Главные вкладки

    Выступление на ГМО
    методическая разработка (старшая группа) на тему

    Курдюкова Светлана Ивановна

    Развитие у дошкольников артикуляционного аппарата

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл vystuplenie_na_gmo.docx15.23 КБ

    Предварительный просмотр:

    Выступление на городском методическом объединении воспитателей ДОУ г. Когалыма

    Тема: «Роль артикуляционной гамнастики в речевом развитии дошкольников»

    Артикуляционной гимнастикой называются – специальные упражнения для развития подвижности, ловкости языка, губ, щёк, уздечки.

    Мы выполняем гимнастику для рук, ног, чтобы они стали сильными, ловкими, такая же гимнастика необходима и для речевых органов, где язык (главная мышца) нуждается в достаточно хорошем развитии для выполнения тонких целенаправленных движений.

            Целенаправленные упражнения помогают подготовить артикуляционный аппарат к правильному произнесению нужных звуков.            Детям 2 – 4 лет артикуляционная гимнастика поможет обрести целенаправленность движения языка, в этом возрасте мы помогаем малышу достичь правильного произношения.

            Детям 5 – 7 лет артикуляционная гимнастика поможет преодолеть уже сложившиеся нарушения.

             Артикуляционная гимнастика проводится ежедневно по 3 – 5 минут,         2 – 3 раза в день:

    • в детском саду с логопедом и воспитателем;
    • с родителями – дома.

    Лучше её проводить перед общей утренней гимнастикой, во время занятий на физ.минутке – чередуя с пальчиковой гимнастикой, а также после сна, когда дети спокойны и ничто их не отвлекает. В начальный период, артикуляционную гимнастику необходимо выполнять перед зеркалом. Ребёнок должен видеть, что делает язык. Мы, взрослые, не задумываемся, где находится в данный момент язык (за верхними или за нижними зубами). У нас автоматизированный навык, а ребёнку необходимо через зрительное восприятие обрести этот автоматизм, постоянно упражняясь.

            Выполняется артикуляционная гимнастика со всей группой или небольшими подгруппами, а также индивидуально. Проводится она сидя, так как в током положении у ребёнка прямая спина, тело ненапряженно, руки, ноги находятся в спокойном положении. Размещать детей нужно так, чтобы они все видели лицо воспитателя, которое должно быть хорошо освещено. Воспитатель должен следить за качеством выполняемых ребёнком движений (точность, плавность, темп выполнения, устойчивость, переход от одного движения к другому) в противном случаи артикуляционная гимнастика не достигает своей цели. Нельзя проводить артикуляционную гимнастику не видя как выполняет упражнения каждый ребёнок. Поэтому воспитатель организует работу следующим образом:

    • рассказывает о предстоящем упражнением используя игровые приёмы;
    • показывает его выполнение;
    • упражнение выполняют все дети;
    • воспитатель проверяет правильность выполнения по подгруппам.

            Сначала, при выполнении детьми упражнений наблюдается напряжённость движений органов артикуляционного аппарата. Постепенно напряжение исчезает, движения становятся непринуждёнными и вместе с тем координированными. Не все дети одновременно овладевают двигательными навыками, поэтому необходим индивидуальный подход.

            Нельзя говорить ребёнку, что он делает упражнение  неверно, - это может привести к отказу выполнять движения.

            Надо показать ребёнку его достижения («Видишь, язык уже научился быть широким»), подбодрить («Ничего, твой язычок уже научился подниматься к верху»).

            Если воспитатель видит , что группа в основном справляется с выполнением упражнения и только некоторым детям оно удаётся не совсем, он проводит с ним дополнительную индивидуальную работу или даёт задание родителям отрабатывать эти упражнения дома (по 2 – 5 мин. 2 раза в день, утром и вечером).

            Во время артикуляционной гимнастики надо следить, чтобы движения каждого органа выполнялись симметрично по отношению к правой и левой стороне лица. Если это условие нарушается, необходимо индивидуально отрабатывать с ребёнком движения перед зеркалом. Если они не будут получаться – надо направить его к логопеду.                                                 При отборе материала для артикуляционной гимнастики надо соблюдать определённую последовательность, идти от простых упражнений к более сложным. Проводить их надо эмоционально, в игровой форме. Не следует предлагать детям более 2 – 3 упражнений. Из выполняемых 2 – 3 упражнений новым может быть только одно, второе, третье даётся для повторения, закрепления. Если же дети выполняют какое- то упражнение недостаточно хорошо, воспитатель не вводит новых упражнений, а отрабатывает старый материал. Для его закрепления педагог придумывает новые игровые приёмы. Вначале артикуляционные движения выполняются медленно, неторопливо, но постепенно, по мере овладения ими, темп артикуляционной гимнастики увеличивается. Каждое упражнение выполняется от 5 до 20 раз. Возможно и желательно выполнять артикуляционную гимнастику под счёт, под музыку, с хлопками и т.д.

            Артикуляционную гимнастику можно проводить в виде сказки 5 – 7 минут.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Выступление на педагогическом совещании "Нетрадиционные формы работы по развитию речи" Тема:"Ознакомление с семьей и родословной детей старшего дошкольного возраста". Выступление на педагогическом совещании "Нетрадиционные формы работы по развитию

    Выступление на педагогическом совещании"Нетрадиционные формы работы по развитию речи"  Тема:"Ознакомление с семьей и родословной детей     старшего дошкольного возраста"...

    Выступление на педагогическом совете. Тема выступления: «Значение психологического здоровья детей дошкольного возраста в логопедической работе»

    Кто такой учитель-логопед? Взаимосвязь психологии с логопедией, психологическое здоровье детей. Используемые методы и приемы в коррекционно-логопедической работе. Значение психологического климата на ...

    Выступление на методическом объединении учителей начальных классов. Методы проблемного обучения детей предшкольного возраста. Выступление на методическом объединении учителей начальных классов. Методы проблемного обучения детей предшкольного возрас

    С данным материалом я выступала на методическом объединении учителей начальных классов. В нём методы проблемного обучения детей предшкольного возраста. Выступление сопровождается презентацией....

    Выступление на муниципальном семинаре «Формирование культурно-гигиенических навыков у детей младшего возраста» (выступление из опыта работы)

    Для ребенка, приученного к личной гигиене с раннего возраста, гигиенические процедуры потребность, привычка.Любую гигиеническую процедуру с маленьким ребенком следует проводить аккуратно, осторожно, ч...

    Презентация - выступление на заседание РМЦ. Тема выступления "Нетрадиционные формы взаимодействия воспитателя ДОУ и семьи по формированию здорового образа жизни у детей среднего возраста"

    Презентация - выступление на заседание РМЦ. Тема выступления "Нетрадиционные формы взаимодействия воспитателя ДОУ и семьи по формированию здорового образа жизни у детей среднего возраста"...

    Выступление на районном методическом объединении воспитателей групп раннего возраста. Тема выступления: «Развитие личности ребенка, его успешности и творческого потенциала через проектный метод»

    Развитие личности, ее творческой индивидуальности должно лежать в основе современного педагогического процесса. Эффективное решение этой проблемы зависит от содержательных и структурно-...

    Выступление на V педагогической конференции работников ДОУ г. Канска и округа. Тема выступления: " Создание предметно - пространственной развивающей среды в направлении реализации национально – регионального компонента основной образовательной программы"

    1 СлайдЗдравствуйте , уважаемые коллеги. Вашему вниманию предоставляется доклад на тему: «Создание пространственной предметно- развивающей среды в направлении реализации национально-регионального комп...