Тема: Из книжной сокровищницы Древней Руси. Рукописные книги 4 класс
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс)

Корзина Елена Валерьевна

            Тема: Из книжной сокровищницы Древней Руси. Рукописные книги.

           Учебник:  Окружающий мир, автор А.А.  Плешаков  4 класс

Цель: Знакомство обучающихся с историей возникновения и развития письменности в Древней Руси.

Задачи:

Образовательная:

  • Сформировать мировоззрение обучающихся о жизни русского народа во времена Древней Руси.
  • Повторить понятие  летописец, летопись.
  • Создать яркие представления о рукописных книгах.
  • Продолжать работу по развитию речи обучающихся:

-  обогащать словарный запас;

- способствовать развитию умения обучающихся высказывать предположения , объяснять значение различных слов, связанных с данной темой;

-  развивать умения обучающихся сравнивать свои высказывания с текстом учебника.

Развивающая:

  • Способствовать развитию внимания, памяти, мышления, воображения обучающихся.
  • Развивать эмоциональную сферу обучающихся.
  • Способствовать развитию познавательного интереса к урокам окружающего мира и истории.
  • Формировать навыки учебной поисковой деятельности.
  • Развивать творческие способности обучающихся.

Воспитательные:

  • Воспитывать  уважение к культуре русского народа.
  • Формировать у обучающихся бережное отношение к книге.
  • Формировать умение работать индивидуально, в парах и в группе.

 Тип урока: урок «открытия» нового знания;

Методы и приемы: словесный, наглядный, практический.

Оборудование: мультимедиа, старинные книги, аудиозаписи с композицией «Музыка Древней Руси», раздаточный материал: карточки  с заданиями для групповой работы, тесты,карточки для оценивания обучающихся своего эмоционального состояния на уроке.

Скачать:


Предварительный просмотр:

            Тема: Из книжной сокровищницы Древней Руси. Рукописные книги.

           Учебник:  Окружающий мир, автор А.А.  Плешаков  4 класс

Цель: Знакомство обучающихся с историей возникновения и развития письменности в Древней Руси.

Задачи:

Образовательная: 

  • Сформировать мировоззрение обучающихся о жизни русского народа во времена Древней Руси.
  • Повторить понятие  летописец, летопись.
  • Создать яркие представления о рукописных книгах.
  • Продолжать работу по развитию речи обучающихся:

-  обогащать словарный запас;

- способствовать развитию умения обучающихся высказывать предположения , объяснять значение различных слов, связанных с данной темой;

-  развивать умения обучающихся сравнивать свои высказывания с текстом учебника.

Развивающая: 

  • Способствовать развитию внимания, памяти, мышления, воображения обучающихся.
  • Развивать эмоциональную сферу обучающихся.
  • Способствовать развитию познавательного интереса к урокам окружающего мира и истории.
  • Формировать навыки учебной поисковой деятельности.
  • Развивать творческие способности обучающихся.

Воспитательные: 

  • Воспитывать  уважение к культуре русского народа.
  • Формировать у обучающихся бережное отношение к книге.
  • Формировать умение работать индивидуально, в парах и в группе.

 Тип урока: урок «открытия» нового знания; 

Методы и приемы: словесный, наглядный, практический.

Оборудование: мультимедиа, старинные книги, аудиозаписи с композицией «Музыка Древней Руси», раздаточный материал: карточки  с заданиями для групповой работы, тесты,карточки для оценивания обучающихся своего эмоционального состояния на уроке.

Структура урока:

  1.  Организационно – мотивационный этап.  1
  2. Актуализация опорных знаний.1
  3. Повторение пройденного. Диагностика успешности.6

 IV.    Актуализация первичного опыта, осуществляемая на этапе введения новой учебной.3

 V.      Актуализация обогащаемого опыта на этапе усвоения нового учебного материала.10

 VI.    Физкультминутка 1

VII.   Актуализация обогащаемого опыта на этапе усвоения нового учебного материала.4

 VIII.  Актуализация закрепляемого опыта на этапе закрепления ЗУН. Работа в группах.6

  IХ.    Актуализация закрепляемого опыта на этапе закрепления ЗУН. Тест.6

  Х.    Оценочно-рефлексивный этап.3

  ХI.    Итог урока.2

  ХII.  Домашнее задание.1

Эскиз доски:

 

Высказывание о книге

 

 

                                                  Ход урока:

  1. Организационно – мотивационный этап.

Сегодня на уроке у нас присутствуют гости, поприветствуйте, пожалуйста,  гостей и тихонько присядьте на свои места.

Пусть этот урок, проведенный совместными усилиями,  позволит вам открыть много нового интересного из истории Древней Руси. Мы узнаем, как древнерусские мастера создавали рукописные книги.

Задача: создание положительного эмоционального настроя на предстоящую деятельность; осмыслить тему урока.

Метод: словесный

Прием: повествование

Вид деятельности: продуктивный

Форма организации: фронтальная

Средства:

  1.  Актуализация опорных знаний.

            Деятельность учителя

           Деятельность обучающихся

Есть времена  в истории Родины, значение которых очень велико, каждое Новое поколение хочет слышать о них. Слыша, люди становятся сильнее духом, потому что узнают,  от какого крепкого корня ведут свой род.

