Главные вкладки

    Технологическая карта "Зимний лес"
    план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему

    Курдюкова Светлана Ивановна

    Уточнять и расширять представление о времени года "Зима"

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon tehnologicheskaya_karta_1.doc71.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Технологическая карта

    по развитию речи для детей старшей группы

    Тема НОД: «Зимний лес»

    Цель:  Уточнить и расширить представление о времени года «Зима», о ее приметах; совершенствовать грамматический строй речи, учить образовывать качественные прилагательные, множественное число существительных, совершенствовать способности слогового анализа слов.

    Задачи:

    1. Воспитательная: 

        - воспитывать способности сотрудничества, взаимопонимания, самостоятельности.

    1. Развивающая:

        - развивать зрительное внимание, восприятие, память, моторику рук, дыхание и правильный речевой выдох, координацию речи с движением.

    1. Образовательная:

        - закреплять знания о зиме и ее приметах, совершенствовать грамматический строй речи, учить образовывать качественные прилагательные, множественное число существительных, совершенствовать навыки слогового анализа слов.

    Предполагаемые результаты:

    Научить детей находить слово, от которого образованы слова, придумывать однокоренные слова, делить слово на слоги с помощью пальчикового упражнения, расширить словарь детей, развивать слуховое внимание, умение выделять отличное по смыслу слово, овладеть умением составлять форму множественного числа.

    Принципы воспитания:

    1. Создание положительного эмоционального подъёма
    2. Воспитание  через  взаимодействие

    Принципы обучения:

    1. Принцип наглядности
    2. Принцип доступности
    3. Принцип систематичности и последовательности
    4. Принцип сознательности
    5. Принцип научности

    Методы воспитания:

    1. Методы осмысления детьми своего социального опыта, мотивации деятельности и поведения:
    • Беседа
    1. Методы стимулирования и коррекции действий и отношений детей в воспитательном процессе:
    • Создание ситуации успеха
    • Поощрение и порицание
    • Игровые ситуации

    Методы обучения:

    1. По источнику получения знаний:
    • Словесные
    • Наглядные
    • Практические
    1. По дидактическим целям:
    • Методы приобретения новых знаний
    1. На основе методологии целостного подхода к деятельности:
    • Методы контроля и самоконтроля

    Форма организации: фронтальная, индивидуальная

    Дидактические средства:

    • Демонстрационный: мультимедийная установка.  
    • Раздаточный: пластмассовые крышки, схемы, пластиковые стаканчики с пенопластом, трубочки.

    Связь НОД с другими образовательными областями:  «Познавательное»

    Список литературы:

    1. Л.Г. Горькова. «Комплексные занятия по развитию дошкольников» М. 2005 -112 с.
    2. Детство: [Текст] Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, 3. А. Михайлова и др. — СПб: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011.- 528 с.

    План НОД:

    1. Организационный момент
    2. Мотивационно – целевой этап
    3. Восприятие предмета
    4. Физкультминутка
    5. Индивидуальная и практическая работа детей совместно с воспитателем
    6. Анализ детских работ
    7. Подведение итогов

    Ход НОД

    Конструкт совместной деятельности

    Содержание деятельности

    Условия, средства

    1.Огранизационный момент

    Задача: собрать внимание детей

         -Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами отправимся в путешествие в зимний лес. А для начала мы вспомним какое настроение у зимы в разное время: мы радуемся первому снегу, ёжимся от холодного ветра, нас пробирает дрожь до самых костей в морозную, студеную погоду.

    Ответ детей: «Здравствуйте» , дети обращают внимание на воспитателя, слушаю его.

    2.Мотивационно – целевой этап

    Задача: смотивировать детей на дальнейшую деятельность

    1 этап технологии – самоопределение к деятельности

    Задача: создать условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность у детей («хочу») ; выделить содержательную область («могу»).

         -Ребята, представьте, что вы снеговики, которые радуются снегу и морозу.

