Главные вкладки

    Картотека подвижных игр
    картотека по физкультуре (старшая группа) на тему

    Курдюкова Светлана Ивановна

    Сохранение и укрепление здорового образа жизни дошкольников

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon podvizhnae_igry.doc195.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    КАРТОТЕКА ПОДВИЖНЫХ ИГР ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

    Название

    игры

    Содержание

    Литература

    1.

    Бег сороконожек

    Играющие делятся на две-три команды. Каждая команда получает длинную веревку. Игроки равномерно располагаются по обе стороны веревки, за которую они держатся соответственно правой или левой рукой. По сигналу команды бегут к финишу, все время держась за веревку. Выигрывает  команда, прибежавшая к финишу первой, при условии, что ни один из ее участников не бросил веревки.

    О.Е.Громова «Спортивные игры для детей» стр.30

    2.

    Бездомный заяц

    Их числа играющих выбирается охотник и бездомный заяц. Остальные играющие – зайцы чертят себе кружочки, и каждый встает в свой.

    Бездомный заяц убегает, а охотник его догоняет заяц может спастись от охотника, забежав в любой кружок; тогда заяц, стоявший в кружке, должен сейчас же убегать, потому что теперь он становится бездомным и охотник будет его ловить. Как только охотник поймал зайца, он сам становится зайцем, а бывший заяц – охотником.

    Е.Г.Батурина «Сборник игр» стр.83

    3.

    Белый Шаман

    Играющие ходят по кругу и выполняют разные движения. В центре круга – водящий. Это белый шаман – добрый человек. Он становится на колено и бьет в бубен. Тому из игроков, чей танец понравится больше всех, он отдает бубен. Получивший бубен должен повторить ритм, проигранный водящим.

    О.Н.Моргунова «Физкультурно-оздоровительная работа в ДОУ» стр.140

    4.

    Воевода

    Играющие по кругу перекатывают мяч от одного к другому сидя на коленях, при этом произносят:     Катится яблоко в круг хоровода,

                                                    Кто его поднял – тот воевода…

    Ребенок, у которого в этот момент окажется мяч – воевода. Он поднимает мяч и говорит:            

                                                    Я сегодня воевода,

                                                    Я бегу из хоровода.

    Бежит за кругом, кладет мяч между двумя любыми игроками и говорит:

                                                    Раз, два – не воронь,

                                                    И беги, как огонь!

    Игроки бегут по кругу в противоположные стороны, стараясь раньше напарника схватить мяч.

    Тот, кто добежит первым, катит мяч по кругу. Игра продолжается.

    О.Н.Моргунова «Физкультурно-оздоровительная работа в ДОУ» стр.142

    5.

    Веревочка

    Берут длинную веревку, концы ее связывают. Участники игры встают в круг и берут веревку в руки. В середине стоит водящий. Он ходит по кругу и старается коснуться рук одного из играющих. Но дети внимательны, они опускают веревку и быстро прячут руки. Как только водящий отходит, они сразу же берут веревку. Кого водящий ударит по руке, тот идет водить.

    М.Ф.Литвинова «Русские народные подвижные игры» стр.61

    6.

    Веселые ребята

    На противоположных сторонах площадки проводят линии. Играющие располагаются на одной стороне площадки. Выбирается ловишка, который становится посередине площадки между линиями, лицом к детям.

    По сигналу воспитателя дети говорят:

                                          Мы  веселые ребята,

                                          Любим бегать и играть.

                                          Ну, попробуй нас догнать;

                                          Раз, два, три – лови!

    После слова «лови» все играющие перебегают на противоположную сторону площадки, а ловишка догоняет их. Пойманные становятся сбоку от детей. После двух-трех перебежек при помощи считалки выбирается новый ловишка, и игра возобновляется.

    О.Н.Моргунова «Физкультурно-оздоровительная работа в ДОУ» стр.124

    7.

    Волк и козы

    Посередине площадки проводятся две линии на расстоянии 1 м одна от другой, это ров. С одной стороны  площадки находится дом коз. Все играющие – козы, один – волк. Коза располагаются в доме, волк – во рву. По сигналу «Козы, на луг!» козы бегут на противоположную сторону площадки, перепрыгивая через ров (волк не трогает коз).  По сигналу «Козы, домой!» козы перебегают в дом, перепрыгивая через ров. Волк, не выходя изо рва, ловит коз, касаясь их рукой. Пойманные козы отходят в конец рва. После двух-трех перебежек все пойманные возвращаются в дом. Назначается другой волк, из числа тех, кто не попался.

    О.Н.Моргунова «Физкультурно-оздоровительная работа в ДОУ» стр.153

    8.

    Ворота

    Все участники игры встают парами лицом друг к другу и берутся за руки – это ворота. Дети из последней пары пробегают или проходят под воротами и встают впереди колонны, за ними бежит следующая пара. Игра заканчивается, когда все играющие пройдут под воротами.

    О.Е.Громова «Спортивные игры для детей» стр.76

    9.

    Грибник

    Перед началом игры выбирают «грибника». Остальные дети – «грибы» встают врассыпную на одной стороне площадки и по сигналу взрослого начинают ходьбу на месте, произнося хором текст («грибник» в это время расхаживает на другой стороне площадки):

                                      Шел грибник лесной тропинкой

                                      За грибами, за малинкой,

                                     Шел и песню напевал:

                                   «Тара-тара-тара-там».

                                     А сорока – белобока

                                     На сосне сидит высоко,

                                     Громко на весь лес трещит

                                     И грибочкам говорит:

                                   «Чтобы не попасть в корзинку,

                                    Прячьтесь в мох и под травинку».

    С окончанием слов дети – «грибы» разбегаются. Грибник старается «сорвать гриб» - коснуться ребенка рукой. Чтобы этого не произошло, при его приближении «грибок» приседает – прячется. Ребенок, которого запятнали, выбывает из игры.

    Е.А.Сочеванова «Подвижные игры с бегом» стр.15

    10

    Гуси – лебеди

    Играющие выбирают волка и пастуха, остальные – гуси. На одной стороне площадки – дом, где живут гуси, на другой – луг. В середине площадки – овраг, там живет волк. Гуси пасутся на лугу. Через некоторое время пастух зовет гусей, гуси ему отвечают.

