Я иду на урок! (методическая копилка)

Пономарева Екатерина Геннадьевна

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

БИОЛОГИЯ 6 КЛАСС

ТЕМА 2. Органы растения (8 часов)

Урок 10(4). Лист, его строение и значение.

Цель урока:

Деятельностная:

Образовательная:

создание условий для формирования у учащихся способности к открытию новых знаний через работу с текстом учебника, иллюстрациями, поиска решений проблемных вопросов, через сотрудничество с одноклассниками при обсуждении.

сформировать представление о листе – вегетативном органе растения, части побега.

Задачи урока:

Образовательные:

Развивающие:

Воспитательные:

сформировать знания о листе как функционально важной боковой части побега; познакомить с особенностями внешнего и внутреннего строения листа, с его функциями; сформировать умение распознавать простые и сложные листья, типами жилкования; охарактеризовать приспособленность листьев (листопад, видоизменения) к условиям среды обитания.

анализировать, сравнивать и обобщать факты; устанавливать причинно-следственные связи;уметь выражать свои мысли.

воспитывать уважение к живым организмам- растениям.

Планируемые результаты обучения

Предметные:

Метапредметные:

Личностные:

Умение определять части листа на гербарных экземплярах, рисунках, различать простые и сложные листья. Знать внутреннее строение листа, устанавливать взаимосвязь строения и функций листа, характеризовать видоизменения листьев у растений.

 Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации; смысловое чтение; умение структурировать знания; самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; воспроизводить по памяти информацию.

Регулятивные УУД: прогнозирование –  предвосхищение результата и уровня усвоения; оценка –  выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению.

 Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества, умение полно и точно выражать свои мысли;  владение монологической и диалогической формами речи; постановка вопросов

дальнейшее формирование познавательного интереса  к учению, личностных представлений о ценности растений, осознание их значимости в природе и для человека; формирование экологической культуры

Тип урока

Урок открытия новых знаний.

Основные понятия

внешнее и внутреннее строение листа; типы жилкования листьев; устьица; значение листа для растения: фотосинтез, испарение, газообмен; листопад, видоизменения листьев

Формы организации учебно-познавательной деятельности:

Определять части листа на гербарных экземплярах, рисунках.

Различать простые и сложные листья.

Характеризовать внутреннее строение листа, его части.

Устанавливать взаимосвязь строения и функций листа.

Характеризовать видоизменения листьев растений

Методы:

наглядные (работа с учебником, рисунками, таблицами), словесные (беседа, диалог, рассказ), практические (поиск информации, работа с рисунками)

Оборудование:

ПК; мультимедийный проектор; мультимедийная презентация к уроку

Домашнее задание:

§ 9 РТ 1,4,5стр 23, Определить виды листьев, типы жилкования  по коллекции

Технологическая карта.

Урок 10(4). Лист, его строение и значение.

Этап урока

Содержание учебного материала

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

 1. Организационный момент, мотивация к учебной деятельности

1 минута

Цель этапа:

мотивация учащихсяк работе на уроке, создание ситуации успеха.

Добрый день!

Присаживайтесь на свои места. Начинаем наш урок.

 Приветствует, проверяет готовность к уроку, желает  успеха.

Включение  в  деловой  ритм.

Ученики встали, настроились на работу, проверили на столах наличие учебника, тетради, рабочей тетради, дневника, письменных принадлежностей.

 2. Актуализация

опорных знаний и умений

3 минуты

Цельэтапа:

активизация соответствующих мыслительных операций  (анализ, обобщение, классификация и т.д.) и познавательных процессов (внимание, память).

СЛАЙД 1

Вспомним, какую тему изучали на прошлом уроке.

  1. Что такое побег?
  2. Какие бывают побеги?
  3. Что такое почка?

СЛАЙД 2

А сейчас письменно выполните задание

СЛАЙД 3

Молодцы ребята!

СЛАЙД 4

ПОДУМАЙТЕ, КАКОЙ ОРГАН РАСТЕНИЯ
МЫ БУДЕМ ИЗУЧАТЬ СЕГОДНЯ?

Из почек появляются,

Весною распускаются,

Летом шелестят,

Осенью –летят.

Слетают с ветки

золотые монетки

Активизирует знания о сложном органе – побеге.

Включаются в работу, устно отвечают на поставленные вопросы

Учащиеся слушают учителя

 3. Постановка учебной задачи.

1 минута

Цель этапа:

вызвать у учащихся эмоциональную реакцию затруднения

-Итак, как звучит тема нашего урока?

СЛАЙД 5

- Откройте тетради, запишите число.   Тему урока.

-Исходя из темы урока, сформулируйте его главную цель.

Постановка учебной задачи

Обсуждая затруднения,выдвигают предположения о теме урока.

Запись учащимися числа, темы урока.

4.Формулирование проблемы, планирование деятельности

3 минуты

Цель этапа:

обеспечение мотивации для принятия обучающимися цели учебно-познавательной деятельности.

СЛАЙД 6

ПРОБЛЕМА урока

Зачем нужен лист растению?

На эти вопросы мы с вами будем искать ответы во время урока.

Определим основные вопросы урока.  (Учитель совместно с учащимися определяет задачи урока)

СЛАЙД 7

1.Внешнее строение листа.

2. Внутреннее строение листа.

3.Видоизменения листьев.

4. Значение листа для растения

- Итак, вы уже догадались, что нам нужно еще много узнать на уроке.

Выдвигает проблему

Учащиеся конкретизируют цель урока

5.Открытие нового знания

12 минут

Цель этапа:

формирование основ теоретического мышления, развитие умений находить

связи в объекте изучения, формирование способности анализировать, сравнивать имеющийся учебный материал

СЛАЙД8

ЗАДАНИЕ

Зарисуйте лист,

 обозначьте его части

СЛАЙД 9,10,11,12

ПРОВЕРКА

Лист

черешковый        сидячий

 простой                    сложный

Дайте определение что такое лист.

