Инновации в образовании

Пономарева Екатерина Геннадьевна

На странице представлены различные материалы ( статьи, разработки, реализованный метапредметный проект "7 чудес древнего мира " рассматривает Чудеса Света с позиции разных предметов:географии, истории, математики, биологии, музыки, литературы, изо, выполненный учащимися 5 а класса) по инновациям в образовании.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Межпредметный проект 5 «а» класса Семь чудес света

Слайд 2

Маленький мальчик, живший в Египте 23 века тому назад, пришел в школу. Из рук учителя он взял лист папируса. Обмакнув тростниковую палочку в черную тушь, ученик старательно вывел тему урока: «Семь чудес света». До нас дошел этот папирус. И мы узнали о древних Чудесах. Нам хочется, чтобы сегодня о них узнали и Вы.

Слайд 3

Цель проекта: Углубленно изучить выдающиеся памятники истории; Рассмотреть Чудеса Света с позиции различных предметов: географии, истории, литературы, математики, ИЗО, биологии, музыки.

Слайд 4

Наш проект «Семь чудес света» долгосрочный. Он рассчитан на четыре года. В этом году мы изучали «Древние чудеса света», в следующем году мы познакомимся с «Новыми чудесами ». В седьмом классе мы рассмотрим «Семь чудес России», а в восьмом классе - «Чудеса Бурятии и нашего района».

Слайд 5

Этапы реализации проекта «Древние Чудеса Света» Февраль Выбор темы исследования. Деление класса на группы по семи чудесам. Поиск нужной информации. Анализ и обобщение собранного материала. Март Изучение требований по оформлению проектной работы. Создание банка идей по проекту. Разработка первоначальных моделей, эскизов, математических задач. Март Оформление путеводителя «Семь чудес света». Создание презентации «Древние чудеса света». Создание сборника «Чудеса света в стихах и поэмах» и сборника задач. Изготовление макетов . Запись проекта на диски. Апрель Защита проекта в классе и в школе


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Семь Чудес Света

Слайд 2

Карта Семи Чудес света 25.09.2019 2

Слайд 3

Семь Чудес Света СЕМЬ ЧУДЕС ДРЕВНЕГО МИРА — СПИСОК ПРОСЛАВЛЕННЫХ АНТИЧНЫХ ПАМЯТНИКОВ, СОСТАВЛЕННЫЙ ДРЕВНИМИ ИСТОРИКАМИ И ПУТЕШЕСТВЕННИКАМИ, В ТОМ ЧИСЛЕ «ОТЦОМ ИСТОРИИ» ГЕРОДОТОМ. СПИСОК НЕОДНОКРАТНО РЕДАКТИРОВАЛСЯ, И ЕГО КЛАССИЧЕСКИЙ ВАРИАНТ БЫЛ СФОРМИРОВАН 2,2 ТЫС. ЛЕТ НАЗАД БЛАГОДАРЯ СТАРАНИЯМ ФИЛОНА ВИЗАНТИЙСКОГО. В СПИСОК «СЕМИ ЧУДЕС ДРЕВНЕГО МИРА» ВОШЛИ: ПИРАМИДА ХЕОПСА, «ВИСЯЧИЕ САДЫ» СЕМИРАМИДЫ, СТАТУЯ ЗЕВСА ОЛИМПИЙСКОГО, ХРАМ АРТЕМИДЫ В ЭФЕСЕ, МАВЗОЛЕЙ В ГАЛИКАРНАСЕ, КОЛОСС РОДОССКИЙ И МАЯК НА О. ФАРОС В АЛЕКСАНДРИИ. 25.09.2019 3

Слайд 4

Египетские пирамиды Пирами́да Хео́пса ( Хуфу ), Великая пирамида Гизы — крупнейшая из египетских пирамид , единственное из «Семи чудес света» , сохранившееся до наших дней. Пирамида Хеопса входит в комплекс самых крупных египетских пирамид, расположенных на плато Гиза. Это — пирамиды Хеопса ( Хуфу ), Хефрена ( Хафра ) и Микерина ( Менкаура ). Архитектором Великой пирамиды считается Хемион , визирь и племянник Хеопса. Он также носил титул «Управляющий всеми стройками фараона». Более трёх тысяч лет (до постройки кафедрального собора в Линкольне , Англия, около 1300 года) пирамида являлась самой высокой постройкой на Земле. 25.09.2019 4

