Главные вкладки

    Картотека дидактических игр по развитию речи во второй младшей группе
    картотека по развитию речи (младшая группа)

    Курдюкова Светлана Ивановна

    Развитие речевого внимая у детей младшего дошкольного возраста.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Картотека дидактических игр

    по развитию речи

    во второй младшей группе


    «Часы»

    Цель: Развивать речевое внимание детей.

    Ход: В-ль: Послушайте, как тикают часы: «Тик-так, тик-так», как бьют

    часы: «Бом-бом…». Чтобы они ходили, нужно их завести: «трик-трак»!

    • Давайте заведем большие часы (дети повторяют соответствующее звукосочетание 3 раза); идут наши часы и сначала тикают, потом бьют (звукосочетания повторяются детьми 5-6 раз).

    • Теперь заведем маленькие часы, часы идут и тихо поют, часы очень тихо бьют (дети каждый раз голосом имитируют ход и звон часов).

    «Лягушка и лягушата»

    Цель: Развивать речевое внимание детей.

    Ход: Воспитатель делит детей на две группы: это большие и маленькие лягушки. Говорит: «Большие лягушки прыгают в пруд, плавают в воде и громко квакают: «Ква-ква» (дети имитируют, что плавают, и громко квакают)

    Маленькие лягушата тоже прыгают в пруд, плавают, тихонько квакают (дети имитируют действия и тихо квакают). « Устали все лягушки и уселись на берегу на песочек». Затем дети меняются ролями, и игра повторяется.

    «Медвежата мед едят»

    Цель: Развивать артикуляционный аппарат детей.

    Ход: Воспитатель говорит детям, что они будут медвежатами, а медвежата очень любят мед. Предлагает поднести ладонь поближе ко рту и «слизывать» мед – дети высовывают язык и, не дотрагиваясь до ладошки, имитируют, что едят мед. Затем, поднимая кончик языка, убирают его. (Обязательный показ всех действий воспитателем.) Игра повторяется 3-4 раза.

    Потом воспитатель говорит: «Медвежата наелись. Они облизывают верхнюю

    губу (показ), нижнюю губу( показ). Гладят животики, говоря: «У-у-у» (2-3 раза).

    «Покормим птенчиков»

    Цель: Развивать речевой аппарат детей.

    Ход: Вос-ль «Я  мама-птица, а вы мои детки-птенчики. Птенчики веселые, они пищат: «пи-пи», - и машут крыльями. Полетела мама-птица за вкусными крошками для своих деток, а птенчики весело летают и пищат.» Прилетела мама и начала кормить своих деток (дети приседают, поднимают головы вверх, птенчики широко открывают клювики, им хочется вкусных крошек.(Воспитатель добивается, что бы дети по шире открывали рот). Игра повторяется 2-3 раза.

    «Кто как кричит? »

    Цель: Развивать речевое внимание детей.

    Ход: У мамы птицы был маленький птенец (выставляет картинки).

    Мама учила его петь. Птица пела громко: «чирик - чирик» (дети повторяют

    звукосочетание). А птенец отвечал тихо: «чирик-чирик» (дети повторяют

    звукосочетание 3-4 раза). Летал птенец и улетел далеко от мамы

    (переставляет картинку с изображением птенца подальше). Птица зовет

    сыночка. Как она его зовет? (Дети вместе с воспитателем повторяют

    звукосочетание). Птенец услыхал, что мама его зовет, и зачирикал. Как он

    чирикает? (Дети тихо произносят). Прилетел он к маме. Птица запела громко.

    Как?

    «Кто в домике живет? »

    Цель: Закреплять правильное произношение звуков. Развивать речевое дыхание детей.

    Ход: (Воспитатель показывает картинку с изображением собаки). Кто это? Собака лает громко: «ав-ав». А это кто? (ответы детей) Щенок лает тихо (дети повторяют звукосочетание 3-4 раза). (Воспитатель показывает картинку с изображением кошки). Кто это? Кошка мяукает громко: «Мяу-мяу». А это кто? (ответы детей) котенок мяукает тихонечко.

    Пошли звери домой (картинки убираются за кубики). Отгадайте, кто в этом домике живет: «ав-ав» (произносится громко?) (Ответы детей) Правильно, собака (показывает картинку). Как она лаяла? (ответы детей) .

    Отгадайте, кто в этом домике живет «мяу-мяу»? (произносит тихо) Как котенок мяукал?

    Аналогично дети отгадывают, кто живет в других домиках и повторяют звукосочетания по нескольку раз.

    «Позови свою маму»

    Цель: Закреплять правильное произношение звуков. Развивать интонационную выразительность.

    Ход: У всех детей предметные картинки с детенышами животных. Воспитатель: «Кто у тебя нарисован, Коля? (цыпленок) Кто у цыпленка мама? (курица) Позови, цыпленок, свою маму. (Пи-пи-пи) Воспитатель имитирует кудахтанье курицы и показывает картинку.

    Такая же работа проводится со всеми детьми

    «Отзовись»

    Цель: Закреплять правильное произношение звуков. Развивать интонационную выразительность.

