Формирование финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Картотека игр по финансовой грамотности для детей 5-7 лет | 1.03 МБ |
«Как делать покупки с умом». | 15.39 КБ |
"Азбука денег" | 18.43 КБ |
konsultatsiya.docx | 418.15 КБ |
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Конспект «Как делать покупки с умом».
Цель: формирование основ финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста.
Задачи: закрепить представления детей о многообразии товаров,
развивать у детей умение устанавливать зависимость между качеством товара, его ценой и спросом на него;
обогатить словарный запас детей понятиями «товар», «цена», «реклама», «дороже — дешевле»;
дать детям возможность практически осуществить процесс создания рекламы;
воспитывать правильное отношение к деньгам, уважение к людям, умеющим хорошо трудиться и честно зарабатывать деньги.
Материалы: карточки с изображениями качественных и некачественных товаров; мяч; картинки с изображением упаковки «Овсяная каша».
Ход занятия:
В.: Ребята, догадайтесь, о чём сегодня мы будем говорить:
Угадай, как-то зовётся, что за деньги продаётся.
Это не чудесный дар, а просто напросто …. (товар).
Да, сегодня поговорим о товарах. Где мы приобретаем товары?
Ответы детей.
В.: Можно купить все товары в магазине? Почему нельзя? Как вы узнаёте стоимость того или иного товара?
Ответы детей.
В.: Любой товар имеет свою цену. Цена — это количество денег, которые нужно заплатить за товар при покупке. Одинаковые ли цены на разные товары?
Ответы детей.
В.: Даже на товары одного вида цены могут быть разными.
В.: Сегодня у нас в гостях Совёнок.
С.: Здравствуйте, ребята! Вчера мама отправила меня за покупками. Велела купить хлеб, молоко и печенье к чаю. А в магазине было так много сладостей, что я потратил на них все деньги. А на молоко и хлеб мне не хватило.
В.: Совёнок правильно поступил?
Ответы детей.
В.: Правильно, покупки надо делать с умом.
С.: Научите меня, пожалуйста!
Игра «Выбери товар».
На экране появляются продукты одного вида с разными ценниками. Детям предлагается сделать выбор, обосновав его.
Дети приходят к выводу, что к покупкам надо относиться внимательно.
Дидактическая игра «Что быстрее купят?».
Детям дают пару карточек с изображением одинаковых товаров (качественных и некачественных). Из двух предложенных товаров ребёнок выбирает тот, который купят быстрее и объясняет причину своего выбора.
Игра с мячом «Что можно купить в магазине?».
Дети передают друг другу мяч, называя наименование товаров, которые можно купить в продуктовом магазине (обувном, мебельном, бытовой технике и т. д.).
Игра «Реклама».
На экране появляются две коробки с кукурузными хлопьями. Одна — красочная, с изображением Супергероя (100 руб.), а другая — в прозрачной упаковке (50 руб.).
В.: Ребята, посмотрите на эти коробки, какую вы купите?
Воспитатель объясняет, что красивая упаковка, это реклама для лучшей продажи. Детям раздаются изображения коробки «Овсяная каша». Задание: нарисовать на упаковке картинку, которая привлечёт внимание покупателя.
Совёнок прощается с детьми, благодарит за помощь.
Подведение итогов.
Воспитатель предлагает вспомнить, чем они занимались, с какими новыми понятиями познакомились.
Предварительный просмотр:
Конспект «Азбука денег»
Цель: содействие финансовому просвещению и воспитанию детей дошкольного возраста, создание необходимой мотивации для повышения их финансовой грамотности.
Задачи:
расширить знания детей о возникновении денег, о том, что служило деньгами для
древних людей;
развивать память, внимание, речь, стимулировать активность детей;
развивать умение подбирать предметы и атрибуты для игры;
воспитывать представления о сущности таких нравственных категорий, как
экономность, бережливость.
Материал и оборудование: иллюстрации по тематике, зерна кофе, зерна пшеницы,
камушки, глиняный кувшин, ковёр-самолёт, мультфильм, мультимедийное оборудование
Ход образовательной деятельности
Воспитатель:
Встанем мы в кружочек дружно,
Поздороваться нам нужно
Говорю тебе «Привет!»
Улыбнись скорей в ответ.
Здравствуй правая рука,
Здравствуй левая рука,
Здравствуй друг, здравствуй друг,
Здравствуй весь наш дружный круг.
