Внеурочная деятельность по биологии

Пономарева Екатерина Геннадьевна

Формы внеурочной деятельности по биологии:

  1. Массовые натуралистические мероприятия: тематические вечера, биологические олимпиады, предметные недели.
  2. Проектно-исследовательская деятельность. Она способствует формированию организационных, информационных, коммуникативных умений и навыков учащихся, а также развивает интерес к изучаемому предмету.
  3. Участие в интернет-конкурсах и олимпиадах. Это эффективный способ выявления и развития потенциала одарённых детей.

Разные виды внеурочной деятельности, в том числе дистанционные конкурсы и олимпиады, представляют собой единый, сложный и взаимосвязанный комплекс деятельности учителей, учащихся и их родителей, направленный на воспитание интеллектуально развитой и духовно богатой личности ребёнка.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное учреждение

«Управление образования администрации МО «Баргузинский район»

МБОУ «Баргузинская средняя общеобразовательная школа»

___________________________________________________________________

671610, РБ, С.Баргузин, ул. Калинина 51 А; тел:8(30131)41540,41454, факс

8(30131)41540,barguzinschool@gmail.com

 «Рассмотрено»

Руководитель предметно-цикловой кафедры МБОУ «Баргузинская СОШ»:

____________/___________/

Протокол № ___   от

«__»_____________20___г.

«Согласовано»

Заместитель директора по НМР МБОУ «Баргузинская  СОШ»: Л.М.Жалсанова./__________/

 

«__»____________20___г.

«Утверждаю»

Директор МБОУ «Баргузинская СОШ»:

 А.И. Молчанов. /____________/

Приказ № ___ от «__»_______________20___г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

курса внеурочной деятельности по биологии

____«Я – НАТУРАЛИСТ!»___

(наименование)

__________10-11 лет__________

возраст обучающихся

__________10 часов___________

срок реализации программы

                                                                                                   Составлена

                                                                                                                 учителем биологии

                                                                                                               высшей категории:

                                                                                                       Пономаревой

                                                                                                    Екатериной

                                                                                                        Геннадьевной

                                                                                                                       Принята  на заседании

                                                                                                                        педагогического совета

                                                                                                             протокол № ____

                                                                                                                   от «__»_____20___ г.

   с.  Баргузин

2020 г.

СОДЕРЖНИЕ ПРОГРАММЫ

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

2. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ  ОБУЧАЮЩИМИСЯ КУРСА

ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Я – НАТУРАЛИСТ!»

3. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА «Я – НАТУРАЛИСТ!»

4. КАЛЕНДАРНО- ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

       В условиях перехода российского образования на ФГОС происходит изменение   образовательной парадигмы, которая   затрагивает   все   компоненты изучения биологии. Введение в действие новых федеральных государственных образовательных   стандартов   в   корне   изменило   концептуальный   подход   в учебном   и   воспитательном   процессе   младших   школьников. Современный учебный процесс направлен не столько на достижение результатов в области предметных знаний, сколько на личностный рост ребенка,   формирование умения   адекватно   анализировать   и   оценивать   ситуацию,   стремления   к

самообразованию. Ключевым     звеном     в     изучении     биологии     является практическая деятельность. На данной стадии очень важно помочь школьнику осознать необходимость приобретаемых навыков, знаний, умений. Способность учиться   поддерживается формированием   универсальных   учебных   действий, которое подразумевает создание мотивации, определение и постановка целей, поиск     эффективных     методов     их     достижения. Обучение по новым образовательным стандартам  предусматривает организацию внеурочной деятельности. Внеурочная   деятельность   может   найти   свое   отображение  в организации  кружков, ролевых игр, семинаров и конференций, художественных конкурсов, что способствует раскрытию внутреннего потенциала каждого ученика, развитие и поддержание его таланта.  

       На биологию в 5 классе выделен всего 1 час, и этого порой не хватает для проведения     лабораторных работ и других занятий с практической направленностью, поэтому   возникла   идея   создания   курса «Я – НАТУРАЛИСТ!». До   введения   в   действие   нового Стандарта в образовательной   системе   имелось   четкое   описание   всех   учебных   процессов, были разработаны четкие дидактические и методические материалы по каждому

отдельно взятому предмету. На сегодняшний день учитель имеет возможность самостоятельно   разрабатывать   концепцию   работы   с   классом,   учитывая

индивидуальность   каждого   школьника.  В   факультативный   курс   включены различные   виды   деятельности,  которые   помогут   развитию   компетенций   учащихся .  Ученики   5   классов   находятся  в   том   возрасте,   когда   их   сознание максимально открыто к восприятию любой информации. Они отличаются своей непосредственностью, доверчивостью,   любознательностью. При   организации процесса обучения на факультативном курсе в 5 классе необходимо обратить внимание на следующие аспекты:  

  • создание портфолио ученика, позволяющее оценивать его личностный рост при  

изучении  курса «Я – НАТУРАЛИСТ!» ;

  • использование     техник     и     приемов,     позволяющих     оценить     динамику  

формирования метапредметных универсальных действий на занятиях;  

  • использование личностно-ориентированных технологий (технология развития  

критического мышления, технология проблемного обучения, технология обучения в

сотрудничестве, кейс-технология, метод проектов);

  • организация   проектной   деятельности   школьников   и   проведение   1  занятия-

проекта, позволяющих школьникам представить индивидуальные (или групповые)

проекты по выбранной теме.  

 Данный курс разработан в соответствии с  ФГОС основного   общего  образования.  Новизна курса заключается в том, что он не изучается в школьной программе. Предлагаемый курс направлен на формирование у учащихся интереса к биологии, развитие любознательности, расширение знаний о живом мире, на развитие практических умений через обучение моделировать, отработку практических умений и применение полученных знаний на практике. Кроме того, он подготавливает учащихся к изучению биологии в 6–7 классах.  

В  рамках данного курса запланированы   лабораторные   работы   и практические занятия, экскурсии. Программа курса «Я – НАТУРАЛИСТ!» должна   не   только   сформировать   базовые   знания   и   умения, необходимые ученику в изучении основных разделов биологии, но и помочь в  становлении   устойчивого   познавательного   интереса   к   предмету,   заложить основы жизненно важных компетенций.

Целью изучения курса является более глубокое и осмысленное усвоение      практической составляющей школьной биологии. Главная цель курса заключается в том, чтобы ученик под руководством учителя, а впоследствии самостоятельно, определял   основные   этапы   биологического   разнообразия   на Земле,   неоднородность   организмов   в   пространстве   и   во   времени   на   основе комплексного изучения организмов нашей планеты. Изучение биологии на этой ступени основного общего образования должно быть направлено на решение следующих задач: 

• формирование системы научных знаний о    системе     живой     природы,  

закономерностях   ее   развития,   исторически   быстром   сокращении   биологического  

разнообразия в биосфере, в результате деятельности человека в том числе;

• формирование   начальных   систематизированных   представлений   о   биологических  

объектах,   процессах,   явлениях,   закономерностях,   об   экосистемной   организации  

жизни, взаимосвязи живого и неживого в биосфере;

• приобретение   опыта   использования   методов   биологической   науки   и  проведения несложных биологических экспериментов для изучения живых организмов и связи  человека с ним;

• формирование     основ     экологической     грамотности,     способности     оценивать  

последствия   деятельности   человека   в   природе;   выбирать   целевые   и   смысловые  

установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, осознание  

необходимости        действий    по    сохранению       биоразнообразия      и    природных  

местообитаний видов растений;

• формирование представлений о значении биологической науки в решении проблем  

необходимости рационального природопользования

На внеурочную деятельность отводится 10 часов. Материал курса  разделен   на   занятия,   им   предшествует   «Введение»,   в   котором   учащиеся знакомятся   с   правилами   поведения   в   лаборатории,   проходят   инструктаж  .  Во время каждого  занятия  ученики могут почувствовать себя  в роли различных ученых-биологов. Содержание  данного      курса     строится     на    основе  деятельностного подхода: с помощью различных опытов отвечают на вопросы,  приобретают не только умение работать с лабораторным оборудованием, но и  умения описывать, сравнивать, анализировать полученные результаты и делать выводы.

2. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ  ОБУЧАЮЩИМИСЯ КУРСА

ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Личностные результаты:

• знания основных принципов и правил отношения к живой природе;

• сформированность познавательных интересов и мотивов направленных на изучение  

живой   природы;   интеллектуальных   умений   (доказывать,   строить   рассуждения,  

анализировать,   сравнивать,   делать   выводы   и   другое),   эстетического   отношения   к  

живым объектам

Метапредметные результаты:  

• овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности: умение  

видеть   проблему,   ставить   вопросы,   выдвигать   гипотезы,   давать   определения  

понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и  

заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;

• умение     работать     с   разными      источниками       биологической      информации,  

анализировать  и  оценивать  информацию,  преобразовывать  информацию  из  одной  

формы в другую;

• умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации  

своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения,  

отстаивать свою позицию.

            Предметные результаты:  

1. В познавательной (интеллектуальной) сфере:

• выделение   существенных   признаков   биологических   объектов   (отличительных  

признаков живых организмов; клеток и организмов растений, животных);  

• необходимость   защиты   окружающей   среды;

• объяснение   роли   биологии   в   практической   деятельности   людей;   места   и   роли  

человека   в   природе;   роли   различных   организмов   в   жизни   человека;   значения  

биологического разнообразия для сохранения биосферы;

• сравнение   биологических   объектов   и   процессов,   умение   делать   выводы   и  

умозаключения на основе сравнения;

• выявление   приспособлений   организмов   к   среде   обитания;   взаимосвязей   между  

особенностями строения клеток, тканей;

• овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических  

объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их  

результатов

2. В ценностно-ориентационной сфере:

• знание основных правил поведения в природе;

• анализ и оценка последствий деятельности человека в природе

3. В сфере трудовой деятельности:

• знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии;

• соблюдение   правил   работы   с   микроскопом

4. В сфере физической деятельности:

• освоение приемов наблюдения и сохранения биологического разнообразия.  

5. В эстетической сфере:

• овладение   умением   оценивать   с   эстетической   точки   зрения   объекты   живой  

природы

3. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА «Я – НАТУРАЛИСТ!»

1.Введение. Тропа натуралиста, или очевидное-невероятное (1ч).

Общие представления о биологии и экологии. Понятие «натуралист». Методы исследования природы.

2.Почувствуй   себя натуралистом. «Живая и неживая   природа» (1ч)

Природа живая и неживая.   Разнообразие живых существ ( царства органического мира: растения, грибы, бактерии, животные).

Понятие «сообщество», «экосистема». Совместная жизнь организмов в сообществе и экосистеме. Объекты изучения натуралиста: лес, озеро, река, луг, болото.

3.Почувствуй себя библиографом (1ч)

Страницы истории биологии- великие натуралисты- естествоиспытатели: Аристотель, У. Гарвей, Р. Гук, К. Линней, А.В. Левенгук, А.Реди.

4.Почувствуй себя цитологом (1ч)

Цитология – наука о клетке. Строение клеток организмов. Клетка растения. Органоиды клетки.

5.Почувствуй себя экологом - натуралистом (1ч)

Экология- наука о взаимоотношениях организмов друг с другом и со средой обитания.Экологические проблемы планеты. Охрана природы.

6.Почувствуй себя экотуристом (1ч)

Красная книга-список редких и находящихся под угрозой исчезновения животных, растений и грибов. Красные книги: Международная, России, Бурятии.

7. Проектная деятельность «Я – НАТУРАЛИСТ!» (1ч)

Выбор темы проекта: «Лес», «Озеро», «Река», «Луг», «Болото» и роли в проекте: «Я- поэт натуралист», «Я художник - натуралист», «Я – эколог – натуралист», «Я - экотурист», «Я музыкант - натуралист»

8. Проектная деятельность «Я – НАТУРАЛИСТ!» (1ч)

Работа в группе по темам проекта. Подготовка к выступлению и защите.

9.Парад натуралистов (1ч)

«Я- натуралист!». Мое отношение к изученным объектам природы. Защита творческих проектов.

10.Тропа натуралиста (1ч)

Открытое мероприятие «Тропа натуралиста!». Награждение участников.

2. КАЛЕНДАРНО- ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА

«Я – НАТУРАЛИСТ!»

Тема занятия

Количество часов

Форма проведения

Виды деятельности

обучающихся

Дата проведения

план

факт

1

Введение. Тропа натуралиста или очевидное-невероятное.

1

Викторина

Список тем проекта выдать учащимся для выбора:

«Я- поэт - натуралист»,

«Я -  художник - натуралист», «Я- этолог-натуралист»,

«Я – эколог -натуралист»,

«Я библиограф - натуралист», «Я –цветовод- натуралист», «Я эко- турист - натуралист»

2

Почувствуй   себя                              натуралистом. «Живая и     неживая   природа»  

1

Экскурсия  

Выполнение заданий на умение   сравнивать   объекты   живой  и неживой природы,   делать   вывод   о различиях   тел   живой и неживой природы.  Оформить отчеты об экскурсии.

3

Почувствуй себя библиографом

1

Творческая      мастерская

«Создание картотеки великих естествоиспытателей»

Выставка картотеки естествоиспытателей

4

Почувствуй себя цитологом

1

Творческая      мастерская «Создание модели клетки из пластилина»

Создание Модели клетки. Устанавливать части клетки

5

Почувствуй себя экологом

1

Игра «Земля – наш общий дом»

Выполнение заданий игры (определять среды жизни организмов, называть представителей). Мини- проект «Сохраним планету»

6

Почувствуй себя экотуристом

1

Путешествие по страницам Красной книги

Создание плаката «По страницам Красной книги»

7

Проектная деятельность

«Я – НАТУРАЛИСТ!»

1

Творческая мастерская

Работа над проектом Выбор темы проекта: «Лес», «Озеро», «Река», «Луг», «Болото» и роли в проекте: «Я- поэт натуралист», «Я художник - натуралист», «Я – эколог – натуралист», «Я - экотурист», «Я музыкант - натуралист»

8

Проектная деятельность

«Я – НАТУРАЛИСТ!»

1

Работа в группе по темам проекта.

Подготовка к выступлению и защите.

9

Парад натуралистов

1

Защита проектов

Уметь представить и защитить свой проект

10

Тропа натуралиста.

1

Открытое мероприятие «Тропа натуралиста»

Знания основных принципов и правил отношения к живой природе; умение работать в группе.

 



Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное учреждение

«Управление образования администрации МО «Баргузинский район»

МБОУ «Баргузинская средняя общеобразовательная школа»

___________________________________________________________________

671610, РБ, С.Баргузин, ул. Калинина 51 А; тел:8(30131)41540,41454, факс

8(30131)41540,barguzinschool@gmail.com

 «Рассмотрено»

Руководитель предметно-цикловой кафедры МБОУ «Баргузинская СОШ»:

____________/___________/

Протокол № ___   от

«__»_____________20___г.

«Согласовано»

Заместитель директора по НМР МБОУ «Баргузинская  СОШ»: Л.М.Жалсанова./__________/

 

«__»____________20___г.

«Утверждаю»

Директор МБОУ «Баргузинская СОШ»:

 А.И. Молчанов. /____________/

Приказ № ___ от «__»_______________20___г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

курса внеурочной деятельности по биологии

____«Я – БОТАНИК!»___

(наименование)

__________11-12 лет__________

возраст обучающихся

__________10 часов___________

срок реализации программы

                                                                                                   Составлена

                                                                                                                 учителем биологии

                                                                                                               высшей категории:

                                                                                                       Пономаревой

                                                                                                    Екатериной

                                                                                                        Геннадьевной

                                                                                                                       Принята  на заседании

                                                                                                                        педагогического совета

                                                                                                             протокол № ____

                                                                                                                   от «__»_____20___ г.

   с.  Баргузин

2020 г.

СОДЕРЖНИЕ ПРОГРАММЫ

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

2. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ  ОБУЧАЮЩИМИСЯ КУРСА

ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Я – БОТАНИК!»

3. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА «Я – БОТАНИК!»