    Ход: Воспитатель: Это коза (показ картинки). Она как кричит? Кто у нее детеныш? Как он кричит? Это овца (показ картинки). Как она блеет? А ее детеныш – ягненок как кричит? и тд. Картинки выставляются на фланелеграф.

    Воспитатель раздает детям картинки с изображением животных и птиц. Детеныши гуляют (дети выходят из-за столов, травку щиплют, крошки щиплют. Чья мама или чей папа позовет детеныша. Тот должен покричать – ответить им – и побежать – поставить картинку рядом с ними.

    Воспитатель произносит крик животного или птицы. Ребенок, у которого изображен детеныш произносит звуки и ставит картинку на фланелеграф.

    «ЧУДЕСНЫЙ МЕШОЧЕК»

    Цель: ориентироваться на род имени существительного при определении предмета по его признакам.

    Материалы: заяц, морковь, огурец, яблоко, помидор, мешочек.

    Ход:Скажем детям примерно следующее: «К нам в детский сад пришел заяц.

    Зайка-побегайка, что у тебя в мешке? Можно посмотреть? Что это?

    (Морковка.) Какая морковка? (Длинная, красная.) Кладем морковь на стол. А

    это что? (Огурец.) Какой огурец?  (Аналогичным образом достаем помидор,

    яблоко и др.)

    Теперь заяц с вами хочет поиграть. Он спрятал все овощи, и фрукты в

    мешочек. Зайка опустит лапу в мешочек, возьмет овощ или фрукт и

    расскажет вам про него, а вы должны догадаться, что у зайки в лапе.

    Слушайте внимательно. Она длинная, красная. Что это? (Морковь.) Он

    зеленый, длинный. Что это? (Огурец.) Оно круглое, красное. Что это?

    (Яблоко.) Он круглый, красный. Что это?  (Помидор.)»

    Если дети неправильно ответят на последние два вопроса, повторим, выделяя

    голосом местоимение: «Послушайте еще раз. Оно круглое, красное. Он

    круглый, красный.»

    Теперь найдите и положите в мешочек овощи. Что осталось? (Яблоко.)

    Яблоки — это фрукты. Спасибо, заяц, что пришел к нам. До свидания».

    «ТЕРЕМОК»

    Цель: ориентироваться на окончание глагола в прошедшем времени при согласовании его с существительным.

    Материалы: деревянный теремок, игрушечные животные: мышка, лягушка, зайчик, лисичка, волк, медведь.

    Поставим на ковре теремок. Возле теремка рассадим животных. Будем рассказывать сказку, побуждая детей принимать участие в рассказывании.

    — Стоит в поле теремок. Прибежала к теремку ... кто? Правильно, мышка. (Дети подсказывают, ориентируясь на значение глагола и его окончание.) «Кто-кто в теремочке живет?» Никого нет. Стала мышка в теремочке жить. Прискакала к теремку ... лягушка. И т. д. В заключение подведем итог:

    —  Послушайте, как мы говорим: лягушка прискакала, а

    зайка прискакал; лисичка прибежала, а волк прибежал.

    «ЧЕГО НЕ СТАЛО?»

    Цель: упражняться в образовании форм родительного падежа множественного числа существительных.

    Материалы: пары предметов: матрешки, пирамидки (большая и маленькая), ленточки (разного цвета и разного размера—длинная и короткая), лошадки, утята, Буратино, мешок.

    Ход:Перед детьми появляется Буратино с мешком. Он говорит, что принес

    ребятам игрушки. Дети рассматривают игрушки. Называют их. Выставляют

    на столе.

    Комментируем:

    — Что это? Матрешка. Давай посмотрим, что у матрешки внутри. Еще матрешка. Поставь их рядом. Вова, теперь ты достань игрушку. Что это? (Пирамидка.) Еще пирамидка есть? И т. д.

    — Запомните, какие предметы на столе. Здесь пирамидки, матрешки, утята. Буратино с вами поиграет. Он будет прятать игрушки, а вы должны будете говорить, каких игрушек не стало: матрешек, пирамидок, утят или чего-то другого.

    На столе остаются три пары предметов: матрешки, пирамидки, лошадки. Дети закрывают глаза. Прячем матрешек, а на их место кладем ленточки. («Кого не стало?») Затем прячем ленточки, а на их место ставим пирамидки. («Чего не стало?») И т. д. Наконец убираем все игрушки и спрашиваем: «Каких игрушек не стало?»

    «ГДЕ НАШИ РУЧКИ?»

    Цель: упражняться в образовании форм родительного падежа множественного числа существительных.

    Ход: Дети сидят на стульчиках. Обратимся к ним, приглашая интонацией к шутке, игре:-Где наши ручки? Нет наших ручек! (Прячем руки за спину. Дети делают то же самое.) Вот наши ручки! (Показываем руки, играем пальцами.)

    — Где наши ножки? Нет наших ножек! (Дети прячут ноги под стул.) Вот наши ножки! (Топают ножками.)

