Конспекты непосредственно образовательной деятельности с использованием здоровьесберегающими технологиями.

Никулина Анна Ивановна

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №28

Конспект

непосредственно образовательной деятельности

по  развитию речи

«Волшебница зима»

в подготовительной группе

С использованием здоровьесберегающими технологиями:

артикуляционная гимнастика, гимнастика для глаз и опорно-двигательного аппарата, пальчиковая гимнастика.

Никулина А.И.

воспитатель

МБДОУ детский сад №28

Задачи:

  1. Отрабатывать навык составления распространенных предложений.
  2. Использовать здоровьесберегающие технологии:
  • развивать умение управлять силой и длительностью воздушной струи.
  • развивать у детей способность к выполнению целенаправленных автоматизированных артикуляционных укладов

3. Воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам.

Предварительная работа:

  • Рассматривание картин о зиме.
  • Составление простых и распространенных предложений о зиме.

Словарная работа:

  • Активизация: Снежная, вьюжная, морозная, ветреная, хрустит, искрится.

Оборудование:

  • Птички (игрушка).
  • Снеговик.
  • Ватные шарики.
  • Красивая коробка.
  • Волшебный мешочек.
  • Иллюстрации о зиме.
  • Мяч.
  • Легкая ткань (размер 1м х 1м).
  • Снежинки – на каждого ребенка.

Начало занятия в приемной.

Артикуляционная гимнастика.

Воспитатель: Ребята давайте поиграем с язычком:

Покатаем его на качелях
Вверх – вниз, вверх – вниз, крепче язычок держись.

А теперь как часики:

Влево – вправо, тик – так, ходят часики вот так.
Поскакал на лошадке язычок. Отдыхает.

Воспитатель: Какое сейчас время года, ребята? (Зима).

Воспитатель: Как люди одеваются зимой? Я предлагаю вам одеться потеплее, потому что мы сейчас отправляемся в путешествие на воздушном шаре. (Имитация одевания)

Воспитатель: Проходите, занимайте места. (Проходят в группу, садятся на стульчики, поставленные кругом).

Воспитатель: Чтобы нам взлететь, нужно шар наполнить воздухом. Сделали глубокий вдох и выдох (повторяем 2 раза За края, по кругу дети берут ткань, подбрасывают, и дуют).

1. Полет на воздушном шаре

Воспитатель: Ну, вот мы и летим, чтобы нам было не скучно, давайте поиграем в игру «Соберем слова». Придумайте слова, связанные с зимой, а я эти слова буду складывать в волшебный мешочек.

Дети: Снег, сосулька, санки, снегопад, снегурка, снеговик, снежинка, сугроб…

Воспитатель: А теперь поговорим, какая погода бывает зимой.

2. Дидактическая игра «Соберем слова в мешочек»

Игра с мячом

Если снег – снежная,
Вьюга – вьюжная,
Мороз – морозная,
Ветер – ветреная.

Гимнастика для глаз и опорно-двигательного аппарата

Воспитатель: Ребята, замрите, не шевелитесь, можно двигать только глазами. Мы с вами пролетаем сквозь облака. Посмотрите вверх на облака, посмотрите вниз на облака, а теперь налево какие необычные облака и направо посмотрите какие интересные облака.

А теперь закройте глазки. С закрытыми глазками мы тоже видим облака. Открывайте глаза, зону облаков мы пролетели. Поверните голову вправо, посмотрите вниз, как высоко мы летим. Мы летим над городами, лесами. Поверните голову влево. Ребята, посмотрите какие высокие горы внизу, и с другой стороны посмотрите, тоже горы. На чем можно кататься с гор?

Дети: На лыжах, на санках, на ледянках…

Воспитатель: Хотите покататься? Давайте приземлимся и покатаемся. Нам нужно сдуть воздушный шар. Глубоко все вдохнули и медленно выдохнули (повторяем 2 раза).

Физминутка: имитация катания на санках, на лыжах. Звучит музыка.

Воспитатель: Что это за сугроб? 

Дети: Здравствуй, снеговик. 

Снеговик: Как вы здесь оказались?

Дети: Мы прилетели на воздушном шаре.

Снеговик: Вот здорово! Вы мне поможете?

Воспитатель: А что случилось?

Снеговик: Снежная королева заморозила птичек и сказала, что они оттают только тогда, когда я выполню её задания и оставила вот эти картинки. А что с ними делать, я не знаю.

Воспитатель: А я, кажется, знаю. Если это Снежная Королева, то нужно говорить о зиме. Дети полукругом садятся на ковре.

Воспитатель: Ребята, давайте мы с вами красиво расскажем о зиме. Дети говорят по одному предложению о зиме.

Снеговик: Ребята, мне так понравилось вас слушать. А я не знаю красивые слова о зиме. 

Воспитатель: Ребята, давайте подарим снеговику слова из волшебного мешочка. Вот смотри, у нас целый мешочек красивых слов о зиме (высыпаю из мешочка ватные шарики в коробку, в которой лежат птички).

Воспитатель: Ребята, а слова все превратились в снежки. Действительно мешочек волшебный! Смотрите, птички оттаяли (пение птиц).

Снеговик: Пусть птички до весны поживут у вас.

Дети: Хорошо.

Воспитатель: Ребята, посмотрите вверх, это же наш воздушный шар улетает.

Дети: А как же, мы вернемся домой?

