Главные вкладки

    Картотека прогулок в детском саду
    методическая разработка по окружающему миру (старшая группа) на тему

    Курдюкова Светлана Ивановна

    Наблюдения дошкольников за сезонными изменениями в природе

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл progulki_zima.docx52.89 КБ

    Предварительный просмотр:

    КАРТОТЕКА  ПРОГУЛОК   В   ДЕТСКОМ   САДУ                                               (МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ СТАРШИХ ГРУПП)

    ЗИМА

    Прогулка 1.

    1. Наблюдения за сезонными изменениями в природе в начале зимы.

    Цель: Формировать  представления об изменениях в природе в начале зимы (ночь растет, а день убывает), учить различать характерные приметы начала зимы, узнавать эти приметы в стихотворениях.

    Художественное слово:

    Что такое за окном?

    Сразу в доме посветлело!

    Это снег лежит ковром,

    Самый первый, самый белый!

    Вот о чем всю ночь свистел

    За моим окошком ветер!

    Он про снег сказать хотел

    И про то, что зиму встретил.

    Нарядилась и рябинка

    В белый праздничный наряд,

    Только гроздья на вершине

    Ярче прежнего горят.

    Загадки: Текло, текло и под стекло легло. (Вода)

                    Без рук, без ног, а в избу лезет. (Мороз).

    Приметы: Декабрь год кончает – зиму начинает.

                       Теплая зима к холодному лету.

                       Солнце летом греет, а зимой морозит.

    Рассказ: Белая холодная пришла на землю зима. Утонул в снегу  лес. С наступлением зимы стало еще холоднее, чем осенью.  Небо почти всегда покрыто облаками. Идет не дождь, а снег. Снег покрыл землю, крыши домов, ветки деревьев. Ручьи, буйные реки, озера сковал лед. Чем больше снега выпадет на землю, тем лучше будут расти растения. Снег защищает растения от мороза. День становится короче, а ночь все длиннее.

    Вопросы: За каким месяцем идет декабрь? К какому времени года относится ноябрь? Как изменился общий вид участка по сравнению с осенью? Зачем засыпают корни деревьев снегом? Сравни, как  одеваются люди зимой и осенью.

    1. Подвижные игры: «Попади в обруч», «Парный бег».

    Цель: Продолжать учить бегать парами, кидать снежки в цель.

    1. Трудовая деятельность: Засыпать корни деревьев снегом.

    Цель: Воспитывать желание оказать помощь живым объектам.

    1. Индивидуальная работа: Упражнения скольжения.

    Цель: Учить скользить по ледяным дорожкам с разбега.

    1. Самостоятельные игры с выносным материалом.

    Прогулка 2.

    1. Наблюдение за птицами зимой.

    Цель:   Формировать и закрепить у детей представление о жизни птиц зимой; воспитать желание заботиться о птицах, выделяя признаки живого.

    Художественное слово:

    Не видно в лесу тропинок,

    В тулупах кусты стоят.

    Уснувших жуков и личинок

    Укрыл под корой снегопад.

    Лети же, пичуга, к людям

    И прячься скорей за окном-

    А мы кормить тебя будем

    Крошками хлеба, пшеном.

    1. Вопросы: Каких птиц зимой вы видите около своего дома? Почему они прилетают к жилью человека? Зачем люди зимой устраивают  кормушки для птиц? Почему зимующих птиц надо подкармливать? Много ли птиц прилетают к нашим кормушкам? Часто ли они прилетают? Какой корм охотнее поедают? Расскажите, что вы еще видели, наблюдая за птицами на кормушке? Есть ли кормушка возле вашего дома?
    1. Подвижные игры: «Ловкая пара»

    Цель:  Развивать глазомер, достигая хорошего результата.

      «Попади в цель»

    Цель:   Учить следить за направлением летящего предмета, правильно рассчитать и выполнить движения.

    3.  Трудовая деятельность.  Очистка участка младших дошкольников от снега.

    Цель:   Воспитывать желание оказывать помощь младшим по возрасту.

    4.  Индивидуальная работа   по метанию снежков вдаль и в цель.

    5.  Самостоятельные игры с выносным материалом.

    Прогулка 3.

    1. Наблюдение за состоянием природы в зимние месяцы.

    Цель: Учить видеть прекрасное, различать характерные приметы зимы, узнавать эти приметы в литературных текстах, стихотворениях, закреплять умения воспринимать описание узоров на окне.

    Художественное слово:

    Удивительный художник у окошка побывал,

    Удивительный художник нам окно разрисовал:

    Пальмы, папоротники, клены –

    На окошке лес густой.

    Только белый, не зеленый, весь блестящий не простой.

    На стекле цветы и листья – все искрится, все бело.

    Но без красок и без кисти разрисовано стекло.

    Замечательный художник у окошка побывал.

    Отгадайте-ка, ребята, кто окно разрисовал?

    Рассказ: За ночь сильно похолодало. Наступило морозное утро. На стеклах за ночь появились какие-то удивительные рисунки. Красив снежный узор на окнах и в солнечный день, и в пасмурный.

    Почему появляются на окне снежные узоры? Чем их рисует мороз? Да, водой! Прозрачным водяным паром, который всегда есть в воздухе. Есть он и между рамами. Теплые пары воды оседают на холодные стекла окон и превращаются в кристаллы льда, соединяются друг с другом. Льдинки группируются на неровностях, на еле заметных царапинах стекла, и постепенно вырастает ледяной сад на окне с необычными цветами.

    1. Подвижные игры: «Не оставайся на полу», «Встречные перебежки».

    Цель: Продлжать учить бегать и прыгать, не наталкиваясь на товарища.

    1. Трудовая деятельность: Залить цветной водой постройки на участке.

