Педагогический совет "Валеологическая направленность образовательного процесса"
методическая разработка по теме

Материал содержит конспект педагогического совета "Валеологическая направленность образовательного процесса" и презентацию к данному педсовету.

Скачать:


Предварительный просмотр:

СЛАЙД 1

Педагогический совет

«ВАЛЕОЛОГИЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА»

Цель педагогического совета:

разработать комплексные меры, направленные на обеспечение условий для сохранения здоровья учащихся.

Задачи педагогического совета:

  1. проанализировать состояние здоровья учащихся на данный период времени;
  2. выявить факторы, влияющие на здоровье школьников;
  3. разработать проект комплексной программы по охране и укреплению здоровья детей и подростков в школе с учётом специфики условий школы.

Участники: педагогический коллектив, медицинский работник школы.

Обеспечение:

- презентация

- физкультурная пауза

- выставка книг, журналов

Регламент:

1 этап – аналитический- 1,5 часа

2 этап – игра-защита с целью разработки проекта программы по охране и укреплению здоровья учащихся на 2009-2013 годы.- 1 час

  1. Аналитический этап педагогического совета

     Однажды по лесу шёл мудрец. Он увидел лесоруба, пилившего огромное

дерево старой тупой пилой. Было ясно, что работает тот уже давно, сильно устал, а результат был очень невелик.

     - Что ты делаешь?- спросил мудрец.

     - Не видишь, я работаю! – сердито ответил лесоруб.

     - Если ты заточишь свой инструмент, дело пойдёт гораздо быстрее, - посоветовал мудрец.

    - Не мешай, мне некогда, мне работать надо, - ответил упрямый лесоруб.

     Эта ситуация всем нам знакома. Зачастую, проводя до тысячи уроков  за один только учебный год, сталкиваемся с проблемой лесоруба.

     Причины такого положения дел в противоречиях современной системы образования.

    Это противоречия между:

-  целями, стоящими перед системой образования, направленными на развитие личности и конечным результатом, акцентированным на знания, умения и навыки;

- направленность на сохранение здоровья участников образовательного процесса и его интенсификация;

- высокими требованиями, предъявляемыми государством к педагогу, и низким статусом учителя в обществе;

- необходимостью развития мотивации достижений у школьников и оценочной деятельностью, ориентированной на фиксацию неудач;

- организацией методической работы в школе, направленной на рост специально-предметной компетентности, и необходимостью повышения психолого-педагогической компетентности;

- слабостью дидактико-технического оснащения и современными требованиями к качеству образования;

- достаточно жёсткой организацией учебного процесса и психофизиологическими ресурсами учащихся.

Как разрешить данную проблему?

    На данный момент видится только одно: какие бы методы учитель не применял и сколько бы не принуждал к учению, результата добиться можно только решая проблему комплексно, через развитие и сохранение здоровья всех участников образовательного процесса: педагогов, учащихся, родителей.

     

     В практике существует множество определений понятия «здоровье».

Будем руководствоваться определением, предложенным Всемирной организацией здравоохранения: « Здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов».

Валеология – наука о формировании, сохранении и укреплении здоровья.

СЛАЙД 2  Компоненты здоровья:

Соматический компонент включает в себя генотип, обмен веществ, уровень физического развития, тип конституции, функционирование систем организма.

Индивидуально-психический компонент включает в себя эмоционально-волевую и интеллектуальную сферы личности, доминантность полушария, темперамент и другие свойства психики.

Социально-личностный компонент включает в себя социально- обусловленные свойства психики человека, обеспечивающие выполнение различных социальных ролей, социальную адаптацию (целевые установки, актуальные потребности, уровень и степень притязаний).

Духовно-нравственный компонент учёные не обозначают как личностный, так как духовное состояние человека выходит за рамки личности.

     Проблематизируя смыслы, связанные со здоровьем ребёнка, здоровьесберегающим обучением, думается, что школа не должна брать на себя медицинские функции и обязанности.

    Среди показателей психического здоровья выделяют основные и дополнительные.

СЛАЙД 3  Основные показатели:

- Чувство тревоги, безотчётного страха.

- Чувство раздражения, гнева и враждебности.

- Состояние депрессии.

- Чувство вины.

