Технологическая карта "Знакомство с предложением"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему

Курдюкова Светлана Ивановна

Формирование звуковой культуры речи у дошкольников

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tenholog_karta_zkr.docx29.04 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта

по развитию речи для старшей группы

Тема: Знакомство с предложением
Цель: формирование звуковой культуры речи у дошкольников.
Задачи: 

образовательные:

  • дать понятие о предложении, его признаках, о последовательности предложений в высказывании;
  • показать, что предложения состоят из слов, познакомить со схемой предложения;
  • тренировать в составлении простых предложений по картине, по опорным словам, по схеме;
  • упражнять в передаче повествовательной интонации предложения;
  • учить определять количество слов в предложении;

развивающие:

  • развивать словесно-логическое мышление, мелкую и общую моторику, внимание;

воспитательные:

  • воспитывать интерес к занятию, к заданиям.

Методическое обеспечение: сюжетные картинки, картинки-схемы, цветные карандаши, тетради, ручки, кукла «Юпик, лист белой бумаги на мольберте.

Теоретическое обеспечение: Пятница Т.В. Обучение грамоте.


Предварительная работа:

- Составить план деятельности

- Организационный момент.
- Знакомство с понятием «предложение».
- Физкультминутка.
- Знакомство с понятием «слово».
- Знакомство с составом предложения. 
- Упражнение в согласовании слов в предложении.
 Итог занятия. 

Планируемый результат:

  • знают что такое  предложение, его признаки
  • Показывают, что предложения состоят из слов
  • тренируются в составлении простых предложений по картине, по опорным словам, по схеме;
  • упражняются в передаче повествовательной интонации предложения;
  • определяют количество слов в предложении;
  • развивается словесно-логическое мышление, мелкую и общую моторику, внимание;
  • воспитывается интерес к занятию, к заданиям

Ход :

Конструкт совместной деятельности

Содержание деятельность

Условия, средства

вводная

1. Организационный момент.

- Наступил сентябрь. Школьники пошли в школу. А вы – в детский сад. Сейчас я буду говорить о школе, а вы постарайтесь назвать похожих людей, предметы, явления в детском саду. Ну, например, учитель – воспитатель. Директор - … (заведующая), класс - … (группа), парты - … (столы), урок - … (занятие). 

Дети называют похожих людей, предметы, явления в детском саду.

основная

2. Знакомство с понятием «предложение».

- Сегодня к нам в гости пришёл житель другой планеты, которого зовут Юпик. Юпик никогда не ходил в детский сад и очень хочет там побывать. 

Раз! Два! Три! Летающая тарелка на картинку лети.
- Внимательно посмотрите и скажите, что изображено на картинках?

- Вы сказали предложение. Когда мы разговариваем, спрашиваем, отвечаем, мы говорим предложения. У нас идёт занятие. Я сказала предложениеЯ сказала ещё одно предложение. Сегодня вы узнаете много нового. Что я ещё сказала?

- Юпик посмотрел, чем занимаются дети в детском саду, и тоже захотел составить о них предложение. Он сказал: «Катя поливает цветы из …» Это предложение? Нет, это не предложение, потому что оно не закончено. Ребята, помогите Юпику составить предложение. 

(Аналогично проводится работа по второй картинке: Наташа даёт рыбкам корм. Воспитатель делает вывод: предложения должны быть закончены.)

- В детском саду дети сами ухаживают за игрушками. Посмотрите картинки о купании куклы. (в. показывает картинки.) Внимательно посмотрите и составьте несколько предложений. А теперь подойдите все ко мне и скажите, кружком какого цвета обведена каждая картинка. (в. держит цветные карандаши в руках.)

- Расставим предложения по порядку и раскрасим кружки в этом порядке. Что сначала делает девочка? Каким цветом раскрасим первый кружок? (в.  вызывает несколько человек.)

3. Физкультминутка.

- Молодцы, а теперь немножко поиграем. Повторяйте за мной. 

В детском садике ребятки

Могут ловко встать на пятки,

Пошагать и покружиться,

Вправо, влево наклониться.

Снова встать и потянуться,

И друг другу улыбнуться. 

- Теперь будем играть с пальчиками. 

«Встали пальчики»

Этот пальчик хочет спать,

Этот пальчик – прыг в кровать,

Этот пальчик прикорнул,

Этот пальчик уж заснул.

Встали пальчики – «Ура!»

В детский сад идти пора! 


4. Знакомство с понятием «слово».

- Юпик увидел картину «Осень» и стал рассматривать её. Рассмотрите её и вы. Что изображено на картине? Но ответить попробуйте одним словом.

- Что делают деревья? Листья? Какой лес осенью?

в. делает вывод: небо, деревья, листья, качаются, летят, разноцветный, нарядный – это слова. 

Всему название дано –

И зверю и предмету.

Вещей кругом полным-полно,

А безымянных нету. 

5. Знакомство с составом предложения. 

- Составим предложение по картине «Осень». Осень. Я сказала предложение, в котором только одно слово. Скажу ещё одно предложение. Посчитайте, сколько в нём слов: «Небо потемнело
- Каждое слово в предложении будем обозначать линией. Маленькая вертикальная чёрточка указывает, что это начало предложения, а в конце предложения ставится точка. У нас получится схема предложения. 

. Осень. 

. Небо потемнело. 

- Прочитайте схему предложения.

- Составьте предложение о ветре (о деревьях), начертите схему этого предложения. Прочитайте схему, называя каждое слово. 

6. Упражнение в согласовании слов в предложении.

- Юпик посмотрел, как играют дети в детском саду, и сказал: «Маша кукла укладывать». Правильно он сказал? Скажите предложение правильно. (Маша укладывает куклу.) (в. делает вывод: слова в предложении должны дружить и следовать в определённом порядке.Аналогичная работа проводится по второй картинке.) 
http://gendocs.ru/gendocs/docs/14/13900/conv_1/file1_html_m45077c65.gifhttp://gendocs.ru/gendocs/docs/14/13900/conv_1/file1_html_176ed671.gifhttp://gendocs.ru/gendocs/docs/14/13900/conv_1/file1_html_m3cf74bb7.gifhttp://gendocs.ru/gendocs/docs/14/13900/conv_1/file1_html_m38f11c5e.gifhttp://gendocs.ru/gendocs/docs/14/13900/conv_1/file1_html_mc26357e.gif

Дети рассматривают картинки.
(Дети завтракают.Мальчики строят башню из кубиков.) Все дети внимательно слушают воспитателя

(Вы сказали предложение.) (Ответ детей.)

Дети рассматривают картинки

Дети составляют предложения

Дети устанавливают последовательность предложений и раскрашивают пустые кружки.

Выполнят движения за воспитателем

Поочерёдно пригибать пальцы к ладошке, начиная с мизинца. Затем большим пальцем (можно под счёт 1, 2, 3, 4) касаться всех остальных – «будить». Одновременно с восклицанием «Ура!» кулачок разжать, широко расставив пальцы в стороны.

Небо, тучи, деревья

 Дети определяют количество слов. Называют первое, второе слово в предложении. 

Дети отвечают, называют

Закл.

7. Итог занятия.

А в конце игра для вас.

В ней проверим мы сейчас

Ваше умение:

Различать слова и предложения. 

- Если я скажу слово, вы вытяните руки вперёд и скажите: «Слово». Если предложение – руки разверните в стороны и скажите: «Предложение». (в.  называет любые слова и предложения.)

- Молодцы, ребята! 

Делают выводы, играют в слова и предложения