Готовимся к ЕГЭ по биологии

Пономарева Екатерина Геннадьевна

Предварительный просмотр:

ОБЩАЯ БИОЛОГИЯ 10 КЛАСС (ПОДГОТОВКА К ЕГЭ)

РАЗДЕЛ 1. БИОЛОГИЯ КАК НАУКА. МЕТОДЫ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ

ТЕМА 1. ВВЕДЕНИЕ В КУРС ОБЩЕЙ БИОЛОГИИ (6ч)

Раздел кодификатора ФИПИ: 1.1 Биология как наука, ее достижения, методы познания живой природы

Задания №1, 2,4,8,9,11,19,21,22,24,26

Задание 1 

Рассмотрите предложенную схему классификации методов изучения эволюции. Запишите в ответе пропущенный термин, обозначенный на схеме знаком вопроса.

https://bio-ege.sdamgia.ru/get_file?id=36643

 

Задание 2 (1)

Рассмотрите таблицу «Методы биологических исследований» и заполните пустую ячейку, вписав соответствующий термин.

 Метод

Применение метода

Определение числа хромосом в кариотипе

Статистический

Распространение признака в популяции

  Задание 2 (2)

Рассмотрите таблицу «Биология как наука» и заполните пустую ячейку, вписав соответствующий термин.

 

Раздел биологии

Пример

Экология

Пищевые цепи

Проведение нервного импульса

 

Задание 4 

Выберите два верных ответа из пяти. Какие методы используют для изучения строения и функций клетки?

 1) генная инженерия

2) микроскопирование

3) цитогенетический анализ

4) гибридизация

5) центрифугирование

Задание 8 

Установите соответствие между характеристиками и названиями методов научного исследования, к которым они относятся.

 

ХАРАКТЕРИСТИКИ

 

НАЗВАНИЯ МЕТОДОВ

А) исследуется родословная семьи

Б) выявляется сцепленность признака с полом

В) изучается число хромосом на стадии метафазы митоза

Г) устанавливается доминантный признак

Д) определяется наличие геномных мутаций

 

1) цитогенетический

2) генеалогический

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

А

Б

В

Г

Д

 

 

 

 

 

Задание 9 (1)

Сходное строение клеток растений и животных свидетельствует о

 

1) родстве этих организмов

2) общности происхождения растений и животных

3) происхождении растений от животных

4) развитии организмов в процессе эволюции

5) единстве растительного и животного мира

6) многообразии их органов и тканей

 Задание 9 (2)

Сходное строение клеток растений и животных свидетельствует о

 

1) родстве этих организмов

2) общности происхождения растений и животных

3) происхождении растений от животных

4) развитии организмов в процессе эволюции

5) единстве растительного и животного мира

6) многообразии их органов и тканей

Задание 11 

Установите последовательность расположения систематических таксонов животного, начиная с наименьшего. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.

 

1) Воробьинообразные

2) Позвоночные

3) Ворона серая

4) Птицы

5) Вороны

6) Врановые

Задание 19 (1)

Расставьте перечисленные события в хронологическом порядке

 1) Изобретения электронного микроскопа

2) Открытие рибосом

3) Изобретение светового микроскопа

4) Утверждение Р. Вирхова о появлении «каждой клетки от клетки»

5) Появление клеточной теории Т. Шванна и М. Шлейдена

6) Первое употребление термина «клетка» Р. Гуком

Задание 19 (2)

Расставьте перечисленные события в хронологическом порядке

 

1) Изобретения электронного микроскопа

2) Открытие рибосом

3) Изобретение светового микроскопа

4) Утверждение Р. Вирхова о появлении «каждой клетки от клетки»

5) Появление клеточной теории Т. Шванна и М. Шлейдена

6) Первое употребление термина «клетка» Р. Гуком

Задание 21 (1)

Проанализируйте диаграмму результатов тестирования различных антител к вирусу Эбола на мышах.

https://bio-ege.sdamgia.ru/get_file?id=37344

Выберите утверждения, которые можно сформулировать на основании анализа представленных данных.

Запишите в ответе цифры, под которыми указаны выбранные утверждения.

 

1) Мыши менее чувствительны к Эболе, чем человек.

2) Антитела с 1-го по 4-й токсичны для мышей.

3) Наиболее эффективны антитела с 5-го по 8-й.

4) Контрольные мыши оказались наиболее восприимчивы к вирусу.

5) 20 % контрольных мышей обладают природным иммунитетом к Эболе.

Задание 21 (2)

Группа учеников исследовала способность веществ из популярного сладкого напитка проникать через частично проницаемую мембрану. Напиток помещался в диализные трубки (трубки из частично проницаемого материала, аналогичные используемым в аппарате искусственной почки). Трубки завязывались с обоих концов и помещались в пробирку с дистиллированной водой. Через какое-то время несколько капель воды из пробирки бралось для проверки её кислотности. Результаты ученики заносили в таблицу (эксперимент выполняло 5 групп учеников).

 

Время,
мин

кислотность воды, ед. рН

тест 1

тест 2

тест 3

тест 4

тест 5

среднее

0

7,2

7,2

7,6

7,3

7,4

7,34

4

6,4

6,2

6,7

6,4

6,6

6,46

8

5,6

5,6

5,9

5,9

5,7

5,74

16

5,2

5,0

5,4

5,3

5,2

5,22

32

4,5

4,3

4,7

4,7

4,5

4,54

 

Рассмотрите таблицу и выберите верные утверждения.

 

1) У воды, которую взяли для эксперимента кислотность была около 7,34 (или, чуть больше 7)

2) pH в пробирке со временем повысилась

3) Чтобы исключить случайные воздействия, чтобы эксперимент был более точным, понадобилось делать 5 повторов эксперимента.

4) После 32 минут эксперимента среда в пробирке стала резко щелочная

5) Для получения достоверных результатов достаточно однократного измерения

Задание 21 (3)

Проанализируйте график «Зависимость активности ферментов от температуры».

https://bio-ege.sdamgia.ru/get_file?id=28584

 

Выберите утверждения, которые можно сформулировать на основе анализа этого графика. Активность фермента:

 

1) зависит от его количества и температуры среды

2) максимальна при температуре 43 градуса

3) равна нулю при 11 градусах

4) с повышением температуры выше пятидесяти градусов резко падает

5) оптимальна в диапазоне 36–46 градусов

 Запишите в ответе номера выбранных утверждений.