   Эти показатели можно взять за основу психического здоровья школьников, педагогов и родителей. Чтобы сохранить психическое здоровье человека (ребёнка или взрослого), необходимо научить его самооценке и самонаблюдению, тогда справиться с ситуацией будет гораздо проще.

СЛАЙД 4 Здоровьесберегающая деятельность в школе

Цель: создание единого здоровьесберегающего пространства, обеспечивающего развитие личности с учётом физиологических и интеллектуальных особенностей, удовлетворение потребностей и возможностей.

Задачи: 

- создать каждому ученику необходимые и достаточные условия личностного развития;

- предоставить учащимся многообразные знания и виды деятельности для опробывания своих сил и возможностей, проявления интересов и склонностей;

- перейти от пассивных форм обучения к деятельному с вовлечением учащихся в самостоятельную познавательную деятельность;

- формировать физически здоровую толерантную личность, способную свободно адаптироваться в современном мире.

         Поэтому необходима комплексная работа по сохранению и укреплению здоровья всех участников образовательного процесса.

         Мониторинг является важнейшим инструментом проверки оценки эффективности внедряемого содержания образования, используемых методик, служит основой для основных путей устранения недостатков учебного процесса в школе.

СЛАЙД 5 Задачи мониторинга:

- описание здоровьесберегающей деятельности.

- анализ реальной ситуации в области состояния здоровья учащихся и факторов, которые позитивно и негативно влияют на здоровье.

- оценка эффективности использования здоровьесберегающих педагогических технологий.

- создание и распространение эффективных моделей здоровья.

- оценка адаптационных возможностей детского организма и физического состояния.

         Критериями оценки состояния здоровья обучающихся являются показатели физического состояния учащихся, уровни общей и острой заболеваемости.

С целью отслеживания влияния процесса обучения на качество образования мониторинг должен осуществляться по следующим показателям:

СЛАЙД 6

  1. Мониторинг здоровья учащихся и его влияние на успеваемость:
  1. состояние здоровья школьников;
  2. пропуски уроков по болезни;
  3. уровень тревожности;
  4. охват горячим питанием;
  5. занятия в спортивных секциях;
  6. уровень адаптации и мотивации учащихся;
  7. результаты обученности.

 СЛАЙД 7

  1. Мониторинг здоровья педагогов и его влияние на результаты деятельности:
  1. состояние здоровья педагогов;
  2. применение новых технологий;
  3. диагностика затруднений;
  4. уровень невротизации.

 СЛАЙД 8

Принципы здоровьесберегающей деятельности:

  1. Принцип приоритета действенной заботы о здоровье учащихся
  2. Принцип ненанесения вреда
  3. Принцип триединого представления о здоровье физическом, нравственном, психическом
  4. Принцип приоритетного применения активных методов обучения и воспитания
  5. Принцип соответствия содержания и организации процесса обучения и воспитания возрастным особенностям учащихся
  6. Принцип отсроченного результата
  7. Принцип активной обратной связи

        СЛАЙД 9  Повышение результатов обученности, сохранение здоровья обучающихся, сформированность навыков ЗОЖ будут возможны при выполнении следующих условий:

       - образовательный процесс в школе организован  с учётом возрастных и психологических особенностей личности

      - предоставлены возможности для развития и самореализации

      - включает в себя наряду с педагогической медико-профилактическую деятельность

      - охватывает деятельностью всех участников образовательного процесса и представителей заинтересованных ведомств

      - УВП организован с учётом рационального распределения рабочего времени.

СЛАЙД 10

Какая работа проводится в нашей школе по сохранению здоровья учащихся:

СЛАЙД 11

  1. Создание здоровьесберегающей инфраструктуры:

- создание комплексных условий для развития ребёнка и сохранения его здоровья

    Достаточно благоприятная социальная среда позволяет детям посещать во вторую половину дня секции волейбола, футбола, баскетбола, заниматься теннисом, силовой гимнастикой, дартсом, ОФП.

В школе организована работа кружков «Сценическое искусство», «Танцевального», «Компьютерная грамота», «Волшебная мастерская», «Рукодельница», «Страноведение», «Хоровое пение», «Вокальное пение», «Экологического», «Поиск».

Тесная связь со спортивным комплексом и Домом культуры позволяет не только решить проблему занятости детей, но и бороться с недостатком двигательной активности.