Слайд 5

Предполагается, что строительство, продолжавшееся двадцать лет, закончилось около 2540 года до н. э. [1] Существующие методы датирования времени начала строительства пирамиды делятся на исторические, астрономические и радиоуглеродные. В Египте официально установлена и празднуется дата начала строительства пирамиды Хеопса — 23 августа 2560 года до н. э. 25.09.2019 5

Слайд 6

Висячие сады Семирамиды Вися́чие сады́ Семирами́ды — одно из Семи чудес света . Более корректное имя для этого сооружения — Висячие сады Амитис (по другим источникам — Аманис ): именно так звали жену вавилонского царя Навуходоносора II , ради которой сады были созданы [1] . Предположительно располагались в древнем государстве Вавилон , возле современного города Хилла . Согласно альтернативной версии, основанной на повторной расшифровке клинописных табличек , могли находиться в Ниневии , столице Ассирийского царства , и были построены в начале VII века до н.э 25.09.2019 6

Слайд 7

Статуя Зевса Статуя Зевса Олимпийского — единственное из Семи чудес света , которое располагалось в материковой части Европы (в городе Олимпия). Статуя Зевса в Олимпии — пятое чудо света древнего мира. Была воздвигнута в V веке до нашей эры. Мраморный Зевс превосходил по размерам все существующие на тот момент храмы. Массивную крышу здания размером 27 на 64 м поддерживали колонны, выполненные из ракушечника. На мраморных фронтонах храма были изображены подвиги Зевса. Статую Зевса возвёл Фидий . 25.09.2019 7

Слайд 8

Храм Артемиды в Эфесе Храм Артемиды в Эфесе — одно из семи чудес античного мира , находился в греческом городе Эфесе на побережье Малой Азии (в настоящее время город Сельчук на юге провинции Измир , Турция ). Первый крупный храм был сооружён в середине VI века до н. э., сожжён Геростратом в 356 году до н. э., вскоре восстановлен в перестроенном виде, в III веке разграблен готами . В IV веке закрыт христианами в связи с запретом языческих культов и разрушен. Построенная на его месте церковь также была разрушена. 25.09.2019 8

Слайд 9

Мавзолей в Галикарнассе Галикарнасский мавзолей ( греч. Μαυσωλείο της Αλικαρνασσού; тур. Halikarnas Mozolesi ) — надгробный памятник карийского правителя Мавсола ( греч. Μαύσωλος ), сооружён в середине IV века до н. э. по приказу его супруги Артемисии III в Галикарнасе , современном Бодруме , ( Турция ), одно из античных чудес света . Как сооружение он являлся сложным сочетанием династического памятника Гекатомнидов , героона и усыпальницы Мавсола . 25.09.2019 9

Слайд 10

Колосс Родосский Колосс Родосский ( греч. Κολοσσός της Ρόδου, лат. Colossus Rhodi ) — гигантская статуя древнегреческого титана Солнца - Гелиоса , которая стояла в портовом городе Родосе , расположенном на одноимённом острове в Эгейском море , в Греции . Одно из «Семи чудес света». 25.09.2019 10

Слайд 11

Александрийский маяк Александри́йский мая́к ( Фа́росский маяк) — маяк , построенный в III веке до н. э. на острове Фарос около египетского города Александрии , одно из 7 чудес света Маяк был построен для того, чтобы корабли могли благополучно миновать рифы на пути в александрийскую бухту. Ночью им помогало в этом отражение языков пламени, а днём — столб дыма. Маяк простоял почти тысячу лет, но в 796 г. н. э. был сильно поврежден землетрясением . Впоследствии пришедшие в Египет арабы пытались восстановить его, и к XIV в. высота маяка составляла около 30 м. В конце XV в. султан Кайт-бей воздвиг на месте маяка крепость , которая стоит и сейчас. 25.09.2019 11

Слайд 12

25.09.2019 12


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Инновационные формы и методы обучения в школе

Авторы современных работ по педагогике определяют инновацию в образовательном процессе как такую реструктуризацию технологий, методов и принципов, которая направлена на самостоятельное развитие образования.  Ученик овладевает такими знаниями и умениями, которые позволяют ему не просто транслировать накопленный опыт в практическую деятельность, но и обладают определенным творческим потенциалом и способностью к саморазвитию. Инновации в образовании проявляют себя как ответ на социальный запрос на изменяющиеся социокультурные, политические и технократические изменения.

