Адаптированное обучение биологии

Пономарева Екатерина Геннадьевна

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Нарисуй снежинку. Определи, какая вода в снежинке?_________________________



Предварительный просмотр:



Предварительный просмотр:

МЛЕКОПИТАЮЩИЕ СУШИ



Предварительный просмотр:

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4. Кто из домашних животных у тебя проживает дома? Напиши

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5.Зарисуй своего домашнего питомца. Как его зовут?



Предварительный просмотр:



Предварительный просмотр:



Предварительный просмотр:



Предварительный просмотр:



Предварительный просмотр:



Предварительный просмотр:

6 класс ОВЗ

Входная контрольная работа в форме теста

ВАРИАНТ 1

  Выберите один верный ответ:

1. Наука о растениях называется:

а)ботаника;        б)   биология;       в)  зоология.

2. Ядро отсутствует в клетках

а)растений;      б)простейших;     в) грибов;    г) бактерий.

 3.  Зелёный пигмент хлорофилл находится в клетках

а)амёб;     б) растений;   в) грибов;     г) крокодилов.

4. В природном сообществе растения обычно выполняют функцию

а)потребителя;    б)производителя;     в)разлагателя;     г)хищника.

5.  Самое бедное разнообразие живых организмов свойственно

а) Африке;     б)Австралии;      в)Антарктиде;     г)Евразии.

6. У Покрытосеменных растений появился орган:

а) корень;            б)  цветок;         в) листья.

7. К голосеменным растениям не относится:

а) сосна;            б)  ель;         в) береза.

8. Растение, которое цветет и дает плоды с семенами в первый год жизни,

называется:

а) двулетним;            б)  однолетним;         в) многолетним.

9. К травам относится:

а) сосна;            б)  ромашка;         в) сирень.

10. Самый близкий предок современного человека – это

     а)неандерталец        б)австралопитек     в)кроманьонец     г)человек разумный

ВАРИАНТ 2

 Выберите один верный ответ:

1. Наука о живых организмах называется:

а)ботаника;        б)   биология;       в)  зоология.

2.Важнейшая часть клетке в которой хранится наследственная информация

а)ядро;       б)вакуоль;     в)оболочка;        г)пластиды.

3.   Зелёный пигмент хлорофилл находится в клетках

а)амёб ;    б) растений;   в) грибов;     г) крокодилов.

4. В природном сообществе растения обычно выполняют функцию

а) разлагателя;     б)производителя;     в) потребителя;    г)хищника.

5.  Самое бедное разнообразие живых организмов свойственно

а) Африке;     б)Австралии;      в)Евразии;     г)Антарктиды.

6. К покрытосеменным относится:

а)   ель;             б)   груша;                в)   сфагнум.

7. К покрытосеменным растениям не относится:

а) хвощи;            б)  яблоня;         в) береза.

8. Растение, которое цветет и дает плоды с семенами 2 раза в жизни,

называется:

а) двулетним;            б)  однолетним;         в) многолетним.

9. К кустарникам относится:

а) сосна;            б)  ромашка;         в) сирень.

10. Что образуется в плодах покрытосеменных:

а) семена;            б)  споры;         в) цветы.

6 класс ОВЗ

Критерии оценки заданий по биологии для классов ОВЗ

Коэффициент К%

Уровень

Оценка

85-100

высокий

5

68-84

повышенный

4

30-67

базовый

3

Менее 30

ниже базового

2

Входная контрольная работа в форме теста

Критерии оценки выполнения каждого задания

Баллы

1-10.

Выбор одного верного ответа из четырёх. За каждый верный ответ 1 балл.

1

                                                                      Максимальный балл

10

                                                                                            Итого

10

Отметка по пятибалльной системе оценивания

«2»

«3»

«4»

«5»

Первичный балл

0-3

3-6

7-8

9-10

Ответы:

Вариант 1

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

а

г

б

б

в

б

в

б

в

а

Вариант 2

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

б

а

б

б

г

б

а

а

в

а

6 класс ОВЗ

Итоговая контрольная работа в форме теста

ВАРИАНТ 1

Выберите один верный ответ:

1. Для минерального питания растения  поглощают:

а) минеральные вещества, растворенные в воде;      

б) газообразные вещества;

в) органические вещества из листа;

г) твердые вещества из почвы.