    Пастух: Гуси, гуси!

    Гуси: Га-га-га!

    Пастух: Есть хотите?

    Гуси: Да-да-да!

    Пастух: Ну, летите!

    Гуси: Нам нельзя –

           Серый волк под горой,

           Не пускает нас домой!

           Пастух: Ну, летите, как хотите, только крылья берегите!

    Гуси бегут домой, волк пытается их поймать (не выходя из своего оврага). Пойманные гуси выходят из игры. Волк гусей не ловит, а «салит» рукой.

    О.Н.Моргунова «Физкультурно-оздоровительная работа в ДОУ» стр.135

    11.

    Два Мороза

    На противоположных сторонах площадки отмечают линиями два дома. Играющие располагаются на одной стороне площадки. Выбираются двое водящих, которые становятся посередине площадки между домами, лицом к детям, – это Мороз – Красный нос и Мороз – Синий нос.

    По сигналу воспитателя оба Мороза говорят:

                                             Мы два брата молодые,

                                             Два Мороза удалые:

                                             Я Мороз – Красный нос,

                                             Я Мороз – Синий нос.

                                             Ну-ка, кто из вас решится

                                             В путь-дороженьку пуститься?

                                             Все играющие хором отвечают Морозам:

                                             Не боимся мы угроз,

                                             И не страшен нам мороз.

    После слова «мороз» все играющие перебегают в дом на противоположной стороне площадки, а Морозы стараются их заморозить, т.е. коснуться рукой. Замороженные останавливаются там, где их захватил Мороз, и так стоят до окончания перебежки всех остальных играющих. Замороженных подсчитывают, после чего они присоединяются к остальным играющим.

    При помощи считалки выбираются новые Морозы, и игра возобновляется.

    О.Е.Громова «Спортивные игры для детей» стр.83

    12.

    Живой лабиринт

    Их числа играющих выбираются двое: убегающий и догоняющий. Остальные становятся в колонну по пять человек, и размыкаются на длину вытянутых рук. Затем все поворачиваются направо и опять размыкаются, разведя руки в стороны. Между играющими, таким образом, образуется как бы параллельные коридоры, направление которых меняется и зависит от того, в какую сторону они повернуты.

    В одном из коридоров находится убегающий, его преследует догоняющий. Передвигаться они могут только вдоль коридоров, подлезать под руки нельзя.

    Воспитатель уславливается с участниками игры, что всякий раз, когда он подает сигнал, все поворачиваются направо и вновь вытягивают руки в стороны. Благодаря этому убегающий и догоняющий могут неожиданно оказаться в разных коридорах. Если догоняющему удастся осалить убегающего, они меняются ролями.  После этого выделяется новая пара и игра продолжается.

    О.Е.Громова «Спортивные игры для детей» стр.18

    13.

    Зима

    Играющие ходят по площадке врассыпную. На сигнал «Снег» - кружатся на месте, руки вверх. «Вьюга»– бегут. «Метель» - идут в полуприсяде, «Сугроб» - приседают, обхватив руками колени и опустив голову вниз.  

    О.Н.Моргунова «Физкультурно-оздоровительная работа в ДОУ» стр.150

    14.

    Золотые ворота

    В этой игре половина игроков образует круг, взявшись за руки и подняв их вверх – это круглые ворота. Остальные дети образуют живую цепочку, которая поочередно огибает каждого игрока, стоящего в круге. Дети, изображающие «ворота», повторяют речитативом стих:

                                 Золотые ворота

                                Пропускают не всегда:

                                Первый раз прощается,

                                Второй раз – запрещается,

                                А на третий раз

                                Не пропустим вас!

    На последнем слове дети опускают руки и ловят тех, кто оказался внутри круга.

    Пойманные дети образуют круг вместе с детьми, уже стоявшими в круге, еще больший круг, и игра продолжается. Постепенно цепочка игроков становится все короче, а детей в круге – все больше.

    Игра заканчивается, когда вне круга остаются всего несколько детей.

    О.Е.Громова «Спортивные игры для детей» стр.79                                                                                                                                                

    15.

    Игра в снежки

    Все играющие делятся на две противоположные шеренги. Дети первой шеренги встают спиной ко второй шеренге. Дети второй шеренги берут в руки снежки и, подняв их вверх, идут к первой шеренге со словами:

                                   Мы идем, идем, идем,

                                   Снежки белые несем.

    Дети кладут снежки около второй шеренги и, отступив на два шага, останавливаются.

                                   Воспитатель говорит:

                                   У кого снежок лежит,

                                   Тот за нами не бежит, о

                                   Он снежок наш поднимает

                                   И скорее в нас бросает!

    После этого положившие снежки убегают, а дети из второй шеренги поворачиваются, поднимают снежки и бросают их в убегающих.  Затем дети меняются местами.

    Н.Н.Кильпио «80 игр для детского сада» стр.83

    16.

    Караси и щуки

    Один ребенок выбирается щукой. Остальные играющие делятся на две группы: одна из них – камешки – образует круг, другая – караси, которые плавают внутри круга. Щука находится за кругом.

    По сигналу воспитателя: «Щука!» - она быстро вбегает в круг, стараясь поймать карасей. Караси спешат поскорее занять место за кем-нибудь из «камешков» и присесть. Щука ловит тех карасей, которые не успели спрятаться пойманные уходят за круг. После 3-4 раз подсчитывают число пойманных карасей и выбирают новую щуку.

    Е.Г.Батурина «Сборник игр» стр.65

    17.

    Колпачок и палочка

    Играющие встают в круг. Выбирают водящего, он получает палочку и становится в середине круга. Воспитатель надевает ему на голову красивый колпак.

    Колпак надвигается ребенка до носа, прикрывает ему глаза. Дети, держась за руки, бегут по кругу и говорят: «Раз, два, три, четыре, пять – будет палочка стучать». Водящий в это время, присев на корточки, стучит палочкой о землю.

    С последним словом дети останавливаются, а водящий протягивает палку в сторону детей. Тот, на кого указала палочка, берется за ее конец и называет водящего по имени, а водящий отгадывает, кто его позвал. Игра продолжается с новым водящим.

    Е.Г.Батурина «Сборник игр» стр.77

    18.