ЛИСТ- БОКОВОЙ ВЕГЕТАТИВНЫЙ

 ОРГАН ПОБЕГА.

СЛАЙД 13

Жилкование листа

сетчатое           параллельное

          дуговое

пальчатое

             перистое

СЛАЙД 14-17

Познакомимся с внутренним строением листа:

ткани листа, устьица, жилки

Учитель задает задание

Оформляем в виде кластера

Учитель объясняет значение новых терминов

Учащиеся выполняют в тетради, 2 человека у доски

Смотрят презентацию, записывают

Рассматривают рис.54-55

в учебнике стр. 49-50, комментируют

6.Первичная проверка понимания

9 минут

Цель этапа:

формирование умений высказывать свою точку зрения, выявление пробелов, их коррекция.

СЛАЙД 18

СЛАЙД 19

Видоизменение листьев: 

усики мышиного горошка

чешуи луковицы

колючки кактуса

хвоинки сосны

СЛАЙД 20

Какое явление мы наблюдаем осенью, связанное с листьями? Почему так происходит?

Учитель задает вопросы

Учащиеся отвечают на вопросы

7. Физкультминутка

1 минута

Цель этапа:

пауза релаксации

СЛАЙД №21

Физкультминутка

«Мы деревья!»

Ветер дует нам в лицо,
Закачалось деревцо.
(наклоны корпуса в стороны) 
Ветер тише, тише, тише.
Деревцо все выше, выше.
(встать на носки, руки поднять вверх и потянуться) 

Выполняют физические упражнения

8. Закрепление изученного материала

5 минут

Цель этапа:применить знания в новой ситуации

СЛАЙД 22-23

Выполним задание 3.

СЛАЙД № 24

Возвращаемся  к  проблемному вопросу. Решили ли мы проблему?

Учитель объясняет задание.

Учащиеся  заполняют схему

9.Рефлексия деятельности.

3 минуты

Цель этапа:, самооценка результатов деятельности своей и всего класса.

Итак, урок подходит к концу

Достигли ли мы  цели урока?

СЛАЙД 25

Что удивило вас сегодня на уроке?

Что нового вы узнали?

Чему научились?

Где сможете применить свои знания?

Молодцы! Я очень рада, что нам удалось это сделать. А теперь оцените свою работу.

Предлагает вспомнить тему и задачи урока, соотнести с планом работы, записанным на доске, и оценить меру своего личного продвижения к цели и успехи класса в целом

Определяют степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности: называют тему и задачи урока, отмечают эпизоды урока, высказывают оценочные суждения.

10.Информация о домашнем задании

2 минуты

СЛАЙД 26.

1.§ 9 РТ 1,4,5стр 23

2. Определить виды

листьев, типы

жилкования  по коллекции

Предлагает  домашнее задание

Записывают  задание


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

БИОЛОГИЯ 8 КЛАСС

ТЕМА 3. ВСО. КРОВЕНОСНАЯ СИСТЕМА (8 часов)

Урок 18(4). Строение и работа сердца. Круги кровообращения.

Цель урока:

Деятельностная:

Образовательная:

Создать условия для формирования представления о сердце- важнейшем органе организма, о кровеносной системе как основной системе транспорта кислорода и углекислого газа, питательных веществ; рассмотреть путь движения крови в кругах кровообращения

сформировать представление тканевой совместимости и группах крови.

Задачи урока:

Образовательные:

Развивающие: 

Воспитательные:

познакомить учащихся со строение и работой сердца, кровеносными сосудами и кругами кровообращения.

анализировать, сравнивать и обобщать факты; устанавливать причинно-следственные связи; уметь выражать свои мысли.

воспитывать бережное отношение к своему сердцу

Планируемые результаты обучения

Предметные:

Метапредметные:

Личностные:  

Обучающийся будет знать понятия: сердце, аорта, артерии, капилляры, вены, органы кровеносной системы; систему лимфообращения; значение большого и малого кругов кровообращения; научится формулировать определения понятий: аорта, артерии, капилляры, вены, называть признаки (особенности строения) биологических объектов - кровеносных сосудов; особенности строения организма человека - органы лимфатической системы; распознавать и описывать на таблицах: систему органов кровообращения; органы кровеносной системы; систему лимфообращения; органы лимфатической системы; характеризовать: сущность биологического процесса - транспорта веществ; сущность большого и малого кругов кровообращения; сущность биологического процесса лимфообращения; устанавливать взаимосвязи между кровеносной и лимфатической системами, между строением и функциями кровеносных сосудов

 Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации; смсловое чтение; умение структурировать знания; самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; воспроизводить по памяти информацию.

Регулятивные УУД: прогнозирование –  предвосхищение результата и уровня усвоения; оценка –  выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению.

 Коммуникативные УУД:планирование учебного сотрудничества, умение полно и точно выражать свои мысли;  владение монологической и диалогической формами речи; постановка вопросов

формирование интеллектуальных умений: анализировать иллюстрации учебника, строить рассуждения о важности донорства.

Тип урока

Урок открытия новых знаний.

Основные понятия

Большой круг кровообращения, малый круг кровообращения, сердечный круг, лимфоузлы, лимфообращение, аорта, артерии, капилляры, вены

Методы:

наглядные (работа с учебником, рисунками, таблицами), словесные (беседа, диалог, рассказ), практические (поиск информации, работа с рисунками)

Оборудование:

ПК; мультимедийный проектор; мультимедийная презентация к уроку

Домашнее задание:

§ 17, знать термины, выучить круги кровообращения, сообщение на тему «Заболевания ССС»

Технологическая карта

Урок 18(4). Строение и работа сердца. Круги кровообращения.