    —  Где же наши ручки? Чего нет?  (Ручек.) Вот наши ручки! -

    Где же наши ножки? Чего нет? (Ножек.) Вот наши ножки! Игра повторяется 2—3 раз.

    «ЛОТО»

    Цель: упражняться в образовании форм множественного числа существительных ( в именительном и родительном падежах). Материалы: картинки с изображением предметов в единственном и множественном числе (матрешка — матрешки, ведро — ведра, колесо — колеса, кольцо — кольца и др.).

    Ход: Раздаем детям картинки, оставляя у себя парные. Объясняем условия игры:

    — Это игра на внимание. Я буду показывать картинки. На каждой картинке нарисована какая-нибудь игрушка. Тот, у кого окажется картинка с такими же игрушками, должен быстро сказать об этом. Например, у меня колесо. А у Веры колеса. Вера должна быстро сказать: «У меня колеса» или «У меня много колес». Игрушки надо обязательно называть.

    Тот, кто замешкается, отдает свою картинку взрослому. Если ребенок быстро и правильно назовет игрушку, отдаем свою картинку ему.

    В конце игры проигравшим (у кого на руках нет картинок) предлагаются шуточные задания: попрыгать на одной ножке, высоко подпрыгнуть, присесть три раза и т. п. Задания придумываем вместе с детьми.

    «ПОРУЧЕНИЯ»

    Цель: упражняться в образовании форм повелительного наклонения глаголов скакать, ехать.

    Материалы: грузовик, мышка, мишка.

    Ход:Вносим в комнату грузовик и мышку с мишкой. Обращаемся к детям:

    — Хотите, чтобы мышка и мишка покатались на грузовике? Если хотите, попросите их. Надо сказать: «Мишка, поезжай!» А еще можно попросить мышку и мишку поскакать: «Мышка, поскачи!» (Просьбы сопровождаются действиями с игрушками.)

    — Олег, кого ты хочешь попросить, мышку или мишку? О чем ты попросишь?

    Игра продолжается до тех пор, пока у детей не иссякнет к ней интерес.

    «МИШКА, ЛЯГ!»

    Цель: упражняться в образовании форм повелительного наклонения глаголов лежать, петь.

    Материалы: плюшевый медвежонок (озвученная игрушка).

    Ход:В        гости        к детям        приходит медвежонок. Рассказываем, что он умеет

    выполнять поручения. Медвежонка можно попросить: «Мишка, ляг на бочок... ляг на спинку... ляг на животик». Еще он умеет петь, только надо попросить: «Мишка, спой!» (Рассказ сопровождается действиями с игрушкой.)

    По желанию детей медвежонок выполняет разные задания. Если ребенок затрудняется сформулировать задание, задаем наводящие вопросы: «Ты хочешь, чтобы мишка лег? На животик или на спинку? Давай скажем вместе: мишка, ляг на животик».

    Можно давать медвежонку и другие задания: поезжай (с горки), поскачи, попляши, напиши письмо и др.

    «ПРЯТКИ»

    Цель: правильно использовать в речи предлоги с пространственным значением (в, на, около, под, перед).

    Материалы: грузовик, мишка, мышка.

    Ход: В гостях у детей снова мишка и мышка. Гости стали играть в прятки.

    Мишка водит, а мышка прячется. Предлагаем детям закрыть глаза. Говорим:

    — Мышонок спрятался. Откройте глаза. Мишка ищет: «Где же мышонок? Он, наверное, под машиной?» Нет. Где же он, ребята? (В кабине.) Вон он куда забрался!

    Закройте снова глаза, мышонок опять будет прятаться. (Сажаем мышонка на кабину.) Где же мышонок? Ребята, подскажите мишке!

    Аналогичным образом дети отыскивают вместе с мишкой мышонка, который прячется под машиной, около машины, перед машиной.

    Игры и упражнения с грамматическим содержанием можно включать в сценарии коллективных занятий, а можно проводить по желанию детей с небольшими подгруппами в часы досуга. С детьми можно организовывать игры, с помощью которых они учились бы соотносить производящее и производное слова. Это делается на материале существительных, обозначающих животных и их детенышей. Формирование способов глагольного словообразования тесно связано с формообразованием. Оно осуществляется в подвижных играх, играх-драматизациях, специальных дидактических играх.

    «ЧЕЙ ГОЛОС?»

    Цель: различать взрослых животных и детенышей по звукоподражаниям, соотносить названия взрослого животного и его детеныша.

    Материалы: игрушки: мышка и мышонок, утка и утенок, лягушка и лягушонок, корова и теленок.

    Ход:В гости к детям приходят и приезжают звери. Звери хотят поиграть.

    Дети должны отгадывать, чей голос услышали.

    • Му-у-у  кто так мычит? (Корова.) А кто мычит тоненько? (Теленок.) Ква-ква чей это грубый голос? А кто квакает тоненько? Лягушка большая и квакает грубым голосом. А ее детеныш квакает тоненько. Кто детеныш у лягушки?

