Обеспечение преемственности между дошкольным и начальным образованием и воспитанием через координацию деятельности педагогических коллективов коррекционной школы и коррекционных групп детского сада по подготовке детей к обучению в первом классе.
элективный курс на тему

Белова Алёна Николаевна

Осуществление непрерывности и преемственности в обучении и воспитании детей с ограниченными возможностями здоровья дошкольного и начального образования; уменьшение негативных проявлений адаптационного периода на разных ступенях образования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл preemstv.rar754.26 КБ

Предварительный просмотр:

Круглый стол.

Обеспечение преемственности между дошкольным и начальным образованием и воспитанием через координацию деятельности педагогических коллективов коррекционной школы и коррекционных групп детского сада по подготовке детей к обучению в первом классе.

Цель:  осуществление непрерывности и преемственности в обучении и воспитании детей с ограниченными возможностями здоровья дошкольного и начального образования; уменьшение негативных проявлений адаптационного периода на разных ступенях образования.

Задачи:

  1. Выявить проблемы в подготовке воспитанников детских садов к обучению в школе и определить пути их решения.
  2. Определить направления совместной деятельности педагогов школы и детского сада в организации непрерывного образования детей с ограниченными возможностями здоровья.

I. Проблема преемственности «детский сад-школа»

  1. Создание условий в коррекционной школе для непрерывности и преемственности в образовании. Экскурсия по школе.
  2. Проблема преемственности «детский сад-школа» Белова А.Н. – зам. директора по методической работе МОУ коррекционной школы – интернат №8 г. Саяногорска.
  3. Психолого-педагогическое сопровождение выпускников коррекционных групп детского сада при переходе на начальную ступень образования. Стрельникова С.И., - педагог – дефектолог д\с №20 г. Саяногорска.
  4. Проблема подготовленности к обучению в коррекционной  школе детей с ограниченными возможностями здоровья. Герасимова Н.В. – руководитель МО учителей начальных классов, обучающихся по программе V и VII видов.

II. Школьная готовность и проблемы обучения первоклассников 2010 – 2011 года.

  1. Психологическая готовность к обучению и трудности адаптации в первом классе выпускников коррекционных групп детского сада №20  «Дельфин», Аникина Г.В. – педагог психолог МОУ коррекционной школы – интерната №8 г. Саяногорска.
  2. Проблемы речевой готовности к школе детей с ограниченными возможностями здоровья. Кулакова Е.Ю. учитель – логопед МОУ коррекционной школы – интерната №8 г. Саяногорска.
  3. Школьная готовность и проблемы обучения первоклассников. Медведева Ф.А., Заиграева И.Г., Басанская Е.П., Попова И.Г. учителя начальных классов МОУ коррекционной школы №8 г. Саяногорска.

Проблема преемственности между дошкольным и начальным образованием актуальна во все времена. Как решить проблему преемственности между ДОУ и начальной школой? Этот вопрос сегодня ставят перед собой педагоги и психологи образовательной среды.
Понятие преемственности трактуется широко - как непрерывный процесс воспитания и обучения ребёнка, имеющий общие и специфические цели для каждого возрастного периода, т.е. - это связь между различными ступенями развития, сущность которой состоит в сохранении тех или иных элементов целого или отдельных характеристик при переходе к новому состоянию.

Преемственность с позиции школы – это опора на те ЗУН, которые имеются у ребёнка, пройденное осмысливается на более высоком уровне. Организация работы в школе должна проходить с учётом понятийного и операционного уровня развития ребёнка.

Преемственность с позиции детского сада – ориентация на требования школы, формирование тех ЗУН, которые потребуются для дальнейшего обучения в школе.

И не случайно в настоящее время необходимость сохранения преемственности и целостности образовательной среды относится к числу важнейших приоритетов развития образования в России.

В качестве оснований для осуществления преемственности дошкольного и начального школьного образования сегодня выделяют:
1. Состояние здоровья и физическое развитие детей.
2. Уровень развития их познавательной активности как необходимого компонента учебной деятельности.
3. Умственные и нравственные способности учащихся.
4. Сформированность их творческого воображения, как направления личностного и интеллектуального развития.
5. Развитие коммуникативных умений, т.е. умения общаться со взрослыми и сверстниками.
Переходный период от дошкольного к школьному детству считается наиболее сложным и уязвимым. С какими же проблемами мы, сталкиваемся при обеспечении преемственности детского сада и школы?

1. Одной из проблем является выбор программы обучения. 

Для правильного определения программы обучения  необходимо учитывать особенности психики и физическое состояние ребёнка (зону его ближайшего развития), специфику предлагаемых программ, личностные качества будущего учителя и многое другое.

В процессе психологического сопровождения ребёнка в детском саду уже определился его психологический портрет, который, как потом оказывается, никому не нужен, нигде не учитывается. И при переходе в начальную школу ребёнок опять неоднократно обследуется. Упущенное время "работает" против него, а возможные проблемы, затянувшаяся адаптация, потеря любознательности, проблемы взаимоотношений в коллективе сверстников, проблемы в общении с взрослыми, ведут к неуспешности в последующем обучении.

Непосредственный контакт психологов и педагогов детского сада и школы, встречи родителей и детей с будущими педагогами, знакомство с образовательными программами до поступления ребёнка в школу, помогут определиться с выбором программы и предотвратить возможные негативные последствия.

2. Проблема завышенных требований к готовности ребёнка к школьному обучению в части школ. Из-за завышенных требований к поступающим в первый класс школьникам приходится содержание дошкольного образования выстраивать в "школьной" логике - практикуется раннее обучение детей подготовительных групп письму, чтению, усложнённой математике, вместо развития познавательных процессов.

Игра и другие специфичные для этого возраста виды деятельности вытесняются поурочными занятиями. Повышенные нагрузки, переутомление, ухудшение здоровья детей, снижение учебной мотивации, потеря интереса к учёбе, отсутствие творческого начала провоцируют неврозы детей и другие нежелательные явления при переходе к школьному образованию.

Сотрудничество педагогов детских садов и школ по проблеме преемственности, формирование у педагогов понимания значимости процесса развития ребёнка, а не накопление знаний, поможет исправить эту негативную практику, сохранить здоровье детей, не ущемляя законное право ребёнка на образование.

3. Так же нельзя не сказать и о проблеме недостаточного использования игровой деятельности при переходе детей в школу. А ведь резкая перемена основного вида деятельности ведёт к стрессу и к дезадаптации детей.

В психологии дошкольников и младших школьников много общего, и приоритетное место наряду с учебной деятельностью продолжает занимать игра, он по-прежнему значима и актуальна. Необходимо отметить, что в основе игры ребенка лежит та или иная деятельность, которую в дальнейшем он может использовать в практике. Использование игровых технологий в первых классах способствует облегчению адаптации детей, повышению интереса, ускорению обучения.

Работа по преемственности даёт возможность совместно разработать ряд мероприятий для учителей начальных классов по осознанию возрастных особенностей детей и выделению основных приёмов в работе, характерных данному возрастному периоду.

Рекомендации:

Для осуществления работы по преемственности между детским садом и школой провести следующие мероприятия:

  1. Заключить договор о сотрудничестве между детским садом и школой.
  2. Организация работы по обеспечению готовности детей к обучению в школе (диагностика и коррекция развития детей);
  3. Проведение ПМПК, с участием специалистов детского сада и школы;
  4. Планирование совместной деятельности по адаптации детей в школе;
  5. Проведение мониторинга процесса адаптации детей к школе.
  6. Организация совместных праздников, выставок и других мероприятий.
  7. Регулярно проводить совместные круглые столы для более глубокого знакомства с программами воспитания и обучения детей в детском саду и начальной школе.
  8. Осуществлять взаимопосещение занятий в детском саду и уроков в начальной школе воспитателями и учителями.
  9. Формирование у воспитанников д.сада и учащихся начального звена школы положительную мотивацию к обучению самостоятельной умственной актитвности.

Только заинтересованность обеих  сторон и родительской общественности позволит по настоящему решить проблему преемственности дошкольного и начального образования, сделать переход ребёнка из детского сада в начальную школу безболезненным и успешным. Выиграют от этого все, особенно дети. Ради детей можно найти время, силы и средства решения задач  преемственности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендации к проведению коррекционных занятий в речевой группе детского сада

Работа воспитателя на логопедических группах главным образом подчинена устранению дефектов речи и развитию общих качеств и свойств личности ребенка.Педагогический эффект в решении этой сложной проблем...

«Преемственность в формировании духовно-нравственного образования и воспитания через различные формы и методы работы на уроках и внеклассной деятельности младших и старших школьников»

Проблема духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения обретает сегодня особую значимость. Построение в России здорового гражданского общества, динамическое развитие страны зависит от усили...

Опыт работы педагогического коллектива в условиях специальной (коррекционной) школы VII вида

В статье " Опыт работы педагогического коллектива в условиях специальной (коррекционной) школы  VII  вида" рассказывается о  создании эффективного и успешно развивающегося в максимально...

Конспект интегрированной образовательной деятельности (музыка - художественное творчество) в старшей - подготовительной группе детского сада "Открытка для настоящего мужчины"

Конспект интегрированной образовательной деятельности (музыка - художественное творчество) в старшей – подготовительной группе«Открытка для настоящего мужчины"...

Презентация "Проблемы преемственности между дошкольным и начальным общим образованием"

Взаимодействие детского сада и школы в вопросах подготовки первоклассников....

Рекомендации к проведению коррекционных занятий в речевой группе детского сада.

Работа воспитателя на логопедических группах главным образом подчинена устранению дефектов речи и развитию общих качеств и свойств личности ребенка.Педагогический эффект в решении этой сложной проблем...