Опыт работы по теме:«Формирование основ культуры безопасности дорожного движения через моделирование игровых обучающих ситуаций у детей старшего дошкольного возраста»

Никулина Анна Ивановна

Цель: создание эмоционального положительного настроя к изучению основ культуры безопасности дорожного движения; воспитание  дисциплинированного пешехода.

                                                                                                                

 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

1.Слайд

Здравствуйте уважаемые родители!    

 2.Слайд

Работаю над темой  «Формирование основ культуры безопасности дорожного движения через моделирование игровых обучающих ситуаций  у детей  старшего дошкольного возраста»

3.Слайд

Считаю,   что «Самое дорогое у человека – это жизнь»,  А жизнь ребенка вдвойне дорога, потому что он еще только делает первые шаги в сложном мире.

Дорога… Это целая жизнь. Как удивительно похожи жизненные и дорожные ситуации! И готовить к ним себя и особенно детей нужно с детства. Опираясь на федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования  

учитывая особую значимость работы в данном направлении, и то обстоятельство, что детский сад является самой первой ступенью в системе непрерывного образования,  особое внимание уделяю обучению детей правилам дорожного движения. Первым учителем, который помогает решить  эту проблему – является  воспитатель детского сада.

И от того, как мы взрослые, донесем до сознания ребенка необходимые знания о безопасности, будет зависеть его жизнь.  

Улица для ребенка - это яркий мир, полный разнообразных, привлекательных для него явлений, насыщенный интересными событиями, участниками которых может стать и сам ребёнок. А здесь как раз и подстерегает его опасность.

  4.Слайд

Главная цель моей работы создать  эмоционально  положительный настрой  к изучению основ культуры безопасности дорожного движения, воспитание дисциплинированного пешехода.

5.Слайд

Свою работу начала с того, что ознакомилась с программой по правилам дорожного движения в детском саду. Благодаря содействию родителей в детском саду были оформлены транспортная площадка и кабинет безопасности.

В кабинете безопасности создан макет улицы, имеются различные дидактические и настольные игры. Дорожные знаки.

Используя макет, знакомлю детей с темами: «Наша улица» «Пешеходы на улице», «Транспорт, светофор»

6 Слайд

В группе оформлен центр безопасности дорожного движения, где воспитанники могут в условиях ежедневного свободного доступа пополнять свои знания о дорожной безопасности

7. Слайд  - 8 Слайд

"Игра -  путь детей к познанию мира. Именно во время игр,  воспитывается характер, расширяются  представления об окружающем,  формируются и совершенствуются двигательные навыки, точность движений, внимательность, сосредоточенность, ответственность, уверенность, т. е. все те качества, которые так необходимы для предупреждения дорожных происшествий.

9. Слайд

Во время прогулок  обращаю внимание детей на  движение пешеходов и транспорта, организую экскурсии, наблюдения для закрепления полученных знаний в реальных жизненных ситуациях.

10. Слайд – 11 Слайд

Очень эффективными методами считаю - беседы, чтение художественной литературы посвященной безопасности движения.

12. Слайд

 Важная роль отводиться встречам с сотрудниками полиции. Их непосредственное участие в игровых,  сюжетных формах образовательной деятельности, делают эту деятельность более интересной и запоминающейся.

Традиционными, интересными, поучительными стали встречи воспитанников детского сада  сотрудниками  полиции, на которых ребята повторяют правила, участвуют в играх на внимание, используя ситуативный метод, разбирают ошибки в поведении пешеходов.

13. Слайд

Я со своими воспитанниками посетила участковый пункт полиции. Где их любезно встретил  участковый уполномоченный полиции Новиков Виталий Владимирович.  Он  рассказывал  ребятам,  каковы обязанности участкового полиции, о своей форме и  показал,   детям какие отличительные знаки имеются на ней.  Провел экскурсию по своему кабинету. Ребятам было очень интересно знать всё об этой профессии, поэтому задавали очень много вопросов.

14. Слайд, -  15 Слайд,   -  16 Слайд,

 Привлекаю воспитанников к выполнению творческих заданий, к участию в досугах,   развлечения, КВНах, кукольных спектаклях.

17.Слайд

Вместе с  воспитанниками  мы создаем мини – выставки, а с лучшими работами принимали участие во Всероссийском  творческом конкурсе «Дорожная Азбука»

18.Слайд. -  19 Слайд.  - 20 Слайд. - 21 Слайд

Работу по изучению  правил безопасного поведения  провожу в  тесном  сотрудничестве  с родителями. Считаю, что самое большое влияние на формирование поведения ребенка на  улице имеет соответствующее поведение взрослых. С этой целью в детском саду были  проведены акции «Пристегнись», «Безопасность детей – забота родителей», «Будь осторожен пешеход»,  «Моя мама – водитель».