Из каких источников о жизни Древней Руси  мы узнаём?

Всё это называется историческими источниками.

 

Из книг, из рассказов бабушек……

  1.  Повторение пройденного.

Диагностика успешности.

Задача: закрепить знание по предыдущей теме.

Метод: словесный

Прием: беседа  по вопросам

Вид деятельности: продуктивный

Форма организации:

Средства: книга (макет)

Прежде чем приступить, к изучению новой темы, давайте вспомним,  что интересного мы узнали на прошлом уроке.

1.Какими были первые города?

(от каких слов произошло слово – город?)

2.Как назывался центр древнего русского города?

3.Что располагалось внутри Кремля?

4. Кто жил за пределами Кремля?

5.Назовите первые города Древней Руси.

6.Назовите сооружения, которые были воздвигнуты при князе Ярославе в Киеве.

7. Какой город располагается на берегу реки Волхов.

8.Кто жил в Новгороде?

9.Кто управлял Новгородом?

10 При каком князе  в Киеве появились архитектурные постройки?

 Ребята вы правильно ответили на вопросы. Мы можем перейти к изучению новой темы, но сначала вам необходимо сформулировать тему нашего урока.

Ученики вытягивают вопросы(в виде блица) из макета книги, читают и отвечают на них.

Это были поселки, крепости окруженные крепкими бревенчатыми стенами и глубокими широкими рвами, такие окруженные поселки были надежными убежищами.

Город – городить, огораживать.

Центр города назывался Кремлем.

Внутри Кремля располагался княжеский дворец и дома знати.

Жили ремесленники торговцы и другой городской люд.

Киев, Великий Новгород.

Золотые ворота, Софийский собор(выбор на картинках).

Великий Новгород

Бояре, купцы, ремесленники

Посадники, которые выбирались из знати на вече.

При князе Ярославе Мудром

IV.   Актуализация первичного опыта, осуществляемая на этапе введения новой учебной информации.

Задачи: актуализировать опорные знание по теме:  «Из книжной сокровищницы Древней Руси. Рукописные книги» необходимые при изучении новой темы; сообщение темы урока учащимися и задачей урока.

Метод: словесный

Прием: беседа

Вид деятельности: репродуктивный

Форма организации:

Средства:  слайд  с летописцем

Сейчас перед вами появится необычный человек. Ваша задача - узнать кто это, и чем он занят.

Представьте себе, что мы перенеслись с вами в прошлое в IХ  век,  в Киево-Печерский монастырь. (читаю стихотворение М.Богдановича )

На белоснежном листе под узеньким окном,

Не спешно буковки выводит он пером

И между ярко- красными рядами вставляет он строку;

Веселыми цветами и разноцветными головками зверей

И птиц не виданных- фантазией своей искусной вязью,-

Вдоволь есть сноровки-

Украсит он заставки и концовки

И заголовки все,- ведь некуда спешить!

Порою труд прервет, что бы  лучше заострить перо гусиное…и глянет: радость – солнце

Столпами падает на стол через оконце;

И чудится, в них вовсе не остыл

Чуть синеватый дым невиданных кадил!

(Кадило-металлический сосуд на цепочки для одымления ладаном церковного помещения при богослужении.)

 Ладан - желтоватая или красноватая ароматическая смола,  используется  гл. обр. при религиозных служениях.

Ребята, вы узнали кто это?

Верно, это летописец. Как вы думаете, почему его так назвали? Какой документ он пишет?

Что записывалась в летописи?

Вспомните, от каких слов произошло слово « летопись».

Да каждую запись Нестор начинает словами « В лето ….», а далее прописывает, что случилось в данное лето.

Если в лето ничего не произошло, летописец записывает: « В лето  не быть  ничего»  или « В лето быть тишина ».

Как  историки называют  летопись?

О каких событиях рассказывается в летописи?

Именно летописи сохранили для нас память о временах Древней  Руси – сильного государства, в котором создана богатая и яркая культура.

Обратите внимание, на столе летописца Нестора лежат древние  рукописные книги – огромные, в толстых кожаных переплётах.

Давайте определим тему нашего урока. Как вы думаете  о чём мы сегодня на уроке будем говорить? Продолжите предложение:

Мы будем говорить….

Итак,  прочитайте тему  нашего урока.

 Попробуем с вами определить задачи урока :

Вам снова необходимо продолжить предложения:

По данной теме я хотел (а) бы узнать….

Мне это нужно, потому что…

Для этого я должен на уроке….

 Сегодня на уроке подробнее поговорим о письменности на Руси.

 

 

 

 

 

 

Летописец (монах) - Нестор, образованнейший человек того времени.

Монах-человек, который посвятил свою жизнь служению Богу.

Летопись.

Исторические важные события того времени

Лето – это год, писать. Записи из года в год.

« Повесть временных лет».

О восточных племенах, нашествиях кочевников, первых русских князьях.

О  первых рукописных книгах

« Первые рукописные книги».

Как выглядели  первые  рукописные  книги? На чём писали в Древней Руси? Узнаем, кто создал письменность.

Эти знания пригодятся вам при изучении истории в старших классах

Размышлять, думать.

