Главные вкладки

    Учебно-методическая база

    Курдюкова Светлана Ивановна

    развивающая предметно-пространственная среда группы "Клюковка"

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    PDF icon rpps.pdf799.62 КБ
    Файл programma_dopkruzhka_2016-2017uch.g.docx41.76 КБ

    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


    Предварительный просмотр:

    Паспорт Программы

    Наименование дополнительной образовательной услуги

    Проведение занятий по развитию художественно-эстетических способностей детей

    Наименование программы

    Дополнительная общеобразовательная программа дошкольного образования по развитию художественно-эстетических способностей у детей по пластилинографии «Пластилиновое чудо»

    Основание для разработки

    • Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в РФ»;
    • Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155);
    • СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно- эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (Зарегистрировано в Минюсте России 29 мая 2013 г. № 28564);
    • Постановление Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 09.10.2013-п «О государственной программе Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Развитие образования в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре на 2014-2020 годы» ( с изменениями);
    • Устав МАДОУ г. Когалыма «Буратино»

    Автор-составитель

    Курдюкова С.И.

    Целевая группа

    Дети старшего дошкольного возраста (5-6 лет)

    Цель Программы

    Формирование художественных способностей у старших дошкольников как основы творческой деятельности средствами развивающих игр

    Задачи Программы

    - развивать художественный вкус, чувство композиции; творческие способности;                                                                                                         -  способствовать развитию мелкой моторики и координации движений рук;                                                                                                             - формировать и развивать навыки ручного труда;                                                   - воспитывать усидчивость, аккуратность, желание доводить начатое дело до конца;                                                                                         - воспитывать  любовь к близким, понимание красоты окружающего мира

    Программно-методическое обеспечение

    Г.Н. Давыдова "Пластилинография" «Детский дизайн» Издательство "Скрипторий, 2003"                                                                                                                Савина Л.П. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников - Издательство" АСТ ",2002                                                                                   Комарова Т.С., Савенков А.И. «Коллективное творчество дошкольников».- М.: Педагогическое общество России, 2005. – 128 с.                                                                                                                 Доронова Т.Н. «Развитие детей в изобразительной деятельности». – «ДЕТСТВО-ПРЕСС»,2005. – 96с.                                                              Лыкова И.А. «Лепим из пластилина, глины, теста» -- «Олма Медиа Групп»,2009.                                                                                                Яковлева Т. Н. « Пластилиновая живопись».—«ТЦ СФЕРА» ,2010.

    Сроки реализации Программы

    1 учебный год с 01.10.2016 г по 31.05.2017 г.

    Ожидаемые конечные результаты реализации Программы

    Овладение средствами познавательной деятельности, речевой активности обеспечивающих развитие сенсорных способностей и воспитанию тактильных и термических качеств пальцев рук

    1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

    Наблюдая за детьми своей группы я обнаружила, что 40% детей имеют низкий уровень развития мелкой моторики рук. Учитывая важность проблемы по развитию ручных умений и тот факт, что развивать руку ребёнка необходимо начинать с раннего детства, мной был организован кружок художественной направлености «Пластилиновое чудо», основой идей которого является работа с пластилином, пластилинография.

     Направленность программы «Пластилинография» по содержанию является художественно- эстетической; по функциональному предназначению - художественно –прикладной;  по форме организации - кружковой; по времени реализации - годичной.

    Программа разработана на основе методических разработок автора Давыдовой Г.Н. Новизна программы состоит в том, что ребенок приобретает новый сенсорный опыт – чувство пластики, формы и веса.                                                                         Пластилинография помогает подготовить руку ребенка к письму. Чем чаще ребенок моделирует из различных материалов (пластилин, тесто, глина), тем активнее у него развиваются общие и изобразительные задатки.                                                                  

    Актуальность программы состоит в том, что  развитие мелкой моторики, ручной умелости на занятиях по изобразительной деятельности способствует развитию сенсомоторики – согласованности в работе глаза и руки, совершенствованию координации движений, гибкости, силе, точности в выполнении действий, коррекции мелкой моторики пальцев рук. Дети овладевают навыками и умениями работы с инструментами (в рисовании - карандаш и кисть, в аппликации - ножницы и кисть, в лепке - стека). На этих занятиях дети вырабатывают умения управлять инструментом.

