Главные вкладки

    Родительский клуб "Социокультурные истоки"

    Курдюкова Светлана Ивановна

     Объединение усилий детского сада и семьи в духовно-нравственном развитии дошкольников.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Муниципальное автономное дошкольное образовательное  

    учреждение города Когалыма «Буратино»

    РОДИТЕЛЬСКИЙ КЛУБ

    «Семейные посиделки»

    истоки в ДО.png

    Выполнила: С.И. Курдюкова,                                                                            воспитатель МАДОУ «Буратино»

    средней  группы № 6  «Радуга»                                                                                                                                  

    г. Когалым 2020


    «Семья – фундамент общества и

    хранительница человеческих ценностей»

    Актуальность. Семья традиционно являлась главным хранителем социокультурных ценностей в обществе. Но в минувшие десятилетия снизилось ее влияние на воспитание детей. В значительной степени потеряны ценности семьи и традиции семейного воспитания. Поэтому встает необходимость формирования единой системы ценностей в семье и в детском саду. Эту задачу позволяет решить программа "Социокультурные истоки"

      Работа с родителями является ключевым элементом  реализации   этой программы.

    Цель: объединение усилий детского сада и семьи в духовно-нравственном развитии дошкольников, создание единого контекста воспитания и развития на основе общности цели, содержания и педагогических технологий.

    Задачи: создание условий для присоединения детьми и их родителями системы социокультурных и духовно-нравственных ценностей;

    организация образовательной деятельности, обеспечивающей высокую познавательную активность детей, эффективное общение друг с другом, с родителями и воспитателем. 

    Формы работы детско-родительского клуба:

    ·  Индивидуальные беседы.

    ·  Групповые беседы.

    ·  Анкетирование, консультации, памятки, рекомендации.

    ·  Семинары – практикумы.

    ·  Игры.

    ·  Художественно-творческая деятельность.

    ·  Праздники, развлечения, досуги.

    ·  НОД

    ·  Мастер-классы. 

    ·  День открытых дверей.

    Перспективное планирование                                                                                                                 на 2019 – 2020 учебный год  для детей и родителей                                                      средней группы № 6 «Радуга»

    Месяц

    Тема

    Цель

    Сентябрь

    Дороги добра

    Анкетирование родителей

     «Выявление мнения родителей на введение программы «Социокультурные истоки»

    Выявление мнения родителей на востребованность программы «Социокультурные истоки»

    Родительское собрание

    «Практические методы и приёмы духовно – нравственного воспитания детей»

    Обучение практическим методам и приёмам духовно – нравственного воспитания детей.

    Активное занятие «Дорога добра»

    1. Первоначальное знакомство с социокультурной категорией «Родные просторы».
    2. Развитие умения договариваться, приходить к единому мнению.
    3. Формирование представления о взаимосвязи прошлого, настоящего и будущего.

    Октябрь

    Праведный труд

    Анкетирование: «Оценка качеств воспитателя»

    Оценка родителями своего отношения к работе воспитателей по духовно-нравственному воспитанию детей

    Внутригрупповая конференция «Домашнее тепло»

    Установление более тесных взаимоотношений в семьях воспитанников

    Активное занятие «Праведный труд»

    1.Дальнейшее наполнение социокультурной категории «Труд земной».
    2.Воспитание у детей уважения к труду.
    3.Развитие мотивации родителей на совместную деятельность с детьми

    Ноябрь

    Домашнее тепло

    Анкета  «Стиль воспитания ребенка в семье»

    Выявить отношение родителей к вопросам воспитания детей

    Консультирование «Дружная семья»

    Принципы материнской и отеческой любви

    Активное занятие «Домашнее тепло»

     Дальнейшее освоение социокультурной категории «Семья».

    Декабрь

    Сказочный лес

    Консультация  «Формирование нравственных качеств детей дошкольного возраста в процессе игры»

    Разучивание практических игр, обращая внимание на нравственные аспекты

     «Рождественское чудо»

    Выставка совместных работ родителей с детьми

     Активное занятие «Сказочный лес»

    1.Дальнейшее наполнение социокультурной категории «Родные просторы».
    2. Формирование у детей доброго, заботливого отношения к природе.
    3.Развитие способности договариваться, приходить к единому мнению.
    4.Развитие эмоциональной сферы ребенка

    Январь

    Любимая сказка

    Родительское собрание в форме творческой лаборатории «Нравственные ценности в семье»

    1. Вовлечь родителей в совместное осмысление нравственных ценностей;
    2. Провести тренинг навыков нравственного отношения к людям и адекватной оценки себя и других.
    3. Получить опыт содержательного и конструктивного мышления.

    Семейные посиделки « Наши добрые, старые сказки!»                                                                                                            

    Расширить представление родителей о роли сказки в воспитании детей.

