Внеурочная деятельность по биологии
Формы внеурочной деятельности по биологии:
- Массовые натуралистические мероприятия: тематические вечера, биологические олимпиады, предметные недели.
- Проектно-исследовательская деятельность. Она способствует формированию организационных, информационных, коммуникативных умений и навыков учащихся, а также развивает интерес к изучаемому предмету.
- Участие в интернет-конкурсах и олимпиадах. Это эффективный способ выявления и развития потенциала одарённых детей.
Разные виды внеурочной деятельности, в том числе дистанционные конкурсы и олимпиады, представляют собой единый, сложный и взаимосвязанный комплекс деятельности учителей, учащихся и их родителей, направленный на воспитание интеллектуально развитой и духовно богатой личности ребёнка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
2020progr_vnuroch_deyat_fgos_5_klass.docx | 26.29 КБ |
2020progr_vnuroch_deyat_fgos_6_klass_.docx | 26.08 КБ |
2020progr_vnuroch_deyat_fgos_7_klass_.docx | 26.75 КБ |
2020progr_vnuroch_deyat_fgos_8_klass_.docx | 26.03 КБ |
2020progr_vnuroch_deyat_fgos_9_klass.docx | 26.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное учреждение
«Управление образования администрации МО «Баргузинский район»
МБОУ «Баргузинская средняя общеобразовательная школа»
___________________________________________________________________
671610, РБ, С.Баргузин, ул. Калинина 51 А; тел:8(30131)41540,41454, факс
8(30131)41540,barguzinschool@gmail.com
«Рассмотрено» Руководитель предметно-цикловой кафедры МБОУ «Баргузинская СОШ»: ____________/___________/ Протокол № ___ от «__»_____________20___г. | «Согласовано» Заместитель директора по НМР МБОУ «Баргузинская СОШ»: Л.М.Жалсанова./__________/
«__»____________20___г. | «Утверждаю» Директор МБОУ «Баргузинская СОШ»: А.И. Молчанов. /____________/ Приказ № ___ от «__»_______________20___г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности по биологии
____«Я – НАТУРАЛИСТ!»___
(наименование)
__________10-11 лет__________
возраст обучающихся
__________10 часов___________
срок реализации программы
Составлена
учителем биологии
высшей категории:
Пономаревой
Екатериной
Геннадьевной
Принята на заседании
педагогического совета
протокол № ____
от «__»_____20___ г.
с. Баргузин
2020 г.
СОДЕРЖНИЕ ПРОГРАММЫ
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
2. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ОБУЧАЮЩИМИСЯ КУРСА
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Я – НАТУРАЛИСТ!»
3. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА «Я – НАТУРАЛИСТ!»
4. КАЛЕНДАРНО- ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В условиях перехода российского образования на ФГОС происходит изменение образовательной парадигмы, которая затрагивает все компоненты изучения биологии. Введение в действие новых федеральных государственных образовательных стандартов в корне изменило концептуальный подход в учебном и воспитательном процессе младших школьников. Современный учебный процесс направлен не столько на достижение результатов в области предметных знаний, сколько на личностный рост ребенка, формирование умения адекватно анализировать и оценивать ситуацию, стремления к
самообразованию. Ключевым звеном в изучении биологии является практическая деятельность. На данной стадии очень важно помочь школьнику осознать необходимость приобретаемых навыков, знаний, умений. Способность учиться поддерживается формированием универсальных учебных действий, которое подразумевает создание мотивации, определение и постановка целей, поиск эффективных методов их достижения. Обучение по новым образовательным стандартам предусматривает организацию внеурочной деятельности. Внеурочная деятельность может найти свое отображение в организации кружков, ролевых игр, семинаров и конференций, художественных конкурсов, что способствует раскрытию внутреннего потенциала каждого ученика, развитие и поддержание его таланта.
На биологию в 5 классе выделен всего 1 час, и этого порой не хватает для проведения лабораторных работ и других занятий с практической направленностью, поэтому возникла идея создания курса «Я – НАТУРАЛИСТ!». До введения в действие нового Стандарта в образовательной системе имелось четкое описание всех учебных процессов, были разработаны четкие дидактические и методические материалы по каждому
отдельно взятому предмету. На сегодняшний день учитель имеет возможность самостоятельно разрабатывать концепцию работы с классом, учитывая
индивидуальность каждого школьника. В факультативный курс включены различные виды деятельности, которые помогут развитию компетенций учащихся . Ученики 5 классов находятся в том возрасте, когда их сознание максимально открыто к восприятию любой информации. Они отличаются своей непосредственностью, доверчивостью, любознательностью. При организации процесса обучения на факультативном курсе в 5 классе необходимо обратить внимание на следующие аспекты:
- создание портфолио ученика, позволяющее оценивать его личностный рост при
изучении курса «Я – НАТУРАЛИСТ!» ;
- использование техник и приемов, позволяющих оценить динамику
формирования метапредметных универсальных действий на занятиях;
- использование личностно-ориентированных технологий (технология развития
критического мышления, технология проблемного обучения, технология обучения в
сотрудничестве, кейс-технология, метод проектов);
- организация проектной деятельности школьников и проведение 1 занятия-
проекта, позволяющих школьникам представить индивидуальные (или групповые)
проекты по выбранной теме.
Данный курс разработан в соответствии с ФГОС основного общего образования. Новизна курса заключается в том, что он не изучается в школьной программе. Предлагаемый курс направлен на формирование у учащихся интереса к биологии, развитие любознательности, расширение знаний о живом мире, на развитие практических умений через обучение моделировать, отработку практических умений и применение полученных знаний на практике. Кроме того, он подготавливает учащихся к изучению биологии в 6–7 классах.
В рамках данного курса запланированы лабораторные работы и практические занятия, экскурсии. Программа курса «Я – НАТУРАЛИСТ!» должна не только сформировать базовые знания и умения, необходимые ученику в изучении основных разделов биологии, но и помочь в становлении устойчивого познавательного интереса к предмету, заложить основы жизненно важных компетенций.
Целью изучения курса является более глубокое и осмысленное усвоение практической составляющей школьной биологии. Главная цель курса заключается в том, чтобы ученик под руководством учителя, а впоследствии самостоятельно, определял основные этапы биологического разнообразия на Земле, неоднородность организмов в пространстве и во времени на основе комплексного изучения организмов нашей планеты. Изучение биологии на этой ступени основного общего образования должно быть направлено на решение следующих задач:
• формирование системы научных знаний о системе живой природы,
закономерностях ее развития, исторически быстром сокращении биологического
разнообразия в биосфере, в результате деятельности человека в том числе;
• формирование начальных систематизированных представлений о биологических
объектах, процессах, явлениях, закономерностях, об экосистемной организации
жизни, взаимосвязи живого и неживого в биосфере;
• приобретение опыта использования методов биологической науки и проведения несложных биологических экспериментов для изучения живых организмов и связи человека с ним;
• формирование основ экологической грамотности, способности оценивать
последствия деятельности человека в природе; выбирать целевые и смысловые
установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, осознание
необходимости действий по сохранению биоразнообразия и природных
местообитаний видов растений;
• формирование представлений о значении биологической науки в решении проблем
необходимости рационального природопользования
На внеурочную деятельность отводится 10 часов. Материал курса разделен на занятия, им предшествует «Введение», в котором учащиеся знакомятся с правилами поведения в лаборатории, проходят инструктаж . Во время каждого занятия ученики могут почувствовать себя в роли различных ученых-биологов. Содержание данного курса строится на основе деятельностного подхода: с помощью различных опытов отвечают на вопросы, приобретают не только умение работать с лабораторным оборудованием, но и умения описывать, сравнивать, анализировать полученные результаты и делать выводы.
2. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ОБУЧАЮЩИМИСЯ КУРСА
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Личностные результаты:
• знания основных принципов и правил отношения к живой природе;
• сформированность познавательных интересов и мотивов направленных на изучение
живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения,
анализировать, сравнивать, делать выводы и другое), эстетического отношения к
живым объектам
Метапредметные результаты:
• овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности: умение
видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения
понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и
заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;
• умение работать с разными источниками биологической информации,
анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной
формы в другую;
• умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации
своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения,
отстаивать свою позицию.
Предметные результаты:
1. В познавательной (интеллектуальной) сфере:
• выделение существенных признаков биологических объектов (отличительных
признаков живых организмов; клеток и организмов растений, животных);
• необходимость защиты окружающей среды;
• объяснение роли биологии в практической деятельности людей; места и роли
человека в природе; роли различных организмов в жизни человека; значения
биологического разнообразия для сохранения биосферы;
• сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и
умозаключения на основе сравнения;
• выявление приспособлений организмов к среде обитания; взаимосвязей между
особенностями строения клеток, тканей;
• овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических
объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их
результатов
2. В ценностно-ориентационной сфере:
• знание основных правил поведения в природе;
• анализ и оценка последствий деятельности человека в природе
3. В сфере трудовой деятельности:
• знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии;
• соблюдение правил работы с микроскопом
4. В сфере физической деятельности:
• освоение приемов наблюдения и сохранения биологического разнообразия.
5. В эстетической сфере:
• овладение умением оценивать с эстетической точки зрения объекты живой
природы
3. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА «Я – НАТУРАЛИСТ!»
1.Введение. Тропа натуралиста, или очевидное-невероятное (1ч).
Общие представления о биологии и экологии. Понятие «натуралист». Методы исследования природы.
2.Почувствуй себя натуралистом. «Живая и неживая природа» (1ч)
Природа живая и неживая. Разнообразие живых существ ( царства органического мира: растения, грибы, бактерии, животные).
Понятие «сообщество», «экосистема». Совместная жизнь организмов в сообществе и экосистеме. Объекты изучения натуралиста: лес, озеро, река, луг, болото.
3.Почувствуй себя библиографом (1ч)
Страницы истории биологии- великие натуралисты- естествоиспытатели: Аристотель, У. Гарвей, Р. Гук, К. Линней, А.В. Левенгук, А.Реди.
4.Почувствуй себя цитологом (1ч)
Цитология – наука о клетке. Строение клеток организмов. Клетка растения. Органоиды клетки.
5.Почувствуй себя экологом - натуралистом (1ч)
Экология- наука о взаимоотношениях организмов друг с другом и со средой обитания.Экологические проблемы планеты. Охрана природы.
6.Почувствуй себя экотуристом (1ч)
Красная книга-список редких и находящихся под угрозой исчезновения животных, растений и грибов. Красные книги: Международная, России, Бурятии.
7. Проектная деятельность «Я – НАТУРАЛИСТ!» (1ч)
Выбор темы проекта: «Лес», «Озеро», «Река», «Луг», «Болото» и роли в проекте: «Я- поэт натуралист», «Я художник - натуралист», «Я – эколог – натуралист», «Я - экотурист», «Я музыкант - натуралист»
8. Проектная деятельность «Я – НАТУРАЛИСТ!» (1ч)
Работа в группе по темам проекта. Подготовка к выступлению и защите.
9.Парад натуралистов (1ч)
«Я- натуралист!». Мое отношение к изученным объектам природы. Защита творческих проектов.
10.Тропа натуралиста (1ч)
Открытое мероприятие «Тропа натуралиста!». Награждение участников.
2. КАЛЕНДАРНО- ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА
«Я – НАТУРАЛИСТ!»
№ | Тема занятия | Количество часов | Форма проведения | Виды деятельности обучающихся | Дата проведения | |
план | факт | |||||
1 | Введение. Тропа натуралиста или очевидное-невероятное. | 1 | Викторина | Список тем проекта выдать учащимся для выбора: «Я- поэт - натуралист», «Я - художник - натуралист», «Я- этолог-натуралист», «Я – эколог -натуралист», «Я библиограф - натуралист», «Я –цветовод- натуралист», «Я эко- турист - натуралист» | ||
2 | Почувствуй себя натуралистом. «Живая и неживая природа» | 1 | Экскурсия | Выполнение заданий на умение сравнивать объекты живой и неживой природы, делать вывод о различиях тел живой и неживой природы. Оформить отчеты об экскурсии. | ||
3 | Почувствуй себя библиографом | 1 | Творческая мастерская «Создание картотеки великих естествоиспытателей» | Выставка картотеки естествоиспытателей | ||
4 | Почувствуй себя цитологом | 1 | Творческая мастерская «Создание модели клетки из пластилина» | Создание Модели клетки. Устанавливать части клетки | ||
5 | Почувствуй себя экологом | 1 | Игра «Земля – наш общий дом» | Выполнение заданий игры (определять среды жизни организмов, называть представителей). Мини- проект «Сохраним планету» | ||
6 | Почувствуй себя экотуристом | 1 | Путешествие по страницам Красной книги | Создание плаката «По страницам Красной книги» | ||
7 | Проектная деятельность «Я – НАТУРАЛИСТ!» | 1 | Творческая мастерская | Работа над проектом Выбор темы проекта: «Лес», «Озеро», «Река», «Луг», «Болото» и роли в проекте: «Я- поэт натуралист», «Я художник - натуралист», «Я – эколог – натуралист», «Я - экотурист», «Я музыкант - натуралист» | ||
8 | Проектная деятельность «Я – НАТУРАЛИСТ!» | 1 | Работа в группе по темам проекта. | Подготовка к выступлению и защите. | ||
9 | Парад натуралистов | 1 | Защита проектов | Уметь представить и защитить свой проект | ||
10 | Тропа натуралиста. | 1 | Открытое мероприятие «Тропа натуралиста» | Знания основных принципов и правил отношения к живой природе; умение работать в группе. |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное учреждение
«Управление образования администрации МО «Баргузинский район»
МБОУ «Баргузинская средняя общеобразовательная школа»
___________________________________________________________________
671610, РБ, С.Баргузин, ул. Калинина 51 А; тел:8(30131)41540,41454, факс
8(30131)41540,barguzinschool@gmail.com
«Рассмотрено» Руководитель предметно-цикловой кафедры МБОУ «Баргузинская СОШ»: ____________/___________/ Протокол № ___ от «__»_____________20___г. | «Согласовано» Заместитель директора по НМР МБОУ «Баргузинская СОШ»: Л.М.Жалсанова./__________/
«__»____________20___г. | «Утверждаю» Директор МБОУ «Баргузинская СОШ»: А.И. Молчанов. /____________/ Приказ № ___ от «__»_______________20___г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности по биологии
____«Я – БОТАНИК!»___
(наименование)
__________11-12 лет__________
возраст обучающихся
__________10 часов___________
срок реализации программы
Составлена
учителем биологии
высшей категории:
Пономаревой
Екатериной
Геннадьевной
Принята на заседании
педагогического совета
протокол № ____
от «__»_____20___ г.