V.   Актуализация обогащаемого опыта на этапе усвоения нового учебного материала.

Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

Рукописная книга.

Задачи: сформировать представление у детей о  первых рукописных книгах.

Метод: словесный

Прием: беседа

Вид деятельности: репродуктивный

Фома организации: фронтальная, работа в парах

Средства: учебник, слайд с понятием.

Ребята, откройте учебник на стр.56, давайте прочитаем о рукописных книгах.

У вас на столе таблица, нам  надо заполнить только первую колонку.

  

Линия сравнения

Рукописная книга

Печатная книга

материал для письма

инструмент

создания книги

место изготовление книги

помещение для изготовления книги

украшение книги

кто трудился над созданием книги

 

 

 

 

 Давайте проверим, как вы заполнили таблицу.

Составьте  краткий рассказ, по записанному.

 

 

 

 На следующем уроке мы с вами продолжим собирать информацию о печатной книге.

Первые древние рукописные книги дошли до нас в виде отдельных листов или книг.

Работа над понятием.

Скажите, какие новые слова вам встретились?

 Ребята, а где мы можем найти объяснение этим словам.

 

Я попросила дома вас найти объяснения этим словам, расскажите, что у вас получилось.

 

Давайте полюбуемся рукописными книгами на слайдах.

Как вы думаете,  рукописных книг было много?

Да. Действительно, книг было мало и они стоили дорого. Приведу пример, чтобы написать одну , нужно было 200 шкур овец, 2 бочки зерна .За книгу платили цену равную стоимости крестьянского двора со всем инвентарём.

Вот например на учебник, который у вас в руках необходимо 12  телячьих шкур, а посчитайте, сколько нужно телячьих шкур, чтобы изготовить учебники на весь наш класс ( нас 28)

Вывод: Пергаментных книг не хватало  и  пока писали в ручную на пергаменте о массовом производстве книг не было и речи. Дело стало меняться с конца ХIII века, когда европейцы разгадали секрет  производства бумаг. Бумага стоила дешевле, появились специальные станки

 ( где набирали текст с помощью литер). Книга стала доступнее.

Ещё не маловажный момент, книги  к нам пришли вместе  с принятием христианства на Руси. Особого размаха « учение книжное» достигло при Ярославе Мудром. Князья Владимир и Ярослав создали школы. О самом Ярославе в летописи писалось, что он « к книгам  прилежал, и читая их часто и в ночи и в дне».

В Софийском соборе была создана крупнейшая библиотека, в которой собирались и переписывались книги.

  

   

Линия сравнения

Рукописная книга

Печатная книга

материал для письма

пергамет

инструмент

создания книги

перо

место изготовление книги

монастыри

помещение для изготовления книги

мастерская

украшение книги

орнаменты, цветные заставки,

красочные изящные миниатюры,

кто трудился над созданием книги

несколько мастеров, художники украшающие книги рисунками, орнаментами, переписчики

Материалом для письма – пергамет.

Орудием создания книги -  гусиное перо.

Место  для изготовления  книги – монастыри.

Помещением для изготовления книги – мастерская.

Украшение книги  -  орнаменты, цветные заставки ,красочные изящные миниатюры.

 

 

 

Пергамент. киноварь ,охра. миниатюра

 

 В специальных словарях, в энциклопедиях,  в электронных пособиях  -  Кирилл и Мефодий, в интернете.

 

Пергамент - кожа, выделанная из шкур телят, очень древний материал для письма. Пергамент хорошо впитывает краску.

 

 Киноварь –– красного цвета.

Охра – краска жёлтого цвета.

Миниатюра - сделанные от руки рисунки, красной  краской, , применявшиеся в оформлении рукописных кни) - произведение искусства небольших размеров, отличающееся тонкостью исполнения. Основными видами миниатюры являются: книжная, портретная и лаковая. Книжная миниатюра - выполненные от руки рисунки, цветные иллюстрации, а также другие элементы оформления (инициалы, заставки, концовки и т. д.) в рукописных книгах.

 

 

Нет, очень трудно было написать книгу. Так как это трудоёмко, требовалось много сил,  для изготовления  и в те времена  было мало грамотных людей. Считалось, что изготовления книги - это дорогой труд.

 

 

 

 

336 телячьих шкур

VI. Физкультминутка.( релаксация)

Задача:

Метод: словесный, релаксирующий

Прием: чтение стихотворения под музыку

Вид деятельности: репродуктивный

Фома организации: фронтальная

Средства: слайд, музыкальное сопровождение.

К нам на урок прилетели ангелы. Или лучик солнца.

Старинная книга в золотом переплёте
Опракинулась со старинной полки
Её пыль мол салютом кружила вокруг,
Словно в сказке раздался таинственный звук,
Книга раскрылась упавши на пол,
Неизвестные буквы и дивный декор,
Предавали письму безумие смысла,
На другой странице находилась картина,
При свете луны она будто живая,
В крови та страница откуда не зная,
Возможно из глаз того , кто ту книгу читает.....

....она глубоко под землёй дремлит,
Как она там оказалась никто не знает.
Её обложку мастерили
монахи, 
Но, что в той книге будет они не понимали.
Украшена она камнями,
Найдено не много моих воинов.
Откройте глаза.