    Пластилинография — это один из сравнительно недавнего появления нового жанра (вида) в изобразительной деятельности.

    Понятие «пластилинография» имеет два смысловых корня: «графил» — создавать, рисовать, а первая половина слова «пластилин» подразумевает материал, при помощи которого осуществляется исполнение замысла.

    Этот жанр представляет собой создание лепных картин с изображением более или менее выпуклых, полуобъемных объектов на горизонтальной поверхности, с применением нетрадиционных техник и материалов. Например, декорирование поверхности бисером, семенами растений, природным материалом. В некоторых случаях в технике пластилинографии производится модификация изделия, что приводит к созданию оригинальных произведений. Например, на плоской поверхности графически изображается пейзаж, а детали переднего плана изображаются пластилинографией.

    1.  ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ

    Цель Программы:

    Формирование художественных способностей у старших дошкольников как основы творческой деятельности средствами развивающих игр.

    Задачи Программы:

    - развивать художественный вкус, чувство композиции; творческие способности;                                                                                                         -  способствовать развитию мелкой моторики и координации движений рук;                                                                                                             - формировать и развивать навыки ручного труда;                                                   - воспитывать усидчивость, аккуратность, желание доводить начатое дело до конца;                                                                                         - воспитывать  любовь к близким, понимание красоты окружающего мира

    1.  ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

     Пластилинография способствует  освоению образовательной программы. К концу года дети:

     Реализуют познавательную активность. Весь подбираемый материал для занятий с детьми, имеет практическую направленность, максимально опирается на имеющийся у них жизненный опыт, помогает выделить сущность признаков изучаемых объектов и явлений, активизирует образы и представления, хранящиеся в долговременной памяти. Они позволяют уточнить уже усвоенные им знания, расширить их, применять первые варианты обобщения.

    В интересной игровой форме обогащают свой словарь. В процессе обыгрывания сюжета и выполнения практических действий с пластилином ведётся непрерывный разговор с детьми. Такая игровая организация деятельности детей стимулирует их речевую активность, вызывает речевое подражание, формирование и активизации словаря, пониманию ребенком речи окружающих.                                                                 Знакомятся с художественными произведениями, стихами, потешками, пальчиковыми играми.                                                                                                                                                      У детей появляются первые элементарные математические представления о счете, размере, величине.

    Развивают сенсорные эталоны. Сенсорное развитие занимает одно из центральных мест в работе с детьми по пластилинографии. У детей воспитывается тактильные и термические чувства пальцев. Необходимость тактильного и термического чувства кончиками и подушечками пальцев обусловлена практикой жизни, должна стать необходимой фазой обучения, накопления социокультурного опыта ребенка.

    Дети дошкольного возраста наилучшим образом знакомятся с материалами через тактильные ощущения. На занятиях кружка происходит реализация впечатлений, знаний, эмоционального состояния детей в изобразительном творчестве.

    Но главное значение занятий по пластилинографии состоит в том, что в конце обучения, у ребенка развивается умелость рук, укрепляется сила рук, движения обеих рук становятся более согласованными, а движения пальцев дифференцируются. Этому способствует хорошая мышечная нагрузка на пальчики. У детей развивается пинцетное хватание, т. е. захват мелкого предмета двумя пальцами или щепотью они также умеют самостоятельно осуществлять движения во всех его качествах: силе, длительности, направленности и др.

    1. ОБЪЁМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ НАГРУЗКИ  

    Программа рассчитана на 32 занятия с октября по май  (1 занятие в неделю), длительность одного занятия 25-30 минут.

    1.  ХАРАКТЕРИСТИКА ОСОБЕННОСТЕЙ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

    Программа «Пластилинография»  объясняется тем, что в ней основной материал — пластилин, а основным инструментом является рука (вернее, обе руки), следовательно, уровень умения зависит от владения собственными руками. Данная техника хороша тем, что она доступна детям разного дошкольного возраста, позволяет быстро достичь желаемого результата и вносит определенную новизну в творчество детей, делает его более увлекательным и интересным, что очень важно для работы с детьми.