с. Баргузин
2020 г.
СОДЕРЖНИЕ ПРОГРАММЫ
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
2. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ОБУЧАЮЩИМИСЯ КУРСА
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Я – БОТАНИК!»
3. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА «Я – БОТАНИК!»
4. КАЛЕНДАРНО- ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В условиях перехода российского образования на ФГОС происходит изменение образовательной парадигмы, которая затрагивает все компоненты изучения биологии. Введение в действие новыхфедеральных государственныхобразовательных стандартов в корне изменило концептуальный подход вучебном и воспитательном процессе младших школьников. Современный учебный процесс направлен не столько на достижение результатов в области предметных знаний, сколько на личностный рост ребенка, формирование умения адекватно анализировать и оценивать ситуацию, стремления к
самообразованию. Ключевым звеном в изучении биологии является практическая деятельность. На данной стадии очень важно помочь школьникуосознать необходимость приобретаемых навыков, знаний, умений. Способность учиться поддерживается формированием универсальных учебных действий, которое подразумевает создание мотивации, определение и постановка целей, поиск эффективных методов их достижения.Обучениепоновымобразовательным стандартам предусматривает организацию внеурочнойдеятельности. Внеурочная деятельность может найти свое отображение в организации кружков, ролевых игр, семинаров и конференций, художественных конкурсов, что способствует раскрытию внутреннего потенциала каждого ученика, развитие и поддержание его таланта.
На биологию в 6 классе выделен всего 1 час, и этого порой не хватает для проведения лабораторных работ и других занятий с практической направленностью, поэтому возникла идея создания курса «Я – БОТАНИК!» . До введения в действие нового Стандарта в образовательной системе имелось четкое описание всех учебных процессов, были разработаны четкие дидактические и методические материалы по каждому отдельно взятому предмету. На сегодняшний день учитель имеет возможность самостоятельно разрабатывать концепцию работы с классом, учитывая индивидуальность каждого школьника. В факультативный курс включеныразличные виды деятельности, которые помогут развитию компетенций учащихся . Ученики 6 классов находятся в том возрасте, когда их сознание максимально открыто к восприятию любой информации. Они отличаются своей непосредственностью, доверчивостью, любознательностью. При организациипроцесса обучения на факультативном курсе в 6 классе необходимо обратить внимание на следующие аспекты:
- создание портфолио ученика, позволяющее оценивать его личностный рост при
изучении курса «Я – БОТАНИК!»;
- использование техник и приемов, позволяющих оценить динамику
формирования метапредметных универсальных действий на занятиях;
- использование личностно-ориентированных технологий (технология развития
критического мышления, технология проблемного обучения, технология обучения в
сотрудничестве, кейс-технология, метод проектов);
- организация проектной деятельности школьников и проведение 1 занятия-
проекта, позволяющих школьникам представить индивидуальные (или групповые)
проекты по выбранной теме.
Данный курс разработан в соответствии с ФГОС основного общего образования. Новизна курса заключается в том, что он не изучается в школьной программе. Предлагаемый курс направлен на формирование у учащихся интереса к биологии, развитие любознательности, расширение знаний о живом мире, на развитие практических умений через обучение моделировать, отработку практических умений и применение полученных знаний на практике. Кроме того, он расширяет знания учащихся при изучении биологии в 6 классе.
В рамках данного курса запланированы лабораторные работы и практические занятия, экскурсии. Программа курса «Я – БОТАНИК!» должна не только сформировать базовые знания и умения, необходимые ученику в изучении основных разделов биологии, но и помочь в становлении устойчивого познавательного интереса к предмету, заложить основы жизненно важных компетенций.
Целью изучения курса является более глубокое и осмысленное усвоение практической составляющей школьной биологии. Главная цель курса заключается в том, чтобы ученик под руководством учителя, а впоследствии самостоятельно, определял основные этапы биологического разнообразия на Земле, неоднородность организмов в пространстве и во времени на основе комплексного изучения организмов нашей планеты. Изучение биологии на этой ступени основного общего образования должно быть направлено на решение следующих задач:
• формирование системы научных знанийо системе живой природы,
закономерностях ее развития, исторически быстром сокращении биологического
разнообразия в биосфере, в результате деятельности человека в том числе;
• формирование начальных систематизированных представлений о биологических объектах (растениях), процессах, явлениях, закономерностях, об экосистемной организации жизни, взаимосвязи живого и неживого в биосфере;
• приобретение опыта использования методов биологической науки и проведения несложных биологических экспериментов для изучения растений и связи человека с ними;
• формирование основ экологической грамотности, способности оценивать
последствия деятельности человека в природе; выбирать целевые и смысловые
установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, осознание
необходимости действий по сохранению биоразнообразия и природных
местообитаний видов растений;
• формирование представлений о значении биологической науки в решении проблем
необходимости рационального природопользования
На внеурочную деятельность отводится 10 часов. Материал курса разделен на занятия, им предшествует «Введение», в котором учащиеся знакомятся с правилами поведения в лаборатории, проходят инструктаж . Во время каждого занятия ученики могут почувствовать себя в роли различных ученых-биологов - ботаников. Содержание данного курса строится на основе деятельностного подхода: с помощью различных опытов отвечают на вопросы, приобретают не только умение работать с лабораторным оборудованием, но и умения описывать, сравнивать, анализировать полученные результаты и делать выводы.
2. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ОБУЧАЮЩИМИСЯ КУРСА
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Я – БОТАНИК!»
Личностные результаты:
• знания основных принципов и правил отношения к живой природе;
• сформированность познавательных интересов и мотивов направленных на изучение
живой природы (растений); интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и другое), эстетического отношения к живым объектам (растениям).
Метапредметные результаты:
• овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности: умение
видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения
понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и
заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;
• умение работать с разными источниками биологической информации,
анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной
формы в другую;
• умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации
своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения,
отстаивать свою позицию.
Предметные результаты:
1. В познавательной (интеллектуальной) сфере:
• выделение существенных признаков биологических объектов (отличительных
признаков растений; клеток и органов растений);
• необходимость защиты окружающей среды;
• объяснение роли биологии в практической деятельности людей; места и роли
человека в природе; роли различных растений в жизни человека; значения
биологического разнообразия для сохранения биосферы;
• сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и
умозаключения на основе сравнения;
• выявление приспособлений растений к среде обитания; взаимосвязей между
особенностями строения клеток, тканей;
• овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических
объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их
результатов
2. В ценностно-ориентационной сфере:
• знание основных правил поведения в природе;
• анализ и оценка последствий деятельности человека в природе
3. В сфере трудовой деятельности:
• знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии;
• соблюдение правил работы с микроскопом
4. В сфере физической деятельности:
• освоение приемов выращивания и размножения культурных растений ухода за ними.
5. В эстетической сфере:
• овладение умением оценивать с эстетической точки зрения объекты живой
природы
3. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА «Я – БОТАНИК!»
1.Введение. Тропа ботаника, или очевидное-невероятное (1ч).
Общие представления о биологии и экологии растений. Понятие «ботаник». Методы изучения и исследования растений. Органы растений. Многообразие растений.
2.Почувствуй себя библиографом (1ч)
Страницы истории биологии- великие ботаники: Р. Гук, К. Линней, К.А.Тимирязев, Н.И.Вавилов.