СЛАЙД 12

              - состояние и содержание здания и помещений в  соответствии санитарно-гигиеническими нормам

           - организация качественного горячего питания

Школьная столовая обеспечивает всех учащихся полноценным горячим питанием в соответствии с режимом работы школы Организация двухразового качественного горячего питания (завтрак, обед) не только благоприятно влияет на состояние здоровья учащихся, но и позволяет без ущерба для здоровья школьников проводить различные виды деятельности во вторую половину дня (посещение ГПД, занятия в кружках, секциях и т.п.)

СЛАЙД 13

Учебный год

Кол-во уч-ся на конец года

Кол-во уч-ся, получающих горячее питание

% от общего числа учащихся школы

2005-2006

341 чел.

221 чел.

65%

2006-2007

330 чел.

274 чел.

83%

2007-2008

281 чел.

249 чел.

89%

           - организована работа психолога, социального педагога

ВЫСТУПЛЕНИЕ ДЬЯКОВОЙ О.В.

    Уровень психического здоровья определяется уровнем тревожности. Для диагностики и анализа уровня тревожности применён «Тест школьной тревожности Филипса».

Результаты диагностики показали, что к 16-летнему возрасту проблемная загруженность ослабевает, исключение составляет лишь область будущего. Наибольшую загруженность проблемами имеют подростки в возрасте 12-13 лет. При благоприятных условиях и социальной поддержке со стороны окружения эти дети будут испытывать социальный дискомфорт.

    У учащихся начальной школы среди факторов тревожности преобладает страх ситуации проверки знаний и несоответствия ожиданиям окружающих. Наименее ярко выражены переживания социального стресса, что говорит о благоприятном эмоциональном климате.

ВЫСТУПЛЕНИЕ ГЕРАЩЕНКО О.А.

    Среди причин, негативно влияющих на здоровье подрастающего поколения, специалисты выделяют социально-экономические, вследствие которых многие семьи не в состоянии обеспечить должный уход за детьми. В нашей школе данная проблема не является остро стоящей, так как на территории посёлка находится достаточное количество организаций, в которых работает большинство родителей наших учащихся.

СЛАЙД 14

Изменения социальной карты школы за три года

2005-2006

2006-2007

2007-2008

сироты

2

2

2

опекаемые

4

5

5

Группа риска

129

125

131

Социально-опасные семьи

10

13

9

Дети в социально-опасной ситуации

14

16

10

ПДН

4

-

2

инвалиды

4

5

5

СЛАЙД 15

  1. Рациональная организация учебного процесса.

  Реализация этого блока создаёт условия для снятия перегрузки, нормального чередования труда и отдыха, повышает эффективность учебного процесса, предотвращая при этом чрезмерное функциональное напряжение и переутомление:

       - соблюдение гигиенических норм и требований к организации и объёму учебной и внеучебной нагрузки учащихся

       - использование при составлении расписания новой шкалы трудности учебных предметов, позволяющей строить расписание уроков с учётом каждой возрастной группы

       - применение здоровьесберегающих технологий в учебном процессе (проблемное обучение, дифференцированное обучение, проектное обучение, развивающее обучение, модульное обучение, игровые технологии)

СЛАЙД 16

     В  начальной школе:

     - безотметочное обучение

    - подвижный способ обучения со сменой динамических поз.

СЛАЙД 17

     В средней и основной школе:

     - переход к предпрофильной подготовке и профильному обучению как средству, позволяющему учитывать склонности и интересы учащихся, снижающему уровень тревожности

       Предпрофильная подготовка в 9 классах осуществляется на основе запросов учащихся с учётом кадрового потенциала школы. Проводимая в ходе работы диагностика позволяет определить интересы и склонности учащихся, служит базой для перехода к профильному обучению, как средству, позволяющему учитывать склонности и интересы учащихся, снижающему уровень тревожности.

     Среди здоровьесберегающих технологий, применяемых в школе, можно выделить несколько групп, в которых используется разный подход к охране здоровья:

СЛАЙД 18

Медико-гигиенические технологии:

- контроль и помощь в обеспечении надлежащих гигиенических условий в соответствии с регламентациями СанПиНов.

- проведение прививок

- наличие в школе медицинского кабинета для оказания каждодневной помощи и школьникам, и педагогам, проведение занятий лечебной физкультурой.