    Аналогично обыгрываются остальные' игрушки. После игры дети могут поиграть с игрушками. Чтобы получить игрушку, ребенок должен правильно позвать ее («Лягушонок, иди ко мне!», «Утенок, иди ко мне!»).

    «ДОМИКИ»

    Цель: употреблять названия детенышей животных.

    Материалы: поднос с игрушками: бельчатами, зайчатами, утятами,

    мышатами и др.— по количеству детей, строительный материал.

    Ход:Вносим в комнату поднос с игрушками. Говорим, что дети должны

    построить для малышей домики. Каждый сначала должен решить, для кого

    он будет строить домик, и правильно попросить у взрослого: «Дайте мне,

    пожалуйста, утенка (бельчонка)».

    • случае необходимости нужно подсказать слово целиком или только его начало и попросить малыша повторить название.

    На ковре раскладываем строительный материал. Дети строят для своих животных домики, играют.

    «ПОЕЗД»

    Цель: закреплять умение соотносить слово с действием, которое оно обозначает.

    Ход:Дети стоят друг за другом, положив руки на плечи впереди стоящего.

    Взрослый-водящий произносит слова стих-я о поезде.

    На сЧух-чух! - пых-чу,

    Пых-чу, во-рчу -

    Сто-ять на ме-сте не хо-чу!

    Сту-чу, вер-чу -

    Са-дись ско-ре-е,

    Про-ка-чу.

    У-уу! У-уу!"…

    Со слов «Стоять на месте не хочу» «поезд» начинает медленно двигаться, постепенно прибавляя скорость. Затем дети выполняют движения в соответствии с текстом стихотворения. На слова «Колесами стучу, стучу»— топают ногами, на слова «Колесами верчу, верчу»—делают круговые движения руками перед собой. На слова «Чу! Чу!» «поезд» останавливается.

    «КТО БОЛЬШЕ СКАЖЕТ О ПРОФЕССИИ»

    Цель: Соотносить действия людей с их профессией, образовывать соответствующие глаголы (строитель  строит, учитель — учит и т. д.). Ход: Взрослый уточняет понимание детьми слов «профессия», «действие». Обращается к детям:

    — Дети, я работаю в детском саду воспитателем. Это моя профессия. Я рассказываю вам, как себя вести, играю с вами, рисую, читаю, пою, гуляю, укладываю вас спать... А как вы думаете, какая профессия у Ирины Владимировны, которая нам готовит обед? Правильно, она повар. А какие вы еще знаете профессии? Каждый взрослый человек имеет свою профессию. Он работает и выполняет какие-то действия. Что же, например, делает повар?

    — Повар варит, печет, жарит, чистит овощи и др.

    — А что делает врач?

    — Врач осматривает больных, выслушивает, лечит, дает лекарство, делает уколы, операции.

    — А что делает портной?

    — Портной  кроит,  наметывает,  порет,  гладит,  примеряет,

    шьет.

    Взрослый называет еще профессии строителя, учителя, сторожа, пастуха, сапожника, а дети называют действия, характерные для этих профессий. (Игра проводится в конце года при соответствующей готовности детей.)


    «ЛЕСЕНКА»

    Цель:  Использовать производные глаголы.

    Материалы: Игрушки: лесенка, петух, кошка, собака, куклы Боря, Таня и Нина.

    Взрослый читает, сопровождая чтение действиями с игрушками. Дети по ходу чтения включаются в него, отвечают на вопросы, содержащиеся в тексте.

    Стоит на дворе лесенка.

    На лесенке пять ступенек.

    Давайте считать, ребята!

    На верхнюю ступеньку вскочил петух,

    Крыльями замахал, громко запел.

    Как он запел, ребята? (Здесь и далее ответы детей.)

    На вторую ступеньку прыгнула кошка. Сидит — язычком облизывается, мурлычет. Как она мурлычет?

    А пес на третью ступеньку прыгнул.

    Хвостом по ступеньке постукивает.

    На кошку рычит. Как он рычит, ребята?

    А на четвертую ступеньку взобрался Боря. Сидит — вниз поглядывает, ножками болтает. Как он ножками болтает?

    А Таня на нижнюю ступеньку села, песенку запела: «Мы сидим на лесенке и поем мы песенки». Как она поет, ребята?

    И вдруг зашумел ветер. Как он шумит? Часто-часто застучал дождь, Как он стучит, ребята?

    Петух спрыгнул, крыльями замахал, Под крыльцо спрятался. И пес туда же забрался.

    Кошка —та ловко: прыг-шмыг

    В открытое окошко.

    А Боря и Таня сидят, с лесенки слезать не хотят.

    Плачут. Как они плачут?

    Вышла на крыльцо Нина,

    Ребят с лесенки сняла и повела их.

    Затопали ножки по крыльцу.

    Как они затопали, ребята?

    Ушли дети в дом — осталась лесенка пустая.


    «ЛЕТЕЛИ КУКУШКИ»

    Цель: Использовать глаголы в связной речи.