3. Почувствуй себя цитологом (1ч)
Цитология – наука о клетке. Строение клеток растений. Органоиды клетки. Работа с влажными микропрепаратами
4.Почувствуй себя ботаником (1ч)
Изучение гербариев растений разных мест обитаний .
5.Почувствуй себя цветоводом (1ч)
Дикорастущие и культурные растения. Растениеводство. Использование растений для озеленения помещений. Наблюдения за комнатным растением. Фитодизайн. Флористика.
6.Почувствуй себя экоботаником (1ч)
Красная книга-список редких и находящихся под угрозой исчезновения растений. Красные книги: Международная, России, Бурятии.
7. Проектная деятельность «Я- БОТАНИК!» (1ч)
Выбор темы проекта: «Растения Красной Книги Бурятии», «Культурные растения сада» , «Культурные растения огорода», «Лекарственные растения», «Эти удивительные растения» и роли в проекте: «Я- поэт ботаник», «Я художник - ботаник», «Я – эколог – ботаник», «Я - турист- ботаник»
8. Проектная деятельность «Я- БОТАНИК!» (1ч)
Работа в группе по темам проекта. Подготовка к выступлению и защите.
9.Парад БОТАНИКОВ (1ч)
«Я- БОТАНИК!». Мое отношение к изученным объектам природы- растениям. Защита творческих проектов.
10.Тропа ботаника (1ч)
Открытое мероприятие «Тропа ботаника!». Награждение участников.
4. КАЛЕНДАРНО- ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА
«Я- БОТАНИК!»
№ | Тема занятия | Количество часов | Форма проведения | Виды деятельности обучающихся | Дата проведения | |
план | факт | |||||
1 | Введение. Тропа ботаника, или очевидное-невероятное. | 1 | Экскурсия | Выполнение заданий экскурсии (знать органы растений, составить схему «Многообразие растений». Собрать коллекцию листьев комнатных растений.) | ||
2 | Почувствуй себя библиографом | 1 | Творческая мастерская «Создание картотеки великих ботаников | Выставка картотеки ботаников | ||
3 | Почувствуй себя цитологом | 1 | Творческая мастерская «Создание модели клетки растения из пластилина» | Модель клетки растения. Устанавливать части клетки | ||
4 | Почувствуй себя ботаником | 1 | Работа с гербариями растений разных мест обитаний. | Создать свой гербарий из комнатного растения | ||
5 | Почувствуй себя цветоводом | 1 | Наблюдение за комнатным растением. | Создание букета (рисунок) | ||
6 | Почувствуй себя экоботаником | 1 | Путешествие по страницам Красной книги | Создание плаката «По страницам Красной книги. Растения» | ||
7 | Проектная деятельность «Я- БОТАНИК!» | 1 | Творческая мастерская | Выбор темы проекта: «Растения Красной Книги Бурятии», «Культурные растения сада», «Культурные растения огорода», «Лекарственные растения», «Эти удивительные растения» и роли в проекте: «Я- поэт ботаник», «Я художник - ботаник», «Я – эколог – ботаник», «Я - турист- ботаник» | ||
8 | Проектная деятельность «Я- БОТАНИК!» | 1 | Работа в группе по темам проекта. | Подготовка к выступлению и защите. | ||
9 | Парад БОТАНИКОВ | 1 | Защита проектов | Уметь представить и защитить свой проект | ||
10 | Тропа ботаника. | 1 | Открытое мероприятие «Тропа ботаника» | Знания основных принципов и правил отношения к живой природе; умение работать в группе. |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное учреждение
«Управление образования администрации МО «Баргузинский район»
МБОУ «Баргузинская средняя общеобразовательная школа»
___________________________________________________________________
671610, РБ, С.Баргузин, ул. Калинина 51 А; тел:8(30131)41540,41454, факс
8(30131)41540,barguzinschool@gmail.com
«Рассмотрено» Руководитель предметно-цикловой кафедры МБОУ «Баргузинская СОШ»: ____________/___________/ Протокол № ___ от «__»_____________20___г. | «Согласовано» Заместитель директора по НМР МБОУ «Баргузинская СОШ»: Л.М.Жалсанова./__________/
«__»____________20___г. | «Утверждаю» Директор МБОУ «Баргузинская СОШ»: А.И. Молчанов. /____________/ Приказ № ___ от «__»_______________20___г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности по биологии
____«Я – ЗООЛОГ!»___
(наименование)
__________12-13 лет__________
возраст обучающихся
__________10 часов___________
срок реализации программы
Составлена
учителем биологии
высшей категории:
Пономаревой
Екатериной
Геннадьевной
Принята на заседании
педагогического совета
протокол № ____
от «__»_____20___ г.
с. Баргузин
2020 г.
СОДЕРЖНИЕ ПРОГРАММЫ
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
2. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ОБУЧАЮЩИМИСЯ КУРСА
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Я – ЗООЛОГ!»
3. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА «Я – ЗООЛОГ!»
4. КАЛЕНДАРНО- ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В условиях перехода российского образования на ФГОС происходит изменение образовательной парадигмы, которая затрагивает все компоненты изучения биологии. Введение в действие новыхфедеральных государственныхобразовательных стандартов в корне изменило концептуальный подход вучебном и воспитательном процессе младших школьников. Современный учебный процесс направлен не столько на достижение результатов в области предметных знаний, сколько на личностный рост ребенка, формирование умения адекватно анализировать и оценивать ситуацию, стремления к
самообразованию. Ключевым звеном в изучении биологии является практическая деятельность. На данной стадии очень важно помочь школьникуосознать необходимость приобретаемых навыков, знаний, умений. Способность учиться поддерживается формированием универсальных учебных действий, которое подразумевает создание мотивации, определение и постановка целей, поиск эффективных методов их достижения.Обучениепоновымобразовательным стандартам предусматривает организацию внеурочнойдеятельности. Внеурочная деятельность может найти свое отображение в организации кружков, ролевых игр, семинаров и конференций, художественных конкурсов, что способствует раскрытию внутреннего потенциала каждого ученика, развитие и поддержание его таланта.
На биологию в 7 классе выделено 1 час, и этого порой не хватает для проведения лабораторных работ и других занятий с практической направленностью, поэтому возникла идея создания курса «Я – ЗООЛОГ!» . До введения в действие нового Стандарта в образовательной системе имелось четкое описание всех учебных процессов, были разработаны четкие дидактические и методические материалы по каждому отдельно взятому предмету. На сегодняшний день учитель имеет возможность самостоятельно разрабатывать концепцию работы с классом, учитывая индивидуальность каждого школьника. В факультативный курс включеныразличные виды деятельности, которые помогут развитию компетенций учащихся . Ученики 7 классов находятся в том возрасте, когда их сознание максимально открыто к восприятию любой информации. Они отличаются своей непосредственностью, доверчивостью, любознательностью. При организациипроцесса обучения на факультативном курсе в 7 классе необходимо обратить внимание на следующие аспекты:
- создание портфолио ученика, позволяющее оценивать его личностный рост при
изучении курса «Я – ЗООЛОГ!»;
- использование техник и приемов, позволяющих оценить динамику
формирования метапредметных универсальных действий на занятиях;
- использование личностно-ориентированных технологий (технология развития
критического мышления, технология проблемного обучения, технология обучения в
сотрудничестве, кейс-технология, метод проектов);
- организация проектной деятельности школьников и проведение 1 занятия-
проекта, позволяющих школьникам представить индивидуальные (или групповые)
проекты по выбранной теме.