Снеговик: Я помогу, вот вам снежинки они волшебные (снеговик шепчет на ухо воспитателю).

Воспитатель: Спасибо, я все поняла.

3. Игра с волшебными снежинками

Пальчиковая гимнастика со снежинкой:

Ребята, давайте с вами произнесем волшебные слова:

Нам снежинка помоги,
В детский сад ты нас верни.

Дети поочередно пальчиками перебирают лучики снежинки, затем делают вращательные движения кистями рук. Звучит музыка метели – дети кружатся.

Итог занятия:

Воспитатель: Ну, вот мы и вернулись с вами. Понравилось вам наше путешествие? Что вам понравилось в путешествии? А птички будут жить теперь с нами в природном уголке. (Птички запели!!!). А мы с вами пойдем раздеваться. (Имитация раздевания).



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное  образовательное учреждение

детский сад №28

Конспект

непосредственно образовательной деятельности

по  физической культуре

в подготовительной группе

 

с использованием здоровьесберегающими технологиями:

 дыхательная гимнастика,  динамическая пауза, профилактика плоскостопия.

        Никулина А. И.

воспитатель

МБДОУ  детский сад №28

 Цели: укреплять здоровье, формировать навыки здорового образа жизни, закреплять навыки выполнения основных движений.

Задачи:

• Образовательная: систематизировать знания детей своего организма.

• Воспитательная: воспитывать интерес к своему здоровью.

• Коррекционно – развивающая: развивать дыхание, координацию движений работы глазных мышц, профилактика плоскостопия

Оборудование: полотенце, мешки, дорожка-травка, набор фруктов и овощей, два обруча, два мяча, две кегли, два контейнера, свеча на батарейке, две урны, две метлы, сосновые шишки.

Вводная часть: Дети входят в зал под музыку Высоцкого «Гимнастика». Построение. Приветствие.

Ходьба: обычная, на носках, на пятках, гусиным шагом, спиной, по колючей дорожке «травка»

Бег: обычный, приставными шагами, спиной, змейкой, с подскоками. Упражнения для восстановления дыхания в ходьбе. По ходу движения взять полотенце. Перестроение из одной колонны в три.

Основная часть: ОРУ с полотенцами:

Первое упражнение.

И. п – О. с, полотенце внизу.

1-2: подняться на носки, полотенце вверх.

3-4: и. п, повтор 4 раза.

Второе упражнение.

И. п – о. с, полотенце на шее, руки согнуты.

1-2: наклон головы вперёд, назад.

3-4: тоже, повтор 4 раза.

Третье упражнение.

И. п – о. с, полотенце на шее.

1-2: поворот головы слева направо.

3-4: тоже, повтор 4 раза.

Четвёртое упражнение

И. п – о. с, полотенце за головой, руки согнуты.

1: вытянуть левую руку.

2: вытянуть правую руку

3-4: тоже, повтор 4 раза.

Пятое упражнение.

И. п – о. с, полотенце за головой, руки согнуты.

1: поворот туловища влево.

2: поворот туловища вправо.

3-4: тоже самое, повтор 4 раза.

Шестое упражнение.

И. п – о. с, полотенце вверх, руки прямые.

1: наклон влево.

2: наклон вправо.

3: тоже самое, повтор 4 раза.

Седьмое упражнение

И. п – о. с, полотенце внизу.

1: приседания, полотенце вперёд.

2: и. п.

3: тоже самое, повтор 4 раза.

Восьмое упражнение

И. п – о. с, полотенце на поясе.

1-4: прыжки на носках ножницами, повтор 4 раза.

Перестроение из трех колонн в одну. Ходьба по залу, по ходу сдать полотенца. Построение в шеренгу. Расчёт на первый – второй. Дети образуют две команды (выбирают названия команд)

Эстафета:

Первый этап. Волшебный мешок.

В мешке лежат спортивные атрибуты, фрукты и овощи (муляж, совершенно посторонние предметы).

Дети по команде подбегают к своим мешкам и должны достать что-то полезное для здоровья. Выполняют на скорость и на правильность.

Второй этап. Генеральная уборка.

Синтетической метлой загонять клочок бумаги перемотанный скотчем до урны и совком забрасывать в урну. Победит та команда, которая соберёт больше мусора.

Третий этап. Сбор камушков и шишек.

У каждой команды свой обруч. Разбрасываем камушки и шишки. Дети собирают их пальчиками ног. Каждая команда собирает в свой обруч. В конце ведётся подсчёт количества. У кого больше камней и шишек, тот и выиграл.

Четвёртый этап. Пингвины.

Мяч переносится зажатым между ног. Можно бегом или прыжками, если уронили, начинают с этого места. Победившей считается та команда, которая пронесла мяч быстрее.

Подведение итогов (Победила дружба) .

Игра Олимпийский огонь.

Дети сидят по кругу в позе лотоса и передают под музыку горящую свечу. Музыка остановилась. У кого в  руках свеча, тот должен назвать олимпийский вид спорта. И так восемь раз.

Заключительная часть.

Гимнастика для глаз

Посмотрели в небеса,

Опустили мы глаза.

Сделали четыре раза

И зажмурим оба глаза.

Посмотрели влево, вправо,

Нам понравилась забава.

Сделали четыре раза

И зажмурим оба глаза.

Глазки бегают по кругу,

Влево круг и вправо круг.

Сделали четыре раза

И зажмурим оба глаза.

А теперь потрём глаза,

Скажем все физкульт  – ура!

