Готовимся к ОГЭ по биологии

Пономарева Екатерина Геннадьевна

Тренировочные задания для подготовке к ОГЭ

Скачать:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

ОГЭ ПО БИОЛОГИИ

Вариант 2

1. На графике изображена электрокардиограмма пациента.

https://bio-oge.sdamgia.ru/get_file?id=21222

Какое свойство живых систем он иллюстрирует?

2. Какой органоид вырабатывает энергию, используемую клетками?

 1) вакуоль 2) митохондрия 3) ядро 4) комплекс Гольджи

3. Каково отличие низших грибов от высших?

1) У них мицелий разделён на отдельные клетки. 2) Они не образуют плодовое тело. 3) У них клетки не имеют клеточной стенки.  4) Они бывают только паразитами.

4. Из спор зелёного мха кукушкина льна развивается(-ются)

 1) заросток в виде зелёной пластины  2) предросток в виде зелёных нитей 3) растения с листьями

4) семена будущего растения

5. У каких животных впервые в ходе эволюции появилась полость тела?

 1) Кишечнополостные  2) Плоские черви 3) Круглые черви 4) Кольчатые черви

6. Современный человек — это прямой потомок

 1) кроманьонцев  2) неандертальцев 3) синантропов 4) питекантропов

7. В каких процессах организма человека участвует тимус (вилочковая железа)?

 1) регуляция водно-солевого обмена 2) регуляция менструального цикла 3) переваривание липидов

4) выработка лимфоцитов

8. К скелету свободной верхней конечности относят

 1) плюсну  2) лучевую кость 3) грудину 4) ключицу

9. Пётр уже 3 минуты сидит в парилке, температура в которой 90°С. Какая температура у Петра в брюшной полости?

 1) около 37°С  2) выше 37°С, но ниже 42°С  3) между 37°С и 90°С  4) почти 90°С

10. Чем обеспечивается движение крови по сосудам?

 1) большой разветвлённостью сосудов  2) разностью давления в артериях и венах 3) разной скоростью движения крови по сосудам 4) работой створчатых клапанов сердца

11. Выберите верное утверждение.

 1) в двенадцатиперстной кишке расщепляются только липиды и углеводы

2) в двенадцатиперстной кишке происходит расщепление только белков

3) в двенадцатиперстной кишке происходит расщепление всех пищевых веществ

4) в двенадцатиперстной кишке расщепляются только углеводы

12. Что происходит в организме человека при нахождении в течение нескольких часов на холоде?

 1) усиление потоотделения  2) усиление энергетического обмена 3) накапливание жиров

4) расширение кровеносных сосудов

13. В глазном яблоке человека за роговицей сразу следует

 1) стекловидное тело  2) передняя камера 3) хрусталик 4) сетчатка

14. В XIX в. И.М. Сеченов сказал, что: «Человек без… остался бы вечно в положении новорождённого». Какой термин из предложенных следует поставить на место пропуска?

 1) характер  2) память   3) эмоция 4) потребность

15.Людям, заболевшим дифтерией, назначают: 1) болеутоляющие средства 2) ослабленную вакцину 3) лечебную сыворотку 4) промывание желудка

16. Фактор, который ограничивает распространение земноводных, — это

 1) освещённость 2) концентрация кислорода в воздухе  3) атмосферное давление

4) влажность воздуха

17. Наиболее вероятными предками пресмыкающихся были древние

 1) Кистепёрые рыбы  2) Млекопитающие  3) Земноводные 4) Двоякодышащие рыбы

18. Между объектами и процессами, указанными в столбцах приведённой ниже таблицы, имеется определённая связь:

 

Объект

Процесс

тРНК

Перенос аминокислот к месту сборки

иРНК

...

 

 Какое понятие следует вписать на место пропуска в этой таблице?

 1) обеспечение клеток энергией  2) образование рибосом в клетке 3) перенос информации к рибосомам

4) регуляция роста и деления клеток.

19. Верны ли следующие суждения о мышечных тканях человека?

 А. Поперечнополосатая скелетная мышечная ткань состоит из одноядерных веретеновидных клеток.

Б. Гладкая мышечная ткань сокращается медленно и непроизвольно.

 1) верно только А  2) верно только Б

3) верны оба суждения  4) оба суждения неверны

20. Изучите график зависимости массы головного мозга у людей от возраста (по оси х отложен возраст (годы), а по оси у — масса головного мозга (в г)).

https://bio-oge.sdamgia.ru/get_file?id=21230

Какие два из приведённых ниже описаний наиболее точно характеризуют данную зависимость в указанном диапазоне возрастов?

 1) Масса мозга человека достигает определённых размеров и больше не изменяется.

2) До 20 лет мозг растёт равномерно, затем скорость роста снижается.

3) После 60 лет масса мозга снижается из-за гибели клеток мозга.

4) От 20 до 60 лет масса мозга у человека не меняется.

5) Наиболее интенсивный рост массы мозга наблюдается в раннем детстве.

21. Какие из перечисленных органов растений являются видоизменёнными корнями? Выберите три органа растений из шести и запишите цифры, под которыми они указаны.

 1) кочан капусты  2) микориза осины 3) корнеплод свёклы 4) луковица тюльпана 5) клубеньки клевера

6) клубень картофеля

22. Какие органические вещества в организме человека могут выполнять энергетическую функцию? Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны.

 1) гликоген  2) нуклеиновая кислота 3) глюкоза 4) липид 5) витамин А 6) сульфат натрия

23. Установите соответствие между растением и типом подземного побега, характерного для этого растения. Для этого к каждому элементу первого столбца подберите позицию из второго столбца. Впишите в таблицу цифры выбранных ответов.