4. КАЛЕНДАРНО- ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

       В условиях перехода российского образования на ФГОС происходит изменение   образовательной парадигмы, которая   затрагивает   все   компоненты изучения биологии. Введение в действие новыхфедеральных государственныхобразовательных   стандартов   в   корне   изменило   концептуальный   подход   вучебном   и   воспитательном   процессе   младших   школьников. Современный учебный процесс направлен не столько на достижение результатов в области предметных знаний, сколько на личностный рост ребенка,   формирование умения   адекватно   анализировать   и   оценивать   ситуацию,   стремления   к

самообразованию. Ключевым     звеном     в     изучении     биологии     является практическая деятельность. На данной стадии очень важно помочь школьникуосознать необходимость приобретаемых навыков, знаний, умений. Способность учиться   поддерживается формированием   универсальных   учебных   действий, которое подразумевает создание мотивации, определение и постановка целей, поиск     эффективных     методов     их     достижения.Обучениепоновымобразовательным стандартам  предусматривает организацию внеурочнойдеятельности. Внеурочная   деятельность   может   найти   свое   отображение  в организации  кружков, ролевых игр, семинаров и конференций, художественных конкурсов, что способствует раскрытию внутреннего потенциала каждого ученика, развитие и поддержание его таланта.  

       На биологию в 6 классе выделен всего 1 час, и этого порой не хватает для проведения     лабораторных работ и других занятий с практической направленностью, поэтому   возникла   идея   создания   курса «Я – БОТАНИК!» . До   введения   в   действие   нового Стандарта в образовательной   системе   имелось   четкое   описание   всех   учебных   процессов, были разработаны четкие дидактические и методические материалы по каждому отдельно взятому предмету. На сегодняшний день учитель имеет возможность самостоятельно   разрабатывать   концепцию   работы   с   классом,   учитывая  индивидуальность   каждого   школьника.  В   факультативный   курс   включеныразличные   виды   деятельности,   которые   помогут   развитию   компетенций   учащихся .  Ученики   6   классов   находятся  в   том   возрасте,   когда   их   сознание максимально открыто к восприятию любой информации. Они отличаются своей непосредственностью, доверчивостью,   любознательностью. При   организациипроцесса обучения на факультативном курсе в 6 классе необходимо обратить внимание на следующие аспекты:  

  • создание портфолио ученика, позволяющее оценивать его личностный рост при  

изучении  курса «Я – БОТАНИК!»;

  • использование     техник     и     приемов,     позволяющих     оценить     динамику  

формирования метапредметных универсальных действий на занятиях;  

  • использование личностно-ориентированных технологий (технология развития  

критического мышления, технология проблемного обучения, технология обучения в

сотрудничестве, кейс-технология, метод проектов);

  • организация   проектной   деятельности   школьников   и   проведение   1  занятия-

проекта, позволяющих школьникам представить индивидуальные (или групповые)

проекты по выбранной теме.  

 Данный курс разработан в соответствии с  ФГОС основного   общего  образования.  Новизна курса заключается в том, что он не изучается в школьной программе. Предлагаемый курс направлен на формирование у учащихся интереса к биологии, развитие любознательности, расширение знаний о живом мире, на развитие практических умений через обучение моделировать, отработку практических умений и применение полученных знаний на практике. Кроме того, он расширяет знания учащихся при изучении биологии в 6 классе.  

В  рамках данного курса запланированы   лабораторные   работы   и практические занятия, экскурсии. Программа курса «Я – БОТАНИК!» должна   не   только   сформировать   базовые   знания   и   умения, необходимые ученику в изучении основных разделов биологии, но и помочь в  становлении   устойчивого   познавательного   интереса   к   предмету,   заложить основы жизненно важных компетенций.

Целью изучения курса является более глубокое и осмысленное усвоение      практической составляющей школьной биологии. Главная цель курса заключается в том, чтобы ученик под руководством учителя, а впоследствии самостоятельно, определял   основные   этапы   биологического   разнообразия   на Земле,   неоднородность   организмов   в   пространстве   и   во   времени   на   основе комплексного изучения организмов нашей планеты. Изучение биологии на этой ступени основного общего образования должно быть направлено на решение следующих задач:

• формирование системы научных знанийо    системе     живой     природы,  

закономерностях   ее   развития,   исторически   быстром   сокращении   биологического  

разнообразия в биосфере, в результате деятельности человека в том числе;

• формирование   начальных   систематизированных   представлений   о   биологических  объектах (растениях),   процессах,   явлениях,   закономерностях,   об   экосистемной   организации  жизни, взаимосвязи живого и неживого в биосфере;

• приобретение   опыта   использования   методов   биологической   науки   и  проведения несложных биологических экспериментов для изучения растений и связи  человека с ними;

• формирование     основ     экологической     грамотности,     способности     оценивать  

последствия   деятельности   человека   в   природе;   выбирать   целевые   и   смысловые  

установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, осознание  

необходимости        действий    по    сохранению       биоразнообразия      и    природных  

местообитаний видов растений;

• формирование представлений о значении биологической науки в решении проблем  

необходимости рационального природопользования

На внеурочную деятельность отводится 10 часов. Материал курса  разделен   на   занятия,   им   предшествует   «Введение»,   в   котором   учащиеся знакомятся   с   правилами   поведения   в   лаборатории,   проходят   инструктаж  .  Во время каждого  занятия  ученики могут почувствовать себя  в роли различных ученых-биологов - ботаников. Содержание  данного      курса     строится     на    основе  деятельностного подхода: с помощью различных опытов отвечают на вопросы,  приобретают не только умение работать с лабораторным оборудованием, но и  умения описывать, сравнивать, анализировать полученные результаты и делать выводы.

2. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ  ОБУЧАЮЩИМИСЯ КУРСА

ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Я – БОТАНИК!»

Личностные результаты:

• знания основных принципов и правил отношения к живой природе;

• сформированность познавательных интересов и мотивов направленных на изучение  

живой   природы (растений);   интеллектуальных   умений   (доказывать,   строить   рассуждения,  анализировать,   сравнивать,   делать   выводы   и   другое),   эстетического   отношения   к  живым объектам (растениям).

Метапредметные результаты:  

• овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности: умение  

видеть   проблему,   ставить   вопросы,   выдвигать   гипотезы,   давать   определения  

понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и  

заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;

• умение     работать     с   разными      источниками       биологической      информации,  

анализировать  и  оценивать  информацию,  преобразовывать  информацию  из  одной  

формы в другую;

• умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации  

своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения,  

отстаивать свою позицию.

            Предметные результаты:  

1. В познавательной (интеллектуальной) сфере:

• выделение   существенных   признаков   биологических   объектов   (отличительных  

признаков растений; клеток и органов растений);  

• необходимость   защиты   окружающей   среды;

• объяснение   роли   биологии   в   практической   деятельности   людей;   места   и   роли  

человека   в   природе;   роли   различных   растений   в   жизни   человека;   значения  

биологического разнообразия для сохранения биосферы;

• сравнение   биологических   объектов   и   процессов,   умение   делать   выводы   и  

умозаключения на основе сравнения;

• выявление   приспособлений   растений   к   среде   обитания;   взаимосвязей   между  

особенностями строения клеток, тканей;

• овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических  

объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их  

результатов

2. В ценностно-ориентационной сфере:

• знание основных правил поведения в природе;

• анализ и оценка последствий деятельности человека в природе

3. В сфере трудовой деятельности:

• знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии;

• соблюдение   правил   работы   с   микроскопом

4. В сфере физической деятельности:

• освоение приемов выращивания и размножения культурных растений ухода за ними.  

5. В эстетической сфере:

• овладение   умением   оценивать   с   эстетической   точки   зрения   объекты   живой  

природы

3. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА «Я – БОТАНИК!»

1.Введение. Тропа ботаника, или очевидное-невероятное (1ч).

Общие представления о биологии и экологии растений. Понятие «ботаник». Методы изучения и исследования растений. Органы растений. Многообразие растений.

2.Почувствуй себя библиографом (1ч)

Страницы истории биологии- великие ботаники: Р. Гук, К. Линней, К.А.Тимирязев, Н.И.Вавилов.