    Цель: Продолжать учить работать в коллективе, распределять обязанности; работать аккуратно.

    1. Индивидуальная работа: Ходьба на лыжах.

    Цель: Учить выполнять повороты на месте и в движении, подниматься на горку лесенкой и спускаться с нее в низкой стойке.

    1. Самостоятельные игры с выносным материалом.

    Прогулка 4.

    1. Наблюдение за тополем/.

    Цель: Формировать представления о зимнем тополе, о том, как можно помочь ему пережить холодную зиму.

    Вопросы: Что делают зимой деревья? Хорошо им или плохо зимой? Как мы можем помочь пережить холодную зиму? В каком состоянии находятся деревья зимой?

    Рассказ: Оказывается, холодный сезон является для растения засушливым периодом: корни деревьев получают очень мало воды. Листья же продолжают её испарять. Осенний листопад помогает выжить растению. Сбрасывая листву, деревья впадают в глубокий зимний сон. Листопад – старение и опадение листьев накануне зимы, это приспособление растений. Тополь тоже зимой спит, отдыхает.

    2. Подвижные игры: «Два мороза». «Кони».

    Цель: Учить выполнять характерные движения по содержанию игры; развивать ловкость, быстроту.

    3. Трудовая деятельность: Прочистить дорожку к дереву, украсить её, утеплить ствол у корней – снежным покровом.

    Цель: Учить детей заботиться о растениях, вспомнить признаки живого объекта.

    4. Индивидуальная работа: «Кто дальше».

    Цель: Упражнять в метании снежков правой и левой рукой в определенном направлении (ориентир).

    5. Самостоятельные игры с выносным материалом.

    Прогулка 5.

    1. Наблюдение за работой дворника.

    Цель: Продолжать наблюдение за работой дворника. Способствовать развитию речи за счет обогащения словарного запаса. Воспитывать интерес и уважение к работе дворника. Прививать любовь к природе, бережливое и заботливое отношение к окружающей среде.

    Вопросы: Что делает дворник на участке детского сада зимой? Какие орудия труда нужны дворнику зимой? Как может дворник помочь деревьям зимой?

    Художественное слово:

    Первый зимний снежок

    Белым пухом лежит.

    Первый легкий мороз

    Веселит и бодрит.

    1. Подвижные игры: «Два мороза», «Мы веселые ребята».

    Цель: Учить детей четко говорить текст в игре, соблюдать правила игры.

    1. Трудовая деятельность: Предложить группе детей собрать снег для постройки горки для куклы.

    Цель: Учить детей работать сообща, добиваясь выполнения задания общими усилиями.

    1. Индивидуальная работа: Закрепление навыков ходьбы на лыжах.

    Цель: Учить детей спускаться с горки.

    1. Самостоятельные игры с выносным материалом.

    Прогулка 6.

    1. Наблюдение за синицей

    Цель: Продолжать вызывать интерес к пернатым. Знакомить детей с синицей, её повадками средой обитания, с особенностями внешнего вида.

    Художественное слово:

            Угадай, какая птица,

            Бойкая, задорная, ловкая, проворная

            Звонко тенькает: «Тень-тень!

            Как хорош весенний день!»

            Синица расписная, свистит не уставая.

            За окном повешу ей

            Я кусочек сала,

             Чтоб теплей и веселей бедной птахе стало.

    Беседа: Что это за птица? Как она выглядит, какого она цвета? Какие изменения происходят в жизни синиц зимой? Чем питаются синицы? Как люди заботятся о них? Какую пользу они приносят? Когда отмечают «синичкин» день? (в ноябре)

            Народ примечает: «Не велика птичка-синичка, а и то свой праздник знает».

    2. Подвижные игры: «Ловишки с мячом»

    Цель: Передавать мяч, точно согласуя движения с ритмом произносимых слов; тот, кого запятнает мяч, пропускает одну игру; мяч бросать, целясь в ноги.

                                      «Кати в цель»

    Цель: Катить мяч, от исходной линии по сигналу; большой мяч толкать двумя руками, маленький – поочередно правой и левой рукой.

    3. Трудовая деятельность: Очистка дорожек от льда и снега.

    Цель: Закрепление навыков работы с лопатой. Воспитание настойчивости, самостоятельности.        

    4. Индивидуальная работа 

    Цель: Отрабатывать прыжки на двух ногах с продвижением вперед на расстояние 2-3 метра.

    5. Самостоятельные игры с выносным материалом

    Прогулка 7.

    1. Наблюдение за маршрутным такси.

      Цель: Уточнить представление детей о роли легкового автомобиля – маршрутного такси, о его назначении для людей.

    Вопросы: Какие виды легковых автомобилей вы знаете? Для чего нужны такси? Чем отличается маршрутное такси от других автомобилей?

    (на крыше знак)

    1. Подвижная  игра:  «Снежная карусель».

    Цель: Упражнять детей ориентироваться в пространстве.

    3. Трудовая деятельность: Сгребать снег с участка в кучи под деревья.

       Цель: Воспитывать у детей осознанно-правильное отношение к природе.

    4. Индивидуальная работа: Прыжки поочередно на одной ноге.

    Цель: Упражнять энергично отталкиваться и правильно приземляться.

    5. Самостоятельные игры с выносным материалом.

    Прогулка 8.

    1. Наблюдение за домашними животными  зимой

    Цель:    Уточнить и закрепить знание детей о жизни домашних животных в зимнее время года. Закрепить знания о том, что о домашних животных заботится человек – заготавливает корм, готовит еду, чистит жилище.

    Художественное слово:

    Домашних животных я очень люблю:

    Кормлю, берегу и ласкаю,

    Собаку и кошку, козу и свинью

    Друзьями  своими считаю.