2. Давление, поднимающее воду по стеблю в органы растения, называется:

а) корневым;                                                        б) стеблевым;

в) листовым;                                                          г) водяным

3. Дыхание растениям необходимо для:

а) получения энергии.                                  б) газообмена;

в) минерального питания;                            г)  осуществления фотосинтеза;  

4. Органические вещества из листьев оттекают по:

а)  ситовидным трубкам луба ;                                   б) клеткам камбия;

в) клеткам сердцевины;                                              г) сосудам древесины .

5. Подвижные гаметы у растений называются:

а)  сперматозоиды;                                     б) яйцеклетки;

в) вакуоль;                                                  г) центральные крупные клетки.

6.  Как называется размножение с помощью клубней?

а) споровое;                                                           б) вегетативное;

в) семенное;                                                           г) половое.

7. Какую функцию не выполняет корень?

а) закрепляет растение в почве;    

б) всасывает воду и минеральные соли из почвы;

в) откладывает в запас питательные вещества;    

г) образует органические вещества из неорганических.

8. Главные части цветка:

а) лепестки венчика;                                              б) пестик и тычинки;

в) чашелистики;                                                      г) цветоложе.

9. Стержневая корневая система имеет хорошо развитый:

а) главный  корень,                                           б) придаточные корни

в) боковые корни;                                             г) корневище

.10. Какую функцию имеет кожица листа?

а) защитную;            б)проводящую;     в) питательную;   г)дыхательную

ВАРИАНТ 2

Выберите один верный ответ:

1. Для осуществления фотосинтеза растениям необходимы:

а) вода, кислород;                                б) вода, углекислый газ, кислород;

в) вода, углекислый газ;                      г) вода, органические вещества.

2. Благодаря чему вода передвигается по растению:

а) дыханию;                                                        б) только испарению

в) корневому давлению и испарению;             г) фотосинтезу.

3. Растения дышат:

а)   углекислым газом;                                                  б) азотом;

в)   кислородом;                                                            г) водородом.

4. Вода с минеральными веществами передвигается по:

а) сосудам древесины;                                        б) клеткам камбия;

в) клеткам сердцевины;                                       г) ситовидным трубкам луба;  

5. Какие гаметы находятся в завязи пестика у растений ?

а) спермии;                                                   б) яйцеклетки;

в) сперматозоиды;                                        г)вакуоль.

6.  Как называется размножение с помощью черенков?

а) споровое;                                                            б) семенное;

в) вегетативное;                                                      г) половое.

7. Для размножения нет необходимости в воде у:

а) мхов ;                                     б) голосеменных;

в) папоротников;                       г) водорослей

8. Какую функцию не выполняет лист?

а) фотосинтез;                                                б) газообмен;

в) испарение воды;                                         г) запас питательных веществ

 9. Семена развиваются из:

а) околоцветника;                                                   б) семязачатка;

в) завязи пестика;                                                    г) пыльника.

10. Какую функцию выполняют проводящие пучки листа?

а)защитную;     б) дыхательную      в) проводящую;   г)питательную.

6 класс ОВЗ

Критерии оценки заданий по биологии для классов ОВЗ

Коэффициент К%

Уровень

Оценка

85-100

высокий

5

68-84

повышенный

4

30-67

базовый

3

Менее 30

ниже базового

2

Итоговая контрольная работа в форме теста

Критерии оценки выполнения каждого задания

Баллы

1-10.

Выбор одного верного ответа из четырёх. За каждый верный ответ 1 балл.

