Главные вкладки

    Газета "Семейный вестник"

    Курдюкова Светлана Ивановна

    полезная информация для родителей в воспитании детей

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл semeynaya_gazeta.docx246.7 КБ

    Предварительный просмотр:

                     http://adi19.ru/wp-content/uploads/2014/10/1131.jpg

    Выпуск газеты № 1 сентябрь (с 5-6 лет)

    Главный замысел и цель семейной жизни - воспитание детей.                                                                                                 Главная школа воспитания - это взаимоотношения отца и матери.

    В.А.Сухомлинский

    РЕБЁНОК ОТ 5 ДО 6 ЛЕТ. КАКОЙ ОН?

    У  вашего ребенка  уже  заложен фундамент  интеллекта, и Вы являетесь свидетелем  того, как  возникает  над  фундаментом  надстройка  и  с  каждым  днем  становится все  выше.                                                                                                                

    К пяти  годам  уже возможно  оценить  характер  малыша и индивидуальность, способность  к  творчеству, которая  в расцвете. Поэтому  малыш «творит» не  уставая, едва  проснувшись, целый  день  без  передышки  пытается  воплотить  фантазию  в  реальность. Ведь  он и вправду  верит  в  чудеса и  хочет сотворить  сам  что-то вроде  чуда. И превращается  простой  тюльпан в неотразимый  аленький  цветочек. Малыш  садится  в  таз так,  словно  он  взошел  на  борт  летающей  тарелки.                                                                                                                                                

    И  только  после  пяти  с  половиной  лет, когда  на  смену  правополушарному (творческому) мышлению  приходит  левополушарное (логическое)  мышление  у  всех детей, кроме  левшей. В связи с тем, что  ребенок  осознал себя  как  личность, и это  может  выразить словами, владея  почти в совершенстве  речью,  способность к  творчеству  заметно угасает, у некоторых  малышей  совсем, как будто  бы  они  спустились с облаков  на  землю. От  Вас  зависит,  чтобы  это  не  случилось,  чтобы  формальное,  логическое  не  сумело  обесценить  дар  воображения  ребенка. Пусть  в Вашем  доме  уживаются  компьютер  и  выдуманная  ребенком  сказка. Малыш  способен  сочинять  не  только  сказки.  Он  перескажет  книгу  или фильм  и  отразит  все  то, что  видит, а  не то, что  знал – и  это  уже  качественно  новая ступень  в  его  развитии.

              Ребенок  в  этом  возрасте  уже  имеет  собственное  мнение  и  может  объяснить, кто  из  героев  ему  нравиться  и  почему.  Он  наблюдателен.  Собственное  «Я»  его  уже  интересует  меньше,  чем  мир  вокруг, в  котором  он  стремится  отыскать  причинно  -  следственные  связи, чтобы  отличить  существенное  от  второстепенного.

               К  шести  годам  ребенок  в  состоянии  не  просто  обобщить,  что  лошадь,  кошка, лев – это  животные, но и подразделить  их  на  домашних и диких.  Малыш  уже  способен  по  отдельным  признакам  объединить  предметы,  оценивая  их  различия  и  сходство. Он  уже  может  Вам  толково  объяснить, чем  отличается,  к  пример, стрекоза  от  бабочки, пчела  от  мухи. Короче  говоря,  ребенок  открывает  мир.

              После  пяти  малыш  интересуется  не  только  названием  предмета,  но  также  из  чего  он  сделан ( дерево, стекло). Он  уже  твердо  знает то, что  мяч  резиновый, а  кукла – из  пластмассы. У  малыша  есть  даже  собственное  представление  о  всевозможных  окружающих  его  физических  явлениях.  Он  объяснит  Вам,  что  такое  электричество,  магнит.  Его воображение  претерпевает  значительные  качественные  изменения.  Малыш  становится  сознательно  самостоятельным.  Он  выполняет  требования  родителей  и  взрослых,  сам  предъявляя требования  к  себе  и  другим  людям.   Ребенок  представляет  деятельность  только  в  настоящем, хотя  использует  уже  прошедшее  и  будущее  время. Помимо  времени  он  ориентируется  также  и  в пространстве: на  улице, в знакомом  помещении.

              Малыш  прекрасно  знает,  что  такое  правда,  и  в  то  же  время Вам  рассказывает  небылицы, граничащие  с  ложью,  хотя обычно  осуждает  ложь  у  других. И  все- таки  он  честен, наивен, чист и даже  благороден. Он  благодарен  Вам  за  все  и  жаждет  искренней  любви.

