Концепция эстетического воспитания в школе
методическая разработка по теме

Литовченко Татьяна Николаевна

В работе представлена концепция общеэстетического воспитания школьников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon koncepciya.doc70 КБ

Предварительный просмотр:

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ

эстетического образования и воспитания

ГООУ «Созвездие»

ВОЛГОГРАД

        Данный документ раскрывает

  1. назначение профильного образования в условиях Государственного Образовательного Учреждения Волгоградской санаторной школы-интерната “Гимназия художественно-эстетического профиля”;
  2. перспективную цель эстетического образования;
  3. основополагающие педагогические принципы образовательного процесса;
  4. содержание, структуру, общую характеристику программ эстетического образования;
  5. краткое обоснование технологических особенностей образовательного процесса;
  6. прогнозируемый результат и учет достижений гимназистов в области эстетического образования и воспитания.

I

        В Государственном Образовательном Учреждении Волгоградской санаторной Школе-интернате “Гимназия художественно-эстетического профиля”  обучаются дети, страдающие разными формами заболевания позвоночника. Организация гимназического образования для больных детей - дело чрезвычайно сложное. Любое утяжеление учебного плана дисциплинами, требующими большого интеллектуального напряжения, влечет недопустимые для здоровья перегрузки больных детей. В противовес этому общеэстетический профиль позволяет буквально с первых шагов школьного образования вводить гимназистов в мир накопления человечеством духовных ценностей, тем самым создавая благоприятную эмоциональную атмосферу для формирования личности, для исправления той деформации, которую непременно претерпевает психика ребенка, страдающего физическим недугом. Таким образом основным назначением эстетического образования и воспитания в условиях Государственного Образовательного Учреждения Волгоградской санаторной школы-интерната “Гимназия художественно-эстетического профиля” становится создание благоприятной эмоциональной атмосферы для формирования полноценной личности.

        Следует оговорить, что для детей, страдающих физическим недугом, круг деятельности, как повседневной, так в будущем и профессиональной, существенно сужен. Расширить сферу реализации естественной в детском возрасте активности за счет приобщения к разным видам творческой деятельности, делая незаметными необходимые для поддержания здоровья ограничения, еще одно важное назначение эстетического образования и воспитания в области социальной реабилитации больных сколиозом детей.

        Кроме того, поскольку эстетическое чувство присуще каждому ребенку, то именно художественное творчество является прекрасным средством активизации познавательной деятельности, что в свою очередь ведет к успешному развитию всего учебного процесса. Это помогает гимназистам достичь оптимального для каждой личности уровня знаний, на базе которых и складываются убеждения, позволяющие подрастающим гражданам России с одной стороны адаптироваться к сегодняшним общественным условиям, а с другой  - противостоять им. Адаптация гимназистов к общественным условиям переломной эпохи - важнейшее назначение эстетического образования и воспитания.

II

        

        Главной перспективной целью эстетического образования и воспитания мы считаем формирование эстетически развитой личности. Термин включает в себя множество аспектов:

  1. приобщение гимназистов к миру накопленных человечеством духовных ценностей;
  2. формирование в детском сознании целостной картины мира;
  3. расширение эстетического и общегуманитарного кругозора, овладение необходимым багажем искусствоведческих знаний, приобретение первичных философских представлений, воспитание художественного вкуса, , формирование идеалов, рост творческой активности, накопление навыков в разных видах художественной  деятельности, выявление и развитие личностной индивидуальности, постижение разных систем ценностей, формирование эмоционально-нравственных оценок религиозных, моральных, эстетических явлений действительности и многочисленные другие аспекты.

        На разных этапах десятилетнего гимназического курса одни аспекты проблемы выходят на первый план, другие становятся лишь фоном для успешной работы. Этот процесс зависит от возрастных особенностей детей, общественных условий, предлагаемого учебного материала, индивидуальности педагогов, специфики подбора учащихся в классах, объединениях, он регулируется программами, планами, корректируется педагогами и психологами, но в конечном итоге всегда работает на главную перспективную цель эстетического образования и воспитания в условиях Государственного Образовательного Учреждения Волгоградской санаторной школы-интерната “Гимназия художественно-эстетического профиля” - формирование эстетически развитой личности.

III

        Первым основополагающим педагогическим принципом образовательного процесса мы выбрали сознательный отказ от попыток сделать эстетическое образование в наших условиях углубленным, дающим специальные знания или начальные профессиональные навыки в художественно-эстетических областях деятельности. Большим детям противопоказанны ежедневные многочасовые упражнения в том или ином виде художественной деятельности (а только это могло бы привести к видимым результатам), время, отведенное на эстетическую деятельность, в общем контексте учебного плана гимназии в целом невелико. Поэтому мы стремимся сделать эстетическое образование в условиях нашего учреждения не специальным, а общеобразовательным, ориентированным не на профессиональный выбор, а на поддержание интереса к эстетическим проблемам и развитие творческой активности гимназистов, не столько углубить, сколько расширить их эстетические представления.