1

                                                                      Максимальный балл

10

                                                                                            Итого

10

Отметка по пятибалльной системе оценивания

«2»

«3»

«4»

«5»

Первичный балл

0-3

3-6

7-8

9-10

Ответы:

1 вариант

2 вариант

1. а

1. в

2. а

2. в

3. б

3. в

4. а

4. а

5. а

5. б

6. б

6. в

7. г

7. б

8. б

8. г

9. а

9. б

10. а

10.в



Предварительный просмотр:

Карточка по теме:  «Система органов пищеварения»

Задание 1.

Из предложенного списка органов выберите те,  которые относятся  к пищеварительной системе: глотка, гортань, трахея, пищевод, сердце, желудок, кишечник, легкие, печень,  поджелудочная железа.

Задание 2.

        Допишите предложение:

Пищеварительная система состоит из__________________________________

__________________________________________________________________.

Карточка по теме:  «Система органов пищеварения»

Задание 1.

Из предложенного списка органов выберите те,  которые относятся  к пищеварительной системе: глотка, гортань, трахея, пищевод, сердце, желудок, кишечник, легкие, печень,  поджелудочная железа.

Задание 2.

        Допишите предложение:

Пищеварительная система состоит из__________________________________

__________________________________________________________________.

            Проверочная работа по теме:  Живая и неживая природа.

6 класс

  1. Заполните таблицу.

Неживые тела

Живые тела

Названия тел природы для заполнения таблицы: белка, ворона, глина, вода, муха, воздух, береза,  камень, Солнце, Луна, лягушка, песчинка, одуванчик, оса.

  1. Прочитайте названия тел и подчеркните одной чертой названия тел природы, а двумя чертами – названия тел, сделанных человеком:

песок,  графин,  стакан,  ложка,  Луна,  вода,  кирпич,  камень, лед, проволока.

  1. Заполните таблицу.

Твердые тела

Жидкие тела

Газообразные тела

Названия тел для заполнения таблицы:  вода,  нефть, молоко, глина, водяной пар, керосин, песок, воздух, лед,  кислород, водопровод, камень.

  1. Напишите, какие  явления неживой природы можно наблюдать осенью.

Осенью часто____________дождь. Солнце редко_______________ сквозь облака. Дует____________________ветер.

Какие еще явления бывают в природе?____________________________________________________________________________________________________________________________

Карточка по теме:  Многообразие растений

7 класс

 Задание:  заполните таблицу.

Деревья

Кустарники

Травы

1.

2.

3.

4.

5.

Карточка по теме: Значение растений в жизни человека

7 класс

Задание: заполните таблицу.

Значение растений

Название растений

Растения, употребляемые в пищу человеком и идущие на корм скоту

Лекарственные растения

Декоративные растения

Растения, используемые для получения тканей

Растения, у которых используется древесина

 

                                            Тест по теме:  Насекомые.

8 класс

Если правильно то ставите «+», если нет «-».

1.Насекомые –беспозвоночные животные.

2.У всех насекомых есть крылья и они летают.

3.Насекомых можно встретить в разных местах: в лесу, на лугах, водоемах,  и даже в жилье человека.

4.Тело насекомых состоит из головы, груди и брюшка

5. Все насекомые –дикие.

6. С помощью глаз насекомые различают запахи.

7.По бокам брюшка расположены дыхальца.

8. Все насекомые приносят пользу человеку.

9.Птицы питаются гусеницами бабочки-капустницы.

10.Все насекомые в природе полезны.

       

Тест по теме: Строение однодольных и двудольных растений.

7 класс

Если правильно то ставите «+», если нет «-»

1.Все семена имеют по две семядоли.

2. Семена растений, имеющую одну семядолю, называются двудольными.

3. В семени  двудольных растений две семядоли.

4. Снаружи семя покрыто корой.

5.Семядоля – часть зародыша.

6.Семенная кожура выполняет защитную роль.

7.Семенная кожура это часть зародыша.

8.Семена однодольных растений содержат одну семядолю.

9.Зародыш семени двудольных растений содержат 2 семядоли, корешок,  стебелек, почечки.

10. У зерновки пшеницы семенная кожура легко снимается.

                                               Тест по теме: Птицы

8 класс

Игра «Верно ли утверждение».  Если правильно то ставите «+», если нет «-»

1.Группа животных, тело которых покрыто  перьями – птицы.