    Липкие пеньки

    Три – четыре игрока садятся на корточки в обруч, как можно дальше друг от друга. Они изображают липкие пеньки. Остальные играющие бегают по площадке, стараясь не подходить близко к пенькам. Пенечки должны постараться коснуться пробегающих мимо детей. «Осаленные» становятся пеньками. Пеньки не должны вставать с мест.

    О.Е.Громова «Спортивные игры для детей» стр.75

    19.

    Ловишка с лентами

    Играющие становятся в круг, выбирают ловишку. Все, кроме ловишки, получают ленточку, которую они закладывают сзади за пояс. Ловишка встает в центре круга. По сигналу воспитателя дети разбегаются по площадке. Ловишка бегает за играющими, стремясь вытянуть у кого-нибудь из них ленточку. Лишившийся ленточки временно отходит в сторону.

    По сигналу воспитателя: «раз, два, три, в круг скорей беги!» – дети строятся в круг. Ловишка посчитывает количество взятых лент и возвращает их детям. Игра возобновляется с новым ловишкой.

    Н.Н.Кильпио «80 игр для детского сада» стр.34

    20.

    Ловкие ребята

    В этих играх дети выполняют все задания в парах. Это может быть как игровое задание, так и эстафета:

    - бег в паре в обруче;

    - с  зажатым между лбами мячом;

    - ходьба «крокодилы»;

    Движения должны быть согласованными.

    О.Н.Моргунова «Физкультурно-оздоровительная работа в ДОУ» стр.152

    21.

    Лыжные гонки

    Участники команд выстраиваются в колонны по одному. Перед каждой командой ставят конус. Первые номера в команде получают по одной лыже. По сигналу они должны, надев лыжу на ногу, оббежать  вокруг конуса и вернуть лыжу  второму игроку, который в свою очередь, оббегает  вокруг конуса  и т.д. побеждает команда, первая завершившая эстафету.

    О.Е.Громова «Спортивные игры для детей» стр. 55

    22.

    Мышата и котята

    Перед началом игры дети делятся поровну и запоминают, кто будет «котятами», а кто – «мышатами».

    «Мыши» распределяются врассыпную по площадке, «котята» встают по его краям. По сигналу взрослого «мыши» начинают ходить на носках (руки на поясе) в любом направлении, а «котята» обычной ходьбой передвигаются по периметру площадки, говоря слова:

                                                   Забрались в кладовку мыши,

                                                   Ходят тихо, тише, тише…

                                                   Но хозяйские котята

                                                   Тихо ходят, как мышата,

                                                   Поохотиться хотят

                                                   И поймать мышат-ребят.

    С окончанием слов «мыши» разбегаются, а «котята» их ловят. Ребенок, которого запятнали, выбывает из игры.

    Е.А.Сочеванова «Подвижные игры с бегом» стр.24

    23.

    Мышеловка

    Все играющие делятся на две подгруппы: одна образует круг – мышеловку, другая – мыши – находится за кругом. Игроки, образовавшие мышеловку, ходят по кругу и говорят:

                                        Ах, как мыши надоели –

                                        Все погрызли, все поели.

                                        Берегитесь же, плутовки,

                                        Доберемся мы до вас,

                                                 Вот поставим мышеловку,

                                        Переловим всех сейчас!

    Дети останавливаются, поднимают сцепленные руки вверх. Мыши вбегают и выбегают из мышеловки. По сигналу «Хлоп!» дети опускают руки, мышеловка захлопнулась. Не успевшие выбежать из круга считаются пойманными и встают в круг – мышеловку. Когда все мышки будут пойманы, участники меняются ролями.

    О.Н.Моргунова «Физкультурно-оздоровительная работа в ДОУ» стр.146

    24.

    Мяч водящему

    Играющие строятся в две (три, четыре) колонны. На расстоянии 2 м от колонны становятся водящие с мячом в руках (в обруче). По сигналу водящие бросают мяч первым игрокам колонн, а те возвращают их водящим и перебегают в конец своей колонны (вся команда друг за другом постепенно передвигается к исходной линии). Когда первым в колонне снова окажется игрок, начавший игру, он поднимает руки вверх – команда победила.                                            

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                 

    О.Н.Моргунова «Физкультурно-оздоровительная работа в ДОУ» стр.149

    25.

    Перебежки

    На противоположных сторонах площадки отмечают линиями два дома. Участники игры делятся на две равные группы и занимают дома. В середине площадки стоит водящий. Игрокам нужно из одного дома перейти в другой. Водящий их не пропускает, он старается осалить перебегающих. Осаленный выходит из игры. Побеждает та группа, в которой оказывается большее число игроков в конце игры.

    М.Ф.Литвинова «Русские народные подвижные игры» стр.15

    26.

    Переселение лягушек

    Играющие перед началом игры выбирают водящего (старшую лягушку). Все играющие (маленькие лягушки) приседают, опираясь руками о землю. Старшая лягушка переводит их из одного болота в другое, где больше комаров и мошек. Она прыгает впереди. Во время игры водящий изменяет положение рук: руки на колени, на поясе; прыгает короткими прыжками, длинными, перепрыгивает через препятствия  (через палки) или запрыгивает на дощечки, кирпичики, прыгает между предметами и т.д. все лягушки повторяют эти движения.

    Прискакав в другое болото, лягушки встают и кричат: «Ква-ква-ква!» при повторении игры выбирают нового ведущего.

    М.Ф.Литвинова «Русские народные подвижные игры» стр.55

    27.

    Попади в обруч

    Дети строятся в две противоположные шеренги. На расстоянии 2 – 2,5  м от шеренг кладут обручи. По сигналу воспитателя первые двое (по одному из каждой команды)  играющих бросают мешочки с песком в обручи. Выигрывает та команда, которая больше забросила мешочков.

    Н.Н.Кильпио «80 игр для детского сада» стр.23      

    28.

    Пустое место

    Играющие встают в круг, положив руки на пояс. Выбирают водящего. Начиная игру, он ходит сзади круга и говорит:

                                                 Вокруг домика хожу

                                                 И в окошечки гляжу,

                                                 К одному я подойду

                                                 И тихонько постучу.