        С этим принципом тесным образом связан и второй: привести к ощущению радости успеха не только талантливых детей, но и детей со средне выраженными творческими способностями.

        Суметь дать не самым способным детям тот минимум навыков, который поможет им чувствовать себя достаточно уверенно, чтобы не утратить интереса к творческой деятельности и удовлетворения, которое она дает, помочь подросткам и юношам сохранить и развить потребность к самовыражению в творческой сфере, не делая ставку на стабильно высокие результаты, работать не на собственный престиж, а на бережное отношение к личности - этот принцип остается важнейшим для процесса эстетического образования и воспитания.

        Еще один принцип образовательного процесса в области эстетической культуры  - постоянное использование многообразных форм творческой деятельности во всех сферах учебной и внеурочной работы. Разумеется, они могут принести успех лишь при условии постоянного развития творческих возможностей ребенка, и основанный на этом принципе процесс двусторонен: чем чаще мы включаем детей в творческую деятельность, тем выше становятся их художественные возможности, а чем выше эти возможности, тем легче дети включаются в подобного рода деятельность.

        Последним из основополагающих педагогических принципов образовательного процесса в области эстетики является точность определения уровня сложности выдвигаемых проблем и широты предлагаемого материала: в противовес отношению к эстетическому образованию как к общеобразовательному, а не специальному, планка предполагаемых достижений гимназистов достаточно высока, что оставляет альтернативу в освоении пластов эстетического материала: каждый может выбрать темы, проблемы, материал, близкий именно ему, а неизученные пласты остаются прекрасным резервом эстетического самообразования в будущем.

        На этих принципах и построен образовательный процесс в области эстетической культуры, являющийся многоплановым по структуре и содержанию.

IV

        Эстетическое образование в гимназии делится на обязательное и дополнительное. К обязательному относятся учебные дисциплины эстетического цикла, включенные в учебное расписание уроков, посещение и изучение которых обязательно для всех гимназистов.

        Таких основных дисциплин пять:

  1. мировая художественная культура (МХК);
  2. музыка;
  3. театр;
  4. изобразительное искусство;
  5. этика.

        Они изучаются в гимназии с 1-го (а театр со 2-го) по 11-й класс. В 11 классе все выпускники в обязательном порядке сдают экзамен по МХК за весь гимназический курс. К основным эстетическим дисциплинам относятся также художественный труд для мальчиков и обслуживающий труд для девочек 6-9 классов.

        Подробнее познакомиться с количеством учебных часов изучения эстетических предметов в каждом классе можно в прилагаемом учебном плане эстетических дисциплин. (Прил.№1)

        Дополнительное эстетическое образование предполагает занятия гимназистов в добровольных объединениях по интересам, посещение которых определяется свободным выбором самих гимназистов.

        Основные объединения по интересам - это театральная, танцевальная, вокальные студии, студия изобразительного искусства, художественной резьбы по дереву, кружки моделирования одежды и прически, однако эти объединения имеют множество подразделений по возрастным группам и характеру художественной деятельности., сведения о которых имеются в прилагаемой справке о содержании дополнительного эстетического образования (Прил.№2).

        Основное и дополнительное эстетическое образование ориентировано на одни и те же цели, опирается на общие принципы, имеет прочные сложившиеся связи, которые учитываются при составлении перспективных и актуальных планов эстетического образования и воспитания, берутся во внимание при анализе отдельных мероприятий и работы в целом. Общую схему этих связей можно увидеть в прилагаемой схеме “Структура эстетического образования и воспитания в условиях Государственного Образовательного Учреждения Волгоградской санаторной школы-интерната “Гимназия художественно-эстетического профиля”.(Прил.№3)

        Поскольку государственных программ в сфере эстетического образования очень мало, выбор ограничен, коллектив кафедры эстетических дисциплин пользуется преимущественно авторскими программами, составленными в соответствии с целями и требованиями Государственного Образовательного Учреждения Волгоградской санаторной школы-интерната “Гимназия художественно-эстетического профиля”, а также модернизированными и комбинаторными программами, составленными на базе лучших экспериментальных программ, разработанных ведущими педагогами-новаторами страны, с учетом гимназических требований. Исключение составляет программа “Музыка в 1-8 классах”  под ред. Д.Б.Кабалевского, основные принципы которой совпадают с гимназическими представлениями об эстетическом образовании школьников. Более подробные сведения о программном обеспечении эстетического образования содержатся в прилагаемой справке “Программное обеспечение эстетического образования и воспитания в условиях Государственного Образовательного Учреждения Волгоградской санаторной школы-интерната “Гимназия художественно-эстетического профиля” (Прил.№4) и прилагаемом “Пакете программ эстетических дисциплин Государственного Образовательного Учреждения Волгоградской санаторной школы-интерната “Гимназия художественно-эстетического профиля” (Прил.№5).