2.Различают перья контурные и пуховые.

3.Различают перья контурные, пуховые, контурно-кроющие.

4.У каждой птицы есть голова, шея, туловище, плавники.

5. У каждой птицы есть голова, шея, туловище, пара конечностей.

6. Перья защищают тела птицы от охлаждения, от повреждения о различные предметы.

7.Клюв – это орган захвата и удержания добычи.

8.Птицы плохо слышат.

9.Птицы хорошо слышат и хорошо видят.

10.Птицы могут повернуть голову в любую сторону.

                           Тест по теме:  Органы. Системы органов

9 класс

Игра «Верно ли утверждение».  

Если правильно то ставите «+», если нет «-»

1.Тело человека покрыто кожей.

2.Опорно-двигательная система состоит из кожи и слизистой оболочки.

3.Каждый орган имеет свою форму, строение и расположение.

4.Опорно-двигательная система защищает внутренние органы, позволяет человеку двигаться.

5.Кровеносная система снабжает все органы кислородом и питательными веществами и забирает от них углекислый газ.

6.Дыхательная система состоит из сердце и кровеносных сосудов.

7.С помощью  пищеварительной системы пища поступает в организм.

8. Главные органы выделительной системы – легкие.

9.Нервная система состоит из головного и спинного мозга.

10.Все части  организма связаны  между собой и работают согласованно.

Тест по теме: Состав крови.

9 класс

Игра «Верно ли утверждение».   Учитель читает утверждения, а учащиеся  ставят «+» если верно, «-»  если  утверждение не верно).

1.Кровь состоит из плазмы и клеток.

2.Кровь связывает все органы между собой.

3.Кровь участвует в дыхание человека.

4.Кровь разносит по организмам питательные вещества, а вредные  вещества доставляет к органам выделения.

5.Белые кровяные клетки – это эритроциты.

6.Белые  кровяные клетки защищает организм от вредных микробов.

7.Красные  кровяные клетки –лейкоциты.

8.Красные кровяные клетки содержат гемоглобин и переносят кислород.

9.Кровяные пластинки участвуют в свертывании крови.

10.Кровяные пластинки выполняют защитную функцию, уничтожают микробы.

Карточка по теме: Значение корня в жизни растения

Выпиши  номера предложений, в которых говорится о значении корня

1. Укрепляет растения в почве.

2. Поглощает из почвы воду и минеральные соли.

3. Держит на себе листья и плоды с семенами

4. Участвует в дыхании растения

5. Накапливает питательные вещества

6. Участвует в размножении  растений

____________________________________________________________

Карточка по теме: Значение корня в жизни растения

Выпиши  номера предложений, в которых говорится о значении корня

1. Укрепляет растения в почве.

2. Поглощает из почвы воду и минеральные соли.

3. Держит на себе листья и плоды с семенами.

4. Участвует в дыхании растения

5. Накапливает питательные вещества

6. Участвует в размножении  растений.

Карточка по теме: Значение корня в жизни растения

Выпиши  номера предложений, в которых говорится о значении корня

1. Укрепляет растения в почве.

2. Поглощает из почвы воду и минеральные соли.

3. Держит на себе листья и плоды с семенами.

4. Участвует в дыхании растения

5. Накапливает питательные вещества

6. Участвует в размножении  растений.

Карточка по теме:  Значение крови.

Выпиши  номера предложений, в которых говорится о значении крови.

1.Доставляет  кислород и питательные вещества.

2.Обеспечивает движение и опору тела.

3.Регулирует температуру тела.

4.Обеспечивает дыхательные движения.

5.Забирает углекислый газ и вредные вещества от всех органов.

6.Защищает организм от микробов.

_______________________________________________________________

Карточка по теме:  Значение крови.

Выпиши  номера предложений, в которых говорится о значении крови.

1.Доставляет  кислород и питательные вещества.

2.Обеспечивает движение и опору тела.

3.Регулирует температуру тела.

4.Обеспечивает дыхательные движения.