    Стоящий впереди спрашивает: «Кто пришел?» Водящий называет свое имя. Стоящий впереди спрашивает: «Зачем пришел?» Водящий отвечает: «Бежим наперегонки», - и оба бегут вокруг играющих в противоположные стороны. Кто из них первый добежит до свободного места в круге, тот и занимает его, а опоздавший становится водящим.

    Е.Г.Батурина «Сборник игр» стр.86

    29.

    Сбор овощей

    Две команды выстраиваются в колонны по одному. Перед командами на противоположном конце площадки кладут обручи. В обручах раскладывают овощи (чеснок, лук, свекла, морковь, картофель). Первые игроки в руках, у которых пустые мешочки, бегут, собирают овощи и передают вторым номерам. Вторые номера бегут, раскладывают все овощи в обручи и пустой мешочек передают третьим номерам и т.д.

    О.Е.Громова «Спортивные игры для детей» стр.29

    30.

    С кочки на кочку

    По краям площадки проводятся две линии  - два берега, между которыми болото. Воспитатель кладет обручи на расстоянии друг от друга. Дети выстраиваются в две колонны у одного берега. У впереди стоящего в руках мяч. По сигналу он прыгает на обеих ногах из обруча в обруч, пока не достигнет другого берега, затем поворачивается к колонне и двумя руками бросает снизу мяч следующему игроку. Поймав мяч, следующий игрок, проделывает то же самое. Когда вся команда переправится, игра заканчивается.

    Н.Н.Кильпио «80 игр для детского сада» стр.24

    31.

    Скорый поезд

    В 6 – 7  м от каждой команды ставят флажки. По команде марш первые игроки быстрым шагом направляются к своим флажкам, огибают их и возвращаются в колонны, где к ним присоединяются вторые по счету игроки, и вместе  они проделывают тот же путь и т.д. играющие держат друг друга за локти и во время ходьбы двигают руками наподобие паровозного шатуна. Когда передний игрок – паровоз – возвратится на место с полным составом, он должен подать протяжный гудок. Выигрывает команда, первой прибывшая на станцию.

    О.Е.Громова «Спортивные игры для детей» стр.30

    32.

    След в след

    Дети выстраиваются в колонну по одному. Впереди – воспитатель. Он прокладывает по не слишком глубокому снегу следы. Дети должны продвигаться, следуя за воспитателем, наступая след в след.

    Е.Г.Батурина «Сборник игр» стр.70

    33.

    Снежные круги

    Дети делятся на две подгруппы. На двух фанерных листах, прикрепленных к забору, чертятся круги – мишени диаметром 50-60 см. на расстоянии 3 м от мишеней проводится черта. Каждая группа выстраивается шеренгой против своей мишени за чертой, которую переступать не разрешается.

    У каждого играющего по 6-8 снежков.

    По сигналу воспитателя каждая группа бросает снежки, стараясь залепить ими свои круги. Если у детей не хватает снежков, они лепят их тут же. Выигрывает та группа, которая раньше закроет площадь круга снежками.

    Е.Г.Батурина «Сборник игр» стр.70

    34.

    Собери бусы

    Перед началом игры выбирают ведущего, который будет ловить детей – «собирать бусинки». Все дети встают за ним в колонну. По сигналу взрослого начинается ходьба «змейкой» за ведущим, одновременно все дети произносят текст:

                                           Раскатились бусинки по ковру.

                                           Я сегодня бусинки соберу.

                                           Насажу на ниточку по одной –

                                           Бусики получатся для мамочки родной.

    С окончанием слов все разбегаются, а ведущий их ловит. Дети, которых ведущий запятнал, выполняют ходьбу в колонне друг за другом по периметру площадки (очередность построения колонны находится в зависимости от последовательности выбывания из игры).

    Е.А.Сочеванова «Подвижные игры с бегом» стр.14

    35.

    Совушка

    Все играющие – птички, один – сова, которая в стороне от площадки. По сигналу «День» сова спит, а птички разлетаются, машут крыльями, клюют. На сигнал «Ночь» все птички останавливаются и стоят неподвижно. Вылетает сова, высматривает тех, кто шевелится, и забирает их к себе в гнездо. Через 15-20 секунд снова дается сигнал: «День», сова улетает в гнездо, дети-птички бегают по площадке.

    О.Е.Громова «Спортивные игры для детей» стр.22

    36.

    Сороконожки

    Все играющие делятся на две команды. В каждой команде выбирают ведущего – «голову сороконожки». Остальные дети – «ножки сороконожки». Ведущие запоминают ребят своей подгруппы, затем встают в середине площадки лицом друг к другу, берутся за руки. Остальные ребята располагаются за ними в колонны, кладут ладони на плечи впереди стоящего.

    По сигналу ведущего все дети начинают ходьбу приставным шагом вправо (влево) и одновременно произносят:

                                                 Как-то две сороконожки

                                                 Разыгрались на дорожке.

                                                 В «карусельку» играют,

                                                 Всеми ножками шагают.

                                                 А потом так закружились –

                                                 Друг от друга отцепились.

    После слова «отцепились» ходьба прекращается, ведущие остаются стоять на месте, держась за руки, а остальные дети разбегаются. Затем ведущие вместе произносят:

                                                   Свои ножки лови,

                                                           На другие – не смотри.

    После этого начинается бег с ловлей и увертыванием: каждая «голова» пытается вернуть в свою колонну убежавшие «ножки». Пойманный ребенок отходит в указанное заранее для своей подгруппы место. Выигрывает «голова», которая быстрее поймала свои  «ножки» и построил ребят в колонну.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                        

    Е.А.Сочеванова «Подвижные игры с бегом» стр.31

    37.

    Третий лишний

    Дети стоят парами. В игре двое водящих. Они находятся за кругом на некотором расстоянии друг от друга. По сигналу: «Лови!» один убегает от другого водящего по кругу. В любой момент он может забежать вперед перед любой парой и остановиться. Тот, кто стоит сзади в этой паре, оказывается третьим лишним. И тогда он убегает от водящего.

    Догоняющий водящий тоже может в любой момент встать впереди пары. Если догоняющий игрок коснется убегающего, пока тот не успел встать в пару, они меняются ролями.

    О.Н.Моргунова «Физкультурно-оздоровительная работа в ДОУ» стр.152

    38.