Этап урока

Содержание учебного материала

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

 1. Организационный момент, мотивация к учебной деятельности

1 минута

Цель этапа:

мотивация учащихся к работе на уроке, создание ситуации успеха.

Добрый день! Присаживайтесь на свои места..

 Приветствует, проверяет готовность к уроку, желает  успеха.

Включение  в  деловой  ритм.

Ученики встали, настроились на работу, проверили на столах наличие учебника, тетради, рабочей тетради, дневника, письменных принадлежностей.

 2. Актуализация

опорных знаний и умений

3 минуты

Цель этапа:

активизация соответствующих мыслительных операций  (анализ, обобщение, классификация и т.д.) и познавательных процессов (внимание, память).

ОПРОС

- Сколько групп крови различают у человека? (4 группы крови.)

- На основе каких различий их выделяют? (На основе наличия агглютиногенов в эритроцитах и агглютининов в плазме.)

- Какую роль играет свертывание крови? (Свертывание крови - важнейшая защитная реакция, предохраняющая организм от кровопотери при разрушении сосудов.)

- Какие факторы необходимы для нормального свертывания крови?

(Специальные вещества, запускающие, образование тромба: растворимый белок - фибриноген.)

- Почему кровь от людей с I группой крови можно переливать всем другим группам крови? (У людей с I(0) группой крови эритроциты не слипаются, и поэтому их кровь можно переливать всем людям независимо от их группы крови.)

- Назовите фактор, определяющий развитие той или иной группы крови у человека. (Обладание той или иной группой крови определяется генетически.)

- Назовите ученого, открывшего существование четырех групп крови. (Австралийский ученый Карл Ландштейнер.)

Учитель иллюстрирует на слайдах презентации или таблицах схемы кровообращения рыб, земноводных, пресмыкающихся, птиц, млекопитающих. Организует сравнительный анализ кругов кровообращения:

- В чем сходство и различия кровеносной системы представленных классов животных? (Один круг кровообращения или два; количество камер сердца; смешивается артериальная кровь с венозной или нет; говорят о неполной перегородке в сердце пресмыкающихся, о сходстве кровообращения человека и млекопитающих.)

Активизирует знания о тканевой совместимости, донорстве, группах крови

Включаются в работу, устно отвечают на поставленные вопросы

 3. Постановка учебной задачи.

1 минута

Цель этапа:

вызвать у учащихся эмоциональную реакцию затруднения

Кровь течет по замкнутым кругам кровообращения и приносит тканям кислород и питательные вещества, а также уносит продукты распада.

Движение крови по кровеносной системе, обеспечивающее обмен веществ, называют кровообращением.

- Какие органы обеспечивают непрерывность тока крови? (сердце и сосуды).

СЛАЙД 1

В процессе изучения нового материала мы установим строение и роль в кровообращении сердца и сосудов, а так же путь крови в нашем организме по кругам кровообращения.

СЛАЙД 2

Как запишем тему урока в тетради “Строение и работа сердца. Круги кровообращения”.

Постановка учебной задачи

Обсуждая затруднения, выдвигают предположения о теме урока.

Запись учащимися числа, темы урока.

4.Формулирование проблемы, планирование деятельности

3 минуты

Цель этапа:

обеспечение мотивации для принятия обучающимися цели учебно-познавательной деятельности.

Какие задачи поставите?

СЛАЙД 3

Задачи:

1. Рассмотреть строение сердца и его роль в кровообращении

2.Установить взаимосвязь строения и функций сосудов.

3. Рассмотреть пути крови по кругам кровообращения и их значение в жизнедеятельности организма.

Выдвигает проблему

Учащиеся конкретизируют цель урока

5.Открытие нового знания

9 минут

Цель этапа:

формирование основ теоретического мышления, развитие умений находить

связи в объекте изучения, формирование способности анализировать, сравнивать имеющийся учебный материал

СЛАЙД 4

Работа в группах (3-4 минуты).

Задания группам.

1-я группа. Строение сердца.

Задание:

1. Место расположения органа в организме, размеры.

2. Из чего состоит сердце? Строение сердца.

2-я группа. Работа сердца.

Задание:

1. Как работает сердце?

2. Сердечный цикл.

3-я группа. Артерии.

Задание:

1. Какие сосуды называют артериями?

2. Как связано строение артерий с их функцией?

4-я группа. Вены.

Задание:

1. Какие сосуды называют венами?

2. Как связано строение вен с их функцией?

5-я группа. Капилляры.

Задание:

1. Какие сосуды называют капиллярами?

2. Как связано строение капилляров с их функцией?

6-я группа. Круги кровообращения.

Задание:

1. Движение крови по большому и малому кругам кровообращения.

2. Где происходит газообмен?

Выступления представителей групп (рассказ и показ слайдов). Учащиеся класса, слушают, делают записи.

Учитель задает вопросы

Учащиеся читают учебник параграф 17

Отвечают

на вопросы, обосновывают своё мнение

Учащиеся отвечают на вопросы

6.Первичная проверка понимания

10 минут

Цель этапа:

формирование умений высказывать свою точку зрения, выявление пробелов, неверных представлений, их коррекция.

Защита работ групп

1-я группа. Строение сердца.

СЛАЙД 5,6

C:\Users\Владелец\Pictures\serdse_8.jpg

ВИДЕО 1.

2-я группа. Работа сердца.

СЛАЙД 7-9

3-я группа. Артерии.

СЛАЙД 10,11

4-я группа. Вены.

СЛАЙД 12

5-я группа. Капилляры.

СЛАЙД 13

ВИДЕО 2

6-я группа. Круги кровообращения.