Сделали четыре раза

И зажмурим оба глаза.

На прощание  воспитатель выносит апельсины (сок). Дети под музыку уходят в группу.



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №28

Конспект

непосредственно образовательной деятельности

по  физическому развитию

в старшей группе

Путешествие «Сундучок здоровья»

С использованием сдоровьесберегающими технологиями:

динамическая пауза, проблемно-игровые игротренинги.

        Никулина А.И. воспитатель

 

Конспект непосредственно образовательной деятельности

по  физическому развитию в старшей группе

Путешествие «Сундучок здоровья»

Цели:

 Развивающие:
- Формировать физические качества в разнообразных формах двигательной деятельности.
- Развивать представления о здоровом образе жизни.
- Совершенствовать диалогическую форму речи.
Образовательные:
- Расширять представление детей о диких животных и упражнять в имитации их движений.
- Содействовать пониманию того, что является составляющим здорового образа жизни.
Воспитательные:
-Воспитывать у детей стремление быть добрым, помогать близким.
- Формировать основы экологической культуры и умения вести себя в природе.
Методы: проблемный, словесный, наглядный, игровой.
Форма организации: коллективная.
Форма проведения: занятие – путешествие.
Форма общения: диалогическая.
 Материал и оборудование:
- Макеты деревьев;
- Мостик и макеты спилов;
- «Полянка»;
- Карточки с буквами и следами зверей;
- Сундучок.
 Ход
Воспитатель предлагает детям побеседовать о том, что нужно делать, чтобы никогда не болеть.
(ответы детей: много гулять, заниматься спортом, закаляться, есть полезную еду, есть фрукты и овощи – в них много витаминов, есть молочные продукты – в них много кальция, чистить зубы, купаться и т.п.)
Раздается телефонный звонок: - Помогите, украден сундучок со здоровьем!
Воспитатель: Ребята, поможем найти и вернуть здоровье? Ведь без здоровья всем будет плохо, чем?
(ответы детей)
Воспитатель: Путь нам предстоит сложный, трудный. Чтобы его пройти и преодолеть все препятствия нам надо подготовиться.
Логоритмика: 
Улыбаются все люди- (Дети хлопают руками над головой)
Весна, весна, весна!
Она везде, она повсюду (Повороты туловища)
Красна, красна, красна, 
По лугу, лесу и полянке (Ритмично шагают на месте)
Идет, идет, идет,
На солнышке скорей погреться (Махи обеими руками к себе)
Зовет, зовет,  зовет.
Воспитатель: Мы готовы, пора в путь. А вот и первые препятствия: река, через которую перекинут узкий мостик – по нему идем осторожно, руки на пояс; поваленные ветром деревья – идем с высоким подниманием колен. Ребята, мы с вами оказались в лесу. Лес этот необычный, а волшебный, если судить по этому дереву. Посмотрите, вместо листьев на нем буквы и цифры. Давайте попробуем его расколдовать и выполним упражнения похожие на эти буквы. С какой цифры мы начнем? (с цифры 1). Под ней буква О, чтобы расколдовать этот лист, надо выполнить такое упражнение:
И.п. – о.с. Плавные вращения головы слева – направо и справа – налево.
Следующая цифра? (2), под ней буква Т:
И.п. – ноги вместе, руки в стороны. Повороты туловища вправо – влево. 
Следующая цифра? (3), под ней буква Ф:
И.п. – ноги вместе, руки на пояс. Наклоны туловища вправо –влево.
Следующая цифра? (4), под ней буква Б:
И.п. – о.с. Приседание, руки вперед, и.п.
Следующая цифра? (5), под ней буква Ь:
И.п. – лежа на спине, ноги вытянуты, руки вдоль туловища. Подтянуть ноги к груди, обхватить колени руками, и.п.
Следующая цифра? (6), под ней буква Ж:
И.п. – о.с. Прыжки – ноги в стороны, руки вверх, и.п. 

Воспитатель: Мы хорошо поработали и я надеюсь, что дереву мы помогли, а теперь пора идти дальше. Смотрите, перед нами глубокая яма с узким берегом. Пройти по нему прямо сложно, значит пойдем боковым приставным шагом. Будьте осторожны, не толкайте друг друга, а при необходимости не забывайте помогать товарищу.
(Ходьба по канату боковым приставным шагом).
Воспитатель: - Мы с вами вышли на замечательную лесную полянку. Устали? Смотрите, о нас кто –то позаботился, приготовил нам воду. Давайте присядем, отдохнем. Закройте глаза и представьте, чтобы вы сделали, если бы стали добрыми волшебниками. А теперь откройте глаза  и представьте, что вы волшебники. Давайте превратим нашу воду в волшебную, чтобы она сняла нашу усталость и добавила нам здоровья. 
Дети делают пассы над водой и говорят «заклинание»:
- Водичка вкусная и приятная, я никогда не буду болеть, буду бодрым и сильным
Вот волшебная водица
В солнечных лучах искрится,
Она сладкая, как мед, 
Здоровье, силу нам несет
Воспитатель: Какой стала вода? (волшебной, вкусной, полезной).
Воспитатель: Теперь выпейте эту воду, чтобы никогда не болеть.
(Дети выпивают воду).

