительный просмотр:

Интеллектуально-творческая игра «О русских обычаях, традициях и народном творчестве»

Цель: Развитие творческой активности и инициативы педагогов; Повышение интереса педагогов к расширению своих знаний о русской народной культуре.

Материалы и оборудование:

- Большой кубик с шестью цветными сторонами.

-Раскраски «русский народный костюм»«Русская изба»,

- цветные карандаши,

- фишки красного и зеленого цветов,

- медали для награждения

Первый этап «Веселье земли русской»

Каждая команда бросает кубик – 5 раз. На обдумывание ответа даётся не более 30 секунд. За правильный ответ команда получает фишку.

Команды по очереди бросают куб. Цвет верхней стороны куба определяет тему, по которой будет задан вопрос команде)

Темы: Красный цвет – декоративно-прикладное искусство

Зелёный цвет - русская кухня

Синий цвет – быт русского народа

Жёлтый цвет – русские народные праздники

Оранжевый цвет – славянская мифология (былины)

Белый цвет - язык наших предков

Народное декоративно – прикладное искусство

1. Хохломская роспись имеет три главных цвета. Назовите их (красный, желтый, золотой)

2. Посватавшись к девушке, жених обязательно дарил ей изделие собственного изготовления, которое невеста брала на посиделки. Что это? (прялка)

3. На Руси был распространён берестяной промысел. Когда мастера делали заготовку бересты (В период сокодвижения, когда береста прочная и мягкая)

4. Что такое колт? (Височная подвеска)

5. Афанасий Никитич, отправляясь в Индию, вёз на продажу меха, железные изделия и «узорочьё». Что это такое? (браслеты, бусы – украшения)

6. Эту игрушку делали из отходов дерева, ее не раскрашивали,зато она была подвижной: кони передвигали ноги, мужик и медведь пилили бревно. Именно эта игрушка стала известна. Назовите её. (Богородская игрушка)

Русская кухня

1. Без какого блюда невозможен обед на Руси? (Хлеб)

2. Назовите самое главное угощенье во время древнерусского праздника –«Масленица» (Блины)

3. Какой продукт на Руси – символизировал богатство и достаток в доме. (каша)

4. Как назывался распространённый на Руси тёплый напиток из трав с мёдом? (Сбитень)

5. Какое блюдо солят трижды? (пельмени: соль кладут в тесто, начинку и при варке)

6. Что такое кулебяка? (Пирог с рыбой)

7. На Руси был обычай в особых случаях печь и рассылать пироги по домам. Что это означало? (Приглашение на праздник)

Быт русского народа

1. Назовите самое распространенное на Руси осветительное устройство (лучина)

2. Какая самая распространенная на Руси обувь (лапти)

3. Назовите русский сосуд для питья вкруговую (Братина)

4. Чем определялась длина полотенец в русских семьях(Количеством членов семьи и достатком)

5. Русский сосуд самобытной формы для питья, не встречавшийся ни в одной из других стран мира. (Ковш)

6. Универсальный предмет мебели в русской избе(Скамья)

Русские народные праздники

1. На какие праздники особенно любили гадать девушки? (Святки)

2. Что за обряд «завивание бороды»(Украшение лентами последнего несжатого снопа)

3. Вокруг какого священного дерева объезжал свадебный поезд наших предков? (Вокруг дуба)

4. Назовите весенние русские праздники (Благовещение, Вербное воскресенье, Пасха)

5. Почему катание с гор в праздник Масленицы ребята соревновались, кто прокатится дальше? Что за примета? (Кто прокатится дальше у того лён вырастет длиннее)

6. Какой языческий праздник связала народная молва с кошачьим аппетитом? (масленица)

Славянская мифология. Русские былины.

1. Назови столицу былинной Руси (Стольный Киев-град)

2. Кто входил в богатырскую заставу? (Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алёша Попович)

3. К кому перешёл меч - кладенец Святогора? (к Илье Муромцу)

2. Кому из Русских богатырей в бою смерть не писана? (Илье Муромцу)

3. Где произошла первая встреча Садко с морским царём? (на берегу Ильмень-озера)

4. Сколько времени длится богатырский сон? (Три дня и три ночи)

Язык наших предков

Назови современное значение старославянских слов

1. Полузимник, грудень (ноябрь+, декабрь, январь)

2. Тризна (русский головной убор, пир в память умершего+, часть избы)

3. Отрок (ребёнок – подросток, отверженный от церкви, младший воин в дружине.)

4. Веверица (птица – вьюн, белка+, колесница)

5. Елдаечки (Пшеничные лепёшки +, старинные женские украшения, качели.)

6. Полтина (монета достоинством 5 рублей, монета достоинством 50 копеек+, мера измерения земельной площади)

Второй этап игры

«О русских обычаях и традициях в шутку и всерьёз»

Творческий конкурс: за 20 минут подготовить и презентовать

1 команде – Традиционная одежда «Русский национальный костюм»

2 команда - Традиция домостроя «Русская изба»

Подведение итогов. Награждение участников игры



Предварительный просмотр:

Викторина

«Знакомство с русскими народными традициями»

 для детей старшего дошкольного возраста

Цель: формировать представление о русских народных обычаях, обрядах, об истории и культуре русскою народа.

Задачи:

1. Закрепить и расширить знания детей о сказках; формировать запас литературных художественных впечатлений, личностную позицию,  как при восприятии сказок, так и в процессе творчества.

2. Развивать внимание, память, мышление, наблюдательность, логику, прививать неформальное восприятие сказок, развивать чувство юмора.

3. Воспитывать такие качества как взаимовыручка, товарищество, дружелюбие, честность в игре, справедливость.