СЛАЙД 14-15

ВИДЕО 3,4

Учитель объясняет значение новых терминов

Учащиеся отвечают на вопросы

7. Физкультминутка

1 минута

Цель этапа:

пауза релаксации

Физкультминутка для глаз

Выполняют физические упражнения

8. Закрепление изученного материала

8 минут

Цель этапа : применить знания в новой ситуации

СЛАЙД №16

1.Непрерывное движение крови по сосудам называют:

1) кроводвижение  

2) круги   кровообращения

3) кровообращение

2..Полый мышечный орган, обеспечивающий кровообращение:

1) печень

2) сердце

3) легкое

3. Кровеносные сосуды образуют  в теле человека:

1) два круга кровообращения

2) три круга кровообращения

3) четыре  круга кровообращения

4. Артериальной называют кровь:

1) обедненную кислородом

2) насыщенную кислородом

3) насыщенную углекислым газом

5. Кровеносные сосуды, по которым кровь течет к сердцу, называют:

1) вены

2) капилляры

3) артерии

6. Большой круг кровообращения начинается от:

1) левого желудочка

2) правого желудочка

3) левого предсердия

7. Сердце человека состоит из:

1)  четырех камер

2)  трех камер

3)  двух камер

8. Венозной называют кровь:

1)  насыщенную кислородом

2)  обедненную  кислородом

3)  обедненную углекислым газом

9. Кровеносные сосуды, по которым кровь течет от сердца,  называют:

1)  капилляры

2)  артерии

3)  вены

10.  Малый  круг кровообращения начинается от:

1) левого желудочка

2) правого желудочка

3)  правого  предсердия

Объясняет задания

ПРОВЕРКА

1.3

2.2

3.1

4.2

5.1

6. 1

7. 1

8.2

9.2

10. 2

Выполняют индивидуально,

находят необходимую информацию

Взаимопроверка (работа в паре)

Выставление оценок

9.Рефлексия деятельности.

3 минуты

Цель этапа: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса.

Итак, урок подходит к концу

- Ребята, чему был посвящен сегодняшний урок? (изучению кровообращения).

- Что нового вы узнали на уроке? (познакомились со строением сердца и сосудов, изучили путь движения крови в большом и малом кругах кровообращения).

- Понравился ли вам урок?

Достигли ли мы  цели урока?

В завершении урока стих

СЛАЙД 17

Что такое сердце?
Камень твердый?
Яблоко с багрово-красной кожей?
Может быть, меж ребер и аортой
Бьется шар, на шар земной похожий?
Так или иначе – всё земное
Умещается в его пределы,
Потому-то нет ему покоя,
До всего ему есть дело.

Эдуардас Межелайтис

Предлагает вспомнить тему и задачи урока, соотнести с планом работы, записанным на доске, и оценить меру своего личного продвижения к цели и успехи класса в целом

Определяют степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности: называют тему и задачи урока, отмечают наиболее трудные и наиболее понравившиеся эпизоды урока,

10.Информация о домашнем задании

1 минута

СЛАЙД 18

§ 17, знать термины, выучить круги кровообращения, сообщение на тему «Заболевания ССС»

Предлагает  домашнее задание

Записывают  задание


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

БИОЛОГИЯ 5 КЛАСС

ТЕМА 2. Многообразие живых организмов (11 часов)

Урок 12 (2). Царство Бактерии. Строение и жизнедеятельность.

Цель урока:

Деятельностная:

Образовательная:

создание условий для формирования у учащихся способности к открытию новых знаний через работу с текстом учебника, иллюстрациями, знакомства с учебником и его методическим аппаратом, поиска решений проблемных вопросов, через сотрудничество с одноклассниками при обсуждении.

познакомить учащихся с древнейшим царством живых организмов Бактерий,

Задачи урока:

Образовательные:

Развивающие:

Воспитательные:

познакомить учащихся с наукой микробиологией, изучающей живые организмы- бактерии, сформировать представление о строении бактериальной клетке, показать особенности питания, размножения и распространения бактерий, многообразие форм бактерий; познакомить учащихся с особым отделом – цианобактериями.

анализировать, сравнивать и обобщать факты; устанавливать причинно-следственные связи;уметь выражать свои мысли.

воспитывать культуру поведения при групповой и индивидуальной работе

Планируемые результаты обучения

Предметные:

Метапредметные:

Личностные:

выделение существенных признаков живых организмов- бактерий, различение на таблицах частей и органоидов клетки, выявление приспособлений к среде обитания, овладение методами биологии.

 Познавательные УУД: структурировать знания; анализировать текст и рисунки учебника;  объектов живой природы, сравнения роли бактерий-автотрофов и бактерий-гетеротрофов; создавать модель бактериальной клетки; представлять информацию в виде схем, таблиц;

Регулятивные УУД: самостоятельно определять цель учебной деятельности; осуществлять целенаправленный поиск ответов на поставленные вопросы; выполнять задания в соответствии с целью; самопроверку, взаимопроверку и корректировку учебного задания;

 Коммуникативные УУД: формулировать собственные высказывания в рамках учебного диалога, используя термины; организовывать учебное взаимодействие в группе.

проявлять познавательный интерес к изучению бактерий; понимать: учебные задачи и стремиться их выполнить, свою успешность при изучении темы.

Тип урока

Урок открытия новых знаний.

Основные понятия

Объяснять сущность терминов: «автотрофы», «гетеротрофы», «прокариоты», «эукариоты».

Формы организации учебно-познавательной деятельности:

Выделять и называть главные особенности строения бактерий, используя рисунок учебника.

Характеризовать разнообразие форм тела  бактерий по рисунку учебника.

Методы:

наглядные (работа с учебником, рисунками, таблицами), словесные (беседа, диалог, рассказ), практические (поиск информации, работа с рисунками)

Оборудование:

ПК; мультимедийный проектор; мультимедийная презентация к уроку

Домашнее задание:

§ 9, знать термины, РТ 2, 3,5 стр. 27-28, приготовить сообщение на выбор: роль бактерий в природе, в жизни человека, бактериальные болезни людей

Технологическая карта.