Физкультурно-оздоровительные технологии:

-направлены на физическое развитие занимающихся: закаливание, тренировку силы, выносливости, быстроты и гибкости.

Экологические здоровьесберегающие технологии:

- создание природосообразных, экологически оптимальных условий жизни и деятельности людей.

- обустройство пришкольной территории

- аэрофитомодуль: зелёные растения в классах.

Технологии обеспечения безопасности жизнедеятельности:

- грамотность учащихся по этим вопросам обеспечивается изучением курса ОБЖ.

Здоровьесберегающие образовательные технологии:

- здоровьесберегающие образовательные технологии можно рассматривать и как технологическую основу здоровьесберегающей педагогики, и как совокупность приёмов, форм и методов организации обучения школьников, без ущерба для их здоровья, и как качественную характеристику любой педагогической технологии по критерию её воздействия на здоровье учащихся и педагогов.

Компенсаторно-нейтрализующие:

- проведение физкультминуток и физкультпауз, позволяющее в какой-то мере нейтрализовать неблагоприятное воздействие статичности уроков.

- эмоциональные разрядки, «минутки покоя», позволяющие частично нейтрализовать стрессогенные воздействия.

- витаминизация пищевого рациона, позволяющая восполнить недостаток витаминов, особенно в весенний период.

Стимулирующие:

Эти приёмы позволяют активизировать собственные силы организма, использовать его ресурсы для выхода из нежелательного состояния.

- физические нагрузки

- обучение психологическим приёмам борьбы с унынием, плохим настроением.

Информационно-обучающие:

Они обеспечивают учащимся необходимый уровень грамотности для эффективной заботы о здоровье – своём и своих близких.

- проведение тематических классных часов

- лекции медицинского персонала школы в Дни здоровья

- оформление тематических стендов на тему здоровья.

- преподавание предмета ОЗОЖ.

СЛАЙД 19

Таким образом, систему образования можно считать здоровьесберегающей, если она на каждом этапе созревания обеспечивает удовлетворение возрастных и психологических потребностей участников образовательного процесса.

Необходимо отметить, что в результате такой организации учебного процесса возросло качество знаний по школе.

СЛАЙД 20

Результаты успеваемости по школе за три года.

2005-2006

2006-2007

2007-2008

341

330

302

36,2%

35%

40,9%

СЛАЙД 21

  1. Организация физкультурно-оздоровительной работы

  Реализация этого блока предполагает работу по рациональной организации двигательного режима школьников, способствует нормальному физическому развитию и повышает адаптивные возможности детского организма.

          Работу спортивных секций охарактеризует зам. директора по ВР Чуприкова С.В.

(Выступление прилагается)

         Работу физкультурных групп за три года охарактеризует учитель физкультуры Авдеева Т.В.

Учебный год

Преподаватель

Начальная

Средняя

Старшая

Всего

2006-2007

Ширина Н.И.

1

3

6

10

2007-2008

Авдеева Т.В.

2

9

3

14

2008-2009

Авдеева Т.В.

4

11

2

20

     Количество учащихся 1-4 классов, относящихся по состоянию здоровья к СМГ, увеличилось за три года в 4 раза. По средней школе отметим явный прирост детей с ослабленным здоровьем. По старшей школе отмечено снижение количества детей, относящихся к СМГ.

     Если сравнить общие показатели количества учащихся, относящихся к СМГ, то наблюдается увеличение количества детей с ослабленным здоровьем в текущем учебном году.

СЛАЙД 22        4. Профилактика и динамическое наблюдение за состоянием здоровья.

     Укрепление здоровья – это дело государственной важности. В соответствии  Законом

Российской Федерации «Об образовании», здоровье школьников отнесено к приоритетным направлениям государственной политики в области образования. Это тем более важно, что по данным  Минздравмедпрома и Госкомэпиднадзора, в России лишь 14% детей практически здоровы, 50% имеют функциональные отклонения, 35-40% - хронические заболевания.

      Давайте посмотрим, каков паспорт здоровья детей, с которыми мы работаем, и здоровье которых обязаны сохранить.

Выступление мед. работника школы Прокопец М.Е., сопровождаемое презентацией.

СЛАЙД 23

СЛАЙД 24

СЛАЙД 25

СЛАЙД 26

СЛАЙД 27    5.   Просветительско – воспитательная работа.