Демонстрационный материал:

• Картинки с предметами труда и рукоделия (На листках написаны названия предметов: коромысло, ухват, прялка, рубель, веретено, коклюшки, чёски, валёк.)

• Презентация

• Картинки с художественным промыслом (Дымковская игрушка, Гжельская роспись, Филимоновская игрушка, Хохлома, Вологодское кружево, Матрешка.)

Раздаточный материал:

• Звездочки из бумаги

• Медальки по количеству детей

• Сладкие призы по количеству детей

Ход мероприятия:

I. Вводная беседа

Ведущий: Ребята! Сегодня мы собрались, чтобы поговорить о жизни русского народа, вспомнить обычаи, обряды, историю и культуру нашей страны. Помогут нам в этом сказки, пословицы, поговорки, загадки, с которыми вы знакомились в книгах, видели в кино и мультфильмах.

II. Викторина

Итак, предлагаем вам сейчас сыграть в игру-викторину. Мы сегодня узнаем, действительно ли мы хорошо знаем русскую народную культуру?

Для этого нам необходимо разделиться на 2 команды и выбрать капитанов команд.

1-я команда: «Сударушка»

2-я команда: «Лебёдушка»

Викторина напомнит вам спортивное состязание, но вы будете состязаться не в силе и ловкости, а в знаниях — кто больше знает и быстрее соображает.

1 конкурс: Загадки

Ваша задача отгадать загадки. За каждую отгадку вы получите 1 звёздочку.

• Голубой платок, Алый клубок. По платку катается, людям улыбается. (Солнце.)

• Двенадцать братьев Друг за другом ходят, друг друга не находят. (Месяцы.)

• Поднялись ворота - всему миру красота. (Радуга.)

• Старик у ворот тепло уволок, сам не бежит, и стоять не велит. (Мороз.)

• Весной веселит, летом холодит, осенью питает, зимой согревает. (Лес.)

• Стоит городок. Сколько стареньких домков, сколько беленьких жильцов. (Подсолнух.)

• Бел, как снег, в чести у всех, в рот попал, там и пропал. (Сахар.)

• И языка нет, а правду скажет. (Зеркало.)

• Без крыльев, а летит. Без языка, а говорит. (Письмо.)

• Под землёй птица гнездо свила, яиц принесла. (Картофель.)

• Белый тулупчик сшит без рубчика. (Яйцо.)

• Маленький Иван - Костяной кафтан. (Орех.)

• Без ног, а хожу, без рук, а указываю. (Часы.)

• Без языка, без голоса, а всё расскажет. (Книга.)

Ведущий: Ребята! Справились с загадками!

За 1 конкурс команда «Сударушки» - получает … звездочек

За 1 конкурс команда «Лебедушки» - получает … звездочек

2 конкурс: «Дело мастера боится».

Русский народ был очень трудолюбив, и помогали нашим предкам в работе, да и в рукоделии необходимые орудия труда. Вот сейчас мы с вами должны найти необходимое орудие труда, назвать его и рассказать, как оно использовалось.

(На листках написаны названия предметов: коромысло, ухват, прялка, рубель, веретено, коклюшки, чёски, валёк.)

За 2 конкурс команда «Сударушки» - получает … звездочек

За 2 конкурс команда «Лебедушки» - получает … звездочек

3 конкурс «Скажи»

А сейчас, дорогие участники, вы будете отгадывать, о какой русской народной сказке идёт речь.

• Попробуем угадать, что это за сказка? Кто-то за кого-то ухватился цепко, ох, никак не вытянуть, ох, засела крепко. Но ещё помощники скоро прибегут. Победит упрямицу дружный общий труд. Дедки, бабки, внучки, жучки, кошки и мышки. («Репка»)

• Колотил да колотил, по тарелке носом. Ничего не проглотил, и остался с носом. («Лиса и журавль»)

• А дорога далека,

А корзинка нелегка,

Сесть бы на пенёк,

Съесть бы пирожок! («Маша и медведь»)

• Ах ты, Петя, — простота, оплошал немножко. Не послушался кота, выглянул в окошко. («Петушок — золотой гребешок»)

• Нет ни речки, ни пруда, где воды напиться, очень вкусная вода в ямке от копытца. («Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»)

• Красна девица грустна, ей не нравится весна, ей на солнце тяжко, слёзы льёт бедняжка. («Снегурочка»)

За 3 конкурс команда «Сударушки» - получает … звездочек

За 3 конкурс команда «Лебедушки» - получает … звездочек

4 конкурс «Умелые руки не знают скуки»

Говоря о традициях и обычаях русского народа нельзя не вспомнить о великолепных произведениях декоративно-прикладного искусства наших предков. И сейчас вам предстоит отгадать, о каком художественном промысле пойдёт речь? (Загадки о художественных промыслах)

1) Веселая белая глина,

Кружочки, полоски на ней.

Козлы и барашки смешные,

Табун разноцветных коней.

Кормилицы и водоноски,

И всадники, и ребятня,

Скорее, друзья, отгадайте,

О чём говорю сейчас я? (Дымковские игрушки)

2) Снежно-белая посуда,

Расскажи-ка, ты откуда?

Видно с Севера пришла

И цветами расцвела -

Голубыми, синими.

Нежными, красивыми. (Гжельская роспись)

3) Нас слепили мастера,

Нас раскрашивать пора.

Кони, барышни, барашки –

Все высоки и стройны.

Сине-красные полоски

На боках у нас видны. (Филимоновские игрушки.)

4) Резные ложки и ковши

Ты разгляди-ка, не спеши.

Там травка вьется, и цветы

Растут нездешней красоты.