Воспитатель:
У каждого есть свои мечты! Новая игра, книга, велосипед, компьютер, новое модное
платье, сумочка или украшение. А может быть, хотел бы завести домашнего питомца? Или
ты мечтаешь о путешествии в какой-нибудь город или страну?
Звучит музыка, появляется ковёр-самолёт.
Воспитатель:
Ребята, что это за замечательный предмет?
Дети:
Ковёр-самолет.
Воспитатель:
А как вы думаете, для чего он нам пригодится?
Дети:
Для путешествия.
Воспитатель:
Правильно, дети. Я предлагаю вам сегодня отправиться в необычное путешествие.
Воспитатель вместе с детьми, становится на ковёр-самолёт и отправляется в
путешествие, находят предметы в разных местах группы (глиняный кувшин, камни, зерна
пшеницы, кофе, фрукты). Детям предложить высказать мнение, почему же мы нашли эти
предметы.
Воспитатель:
Давным-давно, миллионы лет назад, на заре становления человеческой
цивилизации…когда мужчина ходил охотиться на мамонта, а женщина ждала его в пещере
у очага, денег не было. Постепенно человек учился обрабатывать землю, выращивать
различные съедобные вершки и корешки, делать посуду и предметы домашнего обихода, шить одежду. И у одного отлично получалось лепить глиняные горшки, но никак не
получалось поймать зайца, а у другого – наоборот. И пришла людям в голову мысль: можно
меняться продуктами своего труда. Я тебе – зайца, а ты мне – большой горшок для варки
похлёбки. Так появился бартер – предшественник современных денег.
В копилку я их положила - подарок мамочке купила.
Просмотр мультфильма СМЕШАРИКИ «Финансовая грамотность. Благородное
дело».
Физминутка:
«Будем денежки считать»
Один, два, три, четыре, пять
(шагаем на месте)
Будем денежки считать.
(сжимаем и разжимаем пальцы рук)
Один и два оплатим дом,
(пальцы в кулак, отгибаем мизинец и безымянный)
Дом, в котором мы живем
Третья монетка – одежду купить
(отгибаем средний палец)
На четвёртую монетку купим есть и пить
(отгибаем указательный палец)
Ну а пятую пока
(шевелим большим пальцем)
Спрячем на донышке кошелька!
(спрятать большой палец в кулак согнув все пальцы)
Воспитатель:
А теперь послушайте, пожалуйста, сказку. Подружились Крокодил Гена, Чебурашка
и Старуха Шапокляк. Стали жить они вместе. Крокодил Гена на работу ходил в зоопарк и
за это получал зарплату. Чебурашка учился в летней школе, хотел стать лётчиком, и за свою
учебу получал стипендию. Шапокляк не работала, она была уже пожилая и получала
пенсию. Из чего состоял доход семьи Крокодила Гены?
Дети:
Зарплата, пенсия, стипендия.
Воспитатель:
Скажите, где можно получить деньги за свою работу?
Дети:
В банке, банкомате.
Воспитатель:
Для того, чтобы пойти в банк, нужно взять с собой кошелёк. Это специальный домик
для денег. Туда кладут деньги, чтобы не потерять.
Воспитатель:
Для чего нужны деньги в семье?
Дети:
Для того, чтобы ходить в магазин и покупать продукты, необходимые вещи,
оплачивать коммунальные услуги, детский сад, если кто-то заболел, то нужно отправиться
в аптеку за лекарством.
Практическая работа «Мини-банк»
Цель: показать принципы финансового планирования, донести принцип «сначала
зарабатываем – потом тратим».
Суть практики: предложить ребятам создать свой «мини-банк». Предоставить право
выбрать самим кто будет отвечать за сбор и хранение мелочи. Он будет напоминать всем
членам семьи, чтобы они «сдавали монеты в банк», освобождая от них карманы.
Предложите обсудить, на какое семейное дело собираются данные монеты в «минибанке» – например, на покупку телевизора или настольной игры. Это должно быть что-то
для общего пользования, чтобы ребенок чувствовал гордость за подготовку такой важной
для семьи покупки.
Воспитатель:
Ребята, как вы думаете, все ли деньги своего бюджета нужно тратить?
Дети:
Нет, остатки можно положить в копилку.
Воспитатель:
Чтобы деньги не лежали в копилке мёртвым грузом, нужно заставить их работать. И
сейчас я вам, расскажу, как это можно сделать. Банки зарабатывают проценты на хранении
денег, и договориться о том, что какой-то небольшой процент от имеющихся в «минибанке» денег будет отдаваться ему лично за работу банкиром – например, 3% или 5%. А на
что вы потратите свою прибыль, решать только вам.
Рефлексия: предоставить детям право выбора картинки эмоции, которую они
испытывают по окончании образовательной деятельности.
Ну - ка все встали в круг
За руки все взялись вдруг
Будем рядом стоять
Ручками махать
Целый час мы занимались
И немножко баловались
А теперь детвора
Отдыхать и вам пора!
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей
Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста.
Дайте ребенку знания о деньгах.
Дети растут. Рано или поздно они станут взрослыми. Какие знания и уроки они сейчас получают от Вас, именно такими они, впоследствии, и станут учениками, работниками, мужьями и женами, родителями, бабушками и дедушками. Некоторые знания особенно важны. Причем, чем в более раннем возрасте Ваши дети получат самые важные знания, тем больше ошибок им удастся избежать в зрелом возрасте.
Некоторые из этих уроков, полученных в детстве, относятся к любви, работе, жизненным ценностям. Родители, как правило, учат ребенку тому, что важно для них. Ваша задача — дать своим детям такие уроки, которые помогут им научиться быть успешными, счастливыми и продуктивными.
К сожалению, одна из наук, которой очень часто пренебрегают, это наука денег. Очень многие дети растут без навыков обращения с деньгами. То ли их родители не чувствуют себя уверенно в разговоре о деньгах, то ли они не думают, что это важно.
Деньги — это не та наука, которую надо изучать уже будучи взрослым. Последствия могут быть слишком значительными. Как пример, финансовый стресс, который может вызвать другие заболевания и расстройства. Или это может быть жизнью «от зарплаты до зарплаты» и полное отсутствие сбережений. В любом случае, у таких людей жизнь всегда труднее, чем она должна быть. На Вас, как на родителях, лежит ответственность научить ребенка быть финансово грамотным.
Что означает для ребенка быть финансово грамотным?
У финансовой грамотности есть несколько компонентов. Они включают в себя концепцию создания накоплений, постановки целей, а также концепцию, как заставлять деньги работать на себя. Финансовая грамотность помогает знать, что мгновенное удовлетворение от быстрой покупки — ничто, по сравнению с эмоциями от выполнения крупной цели.
Учить ребенка быть финансово грамотным, это значит учить его:
- Как экономить деньги.
- Насколько важно ставить финансовые цели, как долгосрочные, так и краткосрочные.
- Как инвестировать свои деньги и заставить их работать на себя.
- Как создать бюджет и распределять свои деньги, чтобы хватало на все необходимые нужды.
- Как с помощью современных технологий и систем сохранять контроль над своими деньгами.
- О том, что он единственный в мире человек, который может принимать решения о своих деньгах.
- О практике пожертвований, чтобы помочь другим нуждающимся.
- Как принять решение — потратить деньги сейчас или сохранить их для последующих нужд и покупок.
- Как работают банки.
- Как зарабатывать деньги и достигать своих финансовых целей.
Это только самая необходимая часть науки, которую Вам необходимо преподать своим детям. Некоторые из этих знаний достаточно тяжелы и требуют длительного периода для изучения и приобретения необходимых навыков. Тем не менее, если Вы отдаете свое время и энергию для обучения ребенка быть финансово грамотным, то они будут расти в уверенности о своем финансовом состоянии. Вы можете быть уверены, что они будут в состоянии выйти в мир и держаться подальше от финансовых неприятностей.
Почему так важно учить ребенка финансовой грамотности?
Как часто Вы сами испытываете стресс, связанный с деньгами? Когда Вы пытаетесь погасить ипотеку, или думаете о своем выходе на пенсию, «денежный стресс» является довольно распространенной проблемой многих людей. Вероятно, Вы уже знаете, какие шаги Вы должны были сделать и не сделали, и каких ошибок Вам стоило бы избежать. И сейчас есть хороший шанс получить надежду, что у Вашего ребенка все будет намного проще.
Есть несколько причин, почему так важно учить ребенка управлять своими деньгами.
- Чтобы он был меньше подвержен стрессу, связанному с деньгами, когда станет взрослым.
- Чтобы он имел возможность жить с комфортом.
- Чтобы он не жил с Вами, когда уже станет взрослым, только потому, что он не может позволить себе жить самостоятельно.
- Чтобы у него была лучшая жизнь, чем у Вас.
Когда нужно начинать учить ребенка финансовой грамотности?
Вы удивитесь, но Вы можете начинать учить ребенка знаниям о деньгах уже с двух лет. В то время как, если Ваш ребенок уже старше, очень важно начать его учить обращению с деньгами как можно скорее. И помните — никогда не поздно начинать.
До школы.
В дошкольном возрасте Вы можете научить ребенка самой концепции денег — иными словами, что такое деньги и зачем они нужны. Вы можете поговорить с ними о значении различных монет и бумажных денег. Вы также можете научить их тому, что деньги используются, чтобы покупать вещи. Игра в магазин является простым способом преподавания концепции денег для детей младшего возраста.
В начальной школе.
В этом возрасте самое прекрасное время, чтобы начать обучение разницы между нуждой и необходимостью. Дети могут помочь с походом в продуктовый магазин и участвовать в принятии финансовых решений. Это также отличный возраст, чтобы показать ребенку, как использовать копилку, чтобы ввести понятие карманных денег и работы за деньги. К концу начальной школы они должны понимать, что чтобы купить вещи, которые они хотят, нужно экономить деньги.
В средней школе.
В этом возрасте дети уже более чем готовы начать зарабатывать деньги. Вы можете связать карманные деньги с некоторыми работами по хозяйству или дать им возможность зарабатывать деньги по всему дому. Это также хорошее время, чтобы научить их сберегать деньги для будущего и для вещей, которые они хотят купить в ближайшем будущем. В этом возрасте ребенок может также начать изучать инвестиции и использовать для этого свои накопления.
Высшая школа.
К этому времени, Ваш ребенок должен уже узнать некоторую финансовую независимость. Будем надеяться, что они уже имели возможность работать за деньги и знают о сбережении средств для краткосрочных и долгосрочных целей. Они уже могут иметь свой инвестиционный счет и уже всерьез строить свой капитал.
После того, как Ваш ребенок поступил в колледж или в ВУЗ, пора выводить его на путь к финансовой независимости. Конечно, Вы можете платить за обучение и помогать ему, управлять своими финансами. Тем не менее, он также должен быть в состоянии обрабатывать большую часть своих финансовых решений самостоятельно.
Никогда не бывает слишком поздно, чтобы начать учить ребенка деньгам, экономии и инвестированию.
Когда стоит разговаривать с ребенком о деньгах?
Обучение ребенка деньгам, это гораздо больше, чем один разговор. Использование реальных жизненных ситуаций и примеров помогут ему понять все на практике. Они будут учиться не только из Ваших слов, но и через свои действия. Вот Вам несколько идей и возможностей, чтобы поговорить с ребенком о деньгах.
Когда он получает подарок.
Когда Ваш ребенок получает подарок на день рождения или другой праздник, это самое прекрасное время, чтобы поговорить с ним об экономии денег. Действительно, получив подарок, ребенок может отказаться от других планируемых покупок и сэкономить некоторые средства. А если это подарок деньгами, так тут сам бог велел. Вы можете помочь своему ребенку спланировать, каким образом он будет экономить и для чего он будет это делать.
Когда Вы пользуетесь банкоматом.
Банкомат — это волшебный ящик, который выдает деньги, когда Вы вводите секретный код. Как бы не так! Но дети думают именно таким образом! И Вам нужно обязательно поговорить с ними о том, что такое банкомат и как он работает. Это отличная возможность поговорить о заработке, экономии и принятии решений о расходах.
В магазине.
Берите ребенка с собой в походы по магазинам. Это идеальная возможность объяснить ему о составлении бюджета. Расскажите о том, что различные вещи стоят различные суммы. Вы даже можете попросить ребенка помочь Вам сравнить цены и найти самый дешевый вариант.
Оплата счетов и квитанций.
Оплата квитанций, вероятно, не то, что Вы обычно делаете вместе с Вашим ребенком. Тем не менее, это хорошая возможность поговорить с ним о финансовых вещах, которые он принимает, как само собой разумеющееся. Можно говорить о работе и обязанностях, и о том, как Вы оплачиваете эти расходы каждый месяц.
Это также хорошая возможность для разговора с ребенком о различных способах экономии денег, почему это важно и для чего это стоит делать. Например, можете рассказать о том, что нужно выключать свет, когда он покидает свою комнату, это приводит к экономии энергии, а сэкономленные деньги можно будет потратить во время семейного отпуска.
Начинайте учить своих детей финансовой грамотности как можно раньше, в каком бы возрасте они сейчас не были. Чем раньше они узнают эту науку, тем проще им будет принять эти знания в своей голове и использовать их в своей будущей жизни.