    - А теперь мы грустные снеговики весной.

    Молодцы! Как точно у вас получилось передать настроение снеговиков.

    Ну вот теперь мы с вами отправляемся в сказочное путешествие в волшебный лес. Встали со стульчиков, закрыли глазки, кружимся, как снежинки, и говорим волшебное заклинание.

    Надувают щеки, веселое выражение лица

    Опустили уголок губ вниз, передали печальный взгляд.

     

    3.Восптиятие предмета

    Задача: создать зрительный образ, (задача относящаяся ко 2 этапу технологии)

    тренировка мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение, абстракция, конкретизация)

    Посмотрите на экран там изображена картинка. Назовите, что вы увидели?

    Правильно. Подумайте, от какого слова образованы слова: снежинка, снеговик, Снегурочка, снежок?

    Молодцы, а кто из вас может назвать еще слова образованные от слова снег?

    Все верно. Молодцы!

    А кто знает, какое время года наступило?

    Правильно! Теперь снова посмотрите на экран.

    Рассматривание картины «В зимнем парке».

    - Какое время года изображено на картине? Почему вы так думаете?

    - Верно. Расскажите о земле. Как она выглядит?

    - Что вы можете сказать о снеге, лежащем на земле? Какой он? Начните ответ со слова снег.

    - Опишите небо. Какое оно?

    - Деревья какие?

    - Что еще есть на картине?

    - Что делают дети?

    - Как они одеты? Почему?

    - Как вы думаете, детям нравится гулять в зимнем парке?

    - Вы хорошо все рассказали. Я приготовила для вас следующее задание. Снова посмотрите на экран.

    - Скажите мне, кого дети слепили на прогулке в парке?

    - Давайте все вместе произнесем четко и прохлопаем это слово.

    - А теперь произнесите это слово по очереди, прохлопывая его.

    Снежинка, снеговик, Снегурочка, снежок.

    От слова снег

    Подснежник, снежная баба, снегопад.

    Зима

    Зима

    Потому что везде снег

    Земля вся в снегу

    Белый, чистый

    Голубое

    Деревья голые

    Горка, дети

    Катаются на санках.

    В теплую одежду

    Да

    Снеговика

    Сне-го-вик (хлопают)

    Самостоятельно выполняют

    4.Физкультминутка

    Задача: снять эмоциональное и мышечное напряжение.

     

    - Давайте поиграем.

    Давай, дружок, смелей, дружок,    

    Кати по снегу свой снежок

    Он превратится в снежный ком,    

    И станет ком снеговиком

    Его улыбка так светла

    Два глаза, шляпа, нос, метла.                  

    Но солнце припечет слегка –                  

    Увы! – и нет снеговика

    Идут по кругу, изображая, будто катят перед собой снежный ком.

    «Рисуют» руками большой круг. .              «Рисуют» снеговика из трех комков.                    Широко улыбаются! Показывают глаза. Прикрывают голову ладошкой, дотрагиваются до носа.

    Медленно приседают.                   Разводят руками, пожимают плечами.

    5. Практическая индивидуальная работа детей совместно с воспитателем

    Задача: закреплять ранее полученные знания по данной теме

     

        -Ну что, отдохнули, а теперь с новыми силами приступаем к работе.

    Я буду называть слова. Они похожи, но одно слово отличается от других. Будьте внимательны.

    - Каток, платок, каток, каток.

    - Лыжи, лыжник, булыжник, лыжница, лыжня.

    - Снежок, снежинка, нежный, снеговик.

    Пальчиковое упражнение «Лыжники»

    - Вы все верно ответили, и сейчас я превращу вас всех в лыжников. Кто такие лыжники?

    - У каждого из вас на столе по две пробки – это лыжи. Указательный и средний пальцы правой руки встают в пробки «как ноги». Двигаем пальчики «как на лыжах, делая по шагу на каждый слог:

    Мы едем на лыжах,

    Мы мчимся с горы,

    Мы любим забавы

    Холодной поры!