                             РАСТЕНИЕ                       

ТИП ПОДЗЕМНОГО ПОБЕГА

A) папоротник щитовник мужской

1) корневище

Б) лилия тигровая

2) луковица

В) ландыш майский

Г) лук репчатый

Д) крапива двудомная   

Е) тюльпан лесной   

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

А

Б

В

Г

Д

Е

 

 

 

 

 

 

24. Расположите пункты инструкции по приготовлению препарата кожицы лука в правильном порядке, начиная с подготовки предметного стекла. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.

 1) Положите кусочек плёнки в каплю воды на предметном стекле.

2) С мясистой чешуи оторвите иголкой кусочек поверхностной плёнки пинцетом.

3) Пипеткой капните каплю слабого раствора йода на предметное стекло.

4) Накройте покровным стеклом.

5) Очистите луковицу, разрежьте её вдоль.

6) Осторожно расправьте кожицу препаровальной иглой.

25. Вставьте в текст «Дыхательная система членистоногих» пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр (по тексту) впишите в приведённую ниже таблицу.

 ДЫХАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА ЧЛЕНИСТОНОГИХ

Речной рак дышит при помощи жабр. Растворённый в воде кислород проникает через тонкие стенки жабр в ___________ (А). У паука-крестовика имеются ___________ (Б) и два пучка трахей, которые сообщаются с внешней средой через ___________ (В). При дыхании насекомых с помощью ___________ (Г) кровь не участвует в переносе кислорода и углекислого газа и транспортирует только питательные вещества.

 ПЕРЕЧЕНЬ ТЕРМИНОВ:

1) внешняя среда

2) кровь

3) полость тела

4) лёгочные мешки

5) трахея

6) жабра

7) дыхательное отверстие

8) ротовое отверстие

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

А

Б

В

Г

 

 

 

 

26. Рассмотрите фотографию собаки породы хортая борзая. Выберите характеристики, соответствующие её внешнему строению, по следующему плану: окрас собаки, форма головы, форма ушей, положение шеи, форма хвоста. При выполнении работы используйте линейку и карандаш.https://bio-oge.sdamgia.ru/get_file?id=476А. Окрасhttps://bio-oge.sdamgia.ru/get_file?id=208

Б. Форма головыhttps://bio-oge.sdamgia.ru/get_file?id=209

В. Форма ушейhttps://bio-oge.sdamgia.ru/get_file?id=376

Г. Положение шеи (пунктирная линия, образующая угол с горизонтальной плоскостью, параллельна задней поверхности шеи и проходит через глаз)https://bio-oge.sdamgia.ru/get_file?id=211

Д. Форма хвостаhttps://bio-oge.sdamgia.ru/get_file?id=229

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

А

Б

В

Г

Д

 

 

 

 

 

27. Рассмотрите рисунок с изображением прибора, использованного в XVII веке. Прообразом какого современного прибора была приведённая на рисунке конструкция? Что было открыто Р. Гуком с помощью данного прибора?

https://bio-oge.sdamgia.ru/get_file?id=21236

28. Используя содержание текста «Семя», ответьте на вопросы.

 1) Каковы функции семенной кожуры? 2) Чем образована обязательная часть семени? 3) Назовите обязательные условия прорастания семян.

СЕМЯ

 

Семя представляет собой зачаточный растительный организм в эмбриональной стадии. Главными частями семени являются семенная кожура и зародыш.

Кожура семени представляет собой видоизменённые покровы семязачатка. Она защищает семена от высыхания, преждевременного прорастания, возможных механических повреждений, способствует распространению семян за счёт дополнительных образований – шипиков, зацепок, крючков. Кожура может быть деревянистой, например у сосны сибирской, финиковой пальмы; плёнчатой (у злаков) или кожистой (горох, фасоль).

Зародыш семени развивается из оплодотворённой яйцеклетки. Из зародыша развивается новое растение, поэтому в нём различают почечку, зародышевый корешок и семядоли – зародышевые листья. Семядолей может быть разное количество: у хвойных – от 6 до 12, у покрытосеменных – либо одна, либо две. Хотя иногда число семядолей у двудольных растений может

быть увеличено до 3–5 или уменьшено до 1 (лютиковые, зонтичные). Вместе с тем в процессе эмбрионального развития в семени этих растений сначала закладываются две семядоли, а лишь затем их число изменяется.

Третьей, но необязательной частью семени является эндосперм – запасающая ткань. Он развивается из оплодотворённой центральной клетки. В процессе своего развития зародыш может потреблять эндосперм ещё в период эмбриональной закладки органов. В этом случае запас питательных веществ накапливается в семядолях или же в особой части семяпочки – перисперме. Тогда говорят о семени без эндосперма. В других случаях эндосперм и зародыш в семени развиваются независимо друг от друга. Тогда запасная ткань откладывается отдельным элементом и расходуется только в период прорастания. Такие семена именуют семенами с эндоспермом.

29. Существует множество факторов, влияющих на эффективность фотосинтеза у наземных растений. Учёные решили исследовать влияние концентрации углекислого газа на рост проростков пшеницы. Проростки растили при трёх различных концентрациях углекислого газа, а эффективность фотосинтеза (измерялась по количеству поглощенного СO2) определялась при различной интенсивности светового потока. Результаты были занесены в таблицу.

 Изучите таблицу 1 и ответьте на вопросы:

1. При какой концентрации СO2 фотосинтез идёт наиболее эффективно?

2. Какова сила света, при которой эффективность фотосинтеза при 500 частей/миллион перестаёт расти?

3. Объясните, почему при концентрации СO2 280 частей/миллион эффективность фотосинтеза не зависит от силы света?

Внимание! Не забывайте указывать размерность величин при ответе на вопросы!