5.Забирает углекислый газ и вредные вещества от всех органов.

6.Защищает организм от микробов.

_____________________________________________________________

Карточка по теме:  Значение крови.

Выпиши  номера предложений, в которых говорится о значении крови.

1.Доставляет  кислород и питательные вещества.

2.Обеспечивает движение и опору тела.

3.Регулирует температуру тела.

4.Обеспечивает дыхательные движения.

5.Забирает углекислый газ и вредные вещества от всех органов.

6.Защищает организм от микробов.

Карточка по теме:  Простые и сложные листья.

Заполните таблицу.

Название растения

Простой лист или сложный

Яблоня

Тополь

Сирень

Рябина

Земляника

Кукуруза

Морковь

Береза

__________________________________________________________________

Карточка по теме:  Простые и сложные листья.

Заполните таблицу.

Название растения

Простой лист или сложный

Яблоня

Тополь

Сирень

Рябина

Земляника

Кукуруза

Морковь

Береза

Карточка по теме:

Образование питательных веществ в листьях на свету.

7 класс

  1. Выпиши предложения, в которых говорится об условиях, необходимых для образования питательных веществ в листьях.

а). Углекислый газ из воздуха

б). Вода от  корня.

в). Солнечный свет.

г). Зеленое вещество листа.

д). Кислород

         2.Допиши вместо  точек недостающие слова в предложении.

Питательные вещества образуются в зеленых листьях  растений из углекислого газа и_________________________________________

под действием____________________________________________ .

__________________________________________________________________

Карточка по теме:

Образование питательных веществ в листьях на свету.

  1. Выпиши предложения, в которых говорится об условиях, необходимых для образования питательных веществ в листьях.

а). Углекислый газ из воздуха

б). Вода от  корня.

в). Солнечный свет.

г). Зеленое вещество листа.

д). Кислород

         2.Допиши вместо  точек недостающие слова в предложении.

Питательные вещества образуются в зеленых листьях  растений из углекислого газа и_________________________________________

под действием____________________________________________ .

Карточка по теме:

Значение стебля в жизни растений.

7 класс

Найди  две ошибки в тексте. Вычеркни предложения, которые неправильно характеризуют значение стебля.

Стебель соединяет корень с листьями.

Стебель является опорой для листьев и плодов.

По стеблю передвигаются вода, минеральные соли и органические      

вещества.

Стебель  участвует в дыхании  растений.

Растения размножаются с помощью стебля.

В стебле откладываются питательные вещества в запас.

В стебле образуются питательные вещества.

Стебель поглощает углекислый газ

_________________________________________________________________

Карточка по теме:

Значение стебля в жизни растений.

Найди  две ошибки в тексте. Вычеркни предложения, которые неправильно характеризуют значение стебля.

Стебель соединяет корень с листьями.

Стебель является опорой для листьев и плодов.

По стеблю передвигаются вода, минеральные соли и органические      

вещества.

Стебель  участвует в дыхании  растений.

Растения размножаются с помощью стебля.

В стебле откладываются питательные вещества в запас.

В стебле образуются питательные вещества.

Стебель поглощает углекислый газ.



Предварительный просмотр:

Особенности работы на уроках биологии с учащимися, имеющими особые образовательные потребности

В федеральном законеот 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 06.02.2020) "Об образовании в Российской Федерации" встатье 5 говорится о праве каждого человека на образование. Для этого создаются необходимые условия для получения без дискриминации качественного образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, для коррекции нарушений развития и социальной адаптации, оказания ранней коррекционной помощи.[7]

В сфере образования формируется новый социальный заказ на инклюзивное образование ребенка. Это форма обучения, при которой учащиеся с ОВЗ посещают те же школы, что и их нормально развивающиеся сверстники; имеют индивидуальные, соответствующие их потребностям и возможностям учебные цели и обеспечиваются необходимой поддержкой. [1]

Деятельность каждого педагога, работающего в общеобразовательном учреждении, подчинена главной цели: создание особых условий для оптимизации психического и физического развития детей с ограниченными возможностями здоровья. Необходимо осуществить наиболее полную реабилитацию личности обучающегося с ОВЗ и помочь успешной адаптации его в социуме.