      Данный блок реализует систему мероприятий, направленных на формирование у учащихся понятий о ценности здоровья и ЗОЖ, профилактику вредных привычек. Работа проводится по следующим направлениям:

- Самопознание: в этой части  обращается внимание на состояние общего душевного комфорта, воспитывается система ценностных установок.

- Я и другие: данный раздел предполагает работу по специальной адаптации учащихся, обучение способам поведения в обществе.

- Здоровый образ жизни: данный раздел предполагает работу по изучению состояния здоровья, профилактику вредных привычек.

   Второе направление работы – просвещение родителей и педагогов по вопросам здоровья детей:

   - консультации специалистов;

   - работа родительского лектория.

    Как ведётся работа, направленная на формирование ЗОЖ в нашей школе, расскажет Чуприкова С.В.

      СЛАЙД 28 ИТОГИ АНКЕТИРОВАНИЯ УЧАЩИХСЯ 8-9, 11-х КЛАССОВ

Опрошено 89 учащихся.

Проанализировав результаты анкетирования учащихся, можно сделать следующие выводы:

  1. Только 51% опрошенных учащихся регулярно занимаются спортом, здесь имеются в виду не только уроки физкультуры, 42% иногда занимаются спортом и 5% признались, что не занимаются спортом.
  2. 11% детей считают, что они не очень хорошо питаются.
  3. Курящими себя признали 4% опрошенных, но отметили, что они курят редко.
  4. 9% написали, что иногда употребляют алкогольные напитки.
  5. Строго соблюдают режим дня только 26% учащихся 8-11 классов, не соблюдают – 31%
  6. Только 15% детей делают по утрам зарядку, никогда не делают – 25%
  7. На уроках физкультурные паузы не проводятся, это отметили все учащиеся.
  8. На выполнение домашнего задания в основном учащиеся тратят от 1 часа до трёх в день – 59%, до часа отводят на подготовку уроков 20%, группа учащихся – 17%, готовятся к занятиям 3 часа и более. В числе тех предметов, на подготовку к которым уходит больше всего времени, назвали русский язык, алгебру, геометрию, литературу, историю. Учителям необходимо обратить внимание на объём домашнего задания. По объёму оно не должно превышать во 2-8 классах одной трети того, что сделано на уроке, и половины – 9-11 кл.
  9. Вопрос о соблюдении гигиенического режима вызвал трудности, дети просто не поняли, о чём их спрашивают, так, например, в 9а классе ответили, что никогда не соблюдают гигиенический режим 14 человек, в 11б вообще никто не ответил на этот вопрос.

Как видим, учителям и классным руководителям есть, над чем работать.

      Какова же роль каждого педагога в сохранении здоровья детей? Здоровью всегда сопутствует психологическое благополучие, поэтому на своих уроках учителя должны создавать благоприятные комфортные условия, доброжелательно держать себя с детьми, создавать обстановку доверия, стимулировать инициативу учеников, индивидуально подходить к каждому учащемуся, динамично и легко разрешать конфликты, проблемы.

Общение – вопрос индивидуальный, и каждый преподаватель должен обратить на него внимание, ведь от этого зависит психологический микроклимат в классе.

      Очень важен вопрос о значимости смены деятельности (физкультминутки) в учебном процессе как фактор физического благополучия.

       С началом обучения естественная двигательная активность детей снижается на 50%. Доминирующей становится учебная деятельность. И очень важно, чтобы учителя не забывали  среди урока проводить физкультминутки, которые могут включать в себя:

- упражнения для глаз;

- упражнения для мелких мышц пальцев рук;

-ОРУ, которые позволяют компенсировать недостаточную двигательную активность.

      Различные варианты физкультминуток нам предлагает попробовать на себе учитель физкультуры Шарипов С.С.

      Итак, мы видим, что резервы в подходах к проблеме сохранения здоровья есть. Мы не до конца используем их, может быть потому, что не знаем этих резервов.

      Каждый учитель должен быть валеологом, иначе говоря, мы должны понимать, что здоровье учеников в существенной мере  зависит и от нас самих.

      Одной из возможных причин возникновения и развития высокой заболеваемости может являться умственное переутомление школьников, которое может быть вовремя замечено педагогом и ликвидировано на стадии утомления с помощью физ. Упражнений, релаксации, прослушивания спокойной музыки (по СанПиНам 5-7 мин. от урока ребёнок должен отдыхать). Контролировать и регулировать процесс утомления работоспособности ребёнка должен учитель, т.к. от успешности решения этой проблемы зависит, насколько успешно будет осуществляться процесс обучения и развития личности ребёнка. Особенно сенситивен к утомлению младший школьный возраст.