Урок 12(2). Царство Бактерии. Строение и жизнедеятельность.

Этап урока

Содержание учебного материала

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

 1. Организационный момент, мотивация к учебной деятельности

1 минута

Цель этапа:

мотивация учащихсяк работе на уроке, создание ситуации успеха.

Настал новый день. Я улыбнусь вам, и вы улыбнитесь друг другу. И подумайте: как хорошо, что мы сегодня здесь все вместе. Я желаю вам хорошего настроения!

Присаживайтесь на свои места. Я рада, что у вас хорошее настроение, и надеюсь, что мы с вами сегодня очень дружно и активно поработаем. В этом я даже не сомневаюсь.

 Приветствует, проверяет готовность к уроку, желает  успеха.

Включение  в  деловой  ритм.

Ученики встали, настроились на работу, проверили на столах наличие учебника, тетради, рабочей тетради, дневника, письменных принадлежностей.

 2. Актуализация

опорных знаний и умений

3 минуты

Цельэтапа:

активизация соответствующих мыслительных операций  (анализ, обобщение, классификация и т.д.) и познавательных процессов (внимание, память).

СЛАЙД1

Итак, мы с вами изучаем природу и уже познакомились с Царствами живых организмов. Кто мне напомнит какие это царства?

Все ли организмы имеют клеточное строение? Почему вирусы выделили отдельно? Дайте краткую характеристику вирусам.

Среди представителей органического мира, имеющих клеточное строение, можно выделить 2 группы по строению клетки. Назовите их. Правильно доядерные и ядерные.

Биодиктант «Царства природы»

1.Запишите в столбик известные вам царства

2. Я называю представителей, вы подписываете номер напротив царства:

1. зебра 2. Сосна 3. Вызывает болезнь оспа 4. Подберезовик 5. Вызывает  скисание молока 6. Щука 7. Вызывает болезнь чума 8. Груздь 9. Осуществляют разложение организмов 10. Ромашка

Кто не допустил ошибок?

Молодцы.

Ребята, обратите внимание на слайд

СЛАЙД 1

Представителей  какого царства здесь вы видите ?

Можно ли тело данных организмов назвать клеткой? Почему?

 Какие особенности строения бактерий  вы заметили?

С помощью каких методов можно изучать данные организмы?

Где обитают данные организмы?

Как называется биологическая наука, изучающая бактерии?

Активизирует знания о многообразии органического мира

ПРОВЕРКА:

В- 3,7

Б-5,9

Р-2,10

Ж-1,6

Г-4,8

Включаются в работу, устно отвечают на поставленные вопросы

Учащиеся осуществляют взаимопроверку

0-1ошибок -5

2-3 ошибок-4

4- 5ошибок  3

6 и более -2

 3. Постановка учебной задачи.

1 минута

Цель этапа:

вызвать у учащихся эмоциональную реакцию затруднения

-Итак, как звучит тема нашего урока?

СЛАЙД 1

-Добро пожаловать в   Мир микробиологии! Откройте тетради, запишите число.   Тему урокаЦарство Бактерии. Строение и жизнедеятельность..

-Исходя из темы урока, сформулируйте его главную цель.

Постановка учебной задачи

Обсуждая затруднения,выдвигают предположения о теме урока.

Запись учащимися числа, темы урока.

4.Формулирование проблемы, планирование деятельности

3 минуты

Цель этапа:

обеспечение мотивации для принятия обучающимися цели учебно-познавательной деятельности.

СЛАЙД 2

ПРОБЛЕМА урока

«Как сохранить яблоко свежим?»

- Если срезать кожуру у яблока, можно избавиться от бактерий полностью?

- Где найти эти знания?

На эти вопросы мы с вами будем искать ответы во время урока.

Определим основные вопросы урока.  (Учитель совместно с учащимися определяет задачи урока)

СЛАЙД 3

Выдвигает проблему

Учащиеся конкретизируют цель урока

5.Открытие нового знания

9 минут

Цель этапа:

формирование основ теоретического мышления, развитие умений находить

связи в объекте изучения, формирование способности анализировать, сравнивать имеющийся учебный материал

СЛАЙД 4

Бактерии – древнейшие из известных организмов. Следы жизнедеятельности бактерий относятся к архею и датируются возрастом 3,5 млрд. лет.Термин «бактерия» происходит от греческого слова «bacterion» - палочка.

СЛАЙД 5

Бактерии можно увидеть только в микроскоп, поэтому их называют микроорганизмами или микробами;

Микроорганизмы изучаются микробиологией.

Часть микробиологии, изучающая бактерии, называется бактериологией.

Начало этой науке положил Антони ван Левенгук в XVII веке.

СЛАЙД 6

Впервые бактерий увидел в оптический микроскоп и описал в 1676 году голландский натуралист Антони ван Левенгук. Как и всех микроскопических существ, он назвал их «анималькули».

Название «бактерии» ввёл в употребление в 1828 году Христиан Эренберг.

В 1850-х годах Луи Пастер положил начало изучению физиологии и метаболизма бактерий, а также открыл их болезнетворные свойства.

Дальнейшее развитие медицинская микробиология получила в трудах Роберта Коха, которым были сформулированы общие принципы определения возбудителя болезни (постулаты Коха). В 1905 году он был удостоен Нобелевской премии за исследования туберкулёза.

Основы общей микробиологии и изучения роли бактерий в природе заложили М. В. Бейеринк и С. Н. Виноградский.

Итак, что мы узнали(вывод)

1.Бактерии – древнейшие организмы

2. Видны в микроскоп

3. Микробиология- наука о бактериях

4. Антони ван Левенгук открыл и изучал бактерии.

Достигли ли мы цели урока и ответили на вопрос?