Задание 22 (1)

Какое значение для формирования научного мировоззрения имело создание клеточной теории М. Шлейденом и Т. Шванном?

Задание 22 (2)

Назовите открытия, которые внесли существенный вклад в развитие биологии, и их авторов. Назовите не менее шести открытий.

 Задание 22 (3)

Что такое метод исследования? Приведите примеры биологических методов исследования и ситуации, в которых они применяются.

Задание 24 

Найдите три ошибки в приведенном тексте. Укажите предложения, в которых сделаны ошибки, и исправьте их.

 1. Генеалогический метод, используемый в генетике человека, основан на изучении родословного древа. 2. Благодаря генеалогическому методу были установлены типы наследования конкретных признаков. 3. Близнецовый метод позволяет прогнозировать рождение однояйцовых близнецов. 4. При использовании цитогенетического метода устанавливают наследование у человека групп крови. 5. Характер наследования гемофилии (плохой свёртываемости крови) был установлен путём изучения строения и числа хромосом. 6. В последние годы показано, что достаточно часто многие наследственные патологии у человека связаны с нарушением обмена веществ. 7. Известны аномалии углеводного, аминокислотного, липидного и других типов обмена.

Задание 26

В чем заключается различие между такими свойствами жизни, как самовоспроизведение и развитие?

Пояснение.

1) Самовоспроизведение направлено на поддержание жизни вида путем увеличения численности особей. Самовоспроизведение связано с передачей наследственных признаков и свойств от поколения к поколению.

2) Развитие предполагает постепенное проявление всех свойств организма в процессе его формирования.

3) Развитие может быть индивидуальным и историческим. В процессе исторического развития формируются виды и более крупные систематические группы.



Предварительный просмотр:

ОБЩАЯ БИОЛОГИЯ 10 КЛАСС (ПОДГОТОВКА К ЕГЭ)

РАЗДЕЛ 1. БИОЛОГИЯ КАК НАУКА. МЕТОДЫ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ

ТЕМА 1. ВВЕДЕНИЕ В КУРС ОБЩЕЙ БИОЛОГИИ (6ч)

Раздел кодификатора ФИПИ: 1.2 Уровневая организация и эволюция.

Задания № 1, 2, 4, 8, 16, 19, 22, 25, 26

Задание 1 

Рассмотрите предложенную схему классификации форм жизни. Запишите в ответе пропущенный термин, обозначенный на схеме вопросительным знаком.

https://bio-ege.sdamgia.ru/get_file?id=40328

Задание 2 (1)

Рассмотрите таблицу «Уровни организации живой природы» и заполните пустую ячейку, вписав соответствующий термин. 

Уровень

Пример

Симбиоз рака отшельника и актинии

Видовой

Слон африканский

Задание 2 (2)

Рассмотрите таблицу «Уровни организации живой природы». Запишите в ответе пропущенный термин, обозначенный в таблице вопросительным знаком.

Уровни организации живой природы

 

Уровень

Пример

?

одна мышь

органоидно-клеточный

митохондрия в мышечной клетке мыши

Задание 2 (3)

Рассмотрите таблицу «Уровни организации живой природы». Запишите в ответе пропущенный термин, обозначенный в таблице вопросительным знаком.

Уровни организации живой природы

 Уровень

Пример

организменный

Африканский слон

?

группа африканских слонов, проживающих компактной группой

Задание 2 (4)

Рассмотрите таблицу «Уровни организации живой природы» и заполните пустую ячейку, вписав соответствующий термин.

 Уровень организации

Пример

Биогеоценотический

Пищевые цепи

Проведение нервного импульса

Задание 4 

Выберите три процесса, происходящие на молекулярно-генетическом уровне жизни.

 1) репликация ДНК

2) трансляция

3) митоз

4) мейоз

5) транскрипция

6) кроссинговер

Задание 16 (1)

Установите соответствие между уровнями организации жизни и явлениями, происходящими на этих уровнях.

 

ЯВЛЕНИЕ

 

УРОВЕНЬ ОРГАНИЗАЦИИ

A) внутривидовая борьба за существование

Б) межвидовая борьба за существование

B) хищничество

Г) миграции в поисках пищи

Д) забота о потомстве

Е) поток энергии

 

1) популяционно-видовой

2) биоценотический

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

A

Б

В

Г

Д

Е

 

 

 

 

 

 

Задание  16 (2)

Установите соответствие между уровнями организации живого и их характеристиками и явлениями, происходящими на этих уровнях.

 ХАРАКТЕРИСТИКИ И ЯВЛЕНИЯ

 

УРОВЕНЬ ОРГАНИЗАЦИИ

A) процессы охватывают всю планету

Б) симбиоз

B) межвидовая борьба за существование

Г) передача энергии от продуцентов консументам

Д) испарение воды

Е) сукцессия (смена природных сообществ)

 

1) биоценотический

2) биосферный

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

A

Б

В

Г

Д

Е

 

 

 

 

 

 

Задание 19 

Расположите в правильном порядке уровни организации жизни, начиная с наименьшего. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.

 1) биоценоз

2) популяция

3) нейрон

4) многоклеточный организм

5) биосфера

Задание 22 (1)

По каким признакам живые организмы отличаются от тел неживой природы?

Задание 22 (2)

Какие признаки характерны для вирусов?

Задание 22 (3)

По каким признакам живые организмы отличаются от тел неживой природы? Укажите не менее шести признаков.

 Задание 25 (1)

В одну каплю воды поместили инфузорий, а другую оставили чистой; капли соединили узкой перемычкой. В каплю с инфузориями поместили кристалл с соли. Как изменится поведение инфузорий? Какое свойство живого при этом проявляется? Какой тип регуляции обеспечивает такое поведение инфузорий? Ответ поясните.

Задание 25 (2)

Половину сосуда с эвгленами зелеными осветили, половину оставили в темноте. Как изменится поведение эвглен и почему? Какой тип реакции организма проявляется в данном опыте? Почему данный тип реакции нельзя назвать рефлексом? Ответ поясните.

Задание 26 (1)

Докажите, что клетка является открытой системой.

Задание 26 (2)

Докажите единство органического мира на Земле. Приведите не менее четырех доказательств.