    

Таблица 1

Количество поглощенного СO2 (в мкл/мин) при разной концентрации

https://bio-oge.sdamgia.ru/get_file?id=3772

30. Во вторник восьмиклассник Фёдор посетил школьную столовую, где ему предложили на обед следующее меню: борщ из свежей капусты с картофелем; мясная рубленая котлета с гарниром из отварных макарон, кисель и кусочек ржаного хлеба. Используя данные таблиц 2 и 3, ответьте на следующие вопросы.

 

1) Какова энергетическая ценность школьного обеда?

2) Какое ещё количество жиров должно быть в пищевом рационе Фёдора в этот день, чтобы восполнить суточную потребность, если возраст подростка составляет 13 лет, а масса тела — 57 кг?

3) Каковы функции жиров в организме человека? Назовите одну из таких функций.

 Суточные нормы питания и энергетическая потребность детей и подростков

 

Возраст,

лет

Белки,

г/кг

Жиры,

г/кг

Углеводы, г

Энергетическая

потребность, ккал

7–10

2,3

1,7

330

2550

11–15

2,0

1,7

375

2900

Старше 16

1,9

1,0

475

3100

 

Суточные нормы питания и энергетическая потребность детей и подростков

 

Блюда

Белки, г

Жиры, г

Углеводы, г

Энергетическая

ценность, ккал

Борщ из свежей капусты с картофелем (1 порция)

1,8

4,0

11,6

92,3

Суп молочный с макаронными изделиями (1 порция)

8,3

11.3

25,8

233,8

Мясные биточки (1 штука)

8,0

21,0

9,3

266,6

Котлета мясная рубленная (1 штука)

9,2

9,9

6.5

155,6

Гарнир из отварного риса (1 порция)

4,8

1,2

53,0

245,2

Гарнир из отварных макарон (1 порция)

5,4

4,3

38,7

218,9

Кисель (1 стакан)

0

0

19,6

80

Чай с сахаром –2 чайные ложки (1 стакан)

0

0

14,0

68,0

Хлеб пшеничный (1 кусок)

2,0

0,6

7,2

64,2

Хлеб ржаной (1 кусок)

3,9

0,4

28,2

135,7



Предварительный просмотр:

ОГЭ 9

Вариант 2

ОТВЕТЫ

1. Пояснение.

Ритмичность в биологии можно определить как колебания интенсивности процессов и физиологических реакций. Она представляет собой периодические изменения состояния среды живой системы, возникающие под действием внешних и внутренних факторов.

 

Ответ: ритмичность, или цикличность

2. Пояснение.

Митохондрия — энергетическая станция клетки; основная функция: окисление органических соединений и использование освобождающейся при их распаде энергии в синтезе молекул АТФ.

 Правильный ответ указан под номером 2.

3. Пояснение.

Тело подавляющего большинства грибов построено из тонких нитчатых образований — гиф. Совокупность их образует грибницу (или мицелий). Разветвляясь, мицелий образует большую поверхность, что обеспечивает всасывание воды и питательных веществ. Условно грибы делятся на низшие и высшие. У низших грибов гифы не имеют поперечных перегородок и мицелий представляет собой одну сильно разветвлённую клетку. У высших грибов гифы разделены на клетки. Отличие низших грибов от высших — они не образуют плодовое тело.

 Правильный ответ указан под номером 2.

4. Пояснение.

Из споры у мха формируется предросток — протонема (зеленая нить).

 Правильный ответ указан под номером 2.

5. Пояснение.

Ароморфоз Круглых червей — Полость тела — первичная, заполненная жидкостью, находящейся под большим, чем атмосферное, давлением. Полостная жидкость придает телу упругость и благодаря этому выполняет роль гидроскелета. Она также обеспечивает транспорт питательных веществ и продуктов жизнедеятельности.

Полостью тела называется пространство, в котором лежат внутренние органы. Единственный тип животных, у которых первичная полость сохранилась во взрослом состоянии, — это Круглые черви.

Высшие трехслойные (кольчатые черви, моллюски, хордовые) обладают вторичной полостью тела, называемой целомом. Целом всегда выстлан эпителием мезодермального происхождения. Во время закладки целома у кольчатых червей мезодермальные клетки, лежащие в первичной полости, делятся, раздвигаются и образуют мезодермальный пузырь, который, увеличиваясь в размерах, вытесняет первичную полость. Образовавшаяся внутри пузыря полость называется вторичной, так как в онтогенезе она возникла после первичной.

Есть животные, лишенные полости тела. Это плоские черви. У них пространство между кожно-мускульным мешком и внутренними органами заполнено клетками паренхимы.

У животных, принадлежащих к типу Членистоногие, в эмбриогенезе развиваются зачатки вторичной полости тела. Однако процесс не доходит до образования развитого целома, его зачатки сливаются с еще существующей у них первичной полостью тела. Поэтому полость тела у членистоногих смешанная.

 Правильный ответ указан под номером 3.

6. Пояснение.

Кроманьонцы — ранние представители современного человека в Европе и отчасти за её пределами, жили позже неандертальцев и были уже очень похожи на современного человека (40−12 тысяч лет назад).

 Правильный ответ указан под номером 1.

7. Пояснение.

Тимус (вилочковая железа) — эндокринная железа, играющая важнейшую роль в формировании иммунитета. Она стимулирует развитие Т («тимусных») — клеток как в собственной ткани, так и в лимфоидной ткани других частей тела. Т-клетки «атакуют» попавшие в организм чужеродные вещества, осуществляют контроль над выработкой антител против болезнетворных агентов, влияют на другие защитные реакции организма.

 Правильный ответ указан под номером 4.

8. Пояснение.