              К  шести  годам  Ваш  ребенок  обычно  уже  имеет  собственное  представление  о  красоте. Он  с  удовольствием  прослушивает  детские  пластинки,  заучивает  песни и  начинает  понимать  классическую  музыку. Малыш  не  просто  любит  театр, а  сам  пытается  сыграть  роль  в  пьесе, обычно  перевоплощаясь  без  усилий. Заслуженным  актером  Ваш  ребенок  стал, постигая  ролевые  игры. Но  если  ему  было    раньше безразлично, какую  роль  взять  на  себя,  теперь  он  хочет  только  положительную.

     К  шести  годам  ребенка  привлекает  живопись. Он  может  до  деталей  рассматривать  картины,  присматриваться  к  краскам. Ребенок  пытается  срисовывать  с  натуры,  придумывает  свой  сюжет. По  этому  сюжету  и  по  качеству  рисунка,  возможно, оценить развитие, нет ли  задержки  в нем.

              В  пять  лет  малыш  различными  цветами  обычно  выражает  свои  чувства  по  отношению  к  тому, что он  изображает,  вплоть  до  оттенков  настроения, в  котором  он, рисуя, был.

              Считается, что  детские  рисунки – ключ  к  внутреннему  миру  малыша. Рассматривая  их, Вы  можете  узнать гораздо  больше  о  собственном  ребенке, чем  знаете  о  нем,  общаясь  с  ним. Теперь  уже  малыш  рисует  человека  почти  таким,  какой   он  есть  на самом  деле. Детализируя  лицо  с  глазами,  чтобы  видеть;  с  ушами,  чтобы  слышать;  ртом, чтобы  есть, говорить, и  носом,  чтобы  нюхать. У  человека начинает  появляться  шея. На  нем  одежда, обувь. Короче  чем  Вы   найдете  сходства  у  нарисованного  человека  с  настоящим,  тем  развитее  Ваш  ребенок  и  лучше  подготовлен к  школе. Выплескивая  часть  своих  эмоций на  рисунке,  малыш  уже  стремится  ими  управлять.

              Труднее  всего  спрятать страх, который  является  во  сне  в  виде  тревожных  сновидении  и  беспокоит малыша.  К  шести  годам,  вдруг  осознав  смысл  прошлого  и  смысл  будущего, рождения  и  смерти,  ребенок  делает  открытие, что он,  как и другие,  может  умереть, причем  не  только от  болезней,  но  также  от  несчастных  случаев, стихийных  бедствий, странных обстоятельств. В  шесть  лет  ребенка  трудно  поместить  в  больницу: он не выносит  медицинских процедур инъекций  и  до  безумия боится  даже  самых  безопасных  операций.

              С  пяти  лет  дети  уже  твердо  знают  свою  половую  принадлежность и даже  в  играх  не  хотят  ее  менять.  В  пять  лет  в  воспитании  мальчика  необходимо  доминировать  отцу,  а  девочки – конечно, матери.  Отец  воспитывает  мужественность,  а  мама  - женственность. И с  детства  впитывая  эти  качества, малыш  сумеет  пронести  через  всю  сознательную  жизнь.  Немаловажную  роль  при  общении  ребенка  играет  речь. К  пяти  годам  малыш  уже  способен  правильно  произнести  почти  все  звуки  речи. К  концу  шестого  года  у  Вашего  ребенка словарный  запас  в  среднем  составляет четыре  тысячи  слов  или  даже больше.

              Ребенок  бегло  излагает  свои  мысли. Рассказывая, интонационно  организует речь. Без  труда  находит  в  тексте  пропущенное  слово, заканчивает незаконченное  предложение. Он  может  подобрать синонимы, антонимы, определения, эпитеты,  сравнения  и  уловить  смысл  простых  пословиц, поговорок. Способен  оценить,  как  исполнялся  стих. Обычно  в  этом  возрасте ошибки  у  детей чаще  всего  морфологические.

              Малыш  пытается  освоить  алфавит  и  научиться  чтению  не  только по  слогам. Он  продолжает  совершенствовать  письмо  печатным  шрифтом.  Считает  иногда до  сотни  и  складывает  и вычитает  в  пределах  десяти.