СЛАЙД 7

Работа в группах:

Задание 1 группе:

Прочитать текст § 9на стр. 39-40 и составить схему «Формы бактерий»

Задание 2 группе:

Прочитать текст § 9 на стр. -40 и ответить на вопрос «Где живут бактерии ?»

Задание 3 группе:

Прочитать текст § 9 на стр. 40 -41 и по рис 33 объяснить строение клетки бактерии

Задание 4 группе:

Прочитать текст § 9 на стр. 41и рассказать какие бактерии относят к автотрофам и почему

Задание 5 группе:

Прочитать текст § 9 на стр. 41-42 и рассказать какие бактерии относят к гетеротрофам и почему

Задание 6 группе:

Изучите рисунок и сравните клетки бактерий и растений. Назовите черты сходства и различий.

СЛАЙД 8,9

Задание 1 группе

СЛАЙД 10,11

Задание 2 группе

Трудно найти место на Земле, где не было бы бактерий. Они встречаются в самых разнообразных местах: в атмосфере и на дне океанов, в быстротекущих реках и в вечной мерзлоте, в парном молоке и в ядерных реакторах; однако особенно много их в почве. В верхнем слое почвы содержатся миллионы бактерий на 1 г, то есть примерно 2 тонны на гектар. Среди бактерий много форм, которые паразитируют на человеке, растениях и животных.

СЛАЙД 12

Задание 3 группе

СЛАЙД 13

Задание 4,5 группе

Типы питания бактерий : автотрофы (цианобактерии, железобактерии) и гетеротрофы (сапрофиты, паразиты, симбионты).

СЛАЙД14,15

Задание 6 группе

Учитель рассказывает о бактериях

6.Первичная проверка понимания

10 минут

Цель этапа:

формирование умений высказывать свою точку зрения, выявление пробелов, неверных представлений, их коррекция.

СЛАЙД 16

Как дышат бактерии?

СЛАЙД17,18

Как размножаются?

При неблагоприятных условиях образуют спору

Учитель объясняет значение новых терминов

Учащиеся отвечают на вопросы

7. Физкультминутка

1 минута

Цель этапа:

пауза релаксации

Физкультминутка

Раз – подняться, потянуться,  Два – согнуться, разогнуться,  Три – в ладоши 3 хлопка,

 Головою 3 кивка,  На четыре – руки шире,  Пять – руками помахать,  Шесть – за парту сесть опять.

Выполняют физические упражнения

8. Закрепление изученного материала

8 минут

Цель этапа:применить знания в новой ситуации

СЛАЙД №19

ПРОБЛЕМА урока

«Как сохранить яблоко свежим?»

- Если срезать кожуру у яблока, можно избавиться от бактерий полностью?

Задание 1.

Ответить на ? 1,5 на стр 42 учебника

Задание 2.

Письменно выполнить РТ  № 1стр. 27

Объясняет задания

Выполняют индивидуально,

находят необходимую информацию

Взаимопроверка (работа в паре)

Выставление оценок

9.Рефлексия деятельности.

3 минуты

Цель этапа:осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса.

Итак, урок подходит к концу

Достигли ли мы  цели урока?

СЛАЙД 20

1.Сегодня на уроке я узнал (а) новое (что)__________

2.Сегодня на уроке я научился (лась) (чему)_________

3. Мне было бы интересно еще узнать_______________

4. Урок дал мне для жизни _______________________

Молодцы! Я очень рада, что нам удалось это сделать. А теперь оцените свою работу.

Предлагает вспомнить тему и задачи урока, соотнести с планом работы, записанным на доске, и оценить меру своего личного продвижения к цели и успехи класса в целом

Определяют степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности: называют тему и задачи урока, отмечают наиболее трудные и наиболее понравившиеся эпизоды урока, высказывают оценочные суждения. Определяют степень своего продвижения к цели.

10.Информация о домашнем задании

1 минута

СЛАЙД 21

§ 9, знать термины,

РТ 2, 3,5 стр. 27-28,

приготовить сообщение на выбор:

Роль бактерий в природе,

Роль бактерий в жизни человека,

Бактериальные болезни людей

Предлагает  домашнее задание

Записывают  задание



Предварительный просмотр:

БИОЛОГИЯ. ЖИВОТНЫЙ МИР БУРЯТИИ. 7 КЛАСС

ТЕМА 2. БЕСПОЗВОНОЧНЫЕ БУРЯТИИ (10 часов)

Урок 9 (2).  Плоские черви- паразиты животных и человека.

Цель урока:

Деятельностная:

Образовательная:

Создать условия для формирования представления о многообразии червей паразитов из Типа Плоские черви

сформировать представление о циклах развития плоских червей – паразитов, обитающих в Бурятии, мерах профилактики

Задачи урока:

Образовательные:

Развивающие: 

Воспитательные:

на примере сосальщика и бычьего цепня раскрыть особенности индивидуального развития червей;познакомить со способами заражения и мерами профилактики заболеваний, вызванных червями – паразитами.;

анализировать, сравнивать и обобщать факты; устанавливать причинно-следственные связи; уметь выражать свои мысли.

сформировать ценности здорового и безопасного образа жизни.  

Планируемые результаты обучения

Предметные:

Метапредметные:

Личностные:  

изучить основных представителей паразитических плоских червей и особенности их строения в связи с паразитическим образом жизни.

 Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации; смысловое чтение; умение структурировать знания; самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; воспроизводить по памяти информацию.

Регулятивные УУД: прогнозирование –  предвосхищение результата и уровня усвоения; оценка –  выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению.

 Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества, умение полно и точно выражать свои мысли;  владение монологической и диалогической формами речи; постановка вопросов

формирование интеллектуальных умений: анализировать иллюстрации учебника, строить рассуждения о важности донорства.

Тип урока

Урок открытия новых знаний.

Основные понятия

Тип Плоские черви, 3-слойные животные, Класс Ленточные черви, Класс Сосальщики.

