Этапы проектирования урока
методическая разработка на тему

Огурцова Анна Львовна

Данный материал предназначен для организации второго занятия Школы молодого специалиста и раскрывает последовательной действий учителя в ходе проектирования урока.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл docЭтапы проектирования урока40.6 КБ

Предварительный просмотр:

Этап проектирования

На какой вопрос

 необходимо найти ответ

Дополнительные штрихи

Определение типа урока

Зачем в структуре изучаемой темы нужен этот урок?

Выясни, какую роль в структуре изучаемой темы он играет.

Постановка целей урока

Какова ведущая цель урока, которая определит всю его логику?

Помни: цели могут  (а в нашей школе  чаще всего - должны) быть разными для разных учащихся  (дифференциация / индивидуализация).

 Не забудь о воспитывающей и развивающей.

Представление целей системой задач

Какие знания, умения, возможно и навыки приобретет ( закрепит, систематизирует и т.д.)  каждый ученик в течение этого урока?

Ответом на этот вопрос и будет планирование результатов обучения.

Задачи, отвечающие ведущей цели урока, называются главными. 

Но не забудь  про второстепенные.

Определение начальных условий

Какие представления и знания учащиеся уже имеют по изучаемой теме к данному моменту?

Какими умениями и навыками владеют?

Какие нормы и смыслы у них сформированы?

Данная работа позволит уточнить систему задач и организовать, при необходимости, вводное повторение.

Выбор методов обучения

Какая из систем моего взаимодействия с учащимися по организации их учебно-познавательной деятельности позволит решить поставленные задачи?

Какой из методов наиболее полно будет учитывать психологические, личностные и другие особенности класса?

Классификацию методов рассмотрим на следующем занятии.

Выбор организационной формы обучения

В какой форме наиболее полно реализуется выбранный мною метод?

Помни: формы и методы независимы.

Организационные формы уроков также рассмотрим на следующем занятии.

Итог:

определена дидактическая основа (метод и форма) главного элемента урока, отвечающего

    его    ведущей цели и направленного на решение главных задач

Разработка структуры урока

Какие еще элементы необходимы в структуре данного урока для обслуживания основного элемента, для решения второстепенных задач?

Компоновка основного и всех вспомогательных компонентов в целостную композицию. Составление плана (схемы) урока.

На заметку: структура урока может быть линейной  и нелинейной. Об этом поговорим на следующих занятиях.

Проектирование методов и организационных форм для вспомогательных  элементов

Проводится аналогично отбору методов и форм для основного элемента урока

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                         

Отбор содержания

Что расскажу?

Что изучат самостоятельно?

Какие задам вопросы?

Какие задачи предложу на разных этапах урока?                                                                                                                  

Как буду контролировать успешность процесса?

Что задам на дом? И т.д.

А сейчас мысленно вставь в каждый из данных вопросов слова «зачем» или «для чего». Вот теперь можно говорить о продуманном отборе содержания.

Вспомни:

принципы дидактики,

требования программы,    особенности учащихся данного класса,

рекомендации специалистов школы.

Не забудь о необходимости сохранения   здоровья каждого ученика.

Отбор средств обучения

Какое материально-техническое обеспечение необходимо для наиболее эффективного усвоения содержания?

(Мультимедийная презентация, программное обеспечение, диапроектор или достаточно самостоятельно изготовленных таблиц, схем, карточек?)

Помни, что техника – дело тонкое и не всегда предсказуемое. Всегда полезно иметь запасной вариант урока, в котором эти средства не применяются.

 Построение организационной схемы урока

Какие действия будет выполнять каждый ученик на каждом этапе урока?

Просчитай хронометраж каждого этапа урока.

 Помни: никогда не заканчивать урок после звонка с урока – одна из заповедей УЧИТЕЛЯ!

Итог:

грамотный, профессиональный, технологичный урок спроектирован!

Однако урок – это еще и отношения между людьми.

 А здесь многое непроектируемо изначально, непредсказуемо в принципе.

Поэтому умелое применение приемов педагогической техники, психотехнических рекомендаций может значительно увеличить эффект.

Факультативные этапы

Подбор (изобретение) педагогической техники

Что я могу предложить  ученикам, чтобы урок был интересным, увлекательным? Какие приемы помогут мне поддерживать психологический комфорт и дружественную атмосферу взаимодействия?

