Урок литературы (с использованием ИКТ) "Образ уездного города в комедии Н.В.Гоголя "Ревизор"
методическая разработка по литературе (8 класс) по теме

Колбасова Елена Васильевна

 

Тема урока – «Образ  уездного  города в комедии Н.В.Гоголя «Ревизор»

Этот урок 2-й в системе уроков, предыдущая тема «Страницы жизни Гоголя». Следовательно, это урок изучения нового материала. Материал сложный, как вообще сложен весь Гоголь, и по опыту знаю, как часто неверно расставленные акценты на уроке формируют у ребят устойчивое представление о нём, как о сатирике-карикатуристе.  Этого нельзя допускать, т.к. в 9-м классе «Мёртвые души» будут восприниматься в той же карикатурной  форме. Именно с «Ревизора» необходимо  начинать формировать представление о Гоголе как о писателе-философе,  с религиозными  взглядами. Осознавая  всю важность этого урока, я постаралась построить его так, чтобы  он направлял  восприятие на следующих уроках  и  по «Ревизору»,  и вообще по творчеству этого писателя.

На уроке используется технология "Трежа хант" (работа с Интернетом), что позволяет развивать умение работать с информацией, правильно организовать её поиск и отбор.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_revizor.rar1.96 МБ

Предварительный просмотр:

Урок   литературы  в  8 классе.

Тема урока – «Образ  уездного  города в комедии Н.В.Гоголя «Ревизор»

Цель – сформировать   представление об образе города  как  о   выражении  глубоких авторских обобщений, раздумий о  страстях и пороках человеческих.  

Задачи:

-формировать понимание необходимости  рефлексии как  условия саморазвития каждого человека;

- формировать читательскую культуру, развивая   представление  о специфике   драматического произведения и выражении в нём авторской позиции;

- развивать  аналитические умения на основе  работы с текстом  драматического произведения;

-  формировать  умение извлекать информацию из различных источников: учебника, интернета;

-воспитывать ценностное отношение к окружающему миру (родному городу).

Оборудование:

-мультимедийный проектор

-презентация к уроку (Power Point)

-демонстрационная таблица

-раздаточный материал: распечатанные таблицы для заполнения, листы с вопросами,

фрагменты статьи Н.В.Гоголя «Развязка «Ревизора»»

Формы работы:   индивидуальная работа с источниками:  учебник, текст произведения, коллективное решение проблемных вопросов,  аналитическая коллективная и индивидуальная работа, индивидуальная творческая   работа с последующей устной защитой.

Ход урока.

1. Организационный момент.        

Николай Васильевич Гоголь…

Это имя  вошло в сокровищницу не только русской, но и мировой литературы.

Один из самых загадочных писателей России. Я приглашаю вас сегодня к диалогу с этим великим писателем.  Нет, не к спиритическому сеансу, а к истинному диалогу, который возможен, когда мы открываем книгу и попадаем в художественный мир произведения,   в котором  великий писатель делился с нами своими самыми сокровенными мыслями и переживаниями и надеется, что мы его поймём.

Итак, комедия «Ревизор».  Место действия –  уездный город. Какое впечатление произвёл на вас этот город, когда вы читали комедию?  

(Ответы детей).

Трудно выразить и объяснить, почему  изображение города производит такое тягостное впечатление. Сегодня на уроке мы  постараемся разобраться в этом.

Тема урока: Образ  уездного  города в комедии Н.В.Гоголя «Ревизор»

Как вы думаете, с какой целью Н.В.Гоголь изобразил  этот  город, какие чувства хотел вызвать у читателей?

(Формулируем цель: определить авторское отношение к  изображаемому,  средства его   выражения, роль образа города в   понимании идеи произведения).  

 - Что же так неприятно поражает нас в этом образе  города?  Что мы подразумеваем под словом  «город»?

(Улицы, строения, различные заведения, жители города: простые горожане и те, кто занимает важные посты,  управляет жизнью города, т.е. чиновники, глава города).

-Что мы видим в гоголевском уездном городе?  Я предлагаю каждой группе провести работу с текстом произведения, рассмотреть разные  стороны этого города и сделать выводы. У вас есть таблицы, которые помогут вам  в работе.

Предлагаю вам в группах выбрать руководителя, который  будет координировать работу и по окончании работы    ознакомит  нас с  выводами.

1 гр. Рассматривает образ улиц, строений, заведений и выписывают цитаты из текста, делают вывод о состоянии города.

2 гр. Анализирует образы простых жителей этого города  и  отвечают на вопрос : «Как живётся здесь горожанам?»

3 и 4 гр. Рассматривает образы чиновников, также записывает свои наблюдения в таблицу и отвечают на вопрос: «Как относятся к своим обязанностям чиновники?».