К скелету свободной верхней конечности относят лучевую кость.

 Правильный ответ указан под номером 2.

9. 

Пояснение.

Человек относится к животным, способным сохранять свою температуру в узких пределах независимо от температуры внешней среды, их называют теплокровными, или гомойотермными. Температура тела человека и высших животных поддерживается на относительно постоянном уровне, несмотря на колебания температуры внешней среды.

Температура тела каждого человека в течение дня колеблется в небольших пределах, оставаясь в диапазоне от 35,5 до 37,4°C для здорового человека.

Норма температуры зависит от места её измерения. Типичные результаты измерения температуры здорового человека следующие: температура в анусе (ректально), вагине или ухе — 37,5°C; температура во рту (орально) — 37,0°C; температура в подмышечной впадине — 36,6°C. Температура глубоких тканей более равномерна и составляет 37−37,5°С. Температура печени, мозга, почек несколько выше, чем других внутренних органов. Температура тела ниже 24° и выше 43° не совместима с жизнью человека.

 Правильный ответ указан под номером 2.

10. Пояснение.

Движение крови по сосудам, возникающее вследствие разности гидростатического давления в различных участках кровеносной системы — кровь движется из области высокого давления в область низкого. Давление крови создаётся давлением сердца и зависит от упруго-эластических свойств сосудов.

Правильный ответ указан под номером 2.

11. Пояснение.

В двенадцатиперстной кишке происходит интенсивное переваривание пищевой кашицы. Здесь пища подвергается действию сока поджелудочной железы, желчи и кишечного сока. Под влиянием этих соков белки, жиры и углеводы перевариваются так, что могут быть усвоены организмом.

 Правильный ответ указан под номером 3.

12. Пояснение.

Несократительная теплопродукция. Доля такого механизма в обеспечении прироста теплопродукции на холоде может составлять 50−70%. Развивается это явление в различных тканях, но специфическим субстратом является бурая жировая ткань. Эта ткань локализована у человека в области шеи, между лопаток, в средостении около аорты, крупных вен и симпатической цепочки. Количество бурой жировой ткани составляет 1−2% массы тела. Скорость окисления жирных кислот в бурой жировой ткани в 20 раз превышает эту скорость в белой жировой ткани. При действии холода в этой ткани растут кровоток и уровень обмена веществ, увеличивается температура. Бурая жировая ткань обогревает близлежащие крупные кровеносные сосуды.

 Правильный ответ указан под номером 2.

13. Пояснение.

Предложенный список по порядку: роговица, передняя камера, радужная оболочка со зрачком, хрусталик, стекловидное тело, сетчатка.

 Правильный ответ указан под номером 2.

14. Пояснение.

Благодаря памяти, сознание человека не ограничивается настоящим, а включает прошлый опыт, знания, без памяти человек вечно оставался бы в положении новорожденного, поэтому Сеченов назвал память «краеугольным камнем развития».

 Правильный ответ указан под номером 2.

15. Пояснение.

Людям, заболевшим дифтерией, назначают (3) лечебную сыворотку

 Сыворотка, содержащая в своем составе антитела против определенных антигенов, может вводиться больному в лечебных целях или в качестве временной защиты (для создания пассивного иммунитета) от различных заболеваний.

 Вакцина — медицинский или ветеринарный препарат, предназначенный для создания иммунитета устойчивого к инфекционным болезням. Вакцина изготавливается из ослабленных или убитых микроорганизмов, продуктов их жизнедеятельности, или из их антигенов, полученных генно-инженерным или химическим путём.

 Ответ: 3

16. Пояснение.

Фактор, который ограничивает распространение земноводных, — это влажность воздуха.

 Правильный ответ указан под номером 4.

 Примечание.

Задание некорректно, поскольку по закону ограничивающего фактора Либиха, и 2 и 3 факторы тоже могут оказаться ограничивающими при определенных условиях, но именно в такой формулировке оно предлагается на экзаменах.

17. Пояснение.

Биологи полагают, что кистепёрые рыбы дали начало земноводным и первыми из позвоночных вышли на сушу. Особенностью кистепёрых являются плавники, в основании которых расположена мышечная лопасть. Соответственно древние земноводные дали начало пресмыкающимся.

 Правильный ответ указан под номером 3.

18. Пояснение.

Связь между столбцами: молекула РНК — функция в процессе биосинтеза; тРНК — функция — перенос аминокислот к месту сборки; иРНК — перенос информации к рибосомам.

 Правильный ответ указан под номером 3.

19. Пояснение.

А — неверно, т. к. поперечнополосатая скелетная мышечная ткань состоит из поперечно-полосатых волокон, в которых можно отличать наружную однородную оболочку (сарколемму), поперечно-полосатое волокнистое вещество и многочисленные ядра.

 Правильный ответ указан под номером 2.

20. Пояснение.

Верные утверждения:

4) От 20 до 60 лет масса мозга у человека не меняется.

5) Наиболее интенсивный рост массы мозга наблюдается в раннем детстве.

 Ответ: 45

21. Пояснение.

Под цифрами 5 — утолщение корня (симбиоз с бактериями); 3 — видоизмененный главный корень; 2 — симбиоз корня дерева и гриба; Под цифрами 1, 4, 6 — видоизмененные побеги.

 Ответ: 235.

22. Пояснение.

Единственным источником энергии для организма человека является окисление органических веществ, поступающих с пищей. При расщеплении пищевых продуктов до конечных элементов — углекислого газа и воды, — выделяется энергия, часть которой переходит в механическую работу, выполняемую мышцами, другая часть используется для синтеза более сложных соединений или накапливается в специальных макроэргических соединениях (АТФ).