    Активное занятие «Любимая сказка»

    1. Первоначальное знакомство с социокультурной категорией «Труд души».
    2. Воспитание у детей интереса и любви к сказке.
    3. Развитие умения работать в паре.

    Февраль

    Благодарное слово

    Спортивное развлечение (совместно с папами) «Мой папа лучше всех!»

    Способствовать созданию и поддержанию благоприятного психологического климата в семье, воспитывать чувство коллективизма, дружбы, взаимопомощи, развивать выдержку, внимание, дисциплинированность и организованность.

    Активное занятие «Благодарное слово»

    1. Дальнейшее освоение социокультурной категории «Труд души».
    2. Развитие взаимодействия детей и взрослых.
    3. Развитие у детей способности проявлять добрые чувства к близким.

    Консультирование «Благодарное слово»

    Постижение и осмысление духовного опыта народа через осмысление русских народных сказок

    Март

    Дружная семья

    Активное занятие «Дружная семья»

    1. Первоначальное знакомство с социокультурной категорией «Семья».
    2. Формирование у детей и родителей отношения к семье как одной из главных социокультурных ценностей.
    3. Формирование у детей способности договариваться, приходить к единому мнению.
    4. Мотивация родителей на совместную деятельность с ребенком.

    Семейные посиделки «В гостях у бабушки Маланьи»

     ( русские народные игры)

    Мотивация родителей на совместную деятельность с ребенком.

    Мастер-класс «Организация непосредственно - образовательной деятельности дошкольников с использованием активных форм образовательной деятельности (АФОД)»

    Мотивация родителей на совместную деятельность с ребенком.

    Апрель

    Добрая забота

    Анкетирование «Взаимодействие ДОУ и семье по реализации программы «Социокультурные истоки»»

    Оценка родителями своего отношения к совместной работе с ДОУ по духовно-нравственному воспитанию детей

    Родительское собрание в форме круглого стола «Роль отца в воспитании детей в семье»

    1. Отцовство - воспитать ребёнка способного видеть красоту мира, впитывать сердцем доброе и нести добро другим.
    2. Развитие взаимодействия детей и отцов.

    Активное занятие «Добрая забота»

    1. Первоначальное освоение социокультурной категории «Труд земной».
    2. Воспитание у детей доброго отношения к животным.
    3. Развитие способности договариваться, приходить к единому мнению

    Май

    Светлый праздник

    Родительское собрание «Семейный очаг»

    1. Вовлечь родителей в совместное осмысление нравственных ценностей;
    2. Провести тренинг навыков нравственного отношения в семье и адекватной оценки себя и других.

    Активное занятие «Светлый праздник»

    1. Дальнейшее наполнение социокультурной категории «Труд души».
    2. Развитие мотивации на взаимодействие детей и взрослых.
    3. Формирование у детей представления о взаимосвязи прошлого, настоящего и будущего.

                                                         

     

    ПРИЛОЖЕНИЯ

    Анкета для родителей!

    «Выявление мнения родителей на введение программы «Социокультурные истоки»

    1. Знакомы ли вы с программой «Социокультурные истоки»?

    А) да;

    Б) нет;

    2. Согласны ли Вы с утверждением о необходимости формирования духовно- нравственных качеств ребенка именно в дошкольном возрасте?

    а) Да согласны;

    б) нет, не согласны;

    в) затрудняюсь ответить.

    3. Воспитываете ли Вы у своих детей нравственные чувства?

    а) Да;

    б) Нет;

    в) Затрудняюсь ответить.

    4. Знакомы ли Вы с христианскими праздниками?

    а) Да, знаком хорошо;

    б) нет, мы не знакомы;

    в) затрудняюсь ответить.

    5. Как вы относитесь к участию священнослужителей в мероприятиях, проводимых в ДОУ?

    а) Хорошо, дети должны общаться и адекватно воспринимать их присутствие;

    б) Против присутствия;

    в) Затрудняюсь ответить.

    6. Каким бы вы хотели видеть своего ребенка в будущем?

    а) Справедливым, доброжелательным, гуманным;

    б) Патриотом совей Родины;

    в) Умеющим дать нравственную оценку поступкам;

    г) Все варианты.

    Спасибо за ваше внимание и ответы!

    Анкета

    Уважаемые родители!

    Просим Вас принять участие в опросе на тему : «Стиль воспитания ребенка в семье».

    Из трех ответов на каждый вопрос выберите один.

    1. Ребенок капризничает, отказывается есть то, что обычно всегда ел. Вы:

    а) дадите ребенку другое блюдо;

    б) разрешите выйти из-за стола

    в) не выпустите из-за стола до тех пор, пока все не съест.