Воспитатель: Отдохнули? Нам пора в путь. Но вот куда идти, я просто не знаю. Хотя смотрите, кто – то оставил нам свои следы. Кто знает, чьи они?
Дети отвечают – следы кабана, лисы, медведя, воробья, лягушки, лося и т.п. Давайте, пройдем по ним, но идти будем, имитируя движения того животного, который оставил свой след.
( Ходьба, подражая движениям животных)
Воспитатель: Смотрите, к какому необычному кусту мы с вами подошли и, по-моему, под ним что –то есть.
Воспитатель достает сундучок.
Воспитатель: Наверно, это и есть сундучок со здоровьем, давайте посмотрим, что в нем?
Воспитатель  открывает сундучок: в нем овощи и фрукты. Дети рассказывают для чего они. Молочные продукты – дети рассказывают об их пользе для здоровья. Вода – без нее человек не может жить;  она помогает ему быть чистым; водой можно закаляться. Спортивный инвентарь – занятия спортом делают нас крепче, сильнее, выносливее. Мыло, зубная щетка – помогают следить за собой, быть чистыми и здоровыми. 
Воспитатель: Мы нашли с вами сундучок со здоровьем, возьмем его с собой, и никогда не будем болеть. Я так рада, что петь хочется, а вам?
(Дети поют и танцуют)
Воспитатель: Молодцы, ребята, справились со всеми заданиями. А теперь нам пора в обратную дорогу.
Дети идут по канату и подходят к дереву, оно все в зеленых листочках и цветах. 
Воспитатель: Ребята, смотрите, дерево выздоровело и ожило. Не зря мы с вами так старались. Вы рады? 
Где мы с вами сегодня были?  Что делали? Удалось нам найти сундучок со здоровьем? Я очень довольна нашим путешествием, у меня замечательное настроение. А у вас? Покажите, какое у вас настроение, а помогут нам в этом наши Смайлики. 
Дети выбирают Смайлик с соответствующим настроением
Воспитатель: А теперь – домой, в детский сад.
Возвращаются тем же путем.



Предварительный просмотр:

 

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №28

Конспект

непосредственно образовательной деятельности

по физической культуре

в старшей группе

«  Быть здоровыми хотим, страна Неболейка»

С использованием сдоровьесберегающими  технологиями:

точечный массаж, гимнастика для глаз, дыхательная гимнастика.

 

 

 

        Никулина А.И.

Воспитатель

МБДОУ детский сад №28

Конспект непосредственно образовательной деятельности

по физической культуре в старшей группе

«  Быть здоровыми хотим, страна Неболейка»

Цель:

Учить самостоятельно, следить за своим здоровьем, знать простейшие

приемы само оздоровления (точечный массаж, фито чай, закаливание).

Закрепить знания о значении витаминов для здоровья человека.

Познакомить с поговоркой. Ввести в активный словарь детей слова:

витамины, здоровье. Воспитывать желание вести здоровый образ жизни.

Оборудование:

Лист бумаги с изображением продуктов, питания, зеленый и красный

маркеры, фрукты (целые и нарезанные), деревянные палочки для коктейля.

Ход занятия:

Воспитатель:

- Сегодня, ребята, мы отправимся с вами в необычную страну «Неболейка».

Кто из вас хочет быть здоровым? А как вы понимаете, что значит быть

здоровым?

Воспитатель:

Верно, это когда не болеешь, растешь, когда хорошее настроение, когда

можно гулять на улице, чувствуешь у себя силы,  и многое можешь сделать.

- А вы знаете, что каждый человек сам может укрепить себе здоровье? Есть

такая поговорка: «Я здоровье берегу, сам себе я помогу». Так как же можно

укрепить свое здоровье? Как вы думаете?

Ответы детей:

Закаляться, делать зарядку, купаться в море, правильно питаться, гулять на

свежем воздухе, делать точечный массаж.

Воспитатель:

А что мы с вами делаем в детском саду, для того, чтобы быть здоровыми и

не болеть?

Ответы детей:

Да, мы каждое утро делаем зарядку, гуляем на свежем воздухе, повара на

кухне готовят нам вкусную здоровую пищу и полезные чаи с лимоном и

шиповником, когда мы выходим из комнаты, открывают окна,

проветривается помещение, чтобы воздух был чистым. А еще мы носили

чесночные бусы и делали точечный массаж.

Точечный массаж

Дети находят пальцами точки: бугорки у переносицы, в верхней части

крыльев носа, ямка в районе грудины, впадина между большим и

указательным пальцем. Нажимают пальцами на эти точки. Затем

прощупыванием массируют края ушной раковины снизу вверх и обратно.

Воспитатель:

Вот вы говорили, что для здоровья необходимо правильно питаться. А что

это значит? Какие продукты питания полезны, а какие нет? Выяснить это нам

поможет игра.

Дидактическая игра «Полезно или нет»

На большом листе бумаги (доске) изображены различные продукты питания

(овощи, конфеты, фрукты, чипсы, молоко, газированный напиток в бутылке,

рыба, мороженое, яйца, черный хлеб и т. п.). Дети обводят зеленым

маркером то, что полезно. Воспитатель объясняет,  почему нельзя есть чипсы

и прочую вредную еду, почему сладости нужно есть умеренно.

Воспитатель:

- я открою вам секрет: чтобы быть здоровым, сильным, бороться с

микробами и не поддаваться болезням, нужно кушать витамины. Витамины

как солдаты охраняют наш организм от злых вредных микробов и разных

болезней. У витаминов есть имена, их зовут А, В, С, Д, Е. - А вы знаете, где

живут витамины?