    Занятия представляют большую возможность для развития и обучения детей, способствуют развитию таких психических процессов, как: внимание, память, мышление, а так же развитию творческих способностей. Пластилинография способствует развитию восприятия, пространственной ориентации, сенсомоторной координации детей, то есть тех школьно-значимых функций, которые необходимы для успешного обучения в школе. Дети учатся планировать свою работу и доводить её до конца.

    Занимаясь пластилинографией, у ребенка развивается умелость рук, укрепляется сила рук, движения обеих рук становятся более согласованными, а движения пальцев дифференцируются, ребенок подготавливает руку к освоению такого сложного навыка, как письмо. Этому всему способствует хорошая мышечная нагрузка пальчиков.

    Одним из несомненных достоинств занятий по пластилинографии с детьми дошкольного возраста является интеграция предметных областей знаний. Деятельность пластилинографией позволяет интегрировать различные образовательные сферы. Темы занятий тесно переплетаются с жизнью детей, с той деятельностью, которую они осуществляют на других занятиях (по ознакомлению с окружающим миром и природой, развитию речи и т. д.).

    1. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

    Содержание программы определяется в соответствии с направлениями развития ребенка, соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики и обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач.

    1. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

    Работа по формированию навыков по пластилинографии проводится в несколько этапов, на каждом из которых перед ребенком ставятся определённые задачи.

    Этап № 1. Подготовительный

    Задачи перед ребёнком:                                                                                                                                    - Освоить прием надавливания.                                                                                                                 - Освоить прием вдавливания.                                                                                                                      - Освоить прием размазывания пластилина подушечкой пальца.                                                                    - Освоить правильную постановку пальца.                                                                                                  -Освоить прием отщипывания маленького кусочка пластилина и скатывания шарика между двумя пальчиками.                                                                                                                          -Научиться работать на ограниченном пространстве

    Этап № 2. Основной

    Задачи перед ребёнком:                                                                                                                                - Научиться не выходить за контур рисунка                                                                                                 - Научиться пальчиком, размазывать пластилин по всему рисунку, как будто закрашивая его.                                                                                                                                                                         - Использовать несколько цветов пластилина

    - Для выразительности работ, уметь использовать вспомогательные предметы (косточки, перышки и т. д.)                                                                                                                                            - Научиться пользоваться специальной стекой-печаткой.                                                                       - Научиться доводить дело до конца                                                                                                        - Научиться аккуратно, выполнять свои работы                                                                                      - Научиться выполнять коллективные композиции вместе с другими детьми                                         -Научиться восстановлению последовательности выполняемых действий                                            - Научиться действовать по образцу воспитателя                                                                                      - Научиться действовать по словесному указанию воспитателя

    Этап № 3. Итоговый 

    Задачи перед ребёнком:                                                                                                                                 - Самостоятельно решать творческие задачи.                                                                                           - Самостоятельно выбирать рисунок для работы.                                                                                          - Формировать личностное отношение к результатам своей деятельности

    1. УЧЕБНЫЙ ПЛАН

    Неделя

    Тема

    Программное содержание

    Количество часов

    Октябрь

    1-я

    "Листик берёзовый"

    Напомнить детям свойства пластилина, закрепить приемы его использования: прищипывание, сплющивание, оттягивание деталей от общей формы, плотное соединение частей путем примазывания одной части изделия к другой

    1

    2-я

    "Гроздь винограда"

    Ознакомить детей с техникой пластилинографии, приемами выполнение декоративных налепов разной формы

    1

    3-я

    "Яблоки поспели"

    Продолжать освоение приемов пластилинографии. Подвести к созданию выразительного образа посредством цвета и объема. Закреплять умения аккуратно использовать пластилин в своей работе

    1

    4-я

    "Астры в осеннем саду"

    Способствовать развитию у детей эстетического восприятия окружающего мира, научить замечать и любоваться природными формами растений. Представить осенний цветок астру. Продолжать осваивать навыки работы с пластилином: скатывать длинные колбаски и делить их стекой на равные части, перекручивать пластилиновые колбаски в жгутики, наносить рельефный рисунок поверх пластилиновой основы