Подход к ученику, который находится в центре процесса обучения, базирующийся на уважении к его мнению, на побуждении к активности, на поощрении к творчеству, хорошо известен из работ таких знаменитых педагогов, как Л. Выготский, В. Шаталов, П. Гальперин, В. Дьяченко.

В настоящее время личностно-ориентированный подход лежит в основе преподавании биологии. Подход к с учетом их личных особенностей (возрастных, физических, психологических, интеллектуальных).В процессе обучения используются методы, активизирующие познавательную и практическую деятельность обучающихся, формирующих необходимые учебные навыки. Для активизации познавательной деятельности создаётся ситуация успеха на уроке, формирующая у учащихся интерес и мотивацию к обучению, позволяющая ученикам проявлять инициативу, самостоятельно искать способы решения различных задач, поддерживать психологическое здоровье учеников, положительную атмосферу в классе. Постоянное поощрение за малейшие успехи, своевременная и тактическая помощь каждому ребёнку, развивает в них веру в собственные силы и возможности.

На первом этапе урока, для мотивации урока использую притчи, загадки, ребусы, стихотворения, интересный материал по изучаемой теме. Наглядность является необходимым средством образовательного процесса на всех этапах обучения. К.Д.Ушинский писал: «Учите ребенка каким-нибудь пяти неизвестным ему словам, и он долго и напрасно будет мучиться над ними; но свяжите с картинками двадцать таких слов, и ребёнок усвоит их на лету». Наглядные пособия необходимы для детей с ОВЗ, они могут служить опорой для создания связей между явлениями, фактами, недоступных непосредственному наблюдению. В связи с этим на уроках биологии используются разнообразные наглядные пособия: муляжи «овощей и фрукты», «плодовые тела шляпочных грибов», разнообразные коллекции растений и животных, таблицы, схемы.

Практическая направленность в биологии всегда играет важную роль в подготовке обучающихся.  Самые достоверные знания учащиеся приобретают при выполнении лабораторных и практических работ.Лабораторные, практические работы организуют детей, учат их работать самостоятельно, выполнять инструкцию, обобщать, развивает практические навыки и умения, активизирует деятельность на уроке с использованием их жизненного опыта. Для детей с ОВЗ это является основой, фундаментом, для последующего обучения.  Бернард Шоу писал, что «Единственный путь, ведущий к знанию – это деятельность».  Часто обучающиеся запоминают только то, над чем потрудились их руки. Если учащийся что-то рисовал, чертил, конструировал объекты живой природы, вырезал или закрашивал, то это что-то само по себе становится опорой для его памяти. В этих условиях познавательная деятельность представляет собой само движение. В результате такой работы новые знания не поступают извне в виде информации, а являются внутренним продуктом практической деятельности самих обучающихся.

Для облегчения работы учащихся с ОВЗ, использую задания с опорой на образец, то есть заданий репродуктивного характера. Это могут быть задания по заполнению схем, обозначению на рисунках частей, объектов. Это значительно облегчает работу учащихся, которым трудно словесно (устно или письменно) оформить свой ответ.

Использую учебно-познавательные тексты во всех классах по пройденным темам.  С 5 класса учащиеся учатся составлять план ответа по прочитанному параграфу. При опросе задаю наводящие вопросы, помогающие последовательно излагать материал.

Опыт показывает, что наиболее эффективно в активизации мыслительных процессов помогает игровая деятельность.  В игре раскрываются творческие способности личности. В.А. Сухомлинский говорил: «Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития», а В.Ф. Шаталов утверждал, что «в играх и в труде, в задорных выдумках проявляются характеры и способности детей». Включаю на разных этапах урока игровые моменты. На этапе осмысления и развития использую приём «правильные - неправильные суждения», «кто (что) здесь лишний», «верите ли вы?», «биологическое лото», «найти ошибки в тексте» и др.