(Работа детей в группах).  Выступление руководителей групп.

Итак, мы увидели очень неприглядную картину и теперь можем ответить на вопрос:

«Почему в городе царит беспорядок, почему так неуютно живётся в нём простым горожанам?»

(Ответы детей).

 Как чувствовали бы вы себя, если бы оказались в таком городе?

А что можете сказать вы о своём родном городе? Какой он? Если бы вам пришлось изображать его, то какой образ создали бы вы?

(Ответы детей)

Что может сделать каждый из вас, чтобы ваш город стал ещё лучше, чтобы всем в нём  было спокойно и уютно жить? Чтобы никто не сказал словами Хлестакова  «Какой скверный городишко!»

Обсудите в группах и дайте ответ.

 Вернёмся из нашего прекрасного города  в уездный город Гоголя.  Попытаемся понять авторскую  мысль:  с какой целью изобразил Гоголь этот неприглядный городишко?

(Ответы детей)

-Да, верно, именно такое мнение складывается, когда, прочитав пьесу, мы задумываемся над ней.  Но не так всё просто. Особенно у такого  загадочного писателя, как Гоголь.

Вспомните, как в художественном произведении мы можем определить авторскую позицию  (название, эпиграф, ремарки).

Обратимся к тексту.

- Название «Ревизор». Кто такой ревизор? (Ответы детей)

- Какой эпиграф открывает комедию? (Ответы детей)

«Неча на зеркало пенять, коли рожа крива»

- История появления эпиграфа и некоторых других изменений в тексте может помочь нам  приблизиться к пониманию  скрытого смысла комедии.

Для  дальнейшего исследования нам необходимо было дома найти  информацию и ответить на некоторые вопросы.

Когда была поставлена пьеса впервые?

 Как отнеслись к ней зрители и царь?

В течение какого времени автор работал над комедией, что изменил в окончательной редакции?

Ответы детей

Николай 1 заявил после первого представления «Ревизора»: «Ну и пьеса! Всем досталось, а мне более всех!» В Перми полиция потребовала прекратить спектакль, а городничий в Ростове-на-Дону грозил упрятать актёров в тюрьму. Гоголь писал о постановке комедии: «Действие, произведённое ею, было большое и шумное. Все против меня. Чиновники пожилые и почтенные кричат, что для меня нет ничего святого, когда я дерзнул так говорить о служащих людях. Полицейские против меня, купцы против меня…»  

 Эпиграф появился не сразу, а через шесть лет после выхода комедии в свет. Он стал ответом Гоголя многочисленным критикам, которые буквально обрушились и на саму пьесу, и на ее автора. Вероятно, они узнали в героях комедии себя. Ведь Гоголь вывел на сцену практически все русские характеры. Были вскрыты общественные пороки, порожденные крепостническим строем, — взяточничество, казнокрадство, лень, угодничество, и многие другие. Гоголь показал их так ярко и убедительно, что комедия приобрела силу документа, обличающего существующий строй.

Немую сцену Гоголь дополнил.

Появилась знаменитое: «Над кем смеётесь? Над собой смеётесь!»

- Как вы понимаете значение эпиграфа?

(Ответы детей: автор хотел объяснить, что он ничего не придумал, он изобразил то, что есть на самом деле).

- Перечитаем немую сцену. Почему Гоголь придавал такое большое значение  финалу?

- После чего происходит оцепенение чиновников?

- Чего же они испугались? Ведь городничий  перевидал многих ревизоров на своём веку.

 - Кто сообщает о приезде ревизора?

Посмотрите на афишу: есть ли  он среди действующих лиц?

- Почему после такого неприятия его комедии, после обид, ругани, критики, обрушившейся на него,  Гоголь внёс  эти изменения?

 (Ответы детей).

А теперь у меня для вас  послание  из прошлого, от Н.В.Гоголя. Это письмо – отрывок статьи «Развязка ревизора», где писатель раскрывает тайну своей комедии.

(Читаем письмо)

Так о какой же город изобразил Н.В.Гоголь?   (Это наш «душевный» город,  в котором живут  страсти и пороки и мешают этому «городу» нашей души быть красивым, уютным, счастливым). К чему призывает нас Гоголь? (проводить «ревизию» нашей души, т.е. работать над своими недостатками, избавляться от тех качеств, которые   мешают  нам быть лучше).

 

Итак, подведём итог.

Ревизор – это наша совесть

Бессовестные чиновники – наши страсти, пороки.

Город – душа, внутренний мир человека.

- О чём писатель призывает нас задуматься?

Напишите  5-минутное   эссе  «Каким я хочу видеть мой душевный город?»