Блестят они, как золотые,

А может, солнцем залитые. (Хохлома.)

5) Стучат коклюшки:

Стук-стук-стук!

Платочек появился вдруг,

И воротник из белой нити

Прекрасно выполнен, взгляните!

Как вы думаете, что это может быть? (Вологодское кружево.)

6) Ростом разные подружки,

Все похожи друг на дружку.

Раз, два, три, четыре, пять.

Даже всех не сосчитать. (Матрешки.)

За 4 конкурс команда «Сударушки» - получает … звездочек

За 4 конкурс команда «Лебедушки» - получает … звездочек

5 конкурс «Особенности русского быта»

Ведущий: Участникам нужно ответить на вопросы о быте, истории и культуре русского народа. Из сказок, пословиц, песен вы узнали об особенностях русского быта. Итак, приготовились. Вопросы:

1. Как называется праздник проводов русской зимы? (Масленица.)

2. Какое угощение было обязательно на этом празднике? (Блины.)

3. Какие блюда русской кухни вы знаете? (Щи, каша, пироги, блины.)

4. Какую обувь носили русские крестьяне? (Лапти.)

5. Что такое изба? (Деревянный крестьянский дом.)

6. Назовите русский сувенир, известный во всем мире? (Матрёшка.)

7. Какую одежду носили русские женщины? (Сарафан, сапожки.)

8. Как называется русская мужская рубашка? (Косоворотка.)

9. Какое национальное дерево России? (Берёза.)

10. Назовите первую столицу русского государства? (Киев.)

11. Назовите имя первого русского книгопечатника? (Иван Фёдоров.)

За 5 конкурс команда «Сударушки» - получает … звездочек

За 5 конкурс команда «Лебедушки» - получает … звездочек

6 конкурс «Конкурс капитанов».

Капитаны команд должны вспомнить и написать имена наиболее известных отрицательных персонажей в русских народных сказках.

Тот капитан кто назовет больше отрицательных героев получит 2 звездочки. (Баба-Яга, Змей Горыныч, Кощей Бессмертный, Кот Баюн, Леший, Кикимора, Ведьма, Чудо-Юдо, Черт, Разбойники, Водяной и др.)

За 6 конкурс команда «Сударушки» - получает … звездочек

За 6 конкурс команда «Лебедушки» - получает … звездочек

III. Подведение итогов

Ведущий: Вот и закончилась наша игра-викторина. Вижу, любите и знаете сказки, пословицы, поговорки, умеете загадки отгадывать. Мы ещё раз убедились, как важно иметь представление о традициях и обычаях нашего народа.

Команда «Сударушка» - набрала … звездочек, команда «Лебедушки набрала … звездочек. Победу в нашей игре викторине одержала команда - …

Очень часто за событиями и за суматохой дней

Старины своей не помним, забываем мы о ней.

И хоть стали нам привычными

На Марс полёты и Луну.

Прошу вас всех: «Не забывайте вы свои обычаи,

Ценить умейте старину!»

Жаль, но наши посиделки нам заканчивать пора.

Наступает час прощанья,

Будет краткой моя речь.

Говорим всем: «До свидания!

До приятных, новых встреч!»



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №28 станицы Темижбекская

Муниципального образования Кавказского района

Номинация: Конспекты НОД "Ремесла России", "Культурное наследие России"

Досуг «В гости к карельскому медведю»

(для старшего дошкольного возраста)

Автор: Никулина Анна Ивановна

воспитатель    

МБДОУ д/с№28

станица  Темижбекская

 муниципального образования

 Кавказский район

 

2022г.

Досуг «В гости к карельскому медведю»

Задачи:

Формировать представление о России, о крае Карелия.

Развивать представления детей о неофициальных символах России (медведь).

Познакомить с карельской народной сказкой «Медведь, волк и лиса»

Предварительная работа:

Чтение народных сказок, рассматривание иллюстраций в книгах.

Заучивание стихотворений о России. Рассматривание книг, где говорится о медведях.

Оборудование:

Книжный уголок с книгами. Шапочки медведя для мальчиков, платочки для девочек.

Муляжи грибов, корзинки. Деревянная посуда разного размера. Пазлы.

Декорация: Ширма «Осенний лес», русская печь, деревья и елки, ткань для речки и

болота, кочки и канат.

Для сказки: медведь, лиса, волк – деревянные ложки, мешки, колоски, картинки.

Ход досуга

Воспитатель в русском народном костюме встречает детей.

- Здравствуйте, ребята!

А вы знаете, как называется страна, в которой мы живем? (Россия).

Дети подходят к интерактивной доске, на которой изображена карта России.

Рассматривают ее.

Воспитатель: Россия - это наша Родина. Мы с вами знаем много стихов о нашей

Родине. Кто хочет рассказать стихотворение?

Один из детей читает стихотворение.

Стихотворение «Необъятная страна» Владимир Степанов.

Если долго-долго-долго

В самолёте нам лететь,

Если долго-долго-долго

На Россию нам смотреть,

То увидим мы тогда

И леса, и города,

Океанские просторы

Ленты рек, озера, горы…

Мы увидим даль без края,

Тундру, где звенит весна,

И поймем тогда, какая,

Наша Родина большая,

 Одним их символов России является медведь. Во многих городах России, на гербах

изображен медведь (показ слайдов с гербами).

-Русский народ придумал много сказок, где герой медведь (воспитатель обращает

внимание детей на книжный уголок, где представлены разные сказки: «Три медведя»,

«Теремок», «Маша и медведь» и другие).

В нашей стране живут разные народы, разной национальности. Есть такой уголок, на

карте Россия, который называется Карелия (показ слайда, карта Карелии); (показ

слайдов - природа Карелии).