Ответы детей:

Витамины живут в овощах, фруктах, ягодах и других продуктах.

Воспитатель:

Чтобы у вас были всегда зоркие здоровые глазки нужно кушать витамин А.

А живет он в оранжевых и красных овощах и фруктах. Подумайте и назовите

оранжевые овощи и фрукты, в которых живет наш витамин А?

Ответы детей:

Это морковь, тыква, яблоко, болгарский перец. А еще этот витамин есть в

рыбе, яйцах.

Воспитатель:

Помни истину простую-

Лучше видит только тот,

Кто жует морковь сырую

Или пьет морковный сок.

Что бы сохранить здоровыми свои глазки, мы с вами делаем гимнастику для

глаз.

Гимнастика для глаз «Смотрим по сторонам»

Поведи глазами влево незаметно, невзначай.

Кто с тобою рядом слева громко, быстро отвечай?

А теперь глазами вправо ты внимательно смотри.

Кто с тобою рядом справа тихо-тихо говори.

А теперь посмотрим вверх - там высокий потолок.

А сейчас прикроем веки и посмотрим на носок.

Воспитатель:

-Продолжим знакомство с витаминами. Для того, чтобы ваш организм был

как крепость, не подпускал злых микробов и не позволял им заразить вас

болезнями очень нужен витамин,  С. Он ребята живет,  во всем кислом. Как вы

думаете. В каких продуктах питания мы можем найти витамин С?

Ответы детей:

Это лимон, апельсин, шиповник, мандарин, смородина, клубника. А еще

витамин С  есть в капусте, редисе, луке.

От простуды и ангины

Помогают апельсины.

Ну, а лучше съесть лимон,

Хоть и очень кислый он.

Воспитатель:

- Хочу познакомить вас еще с одним витамином. Его зовут витамин Е. Он

необходим для здоровья нашей кожи. А живет он в зеленых овощах, фруктах

и зелени. Назовите их.

Ответы детей:

Это петрушка, киви, капуста, зеленый лук.

Физкультминутка «Рано утром на зарядку»

Рано утром на зарядку

Друг за другом мы идем.

и все дружно по порядку

Упражнения начнем.

Раз - подняться, подтянуться.

Два - согнуться, разогнуться.

Три - в ладоши три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре - руки шире.

Пять - руками помахать.

Шесть - на место тихо сесть.

Воспитатель:

Молодцы! А теперь давайте порадуем свой организм витаминами, которые

живут в этих фруктах (показ яблока, мандарина, киви, банана). Я предлагаю

вам сделать вкусный и очень полезный фруктовый шашлычок. На эти

деревянные палочки (показ) мы нарезаем вот эти нарезанные кусочками

фрукты (показ). Но прежде чем приступить к изготовлению шашлычка и к

еде, что необходимо сделать?

Ответы детей:

Конечно, помыть руки, чтобы микробы с наших немытых рук не попали на

пищу, а оттуда к нам в организм. (Дети и воспитатель идут мыть руки).

Приготовление фруктового шашлычка.

В процессе приготовления воспитатель оказывает помощь детям,

испытывающим затруднения, задает вопросы. Какой из этих фруктов твой

любимый? Сейчас ты нанизываешь,  какой фрукт?

По окончании работы желает всем приятного аппетита.



Предварительный просмотр:

 

Конспект открытого занятия по экспериментированию с воздухом в старшей группе.

 «Воздух – невидимка»

Цель:  формирование целостного восприятия окружающего мира, развитие интереса к исследовательской и познавательной деятельности детей; развивать у детей способности устанавливать причинно-следственные связи на основе элементарного эксперимента и делать выводы, развивать логическое мышление детей через применение символов – моделей; развивать наблюдательность, любознательность, связную речь, обогащать словарь детей; воспитывать интерес к исследовательской деятельности.

Материалы и оборудование: воздушные шары разных цветов и размеров, полиэтиленовые пакеты на каждого ребёнка, трубочки, пластмассовые стаканчики, камни, веер, вертушки, мячики, музыкальные инструменты.

Воспитатель: Ребята, сегодня, когда я шла в детский, сад я увидела что-то необыкновенное: калитка детского сада то открывалась, то закрывалась. Подошла поближе: никого нет. А калитка всё равно то откроется, то закроется.        

Воспитатель: Кто же её открывал?

Дети: ветер.

Воспитатель: А что такое ветер?

Дети:  это движение воздуха.

Воспитатель: Правильно! А в помещении детского сада, группы есть воздух?

Дети: Да.

Воспитатель:  Скажите, пожалуйста, а что такое воздух?

Дети: воздух, это то чем мы дышим.

Воспитатель: А где есть воздух?

Дети: везде

Воспитатель: А кто дышит воздухом?

Дети: люди, птицы, животные, насекомые, растения).

Воспитатель: А можно жить без воздуха?

Дети: нет.

Воспитатель: Почему? (ответы детей)

А вы хотите проверить? Давайте поэкспериментируем, но сначала повторим правила безопасного поведения при экспериментировании:

  1. Не толкай соседа во время работы.
  2. Сначала посмотри, потом повтори.
  3. Выполнил, на место положи.
  4. Будь осторожен!

Опыт № 1

Воспитатель: Вдохните побольше,  воздуха и задержите дыхание, попробуйте не дышать. Достаточно.

Воспитатель: Какое было желание? (ответы детей).