    Помощники наши - корова, баран

    И конь вороной  темногривый

    Живут с нами рядом, привязаны к нам,

    Доверчивы, миролюбивы.

    Вопросы: Каких домашних животных вы знаете? Как изменилась жизнь домашних животных с наступлением зимы? Подумайте, почему животных перестали выгонять на пастбища? Как люди ухаживают за домашними  животными? Расскажите о своих  наблюдениях за жизнью домашних животных зимой? Сравните, как живут  зимой домашние и дикие животные? Чем отличается  жизнь  домашних  от жизни диких животных зимой? Почему люди разводят  домашних животных  и заботливо к ним  относятся?

    2. Подвижные игры:  «Медведи и пчелы»

    Цель:     Учить  перелазанию  « перевалом»  через препятствие.

                                         «Совушка»

    Цель:   Учить детей выполнять движения по сигналу.

    3. Трудовая  деятельность:  Поручить группе детей расчистить дорожку к кормушке.

    Цель:    Совершенствовать умения детей пользоваться лопатой для уборки снега.

    4.  Индивидуальная работа  по выполнению упражнений на сохранение равновесия.

    5.  Самостоятельные игры  с выносным материалом.

    Прогулка 9.

    1. Наблюдение за снегопадом.

    Цель: Учить видеть прекрасное, уточнить представления о свойствах снега. Закрепить знание о сезонном явлении – снегопад.

    Художественное слово:

    Снег из тучи прилетел,

    Лечь на землю захотел.

    Ищет места – не найдет,

    Задержался у ворот

    Рассказ: Падают белые снежинки, ложатся на землю, на крыши домов. Снежинки похожи на белые звездочки. Можно их поймать и рассмотреть, но дышать на них нельзя. Не всегда можно увидеть снежинки. Иногда они сыплются вместе и большими хлопьями падают на землю. Иногда холодный ветер ломает белые звездочки, превращая их в мелкую снежную пыль. Снежинки образуются в облаках из маленьких ледяных кристалликов. Зимой они опускаются сверкающими звездочками до земли и покрывают  ее снегом. В мороз снег поскрипывает под ногами. Это ломаются лучики снежинок. Снег – это очень много снежинок.

    Вопросы: Почему скрипит снег? Где образуются снежинки? Почему? Какой на ощупь снег? Когда снег бывает мокрый, когда сухой? Из какого снега легче лепить? Почему? Что такое снег?

    Привлечь внимание к падающему снегу. Протянуть руку в варежке, поймать несколько снежинок. Рассмотреть их (размер, найти одинаковые). На что похожи снежинки? Что станет со снежинкой, если она попадет на голую ладошку? Почему?

    1. Подвижные игры: «Гуси – лебеди», «Кто лучше прыгнет?»

    Цель: Продолжать учить соотносить собственные действия с действиями участников игры, закреплять умение прыгать.

    1. Трудовая деятельность: Уборка участка от снега.

    Цель: Собирать снег на носилки, ссыпать в определенное место, собрать снег в ведро, занести в группу, обратит внимание, что станет со снегом в тепле, затем использовать воду для поливки комнатных растений.

    1. Индивидуальная работа: Игровой упражнение «Хоккей».

    Цель: Учить прокатывать шайбу друг другу в парах.

    1. Самостоятельные игры  с выносным материалом.

    Прогулка 10.

    1. Наблюдение за зимующими птицами

    Цель:  Уточнить и закрепить знание детей о зимующих птицах; формировать у детей представление приспособленности зимующих птиц к добыванию пищи; воспитать желание заботиться о них и охранять.

    Художественное слово:

    Вновь разгулялась вьюга,

    Срывает снежные шапки

    Совсем замерзла пичуга

    Сидит, поджимая лапки.

    Беседа: Каких птиц называют зимующими? Чем питаются зимующие птицы? Каких ты знаешь зимующих птиц? Почему зимующие птицы не улетают на зиму в теплые края? Как человек может помочь зимующим птицам?                                                        

    Рассказ: Зимующие птицы не улетают от нас в теплые края, т.к. и зимой находят корм. Они питаются почками, семенами и плодами растений, спрятавшимися насекомыми, отыскивают корм около жилья человека. Часть птиц погибают от холода зимой. Люди могут помочь зимующим птицам – синичкам дают несоленое сало, воробьи любят пшено, семечки и т.д.

    2. Подвижные игры: «Кто быстрей  по дорожке»

    Цель:  Учить детей выполнять подскоки  сериями, прыжки боком.

    «Прыгуны»

    Цель:  Учить детей прыжкам на двух ногах с продвижением вперед на 2-3 метра.

    3.  Трудовая  деятельность по привлечению детей к сбору снега для постройки зимнего городка.

     Цель:  Совершенствовать трудовые навыки, умение работать сообща.

    4.  Индивидуальная работа  по улучшению техники бега  (естественность, легкость, энергичное отталкивание).

     5. Самостоятельные игры   с выносным материалом.

    Прогулка 11.

    1. Наблюдение за берёзой зимой.

    Цель: Укрепить знания детей об особенностях жизни деревьев зимой, воспитывать  бережное отношение к растениям – не задевать хрупких от мороза веток и почек, так как они ломаются.

    Художественное слово:
            «Берёзка»
            Стоит берёзка пелеринке,
            Звенит на ветках бахрома.
            Чем легче, тем нежней снежинки,
            Тем холодней стоит зима!

    Рассказ:  Зимой берёза не замерзает, она живая, но от мороза её веточки и почки становятся хрупкими и быстро ломаются, поэтому их нельзя трогать. Если подберем обломанные ветром ветки и поставим их в воду, то они зазеленеют.