Карелия, Карелия страна чудесных грез.

Высоких сосен, елей и маленьких берез.

И солнцем озаренные стоят леса твои,

И птицы распевают в них песенки свои….

В Карелии тоже живут медведи. Карелы называют их Конди.

Давайте мы отправимся к нему в гости.

Но путь будет не легкий.

Давайте немного разомнемся.

Физминутка.

Медвежата в чаще жили.

Головой своей крутили.

Медвежата мед искали,

Дружно дерево качали.

И вразвалочку ходили,

и из речки воду пили.

А еще они плясали! Дружно лапы поднимали!

Вот болото на пути!

Как его нам перейти?

Прыг да скок! Прыг да скок!

Веселей скачи, дружок!

Воспитатель: Ну что, готовы? Тогда в путь.

1 задание: Посуда трех размеров. Из какой сказки? («Три медведя»)

Давайте разложим посуду по размерам! Большая миска, большая ложка (для Михаила

Потапыча), средняя миска и средняя ложка (для Настасьи  Петровны), маленькая

миска, маленькая ложка (для Мишутки).
2 задание: Корзинка с грибами.

Из какой сказки? («Маша и медведь»)

Давайте определим, какие грибы съедобные, а какие несъедобные? (дети разбирают

грибы в две корзинки).
3 задание: Пазлы «Теремок».

Из какой сказки? (Теремок)

Что случилось с теремком? (медведь разрушил). Давайте его починим, соберем пазл.

Молодцы, с заданием справились. Готовы  идти дальше? (Да) Тогда в путь.

Дети выполняют задания с преодолением препятствий.

1.Перейти через речку (боком по канату) – на равновесие

2. Пройти болото по кочкам.

 После преодоления всех препятствий, дети видят полянку в лесу, а в лесу дом с печкой.

 Изба по карельски - Пиртти. В ней спит медведь.

Давайте его разбудим?

 Игра «У медведя во бору».

 Медведь здоровается на карельском языке. Тервех! Куйбо делот (как дела?).

Медведь: В гости пришли?

А любите сказки слушать? (Да)

Тогда слушайте, я расскажу вам Карельскую сказку: «Медведь, волк и лиса»

(показ кукольного спектакля на ложках)

Подготовительная работа:

Поле с колосками (картинка).

Поле со снопами (картинка).

Мельница.

Три миски.

Три ложки.

Мука, песок, зерна, солома, мякина.

Мешок большой, средний, маленький

«Медведь, волк лиса» (Карельская сказка)

Посеяли однажды медведь, волк и лиса рожь. Поспела рожь. Собрали снопы, стали

молотить.

Лиса поднялась на колоски, будто бы придерживает, а сама сбросит колосок то волку,

то медведю на голову.

Медведь – Держи, кума-лиса, колоски хорошенько, чтоб не падали!

Лиса – Уж я так стараюсь, так стараюсь, да они не держатся.

А сама продолжает бросать. Обмолотили медведь и волк рожь. Вышли три кучки:

в куче поменьше – зерно,

в средней куче – мякина,

в самой большой – солома.

Стали делить урожай.

Лиса говорит: Давайте так поделим: маленькому – маленькую кучу, среднему –

среднюю, большому – большую.

Так и сделали: Лисе – зерно, волку – мякина, а медведю – солома.

Стали они молотить. У лисы жернов стучит, а у волка и медведя шуршит.

Волк: Почему у тебя, кума-лиса, жернов стучит, а у нас шуршит?

Лиса: Я как молотить начала, подсыпала песку, потому жернов и стучит.

Подсыпали, волк и медведь, песку у них жернова застучали.

Смололи они все и приняли кашу варить. Варят, варят, у лисы каша белая и пыхтит, а

у волка и медведя черная  и не пыхтит.

Медведь: Почему, лиса-кумушка, у тебя каша белая и пыхтит? Дай попробуем твоей

каши.

Лиса: Нет, сперва я вашей каши, попробую.

Взяла лиса немного каши у волка и медведя, положила в свой горшочек с краю.

Лиса: С этого края пробуйте.

Медведь попробовал и говорит: Твоя каша не лучше моей.

Медведь-то своей каши попробовал. Попробовал и волк и тоже подумал, что каша у

лисы такая же, как у него.

Медведь и волк говорят: А почему у тебя каша белая?

Лиса: Я муку в проточной воде держала, оттого и каша белей.

Медведь и волк: Пойдем, и мы муку помоем.

Собрали волк и медведь мякину и солому, опустили в речку – у них течением все и

унесло.

Вот как их кума-лиса обманула.

Вот и сказки конец, а кто слушал молодец.

Медведь: Понравилась вам моя сказка, жду вас еще в гости. До свидания!

Спасибо (Тервехекса).

Список использованной литературы:

1. Приобщение детей к истокам русской народной культуры О. Л. Князева, М. Д.

Маханева. – Санкт-Петербург Детство-Пресс; 2015 г.

2. Воспитание духовности через приобщение дошкольников к традиционной

праздничной культуре русского народа. Г. А. Антонова, О. М. Ельцова, Н. Н.

Николаева - Санкт-Петербург Детство-Пресс, 2012 г.

3. Наследие. Программа по приобщению детей дошкольного возраста к

традиционной отечественной культуре. Е. В. Соловьева, Л. И. Царенко – М.;

Дрофа, 2010 г.

4. Знакомим дошкольников с народной культурой. А. Я. Чебан, Л. Л. Бурлакова -

М.; Сфера 2011 г.

5. Воспитание детей на традициях народной культуры. В. П. Ватман.- Волгоград.