3. Почувствуй себя цитологом (1ч)

Цитология – наука о клетке. Строение клеток растений. Органоиды клетки. Работа с влажными микропрепаратами

4.Почувствуй себя ботаником (1ч)

Изучение гербариев растений разных мест обитаний .

5.Почувствуй себя цветоводом (1ч)

Дикорастущие и культурные растения. Растениеводство. Использование растений для озеленения помещений. Наблюдения за комнатным растением. Фитодизайн. Флористика.

6.Почувствуй себя экоботаником (1ч)

Красная книга-список редких и находящихся под угрозой исчезновения растений. Красные книги: Международная, России, Бурятии.

7. Проектная деятельность «Я- БОТАНИК!» (1ч)

Выбор темы проекта: «Растения Красной Книги Бурятии», «Культурные растения сада» , «Культурные растения огорода», «Лекарственные растения», «Эти удивительные растения» и роли в проекте: «Я- поэт ботаник», «Я художник - ботаник», «Я – эколог – ботаник», «Я  - турист- ботаник»

8. Проектная деятельность «Я- БОТАНИК!» (1ч)

Работа в группе по темам проекта. Подготовка к выступлению и защите.

9.Парад БОТАНИКОВ (1ч)

«Я- БОТАНИК!». Мое отношение к изученным объектам природы- растениям. Защита творческих проектов.

10.Тропа ботаника (1ч)

Открытое мероприятие «Тропа ботаника!». Награждение участников.

4. КАЛЕНДАРНО- ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА

«Я- БОТАНИК!»

Тема занятия

Количество часов

Форма проведения

Виды деятельности

обучающихся

Дата проведения

план

факт

1

Введение. Тропа ботаника, или очевидное-невероятное.

1

Экскурсия

Выполнение заданий экскурсии (знать органы растений, составить схему «Многообразие растений». Собрать коллекцию листьев комнатных растений.)

2

Почувствуй себя библиографом

1

Творческая      мастерская

«Создание картотеки великих ботаников

Выставка картотеки ботаников

3

Почувствуй себя цитологом

1

Творческая      мастерская «Создание модели клетки растения из пластилина»

Модель клетки растения. Устанавливать части клетки

4

Почувствуй себя ботаником

1

Работа с  гербариями  растений разных мест обитаний.

Создать свой гербарий из комнатного растения

5

Почувствуй себя цветоводом

1

Наблюдение за комнатным растением.

Создание букета (рисунок)

6

Почувствуй себя экоботаником

1

Путешествие по страницам Красной книги

Создание плаката «По страницам Красной книги. Растения»

7

Проектная деятельность «Я- БОТАНИК!»

1

Творческая мастерская

Выбор темы проекта: «Растения Красной Книги Бурятии», «Культурные растения сада», «Культурные растения огорода», «Лекарственные растения», «Эти удивительные растения» и роли в проекте: «Я- поэт ботаник», «Я художник - ботаник», «Я – эколог – ботаник», «Я  - турист- ботаник»

8

Проектная деятельность «Я- БОТАНИК!»

1

Работа в группе по темам проекта.

Подготовка к выступлению и защите.

9

Парад БОТАНИКОВ

1

Защита проектов

Уметь представить и защитить свой проект

10

Тропа ботаника.

1

Открытое мероприятие «Тропа  ботаника»

Знания основных принципов и правил отношения к живой природе; умение работать в группе.



Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное учреждение

«Управление образования администрации МО «Баргузинский район»

МБОУ «Баргузинская средняя общеобразовательная школа»

___________________________________________________________________

671610, РБ, С.Баргузин, ул. Калинина 51 А; тел:8(30131)41540,41454, факс

8(30131)41540,barguzinschool@gmail.com

 «Рассмотрено»

Руководитель предметно-цикловой кафедры МБОУ «Баргузинская СОШ»:

____________/___________/

Протокол № ___   от

«__»_____________20___г.

«Согласовано»

Заместитель директора по НМР МБОУ «Баргузинская  СОШ»: Л.М.Жалсанова./__________/

 

«__»____________20___г.

«Утверждаю»

Директор МБОУ «Баргузинская СОШ»:

 А.И. Молчанов. /____________/

Приказ № ___ от «__»_______________20___г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

курса внеурочной деятельности по биологии

____«Я – ЗООЛОГ!»___

(наименование)

__________12-13 лет__________

возраст обучающихся

__________10 часов___________

срок реализации программы

                                                                                                   Составлена

                                                                                                                 учителем биологии

                                                                                                               высшей категории:

                                                                                                       Пономаревой

                                                                                                    Екатериной

                                                                                                        Геннадьевной

                                                                                                                       Принята  на заседании

                                                                                                                        педагогического совета

                                                                                                             протокол № ____

                                                                                                                   от «__»_____20___ г.

   с.  Баргузин

2020 г.

СОДЕРЖНИЕ ПРОГРАММЫ

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

2. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ  ОБУЧАЮЩИМИСЯ КУРСА

ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Я – ЗООЛОГ!»

3. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА «Я – ЗООЛОГ!»

4. КАЛЕНДАРНО- ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

       В условиях перехода российского образования на ФГОС происходит изменение   образовательной парадигмы, которая   затрагивает   все   компоненты изучения биологии. Введение в действие новыхфедеральных государственныхобразовательных   стандартов   в   корне   изменило   концептуальный   подход   вучебном   и   воспитательном   процессе   младших   школьников. Современный учебный процесс направлен не столько на достижение результатов в области предметных знаний, сколько на личностный рост ребенка,   формирование умения   адекватно   анализировать   и   оценивать   ситуацию,   стремления   к

самообразованию. Ключевым     звеном     в     изучении     биологии     является практическая деятельность. На данной стадии очень важно помочь школьникуосознать необходимость приобретаемых навыков, знаний, умений. Способность учиться   поддерживается формированием   универсальных   учебных   действий, которое подразумевает создание мотивации, определение и постановка целей, поиск     эффективных     методов     их     достижения.Обучениепоновымобразовательным стандартам  предусматривает организацию внеурочнойдеятельности. Внеурочная   деятельность   может   найти   свое   отображение  в организации  кружков, ролевых игр, семинаров и конференций, художественных конкурсов, что способствует раскрытию внутреннего потенциала каждого ученика, развитие и поддержание его таланта.  

       На биологию в 7 классе выделено 1 час, и этого порой не хватает для проведения     лабораторных работ и других занятий с практической направленностью, поэтому   возникла   идея   создания   курса «Я – ЗООЛОГ!» . До   введения   в   действие   нового Стандарта в образовательной   системе   имелось   четкое   описание   всех   учебных   процессов, были разработаны четкие дидактические и методические материалы по каждому отдельно взятому предмету. На сегодняшний день учитель имеет возможность самостоятельно   разрабатывать   концепцию   работы   с   классом,   учитывая  индивидуальность   каждого   школьника.  В   факультативный   курс   включеныразличные   виды   деятельности,   которые   помогут   развитию   компетенций   учащихся .  Ученики   7   классов   находятся  в   том   возрасте,   когда   их   сознание максимально открыто к восприятию любой информации. Они отличаются своей непосредственностью, доверчивостью,   любознательностью. При   организациипроцесса обучения на факультативном курсе в 7 классе необходимо обратить внимание на следующие аспекты:  

  • создание портфолио ученика, позволяющее оценивать его личностный рост при  

изучении  курса «Я – ЗООЛОГ!»;

  • использование     техник     и     приемов,     позволяющих     оценить     динамику  

формирования метапредметных универсальных действий на занятиях;  

  • использование личностно-ориентированных технологий (технология развития  

критического мышления, технология проблемного обучения, технология обучения в

сотрудничестве, кейс-технология, метод проектов);

  • организация   проектной   деятельности   школьников   и   проведение   1  занятия-

проекта, позволяющих школьникам представить индивидуальные (или групповые)

проекты по выбранной теме.  