              Ребенок  осваивает сложные  игрушки,  вплоть до  компьютеров, конструктор  в  его жизни – обыденная  вещь.

             С  пяти  до  шести лет у  Вашего  ребенка  еще  значительнее сдвиги в усовершенствовании  моторики  и  силы. Скорость  его движений  продолжает  возрастать и заметно улучшается  их  координация. Теперь  уже ребенок  может выполнять одновременно два- три вида двигательных  навыков: бежать, подбрасывая  мяч; ловить мяч, сев  на  корточки и пританцовывая. Ребенок учится кататься  на  коньках, осваивает  лыжи.

              К  шести  годам  малыш  уже  практически осваивает большинство  необходимых  ему  навыков и совершенствует их  прямо  на  глазах. Он  аккуратен, тщательно  следит  за  своей  внешностью, прической, обувью, одеждой. Обслуживает  сам  себя и  помогает  дома  по  хозяйству. Обычно  в  этом  возрасте  уже  видны  первоначальные  итоги  воспитания. Прекрасно, если они  положительные. Это важно для  дальнейшего. Ну а  сейчас, благодаря им. Ваш  ребенок ориентируется во  многих бытовых  вещах и  ситуациях и  даже  в  сложных  отношениях  в  своей  семье. Он  много  знает, многое умеет.  Малыш  созрел для  разных  видов  обучения  как  личность. Еще  немного и …он  станет  первоклассником.

               Таким образом, все познавательные процессы ребёнка взаимосвязаны и развиваются в деятельности, для которой они необходимы, под руководством взрослого.

    Литература:      

    • Волков Б.С., Волкова Н.В. Детская психология. Психическое развитие ребёнка до поступления в школу. Научн. ред. – Волков Б.С. – М., А.П.О., 1994.- 84 с.
    • Сиротюк А.Л. Коррекция развития интеллекта дошкольников. – М.: ТЦ СФЕРА, 2001. – 48 с.
    • Нижегородцева  Н.В., Шадриков В.Д. Психолого-педагогическая готовность ребёнка к школе. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2001. – 256с.: ил.  

                     http://adi19.ru/wp-content/uploads/2014/10/1131.jpg

    Выпуск газеты № 2 октябрь (с 5-6 лет)

    Развиваем речь во время прогулки.

    Общение в неформальной обстановке, прогулки на природе делают процесс обучения намного более приятным. + Польза прогулок для всей семьи.                                  Преимущества прогулок на природе очевидны. Ребёнку нравится проводить время на свежем воздухе, именно там он узнает много нового и интересного об окружающем мире. Витамин Д, поступающий в организм с солнечными лучами, свежий воздух, хорошая погода – все это положительно влияет на настроение женщин и детей, которое передается всем домочадцам. Если у вас под боком есть парк или лес, вам не понадобятся никакие специалисты по развитию детской речи. В таких местах слишком много интересных и вдохновляющих вещей, чтобы о них не разговаривать. И чем больше дети разговаривают, тем полнее и богаче становится детская речь.  Разговаривайте со своим ребенком как можно больше и чаще. Говорите обо всем на свете – о том, как прошел ваш день, какие дела вы собираетесь, сегодня сделать, что происходит вокруг. Обсуждайте героев мультфильмов, их поступки, характер. + Природа – лучший источник тем для разговоров! Если вы не знаете, о чем разговаривать с ребёнком – оглянитесь вокруг! Потенциальные темы вокруг вас – деревья, дорожки, прохожие, здания, насекомые, растения.

    http://kristallik64.ru/sites/default/files/tmp/2_38.jpg

                     http://adi19.ru/wp-content/uploads/2014/10/1131.jpg

    Выпуск газеты № 3 ноябрь (с 5-6 лет)

    Чего нельзя и что нужно делать для поддержания интереса детей к познавательному экспериментированию.