Учитель; 2008г.


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Дидактическая игра «Народные промыслы»

для детей 5-7 лет

Игра проводиться по подгруппам 5-6 человек.

Цель игры: продолжить знакомство с разными видами народного декоративноприкладного искусства, обогащать зрительные впечатления, формировать интерес и эстетический вкус у дошкольников.

Задачи:

  • расширять представление о многообразии узоров народных промыслов России;
  • совершенствовать представление о характерных элементах узора и цветосочетании народного декоративно - прикладного искусства: «Городецкая роспись», «Гжель», «Филимоновская игрушка», «Дымковская игрушка», «Хохлома»;
  • воспитывать чувства привязанности к родным местам, уважительного отношения к своим национальным корням;
  • развивать зрительное восприятие, память, мышление и речь.

Материал: игрушки, предметы, картинки с росписью народных мастеров. Также для игры можно использовать работы детей по декоративному рисованию и аппликации .

Ход игры.

Вариант1 .

Перед началом игры педагог рассматривает вместе с детьми элементы росписи предметов двух народных промыслов Постепенно количество рассматриваемых элементов росписи народных промыслов увеличивается.

Вариант 2.

Перед началом игры педагог рассматривает вместе с детьми элементы росписи предметов одного народного промысла. Дополнительно выставляются предметы из двух народных промыслов. Дети должны убрать лишние предметы.

Постепенно количество предметов, не относящихся к демонстрируемым элементам народного промысла, могут быть увеличены.

ВариантЗ

Перед началом игры заменяется старинный предмет на современный. Например, лапти на сандалии. Дети должны угадать, какой предмет заменили и назвать, что вместо этого предмета должно быть.

Для этого варианта игры детей предварительно знакомят с названиями, назначением и использованием старинных предметов.

Вариант 4

Перед началом игры детям читают стихи и загадки про народные промыслы России. Дети должны отгадать и найти предметы на заданную тему

Лапти, обувь, сплетённая из лыка или берёсты (иногда для прочности вплетались и кожаные ремни). Раньше на Руси лапти служили основным видом обуви крестьянского населения.

Коромысло - толстая, изогнутая дугой, деревянная палка с крючками или выемками на концах для носки ведёр на плече. Раньше на Руси воды не было в домах и её носили их рек, озёр и колодцев. Чтобы принести сразу два ведра воды и использовали коромысло.

Прялка - приспособление, устройство для ручного прядения, приводимое в движение ножной педалью. В давние времена пряжу для вязания не продавали. Ее изготовляли сами рукодельницы со стриженой овечей шерсти. Работали на прялке так: правая рука, используя ручку, приводила в движение большое колесо. Одновременно с этим левая рука вытягивала из пучка волокон прядь и направляла ее к веретену. Если прядь подносилась к нему наклонно, то нить ссучивалась и закручивалась, если под прямым углом то наматывалась.

Половик - плетеный, тканый или сшитый из разноцветных обрезков ткани узкий длинный коврик, расстилаемый на полу.

Косоворотка — рубаха с косым воротом, то есть с разрезом сбоку, а не посередине, как у обычных рубашек. Косоворотки носили навыпуск, не заправляя в брюки. Подпоясывались шёлковым шнуровым поясом или тканым поясом из шерсти. Косоворотки шили из полотна, шёлка, атласа. Иногда расшивали по рукавам, подолу, вороту.

Сарафан - русская национальная женская одежда — платье, обычно безрукавное, которое надевали поверх рубахи. Сарафаны украшали золотными кружевом и тесьмой, пуговицами и шнурами, а также вышивкой.

Русская печь - это традиционное устройство для отопления помещения и приготовления пищи, безраздельно применявшееся на протяжении столетий почти во всех уголках мира. Знания и опыт в искусстве сооружения печей являлись мерилом зрелости и талантливости народа. Печных дел мастера всегда почитались в народе, особенно там, где жизнь протекала в суровых климатических условиях. Кроме того, печи служили не только для отопления и приготовления пищи, но и для сушки продуктов впрок.

Чугунок - металлический горшок для приготовления пищи. Чугунные горшки были круглые и по форме напоминали глиняные. Их ставили на огонь или в печку специальными приспособлениями - ухватами. В них пища готовилась быстрее и они были прочнее чем глиняные горшки.

Ухват - это приспособление, представляющее собой длинную деревянную палку с металлической рогаткой на конце. Ухватом захватывали и ставили в русскую печь горшки и чугунки. Под каждый размер чугунка был свой ухват.

Русские куклы. Раньше на Руси кукол мастерили из тряпья, соломы, лыка, мочала, деревянных ложек. Мастерицы никогда не использовали при работе ничего колющего и режущего. И лоскутки ткани, и нитки не разрезались, а рвались вручную, а затем связывались. Куклы передавались в семьях из поколения в поколение. Первую куклу каждая девочка получала от мамы или бабушки, хранила ее, берегла, шила ей наряды. В крестьянских семьях кукла проживала со своей хозяйкой целую жизнь, была с ней и в радости, и в горе. Кукол, нарядно одетых, в праздничные дни сажали на окно или крышу дома в знак призыва солнца и весны.

Русские утюги. С древнейших времен люди ухаживали за своей одеждой, чтобы она после стирки выглядела красиво и опрятно. Именно для этих целей был изобретен утюг. Вначале это был плоский, тяжелый камень. На его относительно ровной поверхности расстилали чуть влажную еще одежду, сверху придавливали другим камнем и оставляли до полного высыхания. А потом изобрели утюг с горящими углями внутри. В разных регионах Руси это гладильное орудие называлось «рубель», «пральник», «праник», «гранчак», «ребрак», «раскатка».