Воспитатель: Значит, для чего нужен воздух? (чтобы дышать).

Воспитатель: Страшно даже подумать, что будет, если воздух вдруг исчезнет. Без воздуха мы просто погибнем. Значит, воздух есть везде и жизнь без него не возможна.

Воспитатель: Можно ли попробовать воздух на вкус? (ответы детей). Лизните его. Какое свойства воздуха мы с вами откроем? (воздух не имеет вкуса)

Воспитатель: Возьмите в руки камень, сожмите его. Какой он на ощупь? (ответы детей - твёрдый) камень - это твердое тело. А можно ли взять в руки воздух и сжать его? {ответы детей - нет)

Значит можно сделать вывод, что воздух не твердое тело.  

Воспитатель: Возьмите стакан с водой и рассмотрите воду. Что вы можете сказать о воде, какая она? (ответы детей). А что умеет делать вода?

(ответы детей). Так что же такое вода? (ответы детей). Да, вода это жидкость. А воздух может течь, переливаться? (нет)

Значит можно сделать вывод, что воздух не жидкость.

Воспитатель: А сейчас вдохните глубоко, что вы почувствовали? (Ничего).

Пахнет чем-нибудь воздух?

Воспитатель: Значит, какой вывод? (Чистый воздух запаха не имеет).

 Воспитатель: Делаем Вывод, используя схемы

-Итак, мы с вами выяснили, что воздух нельзя сжать, значит, он не твердое  тело. Воздух не течет и не льется, его не пьют. Значит он не жидкость. Воздух, ребята, это смесь газов. Воздух - не видимый, прозрачный, бесцветный и не имеет запаха. Вот наше первое открытие.

Физкультминутка «Воздух»

Мы трудились мы устали.

Воздух дружно изучали.

А теперь пришла пора.

Отдохнуть нам, детвора.

Встали дружно, потянулись,

Всем друзьям мы улыбнулись,

Наклонились: раз и два, Чтоб не болела голова.

Воспитатель: Продолжим наши исследования?

Опыт №2

Воспитатель: Когда вы выдыхаете, вы видите, сколько воздуха вы выдохнули? (ответы детей)

Воспитатель: А хотите увидеть воздух? (Да).

Воспитатель: Для этого подвиньте стакан с водой, опустите конец  трубочки  в воду. Вдохните через нос, а выдохните через рот в трубочку, вставленную в стакан с водой, только осторожно. Что появилось в стакане? (пузырьки воздуха). Правильно, мы выдыхаем воздух, который в воде виден в виде пузырьков.

 Вывод: чем больше мы вдохнем воздуха, тем больше пузырьков появится в стакане.

Воспитатель: А теперь обратите внимание на этот предмет. Воспитатель показывает резиновый мяч. Что это? (мяч)

Воспитатель: Какой удивительный предмет, он и в речке не тонет и высоко скачет. Почему же он такой упругий, что у него внутри? (воздух). Правильно. Играть с мячом одно удовольствие.

Пальчиковая гимнастика «Мячик-ёжик»

Я мячом круги катаю        (мяч между ладонями)

Взад-вперёд его гоняю.

Я сожму его немножко        (сжать в руке)

Как сжимает лапы кошка.

А теперь - последний трюк: (перебрасываем из руки в руку)

Мяч летает между рук.

Воспитатель: А сейчас, юные учёные, возьмите, пожалуйста, лист бумаги и по машите перед собой. Что вы почувствовали? (ответы детей).

Воспитатель: А откуда взялся ветер? (мы заставили двигаться воздух)

Вывод: ветер - это движение воздуха.

 Воспитатель: Ребята, вы знаете, что ветер может быть другом человека. Но, он может быть и врагом. Какие ветры вы знаете? (ураганы, торнадо, тайфуны  воспитатель показывает иллюстрации)

Расскажите, какие несчастья приносят такие сильные ветры? (ответы детей) -  

Воспитатель сопровождает свой рассказ показам иллюстраций.

Если бы в природе не происходило движение воздуха, то в жарких странах, где сильно печёт солнце, стало бы ещё жарче. Ветер переносит семена растений,

перегоняет облака с места на место, разносит воду по всей земле. Если бы не ветер, в сухие места не приходили бы тучи и облака. Там не было бы дождей и снега. Пересохли бы ручьи, реки, озёра, колодцы. Вот какую помощь оказывает ветер.

Игра с элементами дыхательной гимнастики

1.Под музыку Ветерок раздаёт детям вертушки и предлагает ребятам вытянуть губки вперёд, и плавно подуть - дуем тихо-тихо, а теперь сильнее.

 Опыт №3

Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, возможно ли опустить стакан в воду и не намочить лежащую на дне салфетку, (ответы детей). Хорошо, давайте проверим. Посмотрите сначала. Передо мной таз с водой. Посмотрите, на дно стакана я прикрепила кусочек пластилина, а к пластилину прикрепляю салфетку, так чтобы салфетка не выпала. Переворачиваю стакан вверх дном, аккуратно,  и осторожно погружаю в воду, не наклоняя стакан до самого дна ёмкости, потом сразу поднимаю его из воды, даю воде стечь, не переворачивая стакан.

Дорогие учёные, по-вашему, что случилось? Попала ли вода в стакан? (дети убеждаются, что салфетка на дне стакана сухая).