Предварительный просмотр:

ОБЩАЯ БИОЛОГИЯ 10 КЛАСС (ПОДГОТОВКА К ЕГЭ)

РАЗДЕЛ 7. ЭКОСИСТЕМЫ И ПРИСУЩИЕ ИМ ЗАКОНОМЕРНОСТИ.

ТЕМА 2. БИОСФЕРНЫЙ УРОВЕНЬ ЖИЗНИ(9ч)

Раздел кодификатора ФИПИ: 

7.4 Биосфера. Учение В.И. Вернадского о биосфере. Живое вещество, его функции

Задания № 17, 18, 24, 25, 26

 

Задание 17 (1)

Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны.

Какие из утверждений относятся к живому веществу биосферы?

 

1) Живое вещество распространено по всей атмосфере.

2) Живое вещество пронизывает всю гидросферу.

3) Одной из функций живого вещества является окислительно-восстановительная функция.

4) Живое вещество распространено в биосфере равномерно.

5) В ходе эволюции функции живого вещества не изменялись.

6) Живое вещество входит в состав биокосного вещества.

Задание 17 (2)

Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Укажите три функции живого вещества биосферы.

 

1) транспортная

2) гравитационная

3) тектоническая

4) средообразующая

5) фотопериодическая

6) энергетическая

Задание 17 (3)

Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

Окислительно-восстановительная функция живого вещества в биосфере проявляется в

 

1) выделении кислорода в процессе фотосинтеза

2) образовании углекислого газа и воды из глюкозы в процессе дыхания

3) образовании отложений фосфора на дне водоёма

4) восстановлении углекислого газа до глюкозы в процессе фотосинтеза

5) превращении сероводорода в кристаллическую серу бактериями

6) выделении азота денитрифицирующими бактериями

Задание 18 (1)

Установите соответствие между характеристиками и названиями функций живого вещества в биосфере (по В.И. Вернадскому): к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

 ХАРАКТЕРИСТИКА

 

ФУНКЦИЯ

А) выделение метана в атмосферу

в результате деятельности денитрифицирующих бактерий

Б) образование воды и углекислого газа в процессе дыхания аэробов

В) накопление солей кремния в клетках хвощей

Г) восстановление углекислого газа в процессе фотосинтеза

Д) образование известняка

 

1) окислительно-восстановительная

2) газовая

3) концентрационная

 Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

А

Б

В

Г

Д

 

 

 

 

 

 

Задание 18 (2)

Установите соответствие между природным образованием и веществом биосферы согласно классификации В. И. Вернадского.

 

ПРИРОДНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

 

ВЕЩЕСТВО БИОСФЕРЫ

A) морская соль

Б) морской ил

B) глина

Г) почва

Д) гранит

Е) двусторчатые моллюски

 

1) биокосное

2) косное

3) живое

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

A

Б

В

Г

Д

Е

 

 

 

 

 

 

Задание 18 (3)

Установите соответствие между природным образованием и веществом биосферы согласно классификации В. И. Вернадского.

 

ПРИРОДНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

 

ВЕЩЕСТВО БИОСФЕРЫ

A) известняк

Б) базальт

B) глина

Г) нефть

Д) каменный уголь

 

1) биогенное

2) косное

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

A

Б

В

Г

Д

 

 

 

 

 

 

Задание 24 

Найдите ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки, исправьте их.

1. Согласно В. И. Вернадскому живое вещество — это совокупность всех живых организмов планеты. 2. Живое вещество пронизывает всю атмосферу, часть гидросферы и литосферы. 3. Живое вещество выполняет в биосфере газовую и концентрационную функции. 4. В ходе эволюции живого вещества его функции изменялись, становились более разнообразными, появилась окислительно-восстановительная функция. 5. Некоторые функции живого вещества, такие как усвоение молекулярного азота, восстановление углекислого газа, могут выполнять только растения. 6 Живое вещество организовано в биоценозы — живые компоненты экосистемы.

Задание 25 (1)

Какие процессы обеспечивают постоянство газового состава атмосферы (кислорода, углекислого газа, азота)? Назовите не менее трёх процессов и поясните их.

Задание 25 (2)

Можно ли назвать почвой смесь песка, воды, неорганических и органических веществ?

Задание 26 (1)

В чем проявляются особенности биосферы как оболочки Земли?

 Задание 26 (2)

В. И. Вернадский писал: «На земной поверхности нет химической силы более постоянно действующей, а потому и более могущественной по своим конечным последствиям, чем живые организмы, взятые в целом». Объясните, какие изменения произошли в литосфере благодаря жизнедеятельности живых организмов?


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

ПЛАН ЭКЗАМЕНАЦИОННОЙ РАБОТЫ ЕГЭ ПО БИОЛОГИИ 2021 ГОДА

Работа состоит из 28 заданий: заданий базового уровня сложности 12, повышенного — 9, высокого — 7.
Работа рассчитана на 235 минут.

Обозначение уровня сложности задания: Б — базовый, П — повышенный, В — высокий.

Проверяемые элементы содержания и виды деятельности

Уровень сложности задания

Максимальный балл за выполнение задания

Задание 1. Биологические термины и понятия. Дополнение схемы

Б

1

Задание 2. Биология как наука. Методы научного познания. Уровни организации живого. Работа с таблицей

Б

1

Задание 3. Генетическая информация в клетке. Хромосомный набор, соматические и половые клетки. Решение биологической задачи

Б

1

Задание 4. Клетка как биологическая система. Жизненный цикл клетки. Множественный выбор (с рис. и без рис.)

Б

2

Задание 5. Клетка как биологическая система. Строение клетки, метаболизм. Жизненный цикл клетки. Установление соответствия (с рис. и без рис.)

П

2

Задание 6. Моно- и дигибридное, анализирующее скрещивание. Решение биологической задачи

Б

1

Задание 7. Организм как биологическая система. Селекция. Биотехнология. Множественный выбор (без рис. и с рис.)

Б

2

Задание 8. Организм как биологическая система. Селекция. Биотехнология. Установление соответствия (с рис. и без рис.)

П

2

Задание 9. Многообразие организмов. Бактерии, Грибы, Растения, Животные, Вирусы. Множественный выбор (с рис. и без рис.)