Д/и «Найди лишнее»

Дидактические задачи:

учить находить предметы определенного промысла среди предложенных; развивать внимание, наблюдательность, речь - доказательство.

Материал: 3-4 изделия (или карточки с их изображением) одного промысла и одно - любого другого.

Игровые правила: выигрывает тот, кто быстро и правильно найдет лишнее изделие, т.е. непохожее на другие, и сможет объяснить свой выбор.

Ход игры: выставляются 4-5 предметов. Следует найти лишний и объяснить почему, к какому промыслу относится, что ему свойственно.

Варианты: в игре может быть постоянный ведущий. Тот игрок, кто правильно ответит, получает фишку (жетон). Победителем станет тот, кто соберет больше жетонов.

Дидактическая игра «Художественный салон»

Дидактические задачи:

учить устно, описывать выбранный предмет, развивать сосредоточенность, речь - описание.

Материал: различные предметы народных промыслов или их изображения, фотографии.

Игровые правила: точно описать предмет, который игрок хочет «купить».

Ход игры: предметы «Художественного салона» выставлены на стеллажах. Выбирается «продавец». Остальные играющие - «покупатели». Они выбирают предмет покупки и точно описывают его «продавцу». «Продавец» может задавать вопросы, например: «Как украшен край изделия? Какой там цветок?» Когда «продавец» определит, что это за предмет, продает его. Игра продолжается. «Продавец» и «покупатель» меняются ролями.

Дидактическая игра «Что изменилось»

Дидактические задачи:

закреплять представление о какой-либо росписи, развивать наблюдательность, внимание память и быстроту реакции, учить анализировать, находить отличия в узорах разных предметов и уметь объяснять их.

Материал: предметы разных промыслов.

Игровые правила: игрок, первым заметивший изменение, должен быстро поднять руку для ответа, правильно определить, что изменилось. Если ответ верный, он становится ведущим.

Ход игры: воспитатель (или ведущий) ставит перед игроками пять предметов различных росписей. Внимательно рассмотрев их, запомнив расположение, игроки отворачиваются. Ведущий меняет предметы местами и убирает какой-либо.

Задача играющих: угадать, что изменилось. Если задача решена, выбирается другой ведущий, игра продолжается.

Варианты: игроки могут не только назвать новый предмет или тот, что убрал ведущий,

но и описать его.

Дидактическая игра «Узнай элементы узора»

Дидактические задачи:

уточнить и закрепить представление об основных элементах какой-либо росписи, учить вычленять отдельные элементы узора,

развивать наблюдательность, внимание, память и быстроту реакции, вызвать интерес к росписи.

Материал: большие карты, украшенные какой-либо росписью, в нижней части которых три-четыре свободных окошка.

Маленькие карточки с отдельными элементами узора, среди которых варианты росписи, отличающиеся цветом, деталями.

Игровые правила: определить, какие из предложенных карточек с изображением элементов росписи подходят к элементам узора основной карты.

Ход игры: получив большую карту и нескольких маленьких, внимательно рассмотрев их, играющие выбирают те элементы, которые встречаются в узоре, и выкладывают их в пустые окошки. Ведущий следит за правильностью выполнения задания.

Дидактическая игра «Домино»

Дидактические задачи:

закрепить представления об основных элементах какой-либо росписи, научить различать и сравнивать их между собой, правильно называть, пользуясь названиями, придуманными мастерами промысла,

развивать наблюдательность, внимание, быстроту реакции, вызвать интерес к росписи. Материал: карточки прямоугольной формы, разделенные на две части. На каждой из них изображен элемент узора; варианты отличаются цветом, деталями.

Игровые правила: игроки выкладывают карточки, чтобы изображение какого-либо элемента точно соответствовало тому же изображению другой карточки. Выигрывает тот, кто первым выложит все свои карточки.

Ход игры: принимают участие от двух и более детей. Все карточки выкладывают в центр стола рисунками вниз - это "базар". Каждый игрок набирает определенное количество карточек, о чем договариваются до начала игры. Первым делает ход тот, у кого есть карточка-дуплет. Следующий игрок находит у себя карточку с таким же элементом и кладет ее к первой. Если нет нужной, игрок пользуется "базаром". Если "базар" пуст - пропускает ход. Выигрывает тот, кто раньше других освободится от карточек.

Вариант: игрок делает ход и называет элемент росписи. Если название не верное, ход пропускается.

Дидактическая игра «Назови правильно»

Дидактические задачи:

закрепить знания детей о народных промыслах, их признаках.

Закреплять умение находить нужный промысел среди других, обосновывать свой выбор, составлять описательный рассказ.

Материал: планшет с изображением народных промыслов России.

Игровые правила: дети поочередно задают друг другу задание и отгадывают, какой промысел изображен. Поощряется, если ребенок может назвать промысел, место его возникновения и характерные особенности.

Дидактическая игра«Лото»

Дидактические задачи:

закрепить представления об основных элементах какой-либо росписи, научить различать и сравнивать их между собой, правильно называть, пользуясь названиями, придуманными мастерами промысла,

развивать наблюдательность, внимание, быстроту реакции, вызвать интерес к росписи. Материалы: большие карты с изображением предметов, украшенных какой-либо росписью. По краям карт до шести клеток с изображением элементов донной росписи. Карточки с вариантами элементов узора, отличающихся цветом, деталями.

Игровые правила: игроки подбирают карточки в соответствии с рисунком на больших картах. Внимательно следят за ходом игры, не пропуская элементы на своей карте.