V

        Дисциплины эстетического цикла, являясь составной частью общего учебного процесса, опираются на многие методические принципы, свойственные всем ветвям гимназического образования. Однако существует ряд технологических особенностей, присущих преподаванию именно эстетических дисциплин.

        Первой такой особенностью является работа без учебников и домашних заданий (следует отметить, что в основе работы не отсутствие учебников - в последние годы они появились в большом количестве, - а именно технологический принцип). Эта технология предусматривает усвоение учащимися учебного материала исключительно в урочное время на основе слуховых и зрительных впечатлений, построения образных, ассоциативных, логических рядов, фиксации их в элементарных записях, помогающих восстанавливать в сознании имеющиеся сведения и навыки, закрепляя их от урока к уроку.

        Еще одна технологическая особенность - это привлечение к урочным ситуациям сведений и впечатлений, почерпнутых учащимися в повседневной внеурочной действительности: при отсутствии регулярных домашних заданий гимназисты получают возможность самопроизвольного закрепления учебного материала во внеучебной деятельности, накопления собственного социокультурного опыта.

        Следующая технологическая особенность изучения дисциплин эстетического цикла - достаточно большая вариативность и свобода выбора учебного материала, когда гимназист имеет возможность сам определить наиболее существенные для него эстетические проблемы и изучать их на более глубоком уровне, оставляя в стороне менее значимый для него материал, что создает необходимые условия, для развития индивидуальности формирующийся личности.

        Важным технологическим принципом преподавания эстетических дисциплин мы считаем сотрудничество с учреждениями культуры г.Волгограда, с творческой интеллигенцией города: музеями, театрами, концертным залом, Высшими Учебными Заведениями соответствующего профиля, с писателями, художниками, актерами, музыкантами, искусствоведами. Работа эта строится в разных формах: от встреч и экскурсий до совместных литературно-художественных вечеров и организации клуба любителей искусства и является неотъемлемой частью и специфической особенностью эстетического образования в гимназии.

        В качестве технологической особенности преподавания эстетических дисциплин следует отметить применение самых разных технических и наглядных средств обучения: они используются исходя из программных требований в любом объеме, не встречая никаких материальных ограничений. Перечень используемых средств прилагается в справке “Материальная база эстетического образования и воспитания в условиях Государственного Образовательного Учреждения Волгоградской санаторной школы-интерната “Гимназия художественно-эстетического профиля”(Прил.№6).

        Еще одним очень важным для всего образовательного процесса в гимназии технологическим принципом стала неразрывная связь практических навыков, получаемых детьми в рамках основного и дополнительного эстетического образования, и включение этих навыков в деятельность, связанную со всеми сторонами образовательного процесса в урочные и внеурочные формы самых разных учебных и внеклассных сфер гимназического образования. Суть технологии в такой организации общего учебного пространства, что навыки художественно-творческой деятельности гимназистов оказываются востребованы буквально на каждом шагу учебного процесса.

        Эстетическое образование и воспитание в условиях Государственного Образовательного Учреждения Волгоградской санаторной школы-интерната “Гимназия художественно-эстетического профиля” опирается также на множество частных технологических систем, технических приемов, связанных с преподаванием отдельных дисциплин эстетического цикла как основного, так и дополнительного образования, их описание можно найти в соответствующих сопроводительных документах к прилагаемым программам конкретных учебных курсов.

VI

        В соответствии с указанной выше перспективной целью эстетического образования и воспитания в условиях Государственного Образовательного Учреждения Волгоградской санаторной школы-интерната “Гимназия художественно-эстетического профиля” прогнозируемым результатом десятилетней работы с гимназистом можно считать эстетически развитую личность выпускника гимназии. Однако, поскольку процесс развития и совершенствования личности по существу безграничен, в понятие “эстетически развитая личность” мы не вкладываем элемента завершенности общеэстетического образования нашего выпускника. Под этими словами мы подразумеваем личность, имеющую базовые эстетические представления и навыки художественно-творческой деятельности, умение и стремление к их постоянному расширению, углублению, обновлению, непреходящий интерес к многообразным эстетическим проблемам мирового культурного процесса, готовность активно участвовать в эстетической жизни нации.