Б

2

Задание 10. Многообразие организмов. Бактерии, Грибы, Растения, Животные, Вирусы. Установление соответствия (с рис. и без рис.)

П

2

Задание 11. Многообразие организмов. Основные систематические категории, их соподчиненность. Установление последовательности

Б

2

Задание 12. Организм человека. Гигиена человека. Множественный выбор (с рис. и без рис.)

Б

2

Задание 13. Организм человека. Установление соответствия (с рис. и без рис.)

П

2

Задание 14. Организм человека. Установление последовательности

П

2

Задание 15. Эволюция живой природы. Множественный выбор (работа с текстом)

Б

2

Задание 16. Эволюция живой природы. Происхождение человека. Установление соответствия (без рис.)

П

2

Задание 17. Экосистемы и присущие им закономерности. Биосфера. Множественный выбор (без рис.)

Б

2

Задание 18. Экосистемы и присущие им закономерности. Биосфера. Установление соответствия (без рис.)

П

2

Задание 19. Общебиологические закономерности. Установление последовательности

П

2

Задание 20. Общебиологические закономерности. Человек и его здоровье. Работа с таблицей (с рис. и без рис.)

П

2

Задание 21. Биологические системы и их закономерности. Анализ данных, в табличной или графической форме

Б

2

Задание 22 (С1). Применение биологических знаний в практических ситуациях (практико-ориентированное задание)

В

2

Задание 23 (С2). Задание с изображением биологического объекта

В

3

Задание 24 (С3). Задание на анализ биологической информации

В

3

Задание 25 (С4). Обобщение и применение знаний о человеке и многообразии организмов.

В

3

Задание 26 (С5). Обобщение и применение знаний в новой ситуации об эволюции органического мира и экологических закономерностях в новой ситуации

В

3

Задание 27 (С6). Решение задач по цитологии на применение знаний в новой ситуации.

В

3

Задание 28 (С7). Решение задач по генетике на применение знаний в новой ситуации

В

3


ОФИЦИАЛЬНАЯ ШКАЛА 2021 ГОДА ПОРОГОВЫЙ БАЛЛ-16 первичных баллов (36 тестовых баллов).

Первичный балл

0

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

Тестовый балл

0

3

5

7

9

12

14

16

18

21

23

25

27

30

32

34

36

38

39

40

42

43

44

46

47

48

50

51

52

53

55

56

Первичный балл

32

33

34

35

36

37

38

39

40

41

42

43

44

45

46

47

48

49

50

51

52

53

54

55

56

57

58

Тестовый балл

57

59

60

61

63

64

65

66

68

69

70

72

73

74

76

77

78

79

82

84

86

89

91

93

96

98

100

Официального перевода баллов ЕГЭ в оценки не существует с 2008 года.

0-35 тестовых баллов - «2»

36-54 -«3»

55-71 «4»

72 – 100 – «5» (от 82 высокий уровень подготовки)



Предварительный просмотр:

ОБЩАЯ БИОЛОГИЯ 10 КЛАСС (ПОДГОТОВКА К ЕГЭ)

РАЗДЕЛ 7. ЭКОСИСТЕМЫ И ПРИСУЩИЕ ИМ ЗАКОНОМЕРНОСТИ.

ТЕМА 2. БИОСФЕРНЫЙ УРОВЕНЬ ЖИЗНИ(9ч)

Раздел кодификатора ФИПИ:

7.2 Экосистема, ее компоненты: продуценты, консументы, редуценты, их роль

Задания 18,19,22,26

Задание 18 (1)

Установите соответствие между группами растений и животных и их ролью в экосистеме пруда.

 

РОЛЬ В ЭКОСИСТЕМЕ

ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРУППА

А) прибрежная растительность

Б) карп

В) личинки земноводных

Г) фитопланктон

Д) растения дна

Е) большой прудовик

1) продуценты

2) консументы

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам: 

A

Б

В

Г

Д

Е

 

 

 

 

 

 

Задание 18 (2)

Установите соответствие между группами растений и животных и их ролью в экосистеме пруда.

 

РОЛЬ В ЭКОСИСТЕМЕ

ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРУППА

А) прибрежная растительность

Б) карп

В) личинки земноводных

Г) фитопланктон

Д) растения дна

Е) большой прудовик

1) продуценты

2) консументы

 Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам: 

A

Б

В

Г

Д

Е

 

 

 

 

 

 

Задание 18 (3)

Установите соответствие между животными и группой, к которой оно относится по способу питания

 

ЖИВОТНОЕ

ГРУППА

А) волк

Б) пресноводная гидра

В) полевая мышь

Г) божья коровка

Д) заяц-беляк

Е) колорадский жук

1) растительноядные

2) плотоядные

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам: 

A

Б

В

Г

Д

Е

 

 

 

 

 

 

Задание 19 (1)

Установите, в какой последовательности в пищевой цепи должны располагаться перечисленные организмы.

 1) Насекомые

2) Растения

3) Хищные птицы

4) Насекомоядные птицы

Задание 19 (2)

Расположите в правильном порядке организмы в цепи питания. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.

 1) паук

2) сова

3) цветущее растение

4) муха

5) жаба

Задание 19 (3)

Установите последовательность расположения организмов в цепи питания. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.

 1) лягушка

2) уж

3) бабочка

4) растения луга

Задание 22 

Установите последовательность передачи энергии организмами, обитающими на опушке леса, в пищевой цепи, используя все названные объекты: ястреб-перепелятник, дождевой червь, сойка, воробей, растительный опад.

Укажите к какому типу пищевых цепей относится данная цепь и как такие цепи использует человек.

Задание 26 

Если в лесу на площади 1 га взвесить отдельно все растения, всех животных по отдельности (насекомых, земноводных, рептилий, птиц , млекопитающих), то представители какой группы суммарно будут самыми тяжелыми и самыми легкими?



Предварительный просмотр:

ОБЩАЯ БИОЛОГИЯ 10 КЛАСС (ПОДГОТОВКА К ЕГЭ)

РАЗДЕЛ 7. ЭКОСИСТЕМЫ И ПРИСУЩИЕ ИМ ЗАКОНОМЕРНОСТИ.