    Вопросы:  Как чувствуют себя деревья зимой?  Что с ними происходит?                   В каком состоянии находятся деревья зимой? (покой) Как вы узнали берёзу?
       
    2. Подвижные игры:  «Кому флажок?», «Эстафета с обручами»

    Цель: Упражнять детей в прыжках с продвижением вперед, в пролезании в обруч, воспитание ловкости, целеустремленности.
    3. Трудовая деятельность: Вместе с детьми укрыть стволы деревьев на участке снегом, чтобы они не вымерзли.

    Цель: Учить работать сообща, воспитывать трудолюбие.
    4. Индивидуальная работа: Игровое упражнение. «Резвый мешочек»

    Цель: Упражнять детей в подпрыгивании на двух ногах.
    5. Самостоятельные игры с выносным материалом.

    Прогулка 12.

    1. Наблюдение за елью.

    Цель: Закреплять умение детей узнавать ель по характерным особенностям её строения, другим признакам, отличающим её от других деревьев.

    Художественное слово:

    Что же это за девица?

    Ни швея, ни мастерица

    Ничего сама не шьёт

    А в иголках круглый год.

                                    (Ёлка).

    Рассказ: Ель похожа на пирамидку, все ветви у ели покрыты иголками, которые растут вместо листьев, они короткие, острые, колются, темно-зеленого цвета. Иголочки у ели покрыты плотной кожицей, густо и крепко сидят на ветках, торчат в разные стороны, не опадают, если до них дотронуться.

    2. Подвижные игры: Игра-эстафета: «Брось за палку», «Зайцы и Жучка»

    Цель: Упражнять детей в метании в горизонтальную цель, в подлезании через шнур.

    3. Трудовая деятельность: Подгруппе детей поручить собрать опавшие шишки с сосен в коробочки для изготовления поделок из природного материала, с другой подгруппой почистить снег с дорожки.

    Цель: Закреплять умение пользоваться деревянной лопаткой, воспитывать трудолюбие, обеспечивать участие каждого ребенка в труде.

    4. Индивидуальная работа: Игровое упражнение. «Не задень».

    Цель: Упражнять в ходьбе змейкой между предметами, совершенствовать равновесие.

    5. Самостоятельные игры с выносным материалом.

    Прогулка 13.

    1. Наблюдение за солнцем.

    Цель: Продолжать знакомить детей с природными явлениями, дать понятие одного из признаков зимы – мороза. Формировать интерес к неживым объектам природы.

    Художественное слово:

    Где ты, солнце, в самом деле?

    Мы совсем окоченели.

    Без тебя вода замерзла,

    Без тебя земля промерзла.

    Выйди, солнышко, скорей!

    Приласкай и обогрей!

    Вопросы:  Кто заметил, в какой стороне солнце утром? Эта сторона называется восход, солнце там встает, а вечером солнце будет в другой стороне, та сторона называется запад, там солнце будет прятаться на ночь.

    Какой сегодня день? Греет ли сегодня солнце? Почему?

    Зимой солнце светит, но не греет, встает поздно, а ложится рано. День зимой короткий, ночь длинная. Летом солнце греет, зимой морозит. Зимой солнце сквозь слезы улыбается.

    Февраль – последний месяц зимы, он самый снежный и вьюжный. На солнечной стороне образуется капель.

    1. Подвижные игры:  «Пустое место», «Сделай фигуру».

    Цель: Учить выполнять действия, по сигналу, не наталкиваясь друг на друга.

    1. Трудовая деятельность: Сгребать снег в определенное место для постройки ледяных фигур. (Коллективный труд).

    Цель: Учить работать сообща, добиваться цели общими усилиями.

    1. Индивидуальная работа: Элементы хоккея.

    Цель: Учить прокатывать шайбу в заданном направлении, закатывать в ворота.

    1. Самостоятельные игры с выносным материалом.

    Прогулка 14.

    1. Наблюдение за вороной

    Цель: Расширять представление детей о зимующих птицах. Учить различать их по внешнему виду. Воспитывать любовь и бережное отношение к зимующим птицам.

    Вопросы: Кто это, как зовут эту птицу? Какие особенности ее внешнего вида? Где она живет? Чем питается? Есть ли у нее враги?

    Художественное слово:

    «Шапочка серенькая,

    Жилеточка нетканая,

    Кафтанчик рябенький

    А ходит босиком».

    Приметы: Ворона под крыло нос прячет – к морозу.

    2. Подвижные игры: «Встречные перебежки», «Попади в обруч»

    Цель: Повышать двигательную активность детей на прогулке. Развивать меткость, ловкость, выносливость.

    3. Трудовая деятельность: Расчистка участка и дорожек у малышей от снега и мусора

    Цель: Воспитывать трудолюбие, учить доводить начатое дело до конца.

    4. Индивидуальная работа: Упражнять в прыжках через скакалку.

    5. Самостоятельные игры детей с выносным материалом.

    Прогулка 15.

    1. Наблюдение за елью на участке.

    Цель: Уточнить знания детей об отличиях натуральной ели от игрушечной. (Живая ель растет на участке: кроме ствола, веток, иголок, у неё есть большие корни, с помощью которых дерево получает влагу и питательные вещества из земли и прочно удерживается на одном месте. Игрушечная елочка маленькая, неживая сделана из искусственного материала (пластмассы) у неё нет корней, она не растет).

    Вопросы: Почему ель относят к хвойным деревьям? Что является основным признаком хвойных деревьев? Сравните деревья, в чем их различия?
    Какое дерево искусственное? Как вы узнали, какое дерево живое?