    2. Ваш ребенок, вернувшись с прогулки, расплакался, обнаружив, что потерял во дворе свою старую игрушку – плюшевого медведя. Вы:

    а) пойдете во двор и поищите игрушку ребенка;

    б) погрустите вместе с ребенком, так как вам тоже жаль

    потерянного мишку, он был любимым другом, когда что-то

    теряешь всегда грустно;

    в) успокоите ребенка, приговаривая, чтобы «не ревел из-за

    пустяков».

    3. Ваш ребенок «прилип» к телевизору, вместо того чтобы укладываться спать. Вы:

    а) без слов выключите телевизор;

    б) спросите, что нужно сейчас ребенку, чтобы начать укладываться в кровать (может оказаться, что нужно просто посидеть рядом с ним);

    в) начнете стыдить ребенка за непослушание.

    4. Ваш ребенок оставил все игрушки на полу, не пожелав их убрать. Вы:

    а) часть игрушек уберете от ребенка в недоступное для него место: «пусть поскучает без них»;

    б) предложите свою помощь и участие в уборке, ободрите ребенка, поддерживая его фразой типа «Я не сомневаюсь, что твои игрушки слушаются тебя»;

    в) накажете ребенка.

    5. Вы пришли за ребенком в детский сад, ожидаете, что он быстро оденется и вы успеете зайти на почту, но он под разными предлогами отвлекается от сборов домой, «тянет время».Вы:

    а) отчитываете ребенка, показывая свое неудовольствие;

    б) говорите ребенку, что чувствуете раздражение и досаду на него за такое поведение, а хотелось бы, чтобы (далее сообщаете ребенку, чего вы от него хотите);

    в) пытаетесь сами быстрее его одеть, отвлекая как-то от шалостей.

    О б р а б о т к а  а н к е т ы :

    Подсчитать, каких ответов больше – а, б, в.

    а) Авторитарный стиль воспитания с дефицитом доверия к ребенку и неприятием его потребностей.

    б) Стиль воспитания, при котором признается право ребенка на личный опыт и ошибки и делается акцент на то, чтобы научить его брать на себя ответственность за свои поступки.

    в) Стиль воспитания без особых попыток понять ребенка, основные методы – порицание и наказание.


    Консультация для родителей

    «Формирование нравственных качеств детей дошкольного возраста в процессе игры»

    Актуальной задачей в настоящее время является воспитание у дошкольников нравственно-волевых качеств: самостоятельности, организованности, настойчивости, ответственности, дисциплинированности. Формирование нравственно-волевой сферы - важное условие всестороннего воспитания личности ребёнка. От того, как будет воспитан дошкольник в нравственно-волевом отношении, зависит не только его успешное обучение в школе, но и формирование жизненной позиции. Недооценка важности воспитания волевых качеств с ранних лет приводит к установлению неправильных взаимоотношений взрослых и детей, к излишней опеке последних, что может стать причиной лени, несамостоятельности детей, неуверенности в своих силах, низкой самооценки, иждивенчества и эгоизма.

    Нравственное воспитание - целенаправленный процесс приобщения детей к моральным ценностям человечества и конкретного общества. С течением времени ребенок постепенно овладевает принятыми в обществе людей нормами и правилами поведения и взаимоотношений, присваивает, т. е. делает своими, принадлежащими себе, способы и формы взаимодействия, выражения отношения к людям, природе, к себе.

    Результатом нравственного воспитания являются появление и утверждение в личности определенного набора нравственных качеств. И чем прочнее сформированы эти качества, чем меньше отклонений от принятых в обществе моральных устоев наблюдается у личности, тем выше оценка его нравственности со стороны окружающих.

    Конечно, процесс становления личности и ее нравственной сферы не может быть ограничен возрастными рамками. Он продолжается и видоизменяется всю жизнь. Но есть такие азы, без которых человек не может функционировать в человеческом обществе. И потому обучение этим азам и необходимо осуществлять как можно раньше, чтобы дать ребенку «путеводную нить» в среде себе подобных.

    Как известно, дошкольный возраст отличается повышенной восприимчивостью к социальным воздействиям. Ребёнок, придя в этот мир, впитывает в себя все человеческое: способы общения, поведения, отношения, используя для этого собственные наблюдения, эмпирические выводы и умозаключения, подражание взрослым. И двигаясь путем проб и ошибок, он может в конце концов овладеть элементарными нормами жизни в человеческом обществе.

    Роль взрослого как «социального проводника» очень важна и ответственна. Прочность, устойчивость нравственного качества зависят от того, как оно формировалось, какой механизм был положен в основу педагогического воздействия.

    В дошкольном возрасте игра является тем видом деятельности, в котором формируется личность, обогащается ее внутреннее содержание, Основное значение игры, связанной с деятельностью воображения, состоит в том, что у ребёнка развиваются потребность в преобразовании окружающей действительности, способность к созиданию нового. Он соединяет в сюжете игры реальные и вымышленные явления, наделяет новыми свойствами и функциями знакомые предметы.