Данный курс разработан в соответствии с ФГОС основного общего образования. Новизна курса заключается в том, что он не изучается в школьной программе. Предлагаемый курс направлен на формирование у учащихся интереса к биологии, развитие любознательности, расширение знаний о живом мире, на развитие практических умений через обучение моделировать, отработку практических умений и применение полученных знаний на практике. Кроме того, он расширяет знания учащихся при изучении биологии в 6 классе.
В рамках данного курса запланированы лабораторные работы и практические занятия, экскурсии. Программа курса «Я – ЗООЛОГ!» должна не только сформировать базовые знания и умения, необходимые ученику в изучении основных разделов биологии, но и помочь в становлении устойчивого познавательного интереса к предмету, заложить основы жизненно важных компетенций.
Целью изучения курса является более глубокое и осмысленное усвоение практической составляющей школьной биологии. Главная цель курса заключается в том, чтобы ученик под руководством учителя, а впоследствии самостоятельно, определял основные этапы биологического разнообразия на Земле, неоднородность организмов в пространстве и во времени на основе комплексного изучения организмов нашей планеты. Изучение биологии на этой ступени основного общего образования должно быть направлено на решение следующих задач:
• формирование системы научных знаний о системе живой природы,
закономерностях ее развития, исторически быстром сокращении биологического
разнообразия в биосфере, в результате деятельности человека в том числе;
• формирование систематизированных представлений о биологических объектах (животных), процессах, явлениях, закономерностях, об экосистемной организации жизни, взаимосвязи живого и неживого в биосфере;
• приобретение опыта использования методов биологической науки и проведения несложных биологических экспериментов для изучения животных и связи человека с ними;
• формирование основ экологической грамотности, способности оценивать
последствия деятельности человека в природе; выбирать целевые и смысловые
установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, осознание
необходимости действий по сохранению биоразнообразия и природных
местообитаний видов растений;
• формирование представлений о значении биологической науки в решении проблем
необходимости рационального природопользования
На внеурочную деятельность отводится 10 часов. Материал курса разделен на занятия, им предшествует «Введение», в котором учащиеся знакомятся с правилами поведения в лаборатории, проходят инструктаж . Во время каждого занятия ученики могут почувствовать себя в роли различных ученых-биологов - зоологов. Содержание данного курса строится на основе деятельностного подхода: с помощью различных опытов отвечают на вопросы, приобретают не только умение работать с лабораторным оборудованием, но и умения описывать, сравнивать, анализировать полученные результаты и делать выводы.
2. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ОБУЧАЮЩИМИСЯ КУРСА
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Я – ЗООЛОГ!»
Личностные результаты:
• знания основных принципов и правил отношения к живой природе;
• сформированность познавательных интересов и мотивов направленных на изучение
живой природы (животных); интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и другое), эстетического отношения к живым объектам (животным).
Метапредметные результаты:
• овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности: умение
видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения
понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и
заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;
• умение работать с разными источниками биологической информации,
анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной
формы в другую;
• умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации
своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения,
отстаивать свою позицию.
Предметные результаты:
1. В познавательной (интеллектуальной) сфере:
• выделение существенных признаков биологических объектов (отличительных
признаков животных; клеток и органов животных);
• необходимость защиты окружающей среды;
• объяснение роли биологии в практической деятельности людей; места и роли
человека в природе; роли различных животных в жизни человека; значения
биологического разнообразия для сохранения биосферы;
• сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и
умозаключения на основе сравнения;
• выявление приспособлений растений к среде обитания; взаимосвязей между
особенностями строения клеток, тканей;
• овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических
объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их
результатов
2. В ценностно-ориентационной сфере:
• знание основных правил поведения в природе;
• анализ и оценка последствий деятельности человека в природе
3. В сфере трудовой деятельности:
• знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии;
• соблюдение правил работы с микроскопом
4. В сфере физической деятельности:
• освоение приемов выращивания и размножения культурных растений ухода за ними.
5. В эстетической сфере:
• овладение умением оценивать с эстетической точки зрения объекты живой
природы
3. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА «Я – ЗООЛОГ!»
1.Введение. Тропа зоолога, или очевидное-невероятное (1ч).
Общие представления о биологии и экологии животных. Понятие «зоолог». Методы изучения и исследования животных. Органы и системы органов животных. Многообразие животных.
2.Почувствуй себя библиографом (1ч)
Страницы истории биологии- великие зоологи: А . Левенгук, П.С.Паллас, Ч. Дарвин, И.П. Павлов.
3. Почувствуй себя цитологом (1ч)
Цитология – наука о клетке. Строение клеток животных. Органоиды клетки. Работа с влажными микропрепаратами.
4.Почувствуй себя зоологом (1ч)
Изучение животных разных мест обитаний. Дикие и домашние животные. Животноводство.
5.Почувствуй себя палеонтологом (1ч)
Эволюция животного мира. Вымершие животные. Эра динозавров.
6.Почувствуй себя экозоологом (1ч)
Красная книга-список редких и находящихся под угрозой исчезновения животных. Красные книги: Международная, России, Бурятии.
7. Проектная деятельность «Я- ЗООЛОГ!»
Выбор темы проекта: «Животные Красной Книги Бурятии», «Мой любимый домашний питомец», «Домашние сельскохозяйственные животные», «Дикие животные», «Эти удивительные животные» и роли в проекте: «Я- поэт зоолог», «Я художник - зоолог», «Я – эколог – зоолог», «Я - турист- зоолог»
8. Проектная деятельность «Я- ЗООЛОГ!»
Работа в группе по темам проекта. Подготовка к выступлению и защите.
9.Парад ЗООЛОГОВ (1ч)
«Я- ЗООЛОГ!» Мое отношение к изученным объектам природы- растениям. Защита творческих проектов.
10.Тропа зоолога (1ч)
Открытое мероприятие «Тропа зоолога!». Награждение участников.
4. КАЛЕНДАРНО- ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА «Я – ЗООЛОГ!»
№ | Тема занятия | Количество часов | Форма проведения | Виды деятельности обучающихся | Дата проведения | |
план | факт | |||||
1 | 1.Введение. Тропа зоолога, или очевидное-невероятное | 1 | Экскурсия | Выполнять задания экскурсии (знать органы и системы животных). Составить схему «Многообразие животных». | ||
2 | Почувствуй себя библиографом | 1 | Творческая мастерская «Создание картотеки великих зоологов» | Выставка картотеки зоологов | ||
3 | Почувствуй себя цитологом | 1 | Творческая мастерская «Создание модели клетки животного из пластилина» | Модель клетки животных. Устанавливать части клетки | ||
4 | Почувствуй себя зоологом | 1 | Викторина | Участие в викторине (знать значение диких и домашних животных в природе и жизни человека) | ||
5 | Почувствуй себя палеонтологом | 1 | Работа с таблицами, просмотр видео «Эра динозавров» | Сообщение «Динозавры» | ||
6 | Почувствуй себя экозоологом | 1 | Путешествие по страницам Красной книги | Создание плаката «По страницам Красной книги. Животные» | ||
7 | Проектная деятельность «Я- ЗООЛОГ!»