    1

    Ноябрь

    1-я

    "Грибки-боровички"

    Формировать у детей обобщенное понятие о грибах. Развивать умение находить связи между формами настоящих и изображаемых грибов, передавать их природные особенности, цвет. Напомнить детям о свойствах пластилина: мягкий, податливый, способный принимать заданную форму

    1

    2-я

    "Солнышко на блюдечке"

    Развивать практические умения и навыки детей при создании заданного образа посредством пластилинографии. Учить использовать возможности бросового материала для придания объекту завершенности и выразительности. Развивать мелкую моторику рук при выполнении приемов работы с пластилином (раскатывания и сплющивания)

    1

    3-я

    "Божья коровка"

    Формировать интерес к окружающему миру, реалистические представления о природе. Учить использовать знания и представления об особенностях внешнего вида насекомого. Развивать умение находить с помощью взрослых ответы на вопросы, возникающие в ходе выполнения работы

    1

    4-я

    "Ежик с грибами"

    Учить создавать выразительный и интересный сюжет в полуобъеме, используя нетрадиционную технику рисования пластилином. Совершенствовать технические и изобразительные навыки, умения. Использовать в работе различный бросовый материал. Развивать детское творчество

    1

    Декабрь

    1-я

    "Зимний узор"

    Беседовать с детьми о зиме. Формировать эмоциональное восприятие окружающего мира, реалистическое представление о природе и снегопаде как природном явлении. Используя пластилинографию, учить детей выражать в художественно-творческой деятельности свои впечатления и наблюдения. Побуждать их передавать разнообразие форм снежинок. Поощрять инициативу и самостоятельность в создании снежинки с помощью пластилина

    1

    2-я

    " Снеговик"

    Закреплять умение работать с пластилином, использовать его свойства при раскатывании и сплющивании. Развивать мелкую моторику рук. Украшать работу, используя разнообразный бросовый материал

    1

    3-я

    "Новогодняя игрушка"

    Формировать у детей обобщенное представление о елочных игрушках. Создавать лепную картину с выпуклым изображением. Развивать творческое воображение детей, побуждая их самостоятельно придумать узор для своего шарика

    1

    4-я

    " Елка новогодняя огоньками светится "

    Учить создавать лепную картину с выпуклым изображением. Развивать творческое воображение детей при украшении елочки. Развивать мелкую моторику рук

    1

    Январь

    1-я

    "Зимняя картина"

    Ознакомить детей с понятием "пейзаж". Воспитывать интерес к природе в разное время года. Продолжать учить наносить рельефный рисунок с помощью стеки для придания выразительности изображаемым объектам. Развивать чувство цвета, закрепить знания об оттенках белого

    1

    2-я

    "Яблоки на тарелочке"

    Ознакомить детей с понятием "натюрморт". Предложить им самостоятельно составить композицию из трех яблок. Продолжать учить отражать в изобразительной деятельности природные особенности фруктов: оригинальную форму и расцветку. Развивать глазомер и цветовосприятие

    1

    3-я

    "Творю что хочу"
    (самостоятельная
    деятельность детей)

    Развивать умение самостоятельно задумывать сюжет картины. Учить задавать вопросы, возникающие по ходу занятия. Закреплять умения оценивать работу сверстников и свою, радоваться успехам других

    1

    4-я

    "Подсвечник"

    Обобщить с детьми знания о подсвечниках. Рассмотреть посвечники, посредством пластилинографии изобразить их на картине

    1

    Февраль

    1-я

    "Кактус в горшке"

    Расширять представления детей о комнатных растениях. Развивать практические умения и навыки при создании заданного образа посредством пластилинографии. Учить использовать возможности бросового материала для придания объекту завершенности и выразительности

    1

    2-я

    "За окошком снегири"

    Обобщить представления детей о зимующих птицах. Разобрать особенности внешнего вида снегиря. Побуждать детей точно передавать внешний вид объекта; подбирать цвет и сопоставлять размер

    1

    3-я

    "Галстук для папы"