                                             

    Рассказ: Ребята скоро Новый год! Его празднуют возле нарядной елки. И было бы очень хорошо, если бы в этот праздник у вас дома стояла искусственная елка, а не живая. Ведь живая если её спилят, потом засохнет, умрет и не будет в лесу елки. А искусственная елка тоже будет очень красивая, если её украсить, то она принесёт не меньше радости в Новый год.

    Художественное слово:

                                    «Новогодние деньки».

                              Новогодние деньки

                              Снег морозный, колкий

                              Загорелись огоньки

                              На пушистой елке

                              Шар качнулся расписной

                              Бусы зазвенели.

    2. Подвижные игры:  «Лиса в курятнике», «Самолеты»

    Цель: Упражняться в беге, в умении действовать по сигналу, спрыгивать со скамейки.

    3. Трудовая деятельность: На участке почистить дорожки от снега, построить горки для катания кукол на саночках.

    Цель: Воспитывать трудолюбие, желание трудиться сообща.

    4. Индивидуальная работа:  Игровое упражнение: «Донеси мешочек».

    Цель: Упражнять в равновесии.

    5. Самостоятельные игры с выносным материалом.

    Прогулка 16.

    1. Наблюдение за снегирем

    Цель: формировать представления о зимующих птицах, о заботе человека о них. Знать характерные особенности снегиря.

    Вопросы: Как выглядит снегирь? Чем питается? Где зимует? Как человек заботится о нем? Почему снегирь прилетел к нам зимовать?

    Художественное слово:

    Каждый год я к вам лечу –

    Зимовать у вас хочу.

    И еще красней зимой

    Ярко – красный галстук мой.

    Приметы: Снегирь под окном чирикает – к оттепели.

    2. Подвижные игры: «Ловишки», «Бездомный заяц»

    Цель: Упражнять детей в беге не наталкиваясь друг на друга. Воспитывать ловкость и выносливость.

    3. Трудовая деятельность: Подкормка птиц на участке детского сада.

    Цель: Воспитывать любовь, бережное  и заботливое отношение к зимующим птицам.

    4. Индивидуальная работа: Игровое упражнение «Сбей флажок»

    Цель: Учить метать снежки в цель, развивать меткость, внимание.

    5. Самостоятельные игры с выносным материалом.

    Прогулка 17.

    1. Наблюдение за снегом и льдом.

    Цель: Формировать реалистическое понимание неживой природы, закрепить знания о том, что вода может быть в твердом состоянии (снег, лед).

    Художественное слово:

    Ой ты, зимушка-краса!

    Побелила все леса,

    Горы снега намела,

    Нас кататься позвала.

    Опыт:  В один стакан кладем лед, в другой стакан кладем снег.

    Вопросы: Какой лед по цвету, на ощупь, назовите его свойства. Какой снег по цвету, на ощупь, назовите его свойства. Из чего состоит снег и лед?

    Теперь ставим оба стакана в теплое место, через время посмотрим, что стало со льдом в стакане и со снегом.

    1. Подвижные игры: «Затейники», «Пожарные на ученье».

    Цель: Закрепить умение бегать, ловко увертываться от ловушки, пролезать под препятствием.

    1. Трудовая деятельность: Уборка участка от снега, закрыть корни деревьев снегом.

    Цель: Закреплять представления о защитных свойствах снега.

    1. Индивидуальная работа

    Цель: Учить метать снежки вдаль.

    1. Самостоятельные игры с выносным материалом.

    Прогулка 18.

    1. Наблюдение за голубями

    Цель: Закреплять представление детей о птичьем мире. Уточнить чем питаются, где живут, как человек ухаживает за ними.

    Вопросы: Кто часто прилетает к нам на участок? Откуда они к нам прилетели? Где они живут? Кто их кормит? Что они любят клевать? Как называется домик, где живут голуби? Голуби перелетные или зимующие птицы?

    Художественное слово:

                                     Голуби, голуби

                                     Раз, два, три

                                     Прилетели голуби, сизари

                                     Сели и нахохлились у дверей.

                                     Кто накормит крошками сизарей?

    2. Подвижная игра: «Мы веселые ребята»

    Цель: Учить внимательно слушать команду воспитателя, развивать внимание, следить за правильностью выполнения заданий.

    3. Трудовая деятельность: Коллективный труд (сделать горку для кукол)

    Цель: Учить работать сообща, получать радость от выполненного труда и его результата.

    4. Индивидуальная работа: Игровое упражнение «Не сбей флажок»

    Цель: Учить ходить змейкой между предметами, не сбивая их.

    5. Самостоятельные игры с выносным материалом.                

    Прогулка 19.

    1. Наблюдение за автокраном.

         Цель: Продолжать знакомить  детей  с разными видами грузового транспорта, закрепить знания об особенностях грузового транспорта, о значении его в жизни человека.

    Художественное слово:

               Он работает на стройке

               Поднимает грузы бойко.

               Однорукий великан

               Это наш …( подъёмный кран)

    Беседа: Где используется подъёмный кран? (строительстве, ремонте дорог) Какую работу он выполняет? (поднимает тяжёлые грузы) Кто управляет подъёмным краном? (крановщик) Чем отличается он от самосвала?              

       2.  Подвижная  игра:  «Погляди на улицу»

    Цель: Выполнять движения, согласно содержанию игры.

     3.  Трудовая деятельность:  Уборка снега на участке малышей.

    Цель: Учить работать сообща, получать радость от выполненного труда  и его результата.

      4. Индивидуальная работа  

    Цель: Закрепить умения ходить с высоко поднятыми коленями.

      5. Самостоятельные игры с выносным материалом.

    Прогулка 20.

    1. Наблюдение за сезонными изменениями в природе в конце зимы.