| 1 | Творческая мастерская | Выбор темы проекта: «Животные Красной Книги Бурятии», «Мой любимый домашний питомец», «Домашние сельскохозяйственные животные», «Дикие животные», «Эти удивительные животные» и роли в проекте: «Я- поэт зоолог», «Я художник - зоолог», «Я – эколог – зоолог», «Я - турист- зоолог» | ||
8 | Проектная деятельность «Я- ЗООЛОГ!» | 1 | Работа в группе по темам проекта. | Подготовка к выступлению и защите. | ||
9 | Парад ЗООЛОГОВ | 1 | Защита проектов | Уметь представить и защитить свой проект | ||
10 | Тропа ЗООЛОГА. | 1 | Открытое мероприятие «Тропа ЗООЛОГА» | Знания основных принципов и правил отношения к живой природе; умение работать в группе. |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное учреждение
«Управление образования администрации МО «Баргузинский район»
МБОУ «Баргузинская средняя общеобразовательная школа»
___________________________________________________________________
671610, РБ, С.Баргузин, ул. Калинина 51 А; тел:8(30131)41540,41454, факс
8(30131)41540,barguzinschool@gmail.com
«Рассмотрено» Руководитель предметно-цикловой кафедры МБОУ «Баргузинская СОШ»: ____________/___________/ Протокол № ___ от «__»_____________20___г. | «Согласовано» Заместитель директора по НМР МБОУ «Баргузинская СОШ»: Л.М.Жалсанова./__________/
«__»____________20___г. | «Утверждаю» Директор МБОУ «Баргузинская СОШ»: А.И. Молчанов. /____________/ Приказ № ___ от «__»_______________20___г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности по биологии
____«Я – АНТРОПОЛОГ!»___
(наименование)
__________13-14 лет__________
возраст обучающихся
__________10 часов___________
срок реализации программы
Составлена
учителем биологии
высшей категории:
Пономаревой
Екатериной
Геннадьевной
Принята на заседании
педагогического совета
протокол № ____
от «__»_____20___ г.
с. Баргузин
2020 г.
СОДЕРЖНИЕ ПРОГРАММЫ
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
2. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ОБУЧАЮЩИМИСЯ КУРСА
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Я – АНТРОПОЛОГ!»
3. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА «Я – АНТРОПОЛОГ!»
4. КАЛЕНДАРНО- ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В условиях перехода российского образования на ФГОС происходит изменение образовательной парадигмы, которая затрагивает все компоненты изучения биологии. Введение в действие новыхфедеральных государственныхобразовательных стандартов в корне изменило концептуальный подход вучебном и воспитательном процессе младших школьников. Современный учебный процесс направлен не столько на достижение результатов в области предметных знаний, сколько на личностный рост ребенка, формирование умения адекватно анализировать и оценивать ситуацию, стремления к
самообразованию. Ключевым звеном в изучении биологии является практическая деятельность. На данной стадии очень важно помочь школьникуосознать необходимость приобретаемых навыков, знаний, умений. Способность учиться поддерживается формированием универсальных учебных действий, которое подразумевает создание мотивации, определение и постановка целей, поиск эффективных методов их достижения.Обучениепоновымобразовательным стандартам предусматривает организацию внеурочнойдеятельности. Внеурочная деятельность может найти свое отображение в организации кружков, ролевых игр, семинаров и конференций, художественных конкурсов, что способствует раскрытию внутреннего потенциала каждого ученика, развитие и поддержание его таланта.
На биологию в 8 классе выделено 2 часа в неделю, и этого порой не хватает для проведения лабораторных работ и других занятий с практической направленностью, поэтому возникла идея создания курса «Я – АНТРОПОЛОГ!» . До введения в действие нового Стандарта в образовательной системе имелось четкое описание всех учебных процессов, были разработаны четкие дидактические и методические материалы по каждому отдельно взятому предмету. На сегодняшний день учитель имеет возможность самостоятельно разрабатывать концепцию работы с классом, учитывая индивидуальность каждого школьника. В факультативный курс включеныразличные виды деятельности, которые помогут развитию компетенций учащихся . Ученики 7 классов находятся в том возрасте, когда их сознание максимально открыто к восприятию любой информации. Они отличаются своей непосредственностью, доверчивостью, любознательностью. При организациипроцесса обучения на факультативном курсе в 8 классе необходимо обратить внимание на следующие аспекты:
- создание портфолио ученика, позволяющее оценивать его личностный рост при
изучении курса «Я – АНТРОПОЛОГ!»;
- использование техник и приемов, позволяющих оценить динамику
формирования метапредметных универсальных действий на занятиях;
- использование личностно-ориентированных технологий (технология развития
критического мышления, технология проблемного обучения, технология обучения в
сотрудничестве, кейс-технология, метод проектов);
- организация проектной деятельности школьников и проведение 1 занятия-
проекта, позволяющих школьникам представить индивидуальные (или групповые)
проекты по выбранной теме.
Данный курс разработан в соответствии с ФГОС основного общего образования. Новизна курса заключается в том, что он не изучается в школьной программе. Предлагаемый курс направлен на формирование у учащихся интереса к биологии, развитие любознательности, расширение знаний о живом мире, на развитие практических умений через обучение моделировать, отработку практических умений и применение полученных знаний на практике. Кроме того, он расширяет знания учащихся при изучении биологии в 8 классе.
В рамках данного курса запланированы лабораторные работы и практические занятия, экскурсии. Программа курса «Я – АНТРОЛОГ!» должна не только сформировать базовые знания и умения, необходимые ученику в изучении основных разделов биологии, но и помочь в становлении устойчивого познавательного интереса к предмету, заложить основы жизненно важных компетенций.
Целью изучения курса является более глубокое и осмысленное усвоение практической составляющей школьной биологии. Главная цель курса заключается в том, чтобы ученик под руководством учителя, а впоследствии самостоятельно, определял основные этапы биологического разнообразия на Земле, неоднородность организмов в пространстве и во времени на основе комплексного изучения организмов нашей планеты. Изучение биологии на этой ступени основного общего образования должно быть направлено на решение следующих задач:
• формирование системы научных знаний о системе живой природы,
закономерностях ее развития, исторически быстром сокращении биологического
разнообразия в биосфере, в результате деятельности человека в том числе;
• формирование систематизированных представлений о биологических объектах и процессах, явлениях, закономерностях, об экосистемной организации жизни, взаимосвязи живого и неживого в биосфере;
• приобретение опыта использования методов биологической науки и проведения несложных биологических экспериментов для изучения человека;
• формирование основ экологической грамотности, способности оценивать
последствия деятельности человека в природе; выбирать целевые и смысловые
установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, осознание
необходимости действий по сохранению биоразнообразия и природных
местообитаний видов растений;
• формирование представлений о значении биологической науки в решении проблем
необходимости рационального природопользования
На внеурочную деятельность отводится 10 часов. Материал курса разделен на занятия, им предшествует «Введение», в котором учащиеся знакомятся с правилами поведения в лаборатории, проходят инструктаж . Во время каждого занятия ученики могут почувствовать себя в роли различных ученых-биологов - антропологов. Содержание данного курса строится на основе деятельностного подхода: с помощью различных опытов отвечают на вопросы, приобретают не только умение работать с лабораторным оборудованием, но и умения описывать, сравнивать, анализировать полученные результаты и делать выводы.
2. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ОБУЧАЮЩИМИСЯ КУРСА
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Я – АНТРОПОЛОГ!»
Личностные результаты:
• знания основных принципов и правил отношения к живой природе;
• сформированность познавательных интересов и мотивов направленных на изучение
Человека как объекта живой природы (животных); интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и другое).