У каждого человека есть добрый ангел. Он охраняет человека от злобы и горя, обид и неудач. Человек спит, а ангел вершит дела. Он опускается на лоб человека и поглаживает его, затем прикасается к правому глазку, затем прикасается к левому и легонько ласкает их, делая ваши глаза умными и ясными. Ангел касается крыльями носика и ваше дыханье становится ровным и спокойным, затем пробегает по щекам, и они розовеют, затем  легко касается губ. Добрый ангел касается лица человека, его головы и всё плохое уходит прочь, уступая место добрым мыслям и делам. Потихоньку наш ангел улетает и  мы  просыпаемся.

 

VII. Актуализация обогащаемого опыта на этапе усвоения нового учебного материала.

Кирилл и Мефодий – создатели древней письменности.

Задачи: сформировать представление у детей о  первом славянском алфавите, познакомить с создателями славянской письменности.

Метод: словесный

Прием: беседа

Вид деятельности: репродуктивный

Фома организации: фронтальная, индивидуальная

Средства: учебник, слайд.

Посмотрите на слайд. Как вы думаете, что это?

Правильно, это славянский алфавит, он называется – кириллица.

Этим алфавитом мы пользуемся и по сей день. Обратите внимание, что каждое название  буквы  несло большой смысл и нравственное содержание. Овладевший грамотой впитывал огромной глубины нравственные понятия, вырабатывал для себя линию поведения в жизни, получал понятие о добре и морали.» Говори слово внятно» « Отвечай за свои слова». Хорошо бы многим из нас научиться как в произношении, так и в ответственности за свои слова.

Письменность на Руси широко распространилась после принятия христианства.

Кто крестил Русь?

Вы хотите  узнать,  кто первый придумал буквы?

 

Вот послушайте сказ:

Жили были тогда добры молодцы и красны девицы. А у них были добрые матушки , бородатые мудрые батюшки. Умели они пахать да косить, дома – терема рубить. Умели они холсты ткать, узорами вышивать, А вот грамоты наши предки не ведали. На умели книги читать и письма писать. И явились на Русь два просветителя. Братья мудрые Кирилл и Мефодий.

Кирилла ещё с детства прозвали мудрецом. Так он с детства мечтал писать книги, понятные славянам. А для этого нужно было придумать славянские буквы. Ему стал помогать старший брат Мефодий, они много работали над и в результате появилась азбука. Так славянские народы получили письменность – азбуки, которую и назвали – кириллицей в память о создателе. Было это в 838 году.

Как назывался славянский алфавит?

Почему его так назвали?

Откройте учебники на с. 59 найдите иллюстрацию памятника Кириллу и Мефодию.

24 мая с 1992 года весь наш народ отмечает праздник славянской письменности и культуры. В 1992 году был открыт памятник Кириллу и Мефодию в Москве на Славянской площади. У подножья памятника установлена Неугасаемая Лампада – знак вечной памяти.

Это  алфавит.

Князь Владимир – Красное солнышко.

Кириллица.

В честь Кирилла, он создал славянскую азбуку.

 VIII.    Актуализация закрепляемого опыта на этапе закрепления ЗУН.

Задача: закрепить, и систематизировать полученные знания обучающихся.

Метод: словесный, практический.

Прием: проверочная, тест

 Вид деятельности: репродуктивный, работа в группах.

Оборудование: карточки с заданиями.

Теперь давайте ответим на вопросы, поставленные в начале урока. Эта работа позволит вам понять, что каждый из вас знает, что удивило. Над каким вопросом надо поработать.

Перед уроком вы получили цветные жетоны, организуйтесь по группам.

Сначала, давайте вспомним правила работы в группе.

Я надеюсь, что в каждой группе будет царить атмосфера взаимовыручки и дружбы.

1 группа.

Выберите из списка слов, только те слова, которые встретились нам при изучении новой темы.

2 группа.

Объясни значение слов:

( определения записаны на доске, обучающимся надо только правильно расставит карточки)

Пергамент –

Кириллица –

Летопись –

Миниатюра –

Охра –

3 группа:

  Вставь в предложения,  пропущенные слова,  используя полученные знания на уроке.

С 9 века на Руси появилась _________________.          Повесть временных лет писал монах ________.

Славянскую письменность создали ________________________________________.

Первые книги на Руси писали на ___________.

Используя для письма  ________. Над рукописной книгой трудились _______________________________.

Книгу украшали __________________________.

Переплёт делали из ____________, их обтягивали

______________________. Чтобы листы книг не скручивались,  приделывали _________________.
Так появились первые книги.

 Молодцы! Вижу , что уроке вы много узнали и запомнили.

 

 

 

 

  

 

Дисциплина, сотрудничество, взаимодействие, дружба.

С IХ века на Руси появилась летопись.          Повесть временных лет писал монах Нестор.

Славянскую письменность создали Кирилл и Мефодий.

Первые книги на Руси писали на пергаменте.

Используя для письма  перо. Над рукописной книгой трудились переплётчики, художники ,переписчики.

Книгу украшали орнаментами. миниатюрами.

Переплёт делали из  досок, их обтягивали кожей , бархатной тканью. Чтобы листы книг не скручивались,  приделывали застёжки.
Так появились первые книги.