        Утомление – это временное снижение работоспособности под влиянием длительного воздействия нагрузки. Возникает от истощения внутренних ресурсов и рассогласования в работе обеспечивающих деятельность систем.

         Утомление имеет разнообразное проявление на уровнях:

- поведенческом – снижение производительности труда, уменьшение скорости и точности работы;

- физиологическом – затруднение выработки условных связей, увеличение инертности в динамике нервных процессов;

- психологическом – снижение чувствительности, нарушение внимания, интеллектуальных процессов, сдвиги в эмоционально мотивационной сфере.

   Утомление часто возникает в следующие периоды:

- начало учебного года и недели;

- возникает ежедневно к 3-4 урокам;

- сначала проявляется слабо, а затем усиливается к концу учебного дня;

- окончание четверти, учебного года, недели.

             Современная школа насыщена  образовательными технологиями, которые помогают осуществлять обучение, воспитание и развитие личности в максимально быстром темпе. Внедрение и использование последних имеет как положительную направленность, так и некоторые негативные тенденции, одна из которых – ухудшение здоровья учащихся. Она проявляется в повышении числа детей, страдающих различными хроническими заболеваниями, повышении среди них количества простудных, росте всевозможных нарушений опорно-двигательного аппарата, снижении иммунитета, ухудшении общей физической подготовленности, развитии нервно-психических отклонений. Естественно, что такое положение дел приводит к снижению общего уровня образованности личности.

          Конечно, это относится не ко всем образовательным технологиям, имеются и здоровьесберегающие, следовательно, к выбору следует относиться очень осторожно, взвешивая все стороны.

 СЛАЙД 29        Таким образом, школа должна быть не только школой знаний, но и может быть школой здоровья, если:

  1. Все работники ОУ будут относить здоровье учащихся к приоритетным направлениям в образовании в целом и в своей работе в частности.
  2. В ОУ будут создаваться условия для сохранения здоровья детей.
  3. Будет повышаться роль физической культуры в оздоровлении детей.
  4. Будет разработана на диагностической основе комплексная программа по охране и укреплению здоровья учащихся.
  5. Будет отслеживаться здоровье учащихся посредством мониторинга, медицинским работником- паспорт здоровья школьников.

СЛАЙД 30        2.Игра-защита

Цель: разработать комплексную программу «Здоровье» для учащихся МОУ СОШ № 2

      В ходе сегодняшнего разговора были выделены такие составляющие программы:

- организация учебной деятельности;

- формирование здорового образа жизни;

- санитарно-просветительская работа;

- физическая культура в оздоровлении детей;

- психологические условия.

Игра-защита:

А) представление проекта группы (5 минут);

- выступление (до 3 минут);

- ответы на вопросы (до 2 минут);

Каждая группа имеет право на один вопрос выступающим.

Б) выступление оппонентов (2 минуты);
В) выступление защитников (2 минуты);

Г) выступление экспертов (1 минута);

Оппоненты, защитники и эксперты обязаны полностью использовать свой регламент; выступать не дольше и не короче, при этом оппоненты выявляют недостатки, а защитники – преимущества.

Д) принятие решения (проект секретариата)

   Это решение является своего рода «соглашением о совместной деятельности для решения указанных проблем».

Проект решения педагогического совета:

  1. Педагогический совет считать своевременным.
  2. Утвердить основные направления программы «Здоровье».
  3. Экспертной рабочей группе обобщить и систематизировать рабочие материалы педагогического совета.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Валеологическая направленность образовательного процесса

Слайд 2

Компоненты здоровья: 1. соматический, 2. индивидуально – психический, 3. социально – личностный, 4. духовно – нравственный.

Слайд 3

Основные показатели: Чувство тревоги, безотчётного страха. Чувство раздражения, гнева и враждебности. Состояние депрессии. Чувство вины.