22.Слайд

 Я считаю, что веду работу в правильном направлении.  Моя задача – воспитание грамотного пешехода, готового соблюдать правила дорожного движения, заботиться о своем здоровье и здоровье других людей.

Соблюдайте правила дорожного движения. Берегите наших детей!

23.Слайд

Спасибо за внимание!


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

 

Мастер-класс для педагогов

«Игровые технологии в обучении детей дошкольного возраста правилам дорожного движения»

Подготовила:

воспитатель  

Никулина А.И.

 

Цель: повышение активности воспитателей по формированию у дошкольников навыков безопасного поведения на дороге посредством игровой деятельности.

Задачи:

- познакомить с разнообразными видами игр и формами по ПДД,

- показать роль игр по ПДД для формирования у детей навыков безопасного поведения на дороге,

- способствовать развитию бережного отношения к жизни детей и своей жизни, потребности осознанно выполнять правила дорожного движения.

Оборудование:

- мультимедийное оборудование для показа презентации;

- дорожные знаки;

- руль для водителя;

- игры: «Светофор» (сигнальные карточки), «Угадай знак», «Сложи пословицу»;

- материал для мини-макета;

- круги красный, жёлтый, зелёный.

Ход мероприятия.

Добрый день, уважаемые коллеги! Я рада приветствовать вас на нашем мастер – классе по правилам дорожного движения.

В нашей стране ситуация с детским дорожно-транспортным травматизмом была и остается очень тревожной. В России число пострадавших детей в расчете на 100 тыс. человек населения в 2 раза больше, чем во Франции и в Германии, и в 3 раза больше, чем в Италии. Основными причинами травматизма считается переход проезжей части в неустановленном месте перед близко идущим транспортным средством.

Можно ли изменить ситуацию? Возможно. Если начать воспитывать дорожную азбуку с самого детства.

В детстве человек получает основную базу знаний. Помочь ребенку войти в этот мир с максимальными приобретениями и минимальным риском – обязанность нас, взрослых.

Говоря о причинах дорожно-транспортных происшествий с участием детей, мы часто встречаемся со словом «привычка».

Привычка - поведение человека, закреплённое многократным повторением. Привычка останавливаться перед проезжей частью, осматривать её слева и справа с поворотом головы, переходить дорогу только в установленном месте. Забота о своей безопасности может появиться только в результате ежедневной, кропотливой работы, когда полученные детьми теоретические знания по ПДД обязательно закрепляются многочисленным, систематическим практическим повторением.

У детей младшего дошкольного возраста нет страха, отсутствует защитная психологическая реакция на дорожную обстановку, которая свойственна взрослым. Их постоянная жажда знаний, желание открывать что-то новое часто ставит ребёнка перед реальными опасностями, в частности на улицах, и дороге.

Поэтому уже с раннего возраста у детей необходимо воспитывать сознательное отношение к ПДД, которые должны стать нормой поведения каждого культурного человека.

Большую часть времени ребенок проводит в детском саду. Как же нам обучить маленьких детей необходимым знаниям, умениям, навыкам безопасного поведения на улицах, дорогах, и в транспорте? (Проводить беседы, примером, игрой.) Верно, поэтому многие беседы, совместная деятельность, занятия, развлечения с тематикой дорожного движения являются неотъемлемой частью по формированию у детей основных правил дорожного движения.

Единство наших и ваших требований к детям – условие нашего успеха и безопасности наших детей.

Сегодня  я хочу предложить вашему вниманию игровые технологии, которые можно применять при ознакомлении детей с основными азами безопасности или для их закрепления.

Игра занимает ведущую деятельность в дошкольном возрасте.

Ни к какой другой деятельности ребёнок не проявляет столько интереса, как к игровой. Ему интересно, а значит, познание и развитие происходят легко, с удовольствием. Вот в чём секрет воспитательных возможностей игры.

Сейчас я вам предлагаю побыть детьми и отправиться в путешествие по разным видам игр по формированию у детей правил дорожного движения. Представим, что мы с вами пассажиры, я буду водителем.

Отправляемся в путь.

Первая остановка «Сюжетно-ролевая игра».