Причины внедрения инноваций в школе:

распространение цифровых технологий;

широкое информационное поле в свете развития глобальной сети и СМИ;

личностный подход в обучении и воспитании ребенка, формирование у него позитивной, гуманистической картины мира;

ритм современной жизни, требующей определенной успешности и конкурентоспособности.

Инновационные методы обучения в школе – не просто овладение некоторым объемом знаний, но и освоение универсальных способов деятельности, научение ребенка решению задач и проблем такими методами, которые он сможет впоследствии генерировать и изменять сам, опираясь на свой творческий потенциал и способность эффективно действовать.

Инновационная работа в школе

Инновационная работа в школе сегодня уже достаточно разнообразна, в нее входят:

-применение мультимедиа в учебной деятельности (мультимедийные проекторы, интерактивные доски, планшеты и т. п.);

-новые источники информации (электронные библиотеки, ресурсы сети, обновление фонда учебной литературы новыми пособиями, отражающими реалии современной науки);

-активное применение цифровых технологий и ПК (видео-презентации и мастер-классы, освоение специальных обучающих программ и программ, призванных помогать учителю в планировании урока и экономии времени);

-внедрение новых видов урока и поиска информации (урок компьютерная игра, урок презентация своих проектов, урок мозговой штурм), а также новых творческих заданий и методов оценки.

-методы, призванные беречь здоровье ученика (причем как физическое, так и психическое, участие психолога в оценке психологического состояния детей в школе).

Инновационные педагогические методы должны отражать общую тенденцию инновационной деятельности в школе, т. е. ориентироваться на творческое начало в ученике и на самостоятельный поиск решения задачи или проблемы.

 

Инновационные формы обучения

Классификацию инновационных технологий нельзя назвать строгой, однако стоит выделить наиболее удачные и используемые технологии.

Проблемно-поисковое обучение.

Постановка проблемы и самостоятельный поиск ее решения – принцип этой инновационной деятельности в школе.

Модульное обучение.

В модульном обучении объем знаний разбивается на значимые блоки (модули), которые осваиваются по схеме: учитель выдает определенный блок информации, потом происходит его применение на практике (лабораторные работы, семинары, практикумы, уроки-диспуты и т. д.), затем идет блок оценки (контрольные, зачеты).

Модульная технология особенно перспективна при дистанционном обучении, когда необходима четкая система массивов знаний и их оценки.

Модульная технология видится особо полезной в современном перенасыщенном информационном поле именно за счет своей строгой структурированности.

Портфолио как технология инновационной школы.

Суть этого подхода заключается в самостоятельном сборе учащимся его значимых работ, проектов, отзывов, дипломов, похвальных листов и грамот. Портфолио имеет значимость именно как образовательная технология, ее конечная цель не собрать материалы для портфолио, а разработать методы и приемы поиска нужных знаний и умений, а также оценивания своей учебной деятельности.

В процессе сбора портфолио, ученик, во-первых, учится оценивать, насколько хорошо выполнен тот или иной проект, насколько он завершен и полон, как раскрыта поднимаемая проблематика; во-вторых, ученик сам выбирает состав своего портфолио, тем самым позволяя раскрыться одаренности в той или иной сфере.

Собственная оценка плодов своей деятельности также работает на развитие самостоятельности процесса обучения.

Все эти подходы развивают критическое мышление и ставят во главу угла самостоятельную поисковую деятельность ученика. Процесс познания при такой современной методике преподавания в школе опирается на исследование, на самореализацию.

 

Инновационные методы обучения

Метод кейсов. При этом подходе учащимся не предоставляются пути решения проблемы, ученики вынуждены действовать максимально эффективно в поиске таких решений. Пример такого урока в домоводстве для девочек: разделить класс на группы, каждой группе дать одинаковый набор продуктов, снабдить выходом в интернет, кулинарными книгами, предложить приготовить вкусное блюдо с учетом имеющегося времени. Желательно, объявить победившую группу.