    Тройки и четверки

    Дети бегают с флажками врассыпную и по сигналу: «Тройки!» - строятся по три человека, подняв флажки вверх. По сигналу: «Четверки!» - становятся по четыре человека; каждая пара держится за руки, в свободную руку каждый берет флажок: руку с флажком отводит в сторону. Игра повторяется 3 – 5 раз.

    Н.Н.Кильпио «80 игр для детского сада» стр.32

    39.

    Цветочки на поляне

    Дети выбирают себе названия цветов и садятся  по всей площадке. По жребию выбранный цветок начинает игру. Он вызывает какой-нибудь цветок и начинает его догонять. Когда убегающему цветку грозит опасность быть пойманным, он называет имя какого-нибудь другого цветка, а сам садится на пол. Убегает названный цветок. Пойманный цветок становится догоняющим.

       О.Н.Моргунова «Физкультурно-оздоровительная работа в ДОУ» стр.141                                                                                                                      

    40.

    Челночок

    Все участники игры встают парами лицом друг к другу и берутся за руки – это ворота. Дети из последней пары пробегают или проходят под воротами и встают впереди колонны, за ними бежит следующая пара. Игра заканчивается, когда все играющие пройдут под воротами.

    М.Ф.Литвинова «Русские народные подвижные игры» стр.6

    41.

    Черепахи

    В соревнованиях участвуют пары играющих. Каждая пара салится спиной друг к другу. По команде воспитателя игроки стараются как можно быстрее доехать на санках до финиша. Каждая пара игроков передвигает свои сани, отталкиваясь от земли четырьмя ногами одновременно. Согласовывать свои действия очень трудно, так как один из играющих сидит лицом в сторону движения, а другой – спиной. Побеждает та пара, которая первой доберется до финиша.

    О.Е.Громова «Спортивные игры для детей» стр.56

    42.

    Эстафета с шайбой

    Участники команд выстраиваются в колонны по одному. Перед каждой командой ставят конус. Первые номера в команде получают по клюшке и шайбе. По сигналу они должны, подбивая шайбу клюшкой, обвести ее вокруг конуса и вернуть обратно второму игроку, который в свою очередь, обводит шайбу вокруг конуса, и т.д. побеждает команда, первая завершившая эстафету.

    О.Е.Громова «Спортивные игры для детей» стр.32                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                        

    Название

    игры

    Содержание

    Литература

    1.

    Береги руки

    Дети образуют круг, стоя на расстоянии одного шага друг от друга. Педагог выбирает водящего, который встает в середине круга. Дети вытягивают руки вперед ладонями вверх. По сигналу педагога: «Береги руки!» - водящий старается коснуться ладоней одного из играющих. Как только стоящий в кругу заметит, что водящий хочет коснуться его рук, он тотчас прячет их за спину.

    Те дети, до ладоней которых водящий все-таки дотронулся, считаются проигравшими. Когда будет двое-трое проигравших, водящий выбирает вместо себя другого, (но не из числа проигравших).

    Журнал «Здоровье дошкольника» №3, 2009 г.

    2.

    Вершки и корешки

    Дети образуют круг или шеренгу. В центре круга или перед шеренгой стоит взрослый (водящий) с большим мячом в руках (игру может вести кто-нибудь из детей). Водящий бросает мяч, называя какой-нибудь овощ, а дети ловят мяч, называют съедобную часть и бросают мяч водящему.

    Водящий. Баклажаны.

    1-й ребенок. Вершки.

    Водящий. Редька.

    2-й ребенок. Корешки.

    Водящий. Капуста.

    3-й ребенок. Вершки.

    Водящий. Картофель.

    4-й ребенок. Вершки.

    Водящий. Чеснок.

    5-й ребенок. Корешки.

    Журнал «Здоровье дошкольника» №3, 2009 г.

    3.

    Воздушный шар

    Дети образуют круг, взявшись за руки. Вместе с педагогом идут по кругу.

    С мамой в магазин ходили,

    Шар воздушный там купили.

    Будем шарик надувать, будем с шариком играть.

    (Останавливаются, поворачиваются лицом в центр круга, держаться за руки, выполняют «пружинку».)

    Шар воздушный, надувайся!

    Шар воздушный, раздувайся!

    (Идут назад маленькими шагами – надувают шар.)

    Надувайся большой

    Да не лопайся!

    (Хлопают в ладоши.)

    Шар воздушный улетел,

    Да за дерево задел

    И…лопнул!

    Поднимают руки, покачивают ими из стороны в сторону; затем ставят руки на пояс, медленно приседают, произнося: «Ш-ш-ш-ш».

    Журнал «Здоровье дошкольника» №3, 2009 г.

    4.

    Ворота

    Дети идут по площадке парами, держась за руки. На сигнал воспитателя «Ворота!» останавливаются и поднимают руки. Последняя пара проходит под воротами и становится впереди. Игра продолжается.

    Журнал «Здоровье дошкольника» №3, 2009 г.

    5.

    Давайте вместе с  нами

    Дети стоят врассыпную. Воспитатель вместе с детьми произносит текст и показывает движения.

    Давайте вместе с нами

    (поднимают руки в стороны)

    Потопаем ногами

    (топают ногами, стоя на месте),

    Похлопаем в ладоши

    (хлопают в ладоши).

    Сегодня день хороший!

    (поднимают прямые руки вверх – в стороны.)

    Журнал «Здоровье дошкольника» №3, 2009 г.

    6.

    Делай  наоборот

    Дети стоят врассыпную по залу. Воспитатель показывает движения, дети должны повторить их, но в противоположную сторону. Например, воспитатель наклоняется вправо, дети – влево; воспитатель делает шаг вперед, дети – шаг назад и т.д.

    Журнал «Здоровье дошкольника» №3, 2009 г.

    7.

    Елочка

    Воспитатель предлагает детям встать в круг, выразительно произносит текст и выполняет движения. Дети делают то же.

    Наша елочка краса

    (идут по кругу, взявшись за руки)

    Поднялась под небеса.

    (останавливаются, тянутся руками вверх)

    Стройная красавица

    (опять идут по кругу, взявшись за руки)        

    Всем ребятам нравится.

    (останавливаются).

    Журнал «Здоровье дошкольника» №3, 2009 г.

    8.