    Побуждать детей к изготовлению подарков для близких. Развивать творческое воображение. Формировать навыки самостоятельной работы

    1

    4-я

    "Сердечки" (самостоятельная работа детей)

    Развивать творческое мышление. Поощрять инициативу и самостоятельность детей в построении композиции, попытки дополнить рисунок по теме работы. Развивать мелкую моторику рук

    1

    Март

    1-я

    "Украшение для мамы"

    Приобщать детей к миру искусства, развивать фантазию творчества, воображение, наглядно-образное мышление, зрительную память. Закреплять представления о цвете и размерах предметов

    1

    2-я

    "Мир похож на цветной луг" (коллективная работа детей)

    Воспитывать у детей доброжелательность, чувство сопереживания, аккуратность в процессе рисования пластилином. Продолжать развивать познавательный интерес к природе, живым цветам. Учить отражать в изобразительной деятельности природные особенности растения: оригинальную форму и расцветку лепестков. Продолжать развивать глазомер и цветовосприятие

    1

    3-я

    "Подводный мир"

    Обобщить представления детей об обитателях подводного мира. Продолжать осваивать приемы работы с пластилином: преобразовывать шарообразную форму в овальную, выгибать исходную форму в дугу, выполнять налепы на готовую основу изображаемого объекта. Развивать эстетическое и образное мышление

    1

    4-я

    "Для любимой мамочки"

    Развивать умение восхищаться природными формами живых цветов и преобразовывать их в декоративные. Совершенствовать умения и навыки работы с пластилином. Учить составлять композицию из цветов и листьев, ритмично располагая их на горизонтальной поверхности

    1

    Апрель

    1-я

    "Ателье мод"

    Развивать у детей эстетическое восприятие, красоту в своем творчестве.

    1

    2-я

    "Волшебное яичко"

    Развивать у детей эмоциональное восприятие окружающего мира. Поощрять инициативу и самостоятельность в построении композиции, попытки дополнить рисунок по теме занятия

    1

    3-я

    "Весна идет, весне дорогу"

    Формировать у детей интерес к пробуждающейся весенней природе, дать представление о первоцветах. Закреплять умение и навыки детей в работе с пластилином. Продолжать развивать мелкую моторику рук

    1

    4-я

    "Проснулись жуки, червячки и другие насекомые"

    Обобщить представление о насекомых. Развивать умение работать в коллективе дружно и аккуратно, творческое и образное мышление детей. Поощрять инициативу детей и желание дополнить композицию

    1

    Май

    1-я

    "Подкова"

    Провести беседу с детьми о подкове. Предложить выполнить в технике пластилинографии. Поощрять детей за дополнительные детали в работе. Оформить выставку пластилиновых картин

    1

    2-я

    "Веселый зоопарк"

    Обобщить представления детей об обитателях зоопарка. Предложить им самостоятельно выбрать животное и нарисовать его. Поощрять самостоятельную деятельность. Оформить тематическую выставку работ "Наш веселый зоопарк"

    1

    3-я

    "Незабудки"

    Продолжить знакомство детей с миром природы. Закрепить умение скатывать пальчиком короткие отрезки в шарики кругообразными движениями. Стимулировать активную работу пальцев рук

    1

    4-я

    "Земляника"

    Способствовать расширению знаний детей о многообразии видов и форм растений. Закреплять познавательный интерес к природе. Продолжить обучение созданию композиции из отдельных деталей, добиваясь целостности восприятия картины. Способствовать развитию формообразующих движений рук в работе с пластилином.

    1

    ИТОГО

    1. часа

    1. КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК

    Занятие проводится во второй половине дня в 15.30 - 16.00 часов каждую пятницу.

    1. РАСПИСАНИЕ ЗАНЯТИЙ

    Название дополнительного кружка

    Октябрь

    2016 уч.г.

    Ноябрь 2016 уч.г.

    Декабрь 2016 уч.г.

    Январь 2017 уч.г.

    Февраль 2017 уч.г.

    Март 2017 уч.г.

    Апрель 2017 уч.г.

    Май 2017 уч.г.