Намокла ли салфетка? (нет, не намокла)

Что же помешало воде её намочить? (ответы детей - воздух в стакане)

А что же произойдёт с салфеткой, если наклонить стакан? (ответы детей - пузырьки воздуха выйдут, а его место займёт вода, салфетка намокнет).

Значит, хотя воздух и невиден, все же его можно обнаружить и узнать, что воздух - прозрачный, невидимый и он занимает место

Опыт №4«Слышим воздух».

Воспитатель:  Ребята, а можно услышать воздух?  Если подуть в баночку или бутылочку, крышки от фломастера, из-под баночек, или сдуть шарик.

Воспитатель: Возьмите по бутылочке, крышечке и подуйте с краю. Что вы слышите? Звук, воздух.

Воспитатель: А какой звук издает надутый шар? Как вы думаете, что можно сделать с этим шариком, чтобы услышать воздух? Нужно растянуть отверстие шарика и потихоньку спускать воздух, что мы слышим? Писк, воздух.

С помощью чего мы услышали воздух? (Нам помогли баночки, бутылочки и шарик).

Вывод: воздух можно услышать разными способами. А еще когда дует ветер, он гоняет воздух, и так можно услышать различные звуки воздуха (свист, вой)

 Воспитатель: А можно почувствовать запах воздуха? Как? (ответы детей)

Эксперимент № 5 «Узнай по запаху»

Воспитатель: Что это? Наверное, это волшебные баночки.

Воспитатель: - Посмотрите, а в них что - ни будь есть? (ответы).

Воспитатель: - Правильно, воздух, а как он вкусно пахнет, понюхайте, чем пахнет?

Воспитатель: - Действительно, пахнет апельсином.

Воспитатель: - Ребята, а давайте проверим, что же лежит во второй баночке.

Воспитатель: - Чем пахнет воздух в этой баночке? (ответы).

Воспитатель: Как вы думаете, почему обе баночки пусты, а пахнут по - разному (ответы) .

Воспитатель: - Получается, что собственного запаха у воздуха нет. Чистый воздух ничем не пахнет. Запах ему придают другие вещества, которые с ним соприкасались.

Воспитатель: Сам воздух не имеет запаха, но может запахи переносить. По запаху, перенесенному из кухни, мы догадываемся, какое блюдо там приготовили.

Вывод: Воздух не имеет запаха.

Итог:

Воспитатель: Итак, мы сегодня провели множество опытов. А скажите, вам понравилось проводить опыты (ответы детей)

Воспитатель: А сейчас я предлагаю поиграть в игру, которая называется «Волшебный шарик». Мы все встанем в круг и будем передавать шарик друг другу и рассказывать всё, что узнали сегодня о воздухе.

Воспитатель: Какой опыт вам показался интересным больше всего?

Воспитатель: Что вы сегодня узнали нового?  

Наше занятие подошло к концу, вы все были внимательными и активными.

C:\Users\николай\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\IMG-20180327-WA0004.jpg

 

C:\Users\николай\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\IMG-20180327-WA0003.jpg

C:\Users\николай\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\IMG-20180327-WA0002.jpg

        



Предварительный просмотр:

 НОД по рисованию

с элементами экспериментирования «Волшебная соль»

Возраст воспитанников: подготовительная группа.

Цель непосредственно образовательной деятельности:

Развитие творческих способностей детей посредством живописи.

Задачи:

Обучающие:

Научить продумывать композицию работы.

Закрепить знания о пространственной перспективе (при расположении на листе).

Закрепить навыки смешивания красок.

Закрепить понятие горизонта.

Закрепить понятие «холодные» и «тёплые» цвета.

Закрепить умение организовывать своё рабочее место, планировать свою деятельность, определять последовательность действий.

Развивающие:

Развивать творческое мышление, воображение, память, восприятие, фантазию детей.

Развивать творческую активность, желание творить.

Развивать мелкую моторику рук.

Воспитывающие:

Воспитывать чувства, эмоциональную отзывчивость.

Воспитывать у детей аккуратность, усидчивость, умение слушать, собранность при выполнении работы, трудолюбие.

Воспитывать устойчивый интерес к живописи, эстетическое отношение к окружающему миру.

Уточнить знания детей о свойствах соли. Продолжать знакомить с видами (каменная, поваренная, морская) и характеристикой соли (минерал, добыча, применение). Развивать навыки экспериментирования. Воспитывать бережное отношение к соли и навыки культурного ее потребления.

Материалы и оборудование: столы и стульчики для детей, листы бумаги формата А4, гуашь, палитра, кисти, стаканчики с водой по количеству детей,  влажные салфетки.

письмо от Феи красок, снег, соль.

Репродукции картин (слайды): Грабарь. «Февральская лазурь», К. Юон «Русская зима», Шишкин И.И. «Зима».

Технические средства: ноутбук   (презентация, музыка)

Ход:

 Воспитатель: Ребята,  скажите,  пожалуйста, какое сейчас у нас время года? А  какие осадки выпадают зимой? (снег, дождь, иней) А вы любите в снежки играть?  Посмотрите, я вам  принесла снег.  Давайте пройдем в нашу маленькую лабораторию, и посмотрим на снег.

Ребята, а какой снег? (мягкий, белый, холодный)

2. А снег прозрачный или нет?

3. А,  если в снег добавить гуашь что произойдет? (давайте попробуем)

Ребята, а как вы думаете снегом можно рисовать? Ответы детей (можно). Сегодня мы это с вами проверим, но прежде чем мы начнём рисовать, я хочу с вами поиграть. ( на палас кругом присели)

Я буду читать стихотворение, а вы заканчивайте строчку словами, похожими на слово «снег».