Углеводы являются основным источником энергии в клетке. При окислении 1 г углеводов выделяется 17,6 кДж энергии. У животных в клетках печени откладывается гликоген. В мышцах, так же как и в печени, синтезируется гликоген. Распад гликогена является одним из источников энергии мышечного сокращения.

Липиды (в том числе нейтральные жиры) выполняют энергетическую функцию. При расщеплении жиров выделяется больше энергии, чем при расщеплении белков и углеводов. При окислении 1 г жира образуется 38,9 кДж энергии. Липиды обеспечивают 25−30% энергетических потребностей организма.

Белки тоже следует отметить — при окислении 1 г белка в среднем освобождается энергия, равная 17,6 кДж.

АТФ — энергетический нуклеотид (аденозинтрифосфорная кислота). Это вещество главный аккумулятор энергии в живой клетке.

  Ответ: 134.

23.  Пояснение.

Корневище — видоизменённый побег, обычно подземный, с чешуевидными, недоразвитыми или рано отмирающими листьями, верхушечными или пазушными почками, придаточными корнями. Корневище выполняет функцию запасания питательных веществ, вегетативного возобновления и размножения.

Луковица — видоизменённый, обычно подземный побег растений с утолщённым коротким плоским стеблем (донцем) и разросшимися мясистыми либо плёнчатыми бесцветными основаниями листьев (чешуями), запасающими воду и питательные вещества, также служащие органом вегетативного размножения.

 Ответ: 121212.

24.Пояснение.

Пипеткой капните каплю слабого раствора йода на предметное стекло  Очистите луковицу, разрежьте её вдоль  С мясистой чешуи оторвите иголкой кусочек поверхностной плёнки пинцетом  Положите кусочек плёнки в каплю воды на предметном стекле  Осторожно расправьте кожицу препаровальной иглой  Накройте покровным стеклом.

 Ответ: 352164.

25.  Пояснение.

Речной рак дышит при помощи жабр. Растворённый в воде кислород проникает через тонкие стенки жабр в кровь. У паука-крестовика имеются легочные мешки и два пучка трахей, которые сообщаются с внешней средой через дыхательные отверстия. При дыхании насекомых с помощью трахей кровь не участвует в переносе кислорода и углекислого газа и транспортирует только питательные вещества.

 Ответ: 2475.

26. . Пояснение.

Характеристика породы хортая борзая. Окрас собаки — однотонный; форма головы — легкая, сухая с плоским лбом, слабо выраженным переходом ото лба к морде; форма ушей — висячие; положение шеи — высокое; форма хвоста — кольцом.

 Ответ: 14432.

27. 

Пояснение.

1. Микроскоп (световой микроскоп).

2. Клетки (клетки у растений).

28. Пояснение.

Правильный ответ должен содержать следующие элементы.

Ответ на первый вопрос.

1) Защищает семена от высыхания, преждевременного прорастания и возможных механических повреждений.

Ответ на второй вопрос.

2) Зародыш. Состоит из почечки, зародышевого корешка и семядоли.

Ответ на третий вопрос.

3) Тепло, вода, воздух (кислород).

29. Пояснение

1. При 1300 частей на миллион. В ответе обязательно указать размерность!

2. 15000 люмен. В ответе обязательно указать размерность!

3. Концентрация СО2 в 280 частей на миллион настолько мала, что света любой силы хватает для максимально эффективного для такой концентрации СО2 фотосинтеза. Или эффективность фотосинтеза зависит и от концентрации СО2, и от силы света, но при такой низкой концентрации СО2 именно она служит ограничивающим фактором

30.  Пояснение.

1. Энергетическая ценность обеда 682,5 ккал или 683 ккал.

2. Необходимо дополнительно 78,3 г жиров или 78 г жиров.

3. Жиры являются источником энергии для жизнедеятельности организма, ИЛИ запасающая (жиры в подкожной жировой клетчатке),

ИЛИ регуляторная (стероидные гормоны),

ИЛИ структурная (жирные кислоты входят в состав фосфолипидов).



Предварительный просмотр:

ПРОВЕРЬ СЕБЯ ( РАЗБАЛОВКА  ОГЭ ПО БИОЛОГИИ)

ОЦЕНИВАНИЕ



Предварительный просмотр:

ОГЭ ПО БИОЛОГИИ.

ЗАДАНИЕ 23. (2б, повышенный уровень, время 6 мин)

(знать признаки биологических объектов  на  разных  уровнях организации  живого)

Раздел кодификатора ФИПИ: 1-5(все)

1.

Установите соответствие между признаком и типом клеток крови, для которого он характерен. Для этого к каждому элементу первого столбца подберите позицию из второго столбца. Впишите в таблицу цифры выбранных ответов.

 

ПРИЗНАК

ТИП КЛЕТОК КРОВИ

A) в зрелом состоянии отсутствует ядро

1) эритроциты

Б) поглощают и переваривают чужеродные частицы    

2) лейкоциты

В) образуют антитела

Г) имеют форму двояковогнутого диска

Д) содержат гемоглобин

  Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

А

Б

В

Г

Д

 

 

 

 

 

2. 

Установите соответствие между признаком и видом органического вещества, для которого он характерен. Для этого к каждому элементу первого столбца подберите позицию из второго столбца. Впишите в таблицу цифры выбранных ответов.

 

              ПРИЗНАК         

ВИД ОРГАНИЧЕСКОГО ВЕЩЕСТВА

A) состоят из остатков молекул аминокислот

1) белки

Б) выполняют роль биологических катализаторов    

2) углеводы

В) являются обязательными веществами плазматической мембраны

Г) являются главными источниками энергии

Д) входят в состав клеточной стенки растений и грибов

 Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

А

Б

В

Г

Д

 

 

 

 

 

3. 