    Из числа играющих выбирают кукушек (2—3 ребенка), которые становятся в центр круга. Остальные дети идут по кругу и приговаривают:

    Летели кукушки Через три избушки. Так суетились. Так торопились,

    Головками вертели, Крыльями махали   -А куда летели. Так и не сказали!

    (Н. Колпакова.)

    Дети-кукушки должны выполнять движения согласно тексту. Зате« ведущий предлагает спросить у кукушек, куда они так торопились. Дети-кукушки должны сами придумать ответ. («Мы летели в другой лес»; «Мы ищем своих птенцов»; «Мы летели в теплые края» и    т. п.)   Важно, чтобы ответ был придуман самими ребятами. Диалог может быть продолжен такими вопросами: «А когда вы вернетесь?:»; «Почему вы улетаете так далеко?» И т. п. Таким образом создаются условия для импровизированного диалога.

    «ПЕТУШКИ»

    Цель: Соотносить по смыслу глагол с действием, которое он обозначает

    Взрослый читает стихотворение, а дети изображают петушков, о которых в нем говорится.

    Петушки распетушились. Но подраться не решились. Если очень петушиться. Можно перышек лишиться. Если перышек лишиться. Нечем будет петушиться.

    (В. Берестов. Петушки.)

    «ГУСИ»

    Цель: Использовать в речи однокоренные слова.

    Материалы:   Игрушки или картинки: гусь, гусыня, гусята.

    Взрослый рассматривает с детьми игрушки (картинки): «Это... гусь. Он крыластый, горластый, у него красивые ласты. Ноги, как ласты.

    А это — мама... гу... сыня. У гуся и гусыни — дети-гусятки. Гу...сята. Один гу...сенок, много — гусят.

    Тот, кто с гусятами близко знаком. Знает: гусята гуляют гуськом. Тот же, кто близко знаком с гусаком, К ним ни за что не пойдет босиком.

    (В. Берестов. Гуси.)

    Покажите, как гусята гуляют гуськом. Шеи вытянули, лапами-ластами шлепают, переваливаются. Идут гусята гуськом за мамой-гусыней и папой-гусаком».


    «КОТЕНОК»

    Цель: Соотносить глаголы с действиями, которые они обозначают.

    Детям читают стихотворение Е. Благининой «Котенок» и предлагают изобразить, каким был котенок сначала и каким он стал потом.

    Я нашла в саду котенка.

    Он мяукал тонко-тонко.

    Он мяукал и дрожал.

    Может быть, его побили.

    Или в дом пустить забыли,

    Или сам он убежал?

    День с утра стоял ненастный,          

    Я взяла его домой,

    Лужи серые везде.                                

     Накормила досыта...

    Так и быть, зверек несчастный.      

     Скоро стал котенок мой

    Помогу твоей беде!                                

    Загляденье просто!

    Шерсть — как бархат,

    Хвост — трубой.

    До чего ж хорош собой!

    http://www.playcast.ru/uploads/2018/06/19/25426790.png


    «СТИРАЛЬНАЯ   МАШИНА»

    Цель: Соотносить   глагол   с  действием,   которое   он   обозначает.

    Детям читают стихотворение В. Приходько «Стиральная машина» и предлагают изобразить те действия, о которых в нем говорится.

    Нет, не надо

    Горбить спину

    Над корытом

    День за днем.

    Ведь стиральная машина

    Вмиг управится

    С бельем.

    Перекатит,

    Перевалит,

    Перемылит,

    Перепарит,

    Прополощет,

    Отожмет...

    Получите...

    Нате. Вот!

    «РЫБАКИ»

    Цель: Соотносить глагол  с действием,   которое он обозначает.

    Детям читают стихотворение Я- Турана «Рыбаки» (перевод со словацкого Г. Кружкова) и предлагают изобразить события, о которых в нем рассказывается.

    Два утенка шли к реке,                

    Заскакали поплавки.

    Каждый с удочкой в руке.                  

    Закричали рыбаки:

    —   Рыбу — ты,                                        

     — Ура, кит!

    —   Рака — я!                                            

     — Ура, кит! Радуются, крякая.                                  

     Заплясали у ракит.

    Но ползут из-за куста

    Два воришки, два кота:

    —  Рыбу — я,

    —   Рака — ты.

    Удирать пора, коты!


    «РАЗЛОЖИ КАРТИНКИ»

    Цель: Выделять начало и конец действия и правильно называть их.

    Детям раздают по две картинки, изображающие два последовательных действия (девочка спит и делает зарядку; девочка обедает и моет посуду; девочка стирает и вешает белье сушиться). Ребенок должен сначала назвать первое действие и показать первую картинку, затем назвать второе действие и показать вторую картинку.

    «КТО ЧТО УМЕЕТ ДЕЛАТЬ»

    Цель: Подбирать глаголы, обозначающие характерные действия животных.

    Детям называют или показывают животное, а они называют действия,  характерные для  этого животного.  Например:  белочка — скачет, прыгает, грызет; кошка — мяукает, мурлычет, царапается, пьет молоко, ловит мышей, играет клубком; собака — лает, сторожит дом, грызет кости, рычит, виляет хвостом, бегает; зайчик — прыгает, бегает, прячется, грызет морковку.