ТЕМА 2. БИОСФЕРНЫЙ УРОВЕНЬ ЖИЗНИ(9ч)

Раздел кодификатора ФИПИ:

Раздел кодификатора ФИПИ: 7.3 Разнообразие экосистем. Саморазвитие и смена экосистем

Задания 17,19, 25,26

17 (1)

Природный луг, в отличие от поля,

 

1) требует вмешательства человека для постоянного поддержания и восстановления видового состава

2) является местом обитания диких животных и дикорастущих растений

3) характеризуется истощением и эрозией плодородных почв

4) обладает способностью к саморегуляции и самовосстановлению

5) не имеет редуцентов

6) характеризуется большим разнообразием видов растений

17 (2)

В природной экосистеме, в отличие от искусственной,

 

1) длинные цепи питания

2) короткие цепи питания

3) небольшое число видов

4) осуществляется саморегуляция

5) замкнутый круговорот веществ

6) используются дополнительные источники энергии наряду с солнечной

17 (3)

В водной экосистеме по сравнению с наземной

 

1) стабильный тепловой режим

2) низкая плотность среды

3) пониженное содержание кислорода

4) высокое содержание кислорода

5) резкие колебания теплового режима

6) низкая прозрачность среды

19 (1)

Установите последовательность процессов, приводящих к смене экосистем.

 

1) изменение среды обитания, уменьшение в ней ресурсов, необходимых для жизни данного вида

2) заселение среды обитания особями других видов

3) сокращение численности особей данного вида вследствие изменения ими среды обитания

4) поглощение из окружающей среды организмами одного вида определенных веществ

19 (2)

Установите последовательность смены экосистем.

 

1) Озеро

2) Болото

3) Лес

4) Луг

25 (1)

Школьники для озеленения территории взяли молодые ели из леса, а не из просеки. Посадили все правильно, но потом хвоя побурела и осыпалась. Почему?

25 (2)

Почему нельзя сжигать весной прошлогоднюю траву и растительный опад?

25 (3)

Что произойдет на Земле, если вымрут все организмы, кроме высших растений?

 

26 (1)

Какие изменения биотических факторов могут привести к увеличению численности популяции слизня, обитающего в лесу?

26(2)

Что произойдет в биоценозе смешанного леса, если из него исчезнут все виды насекомых?

26(3)

Почему существуют редкие и исчезающие виды, если любой организм способен к беспредельному росту численности?

26 (4)

Зная правило 10 процентов (правило экологической пирамиды), рассчитайте сколько понадобится фитопланктона, чтобы вырос один кит весом 150тонн? (пищевая цепь: фитопланктон---зоопланктон---кит)



Предварительный просмотр:

ОБЩАЯ БИОЛОГИЯ 11 КЛАСС (ПОДГОТОВКА К ЕГЭ)

РАЗДЕЛ 3.ОРГАНИЗМ КАК БИОЛОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА

ТЕМА 1. ОРГАНИЗМЕННЫЙ УРОВЕНЬ ЖИЗНИ (18 ч)

Раздел кодификатора ФИПИ: 3.3 Онтогенез и присущие ему закономерности

Задания № 7, 8,  9, 11, 19, 20, 22,  23, 24, 26

Задание 7 

Все приведённые ниже термины, кроме двух, используются для обозначения стадий эмбриогенеза кишечнополостных животных. Определите два термина, «выпадающих» из общего списка, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

 1) стадия бластулы

2) дробление

3) гаметогенез

4) стадия нейрулы

5) стадия гаструлы

Задание 7 (2)

https://bio-ege.sdamgia.ru/get_file?id=8402

Какие ткани и органы позвоночного животного образуются из клеток, обозначенных на рисунке цифрой 1?

 

1) потовые железы

2) костная ткань

3) ногтевые пластинки

4) соединительная ткань

5) кожный эпидермис

6) гладкая мышечная ткань

Задание 8 (1)

Установите соответствие между структурой организма человека и зародышевым листком, из которого она сформировалась.

 

СТРУКТУРА ОРГАНИЗМА

 

ЗАРОДЫШЕВЫЙ ЛИСТОК

A) болевые рецепторы

Б) волосяной покров

B) лимфа и кровь

Г) жировая ткань

Д) ногтевые пластинки

 

1) эктодерма

2) мезодерма

 Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

A

Б

В

Г

Д

 

 

 

 

 

Задание 8 (2)

Установите соответствие между органом, тканью позвоночного животного и зародышевым листком, из которого они образуются.

 

ОРГАН, ТКАНЬ

 

ЗАРОДЫШЕВЫЙ ЛИСТОК

A) кишечник

Б) кровь

B) почки

Г) лёгкие

Д) хрящевая ткань

Е) сердечная мышца

 

1) энтодерма

2) мезодерма

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

A

Б

В

Г

Д

Е

 

 

 

 

 

 

Задание 8 (3)

Установите соответствие между органами и зародышевыми листками, из которых они развиваются.

 

ОРГАНЫ

 

ЗАРОДЫШЕВЫЕ ЛИСТКИ

А) головной мозг

Б) печень

В) кровь

Г) кости

Д) поджелудочная железа

Е) эпидермис кожи

 

1) эктодерма

2) энтодерма

3) мезодерма

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

A

Б

В

Г

Д

Е

 

 

 

 

 

 

.

Задание 8 (4)

Установите соответствие между стадией развития папоротника и её плоидностью.

 

СТАДИЯ

 

ПЛОИДНОСТЬ СТАДИИ

А) спора

Б) заросток

В) зрелый спорофит

Г) молодой спорофит

Д) гамета

Е) зигота

 

1) гаплоидная стадия

2) диплоидная стадия

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

A

Б

В

Г

Д

Е

 

 

 

 

 

 

Задание 9 (1)

У насекомых с полным превращением

 1) три стадии развития

2) четыре стадии развития

3) личинка похожа на взрослое насекомое

4) личинка непохожа на взрослое насекомое

5) за стадией личинки следует стадия куколки

6) во взрослое насекомое превращается личинка

Задание 9 (2)

У насекомых с неполным превращением

 1) три стадии развития

2) внешнее оплодотворение

3) личинка похожа на кольчатого червя

4) личинка cходна по внешнему строению со взрослым насекомым

5) за стадией личинки следует стадия куколки

6) личинка превращается во взрослое насекомое

Задание 11 (1)

Установите последовательность этапов развития печеночного сосальщика, начиная с оплодотворенного яйца.