IХ.    Актуализация закрепляемого опыта на этапе закрепления ЗУН.

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Задача: закрепить, и систематизировать полученные знания обучающихся.

Метод: словесный, практический.

Прием: проверочная, тест

 Вид деятельности: репродуктивный, работа в группах.

Оборудование: тест

1.Как назывался первый славянский алфавит:

   1. кириллица      2. букварь

2.Как называлась запись из года в год:

   10. рассказ          11. летопись     12. статья      

3.Памятник Кириллу и Мефодию открыт, потому что:

   4. они создатели славянской азбуки  

   2. они являются первыми первопечатниками

4. Кириллица – это:

    15. азбука азиацких народов  

    2. славянская азбука

5. Летописец – это:

   6. Монах, который записывал историю народов.        

  12. человек. Который писал летние пейзажи.

6. Как звали первого летописца Древней Руси:

      3. Нестор     8. князь Владимир   5. вещий Олег

7. На чём писали первые рукописные книги:

     8.береста       9. бумага     10. пергамент

8. Пергамент – это:

    5. особым образом выделанная кожа для письма

9. обёрточная бумага

9. Чем писали первые рукописные книги:

    10. ручка     9. писало     7. перо  

10. Какой князь достиг огромного размаха в книжном учении:

     14. князь вещий Олег      8. Ярослав Мудрый

11. Киноварь – это:

    9.  краска жёлто- красного цвета     12. Краска розового цвета

1.Как назывался первый славянский алфавит:

   1. кириллица      2. букварь

2.Как называлась запись из года в год:

   10. рассказ          11. летопись     12. статья      

3.Памятник Кириллу и Мефодию открыт, потому что:

   4. они создатели славянской азбуки  

   2. они являются первыми первопечатниками

4 . Кириллица – это:

    15. азбука азиацких народов  

    2. славянская азбука

5. Летописец – это:

   6. Монах, который записывал историю народов.        

    12. человек. Который писал летние пейзажи.

6. Как звали первого летописца Древней Руси:

      3. Нестор     8. князь Владимир   5. вещий Олег

7. На чём писали первые рукописные книги:

     8.береста       9. бумага     10. пергамент

8. Пергамент – это:

     5. особым образом выделанная кожа для письма

9. обёрточная бумага

9. Чем писали первые рукописные книги:

    10. ручка     9. писало     7. перо 

10. Какой князь достиг огромного размаха в книжном учении:

     14. князь вещий Олег      8. Ярослав Мудрый

11. Киноварь – это:

    9.  краска жёлто- красного цвета 

   12. Краска розового цвета

Дети отмечают на специальных карточках свои ответы, если ответы правильные. Получится буква – к, т. к мы весь урок говорили о книге.

Х.  Оценочно-рефлексивный этап.

Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Задача: обучение обучающихся рефлексии, самооценке усилий и результатов.

Метод: словесный

Прием: беседа

Форма организации: фронтальная

Оборудование: карточка с вопросами

Ребята, вот мы с вами и открыли еще одну страничку истории нашей Родины.   Теперь вам необходимо дополнить предложения:

- тема урока мне понятна……..

- сегодня на уроке я узнал (а)…

- сегодня  на уроке я удивился…

- моё ощущение на уроке…

- я бы поставил себе на уроке оценку…

- я считаю, что дома мне надо…

-  о чём хотелось бы рассказать своим родителям, друзьям.

Итог урока:

           Книга – это самое настоящее чудо. При помощи книги общаются между собой люди, которые никогда не видели друг друга и даже жили в разные времена. Гигантская  накопленная за века библиотека надёжная память человечества, где запечатаны его свершения и мечты, прозрения и заблуждения.

 И та книга,  которая лежит сейчас перед вами – « Мир вокруг нас» тоже частица этого чуда. Представьте, что она рассказывает одновременно миллионам ваших сверстникам о том , как жили народы и как писались первые рукописные книги.

Домашнее задание: (творческое)

Представьте , что вы должны создать рукописную книгу .Попробуйте создать своё произведение книжного искусства – одну страничку, используя при оформлении те же приёмы, что использовали древнерусские мастера.

Ребята,  у которых был жетон синего цвета, выполняют задание в  рабочей тетради.

 Всем вам нужно прочитать еще раз стр. 55-58 ответить на вопросы в конце параграфа. «Проверь себя».

Спасибо, за урок.

 

ТЕСТОВАЯ  РАБОТА  

для учащихся  4  класса



Предварительный просмотр:

C:\Documents and Settings\Пользователь\Рабочий стол\рамка3.jpg

C:\Documents and Settings\Пользователь\Рабочий стол\рамка3.jpg

C:\Documents and Settings\Пользователь\Рабочий стол\рамка3.jpg

C:\Documents and Settings\Пользователь\Рабочий стол\рамка3.jpg

C:\Documents and Settings\Пользователь\Рабочий стол\рамка3.jpg

C:\Documents and Settings\Пользователь\Рабочий стол\рамка3.jpg

C:\Documents and Settings\Пользователь\Рабочий стол\рамка3.jpg         

C:\Documents and Settings\Пользователь\Рабочий стол\рамка3.jpg

C:\Documents and Settings\Пользователь\Рабочий стол\рамка3.jpg



Предварительный просмотр:

         Вопросы

   Ответы

- Тема урока мне понятна?

-  Сегодня на уроке  я узнал ( а)….

- Над чем заставил задуматься этот урок?

- Сегодня на уроке я удивился….

- Мое ощущение на уроке…..

             

- Я бы оценил свою работу….

-  о чём хотелось бы  рассказать своим друзьям, родителям?

C:\Documents and Settings\Пользователь\Рабочий стол\Новая папка\пер1.jpg



Предварительный просмотр:

Я думаю, что этот человек летописец,  Зовут его Нестор. Он пишет летопись. В летописи записывались важнейшие события того времени. Важными событиями тех времен были: записи о  восточных племенах, нашествиях кочевников, первых русских князьях.

Историки летопись называют « Повестью временных лет»

Летопись означает -  запись из  года в год,  из лета в лето.

Я думаю, что этот человек летописец,  Зовут его Нестор. Он пишет летопись. В летописи записывались важнейшие события того времени. Важными событиями тех времен были: записи о  восточных племенах, нашествиях кочевников, первых русских князьях.

Историки летопись называют « Повестью временных лет»

Летопись означает -  запись из  года в год,  из лета в лето.

Я думаю, что этот человек летописец,  Зовут его Нестор. Он пишет летопись. В летописи записывались важнейшие события того времени. Важными событиями тех времен были: записи о  восточных племенах, нашествиях кочевников, первых русских князьях.

Историки летопись называют « Повестью временных лет»

Летопись означает -  запись из  года в год,  из лета в лето.

Я думаю, что этот человек летописец,  Зовут его Нестор. Он пишет летопись. В летописи записывались важнейшие события того времени. Важными событиями тех времен были: записи о  восточных племенах, нашествиях кочевников, первых русских князьях.

Историки летопись называют « Повестью временных лет»

Летопись означает -  запись из  года в год,  из лета в лето.

Линия сравнения

Рукописная книга

Печатная книга

  материал для письма

пергамет

инструмент

создания книги

перо

 место изготовление книги

монастыри

помещение для изготовления книги

мастерская

украшение книги

орнаменты, цветные заставки,

красочные изящные миниатюры,

кто трудился над созданием книги

несколько мастеров, художники украшающие книги рисунками, орнаментами, переписчики

Материалом для письма – пергамет.

Орудием создания книги -  гусиное перо.

Место  для изготовления  книги – монастыри.

Помещением для изготовления книги – мастерская.

Украшение книги  -  орнаменты, цветные заставки ,красочные изящные миниатюры.

Трудились над созданием книги -  несколько мастеров, художники украшающие книги рисунками, орнаментами, переписчики

  материал для письма

пергамет

инструмент

создания книги

перо

 место изготовление книги

монастыри

помещение для изготовления книги

мастерская

украшение книги

орнаменты, цветные заставки,

красочные изящные миниатюры,

кто трудился над созданием книги

несколько мастеров, художники украшающие книги рисунками, орнаментами, переписчики

Материалом для письма – пергамет.

Орудием создания книги -  гусиное перо.

Место  для изготовления  книги – монастыри.

Помещением для изготовления книги – мастерская.

Украшение книги  -  орнаменты, цветные заставки ,красочные изящные миниатюры.

Трудились над созданием книги -  несколько мастеров, художники украшающие книги рисунками, орнаментами, переписчики

Кто крестил Русь?

Князь Владимир – Красное солнышко.

С IХ века на Руси появилась летопись.Повесть временных лет писал монах Нестор.

Славянскую письменность создали Кирилл и Мефодий.

Первые книги на Руси писали на пергаменте.

Используя для письма  перо. Над рукописной книгой трудились переплётчики, художники ,переписчики.

Книгу украшали орнаментами. миниатюрами.

Переплёт делали из  досок, их обтягивали кожей , бархатной тканью. Чтобы листы книг не скручивались,  приделывали застёжки.
Так появились первые книги.

С IХ века на Руси появилась летопись.Повесть временных лет писал монах Нестор.

Славянскую письменность создали Кирилл и Мефодий.

Первые книги на Руси писали на пергаменте.

Используя для письма  перо. Над рукописной книгой трудились переплётчики, художники ,переписчики.

Книгу украшали орнаментами. миниатюрами.

Переплёт делали из  досок, их обтягивали кожей , бархатной тканью. Чтобы листы книг не скручивались,  приделывали застёжки.
Так появились первые книги.

Скажите, какие новые слова вам встретились?

Пергамент. киноварь ,охра,  миниатюра

Ребята, а где мы можем найти объяснение этим словам.

В специальных словарях, в энциклопедиях, в справочниках в электронных пособиях  -  Кирилл и Мефодий, в интернете.

Скажите, какие новые слова вам встретились?

Пергамент. киноварь ,охра,  миниатюра

Ребята, а где мы можем найти объяснение этим словам.

В специальных словарях, в энциклопедиях, в справочниках в электронных пособиях  -  Кирилл и Мефодий, в интернете.

Скажите, какие новые слова вам встретились?

Пергамент. киноварь ,охра,  миниатюра

Ребята, а где мы можем найти объяснение этим словам.

В специальных словарях, в энциклопедиях, в справочниках в электронных пособиях  -  Кирилл и Мефодий, в интернете.

Скажите, какие новые слова вам встретились?

Пергамент. киноварь ,охра,  миниатюра

Ребята, а где мы можем найти объяснение этим словам.

В специальных словарях, в энциклопедиях, в справочниках в электронных пособиях  -  Кирилл и Мефодий, в интернете.

Пергамент - кожа, выделанная из шкур молодых  телят, очень древний материал для письма. Пергамент хорошо впитывает краску.

 

 Киноварь –– краска  красного цвета.

Охра – краска жёлтого цвета.

Миниатюра - сделанные от руки рисунки, красной  краской, это  произведение искусства небольших размеров, отличающееся тонкостью исполнения а также другие элементы оформления (инициалы, заставки, концовки и т. д.) в рукописных книгах.

Пергамент - кожа, выделанная из шкур молодых  телят, очень древний материал для письма. Пергамент хорошо впитывает краску.

 

 Киноварь –– краска  красного цвета.

Охра – краска жёлтого цвета.

Миниатюра - сделанные от руки рисунки, красной  краской, это  произведение искусства небольших размеров, отличающееся тонкостью исполнения а также другие элементы оформления (инициалы, заставки, концовки и т. д.) в рукописных книгах.

Как вы думаете,  рукописных книг было много?

Нет, очень трудно было написать книгу. Так как это трудоёмко, требовалось много сил,  для изготовления  и в те времена  было мало грамотных людей. Считалось, что изготовления книги - это дорогой труд.

Как вы думаете,  рукописных книг было много?

Нет, очень трудно было написать книгу. Так как это трудоёмко, требовалось много сил,  для изготовления  и в те времена  было мало грамотных людей. Считалось, что изготовления книги - это дорогой труд.

Как вы думаете,  рукописных книг было много?

Нет, очень трудно было написать книгу. Так как это трудоёмко, требовалось много сил,  для изготовления  и в те времена  было мало грамотных людей. Считалось, что изготовления книги - это дорогой труд.

Как вы думаете,  рукописных книг было много?

Нет, очень трудно было написать книгу. Так как это трудоёмко, требовалось много сил,  для изготовления  и в те времена  было мало грамотных людей. Считалось, что изготовления книги - это дорогой труд.



Предварительный просмотр:

Линия сравнения

Рукописная книга

Печатная книга

материал для письма

инструмент

создания книги

место изготовление книги

помещение для изготовления книги

украшение книги

кто трудился над созданием книги

Линия сравнения

Рукописная книга

Печатная книга

материал для письма

инструмент

создания книги

место изготовление книги

помещение для изготовления книги

украшение книги

кто трудился над созданием книги

Линия сравнения

Рукописная книга

Печатная книга

материал для письма

инструмент

создания книги

место изготовление книги

помещение для изготовления книги

украшение книги

кто трудился над созданием книги



Предварительный просмотр:

Картинка 186 из 84000

Картинка 186 из 84000

Картинка 186 из 84000



Предварительный просмотр:

C:\Documents and Settings\Пользователь\Рабочий стол\рамка3.jpg

C:\Documents and Settings\Пользователь\Рабочий стол\рамка3.jpg

C:\Documents and Settings\Пользователь\Рабочий стол\рамка3.jpg

C:\Documents and Settings\Пользователь\Рабочий стол\рамка3.jpg

C:\Documents and Settings\Пользователь\Рабочий стол\рамка3.jpg



Предварительный просмотр:

Пергамент

Кириллица

Летопись

Миниатюра  

 

Охра

Ученик

Картина

Жизнь



Предварительный просмотр:

Картинка 12 из 84000

Картинка 86 из 84000

Картинка 155 из 84000

Картинка 186 из 84000       Картинка 186 из 84000

Картинка 186 из 84000     Картинка 186 из 84000

Картинка 186 из 84000     Картинка 186 из 84000

Картинка 186 из 84000    Картинка 186 из 84000



Предварительный просмотр:

Знать:

Есть времена  в истории Родины, значение которых очень велико, каждое Новое поколение хочет слышать о них. Слыша, люди становятся сильнее духом, потому что узнают,  от какого крепкого корня ведут свой род.( Дома с родителями попробовать объяснить. Как,  понимаете эти слова)

Мы будем говорить о первых рукописных книгах.

Тема нашего урока « Рукописные книги »

Цель урока: Как выглядели  первые  рукописные  книги? На чём писали в Древней Руси? Узнаем, кто создал письменность.

Мне это нужно, потому что…  

Эти знания пригодятся вам при изучении истории в старших классах Силён тот народ который изучает свою историю… ( подумать дома ещё зачем нужны нам эти знания, о  первой рукописной книге…)

Знать:

Есть времена  в истории Родины, значение которых очень велико, каждое Новое поколение хочет слышать о них. Слыша, люди становятся сильнее духом, потому что узнают,  от какого крепкого корня ведут свой род.( Дома с родителями попробовать объяснить. Как,  понимаете эти слова)

Мы будем говорить о первых рукописных книгах.

Тема нашего урока « Рукописные книги »

Цель урока: Как выглядели  первые  рукописные  книги? На чём писали в Древней Руси? Узнаем, кто создал письменность.

Мне это нужно, потому что…  

Эти знания пригодятся вам при изучении истории в старших классах Силён тот народ который изучает свою историю… ( подумать дома ещё зачем нужны нам эти знания, о  первой рукописной книге…)

Знать:

Есть времена  в истории Родины, значение которых очень велико, каждое Новое поколение хочет слышать о них. Слыша, люди становятся сильнее духом, потому что узнают,  от какого крепкого корня ведут свой род.( Дома с родителями попробовать объяснить. Как,  понимаете эти слова)

Мы будем говорить о первых рукописных книгах.

Тема нашего урока « Рукописные книги »

Цель урока: Как выглядели  первые  рукописные  книги? На чём писали в Древней Руси? Узнаем, кто создал письменность.

Мне это нужно, потому что…  Эти знания пригодятся вам при изучении истории в старших классах Силён тот народ который изучает свою историю… ( подумать дома ещё зачем нужны нам эти знания, о  первой рукописной книге…)

Знать:

Есть времена  в истории Родины, значение которых очень велико, каждое Новое поколение хочет слышать о них. Слыша, люди становятся сильнее духом, потому что узнают,  от какого крепкого корня ведут свой род.( Дома с родителями попробовать объяснить. Как,  понимаете эти слова)

Мы будем говорить о первых рукописных книгах.

Тема нашего урока « Рукописные книги »

Цель урока: Как выглядели  первые  рукописные  книги? На чём писали в Древней Руси? Узнаем, кто создал письменность.

Мне это нужно, потому что…  

Эти знания пригодятся вам при изучении истории в старших классах Силён тот народ который изучает свою историю… ( подумать дома ещё зачем нужны нам эти знания, о  первой рукописной книге…)

Знать:

Есть времена  в истории Родины, значение которых очень велико, каждое Новое поколение хочет слышать о них. Слыша, люди становятся сильнее духом, потому что узнают,  от какого крепкого корня ведут свой род.( Дома с родителями попробовать объяснить. Как,  понимаете эти слова)

Мы будем говорить о первых рукописных книгах.

Тема нашего урока « Рукописные книги »

Цель урока: Как выглядели  первые  рукописные  книги? На чём писали в Древней Руси? Узнаем, кто создал письменность.

Мне это нужно, потому что…  

Эти знания пригодятся вам при изучении истории в старших классах Силён тот народ который изучает свою историю… ( подумать дома ещё зачем нужны нам эти знания, о  первой рукописной книге…)

Знать:

Есть времена  в истории Родины, значение которых очень велико, каждое Новое поколение хочет слышать о них. Слыша, люди становятся сильнее духом, потому что узнают,  от какого крепкого корня ведут свой род.( Дома с родителями попробовать объяснить. Как,  понимаете эти слова)

Мы будем говорить о первых рукописных книгах.

Тема нашего урока « Рукописные книги »

Цель урока: Как выглядели  первые  рукописные  книги? На чём писали в Древней Руси? Узнаем, кто создал письменность.

Мне это нужно, потому что…  

Эти знания пригодятся вам при изучении истории в старших классах Силён тот народ который изучает свою историю… ( подумать дома ещё зачем нужны нам эти знания, о  первой рукописной книге…)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок окружающего мира, 4 класс "Книги – корабли мысли, странствующие по волнам времени. Из книжной сокровищницы Древней Руси."

Главной целью урока было познакомить  с историей появления письменности, создания первых книг, с первопечатником Иваном Федоровым, расширять представления учащихся об источнике знаний – книге. Исполдь...

Урок окружающего мира. 4 класс Тема « Из книжной сокровищницы Древней Руси

Урок окружающего мира в 4 классе по теме:« Из  книжной сокровищницы  Древней Руси » знакомит учащихся с возникновением письменности на Руси, создателями старославянской азбуки, расскрывает з...

Разработка урока "Из книжной сокровищницы Древней Руси" (предметная область "Окружающий мир", 4 класс)

Учитель на уроке подводит  учащихся к пониманию необходимости возникновения  образования в Древней Руси, открытия первых школ для детей; формирует  представления о возникновении славянс...

Технологическая карта и презентация открытого урока по окружающему миру «Из книжной сокровищницы Древней Руси» (4 класс)

Технологическая карта и презентация открытого урока по окружающему миру 4 класс «Из книжной сокровищницы Древней Руси». (Программа "Школа России".)Цель: - формировать представление о возникновении сла...

Презентация к уроку по окружающему миру по теме:" Из книжной сокровищницы Древней Руси" 4 класс.

Презентация по окружающему миру по теме:" Из книжной сокровищницы Древней Руси" для 4 класса....

Конспект урока окружающего мира. Тема: "Из книжной сокровищницы Древней Руси", 4 класс, УМК Школа России.

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ Цели деятельности учителя: создание условий для формирования представлений о возникновении славянской азбуки, о появлении письменности на Руси....

Предмет: окружающий мир, 4класс Тема урока: «Из книжной сокровищницы Древней Руси».

Предмет: окружающий мир, 4классТема урока:  «Из книжной сокровищницы Древней Руси»....