Сюжетно-ролевая игра - форма моделирования ребёнком, прежде всего социальных отношений и свободная импровизация, не подчинённая жёстким правилам, неизменяемым условиям. Отличительным признаком ролевой игры является наличие сюжета и ролей. Это игры «во что-то», «в кого-то», они «зеркало общества». Разыгрывая различные ситуации, дети поступают так, как должны поступать люди, чьи роли они выполняют. В ходе ролевых игр закрепляются знания детей о правилах дорожного движения.

Сейчас мы с вами тоже являемся участниками сюжетно-ролевой игры «Мы - пассажиры». Во время игры можно побеседовать о том, как должны вести себя пассажиры, таким образом, формируются и закрепляются знания детей о правилах дорожного движения.

Отправляемся дальше в путь.

Следующая остановка «Подвижная игра».

Что это за вид игр вы все знаете. Существует много подвижных игр по ПДД, например: «Стрелка, стрелка покружись», «Светофор», «К своим знакам!», «Автогонки», «Красный, желтый, зеленый!», «Тише едешь - дальше будешь!», «Быстро шагай, смотри, не зевай!» и так далее.

Я предлагаю вам поиграть в подвижную игру «Светофор».

Игровые правила таковы: нужно выполнять определенное действие на цветовые сигналы (кружки):

- когда я показываю красный кружок, вы стоите на месте без движения;

- когда я показываю желтый кружок - вы хлопаете;

- когда я показываю зеленый кружок - вы шагаете на месте.

(Игра проводится 2-3 раза.)

Еще есть игра «Автомобили», предлагаю поиграть и в неё.

Вам необходимо встать парами, впереди стоящий – это машина, второй - водитель. Машины сами не ездят, ими управляет водитель, поэтому Вам нужно закрыть глаза, при этом выставив руки вперёд, согнутыми в локтях – это бампер. Водитель кладёт руки на плечи и управляет машиной. Ездить можно по всей площадке, не натыкаясь друг на друга во избежание аварии, доверяя водителю.

Отправляемся дальше в путь.

Следующая остановка «Игры по правилам».

  1. «Настольно – печатная игра».

Это развивающие игры по правилам, например: «Дорожное лото», «Оживи улицу», «Дороги нашего города», «Путешествие по городу» и др.

  1. «Дидактическая игра».

Одна из действующих средств воспитания ума. В них развивается познавательная активность детей, они требуют умения расшифровывать, распутывать, разгадывать: «Разложи картинки по порядку», «Сложи картинку», «Найди лишнее», «Что нужно водителю», «Добрые и плохие поступки» и др.

Предлагаю поиграть в дидактическую игру «Собери картинку», которую вы можете сделать самостоятельно со старшими детьми, она развивает мышление, сообразительность. Нужно из разрезных деталей определить, какой дорожный знак получится, сложить изображение, чтобы получился этот знак. Работать можно как одному, так и парами, группами парами.

Молодцы! С этим заданием справились.

Следующая игра «Говорящие знаки».

Вашему вниманию представлены дорожные знаки, ваши действия при виде того или иного дорожного знака.

«Пешеходный переход» - сбавлю скорость, остановлюсь и пропущу пешеходов.

«Лежачий полицейский» - приторможу и поеду дальше.

«Внимание, дети!» -  сбавлю скорость, но продолжу движение.

«Дорожные работы» - сбавлю скорость и объеду это место.

«Медицинский пункт» - нужна медицинская помощь, можно заехать.

«Автобусная остановка» - нужно притормозить, могут стоять люди или выходить из автобуса.

Следующая остановка «Литературная».

Вы жизнь свою оберегайте

И правила дорог не нарушайте.

Не зря говорит русский народ,

Что бережёного Бог бережёт!

Немало пословиц и поговорок о правилах дорожных сложено. О чём же они говорят, мы узнаем, собрав их.

«Семь раз погляди, а потом иди».

«Опасностей много, а жизнь одна».

«На дороге шутить – себе навредить».

«Дорожный знак не говорит, а правилу учит».

С этим заданием Вы тоже справились. Молодцы!

Отправляемся дальше в путь.

Следующая остановка «Творческая».

Дети очень любят заниматься творческой деятельностью, что-то мастерить. И в ходе такой работы с детьми также можно их познакомить с правилами дорожного движения или закрепить уже имеющиеся.

Практическая часть.

Для того, чтобы ребёнок не просто так катал машинку, где попало, давя на неё, врезаясь и бросая, при этом ломая её можно изготовит макет проезжей части, перекрестка, детской площадки и так далее. В данном случае изучая и закрепляя ПДД и воспитывая культуру игры, которая страдает у большинства детей, пришедших в детский сад.