    Запрещенное движение

    Играющие образуют круг. Воспитатель заранее уславливается с ними, какое движение нельзя делать, например, приседать, хлопать в ладоши, махать руками. Затем под музыку показывает различные движения, которые дети должны в точности повторить. Чем разнообразнее и забавнее эти движения, тем интереснее игра. Педагог может показать запрещенное движение – тот, кто по невнимательности повторит его, должен сплясать, спеть или прочитать стихотворение.

    Игру можно усложнить: договориться о том, что есть два движения, которые повторять нельзя, а вместо них надо делать другие. Например, когда педагог кладет руку на затылок, дети должны присесть, скрестив ноги, а когда он наклоняется вперед – два раза хлопнуть в ладоши.

    Журнал «Здоровье дошкольника» №3, 2009 г.

    9.

    Зеваки

    Дети идут по кругу друг за другом. По сигналу ведущего «Стоп!» останавливаются, делают четыре хлопка, поворачиваются на 180 градусов и начинают движение в обратную сторону. Сделавший ошибку выходит из игры.

    Журнал «Здоровье дошкольника» №3, 2009 г.

    10

    Колечко

    Дети стоят в кругу, а водящий внутри круга. В ладонях он держит колечко, которое незаметно пытается передать кому-нибудь из детей: ладошками, сложенными лодочкой, по очереди раскрывает ладошки детей. Дети внимательно следят за действиями водящего и своих товарищей. Тот, кому досталось колечко, не должен выдать себя.

    По сигналу водящего: «Колечко, колечко, выйди на крылечко!» - ребенок с колечком выбегает в центр круга и становится водящим. Если дети заметили у него колечко до сигнала, то не пускают в круг. Тогда игру продолжает прежний водящий.

    Журнал «Здоровье дошкольника» №3, 2009 г.

    11.

    Колпак мой треугольный

    Ведущий объясняет правила игры: слова текста постепенно заменяются движениями.

    Колпак мой треугольный.

    Треугольный мой колпак.

    А если не треугольный,

    То это не мой колпак.

    Сначала заменяем слово колпак (показываем место колпака на голове), все остальные слова в тексте произносим; затем слово мой (показываем рукой на грудь), а остальные слова, кроме колпак и мой, произносим; потом слово треугольный (показываем руками треугольник). Теперь, произнося текст, заменяем три слова: колпак, мой, треугольный.

    Игру можно повторять несколько раз, ускоряя темп.

    Журнал «Здоровье дошкольника» №3, 2009 г.

    12.

    Котик к печке подошел

    Дети образуют круг, взявшись за руки. Вместе с педагогом идут по кругу.

    Котик к печке подошел,

    Котик к печке подошел.

    Горшок каши он нашел,

    Горшок каши там нашел.

    (Идут по кругу в другую сторону, взявшись за руки.)

    А на печке калачи,

    Ох, вкусны и горячи!

    (Останавливаются, поворачиваются лицом к центру круга, хлопают в ладоши.)

    Пироги в печи пекутся

    (выполняют наклон вперед, руки вперед, ладони вверх),

    Они в руки не даются.

    (Выпрямляются, прячут руки за спину.)

    Журнал «Здоровье дошкольника» №3, 2009 г.

    13.

    Малечена – калечена

    Играющие берут в руки палочку (длиной 20-30 см) и ставят на ладонь или на палец правой или левой руки, слегка придерживая ее другой рукой. Все произносят слова:

    - Малечена-калечена,

    Сколько часов

    Осталось до вечера,

    До зимнего?

    Сразу после этих слов играющие отпускают другую руку, ведущий начинает считать: «Раз, два, три….десять». Игроки стараются как можно дольше удержать палочку на ладони (пальце), не давая ей упасть. Выигрывает тот, кто дольше всех продержит палочку. Можно усложнить игру, давая разные задания: ходить, приседать, поворачиваться и др., стараясь при этом удержать палочку.

    О.Н.Моргунова «Физкультурно-оздоровительная работа в ДОУ»

    14.

    Найди и промолчи

    Дети стоят в шеренге лицом к воспитателю. Он предлагает им повернуться и закрыть глаза, а сам в это время прячет какой-нибудь предмет. По сигналу дети поворачиваются, открывают глаза и приступают к поискам спрятанного предмета. Тот, кто нашел предмет, подходит к воспитателю и тихо, на ухо говорит, где он его нашел. Если он не ошибся, то отходит в сторону. Игра продолжается до тех пор, пока все дети не найдут предмет.

    Журнал «Здоровье дошкольника» №3, 2009 г.

    15.

    Найди снежок

    Играющие встают круг вплотную друг к другу лицом к центру. Один ребенок (по выбору педагога) становится в центр – это водящий. Играющие держат руки за спиной. Одному из них педагог дает в руки мяч. С этого момента дети начинают передавать его друг другу ха спиной. Играющий, стоящий внутри круга, старается угадать у кого мяч. Для этого он может попросить любого показать свои руки, сказав ему: «Руки!». Ребенок мгновенно протягивает обе руки вперед ладонями кверху. Тот, у кого оказался мяч или кто уронил его, становится в центр, а на его место идет водящий.

    Журнал «Здоровье дошкольника» №3, 2009 г.

    16.

    Низко –  высоко

    Дети стоят по кругу.

    Взрослый. Украсили мы елочку разными игрушками, а в лесу елочки разные растут: широкие, низкие, высокие, тонкие…Я скажу: высокие – поднимайте руки вверх; низкие – приседайте и руки опускайте; широкие – делайте круг шире; тонкие – делайте круг уже.

    Игра пойдет веселее, если взрослый будет стараться запутать детей.

    Журнал «Здоровье дошкольника» №3, 2009 г.

    17.

    Овощи и фрукты

    Дети стоят шеренгой или врассыпную по залу. Педагог называет различный овощи (дети должны быстро присесть) и фрукты (поднять руки). Те, кто ошибся, делают шаг вперед. Побеждают дети, сделавшие меньше ошибок.

    Журнал «Здоровье дошкольника» №3, 2009 г.

    18.

    Ровным кругом                                                  

    Дети, взявшись за руки, ритмично идут по кругу, читая стихотворение.

    Ровным кругом

            Друг за другом

            Мы идем за шагом шаг.

            Стой на месте!

            Дружно вместе!