Метапредметные результаты:
• овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности: умение
видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения
понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и
заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;
• умение работать с разными источниками биологической информации,
анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной
формы в другую;
• умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации
своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения,
отстаивать свою позицию.
Предметные результаты:
1. В познавательной (интеллектуальной) сфере:
• выделение существенных признаков биологических объектов (отличительных
признаков человека от животных; клеток и органов);
• необходимость защиты окружающей среды;
• объяснение роли биологии в практической деятельности людей; места и роли
человека в природе; роли различных животных в жизни человека; значения
биологического разнообразия для сохранения биосферы;
• сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и
умозаключения на основе сравнения;
• овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических
объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их
результатов
2. В ценностно-ориентационной сфере:
• знание основных правил поведения в природе;
• анализ и оценка последствий деятельности человека в природе
3. В сфере трудовой деятельности:
• знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии;
• соблюдение правил работы с микроскопом
4. В сфере физической деятельности:
• освоение приемов выращивания и размножения культурных растений ухода за ними.
5. В эстетической сфере:
• овладение умением оценивать с эстетической точки зрения объекты живой
природы
3. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА «Я – АНТРОПОЛОГ!»
1.Введение. Я- АНТРОПОЛОГ (1ч).
Общие представления о биологии и экологии человека. Понятие «антрополог». Методы изучения и исследования человека. Органы и системы органов человека.
2.Почувствуй себя библиографом (1ч)
Страницы истории биологии- великие биологи: Гипократ, Авицена, Ч. Дарвин, И.П. Павлов, Сеченов, Пирогов.
3. Почувствуй себя цитологом (1ч)
Цитология – наука о клетке. Строение клеток животных. Органоиды клетки. Работа с влажными микропрепаратами.
4.Почувствуй себя антропологом- эволюционистом (1ч)
Эволюция человека (антропогенез).
5.Почувствуй себя психологом (1ч)
Психология личности человека
6.Почувствуй себя профессионалом- антропологом (1ч)
Мир профессий биолога. Мы выбираем. Нас выбирают.
7. Проектная деятельность «Я- АНТРОПОЛОГ!»
Выбор темы проекта: «Моя родословная», «Что в имени моем», «Биоритмы человека»
8. Проектная деятельность «Я- АНТРОПОЛОГ!»
Работа в группе по темам проекта. Подготовка к выступлению и защите.
9.Парад АНТРОПОЛОГОВ(1ч)
«Я- АНТРОПОЛОГ!». Защита творческих проектов.
10.Тропа антрополога (1ч)
Открытое мероприятие «Тропа зоолога!». Награждение участников.
4. КАЛЕНДАРНО- ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА
«Я – АНТРОПОЛОГ!»
№ | Тема занятия | Количество часов | Форма проведения | Виды деятельности обучающихся | Дата проведения | |
план | факт | |||||
1 | Введение. Я- АНТРОПОЛОГ | 1 | Практикум | Выполнять задания практикума. Знать органы и системы человека. Определять антропометрические данные | ||
2 | Почувствуй себя библиографом | 1 | Творческая мастерская «Создание картотеки великих зоологов» | Выставка картотеки биологов | ||
3 | Почувствуй себя цитологом | 1 | Творческая мастерская «Создание модели клетки человека из пластилина» | Модель клетки человека. Устанавливать части клетки | ||
4 | Почувствуй себя антропологом- эволюционистом | 1 | Тестирование | Знать этапы эволюции человека | ||
5 | Почувствуй себя психологом | 1 | Тестирование | Определять темперамент, социометрию | ||
6 | Почувствуй себя профессионалом- антропологом | 1 | Путешествие в страну профессий | Определять свои склонности и интересы | ||
7 | Проектная деятельность «Я- АНТРОПОЛОГ! | 1 | Творческая мастерская | Выбор темы проекта: «Моя родословная», «Что в имени моем», «Биоритмы человека» | ||
8 | Проектная деятельность «Я- АНТРОПОЛОГ! | 1 | Работа в группе по темам проекта. | Подготовка к выступлению и защите. | ||
9 | Парад АНТРОПОЛОГОВ | 1 | Защита проектов | Уметь представить и защитить свой проект | ||
10 | Тропа антрополога | 1 | Открытое мероприятие «Тропа АНТРОПОЛОГА» | Знания основных принципов и правил отношения к живой природе; умение работать в группе. |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное учреждение
«Управление образования администрации МО «Баргузинский район»
МБОУ «Баргузинская средняя общеобразовательная школа»
___________________________________________________________________
671610, РБ, С.Баргузин, ул. Калинина 51 А; тел:8(30131)41540,41454, факс
8(30131)41540,barguzinschool@gmail.com
«Рассмотрено» Руководитель предметно-цикловой кафедры МБОУ «Баргузинская СОШ»: ____________/___________/ Протокол № ___ от «__»_____________20___г. | «Согласовано» Заместитель директора по НМР МБОУ «Баргузинская СОШ»: Л.М.Жалсанова./__________/
«__»____________20___г. | «Утверждаю» Директор МБОУ «Баргузинская СОШ»: А.И. Молчанов. /____________/ Приказ № ___ от «__»_______________20___г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности по биологии
____«Я – БИОЛОГ!»___
(наименование)
__________14-15 лет__________
возраст обучающихся
__________10 часов___________
срок реализации программы
Составлена
учителем биологии
высшей категории:
Пономаревой
Екатериной
Геннадьевной
Принята на заседании
педагогического совета
протокол № ____
от «__»_____20___ г.
с. Баргузин
2020 г
СОДЕРЖНИЕ ПРОГРАММЫ
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
2. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА «Я – БИОЛОГ!»
3. КАЛЕНДАРНО- ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА
4. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ОБУЧАЮЩИМИСЯ КУРСА
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Я – БИОЛОГ!»
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В условиях перехода российского образования на ФГОС происходит изменение образовательной парадигмы, которая затрагивает все компоненты изучения биологии. Введение в действие новых федеральных государственных образовательных стандартов в корне изменило концептуальный подход вучебном и воспитательном процессе младших школьников. Современный учебный процесс направлен не столько на достижение результатов в области предметных знаний, сколько на личностный рост ребенка, формирование умения адекватно анализировать и оценивать ситуацию, стремления к
самообразованию. Ключевым звеном в изучении биологии является практическая деятельность. На данной стадии очень важно помочь школьникуосознать необходимость приобретаемых навыков, знаний, умений. Способность учиться поддерживается формированием универсальных учебных действий, которое подразумевает создание мотивации, определение и постановка целей, поиск эффективных методов их достижения. Обучение по новым образовательным стандартам предусматривает организацию внеурочнойдеятельности. Внеурочная деятельность может найти свое отображение в организации кружков, ролевых игр, семинаров и конференций, художественных конкурсов, что способствует раскрытию внутреннего потенциала каждого ученика, развитие и поддержание его таланта.