 

1) Выведение оплодотворенных яиц из организма червя в кишечник крупного рогатого скота, а затем наружу.

2) Прикрепление личинок к водным растениям и превращение их в цисты.

3) Вылупление из яиц в воде микроскопических личинок, покрытых ресничками.

4) Попадание цист в кишечник крупного рогатого скота.

5) Внедрение личинок в организм улиток, рост и размножение личинок в этом организме.

6) Выход личинок из организма промежуточного хозяина в воду.

 Задание 11 (2)

Установите последовательность возникновения малярии.

 

1) Разрушение эритроцитов крови

2) Рост и бесполое размножение плазмодия

3) Проникновение плазмодия в печень

4) Проникновение плазмодия в кровь человека

5) Укус комара

6) Проникновение паразита в кишечник комара

7) Половое размножение плазмодия

8) Лихорадка

Задание 19 (1)

Установите, в какой последовательности происходят процессы эмбриогенеза у ланцетника.

 

1) образование однослойного зародыша

2) образование мезодермы

3) образование энтодермы

4) дифференцировка органов

5) образование бластомеров

Задание 19 (2)

Установите последовательность этапов в цикле развития мхов, начиная с прорастания споры.

 

1) образование предростка

2) оплодотворение при наличии воды

3) прорастание споры

4) развитие на предростке женских и мужских растений мха

5) созревание на мужских растениях сперматозоидов, на женских — яйцеклеток

6) развитие из зиготы на женском растении коробочки со спорами

Задание 20 

Проанализируйте таблицу «Эмбриональное развитие организмов». Заполните пустые ячейки таблицы, используя термины, приведённые в списке. Для каждой ячейки, обозначенной буквой, выберите соответствующий термин из

предложенного списка.

 Эмбриональное развитие организмов

Зародышевый листок

Стадия развития зиготы

Структуры

эктодерма

бластула

____________ (В)

энтодерма

_________(Б)

первичная кишка

____________ (А)

нейрула

целом

 

Список терминов

1) однослойный зародыш

2) кровь

3) мезодерма

4) гаструла

5) морула

6) почки

7) слизистая кишечника

8) сухожилия

Задание 22 

Почему беременной женщине опасно употреблять многие лекарства и алкоголь? В какой период развития зародыша это особенно опасно? Ответ поясните.

Задание 23 (1)

https://bio-ege.sdamgia.ru/get_file?id=20014

Назовите зародышевый листок позвоночного животного, обозначенный на рисунке вопросительным знаком. Какие типы тканей и системы органов формируются из него?

Задание 23 (2)

Что обозначено на рисунке цифрами 1,2, 3? Укажите функцию структур 1 и 3.

https://bio-ege.sdamgia.ru/get_file?id=7508

Задание 23 (3)

Назовите эмбриональные оболочки, обозначенные цифрами 1 и 2. Опишите особенности их строения и функции. У какого класса животных впервые появились эти оболочки и с чем связано их появление?

https://bio-ege.sdamgia.ru/get_file?id=32002

Задание 24 

Найдите три ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки, исправьте их.

 

(1)Эмбриональное развитие – эмбриогенез начинается с момента деления яйцеклетки и заканчивается рождением организма или выходом его из яйца. (2)Первый этап – дробление характеризуется быстрым делением без увеличения массы клеток эмбриона. (3)Дробление заканчивается образованием бластулы с бластоцелью внутри. (4)На стадии гаструлы у хордовых животных образуется гастральная полость, которая в дальнейшем превращается в кишку, формируются энтодерма, мезодерма и эктодерма. (5)На стадии нейрулы образуется нервная пластинка, которая преобразуется в нервную трубку, из которой в дальнейшем у позвоночных развивается головной и спинной мозг. (6)В конце стадии нейрулы в эмбриогенезе хордовых животных образуется осевой комплекс органов: хорда, под которой расположены нервная и кишечная трубки. (7)Закладка органов начинается на стадии нейрулы и продолжается в процессе органогенеза.

Задание 26 (1)

Что называется зиготой?

Задание 26 (2)

Яйцеклетка кролика в 3000 раз меньше яйцеклетки лягушки, содержит мало питательных веществ. Почему зародыш кролика не погибает от недостатка питательных веществ?




Предварительный просмотр:

ОБЩАЯ БИОЛОГИЯ 11 КЛАСС (ПОДГОТОВКА К ЕГЭ)

РАЗДЕЛ 3.ОРГАНИЗМ КАК БИОЛОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА

ТЕМА 1. ОРГАНИЗМЕННЫЙ УРОВЕНЬ ЖИЗНИ (18 ч)

Раздел кодификатора ФИПИ:  3.2 Воспроизведение организмов, его значение. Оплодотворение

 

Задания № 3, 7, 8, 11, 14, 19, 20, 22, 23, 24, 25, 27

 Задание 3 (1)

В клетке листа кукурузы 20 хромосом. Какой набор хромосом имеет центральная клетка зародышевого мешка кукурузы до оплодотворения? В ответе запишите только количество хромосом.

Задание 3 (2)

В клетке листа вишни 32 хромосомы. Сколько хромосом содержит макроспора этого растения? В ответе запишите только соответствующее число.

Задание 7 (1)

Процесс оплодотворения у цветковых растений характеризуется

 

1) образованием цветка

2) слиянием спермия с центральной клеткой

3) формированием пыльцевого зерна

4) слиянием спермия и яйцеклетки

5) образованием зиготы в зародышевом мешке

6) делением зиготы путём мейоза

Задание 7 (2)

Все приведённые ниже признаки, кроме двух, можно использовать для описания процесса сперматогенеза. Определите два признака, «выпадающих» из общего списка, и запишите в ответ цифры, под которыми они указаны.

 

1) образуются мужские половые клетки

2) образуются женские половые клетки

3) уменьшается вдвое число хромосом

4) образуются четыре половые клетки из одной

5) образуется одна половая клетка

Задание 8 (1)

Установите соответствие между признаками и видами гаметогенеза, для которых эти признаки характерны.

 

ПРИЗНАКИ

 

ВИДЫ ГАМЕТОГЕНЕЗА

А) образуются яйцеклетки

Б) созревают четыре полноценных гаметы

В) образуются три направительных тельца

Г) гаметы содержат небольшое количество цитоплазмы

Д) гаметы содержат большое количество питательных веществ

Е) гаметы у млекопитающих могут содержать Х или Y хромосомы

 

1) овогенез

2) сперматогенез

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

А

Б

В

Г

Д

Е

 

 

 

 

 

 

Задание 8 (2)

Установите соответствие между характеристикой гаметогенеза и его видом.