(Песня группы «Аквариум» «Под небом голубым…»)

Ученики могут по желанию прочитать свои сочинения.

 

Д/з:

  1. Сравнить    «Ревизор»  со стихотворениями  Державина «Властителям и судьям» и  Н.Заболоцкого «Не позволяй душе лениться…». Что общего у «Ревизора» с этими произведениями?
  2. Прочитать статью Ю.Манна и составит тезисный план.
  3. Выписать реплики, характеризующие Хлестакова.

Материал для учителя.

Внушение читателю и зрителю мысли об этом суде было одной из главных творческих задач писателя. Поэтому “немая сцена” обретает широкий символический смысл, почему и не поддается какой-либо однозначной трактовке. Именно поэтому столь разнообразны толкования “немой сцены”. Ее трактуют как художественно воплощенный образ Страшного суда, перед которым человек не сможет оправдаться ссылками на то, что за всяким умным человеком “водятся грешки”; проводят аналогии между «немой сценой» и картиной Карла Брюллова «Последний день Помпеи», смысл которой сам Гоголь видел в том, что художник обращается на историческом материале к ситуации сильного “кризиса, чувствуемого целою массою”. Схожий кризис переживают в минуту потрясения и персонажи “Ревизора”, подобно героям картины Брюллова, когда “вся группа, остановившаяся в минуту удара и выразившая тысячи разных чувств”, запечатлена художником в последний момент земного бытия. Уже позже, в 1846 г., в драматических отрывках “Развязка “Ревизора” Гоголь предложил совсем иное толкование “немой” сцены”. “Всмотритесь-ка пристально в этот город, который выведен в пьесе! — говорит Первый комический актер. — Все до единого согласны, что этакого города нет во всей России... Ну, а что, если это наш же душевный город и сидит он у всякого из нас?.. Что ни говори, но страшен тот ревизор, который ждет нас у дверей гроба. Будто не знаете, кто этот ревизор? Что прикидываться? Ревизор этот — наша проснувшаяся совесть, которая заставит нас вдруг и разом взглянуть во все глаза на самих себя. Перед этим ревизором ничто не укроется, потому что по Именному Высшему повеленью он послан и возвестится о нем тогда, когда уже и шагу нельзя будет сделать назад. Вдруг откроется перед тобою, в тебе же, такое страшилище, что от ужаса подымется волос. Лучше ж сделать ревизовку всему, что ни есть в нас, в начале жизни, а не в конце ее”.

Так или иначе, но появление жандарма, извещающего о прибытии из Петербурга “по именному повелению” ревизора уже настоящего, “поражает как громом всех, — говорится в авторской ремарке. — Звук изумления единодушно излетает из дамских уст; вся группа, вдруг переменивши положение, остается в окаменении”.

“Немая сцена” имеет и очень важную композиционную роль. В момент чтения письма уходит то, что связывало героев на протяжении всего сценического действия, — страх, и единство людей распадается на наших глазах. Страшное потрясение, которое произвело на всех известие о прибытии истинного ревизора, вновь объединяет людей ужасом, но это уже нё единство живых людей, а единство бездыханных окаменелостей. Их немота и застывшие позы показывают исчерпанность героев в их бесплодной погоне за миражом. Именно поэтому нельзя сказать, что чиновники и нового ревизора примут так же, как Хлестакова: слишком глубока и окончательна их исчерпанность в миражной жизни. Это позволяет говорить об окончательном переходе комического в трагическое в “немой сцене”.


 

Комментарии

Колбасова Елена Васильевна

Урок был проведён в рамках конкурса "Учитель года-2011" и получил высокую оценку экспертной группы.Структура урока по этапам и формы работы:
I. Оргмомент: Эмоциональный настрой: Лирическое вступление
II. Мотивация: Вопрос-размышление
III. Актуализация знаний: викторина
IV. Объяснение нового материала
Презентация, проблемные вопросы, поисковая работа по группам: работа с Интернетом (технология «Трежа хант») и с учебником.
V. Практическая работа - творческое задание – эссе.
VI. Итог урока, оценка, Д/З.
Логика построения урока. Задаём проблемный вопрос – ставим цель - анализ текста произведения (в группах) – вывод- проблемная ситуация-работа с учебником и интернетом с целью поиска информации – вывод на основании полученной информации – проблемная ситуация – чтение текста – вывод –творческое задание ценностно-ориентационной направленности – рефлексия , оценивание– дифференцированное д/з. То есть поставленная в начале урока самими учениками цель достигается в результате самостоятельной работы, мотивацией для которой служат проблемные вопросы и ситуации. Таким образом реализуется деятельностнный подход.