 Данный курс разработан в соответствии с  ФГОС основного   общего  образования.  Новизна курса заключается в том, что он не изучается в школьной программе. Предлагаемый курс направлен на формирование у учащихся интереса к биологии, развитие любознательности, расширение знаний о живом мире, на развитие практических умений через обучение моделировать, отработку практических умений и применение полученных знаний на практике. Кроме того, он расширяет знания учащихся при изучении биологии в 6 классе.  

В  рамках данного курса запланированы   лабораторные   работы   и практические занятия, экскурсии. Программа курса «Я – ЗООЛОГ!» должна   не   только   сформировать   базовые   знания   и   умения, необходимые ученику в изучении основных разделов биологии, но и помочь в  становлении   устойчивого   познавательного   интереса   к   предмету,   заложить основы жизненно важных компетенций.

Целью изучения курса является более глубокое и осмысленное усвоение      практической составляющей школьной биологии. Главная цель курса заключается в том, чтобы ученик под руководством учителя, а впоследствии самостоятельно, определял   основные   этапы   биологического   разнообразия   на Земле,   неоднородность   организмов   в   пространстве   и   во   времени   на   основе комплексного изучения организмов нашей планеты. Изучение биологии на этой ступени основного общего образования должно быть направлено на решение следующих задач:

• формирование системы научных знаний о    системе     живой     природы,  

закономерностях   ее   развития,   исторически   быстром   сокращении   биологического  

разнообразия в биосфере, в результате деятельности человека в том числе;

• формирование   систематизированных   представлений   о   биологических  объектах (животных),   процессах,   явлениях,   закономерностях,   об   экосистемной   организации  жизни, взаимосвязи живого и неживого в биосфере;

• приобретение   опыта   использования   методов   биологической   науки   и  проведения несложных биологических экспериментов для изучения животных и связи  человека с ними;

• формирование     основ     экологической     грамотности,     способности     оценивать  

последствия   деятельности   человека   в   природе;   выбирать   целевые   и   смысловые  

установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, осознание  

необходимости        действий    по    сохранению       биоразнообразия      и    природных  

местообитаний видов растений;

• формирование представлений о значении биологической науки в решении проблем  

необходимости рационального природопользования

На внеурочную деятельность отводится 10 часов. Материал курса  разделен   на   занятия,   им   предшествует   «Введение»,   в   котором   учащиеся знакомятся   с   правилами   поведения   в   лаборатории,   проходят   инструктаж  .  Во время каждого  занятия  ученики могут почувствовать себя  в роли различных ученых-биологов - зоологов. Содержание  данного      курса     строится     на    основе  деятельностного подхода: с помощью различных опытов отвечают на вопросы,  приобретают не только умение работать с лабораторным оборудованием, но и  умения описывать, сравнивать, анализировать полученные результаты и делать выводы.

2. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ  ОБУЧАЮЩИМИСЯ КУРСА

ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Я – ЗООЛОГ!»

 Личностные результаты:

• знания основных принципов и правил отношения к живой природе;

• сформированность познавательных интересов и мотивов направленных на изучение  

живой   природы (животных);   интеллектуальных   умений   (доказывать,   строить   рассуждения,  анализировать,   сравнивать,   делать   выводы   и   другое),   эстетического   отношения   к  живым объектам (животным).

Метапредметные результаты:  

• овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности: умение  

видеть   проблему,   ставить   вопросы,   выдвигать   гипотезы,   давать   определения  

понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и  

заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;

• умение     работать     с   разными      источниками       биологической      информации,  

анализировать  и  оценивать  информацию,  преобразовывать  информацию  из  одной  

формы в другую;

• умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации  

своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения,  

отстаивать свою позицию.

            Предметные результаты:  

1. В познавательной (интеллектуальной) сфере:

• выделение   существенных   признаков   биологических   объектов   (отличительных  

признаков животных; клеток и органов животных);  

• необходимость   защиты   окружающей   среды;

• объяснение   роли   биологии   в   практической   деятельности   людей;   места   и   роли  

человека   в   природе;   роли   различных   животных   в   жизни   человека;   значения  

биологического разнообразия для сохранения биосферы;

• сравнение   биологических   объектов   и   процессов,   умение   делать   выводы   и  

умозаключения на основе сравнения;

• выявление   приспособлений   растений   к   среде   обитания;   взаимосвязей   между  

особенностями строения клеток, тканей;

• овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических  

объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их  

результатов

2. В ценностно-ориентационной сфере:

• знание основных правил поведения в природе;

• анализ и оценка последствий деятельности человека в природе

3. В сфере трудовой деятельности:

• знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии;

• соблюдение   правил   работы   с   микроскопом

4. В сфере физической деятельности:

• освоение приемов выращивания и размножения культурных растений ухода за ними.  

5. В эстетической сфере:

• овладение   умением   оценивать   с   эстетической   точки   зрения   объекты   живой  

природы

3. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА «Я – ЗООЛОГ!»

1.Введение. Тропа зоолога, или очевидное-невероятное (1ч).

Общие представления о биологии и экологии животных. Понятие «зоолог». Методы изучения и исследования животных. Органы и системы органов животных. Многообразие животных.

2.Почувствуй себя библиографом (1ч)

Страницы истории биологии- великие зоологи: А . Левенгук, П.С.Паллас,  Ч. Дарвин, И.П. Павлов.

3. Почувствуй себя цитологом (1ч)

Цитология – наука о клетке. Строение клеток животных. Органоиды клетки. Работа с влажными микропрепаратами.

4.Почувствуй себя зоологом (1ч)

Изучение животных разных мест обитаний. Дикие и домашние животные. Животноводство.

5.Почувствуй себя палеонтологом (1ч)

Эволюция животного мира. Вымершие животные. Эра динозавров.

6.Почувствуй себя экозоологом (1ч)

Красная книга-список редких и находящихся под угрозой исчезновения животных. Красные книги: Международная, России, Бурятии.

7. Проектная деятельность «Я- ЗООЛОГ!»

Выбор темы проекта: «Животные Красной Книги Бурятии», «Мой любимый домашний питомец», «Домашние сельскохозяйственные животные», «Дикие животные», «Эти удивительные животные» и роли в проекте: «Я- поэт зоолог», «Я художник - зоолог», «Я – эколог – зоолог», «Я  - турист- зоолог»

8. Проектная деятельность «Я- ЗООЛОГ!»

Работа в группе по темам проекта. Подготовка к выступлению и защите.

9.Парад ЗООЛОГОВ (1ч)

«Я- ЗООЛОГ!»  Мое отношение к изученным объектам природы- растениям. Защита творческих проектов.

10.Тропа зоолога (1ч)

Открытое мероприятие «Тропа зоолога!». Награждение участников.

4. КАЛЕНДАРНО- ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА «Я – ЗООЛОГ!»

Тема занятия

Количество часов

Форма проведения

Виды деятельности

обучающихся

Дата проведения

план

факт

1

1.Введение. Тропа зоолога, или очевидное-невероятное

1

Экскурсия

Выполнять задания экскурсии (знать органы и системы животных).

Составить схему «Многообразие животных».

2

Почувствуй себя библиографом

1

Творческая      мастерская

«Создание картотеки великих зоологов»

Выставка картотеки зоологов

3

Почувствуй себя цитологом

1

Творческая      мастерская «Создание модели клетки животного из пластилина»

Модель клетки животных. Устанавливать части клетки

4

Почувствуй себя зоологом

1

Викторина

Участие в викторине (знать значение диких и домашних животных в природе и жизни человека)

5

Почувствуй себя палеонтологом

1

Работа с  таблицами, просмотр видео «Эра динозавров»

Сообщение «Динозавры»

6

Почувствуй себя экозоологом

1

Путешествие по страницам Красной книги

Создание плаката «По страницам Красной книги. Животные»

7

Проектная деятельность «Я- ЗООЛОГ!»

 

1

Творческая мастерская

Выбор темы проекта: «Животные Красной Книги Бурятии»,

«Мой любимый домашний питомец», «Домашние сельскохозяйственные животные»,

«Дикие животные»,

 «Эти удивительные животные» и роли в проекте:

«Я- поэт зоолог»,

«Я художник - зоолог», «Я – эколог – зоолог», «Я  - турист- зоолог»

8

Проектная деятельность

 «Я- ЗООЛОГ!»