Методы:

наглядные (работа рисунками, таблицами), словесные (беседа, диалог, рассказ), практические (поиск информации, работа с рисунками)

Оборудование:

ПК; мультимедийный проектор; мультимедийная презентация к уроку

Домашнее задание:

  • Выучить схемы циклов развития сосальщика и бычьего цепня
  • Создать листовку «Плоские черви- паразиты. Профилактика заболеваний.»

Технологическая карта.

Урок 9 (2).  Плоские черви- паразиты животных и человека.

Этап урока

Содержание учебного материала

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

 1. Организационный момент, мотивация к учебной деятельности

1 минута

Цель этапа:

мотивация учащихся к работе на уроке, создание ситуации успеха.

Добрый день! Присаживайтесь на свои места.

 Приветствует, проверяет готовность к уроку, желает  успеха.

Включение  в  деловой  ритм.

Ученики встали, настроились на работу, проверили на столах наличие учебника, тетради, рабочей тетради, дневника, письменных принадлежностей.

 2. Актуализация

опорных знаний и умений

3 минуты

Цель этапа:

активизация соответствующих мыслительных операций  (анализ, обобщение, классификация и т.д.) и познавательных процессов (внимание, память).

СЛАЙД 1

Фронтальный опрос.

-Какую тему изучали на прошлом уроке?

-Назовите представителей?

-Каковы особенности строения Типа Плоские черви на примере этого животного

СЛАЙД 2

Активизирует знания о Типе Кишечнополостные

Включаются в работу, устно отвечают на поставленные вопросы

 3. Постановка учебной задачи.

1 минута

Цель этапа:

вызвать у учащихся эмоциональную реакцию затруднения

СЛАЙД 4

Ребята! Я сейчас зачитаю вам выписку из медицинской карты. В больницу поступил ребенок 11 лет с жалобами на боли в животе, с постоянными головными болями, рвотой, тошнотой. Больной страдает бессонницей и повышенной раздражимостью. Проведено обследование, установлен диагноз- гельминтоз.

Какие классы мы еще не изучили? Что может их объединять?

СЛАЙД 3

Постановка учебной задачи

Обсуждая затруднения, выдвигают предположения о теме урока.

Запись учащимися числа, темы урока.

4.Формулирование проблемы, планирование деятельности

3 минуты

Цель этапа:

обеспечение мотивации для принятия обучающимися цели учебно-познавательной деятельности.

-Правильно, это черви, но какие они?

- Что вы знаете о них?

Назовите тему урока

Цели

Раскрыть особенности  строения Плоских червей – паразитов, выделить черты приспособленности к паразитизму

Познакомиться со способами заражения и мерами профилактики заболеваний, вызванных червями – паразитами

Выдвигает проблему

Учащиеся конкретизируют цель урока

5.Открытие нового знания

9 минут

Цель этапа:

формирование основ теоретического мышления, развитие умений находить

связи в объекте изучения, формирование способности анализировать, сравнивать имеющийся учебный материал

СЛАЙД 6

При изучении темы мы будем использовать понятия:

СЛАЙД 7

Будем заполнять таблицу

СЛАЙД 8

Строение сосальщика

СЛАЙД 9

Печеночный сосальщик живет в протоках печени рогатого скота. Его развитие включает смену хозяев и чередование поколений.

Яйца сосальщика выходят из печени в кишечник хозяина и далее, с калом, наружу.

При этом для своего развития они должны непременно попасть в воду, что, очевидно бывает, далеко не всегда.

В воде из яйца выходит личинка с ресничками, которая для дальнейшего развития должна проникнуть в тело моллюска прудовика.

Здесь личинка не только растет, но и размножается, давая еще несколько личинок следующего поколения.

Эти личинки второго поколения выходят из тела прудовика в воду. Они могут активно плавать при помощи хвоста. Расселяясь по водоему, они прикрепляются в конце концов к листьям водных растений, покрываются оболочкой и становятся неподвижными, то есть превращаются в цисту. В таком состоянии они могут оставаться долгое время.

Скот заражается печеночным сосальщиком при питье воды или поедании травы с его цистами. В кишечнике циста лопается, молодой сосальщик выходит и проникает в печень.

Таким образом, развитие сосальщика зависит от многих случайностей. Поэтому сосальщик и производит огромное количество яиц. Размножение его происходит также в личиночной стадии.

СЛАЙД 10

СЛАЙД 11

Часть жизненного цикла бычьего цепня проходит в кишечнике человека.

Зрелые членики, наполненные яйцами, отделяются от заднего конца червя и выделяются во внешнюю среду с испражнениями человека.

Оболочки членика разрушаются, и яйца становятся свободны. Ими загрязняется почва, трава на пастбищах, сено.

Другая часть жизненного цикла бычьего цепня проходит в теле домашних животных.

При посещении загрязнённых пастбищ животные могут проглотить яйца цепня вместе с травой.  В их желудке из яиц выходят микроскопические личинки с крючками. С их помощью личинки вбуравливаются в стенку желудка, попадают в кровь, разносятся по всему телу животного. Чаще всего личинка оказывается в печени, сердце, мозге или мышцах.

Здесь шестикрючная личинка растет и превращается в финну - пузырек величиной с горошину, внутри которого находится головка цепня с шейкой.

В недостаточно прожаренном или проваренном мясе личинки цепня сохраняются живыми. Если человек съест такое мясо, то он заражается им.

В кишечнике человека головка финны выворачивается наружу и прикрепляется к стенке кишечника и через несколько месяцев превращается во взрослого половозрелого паразита.
Цикл замкнулся.

Учитель задает вопросы

Мини –лекция со стопами

Учащиеся читают учебник

Отвечают

на вопросы, обосновывают своё мнение

Учащиеся отвечают на вопросы

6.Первичная проверка понимания

10 минут

Цель этапа:

формирование умений высказывать свою точку зрения, выявление пробелов, неверных представлений, их коррекция.