Урок-экскурсия. Виртуальная экскурсия — одна из ведущих форм обучения, характеризующаяся интерактивным виртуальным воспроизведением реально существующих объектов для доступного самостоятельного наблюдения, сбора необходимых фактов, решения разнообразных заданий и т. д. Мультимедийная виртуальная экскурсия представляет собой программно-информационный продукт в виде гипертекста, предназначенный для интегрированного представления материалов экскурсии. Явление синестезии (единство чувств восприятия) также стоит активно использовать при внедрении инновационных методик.

Урок-дебат, дискуссия. Ученики в группах выдвигают решение какого-то вопроса, ни один вариант не отвергается, из множества мнений рождаются самые невероятные гипотезы.

Мастер-класс. Особенно хорош будет на уроках труда, рисования, лепки и т. д.

Урок-ролевая игра. Применим абсолютно ко всем учебным дисциплинам, творческий потенциал его практически неисчерпаем.

Урок-модерация. Ученикам предлагается страничка в сети, посвященная той или иной учебной проблеме. Информация содержит ошибки, ученикам предлагается отыскать их и исправить страничку.

Урок-спектакль, посвященной какой-то остросоциальной проблеме.

Перечисленными методами инновационная деятельность в школе, конечно, не ограничивается. Их гораздо больше, все они характеризуются активным включением обучаемого в поиск новых знаний и умений, развитием его творческого начала и прагматичности.

Инновационная школа в современных, быстро меняющихся условиях жизни, в густом информационном потоке видится перспективной отраслью образовательной сферы.



Предварительный просмотр:

Использование инновационных  цифровых образовательных ресурсов и ИКТ на уроках биологии

          Необычайно высокие темпы развития биологии в последнем десятилетии сопровождаются быстро растущим значением ее в жизни человека. Она не только остается теоретической основой здравоохранения и сельского хозяйства, но и открывает возможности развития новых отраслей в промышленности, новые перспективы в технике.

     Социальный заказ предусматривает повышение биологической грамотности подрастающего поколения с учетом новейших достижений биологической науки. Все это требует совершенствования биологического образования на всех уровнях.

     Согласно государственному стандарту нового поколения, изучение биологии в основной школе направлено на достижение следующих целей

     1. освоение знаний о роли биологической науки в формировании современной естественнонаучной картины мира;

     2. методах познания живой природы; о живой природе и присущих ей закономерностях;

     3. о строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов;

     4. о человеке как биосоциальном существе; овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма;

     5. использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска;

     6. работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками;

     7. проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием его собственного организма, биологические эксперименты;

     8. развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;

     9. воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей;

     10. культуры поведения в природе;

     11. формирование способности и готовности использовать приобретенные знания и умения в повседневной жизни для ухода за растениями, домашними животными, заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим;

     12. оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей, для соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек, ВИЧ-инфекции.

Использование новых информационных технологий и СМИ в курсе биологии значительно поднимает уровень обученности при низкой мотивации учащихся. Но в современном информационном пространстве количество информации огромно, а содержание не всегда соответствует действительности .  

     Одним из достоинств применения мультимедиа технологии в обучении является повышение качества обучения за счет новизны деятельности, интереса к работе с компьютером. Применение компьютера на уроках биологии может стать новым методом организации активной и осмысленной работы учащихся, сделав занятия более наглядными и интересными. Уроки с применением компьютерных систем не заменяют учителя, а, наоборот делают общение с учеником более содержательным, индивидуальным и деятельным.

     В отличие от обычных технических средств обучения ИКТ позволяют не только насытить обучающегося большим количеством готовых, строго отобранных, соответствующим образом организованных знаний, но и развивать интеллектуальные, творческие способности учащихся, их умение самостоятельно приобретать новые знания, работать с различными источниками информации .