    Не следует отмахиваться от желаний ребенка, даже если они вам кажутся импульсивными. Ведь в основе этих желаний может лежать такое важнейшее качество, как любознательность. Нельзя отказываться от совместных действий с ребенком, игр и т.д. — ребенок не может развиваться в обстановке безучастности к нему взрослых. Сиюминутные запреты без объяснений сковывают активность и самостоятельность ребенка. Не следует бесконечно указывать на ошибки и недостатки деятельности ребенка. Осознание своей не успешности приводит к потере всякого интереса к этому виду деятельности. Импульсивное поведение дошкольника в сочетании с познавательной активностью, а также неумение его предвидеть последствия своих действий часто приводят к поступкам, которые мы, взрослые, считаем нарушением правил, требований. Так ли это? Если поступок сопровождается положительными эмоциями ребенка, инициативностью и изобретательностью и при этом не преследуется цель навредить кому-либо, то это не проступок, а шалость. Поощрять любопытство, которое порождает потребность в новых впечатлениях, любознательность: она порождает потребность в исследовании. Предоставлять возможность ребенку действовать с разными предметами и материалами, поощрять экспериментирование с ними, формируя в детях мотив, связанный с внутренними желаниями узнавать новое, потому что это интересно и приятно, помогать ему в этом своим участием. Если у вас возникает необходимость что-то запретить, то обязательно объясните, почему вы это запрещаете и помогите определить, что можно или как можно. С раннего детства побуждайте малыша доводить начатое дело до конца, эмоционально оценивайте его волевые усилия и активность. Ваша положительная оценка для  него важнее всего. Проявляя заинтересованность к деятельности ребенка, беседуйте с ним о его намерениях, целях, о том, как добиться желаемого результата .Расспросите о результатах деятельности, о том, как ребенок их достиг. Известный психолог П.П.Блонский писал: “Пустая голова не рассуждает: чем больше опыта, тем больше способна она рассуждать”. Чтобы дать знание детям и наполнить их головы интересным содержанием с детьми необходимо проводить различные опыты: с песком, воздухом, водой, с тенью, с магнитом. 
    Обычно на вопрос как можно увидеть и почувствовать воздух, дети затрудняются ответить. Для поиска ответов на этот вопрос можно провести ряд опытов: 
    - мы дышим воздухом (в стакан с водой дуем через соломинку, появляются пузырьки) 
    - у нас есть вдох и выдох. 
    - сколько весит воздух? 
    - можно ли поймать воздух? 
    Продолжайте знакомить своих детей с песком и глиной, их свойствами. Вместе с ними экспериментируйте с песком: - песчаный конус (течения песка) 
    - свойства насеянного песка. 
    - свойство мокрого песка. 
    - песочные часы.  На примере воды знакомим детей со свойствами жидкостей:
    -“Тонет, не тонет”.
    -“ Чем пахнет вода”.
    -“Есть ли у воды вкус?” -“Испаряется ли вода?”

                     http://adi19.ru/wp-content/uploads/2014/10/1131.jpg

    Выпуск газеты № 4 декабрь  (с 5-6 лет)

    Консультация для родителей «Дети на дорогах»
    Уважаемые мамы и папы! 


    Лучший способ сохранить свою жизнь и жизнь своего ребенка на дорогах – соблюдать правила дорожного движения! Воспитание у детей навыков безопасного поведения на улицах города – очень важная проблема. Может возникнуть вопрос: зачем объяснять детям особенности движения транспорта, правила перехода улицы, если малыши всё равно переходят дорогу, только держась за руку взрослого? Быть может, не стоит забивать им голову этими правилами, пока они ещё не ходят самостоятельно по улицам, не пользуются городским транспортом? Но мы всегда должны помнить о том, что формирование сознательного поведения – это длительный процесс. Это сегодня ребенок всюду ходит за ручку с мамой, а завтра он станет самостоятельным пешеходом и пассажиром городского транспорта. Работа по обучению детей правилам грамотного и безопасного поведения на улицах города, в городском транспорте должна быть систематической. Для того чтобы она принесла результаты, недостаточно одного занятия или беседы с детьми. И еще одно важное требование: детям недостаточно теоретических знаний, они должны применять их на практике.
    В детском саду мы проводим беседы, занятия, игры, развлечения, выставки на данную тему. Но этого мало – практическое применение этих знаний целиком ложиться на ваши плечи. Единство наших и ваших требований к детям – это условие безопасности наших детей! Дети всегда рядом с нами, они смотрят на нас, подражают нам. Они наша жизнь, наше продолжение, наш смысл сохранить наше будущее – наших ребятишек, обеспечить им здоровье и жизнь – главная задача родителей и всех взрослых. Лихо, давя на газ за рулем своих автомобилей, переходя проезжую часть на красный сигнал светофора или вообще в неположенном месте, не забывайте, что рядом с вами ваши дети, такие же участники дорожного движения, повторяющие и полностью копирующие пренебрежительное и зачастую опасное отношение взрослых к соблюдению правил дорожного движения. Именно взрослые (родители) закладывают отрицательные привычки нарушать правила безопасного поведения на дороге – основу возможной будущей трагедии. Родители должны твердо усвоить силу собственного примера. Вы – объект любви и подражания для ребенка. Это необходимо помнить всегда и тем более, когда вы делаете шаг на проезжую часть дороги вместе с ребёнком.