Установите соответствие между признаком и одноклеточным организмом, для которого он характерен. Для этого к каждому элементу первого столбца подберите позицию из второго столбца. Впишите в таблицу цифры выбранных ответов.

 

              ПРИЗНАК         

ОРГАНИЗМ

A) форма тела постоянная

1) эвглена

Б) передвигается при помощи образования ложноножек    

2) амёба

В) поедает бактерии

Г) в цитоплазме имеются хлоропласты

Д) образует на свету органические вещества из неорганических

 Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

А

Б

В

Г

Д

 

 

 

 

 

4. 

Установите соответствие между растением и способом опыления его цветков. Для этого к каждому элементу первого столбца подберите позицию из второго столбца. Впишите в таблицу цифры выбранных ответов.

 

          РАСТЕНИЕ            

СПОСОБ ОПЫЛЕНИЯ ЦВЕТКОВ

A) рожь

1) насекомыми

Б) мак

2) ветром

В) ландыш   

Г) орешник

Д) дуб

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

А

Б

В

Г

Д

 

 

 

 

 

5. 

Установите соответствие между организмом и средой, в которой он обитает. Для этого к каждому элементу первого столбца подберите позицию из второго столбца. Впишите в таблицу цифры выбранных ответов.

 

                            ОРГАНИЗМ                       

СРЕДА

A) личинка майского жука

1) водная

Б) личинка комара

2) почвенная

В) дождевой червь   

Г) крот

Д) дельфин

Е) гидра

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

А

Б

В

Г

Д

Е

 

 

 

 

 

 

6. 

Установите соответствие между животным и типом его постэмбрионального развития. Для этого к каждому элементу первого столбца подберите позицию из второго столбца. Впишите в таблицу цифры выбранных ответов.

 

              ЖИВОТНОЕ         

ТИП РАЗВИТИЯ                                        

A) исполинский кенгуру

1) прямое

Б) травяная лягушка    

2) непрямое

В) гребенчатый тритон

Г) прыткая ящерица

Д) средиземноморская черепаха                  

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

А

Б

В

Г

Д

 

 

 

 

 

7. 

Установите соответствие между примером экологического фактора и группой, к которой его относят. Для этого к каждому элементу первого столбца подберите позицию из второго столбца. Впишите в таблицу цифры выбранных ответов.

 

                            ПРИМЕР ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ФАКТОРА                       

ГРУППА

A) вирус гепатита

1) абиотический фактор

Б) химический состав почвы

2) биотический фактор

В) длина светового дня   

Г) пыльца растений

Д) смерч

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

А

Б

В

Г

Д

 

 

 

 

 

8. 

Установите соответствие между организмами и типом биотических отношений, который между ними существует. Для этого к каждому элементу первого столбца подберите позицию из второго столбца. Впишите в таблицу цифры выбранных ответов.

 

                            ОРГАНИЗМЫ                       

ТИП ОТНОШЕНИЙ

A) жук-плавунец и малёк рыбы

1) паразит — хозяин

Б) щука и карась

2) хищник — жертва

В) человек и чесоточный зудень   

Г) лисица и мышь

Д) свинья и свиной цепень

Е) бактерия и бактериофаг

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

А

Б

В

Г

Д

Е

 

 

 

 

 

 

9. 

Установите соответствие между признаком и типом клеток, для которых он характерен. Для этого к каждому элементу первого столбца подберите позицию из второго столбца. Впишите в таблицу цифры выбранных ответов.

 

                            ПРИЗНАК                       

ТИП КЛЕТОК

A) отсутствует оформленное ядро

1) прокариотная

Б) хромосомы расположены в ядре

2) эукариотная

В) имеется аппарат Гольджи   

Г) в клетке одна кольцевая хромосома

Д) АТФ образуется в митохондриях

 Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

А

Б

В

Г

Д

 

 

 

 

 

10.

Установите соответствие между признаком и типом нейрона, для которого он характерен: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.

 

ПРИЗНАК

 

ТИП НЕЙРОНА

А) тела и отростки расположены в сером веществе спинного мозга

Б) осуществляет связь между чувствительным и исполнительным нейронами

В) передаёт нервные импульсы к скелетной мышце

Г) воспринимает нервные импульсы от чувствительного нейрона в трёхнейронной рефлекторной дуге

Д) передаёт нервные импульсы к железам

 

1) двигательный

2) вставочный

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

А

Б

В

Г

Д

 

 

 

 

 



Предварительный просмотр:

ОГЭ ПО БИОЛОГИИ.

ЗАДАНИЕ 24. (2б, повышенный уровень, время 6 мин)

Умение определять последовательности  биологических процессов, явлений, объектов

Раздел кодификатора ФИПИ: 2-5

1. 

Расположите в правильном порядке пункты инструкции по вегетативному размножению черенками чёрной смородины. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.

 

1) Срежьте однолетний побег с куста смородины.

2) Высадите черенки в почву так, чтобы на поверхности была одна почка.

3) Обильно полейте почву.

4) Высадите проросшие черенки на новое место.

5) Разделите побег на части — черенки с тремя-четырьмя почками.

2. 

Расположите в правильном порядке события, происходящие при прорастании фасоли. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.

 

1) появление семядолей

2) появление зелёных листочков

3) разрушение семенной кожуры

4) набухание семени

5) появление корешка

3. 

Расположите в правильном порядке организмы в пищевой цепи. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.

 

1) зёрна пшеницы

2) рыжая лисица

3) клоп вредная черепашка

4) степной орёл

5) обыкновенный перепел

4. 

Расположите в правильном порядке пункты инструкции по проведению эксперимента, доказывающего потребление кислорода семенами при дыхании. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.

 

1) Добавьте немного воды на дно банки.