 

ХАРАКТЕРИСТИКА

 

ВИД ГАМЕТОГЕНЕЗА

A) образуется одна крупная половая клетка

Б) образуются направительные клетки

B) формируется много мелких гамет

Г) питательные вещества запасаются в одной из четырёх клеток

Д) образуются подвижные гаметы

 

1) овогенез

2) сперматогенез

 Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

A

Б

В

Г

Д

 

 

 

 

 

Задание 8 (3)

Установите соответствие между процессом, происходящим при сперматогенезе, и зоной, в которой происходит данный процесс.

 ПРОЦЕСС

 

СТАДИЯ СПЕРМАТОГЕНЕЗА

А) митотическое деление первичных половых клеток

Б) образование диплоидных сперматогониев

В) образование сперматоцитов 1-го порядка

Г) мейотическое деление клеток

Д) образование гаплоидных сперматид

 

1) зона роста

2) зона размножения

3) зона созревания

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

А

Б

В

Г

Д

 

 

 

 

 

Задание 11 

Установите последовательность этапов двойного оплодотворения у покрытосеменных растений.

 

1) проникновение спермиев в зародышевый мешок

2) перенос пыльцы на рыльце пестика

3) слияние ядра одного спермия с ядром яйцеклетки, другого спермия — со вторичным ядром зародышевого мешка

4) образование диплоидной зиготы и триплоидной клетки

5) прорастание пыльцевой трубки в семязачаток

Задание 14 

Установите, в какой последовательности происходит процесс созревания женских половых клеток, оплодотворение и начало развития зародыша

 А) овуляция

Б) начало формирования многоклеточного зародыша

В) созревание фолликула в яичнике

Г) прикрепление зародыша к стенке матки

Д) оплодотворение

Е) образование плаценты

Задание 19 (1)

Установите правильную последовательность овогенеза.

 1) образование яйцеклеток и полярных телец

2) мейоз ооцитов первого порядка

3) рост ооцитов и накопление питательных веществ

4) образование ооцитов первого порядка

5) образование ооцитов второго порядка

6) митотическое деление оогониев

Задание 19 (2)

Установите последовательность процессов, происходящих при размножении и развитии цветковых растений, начиная с момента формирования пыльцы. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.

 

1) проникновение спермиев в зародышевый мешок

2) образование триплоидной клетки

3) прорастание пыльцевой трубки

4) формирование семени из семязачатка

5) образование генеративной и вегетативной клеток

Задание 20 

Проанализируйте таблицу «Гаметогенез». Заполните пустые ячейки таблицы, используя термины, приведённые в списке. Для каждой ячейки, обозначенной буквой, выберите соответствующий термин из предложенного списка.

Гаметогенез

Зоны

Процесс

Набор ДНК и хромосом в клетках

в конце процесса

____________ (А)

митоз

2n2c

роста

_________(Б)

2n4c

созревания

мейоз

____________ (В)

 

Список терминов

1) формирование

2) вегетативное

3) размножение

4) редукционное

5) увеличение размеров

6) 2n4c

7) nc

Задание 22 

В чем, на ваш взгляд, состоят преимущества внутреннего оплодотворения у животных по сравнению с наружным? Укажите два таких преимущества.

Задание 23 

Схема какого процесса представлена на рисунке? Какой период гаметогенеза обозначен на рисунке цифрой III? Назовите тип деления клеток, характерный для этого периода. Каково значение такого типа деления клеток?

 

https://bio-ege.sdamgia.ru/get_file?id=29245

Задание 24 (1)

Прочитайте текст, укажите номера предложений, в которых допущены ошибки. Исправьте допущенные ошибки.

1. Оплодотворение у цветковых растений имеет свои особенности. 2. В завязи цветка образуются гаплоидные пыльцевые зерна. 3. Гаплоидное ядро пыльцевого зерна делится на два ядра – генеративное и вегетативное. 4. Генеративное ядро делится на два спермия.

5. Спермии направляются к пыльнику. 6. Один из них оплодотворяет находящуюся там яйцеклетку, а другой центральную клетку. 7. В результате двойного оплодотворения из зиготы развивается диплоидный зародыш семени, а из центральной клетки триплоидный эндосперм.

Задание 24 (2) 

Найдите три ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки, исправьте их.

(1) Процесс размножения у цветковых растений подразделяется на два последовательных этапа – спорогенез и гаметогенез. (2) Споры образуются у растений путём митотического деления материнских клеток спор. (3) Процесс образования микроспор или пыльцевых зерен у растений называют микроспорогенезом, а процесс образования макроспор – макроспорогенезом. (4) Из микроспоры в результате мейоза образуются вегетативное и

генеративное ядра. (5) Генеративное ядро делится митозом и образует два спермия. (6) Макроспора в результате двойного митотического деления образует восьмиядерный зародышевый мешок. (7) Зародышевый мешок – это женский гаметофит цветкового растения.

Задание 25 

Опишите строение и функции яйцеклеток животных.

Задание 27 (1)

Какое количество хромосом (n) и молекул ДНК (с) будет в клетках спорангия папоротника в начале спорообразования и в зрелой споре. Ответ поясните.

Задание 27 (2)

Соматическая клетка толстолобика имеет 48 хромосом. Сколько хромосом будет содержать клетка полового пути самца этой рыбы в конце зоны роста и конце зоны созревания гамет? Ответ поясните. Какие процессы происходят в этих зонах?



Предварительный просмотр:

ОБЩАЯ БИОЛОГИЯ 11 КЛАСС (ПОДГОТОВКА К ЕГЭ)

РАЗДЕЛ 3.ОРГАНИЗМ КАК БИОЛОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА

ТЕМА 1. ОРГАНИЗМЕННЫЙ УРОВЕНЬ ЖИЗНИ (18 ч)

Раздел кодификатора ФИПИ: 3.4 Генетика, ее задачи. Наследственность и изменчивость. Методы генетики

 Задания № 1, 2, 3, 7, 22, 28

Задание 1 (1)

Рассмотрите предложенную схему классификации видов изменчивости. Запишите в ответе пропущенный термин, обозначенный на схеме знаком вопроса.

https://bio-ege.sdamgia.ru/get_file?id=25058

Задание 1 (2)

Рассмотрите схему. Запишите в ответе пропущенный термин обозначенный на схеме знаком вопроса.

