Главные вкладки

    Технологическая карта "Знакомство с предложением"
    план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему

    Курдюкова Светлана Ивановна

    Формирование звуковой культуры речи у дошкольников

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл tenholog_karta_zkr.docx29.04 КБ

    Предварительный просмотр:

    Технологическая карта

    по развитию речи для старшей группы

    Тема: Знакомство с предложением
    Цель: формирование звуковой культуры речи у дошкольников.
    Задачи: 

    образовательные:

    • дать понятие о предложении, его признаках, о последовательности предложений в высказывании;
    • показать, что предложения состоят из слов, познакомить со схемой предложения;
    • тренировать в составлении простых предложений по картине, по опорным словам, по схеме;
    • упражнять в передаче повествовательной интонации предложения;
    • учить определять количество слов в предложении;

    развивающие:

    • развивать словесно-логическое мышление, мелкую и общую моторику, внимание;

    воспитательные:

    • воспитывать интерес к занятию, к заданиям.

    Методическое обеспечение: сюжетные картинки, картинки-схемы, цветные карандаши, тетради, ручки, кукла «Юпик, лист белой бумаги на мольберте.

    Теоретическое обеспечение: Пятница Т.В. Обучение грамоте.


    Предварительная работа:

    - Составить план деятельности

    - Организационный момент.
    - Знакомство с понятием «предложение».
    - Физкультминутка.
    - Знакомство с понятием «слово».
    - Знакомство с составом предложения. 
    - Упражнение в согласовании слов в предложении.
     Итог занятия. 

    Планируемый результат:

    • знают что такое  предложение, его признаки
    • Показывают, что предложения состоят из слов
    • тренируются в составлении простых предложений по картине, по опорным словам, по схеме;
    • упражняются в передаче повествовательной интонации предложения;
    • определяют количество слов в предложении;
    • развивается словесно-логическое мышление, мелкую и общую моторику, внимание;
    • воспитывается интерес к занятию, к заданиям

    Ход :

    Конструкт совместной деятельности

    Содержание деятельность

    Условия, средства

    вводная

    1. Организационный момент.

    - Наступил сентябрь. Школьники пошли в школу. А вы – в детский сад. Сейчас я буду говорить о школе, а вы постарайтесь назвать похожих людей, предметы, явления в детском саду. Ну, например, учитель – воспитатель. Директор - … (заведующая), класс - … (группа), парты - … (столы), урок - … (занятие). 

    Дети называют похожих людей, предметы, явления в детском саду.

    основная

    2. Знакомство с понятием «предложение».

    - Сегодня к нам в гости пришёл житель другой планеты, которого зовут Юпик. Юпик никогда не ходил в детский сад и очень хочет там побывать. 

    Раз! Два! Три! Летающая тарелка на картинку лети.
    - Внимательно посмотрите и скажите, что изображено на картинках?

    - Вы сказали предложение. Когда мы разговариваем, спрашиваем, отвечаем, мы говорим предложения. У нас идёт занятие. Я сказала предложениеЯ сказала ещё одно предложение. Сегодня вы узнаете много нового. Что я ещё сказала?

    - Юпик посмотрел, чем занимаются дети в детском саду, и тоже захотел составить о них предложение. Он сказал: «Катя поливает цветы из …» Это предложение? Нет, это не предложение, потому что оно не закончено. Ребята, помогите Юпику составить предложение. 

    (Аналогично проводится работа по второй картинке: Наташа даёт рыбкам корм. Воспитатель делает вывод: предложения должны быть закончены.)

    - В детском саду дети сами ухаживают за игрушками. Посмотрите картинки о купании куклы. (в. показывает картинки.) Внимательно посмотрите и составьте несколько предложений. А теперь подойдите все ко мне и скажите, кружком какого цвета обведена каждая картинка. (в. держит цветные карандаши в руках.)

    - Расставим предложения по порядку и раскрасим кружки в этом порядке. Что сначала делает девочка? Каким цветом раскрасим первый кружок? (в.  вызывает несколько человек.)

    3. Физкультминутка.

    - Молодцы, а теперь немножко поиграем. Повторяйте за мной. 

    В детском садике ребятки

    Могут ловко встать на пятки,

    Пошагать и покружиться,

    Вправо, влево наклониться.

    Снова встать и потянуться,

    И друг другу улыбнуться. 

    - Теперь будем играть с пальчиками. 

    «Встали пальчики»

    Этот пальчик хочет спать,

    Этот пальчик – прыг в кровать,

    Этот пальчик прикорнул,

    Этот пальчик уж заснул.

    Встали пальчики – «Ура!»

    В детский сад идти пора! 


    4. Знакомство с понятием «слово».

    - Юпик увидел картину «Осень» и стал рассматривать её. Рассмотрите её и вы. Что изображено на картине? Но ответить попробуйте одним словом.

    - Что делают деревья? Листья? Какой лес осенью?

    в. делает вывод: небо, деревья, листья, качаются, летят, разноцветный, нарядный – это слова. 