     Цифровые образовательные ресурсы позволяют интенсифицировать деятельность учителя и школьника; повысить качество обучения предмету; отразить существенные стороны биологических объектов, зримо воплотив в жизнь принцип наглядности; выдвинуть на передний план наиболее важные (с точки зрения учебных целей и задач) характеристики изучаемых объектов и явлений природы, наглядно представить материал; дают возможность эффективной проверки знаний, многообразие организационных форм в работе учащихся и методических приемов в работе учителя

     Современное общество ставит перед учителями задачу развития личностно значимых качеств школьников, а не только передачу знаний. Существуют методы активного обучения, которые побуждают школьников стать активными участниками учебного процесса, а не только пассивно впитывать получаемую от учителя информацию. Богатейшие возможности для этого предоставляют современные информационные компьютерные технологии      

     Использование цифровых образовательных ресурсов позволяет:

     1. коренным образом изменить организацию процесса обучения учащихся, формируя у них системное мышление.

     2. рационально организовать познавательную деятельность школьников в ходе учебно-воспитательного процесса.

     3. использовать компьютеры с целью индивидуализации учебного процесса и обратиться к принципиально новым познавательным средствам.

     4. изучать явления и процессы в микро- и макромире, внутри сложных технических и биологических систем на основе использования средств компьютерной графики и моделирования.

     5. представлять в удобном для изучения масштабе различные биологические процессы, реально протекающие с очень большой или малой скоростью

  Информационные технологии предоставляют возможность:

1. ·сделать обучение более эффективным, вовлекая все виды чувственного восприятия ученика в мультимедийный контекст и вооружая интеллект новым концептуальным инструментарием;

2. ·вовлечь в процесс активного обучения категории детей, отличающихся способностями и стилем учения;

3. ·значительно усилить как глобальный аспект обучения, так и в большей мере отвечающий местным потребностям.

     Выделяют восемь типов компьютерных средств, используемых в обучении на основании их функционального назначения (по А. В. Дворецкой):

     Презентации - это электронные диафильмы, которые могут включать в себя анимацию, аудио-, видеофрагменты, элементы интерактивности. Презентации может создать любой учитель, причем с минимальными затратами времени на освоение средств создания презентаций. Кроме того, презентации могут использоваться учениками для представления их проектов.

     Электронные энциклопедии - это аналоги обычных энциклопедий, словарей, справочников. В отличие от бумажных аналогов они обладают дополнительными свойствами и возможностями: они обычно поддерживают удобную систему поиска по ключевым словам и понятиям, используется удобная система навигации на основе гиперссылок, может включать в себя аудио-, видео фрагменты.

     Дидактические материалы - сборники задач, упражнений, примеры рефератов.

     Программы-тренажеры могут отслеживать ход решения и сообщать об ошибках.

     Системы виртуального эксперимента - это программные комплексы, позволяющие проводить эксперименты в "виртуальной лаборатории". Главное преимущество таких лабораторий - они позволяют обучаемому проводить такие эксперименты, которые в реальности были невозможны по соображениям безопасности, временным характеристикам, недостаточности химических реактивов.

     Программные системы контроля знаний, к которым относятся опросники и тесты. С помощью их можно быстро, автоматизировано обработать результаты.

     Электронные учебники и учебные курсы - объединяют в единый комплекс все или несколько вышеописанных типов.

     Обучающие игры или развивающие программы - это интерактивные программы с игровым сценарием.

     По способу использования информационных технологий выделяют несколько типов уроков:

1. Уроки, на которых компьютер используется в демонстрационном режиме - один компьютер на учительском столе + проектор.

2. Уроки, на которых компьютер используется в индивидуальном режиме - урок в компьютерном классе без выхода в Интернет.

3. Уроки, на которых компьютер используется в индивидуальном дистанционном режиме - урок в компьютерном классе с выходом в Интернет.

     Из перечисленных компьютерных средств на уроках биологии мной в основном используются презентации, при создании которых большое внимание уделяется иллюстративному материалу. Очень интересны презентации по курсу биологии "Многообразие организмов", где рассматривается биологическое разнообразие животного и растительного мира. Учащимся очень нравятся такие презентации, так как они могут хорошо рассмотреть то или иное растение или животное, особенно вызывает восторг материал, который касается животных или растений других стран и континентов. На уроках биологии использовались и другие компьютерные средства: электронные учебники, программы-тренажеры, тесты и кроссворды .

          Полученные с помощью экранно-звуковых образов знания обеспечивают в дальнейшем переход к более высокой ступени познания - понятиям и теоретическим выводам.