1

Работа в группе по темам проекта.

Подготовка к выступлению и защите.

9

Парад ЗООЛОГОВ

1

Защита проектов

Уметь представить и защитить свой проект

10

Тропа ЗООЛОГА.

1

Открытое мероприятие «Тропа  ЗООЛОГА»

Знания основных принципов и правил отношения к живой природе; умение работать в группе.



Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное учреждение

«Управление образования администрации МО «Баргузинский район»

МБОУ «Баргузинская средняя общеобразовательная школа»

___________________________________________________________________

671610, РБ, С.Баргузин, ул. Калинина 51 А; тел:8(30131)41540,41454, факс

8(30131)41540,barguzinschool@gmail.com

 «Рассмотрено»

Руководитель предметно-цикловой кафедры МБОУ «Баргузинская СОШ»:

____________/___________/

Протокол № ___   от

«__»_____________20___г.

«Согласовано»

Заместитель директора по НМР МБОУ «Баргузинская  СОШ»: Л.М.Жалсанова./__________/

 

«__»____________20___г.

«Утверждаю»

Директор МБОУ «Баргузинская СОШ»:

 А.И. Молчанов. /____________/

Приказ № ___ от «__»_______________20___г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

курса внеурочной деятельности по биологии

____«Я – АНТРОПОЛОГ!»___

(наименование)

__________13-14 лет__________

возраст обучающихся

__________10 часов___________

срок реализации программы

                                                                                                   Составлена

                                                                                                                 учителем биологии

                                                                                                               высшей категории:

                                                                                                       Пономаревой

                                                                                                    Екатериной

                                                                                                        Геннадьевной

                                                                                                                    Принята  на заседании

                                                                                                                     педагогического совета

                                                                                                             протокол № ____

                                                                                                                   от «__»_____20___ г.

   с.  Баргузин

2020 г.

СОДЕРЖНИЕ ПРОГРАММЫ

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

2. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ  ОБУЧАЮЩИМИСЯ КУРСА

ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Я – АНТРОПОЛОГ!»

3. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА «Я – АНТРОПОЛОГ!»

4. КАЛЕНДАРНО- ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

       В условиях перехода российского образования на ФГОС происходит изменение   образовательной парадигмы, которая   затрагивает   все   компоненты изучения биологии. Введение в действие новыхфедеральных государственныхобразовательных   стандартов   в   корне   изменило   концептуальный   подход   вучебном   и   воспитательном   процессе   младших   школьников. Современный учебный процесс направлен не столько на достижение результатов в области предметных знаний, сколько на личностный рост ребенка,   формирование умения   адекватно   анализировать   и   оценивать   ситуацию,   стремления   к

самообразованию. Ключевым     звеном     в     изучении     биологии     является практическая деятельность. На данной стадии очень важно помочь школьникуосознать необходимость приобретаемых навыков, знаний, умений. Способность учиться   поддерживается формированием   универсальных   учебных   действий, которое подразумевает создание мотивации, определение и постановка целей, поиск     эффективных     методов     их     достижения.Обучениепоновымобразовательным стандартам  предусматривает организацию внеурочнойдеятельности. Внеурочная   деятельность   может   найти   свое   отображение  в организации  кружков, ролевых игр, семинаров и конференций, художественных конкурсов, что способствует раскрытию внутреннего потенциала каждого ученика, развитие и поддержание его таланта.  

       На биологию в 8 классе выделено 2 часа в неделю, и этого порой не хватает для проведения     лабораторных работ и других занятий с практической направленностью, поэтому   возникла   идея   создания   курса «Я – АНТРОПОЛОГ!» . До   введения   в   действие   нового Стандарта в образовательной   системе   имелось   четкое   описание   всех   учебных   процессов, были разработаны четкие дидактические и методические материалы по каждому отдельно взятому предмету. На сегодняшний день учитель имеет возможность самостоятельно   разрабатывать   концепцию   работы   с   классом,   учитывая  индивидуальность   каждого   школьника.  В   факультативный   курс   включеныразличные   виды   деятельности,   которые   помогут   развитию   компетенций   учащихся .  Ученики   7   классов   находятся  в   том   возрасте,   когда   их   сознание максимально открыто к восприятию любой информации. Они отличаются своей непосредственностью, доверчивостью,   любознательностью. При   организациипроцесса обучения на факультативном курсе в 8 классе необходимо обратить внимание на следующие аспекты:  

  • создание портфолио ученика, позволяющее оценивать его личностный рост при  

изучении  курса «Я – АНТРОПОЛОГ!»;

  • использование     техник     и     приемов,     позволяющих     оценить     динамику  

формирования метапредметных универсальных действий на занятиях;  

  • использование личностно-ориентированных технологий (технология развития  

критического мышления, технология проблемного обучения, технология обучения в

сотрудничестве, кейс-технология, метод проектов);

  • организация   проектной   деятельности   школьников   и   проведение   1  занятия-

проекта, позволяющих школьникам представить индивидуальные (или групповые)

проекты по выбранной теме.  

 Данный курс разработан в соответствии с  ФГОС основного   общего  образования.  Новизна курса заключается в том, что он не изучается в школьной программе. Предлагаемый курс направлен на формирование у учащихся интереса к биологии, развитие любознательности, расширение знаний о живом мире, на развитие практических умений через обучение моделировать, отработку практических умений и применение полученных знаний на практике. Кроме того, он расширяет знания учащихся при изучении биологии в 8 классе.  

В  рамках данного курса запланированы   лабораторные   работы   и практические занятия, экскурсии. Программа курса «Я – АНТРОЛОГ!» должна   не   только   сформировать   базовые   знания   и   умения, необходимые ученику в изучении основных разделов биологии, но и помочь в  становлении   устойчивого   познавательного   интереса   к   предмету,   заложить основы жизненно важных компетенций.

Целью изучения курса является более глубокое и осмысленное усвоение      практической составляющей школьной биологии. Главная цель курса заключается в том, чтобы ученик под руководством учителя, а впоследствии самостоятельно, определял   основные   этапы   биологического   разнообразия   на Земле,   неоднородность   организмов   в   пространстве   и   во   времени   на   основе комплексного изучения организмов нашей планеты. Изучение биологии на этой ступени основного общего образования должно быть направлено на решение следующих задач:

• формирование системы научных знаний о    системе     живой     природы,  

закономерностях   ее   развития,   исторически   быстром   сокращении   биологического  

разнообразия в биосфере, в результате деятельности человека в том числе;

• формирование   систематизированных   представлений   о   биологических  объектах  и процессах,   явлениях,   закономерностях,   об   экосистемной   организации  жизни, взаимосвязи живого и неживого в биосфере;

• приобретение   опыта   использования   методов   биологической   науки   и  проведения несложных биологических экспериментов для изучения человека;

• формирование     основ     экологической     грамотности,     способности     оценивать  

последствия   деятельности   человека   в   природе;   выбирать   целевые   и   смысловые  

установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, осознание  

необходимости        действий    по    сохранению       биоразнообразия      и    природных  

местообитаний видов растений;

• формирование представлений о значении биологической науки в решении проблем  

необходимости рационального природопользования

На внеурочную деятельность отводится 10 часов. Материал курса  разделен   на   занятия,   им   предшествует   «Введение»,   в   котором   учащиеся знакомятся   с   правилами   поведения   в   лаборатории,   проходят   инструктаж  .  Во время каждого  занятия  ученики могут почувствовать себя  в роли различных ученых-биологов - антропологов. Содержание  данного      курса     строится     на    основе  деятельностного подхода: с помощью различных опытов отвечают на вопросы,  приобретают не только умение работать с лабораторным оборудованием, но и  умения описывать, сравнивать, анализировать полученные результаты и делать выводы.

2. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ  ОБУЧАЮЩИМИСЯ КУРСА

ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Я – АНТРОПОЛОГ!»

 Личностные результаты:

• знания основных принципов и правил отношения к живой природе;

• сформированность познавательных интересов и мотивов направленных на изучение  

Человека как объекта живой   природы (животных);   интеллектуальных   умений   (доказывать,   строить   рассуждения,  анализировать,   сравнивать,   делать   выводы   и   другое).