Ход игры: принимают участие от двух и более детей. Ведущий раздает каждому по одной большой карте, маленькие перемешивает. Затем, вынимая по одной карточке, ведущий спрашивает, что за элемент на ней изображен и кому нужна такая карточка. Вариант: игру можно проводить в форме соревнования команд. При этом каждой команде выдается сразу несколько карт для одновременного заполнения.

Дидактическая игра «Найди пару»

Дидактические задачи:

закрепить представления об основных элементах какой-либо росписи, научить различать и сравнивать их между собой, правильно называть, пользуясь названиями, придуманными мастерами промысла,

развивать наблюдательность, внимание, быстроту реакции, вызвать интерес к росписи. Материал: прямоугольные карточки, разделенные на две клеточки: одна с элементами узора, другая - пустая. Карточки с вариантами элементов узора, образующие пары к рисункам на полосках.

Игровые правила: игроки подбирают карточки в соответствии с рисунком на больших картах. Выигрывает тот, кто первым подберет пары всех элементов на своих карточках. Ход игры: принимают участие от двух и более детей. Ведущий раздает каждому одинаковое количество двойных карт, маленькие перемешиваются в центре стола. По команде ведущего играющие подбирают пару элементам на своих карточках.

Дидактическая игра «Составь узор»

Дидактические задачи: учить составлять декоративные композиции в стиле Городецкой росписи на разнообразных силуэтах, располагать элементы, подбирая их по цвету, размеру, форме.

Развивать чувство симметрии, ритма, наблюдательность, творчество.

Материал: плоскостные изображения различных предметов; элементы росписи, вырезанные по контуру; образцы украшенных узором силуэтов.

Игровые правила: составить на выбранном силуэте из отдельных элементов узор в соответствии с правилами и традициями данной росписи.

Ход игры: в игре может принять участие один ребенок или группа. Силуэты предметов, которые следует украсить, играющие выбирают по желанию. Выбрав нужное количество элементов, составляют узор. Работу игрок может выполнять, копируя узор образцов или придумывая свою композицию.

Дидактическая игра «Разрезные картинки»

Дидактические задачи:

закрепить знания о выразительных средствах, применяемых в разных промыслах, упражнять в составлении целой картинки из отдельных частей, развивать внимание, сосредоточенность, стремление к достижению результата, наблюдательность, творчество, вызвать интерес к предметам декоративного искусства.

Материал: два одинаковых плоскостных изображения различных предметов, одно из которых разрезано на части.

Игровые правила: быстро составить из отдельных частей изделие в соответствии с образцом.

Ход игры: в игре может принять участие один ребенок или группа. Воспитатель показывает образцы, дает возможность внимательно их рассмотреть. По сигналу взрослого играющие собирают из частей изображение какого-либо изделия. Выигрывает тот, кто первым справится с заданием.

Дидактическая игра «Угадай и расскажи»

Дидактические задачи:

закрепить знания детей о народной игрушке как об одной из форм народного декоративно-прикладного искусства.

Закреплять умение узнавать игрушку по изображению, объяснять свой выбор, выделять элементы росписи, ее колорит и композицию узора на изделии.

Развивать эстетический вкус.

Материал: карточки с изображением изделий народных промыслов.

Игровые правила: дети поочередно друг у друга вытаскивают карточку и отгадывают, игрушка какого промысла изображена. Поощряется, если ребенок может доказать правильность своего ответа.

Дидактическая игра «Составь хохломской узор»

Дидактические задачи:

закрепить умение детей составлять хохломские узоры способом аппликации.

Закреплять названия элементов росписи: «осочки», «травинки», «трилистики», «капельки», «криуль». Поддерживать интерес к хохломскому промыслу.

Материал: трафареты посуды хохломских художников из бумаги желтого, красного, черного цветов, набор элементов хохломской росписи.

Игровые правила: детям предлагается набор элементов хохломской росписи, из которых они должны выложить узор на трафарете посуды методом аппликации.

Дидактическая игра «Угадай, какая роспись»

Дидактические задачи:

закрепить умения детей узнавать и называть ту или иную роспись, уметь обосновывать свой выбор, называть элемент росписей, отгадывать загадки. Воспитывать у детей чувство гордости за родной край - край умельцев и мастеров.

Материал: карточки с изображениями различных узоров росписей.

Игровые правила: дети поочередно друг другу задают задание, показывая на карточку. Угадывающий должен отгадать, какой промысел изображен на карточке. Поощряется, если ребенок может доказать правильность своего ответа, т.е. назвать элементы росписи, его цветовое решение.

Дидактическая игра «Городецкие узоры»

Дидактические задачи:

закреплять умение детей составлять городецкие узоры, узнавать элементы росписи, запоминать порядок выполнения узора, самостоятельно подбирать цвет и оттенок для него.

Развивать воображение, умение использовать полученные знания для составления композиции.

Материал: трафареты городецких изделий из бумаги желтого цвета (разделочные доски, блюда и др.), набор элементов городецкой росписи (бумажные трафареты). Игровые правила: детям предлагается набор растительных элементов и фигуры коня и птицы. Они должны выложить на трафарете узор методом аппликации.

Дидактическая игра «Распиши платок»

Дидактические задачи:

закрепить знания детей об искусстве русской шали.

Развивать у детей эстетический вкус, учить составлять простейшие узоры из различных декоративных элементов (цветов, листьев, бутонов, веточек и т.п.), умение подбирать цветовую гамму узора.

Материал: квадратные трафареты шалей разного цвета (красного, синего, желтого, белого и т.д.), растительные и цветочные элементы.

Игровые правила: детям предлагается набор растительных и цветочных элементов, из которых они должны выложить на трафарете узор для украшения шали методом аппликации.