    Цель: Формировать представления об изменениях в природе, учить различать характерные приметы конца зимы (первая капель), узнавать эти приметы в поэзии, закреплять умение воспринимать поэтическое описание зимы.

    Художественное слово:

    Снег да вьюжные узоры,

    В поле вьюги, разговоры.

    Холод, полутьма…

    День – коньки, гора, салазки,

    Вечер – бабушкины сказки.

    Вот она зима!

    Загадки: Гуляет в поле да не ночь

                  Летает на воле, да не птица. (Вьюга, метель).

                  Лежал, лежал, а весной в грядку убежал. (Снег).

    Приметы: В феврале зима с весной встречается впервой.

    Бледная луна – к снегопаду.

    Если вокруг солнца туманный круг – к метели.

    Февраль – бокогрей.

    Рассказ: Февраль – конец холодной поры, морозотрескучий и метельный месяц, полный неожиданностей и разных перемен. В нем звенит первая робкая капель, вытягиваются длинные хрустальные сосульки, стекленеют южные склоны сугробов, появляются затайки у одиноко стоящих деревьев. Февраль – месяц волчих свадеб. В феврале сугробы, частые поземки и бураны, вьюги да метели. На один бок февраль греет, на другой – студит. В оттепель окна покрываются слоем воды. В мороз из этой воды образуются причудливые узоры.

    Вопросы: Назовите все зимние месяцы. Зачем мы засыпали корни деревьев снегом? Назовите признаки февраля. Сравните признаки начала зимы и ее конца.

    1. Подвижные игры: «Хитрая лиса», «Кто сделает меньше прыжков?»

    Цель: Продолжать учить прыгать гигантскими шагами, начинать игру по сигналу воспитателя.

    1. Трудовая деятельность: Украсить участок цветными льдинками.

    Цель: Учить работать в коллективе, развивать эстетический вкус.

    1. Индивидуальная работа

    Цель: Упражнять в скольжении, учить приседать во время скольжения.

    1. Самостоятельные игры с выносным материалом.

    Прогулка 21.

    1. Наблюдение за синичкой

    Цель: Формировать представления о зимующих птицах, о заботе человека о них. Учить узнавать по внешнему виду.

    Вопросы: Как выглядит синичка? Как передвигается? Чем питается? Где зимует синичка? Как она кричит? Как человек заботится о ней? Почему синичка осталась на зимовку? Как люди отмечают «Синичкин день»?

    Художественное слово:

             «Зерен хочется синице,

              Но в кормушку сесть боится,

             «Будь смелее не робей!»

              Приглашает воробей»  Г. Ладонщиков

    На кормушке.

    На кормушке, под окном,

    Было тесно зимним днем.

    мимо кошка пробежала –

    На кормушке пусто стало…

    Где же вы, синички,

    Бойкие сестрички.                 В Степанов

    2. Подвижные игры: «Кто лучше прыгнет», «Хитрая лиса»

    Цель: Развивать ловкость, быстроту бега, внимание.

    3. Трудовая деятельность: Формирование горки на участке

    Цель: Воспитывать трудолюбие, желание трудиться сообща.

    4. Индивидуальная работа: Упражнять в прыжках в длину с места.

    5. Самостоятельные игры с выносным материалом.

    Прогулка 22.

    1. Наблюдение за ивой.

    Цель: Наблюдать за ивой зимой, побеседовать с детьми о том, как можно позаботиться о ней, чтоб не поломались гибкие ветки на морозе, воспитывать бережное отношение к деревьям и кустам, как к живому объекту.

            Беседа: Педагог подводит детей к иве. Как называется это дерево? Расскажите о строении дерева. А чего зимой нет у ивы? Почему? Что делают деревья зимой? Как можно спасти их от сильного мороза? (Зимой мы с вами тоже тепло одеваемся, и дерево тоже надо укрывать толстым слоем снега)

    2. Подвижные игры: «Собака и воробьи». «На санки».

    Цель: Упражняться в беге в разные стороны, ориентироваться в пространстве; быстро добегать до санок и сесть на них.

    3. Трудовая деятельность: День за днем утеплять корни деревьев и кустов снегом, осторожно не ломая ветки.

    Цель: Формировать положительное отношение к труду на участке, воспитывать экологические представления о взаимосвязи живой и неживой природы.

    4. Индивидуальная работа: Конкурс на лучшую фигуру из снега.

    Цель: Учить детей слепить из снега простые фигурки, схожие с простыми предметами.

    5.Самостоятельные игры с выносным материалом.

    Прогулка 23.

    1. Наблюдение за елью на участке ДОУ.

    Цель: Показать детям, что разные обстоятельства и люди могут повредить и помочь  живой ели.

    Рассказ: Ель хоть и колючее дерево, но и его подстерегают опасности. Очень сильный ветер может сломать ствол, ветки, вырвать дерево с корнем из земли. Если мало снега, ель и её корни могут промерзнуть в морозную зиму. Человек может повредить ели, если будет резать ее ножом, если задумает спилить её к новогоднему празднику. Ели можно помочь: прикопать к стволу снег, чтобы ей было теплее, осторожно стряхнуть снег с веток, чтобы они не сломались.

    2. Спортивные игры: Обучение детей ходьбе на лыжах.

    Цель: Упражнять детей в ходьбе на лыжах, делать повороты на месте и в движении.

    3. Трудовая деятельность: Вместе с детьми прикопать к стволам деревьев снег, чтобы ели было тепло зимой.

    Цель: Воспитывать гуманно – деятельное отношение к растениям. Умение своевременно заботиться о них.

    4. Индивидуальная работа: Игровое упражнение. «Сбей кеглю».

    Цель: Упражнять в метании, развивать ловкость, быстроту реакции.

    5.Самостоятельные игры с выносным материалом.