2) Внесите зажжённую свечу в банку.

3) Накройте банку пластмассовой крышкой.

4) Положите в стеклянную банку семена.

5) Оставьте банку в таком состоянии на 24 часа.

5. 

Расположите в правильном порядке систематические категории, начиная с наименьшей. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.

 

1) Пресмыкающиеся

2) Гадюка

3) Хордовые

4) Гадюка обыкновенная

5) Чешуйчатые

6. 

Расположите в правильном порядке процессы пищеварения, происходящие у большинства млекопитающих после попадания пищи в ротовую полость. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.

 

1) всасывание аминокислот в кровь

2) переваривание пищи в кишечнике под влиянием кишечного сока, поджелудочного сока и желчи

3) измельчение пищи зубами и её изменение под влиянием слюны

4) поступление питательных веществ в органы и ткани тела

5) переход пищи в желудок и её переваривание желудочным соком

7. 

Расположите в правильном порядке события, происходящие в процессе развития сумчатых, на примере кенгуру. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.

 

1) захватывание детёнышем набухшего соска

2) выпрыгивание детёныша из сумки и переход к самостоятельной жизни

3) перемещение детёныша в сумку матери

4) рождение самкой детёныша величиной с грецкий орех

5) впрыскивание матерью в рот детёныша молока путём сокращения особых мышц

8. 

Расположите в правильном порядке процессы, происходящие в пищеварительной системе птицы, после прохождения пищи через ротовую полость. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.

 

1) переваривание пищи соками поджелудочной железы, печени и желчного пузыря

2) поступление непереваренных продуктов в клоаку

3) размягчение и частичное переваривание пищи под влиянием слюны

4) обработка пищи пищеварительными соками, вырабатываемыми железистыми клетками желудка

9.

Расположите в правильном порядке элементы рефлекторной дуги человека при отдёргивании руки от горячего предмета. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.

 

1) вставочный нейрон

2) чувствительный нейрон

3) рецепторы кожи

4) скелетная мышца

5) исполнительный нейрон

10.

Расположите в правильном порядке элементы классификации вида Серая жаба, начиная с наименьшего. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.

 

1) класс Земноводные

2) тип Хордовые

3) род Жабы

4) царство Животные

5) отряд Бесхвостые



Предварительный просмотр:

ОГЭ ПО БИОЛОГИИ.

ЗАДАНИЕ 25. (2б, повышенный уровень, время 8 мин)

Умение включать в биологический  текст  пропущенные термины  и  понятия  из  числа

предложенных

Раздел кодификатора ФИПИ: 1-5

1. Вставьте в текст «Размножение пресноводной гидры» пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр (по тексту) впишите в приведённую ниже таблицу.

 

ПРЕСНОВОДНОЙ ГИДРЫ

Пресноводная гидра размножается половым способом и ___________ (А). В тёплое время года на теле гидр образуются ___________ (Б). Эти выросты увеличиваются, на свободном конце их тела образуются щупальца и рот, затем подошва. Осенью при наступлении неблагоприятных условий на теле гидры появляются бугорки, в которых образуются ___________ (В). На теле гидры образуются как яйцеклетки, так и сперматозоиды, поэтому гидру относят к ___________ (Г).

 

ПЕРЕЧЕНЬ ТЕРМИНОВ:

1) гермафродит

2) раздельнополый организм

3) почка

4) зигота

5) бесполый

6) спора

7) стрекательная клетка

8) половая клетка

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

А

Б

В

Г

 

 

 

 

2. Вставьте в текст «Системы органов» пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр (по тексту) впишите в приведённую ниже таблицу.

 

СИСТЕМЫ ОРГАНОВ

В организме человека выделяют различные системы органов, среди них — пищеварительная, дыхательная, кровеносная и др. Эндокринная система — это система жёлез ___________ (А) секреции. Они выделяют в кровь особые химические вещества — ___________ (Б). Так, адреналин вырабатывается ___________ (В). Благодаря другой системе органов, иммунной, в организме человека создаётся иммунитет. К органам иммунной системы относят костный мозг, вилочковую железу, ___________ (Г) и др.

 

ПЕРЕЧЕНЬ ТЕРМИНОВ:

1) внешняя

2) внутренняя

3) фермент

4) гормон

5) антитело

6) селезёнка

7) надпочечник

8) поджелудочная железа

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

А

Б

В

Г

 

 

 

 

3. Вставьте в текст «Дыхание растений» пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр (по тексту) впишите в приведённую ниже таблицу.

 

ДЫХАНИЕ РАСТЕНИЙ

Процесс дыхания растений протекает постоянно. В ходе этого процесса организм растения потребляет ___________ (А), а выделяет ___________ (Б). Ненужные газообразные вещества удаляются из растения путём диффузии. В листе они удаляются через особые образования — ___________ (В), расположенные в кожице. При дыхании освобождается энергия органических веществ, запасённая в ходе ___________ (Г), происходящего в зелёных частях растения на свету.

 

ПЕРЕЧЕНЬ ТЕРМИНОВ:

1) вода

2) испарение

3) кислород

4) транспирация

5) углекислый газ

6) устьица

7) фотосинтез

8) чечевичка

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

А

Б

В

Г

 

 

 

 

4.  Вставьте в текст «Испарение воды листом» пропущенные термины изпредложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр (по тексту) впишите в приведённую ниже таблицу.

 

ИСПАРЕНИЕ ВОДЫ ЛИСТОМ

Поглощённый ___________ (А) почвенный раствор, состоящий из воды и минеральных веществ, по особым клеткам — ___________ (Б) — поступает в лист. Здесь часть воды используется в процессе фотосинтеза, а часть, перейдя в газообразное состояние, испаряется через ___________ (В). Этот процесс имеет название ___________ (Г). Минеральные соли остаются в листьях, накапливаются и вызывают ежегодное отмирание листьев — листопад.