    «ГДЕ ЧТО МОЖНО ДЕЛАТЬ»

    Цель: Использовать в речи глаголы.

    Детям задают вопросы. Они отвечают, подбирая глагольный семантический ряд. Например: что можно делать в лесу? — гулять, собирать грибы, ягоды, охотиться, слушать птиц, отдыхать; что можно делать на реке? — купаться, нырять, загорать, кататься на лодке, ловить рыбу; что делают в больнице? —лечат, дают таблетки, ставят горчичники, делают уколы; что делают в магазине? — покупают, продают, взвешивают, упаковывают.

    Игра проводится в форме соревнования.

    «СКАЖИ, ЧТО ДЕЛАЕТ И ЧТО БУДЕТ ДЕЛАТЬ»

    Цель: Обозначать словом совершаемые и предполагаемые действия.

    Детям показывают картинку и просят вначале сказать, что делает персонаж, затем, что он будет делать. Например: девочка кормит куклу; покормит и уложит спать.

    «ЗАКОНЧИ  ПРЕДЛОЖЕНИЕ»

    Цель:  Подбирать   глаголы,   обозначающие   окончания   действий.

    Взрослый начинает предложение, а ребенок заканчивает:

    Оля проснулась и ...  (стала умываться).

    Коля оделся и ... (побежал гулять).

    Он замерз и ... (пошел домой).

    Зайчик испугался и ...  (убежал, спрятался).

    Ира обиделась и ...  (заплакала).

    Взрослый интонацией показывает незавершенность предложения.


    «ПОЕЗД»

    Цель: Составлять коллективное повествование.

    Детям говорят, что они будут вагончиками. Вагончики должны прицепиться друг к другу, но прицепиться сможет только тот, кто внимательно слушал, на чем остановился его товарищ, и правильно продолжил рассказ.

    Взрослый. В лесу жил ...

    1-й ребенок. Трусливый зайчик.

    2-й ребенок. Один раз он пошел гулять.

    3-й ребенок. Вдруг он увидел большую змею.

    4-й ребенок. Зайчик испугался и убежал.

    В качестве помощи детям взрослый повторяет последнее слово или всю фразу предыдущего ребенка, тем самым задерживая внимание очередного рассказчика на сюжетной линии. Если и в этом случае пауза затягивается, взрослый подсказывает начало следующей фразы. Дети, составившие рассказ, изображают поезд, который едет по комнате.

    «КОЗЛЯТА И ЗАЙЧИК»

    Цель: Заканчивать сказку по ее началу.

    Материалы:  Фланелеграф и атрибуты к сказке «Коза с козлятами», зайчик с барабаном.

    Спрашиваем детей, помнят ли они сказку про козу с козлятами. Кратко напоминаем начало сказки, демонстрируя на фланелеграфе фигурки персонажей.

    Предлагаем послушать, что было дальше. Рассказываем: «Ушла коза снова в лес. Козлята остались дома одни. Вдруг в дверь снова постучали. Козлята испугались, попрятались. А это был маленький... (показываем зайчика)».

    —  Зайчик, — говорят дети.

    —  Взрослый. Зайчик говорит ...

    Дети. Не бойтесь меня, это я — маленький зайчик. Взрослый. Козлята ... Дети. Впустили зайчика. Взрослый. Они угостили его ... Дети. Капусткой, морковкой. Взрослый. Потом они стали ...

    Дети.   Играть,   веселиться.   Зайчик  играл   на   барабане, а козлята танцевали, прыгали.

    «Игра в слова»

    Цель: Развитие произвольной памяти; внимания, наблюдательности.

    Задание 1. Сейчас я назову тебе несколько слов, а ты постарайся их запомнить.

    ВНИМАНИЕ! слон, заяц, телевизор, курица, шкаф, мышь, волк, диван, кресло, медведь.

    ПОВТОРИ!

    Задание 2. Как ты думаешь, можно ли разделить эти слова на группы, части. На какие группы или части ты бы разбил эти слова? (Ребенок может назвать много вариантов. Это хорошо. Пусть мыслит. Но нужно подвести его к наиболее правильному ответу. Например: «Вспомни сначала животных, а потом перечисли предметы мебели…»).

    Задание 3. Перечисли, пожалуйста, все слова еще раз.

    «Осенние листья»

    Цель: Развитие произвольной памяти; внимания, наблюдательности.

    Задание. «Посмотри на этот лист. Запомни его».

    Далее этот лист надо закрыть и попросить ребенка отыскать точно такой же среди остальных. (Как правило, эту задачку никому не удается решить сразу, поэтому можно повторить несколько раз). Когда задача будет решена, нужно подробно обсудить с ребенком то, как он запоминал. Необходимо детально проанализировать особенности контура листа, стебля, количество жилок и т.д.

    «Гуляем по зоопарку».

    Цель: Развитие произвольной памяти; внимания, наблюдательности.