Слайд 4

Здоровьесберегающая деятельность в школе. Цель: создание единого здоровьесберегающего пространства, обеспечивающего развитие личности с учётом физиологических и интеллектуальных особенностей, удовлетворение потребностей и возможностей. Задачи: Создать каждому ученику необходимые и достаточные условия личностного развития. Предоставить учащимся многообразные знания и виды деятельности для опробывания своих сил и возможностей, проявления интересов и склонностей. Перейти от пассивных форм обучения к деятельному с вовлечением учащихся в самостоятельную познавательную деятельность. Формировать физически здоровую толерантную личность, способную свободно адаптироваться в современном мире.

Слайд 5

Задачи мониторинга: Описание здоровьесберегающей деятельности. Анализ реальной ситуации в области состояния здоровья учащихся и факторов, которые позитивно и негативно влияют на здоровье. Оценка эффективности использования здоровьесберегающих педагогических технологий. Создание и распространение эффективных моделей здоровья. Оценка адаптационных возможностей детского организма и физического состояния.

Слайд 6

Мониторинг здоровья учащихся и его влияние на успеваемость: 1) состояние здоровья школьников; 2) пропуски уроков по болезни; 3) уровень тревожности; 4) охват горячим питанием; 5) занятия в спортивных секциях; 6) уровень адаптации и мотивации учащихся; 7) результаты обученности.

Слайд 7

2. Мониторинг здоровья педагогов и его влияние на результаты деятельности: состояние здоровья педагогов; применение новых технологий; диагностика затруднений; уровень невротизации.

Слайд 8

Принципы здоровьесберегающей деятельности: Принцип приоритета действенной заботы о здоровье учащихся. Принцип ненанесения вреда. Принцип триединого представления о здоровье физическом, нравственном, психическом. Принцип приоритетного применения активных методов обучения и воспитания. Принцип соответствия содержания и организации процесса обучения и воспитания возрастным особенностям учащихся. Принцип отсроченного результата. Принцип активной обратной связи.

Слайд 9

Повышение результатов обученности, сохранение здоровья обучающихся, сформированность навыков ЗОЖ будут возможны при выполнении следующих условий: - образовательный процесс в школе организован с учётом возрастных и психологических особенностей личности, - предоставлены возможности для развития и самореализации, - включает в себя наряду с педагогической медико-профилактическую деятельность, - охватывает деятельностью всех участников образовательного процесса и представителей заинтересованных ведомств, - УВП организован с учётом рационального распределения рабочего времени.

Слайд 10

Какая работа проводится в нашей школе по сохранению здоровья учащихся?

Слайд 11

Создание здоровьесберегающей инфраструктуры: - Создание комплексных условий для развития ребёнка и сохранения его здоровья - Содержание здания и помещений в соответствии с санитарно-гигиеническими нормами - Организация качественного горячего питания - Организована работа психолога, социального педагога

Слайд 12

Дом культуры Спорткомплекс ДОУ Школа искусств здоровьесберегающее пространство

Слайд 13

Динамика охвата горячим питанием (за 3 года)

Слайд 14

Изменения социальной карты школы за три года:

Слайд 15

2. Рациональная организация учебного процесса: - соблюдение гигиенических норм и требований к организации и объёму учебной и внеучебной нагрузки учащихся - использование при составлении расписания новой шкалы трудности учебных предметов, позволяющей строить расписание уроков с учётом каждой возрастной группы - применение здоровьесберегающих технологий в учебном процессе (проблемное обучение, дифференцированное обучение, проектное обучение, развивающее обучение, модульное обучение, игровые технологии)

Слайд 16

В начальной школе: - безотметочное обучение - подвижный способ обучения со сменой динамических поз.

Слайд 17

В средней и основной школе: - переход к предпрофильной подготовке и профильному обучению как средству, позволяющему учитывать склонности и интересы учащихся, снижающему уровень тревожности

Слайд 18

Здоровьесберегающие технологии: Медико-гигиенические Физкультурно-оздоровительные Экологические здоровьесберегающие Технологии обеспечения безопасности жизнедеятельности Здоровьесберегающие образовательные технологии Компенсаторно-нейтрализующие Стимулирующие Информационно-обучающие

Слайд 19

Систему образования можно считать здоровьесберегающей, если она на каждом этапе созревания обеспечивает удовлетворение возрастных и психологических потребностей участников образовательного процесса.