 

https://bio-ege.sdamgia.ru/get_file?id=25562

Задание 2 

Рассмотрите таблицу «Виды мутаций» и заполните пустую ячейку, вписав соответствующий термин.

 

Вид мутации

Признак мутации

Замена одного нуклеотида в молекуле ДНК

Геномная

Нерасхождение хромосом в мейозе

Задание 3 

В соматической клетке тела курицы 78 хромосом. Какое количество половых хромосом будет содержать сперматозоид петуха? В ответе запишите только количество хромосом.

Задание 7 (1)

Ниже приведён перечень терминов. Все они, кроме двух, используются для описания генетических процессов и явлений. Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите в ответ цифры, под которыми они указаны.

 1) полиплоидия

2) Y-хромосома

3) аллель

4) консумент

5) мимикрия

Задание 7 (2)

Ниже приведен перечень терминов. Все они, кроме двух, являются генетическими терминами, или используются для описания генетических процессов и явлений. Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

 1) Х−хромосома

2) монофилия

3) атавизм

4) аллель

5) кариотип

Задание 22 (1)

Почему генетикам необходимо знать гетерозиготность генотипов в популяциях человека?

Задание 22 (2)

Что представляет собой гибридологический метод изучения наследственности?

Задание 22 (3)

С помощью какого метода можно выявить болезнь Дауна?

Задание 22 (4)

У человека нерыжие волосы доминируют над рыжими. Отец и мать гетерозиготные нерыжие. У них восемь детей. Сколько среди них может оказаться рыжих? Есть ли однозначный ответ на вопрос?

 Задание 22 (4)

Черная окраска меха у норок доминирует над голубой. Как доказать чистопородность двух черных норок, приобретенных звероводческой фермой?

Задание 28 (1)

По родословной, представленной на рисунке, установите характер наследования признака, выделенного черным цветом (доминантный или рецессивный, сцеплен или не сцеплен с полом), генотипы детей в первом и во втором поколении.

 https://bio-ege.sdamgia.ru/get_file?id=732

Задание 28 (2)

По изображенной на рисунке родословной установите характер проявления признака (доминантный, рецессивный), обозначенного черным цветом. Определите генотип родителей и детей в первом поколении.

 

https://bio-ege.sdamgia.ru/get_file?id=730



Предварительный просмотр:

ОБЩАЯ БИОЛОГИЯ 11 КЛАСС (ПОДГОТОВКА К ЕГЭ)

РАЗДЕЛ 3.ОРГАНИЗМ КАК БИОЛОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА

ТЕМА 2. КЛЕТОЧНЫЙ УРОВЕНЬ ЖИЗНИ (17 ч)

Раздел кодификатора ФИПИ: 2.7 Хромосомы, их строение. Жизненный цикл клетки. Деление клетки. Роль мейоза и митоза

Задания 4, 19,27

4(1).

Все приведённые ниже признаки, кроме двух, можно использовать для описания процессов, которые происходят в профазе первого деления мейоза. Определите два признака, «выпадающих» из общего списка, и запишите в ответ цифры, под которыми они указаны.

 1) образование двух ядер

2) расхождение гомологичных хромосом

3) сближение гомологичных хромосом

4) обмен участками гомологичных хромосом

5) спирализация хромосом

4(2).

Все приведённые ниже признаки, кроме двух, можно использовать для описания процессов интерфазы клеточного цикла. Определите два признака, «выпадающих» из общего списка, и запишите в ответ цифры, под которыми они указаны.

 1) рост клетки

2) расхождение гомологичных хромосом

3) расхождение хромосом по экватору клетки

4) репликация ДНК

5) синтез органических веществ

4(3).

Все перечисленные ниже процессы, кроме двух, можно использовать для описания митоза. Определите два признака, «выпадающих» из общего списка, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

 

1) расхождение сестринских хроматид

2) репликация ДНК

3) образование веретена деления

4) синтез органических веществ

5) формирование экваториальной пластинки

19 (1)

Установите последовательность процессов, происходящих в ходе мейоза.

 1) расположение пар гомологичных хромосом в экваториальной плоскости

2) конъюгация, кроссинговер

3) расхождение сестринских хроматид

4) образование гаплоидных ядер с однохроматидными хромосомами

5) расхождение гомологичных хромосом

19 (2)

Установите, в какой последовательности происходят процессы митоза.

 1) Расхождение сестринских хроматид.

2) Спирализация хромосом.

3) Образование метафазной пластинки.

4) Деление цитоплазмы.

19 (3)

Установите последовательность процессов во время деления стволовой клетки крови у человека. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.

 1) разделение центромер хромосом

2) компактизация хромосом

3) движение хромосом к полюсам клетки

4) формирование ядерной оболочки

5) выстраивание хромосом по экватору клетки

 27 (1)

Какой хромосомный набор характерен для клеток зародыша и эндосперма семени, листьев цветкового растения. Объясните результат в каждом случае.

27 (2)

Хромосомный набор соматических клеток пшеницы равен 28. Определите хромосомный набор и число молекул ДНК в одной из клеток семязачатка перед началом мейоза, в анафазе мейоза 1 и в анафазе мейоза 2. Объясните, какие процессы происходят в эти периоды и как они влияют на изменение числа ДНК и хромосом.

27 (3)

Какой хромосомный набор характерен для ядер клеток эпидермиса листа и восьмиядерного зародышевого мешка семязачатка цветкового растения? Объясните, из каких исходных клеток и в результате какого деления образуются эти клетки.

27 (4)

Синдром Дауна у человека проявляется при трисомии по 21 паре хромосом. Объясните причины появления такого хромосомного набора у человека.

 

27 (5)

Какой хромосомный набор характерен для гаметофита и гамет мха сфагнума? Объясните из каких исходных клеток и в результате какого деления образуются эти клетки?

27 (6)

Укажите число хромосом и количество молекул ДНК в профазе первого и второго мейотического деления клетки. Какое событие происходит с хромосомами в профазе первого деления?


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр: