Родительское собрание на тему:"О слове, о речи, о культуре общения."
материал (5 класс) по теме

Куреева Ольга Владимировна

Разработка родительского собрания, анкета для родителей, методика игр для детей, способствующих обогащению речи ребят.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл o_slove.docx18.51 КБ

Предварительный просмотр:

«О СЛОВЕ,О РЕЧИ,О КУЛЬТУРЕ ОБЩЕНИЯ».

ЦЕЛЬ: обратить внимание детей и взрослых на их речь, развивать стремление к её совершенствованию, к овладению правильной, образной, логически последовательной речью.

АНКЕТА РОДИТЕЛЯМ.

-Придаете ли вы значение развитию у ребенка правильной, грамотной речи?

- Какими способами?

- Умеет ли ваш ребенок регулировать громкость, темп своей речи?

- Уделяете ли вы внимание воспитанию культуры общения?

- Как вы считаете, говорит ли ваш ребенок бранные слова?

- Проводите ли вы профилактическую работу в этом направлении?

- На что надо обратить внимание педагогу в отношении вашего ребенка?

- Какие испытываете трудности в развитии речи ребенка?

- Какие вопросы хотите задать на собрании, кого считаете нужным пригласить?

«Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, это клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками… Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием: в руках умелых оно в состоянии совершать чудеса..»    И.С.Тургенев.

«Чтение стихов должно быть постоянным,

 чтобы душа не засохла.»                                                                А.И.Герцен

«Слово- дело великое. Великое потому, что словом можно соединить людей, словом можно и разъединить их, словом можно служить любви, словом же можно служить вражде и ненависти. Берегитесь от такого слова, которое разъединяет людей.»                                                            Л.Н.Толстой.

Звучит тихая музыка.

«Многие русские слова сами по себе излучают поэзию, подобно тому, как драгоценные камни излучают таинственный блеск,»- писал Паустовский. Научить детей  внимательно относиться к своей и чужой речи, хорошо понимать все оттенки слов, в совершенстве владеть родным языком- это задача взрослых.

- Надо ли стыдить ребенка, читать ему нравоучения, если он неправильно сказал слово, построил предложение?

Итог дискуссии с родителями:

Важен пример взрослых, воспитание любви и интереса к книгам.

Звучит аудиозапись: Детям предлагается выбрать слова с правильным произношением или ударением, а также ответить на вопрос: «Бывают  ли дома семейные чтения и чем они запомнились?»

Рассказ учителя об уровне речевой культуры детей в классе, о том, какие недостатки в речи детей еще имеются.

Музыкальная пауза.

- Как быть, если ребенок грубо выругается? Наказывать ли его?

Ответы родителей.

Итог дискуссии: Ответы детей на вопрос: «Слышали ли вы бранные слова, от кого?»

«Не все взрослые понимают такую простую и абсолютно очевидную вещь, что матерное слово есть неприкрашенная мелкая, бедная и дешевая гадость, признак самой дикой, самой первобытной культуры, циничное, наглое отрицание и нашего уважения к женщине, и нашего пути к глубокой и истинно человеческой красоте.»                                       А.С. Макаренко

Говоря о нашей речи, нельзя не вспомнить о ее красоте, образности, эмоциональности. Бедная или ярко окрашенная речь детей зависит от усилий взрослых, от того, какое внимание уделяется этому в семье.

Задание детям: составьте предложения со словом  зима; сравнения к слову снег. 

Вывод: Необходима постоянная помощь по обогащению словарного запаса детей, работа над эмоциональной окраской речи.

Разговор о культуре общения.

- Почему так остро стоит этот вопрос сегодня?

- Потому что бестактность, грубость, враждебное отношение к людям возникают, как правило, из-за недостатков воспитания в детские годы!

Всем ясно: культуру общения одними разговорами не привьешь. Если ребенок слышит, как родители при нем говорят раздраженным тоном, как закричала на своего сына  соседка, выходит, как пнул сапогом подвернувшегося щенка и выругался обозленный чем-то отец, то позже и он  начнет грубить людям, срывать зло на слабом.

- Умеют ли вести беседу наши дети? Культуре общения помогают правила:

1. Не говорите о человеке плохо  в его отсутствие.

2. Бестактно прерывать разговор.

3. Если срочно нужно что-то спросить, то прежде всегда необходимо извиниться.

4. В разговоре неприлично выпячивать свое «я».

5. Во время беседы надо смотреть в глаза собеседнику, а не в сторону, на часы, не теребить пуговицы собеседнику, не жестикулировать.

6. Не следует разговаривать, находясь на большом расстоянии от собеседника.

7. Находясь в компании, не следует шептаться.

8.Помни: всякое замечание воспринимается мягче, если оно следует за похвалой.

Родители читают эти правила, записывают те, над которыми они считают необходимым поработать с ребенком.

«Человек, равнодушный к своему языку,- дикарь. Его безразличие к языку объясняется безразличием к прошлому и настоящему Отечества.»

Будем помнить: наша речь как в зеркале отражается в речи наших детей.

Исключим из речи наших детей повторы, бранные слова, неточности в произношении слов.

Богатство языка познается через поэзию. Привитие культуры общения, умение вести разговор, спасать словом, нести добро людям - одна из основных задач воспитания наших детей.

Игры по обогащению речи детей.

Подбор синонимов.

-Как сказать по-другому: река бежит(течет, журчит, льется)?

Какой снег? (белый, пушистый, мягкий, искристый).

Узнавание предмета по эпитетам.

Что это? Кудрявая, белоствольная, стройная.

Работа с антонимами.

Карандаш длинный-короткий; пух легкий, а камень-…, река широкая, а ручей-….

Что бывает широким, узким, зеленым, хмурым, деревянным?

Свежий- хлеб, газета, ветер, трава, овощи, листья.

Игра «Я- ласка». Все предметы называются только ласково: кошка-кошечка, ложка-ложечка.

Составление парных созвучных слов.

Мишка-шишка-крышка и т.д.

Игра «Увеличительное стекло».

Я смотрю в увеличительное стекло и теперь вижу не дом, а домище…и т.д.

Подбор к предмету слов, обозначающих действия.

Ветер что делает ? (Воет, пыль поднимает, листья срывает, освежает, тучи разгоняет).

Час знатоков поэзии.

Конкурс на лучшего чтеца.

Загадки, ребусы, викторины -для детей и родителей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание на тему: «Общение родителей и детей как условие успеха воспитания»

Интересный материал для проведения родительского собрания в 8 классе....

Родительское собрание по теме «Культура речи»

Работа с родителями по теме "Культура речи"...

Из опыта работы по теме самообразования « Формирование коммуникативных умений и навыков у обучающихся (VIII вида) на факультативных занятиях «Речь и культура общения», «Этика речевого общения» как одно из условий социального здоровья» (с презентацией)

Совершенствование культуры речевого общения детей с ограниченными возможностями здоровья является одной из актуальных проблем для развития личности ребенка. Решение проблемы путем развития и коррекции...

Доклад на родительском собрании по теме "Пример родителей основное условие успешного воспитания культуры поведения у детей. Культура речи ребёнка".

Хотелось бы начать своё выступление со слов великого педагога и писателяАнтона Семёновича Макаренко,   который говорил родителям:  «Правильное   воспитани...

Родительское собрание по теме: «Бранные слова. Сквернословие»

Цель: формирование культуры речи, эстетического вкуса, культуры поведения.Задачи:Выяснить отношение родителей к проблеме сквернословия,обсудить и установить причины распространения сквернословия в общ...