На биологию в 9 классе выделено 2 часа, и этого порой не хватает для проведения лабораторных работ и других занятий с практической направленностью, поэтому возникла идея создания курса «Я – БИОЛОГ!» . До введения в действие нового Стандарта в образовательной системе имелось четкое описание всех учебных процессов, были разработаны четкие дидактические и методические материалы по каждому отдельно взятому предмету. На сегодняшний день учитель имеет возможность самостоятельно разрабатывать концепцию работы с классом, учитывая индивидуальность каждого школьника. В факультативный курс включеныразличные виды деятельности, которые помогут развитию компетенций учащихся . Ученики 9 классов максимально открыты к восприятию любой информации. Они отличаются своей непосредственностью, доверчивостью, любознательностью. При организациипроцесса обучения на факультативном курсе в 9 классе необходимо обратить внимание на следующие аспекты:
- создание портфолио ученика, позволяющее оценивать его личностный рост при
изучении курса «Я – БИОЛОГ!»;
- использование техник и приемов, позволяющих оценить динамику
формирования метапредметных универсальных действий на занятиях;
- использование личностно-ориентированных технологий (технология развития
критического мышления, технология проблемного обучения, технология обучения в
сотрудничестве, кейс-технология, метод проектов);
Данный курс разработан в соответствии с ФГОС основного общего образования. Новизна курса заключается в том, что он не изучается в школьной программе. Предлагаемый курс направлен на формирование у учащихся интереса к биологии, развитие любознательности, расширение знаний о живом мире, на развитие практических умений через обучение моделировать, отработку практических умений и применение полученных знаний на практике.
В рамках данного курса запланированы лабораторные работы и практические занятия, экскурсии. Программа курса «Я – БИОЛОГ!» должна не только сформировать базовые знания и умения, необходимые ученику в изучении основных разделов биологии, но и помочь в становлении устойчивого познавательного интереса к предмету, заложить основы жизненно важных компетенций.
Целью изучения курса является более глубокое и осмысленное усвоение практической составляющей школьной биологии. Главная цель курса заключается в том, чтобы ученик под руководством учителя, а впоследствии самостоятельно, определял основные этапы биологического разнообразия на Земле, неоднородность организмов в пространстве и во времени на основе комплексного изучения организмов нашей планеты. Изучение биологии на этой ступени основного общего образования должно быть направлено на решение следующих задач:
• формирование системы научных знаний о системе живой природы,
закономерностях ее развития, исторически быстром сокращении биологического
разнообразия в биосфере, в результате деятельности человека в том числе;
• формирование систематизированных представлений о биологических объектах (животных), процессах, явлениях, закономерностях, об экосистемной организации жизни, взаимосвязи живого и неживого в биосфере;
• приобретение опыта использования методов биологической науки и проведения несложных биологических экспериментов для изучения животных и связи человека с ними;
• формирование основ экологической грамотности, способности оценивать последствия деятельности человека в природе; выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, осознание необходимости действий по сохранению биоразнообразия и природных местообитаний видов растений;
• формирование представлений о значении биологической науки в решении проблем
необходимости рационального природопользования
На внеурочную деятельность отводится 10 часов. Материал курса разделен на занятия, им предшествует «Введение», в котором учащиеся знакомятся с правилами поведения в лаборатории, проходят инструктаж . Во время каждого занятия ученики могут почувствовать себя в роли различных ученых-биологов. Содержание данного курса строится на основе деятельностного подхода: с помощью различных опытов отвечают на вопросы, приобретают не только умение работать с лабораторным оборудованием, но и умения описывать, сравнивать, анализировать полученные результаты и делать выводы.
2. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ОБУЧАЮЩИМИСЯ КУРСА
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Я – БИОЛОГ!»
Личностные результаты:
• знания основных принципов и правил отношения к живой природе;
• сформированность познавательных интересов и мотивов направленных на изучение
живой природы своего края; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и другое), эстетического отношения к живым объектам.
Метапредметные результаты:
• овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности: умение
видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения
понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и
заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;
• умение работать с разными источниками биологической информации,
анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной
формы в другую;
• умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации
своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения,
отстаивать свою позицию.
Предметные результаты:
1. В познавательной (интеллектуальной) сфере:
• выделение существенных признаков биологических объектов (отличительных
признаков животных; клеток и органов животных);
• необходимость защиты окружающей среды;
• объяснение роли биологии в практической деятельности людей; места и роли человека в природе; роли различных животных в жизни человека; значения
биологического разнообразия для сохранения биосферы;
• сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и
умозаключения на основе сравнения;
• выявление приспособлений растений к среде обитания; взаимосвязей между
особенностями строения клеток, тканей;
• овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических
объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их
результатов
2. В ценностно-ориентационной сфере:
• знание основных правил поведения в природе;
• анализ и оценка последствий деятельности человека в природе
3. В сфере трудовой деятельности:
• знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии;
• соблюдение правил работы с микроскопом
4. В сфере физической деятельности:
• освоение приемов выращивания и размножения культурных растений ухода за ними.
5. В эстетической сфере:
• овладение умением оценивать с эстетической точки зрения объекты живой
природы
3. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА «Я – БИОЛОГ!»
1.Введение. Тропа биолога, или очевидное-невероятное (1ч).
Общие представления о биологии и экологии. Методы изучения и исследования в биологии. Экосистемы Бурятии. Многообразие растений и животных.
2.Почувствуй себя краеведом (1ч)
Страницы истории в изучении природных условий Бурятии. Природные зоны Бурятии.
3. Проектная деятельность «Я- БИОЛОГ- КРАЕВЕД!» (1ч)
Выбор темы проекта: «Природная зона Бурятии- тайга», «Природная зона Бурятии - степь», «Жемчужина Сибири- Байкал». Обсуждение плана проектов
4. Проектная деятельность «Я- БИОЛОГ- КРАЕВЕД!» (4ч)
Работа в группе по темам проекта. Подготовка к выступлению и защите.
5.Парад КРАЕВЕДОВ (2ч)
«Я- БИОЛОГ!» Мое отношение к изученным объектам природы- растениям. Защита творческих проектов.
6.Почувствуй себя экологом-краеведом (1ч)
Экологические проблемы Бурятии. Наш вклад в охрану природы.
7.Тропа биолога (1ч)
Открытое мероприятие «Таежная, озерная, степная!». Награждение участников.
4. КАЛЕНДАРНО- ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА «Я – БИОЛОГ!»
№ | Тема занятия | Количество часов | Форма проведения | Виды деятельности обучающихся | Дата проведения | |
план | факт | |||||
1 | 1.Введение. Тропа биолога, или очевидное-невероятное | 1 | Экскурсия | Выполнять задания экскурсии (называть и давать характеристику экосистем Бурятии.) | ||
2 | Почувствуй себя краеведом | 1 | Творческая мастерская | Характеризовать Природные зоны Бурятии. | ||
3 | Проектная деятельность «Я- БИОЛОГ- КРАЕВЕД!»
| 1 | Творческая мастерская | Выбор темы проекта: «Природная зона Бурятии- тайга», «Природная зона Бурятии - степь», «Жемчужина Сибири- Байкал». | ||
4 | Проектная деятельность «Я- БИОЛОГ- КРАЕВЕД!» | 3 | Работа в группе по темам проекта. | Подготовка к выступлению и защите. | ||
5 | Парад КРАЕВЕДОВ | 2 | Защита проектов | Уметь представить и защитить свой проект | ||
6 | Почувствуй себя экологом-краеведом | 1 | Дискуссион-ный клуб | Знать основные экологические проблемы своего края | ||
7 | Тропа БИОЛОГА | 1 | Открытое мероприятие «Таежная, озерная, степная!» | Знания основных принципов и правил отношения к живой природе; умение работать в группе. |