    Всему название дано –

    И зверю и предмету.

    Вещей кругом полным-полно,

    А безымянных нету. 

    5. Знакомство с составом предложения. 

    - Составим предложение по картине «Осень». Осень. Я сказала предложение, в котором только одно слово. Скажу ещё одно предложение. Посчитайте, сколько в нём слов: «Небо потемнело
    - Каждое слово в предложении будем обозначать линией. Маленькая вертикальная чёрточка указывает, что это начало предложения, а в конце предложения ставится точка. У нас получится схема предложения. 

    . Осень. 

    . Небо потемнело. 

    - Прочитайте схему предложения.

    - Составьте предложение о ветре (о деревьях), начертите схему этого предложения. Прочитайте схему, называя каждое слово. 

    6. Упражнение в согласовании слов в предложении.

    - Юпик посмотрел, как играют дети в детском саду, и сказал: «Маша кукла укладывать». Правильно он сказал? Скажите предложение правильно. (Маша укладывает куклу.) (в. делает вывод: слова в предложении должны дружить и следовать в определённом порядке.Аналогичная работа проводится по второй картинке.) 
    http://gendocs.ru/gendocs/docs/14/13900/conv_1/file1_html_m45077c65.gifhttp://gendocs.ru/gendocs/docs/14/13900/conv_1/file1_html_176ed671.gifhttp://gendocs.ru/gendocs/docs/14/13900/conv_1/file1_html_m3cf74bb7.gifhttp://gendocs.ru/gendocs/docs/14/13900/conv_1/file1_html_m38f11c5e.gifhttp://gendocs.ru/gendocs/docs/14/13900/conv_1/file1_html_mc26357e.gif

    Дети рассматривают картинки.
    (Дети завтракают.Мальчики строят башню из кубиков.) Все дети внимательно слушают воспитателя

    (Вы сказали предложение.) (Ответ детей.)

    Дети рассматривают картинки

    Дети составляют предложения

    Дети устанавливают последовательность предложений и раскрашивают пустые кружки.

    Выполнят движения за воспитателем

    Поочерёдно пригибать пальцы к ладошке, начиная с мизинца. Затем большим пальцем (можно под счёт 1, 2, 3, 4) касаться всех остальных – «будить». Одновременно с восклицанием «Ура!» кулачок разжать, широко расставив пальцы в стороны.

    Небо, тучи, деревья

     Дети определяют количество слов. Называют первое, второе слово в предложении. 

    Дети отвечают, называют

    Закл.

    7. Итог занятия.

    А в конце игра для вас.

    В ней проверим мы сейчас

    Ваше умение:

    Различать слова и предложения. 

    - Если я скажу слово, вы вытяните руки вперёд и скажите: «Слово». Если предложение – руки разверните в стороны и скажите: «Предложение». (в.  называет любые слова и предложения.)

    - Молодцы, ребята! 

    Делают выводы, играют в слова и предложения






    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Формирование структуры предложения, как одно из ведущих звеньев развития связной речи у дошкольников с общим недоразвитие речи посредством графических схем-моделей предложений

    статья посвящена развитию связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи посредством формирования структуры предложения с помощью графических схем - моделей....

    Конспект ННОД по развитию речи «Звук и буква Р. Чтение слогов. Знакомство с предложением, чтение предложения»

    Образовательная область: «Речевое развитие» Задачи:Способствовать развитию звуко -буквенного анализа.Способствовать развитию фонематического слуха.Учить определять место звука Р в словах и обозн...

    Конспект логопедического занятия Тема: «Работа над фразой: Составление предложений из трех слов. Четырехсловные предложения с добавлением определения».

    Конспект логопедического занятия "Работа над фразой: Составление предложений из трех слов. Четырехсловные предложения с добавлением определения" предназначен для групповой работы.  Цель: развиват...

    Игра "Закончи предложение" Работа по составлению сложноподчинённого предложения.

    В данной игре предлагается часть сложноподчинённого предложения, которое надо закончить, используя союз "потому что" или "чтобы"....

    Дидактическая игра «Дополни предложение» Дидактическая игра «Придумай предложение и составь рассказ» для дошкольной группы (5 л.6 мес.-7 лет)

    Аннотация: Содержание работы по формированию грамматических навыков в подготовительной  к школе группе является работа над словосочетанием, предложением и связной речью. Наблюдение за речью ...

    «Закрепление понятий «предложение», «слово», «звук» Цель: повторение и закрепление понятий «предложение», «слово», «звук».

    Конспект занятия в подготовительной группе по развитию речи «Закрепление понятий «предложение», «слово», «звук»Цель: повторение и закрепление понятий «п...

    "Работа над фразой: Составление предложений из трёх слов. Четырёхсловные предложения с добавлением определения".

    Тема: «Работа над фразой: Составление  предложений из трех слов. Четырехсловные предложения с добавлением определения».Цель: сформировать навык составления предложений из трех слов, н...