Слайд 20

Сравнительные результаты успеваемости:

Слайд 21

3. Организация физкультурно-оздоровительной работы

Слайд 22

4. Профилактика и динамическое наблюдение за состоянием здоровья

Слайд 23

Нарушение зрения

Слайд 24

Состояние здоровья учащихся 2005-2006 уч. год 2006-2007 уч. год 2007-2008 уч. год нач осн ср вс нач осн ср вс нач осн ср вс Группа «Д» 18 50 26 94 12 47 24 83 18 33 22 73 С отклонениями в здоровье - 4 - 4 - 4 - 4 3 9 1 13 Здоровые дети 78 109 52 239 77 115 41 233 64 105 48 217 инвалиды - 4 - 4 1 2 3 6 1 2 2 5 Нарушение зрения 3 11 9 23 2 9 9 20 3 8 7 18

Слайд 25

Распределение хронических заболеваний

Слайд 26

Распределение хронических заболеваний по школе в 2008-09 уч.году эндокринные 4 1,4% ЛОР 21 7,5% ЖКТ 13 4,7% ССС 1 0,35% урология 7 2,5% Бр.астма 4 1,4% ДЖВП 1 0,35%

Слайд 27

5. Просветительско-воспитательная работа

Слайд 28

Занимаюсь ли я спортом? Постоянно 46 Иногда 38 Никогда 5 Как я питаюсь? Хорошо 79 не очень 10 плохо Курю постоянно Редко 4 не курю 85 Выпиваю часто Иногда 8 Никогда 81 Употребление наркотиков постоянно иногда Никогда 89 Режим дня Соблюдаю 24 Иногда 37 не соблюдаю 28 Соблюдаю ли гигиенический режим? Постоянно 45 Иногда 4 Никогда 14 Делаю ли по утрам зарядку? Постоянно 14 Иногда 40 Никогда 23 Проводятся ли на уроках физкультпаузы? постоянно иногда Никогда 89 Сколько времени тратится на выпол. дом. задания? 3 часа и более 16 От 1 часа до 3-х 53 До 1 часа 18 На какие предм. больше? Алгебра геометрия Русский язык литература история

Слайд 29

Школа должна быть не только школой знаний, но и может быть школой здоровья, если: Все работники ОУ будут относить здоровье учащихся к приоритетным направлениям в образовании в целом и в своей работе в частности. В ОУ будут создаваться условия для сохранения здоровья детей. Будет повышаться роль физической культуры в оздоровлении детей. Будет разработана на диагностической основе комплексная программа, направленная на сохранение и улучшение здоровья учащихся. Будет отслеживаться здоровье учащихся посредством мониторинга.

Слайд 30

Игра-защита Цель: разработать программу «ЗДОРОВЬЕ» для МОУ СОШ № 2 п. Мокроус а) представление проекта группы (5 мин) выступление (до 3 минут) ответы на вопросы (до 2 минут) Каждая группа имеет право на один вопрос выступающим. б) выступление оппонентов (2 мин.) в) выступление защитников (2 мин.) г) выступление экспертов (1 мин.) д) принятие решения (проект секретариата)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ПО ПРЕДМЕТУ «ТЕХНОЛОГИЯ»

Объектоммоей деятельности явилась индивидуализация образовательного процесса по предмету «Технология», предметом – педагогические условия индивидуализации образовательного процесса по предмету «...

Психолого-педагогическое сопровождение учебно-образовательного процесса

Доклад на обласном совете директоров об организации психолого-педагогического сопровождения в школе...

Педагогические технологии в образовательном процессе

Научные основы использования педагогических технологий...

Интеграция информационно - коммуникационных технологий и технологий в форме педагогических мастерских в образовательном процессе.

В Стратегии модернизации образования подчеркивается необходимость изменения методов и технологий обучения на всех ступенях, повышения веса тех из них, которые формируют практические навыки анализа инф...

Роль эколого - биологической направленности образовательного процесса в развитии личности младшего школьника

В истории нашей планеты непрерывно происходили и происходят грандиозные процессы планетарного масштаба, преобразующие лик Земли.С появлением могущественного фактора – человеческого разума &ndash...

Формирование устойчивой мотивации учащихся, как одно из условий здоровьесберегающей направленности образовательного процесса.

в современных условиях резко обозначилась проблема сохранения здоровья. особую тревогу вызывает состояние здоровья школьников. мотивация помогает преодолеть трудности процесса обучения и способствует ...