У нас получилась замечательная настольная игра, которая позволит детям самим обыграть ситуацию, соответствующую макету. Детям можно будет предложить самим дополнить знаками, машинами, мини человечками, и они с удовольствием будут играть, закрепляя ПДД.

Вот и наша остановка «Конечная».

Я надеюсь, что вы будете применять игровые технологии, которые являются одной из интересных форм обучения, и позволяют сделать интересной и увлекательной работу по изучению Правил дорожного движения.

И помните: Дорога не терпит шалости - наказывает без жалости. Обучая ребенка Правилам дорожной безопасности, мы сохраняем ему жизнь!

Уважаемые коллеги! У Вас на столах лежат круги: красный, зеленый, желтый.

Если на протяжении всего пути Вам было все понятно и интересно – покажите зеленый круг.

Если поездка вас немного утомила – покажите желтый круг.

Если вы в течение всего пути успели заснуть, было скучно– покажите красный круг.  

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!!!


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Сценарий сюжетно-ролевой игры

для детей старшего дошкольного возраста

 «Светлячки на дороге»

Краткая аннотация

 

В данной методической разработке представлен опыт популяризации использования световозвращающих элементов - фликеров на детской одежде как один из способов защиты от дорожно-транспортных аварий и обучению дошкольников правилам дорожного движения в темное время суток.

Представленный материал поможет воспитателям организовать активное взаимодействие  с детьми, а также их родителями по закреплению норм безопасного поведения на дорогах; познакомить с фликером (световозвращающим элементом); сформировать у детей культуру поведения на дороге, воспитать наблюдательность, осторожность, самостоятельность и уверенность в себе.

Возрастная группа: 5-6 лет

Цель: создание условий для формирования правил дорожной грамотности у детей дошкольного возраста через знакомство и популяризацию использования световозвращающих значков – фликеров в специально моделируемой ситуации.

Задачи
Образовательные

- познакомить с особенностями дорожного движения в темное время суток;

- познакомить со световозвращающим значком - фликером, его видах и значении для безопасности пешеходов;

- повысить популярность ношения этих значков;

Развивающие: 

- развивать умения  создавать для задуманного игровую обстановку, способствовать формированию умений творчески развивать сюжет игры, планировать этапы своих действий, развивать способность к образным и свободным импровизациям;

- упражнять в умении распределять роли, понимать воображаемую ситуацию и действовать в соответствии с ней; 

- развивать познавательную активность как участников дорожного движения;

- формировать культуру поведения на дороге у детей дошкольного возраста;

Воспитательные
- совершенствовать стиль партнерских отношений, воспитывать желание играть в коллективе сверстников;

- воспитывать законопослушных участников дорожного движения.

Предварительная работа: в рамках работы над проектом «Я иду в мой детский сад!»:

- беседы о ПДД, викторины,

- чтение художественной литературы, загадок о транспорте, дорожных знаках,

- дидактические, сюжетно-ролевые, настольно-печатные игры, театрализованная деятельность и т.д..

Атрибуты: 2 домика, жилеты, игрушечные машинки, фонарики, фуражка, жезл, кукольные коляски, детские велосипеды, сумочки, рюкзачки, фликеры, полоски для обозначения дороги, необходимые дорожные знаки, например, «Пешеходный переход».

Игровые роли: участники дорожного движения: пешеходы, водители машин, инспектор ГИБДД

Ход игры:

Мотивация. Введение в игровую проблемную ситуацию.

Воспитатель: Ребята, представляете, сегодня рано утром я шла в детский сад и чуть не попала в беду. Еще немного и на меня бы наехала машина. Водитель автомобиля не заметил меня в темноте. Вышел из машины и сказал: «Станьте заметней на дороге, чтобы избежать неприятностей!» Как это сделать, я не знаю.

Определение проблемы.

Воспитатель: А вы знаете, как стать заметней на дороге в темное время суток? (Высказывания детей)

Поэтапное решение проблемы.

Воспитатель: Ребята, тот водитель посоветовал мне приобрести фликер.  Вы знаете, что такое – фликер? (ответы детей). И я не знаю, но есть одно стихотворение:

Есть у нас значок такой,

Фликер называется,

Но значок он не простой,

Световозвращающий.

Яркий свет далёких фар

Отразит он в тот же час

И тем самым на дороге

Сделает заметней нас.

Прикрепить его к одежде

Быстро каждый сможет,

Ты его не забывай

Он в пути поможет.

Пешеходы на дороге были бы в опасности,

Но у них есть на одежде фликер безопасности.

Ярко в темноте горит, всем машинам говорит:

«Ты, шофер, не торопись, видишь знак – остановись.

Прежде, чем продолжить путь, про пешехода не забудь!»

 Помнить все должны вокруг,

Кто в дороге добрый друг.

С собою фликер ты возьми

И в беду не попади!

Воспитатель: Что мы узнали о фликере из стихотворения? (Фликер – очень важный световозвращающий значок, который поможет более безопасно перейти дорогу в тёмное время суток)

Как он работает? (В темноте, когда фары автомобиля попадают на фликер, он ярко-ярко светится. Водитель замечает этот огонек и едет осторожно). Может проведем эксперимент: возьмем фликеры и направим на них свет от фонарика, как от движущейся машины?

Куда крепится фликер?

Куда еще можно разместить его, кроме одежды? (На коляски, санки, велосипеды, сумки, рюкзачки).

Интересно, сколько фликеров необходимо разместить на одежде, чтобы водитель смог заметить нас на дороге? (Чем больше, тем лучше. Самый оптимальный вариант - когда на пешеходе находится 4 фликера. Они должны быть видны со всех сторон).

Давайте рассмотрим, какие они могут быть. (Разные виды фликеров: круглой, квадратной, овальной, прямоугольной формы, в виде полосок, игрушек)

Постановка дальнейших действий.

Воспитатель: У вас случались такие ситуации, когда вам приходилось передвигаться по дороге в темное время суток, расскажите? (Ответы детей)

Воспитатель: Сможем мы смоделировать дорожные ситуации, которые возникают с пешеходами на улице? Сумеем показать, как грамотно передвигаться в темное время суток, чтобы избежать неприятностей? (Решение детей).

Воспитатель: Итак, куда лежит наш путь? Где будет находиться дом, детский сад (магазин,  и т.п. на усмотрение детей)? Как называется место, где ездят машины? (проезжая часть дороги). В каких местах правила движения разрешают переход улицы? Может, соорудим дорогу? Где будет находиться пешеходный переход?

Воспитатель: Давайте вспомним, где должны ходить пешеходы, если нет тротуар? В каком направлении правильно двигаться?

Воспитатель: Кто следит за порядком на дороге?

Воспитатель: Давайте определим участников движения: пешеходы, водители, инспектор ГИБДД (распределение ролей по желанию детей). Подберем для себя необходимые атрибуты. (Самостоятельный выбор детей).

  • Ребенок, выполняющий роль инспектора ГИБДД, надевает жилет, фуражку, берет жезл, заступает на пост;
  • дети – водители машин, в том числе и специального транспорта, тоже надевают жилеты с соответствующим изображением, берут игрушечные машинки, фонарики;
  • мальчики-велосипедисты украшают фликерами детские велосипеды;
  • девочки, выполняющие роль мамочек, украшают фликерами кукольные коляски;
  • дети - пешеходы, украшают фликерами одежду, чтобы стать заметнее на дороге;

Воспитатель: Ну, что все готовы? Путь открыт!

Игровое действие.

Машины движутся по дороге в темное время суток, освещая путь фарами, снижают скорость движения автомобиля, замечая пешеходов. Пешеходы  с фликерами на одежде и других предметах идут по обочине дороги или переходят улицу по пешеходному переходу. Инспектор ГИБДД следит за движением, действиями пешеходов и водителей на дороге. Все соблюдают правила дорожного движения и благополучно добираются до места.

Воспитатель: Я так много узнала про фликер, который может спасти ребенка или взрослого пешехода на дороге. Это замечательный способ обозначить себя на проезжей части в темное время суток. Спасибо, ребята, теперь мне не страшно будет передвигаться по дороге, когда на улице темно!

Воспитатель: Ребята, для того, чтобы и ваш путь стал безопасным в темное время суток, и с вами не случилась такая же неприятная ситуация, мне хочется подарить вам фликеры – светлячки. Фликер, без сомнения, - знак дорожного движения. Но полагаться только лишь на фликеры не стоит. Это всего лишь один из способов защиты пешехода. Необходимо помнить и соблюдать правила дорожного движения. Кто знает правила движения, тому почет и уважение!

                C:\Users\николай\Downloads\IMG-20230905-WA0067.jpg

C:\Users\николай\Downloads\IMG-20230905-WA0063.jpg

                C:\Users\николай\Downloads\IMG-20230905-WA0069(1).jpg