    Ребенку дают 10 картинок с изображениями разных животных и предлагают внимательно рассмотреть их. Время 3-5 минут. Потом картинки следует убрать. Ребенку предлагается закрыть глаза и представить, что мы гуляем по зоопарку.

    Инструкция: «Я буду называть тебе зверей, ты должен вспомнить тех, кого я не назвала».

    Итак, лиса, волк, ежик, жираф, слон…

    Задание 1. Перечисли животных, которые были на картинках.

    Задание 2. Ребенку опять дают 10 картинок, что и в начале и просят назвать и показать тех животных, которые были в начале.

    Задание 3. Найди на картинках животных, которых назвал ты.

    Задание 4. Картинки убираются. Ребенка просят вспомнить животных в том порядке, в каком они назывались.

    Задание 5. Перечисли всех животных, которых ты знаешь.

    «Вкус и запах»

    Цель: Развитие произвольной памяти; внимания, наблюдательности.

    Задание 1. Представь лимон.

    - Каков он на вкус?

    - Вспомни, как пахнет лимон. Расскажи об этом.

    - Представь, что ты держишь лимон в руке. Что ты чувствуешь?

    Задание 2. Нарисуй лимон.

    Задание 3. Представь апельсин.

    -Каков он на вкус?

    - Вспомни, как пахнет апельсин. Расскажи об этом.

    - Какого цвета апельсин?

    - Представь, что ты держишь апельсин в руке. Что ты чувствуешь?

    Задание 4. Нарисуй апельсин.

    Задание 5. Расскажи, чем отличается апельсин от лимона. Чем они похожи?

    «Разрезанная картинка»

    Цель: Развитие произвольной памяти, наблюдательности, логического мышления. Упражнять в умении определять группу предметов, объединенных по общему признаку, посторонний предмет.

    Материал: цветная открытка (картинка) с изображением предмета разрезается на несколько частей.

    Инструкция: «Видишь, картинка сломалась. Почини ее». Если ребенок не справляется с заданием, то ему предлагается упрощенный вариант. Далее следует опять предложить ему собрать первую картинку – пусть пробует различные варианты, не следует торопить его.

    Задание 1. Картинка убирается, и ребенка просят по памяти нарисовать ее.

    Если при выполнении задания обнаруживается хоть одно несоответствие оригиналу, то эту ошибку надо обязательно обсудить с ребенком. Для этого можно использовать следующие вопросы:

    - Что изображено на картинке?

    - Какой формы твой рисунок?

    - Какого цвета твой рисунок?

    При этом необходимо обсудить наличие или отсутствие деталей, штрихов и т.д. в рисунке ребенка.

    «Игра в стихи»

    Цель: Развитие произвольной памяти; внимания, наблюдательности.

    Представь, что Пятачку Ослик подарил мяч. Пятачку очень понравился подарок, и он сочинил стихотворение про этот мяч:

    Мой веселый, звонкий мяч,

    Ты куда пустился вскачь?

    Красный, желтый, голубой,

    Не угнаться за тобой.

    (на самом деле автором является А.Барто).

    Пятачок был очень доволен своим стихотворением и решил превратить его в песенку. Спой еще так, как пел Пятачок.

    Однажды Пятачок решил поделиться своей песенкой с Винни Пухом. Подумай, как эту же песенку спел Винни.

    Винни Пух был очень доволен своим исполнением. Однажды он решил спеть ее Зайцу. Заяц не мог петь так, как пел медведь. Подумай, как Заяц пел эту песенку?

    Заяц был очень добрый и решил подарить песенку Ежихе Матрене. Ежиха не умела петь так, как Заяц, и спела песенку по-своему. Подумай, как Заяц пел эту песенку?

    Заяц был очень добрый и решил подарить песенку Ежихе Матрене. Ежиха не умела петь так, как Заяц, и спела песенку по-своему. Подумай, как эту песенку могла спеть Ежиха Матрена.

    Задание. Спой еще раз песню про мяч так, как ее пели Пятачок, Винни Пух, Заяц и Ежиха.

    Скажи, чем похожи, а чем отличаются варианты этой песенки.

    Для того, чтобы задание было легче выполнить, надо вспомнить тембры голосов и интонации наших героев.

    «Запомни свое место»

    Цель: развитие моторно - слуховой памяти.

    В зале каждый ребенок запоминает „свое место". Например, у одного ребенка это место — угол, у другого — стул, у третьего — окно двери, у четвертого — центр зала и т. д. Затем все дети собираются в группу около ведущего и ждут команды. По команде ведущего „Место!" они разбегаются по своим местам.

    Замечание: Команду ведущего можно заменить включением какой-либо ритмичной музыки.

    «Опиши картинку»

    Цель: Развитие произвольной памяти, наблюдательности, логического мышления, слуховой памяти. Упражнять в умении определять группу предметов, объединенных по общему признаку, посторонний предмет. Ребенку предлагается внимательно рассмотреть картинку. После этого убрать картинку и предложить ребенку ее описать. Если он затрудняется, можно рассмотреть ее вместе. Ребенок должен не только назвать, что изображено, но и описать форму, количество, величину, пространственное расположение объектов и их деталей. Затем предложить посмотреть еще раз на картинку и найти то, что не было названо.

    Ребенку предлагается внимательно рассмотреть картинку. После этого убрать картинку и предложить ребенку ее описать. Если он затрудняется, можно рассмотреть ее вместе. Ребенок должен не только назвать, что изображено, но и описать форму, количество, величину, пространственное расположение объектов и их деталей. Затем предложить посмотреть еще раз на картинку и найти то, что не было названо.

    «Я положил в мешок»

    Цель: Развитие произвольной памяти; внимания, наблюдательности.

    Взрослый начинает эту игру и говорит: «Я положил в мешок яблоки». Следующий играющий повторяет сказанное и добавляет что-нибудь свое: «Я положил в мешок яблоки и бананы». Третий игрок повторяет всю фразу и добавляет что-то от себя. И так далее. Можно просто добавлять по одному слову, а можно подбирать слова по алфавиту: «В саду у бабушки растут…» (порядок тот же).

    «Запомни движения»

    Цель: Развитие моторно-слуховой памяти, произвольной памяти, способности вспоминать, внимания, классификации.

    Дети повторяют движения рук и ног за ведущим (сначала ведущим может быть взрослый, а потом и ребенок). Когда они запомнят очередность упражнений, повторяют их в обратном порядке.

    «Игра в мяч «Рыбы, птицы, звери»

    Цель: Развитие произвольной памяти, наблюдательности, логического мышления, слуховой памяти. Упражнять в умении определять группу предметов, объединенных по общему признаку, посторонний предмет.

    Ведущий кидает игроку мяч со словом, например: «Сокол». Игрок кидает мяч обратно ведущему и говорит: «Птица» (т.е. ребенок должен определить к какой группе нужно отнести сокола). Дальше ведущий кидает мяч другому игроку и говорит слово, относящееся к другой группе и т.д.

    «Повтори за мной»

    Цель: Развитие слуховой, произвольной памяти; внимания, наблюдательности.

    Ведущий предлагает одному ребенку прохлопать все, что ему простучит карандашом ведущий. Остальные дети внимательно слушают и оценивают исполнение движениями: поднимают вверх большой палец, если хлопки правильные, и опускают его вниз, если неправильные.

    «Определи на ощупь»

    Цель: Развитие тактильной, произвольной памяти; внимания, наблюдательности.

    Ведущий предлагает одному из детей закрыть глаза и взять из коробки овощ, и, не открывая глаз – на ощупь, определить, какой это овощ. Если ребенок ошибается, то кладет овощ на место, в коробку, а сам возвращается к другим детям. А если ответ верен, то ведущий спрашивает у детей: «Что вы можете рассказать про этот овощ?».

    «Запомни порядок»

    Цель: Развитие произвольной памяти; внимания, наблюдательности.

    Играющие выстраиваются друг за другом в произвольном порядке. Ведущий, посмотрев на детей, должен отвернуться и перечислить, кто за кем стоит. Затем водящим становится другой. Можно усложнить игру тем, что не только перечислить, кто за кем стоит, но и кто в какую одежду одет.

    «Чего не стало»?

    Цель: Развитие зрительной памяти.

    На столик ставятся несколько предметов, игрушки. Ребенок внимательно смотрит на них одну - две минуты, а затем отворачивается. В этот момент взрослый убирает один из предметов. Задача ребенка - вспомнить, какого предмета не хватает (для детей старшего дошкольного возраста предлагается более сложный вариант – с исчезновением двух и более игрушек).


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Использование сюжетно-ролевых и дидактических игр в развитии речи дошкольников (вторая младшая группа).

    формировать словарь, прививать детям навыки вежливого и внимательного обращения с окружающими; развивать мышление, память, связную речь; научить сравнивать предметы по цвету, различать и называт...

    Картотека дидактических игр по развитию речи во второй младшей группе

    Дидактические игры по развитию речи рекомендую воспитателям работающим на старшей группе...

    Дидактические игры по развитию речи во второй младшей группе

    Дидактические игры по развитию речи во второй младшей группе...

    Серия дидактических игр по развитию речи во второй младшей группе.

    ЧЕГО НЕ СТАЛО?Цель: Упражняться в образовании форм родительного падежа мно­жественного числа существительных.Материал: Пары предметов: матрешки, пирамидки (большая и ма­ленькая), ленточки (раз...

    Картотека дидактических игр по развитию речи во второй младшей группе

    В картотеке дидактических игр по развитию речи содержатся игры на развитие слухового внимания, развитие силы голоса, развитие правильного звукопроизношения, развитие речевого дыхания и речевого слуха....

    Картотека д/и по развитию речи во второй младшей группе

    Картотека Д/И по развитию речи во второй младшей группе...

    Картотека дидактических игр по развитию речи во второй младшей группе.

    Цель: расширить словарный запас, сформировать связную речь, правильное звукопроизношение, умение правильно выражать свои мысли, закрепить навык построения предложений....