    «Пластилиновое чудо»

    (пятница)

    07.10, 14.10, 21.10, 28.10

    11.11, 18.11, 25.11

    02.12, 09.12, 16.12, 23.12, 30.12

    13.01, 20.01, 27.01

    03.02, 10.02, 17.02, 24.02

    03.03, 10.03, 17.03, 24.03, 31.03

    07.04, 14.04, 21.04, 28.04

    05.05, 12.05, 19.05, 26.05

    1. ОБЕСПЕЧЕННОСТЬ МЕТОДИЧЕСКИМИ МАТЕРИАЛАМИ И СРЕДСТВАМИ

    Для успешной реализации данной программы используются современные методы и приёмы занятий, которые помогают сформировать у обучающихся устойчивый интерес к данному виду деятельности:

    Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:                                                               -словесный (устное изложение, беседа, рассказ, объяснение, работа с книгой и т.д.);                                                                                                                                             -наглядный (показ видео и мультимедийных материалов, иллюстраций,                                                - просмотр фотографий, поделок, схем, работа по образцу и др.);                                                              -практический (ролевые игры, выполнение работ по технологическим картам, изготовление изделий, экскурсии, игровой тренинг др.).

    Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:                                                          -объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию;                                                                                                                                                   -репродуктивный – дошкольники воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности;                                                                                                                                        -частично-поисковый – участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом;                                                                                                                   -исследовательский – самостоятельная творческая работа учащихся.

     Методы создания положительной мотивации дошкольников:                                                        -эмоциональные: ситуации успеха, поощрение и порицание, познавательная игра, свободный выбор задания, удовлетворение желания быть значимой личностью;                                           -волевые: предъявление образовательных требований, формирование ответственного отношения к получению знаний, информирование о прогнозируемых результатах образования.

    1. ОПИСАНИЕ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРОГРАММЫ
    1. Технические средства: магнитофон с аудизаписью, видеоаппаратура.
    2. Учебно-наглядные пособия: дидактический материал, картинки, эскизы, фото, иллюстрации, игрушки.
    3. Оборудование: цветной пластилин, доска для лепки, плотный картон (белый и цветной), цветная бумага разных видов, стека, палочки, пёрышки, салфетки для рук,материал для украшения: бисер, крупа, семена, цветные плоские камушки, пуговицы.

    1. ЛИТЕРАТУРА

    Автор

    составитель

    Наименование издания

    Издательство

    Год

    издания

    Т.С. Комарова

    Изобразительная деятельность в детском саду. Средняя группа. Библиотека программы «От рождения до школы»

    Мозаика-Синтез

    2014

    Ю.А. Афонькина, З.Ф. Себрукович

    Развитие художественно-творческих способностей у дошкольников на основе интеграции. ФГОС ДО. Серия: ФГОС ДО: практика реализации

    Учитель

    2014

    Грибовская А.А.

    Народное искусство и детское творчество  

    М. Просвещение

    2006

    Грибовская А.А.

    Ознакомление дошкольников с живописью

    М. Просвещение

    2006

    И.А. Лыкова

    Программа «Цветные ладошки»

    г.Москва

    «Карапуз-Дидактика»

    2007

    Кандала Т.И., Семкова О.А., Уварова О.В.

    Занимаемся, празднуем, играем

    Волгоград, «Учитель»

    2010

    Г.Н. Давыдова "Пластилинография" «Детский дизайн» Издательство "Скрипторий, 2003"                                                                                                                                                              Савина Л.П. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников - Издательство" АСТ ",2002                                                                                                                                               Комарова Т.С., Савенков А.И. «Коллективное творчество дошкольников».- М.: Педагогическое общество России, 2005. – 128 с.                                                                                                                 Доронова Т.Н. «Развитие детей в изобразительной деятельности». – «ДЕТСТВО-ПРЕСС»,2005. – 96с.                                                                                                                                                                                                       Лыкова И.А. «Лепим из пластилина, глины, теста» -- «Олма Медиа Групп»,2009.                                                                                                Яковлева Т. Н. « Пластилиновая живопись».—«ТЦ СФЕРА» ,2010.