     Сделаем вот так!

    С окончанием слов останавливаются и повторяют движение, которое показывает воспитатель, например, наклоняются, приседают и т.п.

    Журнал «Здоровье дошкольника» №3, 2009 г.

    19.

    Ручки –  ножки

    Дети стоят  врассыпную по залу. Воспитатель произносит слова текста и показывает движения. Дети выполняют.

    Все захлопали в ладоши

    Дружнее, веселее!

    (Хлопают в ладоши.)

    Застучали наши ножки

    Громче и быстрее!

    (Стучат ногами.)

    По коленочкам ударим

    Тише, тише, тише!

    (Хлопают по коленкам.)

    Ручки, ручки поднимаем

    Выше, выше, выше!

    (Медленно поднимают руки.)

    Завертелись наши ручки

    (поворачивают кисти вправо – влево),

    Снова опустились.

    Покружились, покружились

    И остановились

    (опускают руки).

    Журнал «Здоровье дошкольника» №3, 2009 г.

    20.

    Светофор

    Две команды выстраиваются друг против друга. У ведущего в руках кружки разного цвета: красный, желтый, зеленый. Заранее оговариваются условия: на красный цвет – стоять, ноги вместе; на желтый – хлопать, стоя на месте; на зеленый – шагать. По сигналу – подъему кружка определенного цвета – игроки выполняют заданные движения. Тот, кто путает сигналы и движения, выбывает из игры. Выигрывает та команда, в которой к концу игры остается большее количество игроков.

    О.Н.Моргунова «Физкультурно-оздоровительная работа в ДОУ»

    21.

    Свободное место

    Играющие сидят по кругу. Педагог вызывает двух рядом сидящих, они становятся спиной друг к другу и по сигналу: «Раз, два, три, беги!» - бегут в разные стороны за кругом, добегают до своего места и садятся. Взрослый и дети отмечают, кто первый занял свободное место. Затем воспитатель вызывает двух детей, и игра продолжается.

    Журнал «Здоровье дошкольника» №3, 2009 г.

    22.

    С добрым утром

    Дети стоят  врассыпную по залу. Воспитатель произносит слова текста и показывает движения, дети повторяют.

    С добрым утром, глазки!

    (Указательными пальцами поглаживают веки.)

    Вы проснулись?

    (Соединить указательный и большой пальцы обеих рук, сделать из пальцев «бинокль» и посмотреть в него.)

    С добрым утром, ушки!

    (Расставить пальцы, приложить ладони к ушам – «Чебурашка».)

    С добрым утром, ручки!

    (Погладить то одну, то другую руку.)

    Вы проснулись?

    (Хлопки в ладоши.)

    С добрым утром, ножки!

    (Погладить коленки.)

    Вы проснулись?

    (Потопать ногами.)

    С добрым утром, солнце!

    (Поднять руки вверх, посмотреть на солнце.)

    Я проснулась (проснулся)!

    (Посмотреть вверх.)!

    Журнал «Здоровье дошкольника» №3, 2009 г.

    23.

    Стоп!

    Все играющие становятся на линии, проведенной вдоль одной стороны площадки. На противоположной стороне кружком (диаметр два – три шага) обозначается дом водящего, который стоит спиной к детям и говорит: «Быстро шагай!  Смотри не зевай! Стоп!» пока он говорит, дети шагают вперед. Как только произнесет: «Стоп!» - останавливаются. Водящий смотрит: кто не успел замереть на месте и шевельнулся? Называет этих детей – они возвращаются на исходную линию. Затем водящий снова поворачивается спиной к играющим и говорит: «Быстро шагай!». Все продолжают шагать вперед, начиная с того места, где их застал сигнал «Стоп!». Вернувшиеся на  исходную линию двигаются оттуда. Игра продолжается до тех пор, пока кто-нибудь из детей не подойдет близко к водящему и не встанет в его дом раньше, чем он скажет: «Стоп!». Тот, кому это удастся, становится водящим.

    Журнал «Здоровье дошкольника» №3, 2009 г.

    24.

    Съедобное –  несъедобное

    Дети стоят  в кругу. Водящий говорит задуманное им слово и бросает мяч одному из детей. Если задумано что-нибудь съестное (фрукты, овощи, сладости, молоко и др.), то ребенок, которому бросили мяч, должен поймать его («съесть»). Если слово обозначает что-нибудь несъедобное, мяч ловить нельзя. Ребенок, не справившийся с заданием, становится водящим, и игра повторяется.

    Журнал «Здоровье дошкольника» №3, 2009 г.

    25.

    Тик-так-тук

    Дети стоят  врассыпную по залу. По сигналу «Тик!» все делают наклоны влево – вправо, по сигналу «Так!» останавливаются, а по сигналу «Тук!» подпрыгивают на месте. Все сигналы повторяются 5-8 раз. Тот, кто ошибся, выходит из игры. Последовательность сигналов должна меняться. По окончании игры нужно отметить самого внимательного игрока.

    Журнал «Здоровье дошкольника» №3, 2009 г.

    26.

    3, 13, 30

    Игроки выбирают водящего, становятся в круг на расстоянии вытянутых рук друг от друга. Водящий – в середине круга.

    Когда игра проводится впервые, желательно, чтобы водящим был педагог.

    Педагог объясняет: «Если я скажу: три, все разводят руки в стороны,; если тринадцать – ставят руки на пояс; если тридцать – поднимают руки» (можно выбрать любые движения).

    Педагог быстро называет то одно, то другое число. Ребенок, допустивший ошибку, садится на пол. Когда останутся один – два игрока, игра заканчивается. Оставшиеся – победители.

    Журнал «Здоровье дошкольника» №3, 2009 г.

    27.

    Тишина

    Дети идут в обход площадки в колонне по одному.

    Тишина у пруда, не колышется вода,

    Не шумят камыши.

    Засыпайте, малыши.

    На последние слова останавливаются, приседают, наклоняют голову и закрывают глаза на 10 секунд.

    Журнал «Здоровье дошкольника» №3, 2009 г.

    28.

    Ты медведя не буди

    Дети образуют круг, взявшись за руки. Хороводом идут по кругу вместе с педагогом, который произносит текст.

    Как на горке снег, снег

    И под горкой снег, снег.