    Прогулка 24.

    1. Наблюдение за легковым автомобилем.

    Цель: Продолжать различать автомобили по их назначению – легковые, грузовые. Формировать интерес к профессии водителя, стремление освоить их трудовые действия.

            Наблюдение за автомобилями, движущимися по улице города. Рассмотреть их внешний вид.

    Беседа: Какие виды транспорта вы знаете? Чем отличается легковой автомобиль от грузового? Чем отличается от автобуса? Что впереди у автомобиля? (Фары) Для чего они нужны? (Освещать дорогу).

    Ещё у машины спереди и сзади находятся огни. Они нужны, когда на улице туман, дождь, чтобы машину было видно и спереди и сзади.

            Кто управляет машиной? (Водитель). Любой человек может управлять машиной? (Нет).

    Художественное слово:

    Их видно повсюду

    Их видно из окон

    По улице движутся длинным потоком

    Они перевозят различные грузы.

    И люди в них ездят

    За эту работу мы их полюбили

    Они называются . . .  (автомобили).

    2. Подвижные игры: «Попади в коробку».

    Цель: Тренировать меткость бросков.

                                                      «Золотые ворота»

     Цель: Развивать внимательность.

    Тра-та-та, тра-та-та,

    Отворяем ворота,

    Спешите все сюда,

    Пропускаем раз,

    Пропускаем два,

    А на третий раз

    Не пропустим вас.


    3. Трудовая деятельность: Поручить группе детей  сгребать снег в определённое место, очистить дорожки и малые формы на участке от снега. Подкормка птиц.

    Цель: Приучать к чистоте и порядку, закреплять умение трудиться в коллективе. Воспитывать заботливое отношение к животным.

    4. Индивидуальная работа: Хождение по буму. Прыжки с места на двух ногах – энергично отталкиваться и правильно приземляться.

    Цель: Развивать чувство равновесия.

    5. Самостоятельные игры с выносным материалом.

    Прогулка 25.

    1. Наблюдение за ветром.

    Цель: Дать понятие об одном из признаков зимы – метель. Учить определять направление ветра.

    Вопросы:  Есть ли ветер? Откуда он дует? Почему против ветра тяжело идти?

    Художественное слово:

    Кружится и хохочет

    Метель под Новый Год.

    Снег опуститься хочет,

    А ветер не дает.

    И весело деревьям

    И каждому кусту.

    Снежинки как смешинки

    Танцуют на лету.

    Обратить внимание: ветер переносит снег с одного места на другое, не дает снегу опуститься на землю – метель.

    1. Подвижные игры: «Сбей мяч», «Пронеси мяч, не задев кеглю».

    Цель: Учить метанию мяча в беге, выполнять задание по команде.

    1. Трудовая деятельность: Коллективный труд – сгребать снег в общую кучу для постройки горки, прихлопывать снег лопатой.

    Цель: Работать сообща, получать радость от выполненной работы.

    1. Индивидуальная работа: Игровые упражнения по ходьбе по буму.

    Цель: Закреплять умение держать равновесие.

    1. Самостоятельные игры с выносным материалом.

    Прогулка 26.

    1. Наблюдение за осиной.

    Цель: Закрепить знания детей об осине, уметь ее различать зимой.

    Народные приметы:

    Листья осины лежат на земле кверху лицом – зима будет холодной, а если кверху изнанкой – теплой.

    Художественное слово:

                «Осиновые ветки»

            В лесу стоят осины

            И под ноги глядят

            В лесу стоят осины

            И тихо говорят:

            - Простите, виноваты….

            Что ветки горьковаты….

            А зайцы под осинами

            Знай ветками хрустят

            А зайцы под осинами

            Сидят и говорят:

             - Осиновые ветки

            В мороз вкусней конфетки.

                            В. Мусатов

    Рассказ: Наступила зима, стоит наша осина без листьев, веточки от мороза стали хрупкие, ломкие. Веточки у осины горькие, но их очень любят зимой грызть зайцы в лесу. Ведь зимой зайцам голодно, вот они и питаются ветками осины.

    Вопросы: Как зимует осина? Что нового вы узнали об этом дереве?  По каким внешним признакам можно определить осину домой?      

    2. Подвижная игра: «Пятнашки»

    Цель: Упражняться в беге врассыпную.

    3. Трудовая деятельность: Вместе с детьми сгрести снег к деревьям, кустарникам.

    Цель: Воспитывать гуманно – деятельное отношение к растениям.

    4. Индивидуальная работа: Игровое упражнение. «Не потеряй мяч».

    Цель: Закреплять умение детей выполнять упражнение согласованно.

    5. Самостоятельные игры детей с выносным материалом.

    Прогулка 27.

    1. Наблюдение за сосульками.

    Цель: Закрепить знания детей о различных состояниях воды; знать, что зимой могут быть оттепели, похолодания.

    Художественное слово:

    Если сели на карниз,

    То растут все время вниз.

    Вопросы: Из чего состоит сосулька, лед? Какие свойства льда вам знакомы?

    Рассказ: Сосулька – замерзшие капельки воды, превратившиеся в лед. Они образуются только с солнечной стороны дома. Почему? Снег подтаивает и стекает в капельки, которые не успевают упасть с крыши и замерзают.

    В морозный день  сосулька растет или уменьшается? А в солнечный? Чем отличается место, где есть сосульки от другого участка? Почему сосульки растут «головой вниз»? Когда капелька стекает вниз по сосульке, она вытягивает кончик, и он становится тонким.

    Художественное слово:

    Шаловливые сосульки сели на карниз.

    Шаловливые сосульки посмотрели вниз.

    Надоело им свисать, стали капельки бросать.