        Поскольку результат, к которому мы стремимся, не имеет четких завершенных форм, то проблема учета достижений гимназистов в области эстетического образования и воспитания оказывается неоднозначной, требующей большой чуткости и тонкости подходов. Большинство эстетических курсов гимназии ориентировано не столько на усвоение гимназистами информации или приобретение умений, сколько на чувственное восприятие ребенком, подростком, юношей эстетических явлений окружающей жизни, возникновение эмоционально-нравственного отклика на них, умение почувствовать, принять эмоциональную атмосферу, включиться в нее. А эта сфера в наименьшей степени поддается фиксации. Именно поэтому педагогами кафедры эстетических дисциплин разработана достаточно гибкая вариативная система учета успехов гимназистов в различных областях эстетического образования.

        Эта система предполагает варианты оценочного и безоценочного учета успехов, дифференцированной и недифференцированной оценки в зависимости от возрастных особенностей детей, задач курса, изучаемого материала, индивидуальности педагога.

        Помимо оценки большая роль в отслеживании достижений гимназистов в области эстетического образования отводится регулярным наблюдениям педагога за образовательным процессом, постоянная его коррекция с целью создать условия для того, чтобы каждый гимназист ощущал себя успешным в освоении эстетических дисциплин, что в свою очередь является мощным стимулом для дальнейших успехов. Большинство наших программ не предусматривает жесткого учета успехов, что снимает эмоциональные перегрузки, однако дает возможность самовыражения личности учащегося в наиболее близкой ему сфере.

        Для тех эстетических курсов, которые по своей специфике требуют оценочного подхода, педагогами кафедры выработан гимназический минимум обязательных знаний и навыков по каждому из названных курсов. С этими материалами можно познакомиться в приложениях к учебным программам.(Прил.№7)

        Более подробно система учета достижений гимназистов в области эстетического образования и воспитания изложена в соответствующем документе, разработанном педагогами кафедры эстетических дисциплин и утвержденном на медико-педагогическом совете Государственного Образовательного Учреждения Волгоградской санаторной школы-интерната “Гимназия художественно-эстетического профиля”.

        В данной концепции сформулирована система наиболее общих взглядов на эстетическое образование и воспитание в условиях Государственного Образовательного Учреждения Волгоградской санаторной школы-интерната “Гимназия художественно-эстетического профиля” педагогов, занимающихся проблемами эстетического воспитания в гимназии. Эта система взглядов опирается на десятилетний опыт практической деятельности, в течение этого времени претерпевала многообразные изменения и не является застывшей формой. Это отражение наших представлений о назначении, целях, принципах, содержании, структуре, ожидаемых результатах эстетического образования на данный момент, но с изменением общественных условий, объективных и субъективных обстоятельств эти представления могут меняться, обновляться и совершенствоваться.

        К данной концепции как основному документу прилагается пакет документов, поясняющих, расширяющих и дополняющих различные аспекты предлагаемой концепции.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль эстетического воспитания в школе

Методическая разработка системы эстетического воспитания...

Концепция патриотического воспитания на уроках музыки в общеобразовательной школе в контексте национальной образовательной инициативы "Наша новая школа".

В материале моё видение значения уроков  музыкального искусства в патриотическом воспитании подрастающего поколения.Конспекты, планы уроков музыки патриотической направленности....

Музыкально-просветительская деятельность, как форма музыкально-эстетического воспитания в школе с углубленным изучением предметов музыкального цикла.

     Статья рассматривает взаимодействие музыкального и общеобразовательного циклов как форму музыкально-просветительской деятельности в общеобразовательной школе  с уг...

Роль искусства в формировании духовно-нравственного и эстетического воспитания в школе

Методы и приемы, которые я применяю на уроках ИЗО по формированию духовно-нравственного и эстетического воспитания учеников 5-9 классов...

КОНЦЕПЦИЯ МУЗЫКАЛЬНО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В ШКОЛЕ «ГАРМОНИЯ»

Для углубленного изучения современной музыкальной культуры необходима организация для школьников различных возрастных групп факультативов....

Родительское собрание "Эстетическое воспитание в школе и дома"

Цель – создание условий для формирования и развития творческих умений и навыков учащихся с нарушениями интеллекта, обеспечивающих в дальнейшем их успешную социальную адаптацию.Задачи.Способ...

План по реализации концепции по духовно-нравственному воспитанию в школе

План по реализации концепции по духовно-нравственному воспитанию в школе...