    Взяв какую-то роль (врача, артиста цирка, шофера) ребенок не просто

    примеряет к себе профессию и особенности чужой личности: он входит в нее, вживается, проникая в ее чувства и настроения, обогащая и углубляя тем самым собственную личность.

    С одной стороны, игра - самостоятельная деятельность ребенка, с другой стороны, необходимо воздействие взрослых, чтобы игра стала его первой «школой», средством воспитания и обучения. Сделать игру средством воспитания, значит повлиять на ее содержание, научить детей способам полноценного общения.

    Игра - одно из наиболее эффективных средств нравственного воспитания дошкольника в семье. Игра ребёнка имеет свои особенности. Эмоциональная сторона игры часто определяется отношением между ребенком и взрослыми. Эти отношения вызывают у ребёнка желание подражать старшим членам семьи, их взаимоотношениям.

    Чем демократичнее отношения между членами семьи, тем ярче они проявляются в общении ребёнка со взрослыми, переносятся им в игру. Общение, разнообразные жизненные ситуации создают условия для игровой деятельности ребёнка, особенно для развития сюжетно-ролевых игр с бытовой тематикой, происходит нравственное воспитание ребёнка.

    Картотека игр:

    «Дерево дружбы»

    Цель: Учить оценивать свои поступки, поступки других.

    Ход игры: На обратной стороне листа написаны понятия «забота», «доброта», «честность» и др. Воспитатель говорит, что из-за неприятности листочки с дерева дружбы осыпались и предлагает это исправить.

    Дети, собирая опавшие листочки и объясняя заданные понятия, прикрепляют его к дереву. (Эту игру можно использовать, если необходимо проанализировать какой-то поступок или ситуацию, подобрав соответствующие листочки)

    «Лабиринт»

    Цель: развивать чувство ответственности за другого человека, закреплять прочность формируемого качества.

    Ход игры: в комнате, где разложены предметы-препятствия, дети, распределившись по парам, должны пройти лабиринт. У одного из них завязаны глаза, а другой объясняет, как ему двигаться. Потом они меняются ролями.

    «Посмотри и расскажи»

    Цель: развивать умение оценивать свои действия, воспитывать доверительные отношения между детьми.

    Ход игры: дети по очереди выполняют действия с игрушками, а другие наблюдают и оценивают.

    Театрализованная игра «Наоборот»

    Цель: учить различать поведение героев, закреплять знания о особенностях характера, нормах поведения.

    Ход игры: предложить разыграть хорошо знакомые сказки, изменив характеры персонажей на противоположные.

    Театрализованная игра «Моя семья»

    Цель: закреплять знания о морально-нравственных ценностях.

    Ход: Дети самостоятельно изготавливают фигурки персонажей.

    Воспитанникам объясняются отношения, которые необходимо разыграть.

    «Подбери слово»

    Цель: расширять словарный запас детей, учить понимать смысл и значение слов.

    Ход игры: ребёнок должен подобрать как можно больше слов к вопросу.

    Примерные вопросы:

    - Когда человек испытывает страх, что он делает?

    - Человек, лишенный чувства жалости, сострадания, причиняющий боль другим.

    - Что доставляет людям веселье?

    - Человек тихий, мягкосердечный.

    - Когда человеку невесело, какой он?

    - Человек, которому можно довериться?

    - Человек, не испытывающий страха? и т. п.

    «Будь внимательным»

    Цель: учить различать эмоции другого человека, анализировать, оценивать их и объяснять причину происхождения.

    Ход игры: ребёнку предложить изобразить определённые эмоции с помощью движений, изменения голоса

    «Оживи предмет»

    Цель: развивать коммуникативные навыки, умение выслушать другого.

    Ход игры: взрослый предлагает детям представить, что чашка, швабра и т. д. -живые предметы, с которыми можно общаться. О чём бы вы их спросили? Что бы они вам ответили?

    Беседы:

    Беседа «Цветик-семицветик»

    Цель: развитие чувства принадлежности к миру, развитие умения общаться.

    Ход: каждый ребёнок по желанию открывает лепестки с вопросами.

    Я похож на других, потому что…

    Я отличаюсь от других, потому что…

    Я мог бы всех научить, потому что…

    Я хотел бы быть похожим на, потому что…

    Мой любимый герой, потому что…

    Когда я хочу познакомиться с кем-то, то…

    Я никого не обижаю, потому что…

    Беседа «Кто заботится?»

    Цель: закреплять понятие «заботливый», «вежливый».

    Ход: дети сидят в кругу и передают символ-солнце, отвечая на вопросы.

    Что для тебя делает дворник?

    Что для тебя делает шофёр?. строители?. врачи?. садовники и лесники?

    Как быть внимательным?

    Зачем нужна вежливость?


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com