 

ПЕРЕЧЕНЬ ТЕРМИНОВ:

1) корень

2) ситовидная трубка

3) сосуд

4) стебель

5) транспирация

6) устьица

7) фотосинтез

8) чечевичка

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

А

Б

В

Г

 

 

 

 

5.Вставьте в текст «Системы органов» пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр (по тексту) впишите в приведённую ниже таблицу.

 

СИСТЕМЫ ОРГАНОВ

Орган — это ___________ (А), имеющая определённую форму, строение, место и выполняющая одну или несколько функций. В каждом органе обязательно есть кровеносные сосуды и ___________ (Б). Органы, совместно выполняющие общие функции, составляют системы органов. В организме человека имеется выделительная система, главным органом которой являются ___________ (В). Через выделительную систему во внешнюю среду удаляются вредные ___________ (Г).

 

ПЕРЕЧЕНЬ ТЕРМИНОВ:

1) ткань

2) часть тела

3) нервы

4) кишечник

5) желудок

6) почки

7) продукт обмена

8) непереваренные остатки пищи

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

А

Б

В

Г

 

 

 

 

6.Вставьте в текст «Жизнедеятельность растения» пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр (по тексту) впишите в приведённую ниже таблицу.

 

ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТЬ РАСТЕНИЯ

Растение получает воду в виде почвенного раствора с помощью ___________ (А) корня. Наземные части растения, главным образом, ___________ (Б), напротив, через особые клетки — ___________ (В) — испаряют значительное количество воды. При этом вода используется не только для испарения, но и как исходный материал для образования органических веществ в ходе процесса ___________ (Г) .

 

ПЕРЕЧЕНЬ ТЕРМИНОВ:

1) дыхание

2) корневой чехлик

3) корневой волосок

4) лист

5) побег

6) стебель

7) устьица

8) фотосинтез

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

А

Б

В

Г

 

 

 

 

7. Вставьте в текст «Дыхательная система членистоногих» пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр (по тексту) впишите в приведённую ниже таблицу.

 

ДЫХАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА ЧЛЕНИСТОНОГИХ

Речной рак дышит при помощи жабр. Растворённый в воде кислород проникает через тонкие стенки жабр в ___________ (А). У паука-крестовика имеются ___________ (Б) и два пучка трахей, которые сообщаются с внешней средой через ___________ (В). При дыхании насекомых с помощью ___________ (Г) кровь не участвует в переносе кислорода и углекислого газа и транспортирует только питательные вещества.

 

ПЕРЕЧЕНЬ ТЕРМИНОВ:

1) внешняя среда

2) кровь

3) полость тела

4) лёгочные мешки

5) трахея

6) жабра

7) дыхательное отверстие

8) ротовое отверстие

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

А

Б

В

Г

 

 

 

 

8.Вставьте в текст «Голосеменные растения» пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр (по тексту) впишите в приведённую ниже таблицу.

 

ГОЛОСЕМЕННЫЕ РАСТЕНИЯ

Бóльшую часть произрастающих на территории России голосеменных растений обычно называют ___________ (А) из-за особого строения листьев. Стволы этих деревьев и кустарников богаты смолой. Она не позволяет развиваться спорам паразитических грибов. Ещё одной отличительной особенностью голосеменных является развитие на побеге ___________ (Б), в которых развиваются семена. В лесах встречаются деревья: тенелюбивая ель и светолюбивая __________ (В), а также кустарник ___________(Г).

 

ПЕРЕЧЕНЬ ТЕРМИНОВ:

1) коробочка

2) можжевельник

3) плод

4) сосна

5) споровое

6) хвойное

7) цветковое

8) шишка

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

А

Б

В

Г

 

 

 

 

9.Вставьте в текст «Отличие растительной клетки от животной» пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр (по тексту) впишите в приведённую ниже таблицу.

 

ОТЛИЧИЕ РАСТИТЕЛЬНОЙ КЛЕТКИ ОТ ЖИВОТНОЙ

Растительная клетка, в отличие от животной, имеет ___________ (А), которые у старых клеток ___________(Б) и вытесняют ядро клетки из центра к её оболочке. В клеточном соке могут находиться ___________ (В), которые придают ей синюю, фиолетовую, малиновую окраску и др. Оболочка растительной клетки преимущественно состоит из ___________ (Г).

 

ПЕРЕЧЕНЬ ТЕРМИНОВ:

1) хлоропласт

2) вакуоль

3) пигмент

4) митохондрия

5) сливаются

6) распадаются

7) целлюлоза

8) глюкоза

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

А

Б

В

Г

 

 

 

 

10. Вставьте в текст «Синтез органических веществ в растении» пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем

получившуюся последовательность цифр (по тексту) впишите в приведённую ниже таблицу.

 

СИНТЕЗ ОРГАНИЧЕСКИХ ВЕЩЕСТВ В РАСТЕНИИ

Энергию, необходимую для своего существования, растения запасают в виде органических веществ. Эти вещества синтезируются в ходе ___________ (А). Этот процесс протекает в клетках листа в ___________ (Б) — особых пластидах зелёного цвета. Они содержат особое вещество зелёного цвета — ___________ (В). Обязательным условием образования органических веществ помимо воды и углекислого газа является ___________ (Г).

 

ПЕРЕЧЕНЬ ТЕРМИНОВ:

1) дыхание

2) испарение

3) лейкопласт

4) питание

5) свет

6) фотосинтез

7) хлоропласт

8) хлорофилл

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

А

Б

В

Г

 

 

 

 


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр: