Использование сюжетно-ролевых и дидактических игр в развитии речи дошкольников (вторая младшая группа).
методическая разработка по развитию речи (младшая группа) по теме

Хопова Юлия Николаевна

 

формировать словарь, прививать детям навыки вежливого и внимательного обращения с окружающими; развивать мышление, память, связную речь; научить сравнивать предметы по цвету, различать и называть существенные детали предметов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл publikaciya.docx19.45 КБ

Предварительный просмотр:

Использование сюжетно-ролевых и дидактических игр в развитии речи дошкольников (вторая младшая группа).

    Цель: формировать словарь, прививать детям навыки вежливого и внимательного обращения с окружающими; развивать мышление, память, связную речь; научить сравнивать предметы по цвету, различать и называть существенные детали предметов.

План:

  1. Давайте познакомимся.
  2. Сюжетно-ролевая игра «День рождения куклы Даши».
  3. Даша принимает подарки.
  4. Подвижная игра «Беги ко мне».

Дети садятся на стульчиках, поставленных полукругом перед столом, на котором разложены игрушки. Воспитатель подходит к кому-либо из них и спрашивает, как его зовут. Ребенок называет себя. Если он молчит, то воспитатель помогает ему.

Он просит назвать свои имена еще нескольких детей, а затем спрашивает 2-3 детей, как зовут других малышей, например, девочку в красном платье.

Воспитатель: «Эту куклу зовут Даша. Как её зовут?»

Дети отвечают.

«А это кто?» (показывает кошку).

Дети: «Киска».

Воспитатель: «Эту кошку зовут Мурка».

Дети повторяют кличку кошки. Затем воспитатель показывает им собаку и предлагает малышам придумать ей кличку или сам ее называет и просит повторить 3-4 детей.

Воспитатель следит, чтобы дети громко и отчетливо называли свои имена, имена товарищей, кукол, животных.

Воспитатель: «А вы знаете ребята, что сегодня у куклы Даши день рождения?». Проводится сюжетно-ролевя игра «День рождения куклы Даши».

Воспитатель: «Какая нарядная сегодня Даша! Ей исполнилось четыре года. Даша приглашает вас к себе в гости отпраздновать день рождения. Что надо сказать, когда вас приглашают на день рождения?  (Говорит вместе с ними). – Спасибо, Даша, непременно придем к тебе в гости и принесем много подарков».

Усадив куклу на стол  (на нем гости будут раскладывать свои подарки), воспитатель подходит к детям поближе.

«Вот там, на столе, лежат игрушки. Пусть это будет магазин. Кого я назову, пойдет сначала в магазин, купит для Даши подарок  (можно выбрать что-нибудь одно), а потом подойдет к ней и скажет      «Дашенька, поздравляю тебя с днем рождения! Вот тебе мой подарок». Мальчик скажет: « Я принес тебе подарок». А как скажет девочка? Правильно: « Принесла подарок» - и назовет то, что принесла. Если Даша попросит рассказать ей и показать, что делают с этим подарком и для чего он нужен, нужно объяснить ей и показать, а мы все поможем это сделать. Когда все гости принесут Даше свои подарки и поздравят ее с днем рождения, мы поиграем с ними, а как поиграем, вы узнаете потом».

Воспитатель: «Сидит наша Даша и ждет гостей. Первым к ней в гости отправился Тимоша. По дороге Тимоша зашел в магазин, выбрал для Даши подарок, который ему больше всего понравился. Приходит Тимошка к Даше в гости и говорит: « Дашенька, поздравляю тебя с днем рождения! Я принес тебе в подарок вот что…»  (показывает и называет предмет).

Воспитатель  (от лица куклы): Спасибо тебе Тимоша! Скажи, а что с этим делают?

Ребенок, выполняющий роль гостя, объясняет назначение подаренного предмета. Например, если он подарил зубную щетку, то показывает, как чистят зубы, если веник – как подметают пол и пр. Попутно он называет действие с этим предметом. Если ребенок затрудняется в составлении фразы и в связном объяснении,  воспитатель вместе с остальными детьми помогает ему.

Даша благодарит за объяснения, принимает подарок, предлагает гостю сесть, а воспитатель продолжает вызывать новых гостей. Так, вызывая малышей то по одному, то по двое, он дает возможность каждому ребенку побыть в роли гостя и выполнить, связанную с ней обучающую речевую задачу.

Когда гости соберутся и подарят свои подарки, воспитатель предлагает всем вместе поиграть.

Воспитатель: Помните, я обещала с вами поиграть? Мы поиграем в очень интересную игру: «Бегите ко мне».

Дети садятся на стульчики, расставленные полукругом, а воспитатель обходит их с вазой в руках. Каждый ребенок выбирает себе флажок по своему вкусу, а воспитатель спрашивает, какого цвета флажок он взял. Воспитатель оставляет себе по одному флажку каждого цвета, отходит на небольшое расстояние, садится на свой стул и показывает детям один из своих флажков.

Далее предлагает каждому внимательно рассмотреть свои флажки и проделать вместе с ним несколько простых движений.

Воспитатель: Поднимем наши флажки и помашем ими, вот так! Теперь флажки спрячутся за спину, чтобы никто их не увидел. Давайте положим флажки на колени, чтобы они отдохнули. Интересно, можно ли увидеть что-нибудь через флажок? Приложим его к глазам и посмотрим сквозь него друг на друга. А теперь, ребята, поднимите флажки, но только те, у кого они такого же цвета, как и у меня.

Если кто-то ошибся, воспитатель это отмечает: Этот флажок ( красный, желтый и т.д.) непослушный, он не вовремя выскочил, а вот эти флажки (синие) послушные, молодцы, правильно узнали свой цвет.

Сейчас я по очереди буду называть флажки то одного, то другого цвета. Вы сначала посмотрите на мой флажок, потом на свой и, если цвет у флажков одинаковый, бегите ко мне, но не сразу, а после того, как я позову.

Воспитатель отходит от сидящих детей на некоторое расстояние. Три флажка он держит за спиной, а один поднимает и одновременно называет его цвет; только после этого следует команда, например: «Красные флажки, бегите ко мне!». Когда дети прибегают, воспитатель предлагает им поднять свои флажки и показать их остальным участникам игры. Все оценивают «послушные» это флажки или нет. Если среди флажков есть «непослушные», другого цвета, воспитатель предлагает им вернуться на место и подождать, когда их вызовут. Все дети с «послушными» флажками, помахав ими, садятся на место. Воспитатель дает новый цветовой сигнал. Так постепенно вызываются флажки всех цветов. Под конец игры воспитатель поднимает сразу все четыре флажка. Все участники игры подбегают к нему, танцуют, потом ставят флажки обратно в вазу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека дидактических игр по развитию речи во второй младшей группе

Дидактические игры по развитию речи рекомендую воспитателям работающим на старшей группе...

Дидактические игры по развитию речи во второй младшей группе

Дидактические игры по развитию речи во второй младшей группе...

Серия дидактических игр по развитию речи во второй младшей группе.

ЧЕГО НЕ СТАЛО?Цель: Упражняться в образовании форм родительного падежа мно­жественного числа существительных.Материал: Пары предметов: матрешки, пирамидки (большая и ма­ленькая), ленточки (раз...

Картотека дидактических игр по развитию речи во второй младшей группе

В картотеке дидактических игр по развитию речи содержатся игры на развитие слухового внимания, развитие силы голоса, развитие правильного звукопроизношения, развитие речевого дыхания и речевого слуха....

Картотека дидактических игр по развитию речи во второй младшей группе

Развитие речевого внимая у детей младшего дошкольного возраста....

Картотека дидактических игр по развитию речи во второй младшей группе.

Цель: расширить словарный запас, сформировать связную речь, правильное звукопроизношение, умение правильно выражать свои мысли, закрепить навык построения предложений....

Картотека "Дидактические игры по развитию речи во второй младшей группе"

Дидактические игры по развитию речи во второй младшей группе. Пригодится каждому педагогу, работащему по данному возрасту....