Метапредметные результаты:  

• овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности: умение  

видеть   проблему,   ставить   вопросы,   выдвигать   гипотезы,   давать   определения  

понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и  

заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;

• умение     работать     с   разными      источниками       биологической      информации,  

анализировать  и  оценивать  информацию,  преобразовывать  информацию  из  одной  

формы в другую;

• умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации  

своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения,  

отстаивать свою позицию.

            Предметные результаты:  

1. В познавательной (интеллектуальной) сфере:

• выделение   существенных   признаков   биологических   объектов   (отличительных  

признаков человека от животных; клеток и органов);  

• необходимость   защиты   окружающей   среды;

• объяснение   роли   биологии   в   практической   деятельности   людей;   места   и   роли  

человека   в   природе;   роли   различных   животных   в   жизни   человека;   значения  

биологического разнообразия для сохранения биосферы;

• сравнение   биологических   объектов   и   процессов,   умение   делать   выводы   и  

умозаключения на основе сравнения;

•  овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических  

объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их  

результатов

2. В ценностно-ориентационной сфере:

• знание основных правил поведения в природе;

• анализ и оценка последствий деятельности человека в природе

3. В сфере трудовой деятельности:

• знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии;

• соблюдение   правил   работы   с   микроскопом

4. В сфере физической деятельности:

• освоение приемов выращивания и размножения культурных растений ухода за ними.  

5. В эстетической сфере:

• овладение   умением   оценивать   с   эстетической   точки   зрения   объекты   живой  

природы

3. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА «Я – АНТРОПОЛОГ!»

1.Введение. Я- АНТРОПОЛОГ (1ч).

Общие представления о биологии и экологии человека. Понятие «антрополог». Методы изучения и исследования человека. Органы и системы органов человека.

2.Почувствуй себя библиографом (1ч)

Страницы истории биологии- великие биологи: Гипократ, Авицена, Ч. Дарвин, И.П. Павлов, Сеченов, Пирогов.

3. Почувствуй себя цитологом (1ч)

Цитология – наука о клетке. Строение клеток животных. Органоиды клетки. Работа с влажными микропрепаратами.

4.Почувствуй себя антропологом- эволюционистом (1ч)

Эволюция человека (антропогенез).

5.Почувствуй себя психологом (1ч)

Психология личности человека

6.Почувствуй себя профессионалом- антропологом (1ч)

Мир профессий биолога. Мы выбираем. Нас выбирают.

7. Проектная деятельность «Я- АНТРОПОЛОГ!»

Выбор темы проекта: «Моя родословная», «Что в имени моем», «Биоритмы человека»

8. Проектная деятельность «Я- АНТРОПОЛОГ!»

Работа в группе по темам проекта. Подготовка к выступлению и защите.

9.Парад АНТРОПОЛОГОВ(1ч)

«Я- АНТРОПОЛОГ!». Защита творческих проектов.

10.Тропа антрополога (1ч)

Открытое мероприятие «Тропа зоолога!». Награждение участников.

4. КАЛЕНДАРНО- ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА

«Я – АНТРОПОЛОГ!»

Тема занятия

Количество часов

Форма проведения

Виды деятельности обучающихся

Дата проведения

план

факт

1

Введение. Я- АНТРОПОЛОГ

1

Практикум

Выполнять задания практикума.

Знать органы и системы человека.

Определять антропометрические данные

2

Почувствуй себя библиографом

1

Творческая      мастерская

«Создание картотеки великих зоологов»

Выставка картотеки биологов

3

Почувствуй себя цитологом

1

Творческая      мастерская «Создание модели клетки человека из пластилина»

Модель клетки человека. Устанавливать части клетки

4

Почувствуй себя антропологом- эволюционистом

1

Тестирование

Знать этапы эволюции человека

5

Почувствуй себя психологом

1

Тестирование

Определять темперамент, социометрию

6

Почувствуй себя профессионалом- антропологом

1

Путешествие в страну профессий

Определять свои склонности и интересы

7

Проектная деятельность «Я- АНТРОПОЛОГ!

1

Творческая мастерская

Выбор темы проекта: «Моя родословная», «Что в имени моем», «Биоритмы человека»

8

Проектная деятельность

 «Я- АНТРОПОЛОГ!

1

Работа в группе по темам проекта.

Подготовка к выступлению и защите.

9

Парад АНТРОПОЛОГОВ

1

Защита проектов

Уметь представить и защитить свой проект

10

Тропа антрополога

1

Открытое мероприятие «Тропа  АНТРОПОЛОГА»

Знания основных принципов и правил отношения к живой природе; умение работать в группе.



Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное учреждение

«Управление образования администрации МО «Баргузинский район»

МБОУ «Баргузинская средняя общеобразовательная школа»

___________________________________________________________________

671610, РБ, С.Баргузин, ул. Калинина 51 А; тел:8(30131)41540,41454, факс

8(30131)41540,barguzinschool@gmail.com

 «Рассмотрено»

Руководитель предметно-цикловой кафедры МБОУ «Баргузинская СОШ»:

____________/___________/

Протокол № ___   от

«__»_____________20___г.

«Согласовано»

Заместитель директора по НМР МБОУ «Баргузинская  СОШ»: Л.М.Жалсанова./__________/

 

«__»____________20___г.

«Утверждаю»

Директор МБОУ «Баргузинская СОШ»:

 А.И. Молчанов. /____________/

Приказ № ___ от «__»_______________20___г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

курса внеурочной деятельности по биологии

____«Я – БИОЛОГ!»___

(наименование)

__________14-15 лет__________

возраст обучающихся

__________10 часов___________

срок реализации программы

                                                                                                   Составлена

                                                                                                                 учителем биологии

                                                                                                               высшей категории:

                                                                                                       Пономаревой

                                                                                                    Екатериной

                                                                                                        Геннадьевной

                                                                                                                    Принята  на заседании

                                                                                                                     педагогического совета

                                                                                                            протокол № ____

                                                                                                                   от «__»_____20___ г.

   с.  Баргузин

2020 г

СОДЕРЖНИЕ ПРОГРАММЫ

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

2. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА «Я – БИОЛОГ!»

3. КАЛЕНДАРНО- ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА

4. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ  ОБУЧАЮЩИМИСЯ КУРСА

ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Я – БИОЛОГ!»

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

В условиях перехода российского образования на ФГОС происходит изменение   образовательной парадигмы, которая   затрагивает   все   компоненты изучения биологии. Введение в действие новых федеральных государственных образовательных   стандартов   в   корне   изменило   концептуальный   подход   вучебном   и   воспитательном   процессе   младших   школьников. Современный учебный процесс направлен не столько на достижение результатов в области предметных знаний, сколько на личностный рост ребенка,   формирование умения   адекватно   анализировать   и   оценивать   ситуацию,   стремления   к

самообразованию. Ключевым     звеном     в     изучении     биологии     является практическая деятельность. На данной стадии очень важно помочь школьникуосознать необходимость приобретаемых навыков, знаний, умений. Способность учиться   поддерживается формированием   универсальных   учебных   действий, которое подразумевает создание мотивации, определение и постановка целей, поиск эффективных     методов     их     достижения. Обучение по новым образовательным стандартам  предусматривает организацию внеурочнойдеятельности. Внеурочная   деятельность   может   найти   свое   отображение  в организации  кружков, ролевых игр, семинаров и конференций, художественных конкурсов, что способствует раскрытию внутреннего потенциала каждого ученика, развитие и поддержание его таланта.