Проверка таблицы

СЛАЙДЫ 12

Учитель объясняет значение новых терминов

Учащиеся отвечают на вопросы

7. Физкультминутка

1 минута

Цель этапа:

пауза релаксации

Физкультминутка

Закрыть глаза, посмотреть вдаль, вблизи

Поднять руки, развести руками

Встать –сесть

Улыбнуться!,

Выполняют физические упражнения

8. Закрепление изученного материала

8 минут

Цель этапа : применить знания в новой ситуации

СЛАЙД 13

1.Самостоятельно запишите 

СЛАЙД14-28

2. Верны ли утверждения

Какой вывод мы можем сделать?

Объясняет задания

Выполняют индивидуально,

находят необходимую информацию

Взаимопроверка (работа в паре)

9.Рефлексия деятельности.

3 минуты

Цель этапа: осознание учащимися своей учебной деятельности,

Итак, урок подходит к концу

Достигли ли мы  цели урока?

1.Сегодня на уроке я узнал (а) новое (что)__________

2. Урок дал мне для жизни _________

Молодцы! Я очень рада, что нам удалось это сделать. А теперь оцените свою работу.

Предлагает вспомнить тему и задачи урока, оценить меру своего личного продвижения к цели и успехи класса в целом

Определяют степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности: называют тему и задачи урока

10.Информация о домашнем задании

1 минута

СЛАЙД 29

Выучить схемы циклов развития сосальщика и бычьего цепня

Создать листовку «Плоские черви- паразиты. Профилактика заболеваний.»

Предлагает  домашнее задание

Записывают  задание


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ЗАДАНИЕ 1. Что изображено на рисунке? Приведите примеры.

Слайд 2

ЗАДАНИЕ 2. Определите жизненную форму растений

Слайд 3

ПРОБЛЕМА УРОКА Какое строение имеет клетка растений?

Слайд 4

КЛЕТОЧНОЕ СТРОЕНИЕ РАСТЕНИЙ .

Слайд 5

Изучить строение органоидов растительной клетки 2. Выяснить функции органоидов растительной клетки ЗАДАЧИ УРОКА:

Слайд 6

Теодор Шванн Матиас Шлейден 1839г. клеточная теория

Слайд 7

Клетка – структурная и функциональная единица всех живых организмов

Слайд 8

Клетка Мембрана Цитоплазма Ядро Хромо-сомы Ядрыш-ко Вакуоль Пластиды Хлоропласты Лейкопласты Хромопласты Митохондрии

Слайд 9

Органоиды – постоянные структуры клетки, имеющие определенное строение и функции.

Слайд 10

Наличие пластид. Наличие крупных вакуолей клеточным соком. Плотная клеточная оболочка. Отличительные особенности растительной клетки.

Слайд 11

Эукариоты – организмы, клетки которых имеют ядро

Слайд 12

Оболочка клетки Оболочка Поры

Слайд 13

Цитоплазма клетки

Слайд 14

Виды пластид лейкопласты хлоропласты хромопласты

Слайд 15

Пластиды хлоропласты

Слайд 16

Вакуоли.

Слайд 18

Органоиды и части клетки описание Функции Клеточная стенка Клеточная (плазматическая мембрана) Цитоплазма Ядро Вакуоль Пластиды Есть только в растительных клетках Хлоропласты Хромопласты Лейкопласты

Слайд 19

Название органоида Описание Функции Цитоплазма Внутренняя полужидкая среда клетки, в которой находится ядро и все органоиды и включения Объединяет все органоиды клетки, в ней протекают все процессы обмена веществ Плазматическая мембрана Тонкая прозрачная пленка, состоящая из молекул белков и липидов Защита клетки от внешнего воздействия, придание клетки определенной формы, участие в обмене веществ между клеткой и внешней средой, в контактировании клеток друг с другом Клеточная стенка состоящая из целлюлозы (клетчатки). Пронизана специальными отверстиями — порами Защита клетки Ядро Самый крупный органоид клетки, окружено ядерной оболочкой, пронизанной порами, внутри находится одно или несколько ядрышек, хромосомы, ДНК, РНК Хранит наследственную информацию, регулирует процессы обмена веществ внутри клетки Пластиды: Присутствуют только в растительных клетках Хлоропласты Имеют овальную форму, зеленую окраску, содержат хлорофилл Фотосинтез Хромопласты Имеют желтую, оранжевую или красную окраску, обеспеченную пигментами Обеспечивают окраску плодов, лепестков, осен­них листьев Лейкопласты Бесцветные, округлой или палочковидной форм, содержатся в неокрашенных частях расте­ний (стебли, клубни, корни) В них накапливаются запасные питательные ве­щества Вакуоль Резервуар с клеточным соком Накопление питательных веществ и продуктов жизнедеятельности

Слайд 20

Диктант. Термины: оболочка, ядро, цитоплазма, вакуоль, хлоропласты, лейкопласты. 1. Улавливают энергию солнечного света и образуют органическое вещество в виде сахаров. 2. Обеспечивает протекание различных биохимических процессов, обеспечивающих жизнедеятельность клетки. 3. В них откладываются про запас питательные вещества – крахмал, масла, белок. 4. Резервуар, в котором содержится клеточный сок, накапливаются питательные вещества и ненужные клетки продукты жизнедеятельности. 5. Придает клетке форму, защищает её содержимое. 6. Хранит наследственную информацию.

Слайд 21

1.Сегодня на уроке я узнал (а) новое (что ) …… 2.Сегодня на уроке я научился ( лась ) ( чему)… 3 . Мне было бы интересно еще узнать…….. 4. Урок дал мне для жизни ……….

Слайд 22

Домашнее задание Повторить § 2