                     http://adi19.ru/wp-content/uploads/2014/10/1131.jpg

    Выпуск газеты № 5 январь  (с 5-6 лет)

    Ребенок - зеркало семьи; как в капле воды                                                                                                       отражается солнце, так в детях отражается                                                                                                                   нравственная чистота матери и отца.                                                                                                                             В. А. Сухомлинский

    Веселые конкурсы и игры для всей семьи


    «Приз на ощупь» С завязанными глазами, надев теплые варежки, нужно определить предмет на ощупь. Угаданный предмет достается участнику в качестве приза.

    «Найди конфету» Перед участником ставят миску с мукой. Условие — без помощи рук достать «закопанную» в муке конфету.

    «Собери снежки» Ведущий раскладывает по полу «снежки» — комочки из белой бумаги или ваты. Участникам завязывают глаза и дают по корзинке. По сигналу они начинают собирать «снежки». Победит тот, кто соберет больше.

    «У кого больше?» За минуту необходимо надеть на себя как можно больше, подготовленных заранее вещей. Кто надел больше всех — тот и выиграл

    «Мотальщики» Посредине длиной веревки привязывают приз, а к концам — карандаши. По команде игроки начинают наматывать веревку на карандаши. Кто первым доберется до приза, тот его и забирает.

    «Переливалки» Очередной конкурс на скорость и ловкость. У каждого игрока два стакана — пустой и полный. Задача участников с помощью соломинки перелить воду из одной емкости в другую.

    «Лопни шарик» Перед каждым игроком кладут шарик и завязывают ему глаза. Задача: лопнуть шарик ногой. Для взрослых задание можно «усложнить» — убрать шарики.
    http://st.stranamam.ru/data/cache/2012apr/30/43/4463079_25270.jpg

                     http://adi19.ru/wp-content/uploads/2014/10/1131.jpg

    Выпуск газеты № 6 февраль  (с 5-6 лет)

    Если говорить о папах, мой – прекрасный, мой - герой,
    Любящий, великодушный и всегда такой родной.
    Если верить человеку, то надежней друга нет.
    Папа мой – моя опора, с ним и темень - чистый свет.
    Если мне советчик нужен – папа очень дальневидный,
    Он практичный, остроумный и, к тому ж, мужчина видный.
    Если горе приключилось, неприятности, невзгоды,
    Поспешит отец на помощь днем и в ночь, в дни непогоды.
    Я люблю его сердечно, он – защитник мой отважный,
    Да, отец  мой: сила, мудрость, человек мой самый важный!

    И д е я  №1. Мы — строители  Что строить? Дом, гараж, берлогу, замок… Да что угодно и из чего угодно! В ход пойдут коробки, подушки, бабушкино пуховое одеяло и, возможно, даже мамины туфли на шпильке пригодятся. Рушить гениальное творение зодчих может быть не менее интересно, чем строить. Пусть сын насладится процессом.

    И д е я  №2. Ералаш -  Настольные игры Настольные игры — отличный повод на личном примере продемонстрировать, как достойно принимать проигрыш и победу. Как известно, мужская логика отличается от женской, поэтому полезно, если правила игры объяснит папа, подскажет, какую стратегию выбрать и т.п. «Футбол», «Хоккей», «Нарды», «Шафматы», «Баскетбол».

    И д е я  №3. Домашний кинотеатр Уговаривать сына посмотреть мультики, конечно, не придется. Дело такое. Но попробуйте не просто включить телевизор, а подобрать мультфильм, где можно танцевать, повторять за героями какие-то движения.                                                                                                                                                            

    И д е я  №4. Квест Можно нарисовать карту и отправиться на поиски несметных сокровищ: вкусного маминого борща или бабушкиных блинчиков с яблочной начинкой.

    И д е я  №5. Спящий зверь Если совсем нет сил, поиграйте в спящего тигра, льва, слонопотама (на кого вы больше похожи, решите сами). Большой зверь уснул и обнял лапами маленького. Да так, что тот… уснул в его объятьях (это в лучшем варианте).