       На биологию в 9 классе выделено 2 часа, и этого порой не хватает для проведения     лабораторных работ и других занятий с практической направленностью, поэтому   возникла   идея   создания   курса «Я – БИОЛОГ!» . До   введения   в   действие   нового Стандарта в образовательной   системе   имелось   четкое   описание   всех   учебных   процессов, были разработаны четкие дидактические и методические материалы по каждому отдельно взятому предмету. На сегодняшний день учитель имеет возможность самостоятельно   разрабатывать   концепцию   работы   с   классом,   учитывая  индивидуальность   каждого   школьника.  В   факультативный   курс   включеныразличные   виды   деятельности,   которые   помогут   развитию   компетенций   учащихся .  Ученики   9   классов   максимально открыты к восприятию любой информации. Они отличаются своей непосредственностью, доверчивостью,   любознательностью. При   организациипроцесса обучения на факультативном курсе в 9 классе необходимо обратить внимание на следующие аспекты:  

  • создание портфолио ученика, позволяющее оценивать его личностный рост при  

изучении  курса «Я – БИОЛОГ!»;

  • использование     техник     и     приемов,     позволяющих     оценить     динамику  

формирования метапредметных универсальных действий на занятиях;  

  • использование личностно-ориентированных технологий (технология развития  

критического мышления, технология проблемного обучения, технология обучения в

сотрудничестве, кейс-технология, метод проектов);

 Данный курс разработан в соответствии с  ФГОС основного   общего  образования.  Новизна курса заключается в том, что он не изучается в школьной программе. Предлагаемый курс направлен на формирование у учащихся интереса к биологии, развитие любознательности, расширение знаний о живом мире, на развитие практических умений через обучение моделировать, отработку практических умений и применение полученных знаний на практике.

В  рамках данного курса запланированы   лабораторные   работы   и практические занятия, экскурсии. Программа курса «Я – БИОЛОГ!» должна   не   только   сформировать   базовые   знания   и   умения, необходимые ученику в изучении основных разделов биологии, но и помочь в  становлении   устойчивого   познавательного   интереса   к   предмету,   заложить основы жизненно важных компетенций.

Целью изучения курса является более глубокое и осмысленное усвоение      практической составляющей школьной биологии. Главная цель курса заключается в том, чтобы ученик под руководством учителя, а впоследствии самостоятельно, определял   основные   этапы   биологического   разнообразия   на Земле,   неоднородность   организмов   в   пространстве   и   во   времени   на   основе комплексного изучения организмов нашей планеты. Изучение биологии на этой ступени основного общего образования должно быть направлено на решение следующих задач:

• формирование системы научных знаний о    системе     живой     природы,  

закономерностях   ее   развития,   исторически   быстром   сокращении   биологического  

разнообразия в биосфере, в результате деятельности человека в том числе;

• формирование   систематизированных   представлений   о   биологических  объектах (животных),   процессах,   явлениях,   закономерностях,   об   экосистемной   организации  жизни, взаимосвязи живого и неживого в биосфере;

• приобретение   опыта   использования   методов   биологической   науки   и  проведения несложных биологических экспериментов для изучения животных и связи  человека с ними;

• формирование     основ     экологической     грамотности,     способности     оценивать  последствия   деятельности   человека   в   природе;   выбирать   целевые   и   смысловые  установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, осознание  необходимости        действий    по    сохранению       биоразнообразия      и    природных  местообитаний видов растений;

• формирование представлений о значении биологической науки в решении проблем  

необходимости рационального природопользования

На внеурочную деятельность отводится 10 часов. Материал курса  разделен   на   занятия,   им   предшествует   «Введение»,   в   котором   учащиеся знакомятся   с   правилами   поведения   в   лаборатории,   проходят   инструктаж  .  Во время каждого  занятия  ученики могут почувствовать себя  в роли различных ученых-биологов. Содержание  данного      курса     строится     на    основе  деятельностного подхода: с помощью различных опытов отвечают на вопросы,  приобретают не только умение работать с лабораторным оборудованием, но и  умения описывать, сравнивать, анализировать полученные результаты и делать выводы.

2. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ  ОБУЧАЮЩИМИСЯ КУРСА

ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Я – БИОЛОГ!»

 Личностные результаты:

• знания основных принципов и правил отношения к живой природе;

• сформированность познавательных интересов и мотивов направленных на изучение  

живой   природы своего края;   интеллектуальных   умений   (доказывать,   строить   рассуждения,  анализировать,   сравнивать,   делать   выводы   и   другое),   эстетического   отношения   к  живым объектам.

Метапредметные результаты:  

• овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности: умение  

видеть   проблему,   ставить   вопросы,   выдвигать   гипотезы,   давать   определения  

понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и  

заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;

• умение     работать     с   разными      источниками       биологической      информации,  

анализировать  и  оценивать  информацию,  преобразовывать  информацию  из  одной  

формы в другую;

• умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации  

своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения,  

отстаивать свою позицию.

            Предметные результаты:  

1. В познавательной (интеллектуальной) сфере:

• выделение   существенных   признаков   биологических   объектов   (отличительных  

признаков животных; клеток и органов животных);  

• необходимость   защиты   окружающей   среды;

• объяснение   роли   биологии   в   практической   деятельности   людей;   места   и   роли  человека   в   природе;   роли   различных   животных   в   жизни   человека;   значения  

биологического разнообразия для сохранения биосферы;

• сравнение   биологических   объектов   и   процессов,   умение   делать   выводы   и  

умозаключения на основе сравнения;

• выявление   приспособлений   растений   к   среде   обитания;   взаимосвязей   между  

особенностями строения клеток, тканей;

• овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических  

объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их  

результатов

2. В ценностно-ориентационной сфере:

• знание основных правил поведения в природе;

• анализ и оценка последствий деятельности человека в природе

3. В сфере трудовой деятельности:

• знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии;

• соблюдение   правил   работы   с   микроскопом

4. В сфере физической деятельности:

• освоение приемов выращивания и размножения культурных растений ухода за ними.  

5. В эстетической сфере:

• овладение   умением   оценивать   с   эстетической   точки   зрения   объекты   живой  

природы

3. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА «Я – БИОЛОГ!»

1.Введение. Тропа биолога, или очевидное-невероятное (1ч).

Общие представления о биологии и экологии. Методы изучения и исследования в биологии. Экосистемы Бурятии. Многообразие растений и животных.

2.Почувствуй себя краеведом (1ч)

Страницы истории в изучении природных условий Бурятии. Природные зоны Бурятии.

3. Проектная деятельность «Я- БИОЛОГ-  КРАЕВЕД!» (1ч)

Выбор темы проекта: «Природная зона Бурятии- тайга», «Природная зона Бурятии - степь», «Жемчужина Сибири- Байкал». Обсуждение плана проектов

4. Проектная деятельность «Я- БИОЛОГ-  КРАЕВЕД!» (4ч)

 

Работа в группе по темам проекта. Подготовка к выступлению и защите.

5.Парад КРАЕВЕДОВ (2ч)

«Я- БИОЛОГ!»  Мое отношение к изученным объектам природы- растениям. Защита творческих проектов.

6.Почувствуй себя экологом-краеведом (1ч)

Экологические проблемы Бурятии. Наш вклад в охрану природы.

7.Тропа биолога (1ч)

Открытое мероприятие «Таежная, озерная, степная!». Награждение участников.

4. КАЛЕНДАРНО- ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА «Я – БИОЛОГ!»

Тема занятия

Количество часов

Форма проведения

Виды деятельности обучающихся

Дата проведения

план

факт

1

1.Введение. Тропа биолога, или очевидное-невероятное

1

Экскурсия

Выполнять задания экскурсии (называть и давать характеристику экосистем Бурятии.)

2

Почувствуй себя краеведом

1

Творческая      мастерская

Характеризовать

Природные зоны Бурятии.

3

Проектная деятельность

«Я- БИОЛОГ- КРАЕВЕД!»

 

1

Творческая мастерская

Выбор темы проекта: «Природная зона Бурятии- тайга», «Природная зона Бурятии - степь», «Жемчужина Сибири- Байкал».  

4

Проектная деятельность

«Я- БИОЛОГ- КРАЕВЕД!»

3

Работа в группе по темам проекта.

Подготовка к выступлению и защите.

5

Парад КРАЕВЕДОВ

2

Защита проектов

Уметь представить и защитить свой проект

6

Почувствуй себя экологом-краеведом

1

Дискуссион-ный клуб

Знать основные экологические проблемы своего края

7

Тропа БИОЛОГА

1

Открытое мероприятие «Таежная, озерная, степная!»

Знания основных принципов и правил отношения к живой природе; умение работать в группе.