Использование информационно-коммуникативных технологий даёт возможность увидеть, услышать, заинтересовать учащихся, поэтому особое место в моей практике занимает обучение с применением презентаций Microsoft Power Point, которые всегда очень тщательно составляю: подбираю наиболее важный для запоминания материал, использую красочное оформление, разнообразные схемы, рисунки, фотографии, видеосюжеты, звуки природы, словом всё то, что может привлечь внимание ребенка, пробудить в нем интерес к изучаемой теме.

Для укрепления метапредметныхумений использую приемы технологии развития критического мышления: при чтении определённого текста, учащиеся оценивают его знаками: «v»-уже знал, «+»- новое, «-» думал иначе, «?»- есть вопросы. Главным положительным моментом является   способность читать информацию, понимать её, объяснять.

С целью эффективного усвоения учебного материала учащимися необходимо многократное, поэтапное повторение, частое обращение к «старым» знаниями. Задания на повторение необходимы на каждом этапе урока. Например, повторение как материала, изученного недавно, так и ранее изученного материала (например, при изучении строения кровеносной системы в 8классе вспоминаем материал 7класса: у кого впервые появилась, какого строение было, как изменялось и др.).

Обязательной частью урока является проведениефизминуток, с целью профилактики нарушения здоровья, снятия напряжения, познавательной целью (тематические), например, при изучении темы «Грибы. Характеристика царства» проверяю усвоение признаков характерных для растений, животных, специфические черты царства: хлопанье в ладоши, топаньем ног, приседанием и т.д.  

Контрольные и проверочные работы дифференцирую по объему, сложности т.к. обучающиеся в классах с разным темпом работы.  С критериями оценивания на каждое задание или определенного блока. Каждый ученики индивидуально выбирают с какой часть заданий они могут справиться. Выбирают чаще всего уровень выше, стараются выполнить его.  После таких работ выполняем работу над ошибками, письменно, устно. Отмечаю положительные моменты и типичные затруднения, указываю способы их устранения.  Даю время для самостоятельного устранения ошибки и поиска ответа в учебнике, тетради.

Домашние задания подбираю по объему, по трудности усвоения материала, чтобы не было перегрузки для учащихся. Даю творческие задания. Задания по уровням, ученики самостоятельно выбирают, то что они в силах выполнить самостоятельно, например,

1. Прочитать текст, составить план параграфа и ответить на вопросы. (это задание обязательно для всех учащихся)

2. Составить схему или таблицу по прочитанному тексту.

3. Сделать сообщение о интересных фактах по данной теме

4.Составить сказку, например, о движении капельки воды по растению и др.

Для активизации мыслительной деятельности учащихся, на уроках биологии важно использовать разнообразные формы и приемы, учитывая индивидуальные особенности учащихся. При правильной организации учебно-воспитательного процесса наблюдается успешное включение учащихся в учебный процесс.

Федотова Н.В.

Используемая литература:

1. Бекшаев И.А. Особенности преподавания биологии в школе для лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) / Современные педагогические технологии в преподавании предметов естественно-математического цикла. – Сб. статей: – Ульяновск: УлГПУ им. И.Н. Ульянова, 2017. – с. 26–28.

2.Осмоловская И.М. Дифференциация процесса обучения в современной школе / Осмоловская И.М. – Москва: Издательство московского психолого-социального института, 2004 г. – 160 с.

3.  Кукушин В.С. Теория и методика обучения.-Ростов н/Д.: Феникс, 2005. (218)

4. Притула М.Г. Сборник «Методические рекомендации по применению коррекционно-развивающих упражнений и игр в учебном процессе с детьми с ОВЗ» / Югорск, 2014 – 12 с.

5. Староверова М.С. Инклюзивное образование. Настольная книга педагога, работающего с детьми с ОВЗ: Методическое пособие [Текст] – М.: издательский центр Владос, 2011 – 167 с.

6.Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ от 29 декабря 2012 года [Текст].

7. Федеральный справочник. Статистика инклюзивного и специального образования. М.: Общее образование в России, 2016 – с. 162-176.