    Целый день идет трезвон

    Кап-кап-кап! Дон-дон-дон!

    Когда появляются сосульки – это первый признак приближения весны.

    Капель – борьба весны с зимой.

    1. Подвижные игры: «Дорожка препятствий», «Охотники и зайцы».

    Цель: Учить согласовывать движения друг с другом, развивать глазомер.

    1. Трудовая деятельность: Расчистить дорожки от  снега, скамейки, бум.

    Цель: Воспитывать желание помогать взрослым в уборке участка.

    1. Индивидуальная работа: Катание на санках.

    Цель: Учить выполнять повороты при спуске.

    1. Самостоятельные игры с выносным материалом.

    Прогулка 28.

    1. Наблюдение за сосной.

    Цель: Уточнить знания детей о хвойных деревьях, их сходстве и различиях. (Сосна, как и ель, зелёная всегда. У неё тоже есть иголки, только длиннее).

            Художественное слово.

                              «Сосна»

            Была ли малым деревцем?

            Сосне совсем не верится:

            Давно с высокой кручи

            Достала кроной тучи

            И другого берега

            Достала тень от дерева.

                                    В. Могутин.

    В народе говорят.

    «Сосна там красна, где взросла».

    «Всякая сосна своему бору шумит».

    Рассказ: Сосна – высокое дерево, ствол у нее прямой, веточки только на макушке. Внизу сосновая кора грубая и шершавая, а наверху тонкая. У сосны длинные и узкие хвоинки, поэтому сосну называют хвойным деревом. Хвоинки располагаются парами. Размножается сосна шишками.

    Вопросы: Как выглядит сосна? Почему про сосну говорят: «Зимой и летом одним цветом?».              

    2. Подвижные игры: «Кто лучше повернется» (на лыжах), «Охотники и зайцы»

    Цель: Закрепить умение детей метать на дальность, упражнять в ходьбе на лыжах с поворотом.

    3. Трудовая деятельность: Вместе с детьми помочь почистить участок от снега младшей группе.

    Цель: Воспитать трудолюбие. Желание помогать другим.

    4. Индивидуальная работа: «Сделай фигуру», «Попади в обруч»

    Цель: Упражнять детей в беге. Умение действовать по сигналу, в метании в цель.

    5. Самостоятельные игры с выносным материалом.

    Прогулка 29.

    1.Наблюдение за пешеходной дорожкой.

    Цель: Закрепить знания детей  о пешеходной части дороги, о правилах дорожного движения.

    Беседа:

    Выйти с  детьми на пешеходную часть дороги. Спросить детей: где положено ходить пешеходам? ( По тротуарам).

        - Вспомнить, что придерживаться надо правой стороны, чтобы не спотыкаться, не сталкиваться, не обходить встречных, сворачивая в сторону.

    • По улице надо идти спокойным шагом.
    • Переходить дорогу только при зелёном сигнале светофора.                                                                      

         Подвести детей к переходу.

         Как вы узнали, что именно здесь пешеходный переход через дорогу? Правильно, потому что здесь стоит знак «Пешеходный переход»и на дороге начерчены широкие белые полосы.

    2. Подвижная игра:  «Попади в цель».

    Цель: Учить детей бросать мяч в цель, развивать меткость, продолжать учить соблюдать правила игры.

    3. Трудовая деятельность:  Очистить участок от снега.

    Цель: Воспитывать желание коллективно облагораживать свой участок.

    4. Индивидуальная работа

    Цель: Закрепить умение двигаться приставным шагом.

    5. Самостоятельные игры с выносным материалом.

    Прогулка 30.

    1. Наблюдение за рябиной

    Цель: Продолжать наблюдение за рябиной зимой. Сравнить рябину осенью и зимой по картинке, что изменилось? Вспомнить с детьми, как нужно заботиться о деревьях зимой.

    Беседа:   Что произошло с рябиной? Почему на рябине нет листьев, но есть ягоды? Как мы с вами можем сохранить её от сильных морозов? Кто питается ягодами рябины?

    2. Подвижные игры: «Мороз-Красный нос». «Пройди по кругу».

    Цель: Учить ловко и быстро перебегать через площадку; пройти по лыжне полный круг и вернуться к флажку.

    3. Трудовая деятельность: Сгребать снег под кусты и деревья, почистить дорожки, горку и т.д.

    Цель: Вызвать желание помочь деревьям и кустам укрыться от морозов, трудиться небольшими группами дружно и весело.

    4. Индивидуальная работа: «Игровое упражнение». «По длинной дорожке».

    Цель: Учить разбежаться по снегу и скользить по ледяной дорожке как можно дальше.

    5. Самостоятельные игры с выносным материалом.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    "Организация прогулок в детском саду во 2 младшей группе на тему: "Весна"

    Прогулка- это один из основных режимных моментов в детском саду, которая направлена на укрепление здоровья, профилактики заболеваемости, физическое, умственное, познавательно речевое, художественно эс...

    Организация прогулок в детском саду

    Организация прогулок в детском саду...

    Методика проведения прогулок в детском саду

    Методика проведения прогулок в детском саду...

    Значимость прогулок в детском саду

    Во время прогулки в полной мере должны реализоваться воспитательно - образовательные задачи.1. Оздоровление детей.2. Фмзическое развитие.3. Развитие самостоятельности.4. Расширение кругозора. Ознакомл...

    Планирование прогулок в детском саду

    Удобное планирование прогулок по месяцам для детских садов с графой для отметки о выполнении....

    примерное перстпективное планирование прогулок в детском саду

    Примерное перспективное планирование проглок в детском саду...

    Организация и методика проведения прогулок в детском саду.

    Консультация: Организация и методика проведения прогулки в детском саду....