Тихо, тихо, как во сне, падает на землю………….(снег)

С неба всё скользят пушинки – серебристые…….(снежинки)

На деревья, на лужок, тихо падает………………..(снежок)

Вот веселье для ребят, всё сильнее……………..(снегопад)

Все бегут наперегонки, все хотят играть в ………(снежки)

Словно в белый пуховик, нарядился……………(снеговик)

Рядом снежная фигурка – это девочка………….(Снегурка)

Воспитатель: Вы,  наверное,  уже засиделись, давайте  разомнемся.

Физкультминутка.

 Выпал беленький снежок

Собрались мы все в кружок.

Мы потопаем, мы похлопаем.

Не замёрзнут ручки-крошки

Мы похлопаем немножко.

Мы похлопаем, мы  топаем

Воспитатель: Давайте примемся за работу. Возьмём ёмкость со снегом.

Что произошло, куда делся снег?

Ответ детей (снег растаял, и получилась вода).

А почему он растаял?

Ответы детей…..  

Значит, в помещении под воздействием тепла снег растаял, и получилась вода.

Какой следует вывод. Можем ли мы рисовать снегом? (нет)

Мы можем рисовать растаявшим снегом, то есть водой.

 Стук в дверь.

Ребята нам принесли посылку и письмо.

 Воспитатель: читает письмо.

- Скоро, скоро к вам примчу

На метели прилечу,

Запляшу и закручу, снегом землю наряжу

И деревья, и дома

И подписано…(Зима)

Интересно, что же прислала нам зима.

Открываю посылку.

Здесь загадка.

Отдельно- я не так вкусна,

Но в пище каждому нужна   (соль)

И ещё одно письмо в посылке.

«Дорогие ребята я посылаю вам волшебный снег. А самое главное этот снег не тает, и будет долго радовать вас».

Воспитатель: Волшебный снег - это соль.

  А какую соль вы знаете? (морская, крупная, мелкая)

 Воспитатель насыпает  соль в баночку  каждому ребёнку.

Пройдите на места,  я вам в тарелочки насыпала  соль, давайте определим, есть ли у соли запах? Понюхайте её (без запаха). Какая она на вкус? (соленая). Насыпьте немного соли в палитру. Что вы сделали, насыпали или налили? (насыпали). Значит соль какая (сыпучая, рассыпчатая).

Ребята кто из вас знает, что такое соль, и где её используют?

Соль это пищевой продукт. Используется в кулинарии.

Рассмотрите соль. Она состоит из кристаллов.

В ней есть полезные минеральные вещества, такие как йод. Поэтому соль полезна, но в меру. Много употребление соли может навредить человеку.

Соль так же имеет и целебные свойства, она убивает микробы.

 Но ещё при помощи соли можно создавать картины. И мы сейчас попробуем это сделать. Давайте порадуем зиму и нарисуем картину  «Зимнею лунную ночь».

Скажите, как вы представляете этот рисунок, что может быть там изображено?

Посмотрите на репродукции картин художников Грабарь. «Февральская лазурь», К. Юон «Русская зима», Шишкин И.И. «Зима».

 Какие краски используют художники?

Ответы детей (синие, фиолетовые, голубые)

Что нарисовано на их картинах?

Ответы детей (заснеженные деревья, сугробы и т. д)

Воспитатель показывает последовательность выполнения работы

У вас на столе стоят стаканчики с водой, как вы думаете,  какую гуашь нужно добавить в воду, что бы сделать фон нашему рисунку?

Делать это нужно быстро и брать как можно больше воды.

После чего на цветной фон начинаем сыпать соль.

Внимательно посмотрите и скажите, что происходит с краской, когда на неё попадает соль? Ответы детей? (краска светлеет)

Воспитатель: При попадании на непросохший слой краски, соль собирает воду и отталкивает пигмент. Благодаря этой способности вокруг кристалликов соли образуются светлые пятнышки неопределенной формы.

У нас получился  сказочный, зимний рисунок.

Выполняем следующий этап работы.

На  палитре белую гуашь  смешиваем с клеем, и этой смесью рисуем сугробы, снежинки, можно сделать тропинку. Берем щепотку соли и начинаем на  смесь белую сыпать.  Далее рисуем деревья черным или коричневым цветом/коричневую гуашь смешиваем с клеем. После чего на цветной фрагмент начинаем сыпать  снова соль.   Можете нарисовать дом, избушку.

- Наша картина почти готова, но чего-то не хватает.

Послушайте ещё одну загадку.

Высоко висит она.

Звёздами окружена,

В тёмном небе, всем видна,

Эта круглая? ….(Луна) (ответы детей)

- Верно, рисуем луну. А какая форма у луны? Какого она цвета? Это «тёплый цвет»?

 Итог:

У вас получились замечательные картины. Молодцы!

Мы сегодня рисовали в нетрадиционной технике, используя гуашь, соль и проведя эксперименты, узнали много интересного.

Ответьте на следующие вопросы.

Можно ли рисовать снегом?  

Что происходит с солью, если её насыпать на цветную акварельную воду.

Соль отталкивает цвет, и вокруг кристаллов соли остаются светлые пятна.

Полезна ли соль для человека.

Дети совместно с воспитателем проводят анализ рисунков.