    (Поворачиваются в обратную сторону, идут хороводом.)

    И под елкой снег, снег

    И на елке снег, снег.

    (Идут к центру круга.)

    А под елкой спит медведь.

    Тише, тише! Не буди,

    Сядь на место, не шуми!

    (Присаживаются на корточки.)

    Журнал «Здоровье дошкольника» №3, 2009 г.

    29.

    Угадай по голосу

    Играющие стоят по кругу; водящий выходит в середину, закрывает глаза.

    Дети идут по кругу, читая стихотворение.

    Мы немножко порезвились,

    По местам все разместились.

    Ты, Алеша (Наташа), отгадай,

    Кто позвал тебя, узнай.

    С окончанием слов дети останавливаются. Воспитатель показывает на кого-нибудь из играющих. Тот называет водящего по имени. Водящий, не открывая глаз, должен отгадать, кто его позвал. Если отгадывает – открывает глаза и меняется с ним местами. Если ошибается – снова закрывает глаза. Игра повторяется. Дети идут по кругу в другую сторону.

    Журнал «Здоровье дошкольника» №3, 2009 г.

    30.

    Угадай, что делали

    Воспитатель выбирает водящего, который отходит от детей на расстояние 8-10 шагов и поворачивается к ним спиной. Он должен отгадать, что делают остальные играющие. Дети договариваются, какое действие будут изображать. По команде воспитателя «Пора!» отгадывающий поворачивается, подходит к играющим и говорит:

    Здравствуйте, дети!

    Где вы бывали?

    Что вы видали?

    Дети отвечают:

    Что мы видели – не скажем,

    А что делали – покажем.

    Дети изображают какое-нибудь действие, например играют на гармони, скачут на лошадках и т.д. водящий отгадывает. Если он ошибается, то проигрывает. Дети говорят, что они делали, и придумывают новое действие. Водящий отгадывает снова. Затем на его место выбирается другой ребенок, и игра повторяется.

    Журнал «Здоровье дошкольника» №3, 2009 г.

    31.

    Флюгер

    Играющие встают шеренгой или врассыпную. Воспитатель называет стороны света, каждой соответствует определенное действие: север – руки на пояс; юг – руки на голову; восток – руки вверх; запад – руки вниз.

    Журнал «Здоровье дошкольника» №3, 2009 г.

    32.

    Хлопки

    Дети свободно двигаются по комнате. На один хлопок ведущего они должны подпрыгнуть, на два – присесть, на три – встать с поднятыми руками (допустимы любые другие варианты движений).

    Журнал «Здоровье дошкольника» №3, 2009 г.

    33.

    Четыре стихии

    Играющие выполняют движения в соответствии с сигналами: «Земля!» – руки вниз; «Вода!» – руки вперед; «Воздух!» – руки вверх; «Огонь!» – вращать руками в лучезапястных и локтевых суставах. Кто ошибается, считается проигравшим.

    Журнал «Здоровье дошкольника» №3, 2009 г.

    34.

    Шел король по лесу

    Дети образуют круг, взявшись за руки.

    Шел король по лесу,

    По лесу, по лесу.

    (Ходьба по кругу.)

    Нашел себе принцессу,

    Принцессу, принцессу.

    Давай с тобой попрыгаем,

    Попрыгаем, попрыгаем.

    (Прыжки на двух ногах на месте.)

    И ножками подрыгаем,

    Подрыгаем, подрыгаем.

    (Выбрасывают прямые ноги вперед.)

    И ручками похлопаем,

    Похлопаем, похлопаем.

    (Хлопают в ладоши.)

    И ножками потопаем,

    Потопаем, потопаем.

    (Топают ногами на месте.)

    Журнал «Здоровье дошкольника» №3, 2009 г.

    35.

    Это я!

    Воспитатель показывает детям, как надо выполнять движения, выразительно произносит текст. Дети выполняют движения, подражая взрослому.

     Это глазки. Вот! Вот!

    (Показывают сначала левый, потом правый глаз.)

    Это ушки. Вот! Вот!

    (Берутся  сначала за левое ухо,  потом за правое.)

    Это нос. Это рот.

    (Левой рукой показывает рот, правой – нос.)

    Там спинка! Тут живот!

    ( Левую ладошку кладу на спину, правую – на живот.)

    Это ручки! Хлоп! Хлоп!

    (Протягивают обе рук, два раза хлопают.)

    Это ножки! Топ! Топ!

    (Кладут ладони на бедра, два раза топают.)

    Ой, устали! Вытрем лоб.

    (Правой ладонью проводят по лбу.)

    Журнал «Здоровье дошкольника» №3, 2009 г.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Картотека физкультминуток во второй младшей группе; Картотека гимнастики после сна во второй младшей группе; Картотека подвижных игр во второй младшей группе; Картотека утренней гимнастики во второй младшей группе.

    Картотека физкультминуток во второй младшей группе; Картотека гимнастики  после сна во второй младшей группе; Картотека подвижных игр во второй младшей группе; Картотека утренней гимнастики...

    Подвижные игры для младшей группы (картотека подвижных игр)

    Подвижные игры для младшей группы Пузырь"Дети стоят вплотную по кругу, взявшись за руки. Вместе с воспитателем они говорят:Раздувайся, пузырь, Раздувайся большой, Оставайся такой, Да не лопайся.П...

    КАРТОТЕКА ПОДВИЖНЫХ И МАЛО ПОДВИЖНЫХ ИГР ПО ВСЕМ ВОЗРАСТНЫМ ГРУППАМ

    Картотека игр разработанна с целью укрепления и развития физических навыков детей дошкольного возраста....

    Авторская картотека подвижных игр « Подвижная математика»:

    Подвижные игры с использованием математических задач...

    Картотека подвижных игр для детей старшего дошкольного возраста "Подвижные игры Народов севера"

    Материал поможет обоготить поедставления детей о народах севера России. Даст возможность поиграть в подвижные игры....

    Картотека подвижных игр малой степени подвижности (средняя группа)

    В материале представлена подборка игр с предметами и без для проведения в заключительной части физкультурного занятия....

    Картотека подвижных игр малой степени подвижности (подготовительная группа)

    В представленном материале собраны подвижные игры для детей подготовительной группы, которые можно использовать в заключительной части физкультурного занятия....