    Лыжники у вас получились отличные! Дома потренируйтесь делать это упражнение.

    Упражнение «Вьюга»

    -у каждого из вас на столе стаканчики с маленькими крупинками-снежинками. Снег там волшебный и не тает.

    - послушайте загадку.

    Кто в трубе печной завыл?

    Кто ворота отворил?

    Кто там воет, завывает?

    Все дорожки заметает?

    Кто бросает снег в лицо,

    Наметает на крыльцо?

    (вьюга)

    - Хотите устроить вьюгу? Встаньте прямо, левой рукой поднесите стаканчик ко рту, а правой держите соломинку. Сделайте глубокий вдох, а потом долго дуйте в стаканчик, не надувая щек. Вот так.

    Понравилось?

    Продолжаем путешествие по зимнему лесу.

    Упражнение «Закончи предложение»

    - Давайте поиграем в игру. Я буду говорить начало предложения, а вы будете добавлять слово снеговик.

    Мы решили слепить…

    Мы приделали нос-морковку нашему…

    Мы показали соседям нашего…

    Мы играли с нашим …

    Мы рассказали бабушке о…

    Молодцы, не ошиблись!

    Ну и перед тем, как вернуться в садик нас ждет последнее задание.

    Упражнение «Один много» (с мячом)

    - Сейчас поиграем в мяч в игру «Один – много»

    Я буду говорить вас слово в единственном числе, а вы мне будет отвечать во множественном. Например: Сосулька, а много чего? Правильно сосулек.

    - снежок;

    - льдинка;

    - след;

    - снежинка;

    - снеговик;

    - сугроб;

    - мороз;

    - метель.

    Какие вы сегодня молодцы! Справились со всеми заданиями зимы.

    Отвечают на вопросы.

    Платок

    Булыжник

    Нежный

    Люди, которые ездят на лыжах.

    Выполняют упражнение

    Выполняют упражнение 3-4 раза

    Дети высказывают свое мнение

    Отвечают на вопросы

    …снеговика.

    …снеговику.

    …снеговика.

    …снеговиком.

    …снеговике.

    Игра с мячом

    Сосулек

    Ловят мяч и отвечают.

    6.Анализ детских работ

    Задача: напомнить детям о цели и задачах НОД.

    8 этап технологии - Рефлексия деятельности (итог занятия).

    Задача: организовать самооценку воспитанников, их деятельности на занятии, фиксация степени соответствия поставленной цели

    Вот теперь мы с вами можем возвращаться в садик. Закрываем глазки, кружимся и произносим волшебное заклинание. Открыли глазки.

    - Вспомните, о чём мы говорили сегодня?

    - Какие упражнения и задания выполняли??

    - Что понравилось, а что не понравилось?

    Ответы детей

    7.Подведение итогов

    Задача: подвести итог НОД, похвалить отличившихся детей

    Ребята, сегодня мы с вами побывали в волшебном лесу, вспомнили, какое настроение может быть у зимы, выполнили такие упражнения как: «Лыжники», «Вьюга», «Один-много». Теперь посмотрите на столы, у каждого из вас на столе лежит смайлик. Возьмите его. Если вам понравилось наше путешествие положите смайлик в красную коробочку, если не понравилось в синюю.

    Вы все сегодня поработали отлично. На этом наше занятие закончено, можете быть свободны.  

    Слушают

    Кладут смайлики в коробочки.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Технологические карты тематических, фронтальных и других проверок

    Данные технологические краты помогут старшему воспитателю, методисту, заведующему, педагогическому активу и т.п. организовать фронтальную или тематическую проверку образовательного процесса группы, ко...

    Технологическая карта занятия логоритмики

    Представляет собой разработку тематического занятия в подготовительной группе с диагнозом общее недоразвитие речи...