Дидактическая игра «Художественные часы»

Дидактические задачи: закрепить знания детей о народных художественных промыслах, умение находить нужный промысел среди других и обосновывать свой выбор.

Материал: планшет в виде часов (вместо цифр наклеены картинки с изображением разных промыслов). Кубики и фишки.

Игровые правила: играющий бросает кубик и считает, сколько у него очков. Отсчитывает стрелкой нужное количество (отсчет начинается сверху, на картинке вместо цифры 12). Рассказать нужно о промысле, на который указала стрелка. За правильный ответ - фишка. Побеждает тот, кто наберет больше фишек.

Дидактическая игра «Собери гжельскую розу»

Дидактические задачи:

закреплять умение детей составлять гжельскую розу способом аппликации по мотивам гжельской росписи.

Поддерживать интерес к гжельскому промыслу.

Материал: элементы гжельской розы из бумаги (картона).

Игровые правила: дети должны собрать гжельскую розу, используя данные элементы методом аппликации. Выигрывает тот, кто первым сложил гжельскую розу.

Дидактическая игра «Найди домик матрешки»

Дидактические задачи:

закреплять знания детей о народной игрушке - матрешке и умение выделять фигурки по величине.

Воспитывать уважение и любовь к народному творчеству.

Материал: карточка с силуэтами матрешек - их домиков, матрешки разные по величине.

Игровые правила: правильно «заселить» матрешек в свои домики.

Дидактическая игра «Собери матрешку»

Дидактические задачи:

закреплять знания детей о народной игрушке - матрешке, умение собирать матрешку из частей по способу мозаики, выделять элементы украшения. Воспитывать уважение и любовь к народному творчеству.

Материал: матрешки из бумаги (картона), поделенные на несколько частей.

Игровые правила: собрать из отдельных частей целую матрешку. Побеждает тот, кто больше собрал матрешек.

Дидактическая игра «Укрась поднос»

Дидактические задачи:

закреплять знания о жостовской росписи - ее колорите, составными элементами; учить располагать узор; развивать чувство ритма, композиции;

формировать эстетическое отношение к народному творчеству.

Материал: трафареты подносов разной формы, вырезанные из картона, различные цветы, литья по размеру, форме, цвету.

Игровое правило: брать по одному элементу.

Игровое действие: выбрав поднос определенной формы, расположить узор.

Дидактическая игра «Тайна волшебных колпачков»

Дидактическая задача:

Закрепить знания детей об известных им видах декоративно - прикладного искусства Учить рассказывать о предмете, который обнаружен Развивать речь, мышление, внимание.

Воспитывать любовь и уважение к народным мастерам

Игровое действие

Узнать, что под колпачком («раскрыть тайну»), и получить поощрительный значок, в котором заключена оценка правильности решения задач.

Дидактическая игра «Угадай игрушку»

Дидактическая задача:

Закрепить знания детей о трех видах игрушки Учить группировать, обобщать, анализировать Развивать мышление, эстетическое восприятие Воспитывать любовь и уважение к народным мастерам

Ход игры:

  1. Предложить детям выбрать картинки с изображением (дымковской, каргопольской, филимоновской) игрушек.
  2. Предложить разложить картинки на три группы по видам.

Дидактическая игра «Подбери узор к игрушке»

Дидактическая задача:

  1. Учить детей правильно находить элементы дымковской росписи и подбирать их для нарядов.
  2. Исключить лишнее не характерное для данной игрушки.

Ход игры:

Разложить фишки так, чтобы они соответствовали наряду определенной игрушки.

Дидактическая игра «Как мы знаем народные промыслы»

Цель:

Игра носит контрольный характер.

Дать оценку знаниям детей о народных промыслах.

Ход игры:

Ребенок закрывает глаза и пальчиком непроизвольно указывает на картинку, открыв глаза, называет вид игрушки, из каково материала сделана, описывает, называет цвет, форму.

Дидактическая игра «Найди вторую половину»

Цель:

Упражнять в умении замечать и называть различное в цвете, узоре, форме.

Развивать цветовое восприятие формы, узора, цвета.

Ход:

Подбирать половинки узора так, чтобы изображение носило цельный характер.

Дидактическая игра «Собери сервиз из Гжели»

Цель:

1.Закрепить знания детей о гжельской росписи.

  1. Уметь составлять целое изображение из частей.
  2. Развивать внимание, наблюдательность, речь. Воспитывать любовь к народным промыслам.

Ход игры:

Собрать из частей мозаики целое изображение - Гжельский сервиз. Выразить свое отношение к полученной картинке.

Дидактическая игра «Волшебные стрелочки»

Цель:

Игра носит контрольный характер.

Закрепить знания детей о видах декоративно-прикладного искусства. Дать оценку знаниям детей о народных промыслах.

Ход игры:

Водящий ставит стрелки часов на картинку с определенным видом народного искусства, а остальные играющие дети должны назвать промысел, из какого материала изготавливают, описать, назвать основные цвета, элементы узора и образы, характерные для данного вида.

Дидактическая игра «Найди названный предмет»

Дидактическая задача: побуждать детей к нахождению предмета по описанию, расширять знания о предметах быта.

Игровые действия: отгадывание.

Материалы: предметные картинки с изображением национальной одежды, посуды, народных игрушек.

Дидактическая игра «Музей народных игрушек»

Дидактическая задача: систематизировать знания детей о народных промыслах; воспитывать интерес к народной культуре, развивать творчество.

Игровые действия: исполняя роль экскурсовода, каждый ребёнок рассказывает о понравившейся народной игрушке, поясняя, чем именно она ему понравилась.



Предварительный просмотр: