Формирование финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста

Никулина Анна Ивановна

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Конспект «Как делать покупки с умом».

Цель: формирование основ финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста.

Задачи: закрепить представления детей о многообразии товаров,

развивать у детей умение устанавливать зависимость между качеством товара, его ценой и спросом на него;

обогатить словарный запас детей понятиями «товар», «цена», «реклама», «дороже — дешевле»;

дать детям возможность практически осуществить процесс создания рекламы;

воспитывать правильное отношение к деньгам, уважение к людям, умеющим хорошо трудиться и честно зарабатывать деньги.

Материалы: карточки с изображениями качественных и некачественных товаров; мяч; картинки с изображением упаковки «Овсяная каша».

Ход занятия:

В.: Ребята, догадайтесь, о чём сегодня мы будем говорить:

Угадай, как-то зовётся, что за деньги продаётся.

Это не чудесный дар, а просто напросто …. (товар).

Да, сегодня поговорим о товарах. Где мы приобретаем товары?

Ответы детей.

В.: Можно купить все товары в магазине? Почему нельзя? Как вы узнаёте стоимость того или иного товара?

Ответы детей.

В.: Любой товар имеет свою цену. Цена — это количество денег, которые нужно заплатить за товар при покупке. Одинаковые ли цены на разные товары?

Ответы детей.

В.: Даже на товары одного вида цены могут быть разными.

В.: Сегодня у нас в гостях Совёнок.

С.: Здравствуйте, ребята! Вчера мама отправила меня за покупками. Велела купить хлеб, молоко и печенье к чаю. А в магазине было так много сладостей, что я потратил на них все деньги. А на молоко и хлеб мне не хватило.

В.: Совёнок правильно поступил?

Ответы детей.

В.: Правильно, покупки надо делать с умом.

С.: Научите меня, пожалуйста!

Игра «Выбери товар».

На экране появляются продукты одного вида с разными ценниками. Детям предлагается сделать выбор, обосновав его.

Дети приходят к выводу, что к покупкам надо относиться внимательно.

Дидактическая игра «Что быстрее купят?».

Детям дают пару карточек с изображением одинаковых товаров (качественных и некачественных). Из двух предложенных товаров ребёнок выбирает тот, который купят быстрее и объясняет причину своего выбора.

Игра с мячом «Что можно купить в магазине?».

Дети передают друг другу мяч, называя наименование товаров, которые можно купить в продуктовом магазине (обувном, мебельном, бытовой технике и т. д.).

Игра «Реклама».

На экране появляются две коробки с кукурузными хлопьями. Одна — красочная, с изображением Супергероя (100 руб.), а другая — в прозрачной упаковке (50 руб.).

В.: Ребята, посмотрите на эти коробки, какую вы купите?

Воспитатель объясняет, что красивая упаковка, это реклама для лучшей продажи. Детям раздаются изображения коробки «Овсяная каша». Задание: нарисовать на упаковке картинку, которая привлечёт внимание покупателя.

Совёнок прощается с детьми, благодарит за помощь.

Подведение итогов.

Воспитатель предлагает вспомнить, чем они занимались, с какими новыми понятиями познакомились.



Предварительный просмотр:

 Конспект «Азбука денег»

 Цель: содействие финансовому просвещению и воспитанию детей дошкольного  возраста, создание необходимой мотивации для повышения их финансовой грамотности.

Задачи:

 расширить знания детей о возникновении денег, о том, что служило деньгами для

древних людей;

 развивать память, внимание, речь, стимулировать активность детей;

 развивать умение подбирать предметы и атрибуты для игры;

 воспитывать представления о сущности таких нравственных категорий, как

экономность, бережливость.

Материал и оборудование: иллюстрации по тематике, зерна кофе, зерна пшеницы,

камушки, глиняный кувшин, ковёр-самолёт, мультфильм, мультимедийное оборудование

Ход образовательной деятельности

Воспитатель:

Встанем мы в кружочек дружно,

Поздороваться нам нужно

Говорю тебе «Привет!»

Улыбнись скорей в ответ.

Здравствуй правая рука,

Здравствуй левая рука,

Здравствуй друг, здравствуй друг,

Здравствуй весь наш дружный круг.

Воспитатель:

У каждого есть свои мечты! Новая игра, книга, велосипед, компьютер, новое модное

платье, сумочка или украшение. А может быть, хотел бы завести домашнего питомца? Или

ты мечтаешь о путешествии в какой-нибудь город или страну?

Звучит музыка, появляется ковёр-самолёт.

Воспитатель:

Ребята, что это за замечательный предмет?

Дети:

Ковёр-самолет.

Воспитатель:

А как вы думаете, для чего он нам пригодится?

Дети:

Для путешествия.

Воспитатель:

Правильно, дети. Я предлагаю вам сегодня отправиться в необычное путешествие.

Воспитатель вместе с детьми, становится на ковёр-самолёт и отправляется в

путешествие, находят предметы в разных местах группы (глиняный кувшин, камни, зерна

пшеницы, кофе, фрукты). Детям предложить высказать мнение, почему же мы нашли эти

предметы.

Воспитатель:

Давным-давно, миллионы лет назад, на заре становления человеческой

цивилизации…когда мужчина ходил охотиться на мамонта, а женщина ждала его в пещере

у очага, денег не было. Постепенно человек учился обрабатывать землю, выращивать

различные съедобные вершки и корешки, делать посуду и предметы домашнего обихода,  шить одежду. И у одного отлично получалось лепить глиняные горшки, но никак не

получалось поймать зайца, а у другого – наоборот. И пришла людям в голову мысль: можно

меняться продуктами своего труда. Я тебе – зайца, а ты мне – большой горшок для варки

похлёбки. Так появился бартер – предшественник современных денег.

В копилку я их положила - подарок мамочке купила.

Просмотр мультфильма СМЕШАРИКИ «Финансовая грамотность. Благородное

дело».

Физминутка:

«Будем денежки считать»

Один, два, три, четыре, пять

(шагаем на месте)

Будем денежки считать.

(сжимаем и разжимаем пальцы рук)

Один и два оплатим дом,

(пальцы в кулак, отгибаем мизинец и безымянный)

Дом, в котором мы живем

Третья монетка – одежду купить

(отгибаем средний палец)

На четвёртую монетку купим есть и пить

(отгибаем указательный палец)

Ну а пятую пока

(шевелим большим пальцем)

Спрячем на донышке кошелька!

(спрятать большой палец в кулак согнув все пальцы)

Воспитатель:

А теперь послушайте, пожалуйста, сказку. Подружились Крокодил Гена, Чебурашка

и Старуха Шапокляк. Стали жить они вместе. Крокодил Гена на работу ходил в зоопарк и

за это получал зарплату. Чебурашка учился в летней школе, хотел стать лётчиком, и за свою

учебу получал стипендию. Шапокляк не работала, она была уже пожилая и получала

пенсию. Из чего состоял доход семьи Крокодила Гены?

Дети:

Зарплата, пенсия, стипендия.

Воспитатель:

Скажите, где можно получить деньги за свою работу?

Дети:

В банке, банкомате.

Воспитатель:

Для того, чтобы пойти в банк, нужно взять с собой кошелёк. Это специальный домик

для денег. Туда кладут деньги, чтобы не потерять.

Воспитатель:

Для чего нужны деньги в семье?

Дети:

Для того, чтобы ходить в магазин и покупать продукты, необходимые вещи,

оплачивать коммунальные услуги, детский сад, если кто-то заболел, то нужно отправиться

в аптеку за лекарством.
Практическая работа «Мини-банк»

Цель: показать принципы финансового планирования, донести принцип «сначала

зарабатываем – потом тратим».

Суть практики: предложить ребятам создать свой «мини-банк». Предоставить право

выбрать самим кто будет отвечать за сбор и хранение мелочи. Он будет напоминать всем

членам семьи, чтобы они «сдавали монеты в банк», освобождая от них карманы.

Предложите обсудить, на какое семейное дело собираются данные монеты в «минибанке» – например, на покупку телевизора или настольной игры. Это должно быть что-то

для общего пользования, чтобы ребенок чувствовал гордость за подготовку такой важной

для семьи покупки.

Воспитатель:

Ребята, как вы думаете, все ли деньги своего бюджета нужно тратить?

Дети:

Нет, остатки можно положить в копилку.

Воспитатель:

Чтобы деньги не лежали в копилке мёртвым грузом, нужно заставить их работать. И

сейчас я вам, расскажу, как это можно сделать. Банки зарабатывают проценты на хранении

денег, и договориться о том, что какой-то небольшой процент от имеющихся в «минибанке» денег будет отдаваться ему лично за работу банкиром – например, 3% или 5%. А на

что вы потратите свою прибыль, решать только вам.

Рефлексия: предоставить детям право выбора картинки эмоции, которую они

испытывают по окончании образовательной деятельности.

Ну - ка все встали в круг

За руки все взялись вдруг

Будем рядом стоять

Ручками махать

Целый час мы занимались

И немножко баловались

А теперь детвора

Отдыхать и вам пора!



Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

Формирование основ финансовой грамотности у  детей дошкольного возраста.

Дайте ребенку знания о деньгах.

Дети растут. Рано или поздно они станут взрослыми. Какие знания и уроки они сейчас получают от Вас, именно такими они, впоследствии, и станут учениками, работниками, мужьями и женами, родителями, бабушками и дедушками. Некоторые знания особенно важны. Причем, чем в более раннем возрасте Ваши дети получат самые важные знания, тем больше ошибок им удастся избежать в зрелом возрасте.

Некоторые из этих уроков, полученных в детстве, относятся к любви, работе, жизненным ценностям. Родители, как правило, учат ребенку тому, что важно для них. Ваша задача — дать своим детям такие уроки, которые помогут им научиться быть успешными, счастливыми и продуктивными. https://www.dengiest.ru/wp-content/uploads/2015/10/Dengiest_830_3187032-825x864.jpg

К сожалению, одна из наук, которой очень часто пренебрегают, это наука денег. Очень многие дети растут без навыков обращения с деньгами. То ли их родители не чувствуют себя уверенно в разговоре о деньгах, то ли они не думают, что это важно.

Деньги — это не та наука, которую надо изучать уже будучи взрослым. Последствия могут быть слишком значительными. Как пример, финансовый стресс, который может вызвать другие заболевания и расстройства. Или это может быть жизнью «от зарплаты до зарплаты» и полное отсутствие сбережений. В любом случае, у таких людей жизнь всегда труднее, чем она должна быть. На Вас, как на родителях, лежит ответственность научить ребенка быть финансово грамотным.

Что означает для ребенка быть финансово грамотным?

У финансовой грамотности есть несколько компонентов. Они включают в себя концепцию создания накоплений, постановки целей, а также концепцию, как заставлять деньги работать на себя. Финансовая грамотность помогает знать, что мгновенное удовлетворение от быстрой покупки — ничто, по сравнению с эмоциями от выполнения крупной цели.

Учить ребенка быть финансово грамотным, это значит учить его:

  • Как экономить деньги.
  • Насколько важно ставить финансовые цели, как долгосрочные, так и краткосрочные.
  • Как инвестировать свои деньги и заставить их работать на себя.
  • Как создать бюджет и распределять свои деньги, чтобы хватало на все необходимые нужды.
  • Как с помощью современных технологий и систем сохранять контроль над своими деньгами.
  • О том, что он единственный в мире человек, который может принимать решения о своих деньгах.
  • О практике пожертвований, чтобы помочь другим нуждающимся.
  • Как принять решение — потратить деньги сейчас или сохранить их для последующих нужд и покупок.
  • Как работают банки.
  • Как зарабатывать деньги и достигать своих финансовых целей.

Это только самая необходимая часть науки, которую Вам необходимо преподать своим детям. Некоторые из этих знаний достаточно тяжелы и требуют длительного периода для изучения и приобретения необходимых навыков. Тем не менее, если Вы отдаете свое время и энергию для обучения ребенка быть финансово грамотным, то они будут расти в уверенности о своем финансовом состоянии. Вы можете быть уверены, что они будут в состоянии выйти в мир и держаться подальше от финансовых неприятностей.

Почему так важно учить ребенка финансовой грамотности?

Как часто Вы сами испытываете стресс, связанный с деньгами? Когда Вы пытаетесь погасить ипотеку, или думаете о своем выходе на пенсию, «денежный стресс» является довольно распространенной проблемой многих людей. Вероятно, Вы уже знаете, какие шаги Вы должны были сделать и не сделали, и каких ошибок Вам стоило бы избежать. И сейчас есть хороший шанс получить надежду, что у Вашего ребенка все будет намного проще.

Есть несколько причин, почему так важно учить ребенка управлять своими деньгами.

  • Чтобы он был меньше подвержен стрессу, связанному с деньгами, когда станет взрослым.
  • Чтобы он имел возможность жить с комфортом.        
  • Чтобы он не жил с Вами, когда уже станет взрослым, только потому, что он не может позволить себе жить самостоятельно.
  • Чтобы у него была лучшая жизнь, чем у Вас.

Когда нужно начинать учить ребенка финансовой грамотности?

Вы удивитесь, но Вы можете начинать учить ребенка знаниям о деньгах уже с двух лет. В то время как, если Ваш ребенок уже старше, очень важно начать его учить обращению с деньгами как можно скорее. И помните — никогда не поздно начинать.

https://cdn2.arhivurokov.ru/multiurok/html/2017/11/13/s_5a09d6a9e6cfe/741751_2.jpeg

До школы. 

В дошкольном возрасте Вы можете научить ребенка самой концепции денег — иными словами, что такое деньги и зачем они нужны. Вы можете поговорить с ними о значении различных монет и бумажных денег. Вы также можете научить их тому, что деньги используются, чтобы покупать вещи. Игра в магазин является простым способом преподавания концепции денег для детей младшего возраста.

В начальной школе.

В этом возрасте самое прекрасное время, чтобы начать обучение разницы между нуждой и необходимостью. Дети могут помочь с походом в продуктовый магазин и участвовать в принятии финансовых решений. Это также отличный возраст, чтобы показать ребенку, как использовать копилку, чтобы ввести понятие карманных денег и работы за деньги. К концу начальной школы они должны понимать, что чтобы купить вещи, которые они хотят, нужно экономить деньги.

В средней школе.

В этом возрасте дети уже более чем готовы начать зарабатывать деньги. Вы можете связать карманные деньги с некоторыми работами по хозяйству или дать им возможность зарабатывать деньги по всему дому. Это также хорошее время, чтобы научить их сберегать деньги для будущего и для вещей, которые они хотят купить в ближайшем будущем. В этом возрасте ребенок может также начать изучать инвестиции и использовать для этого свои накопления.

Высшая школа.        

К этому времени, Ваш ребенок должен уже узнать некоторую финансовую независимость. Будем надеяться, что они уже имели возможность работать за деньги и знают о сбережении средств для краткосрочных и долгосрочных целей. Они уже могут иметь свой инвестиционный счет и уже всерьез строить свой капитал.

После того, как Ваш ребенок поступил в колледж или в ВУЗ, пора выводить его на путь к финансовой независимости. Конечно, Вы можете платить за обучение и помогать ему, управлять своими финансами. Тем не менее, он также должен быть в состоянии обрабатывать большую часть своих финансовых решений самостоятельно.

Никогда не бывает слишком поздно, чтобы начать учить ребенка деньгам, экономии и инвестированию. 

Когда стоит разговаривать с ребенком о деньгах?

Обучение ребенка деньгам, это гораздо больше, чем один разговор. Использование реальных жизненных ситуаций и примеров помогут ему понять все на практике. Они будут учиться не только из Ваших слов, но и через свои действия. Вот Вам несколько идей и возможностей, чтобы поговорить с ребенком о деньгах.

Когда он получает подарок.

Когда Ваш ребенок получает подарок на день рождения или другой праздник, это самое прекрасное время, чтобы поговорить с ним об экономии денег. Действительно, получив подарок, ребенок может отказаться от других планируемых покупок и сэкономить некоторые средства. А если это подарок деньгами, так тут сам бог велел. Вы можете помочь своему ребенку спланировать, каким образом он будет экономить и для чего он будет это делать.

Когда Вы пользуетесь банкоматом.

Банкомат — это волшебный ящик, который выдает деньги, когда Вы вводите секретный код. Как бы не так! Но дети думают именно таким образом! И Вам нужно обязательно поговорить с ними о том, что такое банкомат и как он работает. Это отличная возможность поговорить о заработке, экономии и принятии решений о расходах.

https://img2.labirint.ru/books/572470/scrn_big_1.jpg

В магазине.

Берите ребенка с собой в походы по магазинам. Это идеальная возможность объяснить ему о составлении бюджета. Расскажите о том, что различные вещи стоят различные суммы. Вы даже можете попросить ребенка помочь Вам сравнить цены и найти самый дешевый вариант. 

Оплата счетов и квитанций.

Оплата квитанций, вероятно, не то, что Вы обычно делаете вместе с Вашим ребенком. Тем не менее, это хорошая возможность поговорить с ним о финансовых вещах, которые он принимает, как само собой разумеющееся. Можно говорить о работе и обязанностях, и о том, как Вы оплачиваете эти расходы каждый месяц.

Это также хорошая возможность для разговора с ребенком о различных способах экономии денег, почему это важно и для чего это стоит делать. Например, можете рассказать о том, что нужно выключать свет, когда он покидает свою комнату, это приводит к экономии энергии, а сэкономленные деньги можно будет потратить во время семейного отпуска.

Начинайте учить своих детей финансовой грамотности как можно раньше, в каком бы возрасте они сейчас не были. Чем раньше они узнают эту науку, тем проще им будет принять эти знания в своей голове и использовать их в своей будущей жизни.