Вспомни себя - «ученика».

Имидж урока

Может, следует переставить в классе парты?

Придумать к уроку девиз, эпиграф?

Переходящие значки, флажки, эмблемы?

Или?..  А вот это попробуй!

Помни:

каждый ребенок приходит в этот мир не для того, чтобы его учили,

 а для того, чтобы

БЫТЬ СЧАСТЛИВЫМ!

Организуя процесс обучения, готовя урок, не упускай из виду основные принципы дидактики, способствующие повышению эффективности обучения.

                                                                                                                                   Узелок на память:

Принцип научности обучения: опирается на закономерную связь между содержанием науки и учебного предмета и требует, чтобы содержание обучения знакомило учащихся с объективными научными фактами, понятиями, законами, теориями науки, в возможной мере приближалось к раскрытию ее современных достижений и перспектив развития.

         Принцип связи обучения с жизнью: имеет большое мировоззренческое значение, т.к.     способствует усвоению идеи о связи науки с практикой. Во-первых, этот принцип требует, чтобы прочным был не только обучающий, но и воспитательный и развивающий эффект обучения, т.е. прочными были нравственные убеждения, навыки  учебно-познавательной деятельности, способы и привычки общественно ценного поведения и др. Во-вторых, принцип предполагает осмысленность приобретенных знаний. В-третьих, он ориентирует обучение на практическую направленность знаний и умений, обращенность их к решению жизненных проблем.

                  Принцип систематичности и последовательности в обучении: требует, чтобы знания и умения сформировались в системе, в определенном порядке, когда каждый элемент учебного материала логически связывается с другими, последующее опирается на предыдущее, готовит к усвоению нового.

                                                               

                           Принцип доступности: определяет, что обучение должно строиться на уровне реальных учебных возможностей учеников во избежание интеллектуальных, физических, моральных перегрузок. Усложнение содержания понижает мотивационный настрой на учение, быстро ослабевают волевые усилия, резко падает работоспособность, появляется чрезмерное утомление. Вместе с тем упрощенное содержание обучения снижает интерес к учению, степень его развивающего влияния.

 

Принцип сознательности и активности обучения: невозможно  рассчитывать  на успех, если учитель на уроке активно работает, а ученик не участвует в процессе усвоения знаний и умений. Названный принцип отражает активную роль ученика в обучении, подчеркивает, что он является субъектом обучения, а не пассивным его объектом.

                  Принцип наглядности обучения: эффективность обучения зависит от степени привлечения к восприятию всех органов чувств человека. В обоснование этого принципа внесли существенный вклад многие выдающиеся ученые-педагоги, но именно Я.А.Коменскому принадлежит «золотое правило дидактики», требующее привлекать все органы чувств.  

Принцип сочетания различных методов и средств обучения в зависимости от задач и содержания: речь идет о сочетании разных методов обучения – словесных, наглядных, практических; репродуктивных и поисковых; методов стимулирования, мотивации и контроля. Сколь широк круг различных средств обучения! Для учителя важно умело выбрать как методы, так и средства. Нетрудно понять, что один и тот же метод, одно и то же средство обучения успешно решают одни задачи, менее успешно – другие и очень слабо – третьи. Поэтому и необходим выбор наиболее рациональных их сочетаний в соответствующих условиях!

Более подробно следует, на мой взгляд, остановиться на принципе сознательности и активности обучения.

Напомню, что урок – это такая форма организации процесса обучения, в которой одним из результатов педагогического взаимодействия учителя и учащихся в рамках выбранного пространства и времени становится усвоение учащимися определенной учебной информации. НО: действительно усвоенным на уроке может стать только то содержание, которым обучающийся овладевает как субъект учебной деятельности, то есть действуя осмысленно и осознанно. Понять уровень осознанности и осмысленности целей и действий можно различными способами, основным из которых все же остается диалог учителя и ученика.

СУБЪЕКТ – иначе говоря, деятель, автор, у которого есть свой замысел, идея; есть свой план по осуществлению этого замысла. Замечательно, если автор имеет не только идею и план, но может и реализовать его, а затем проанализировать, в какой мере полученный результат совпадает с задуманным. Схематично это может выглядеть так:

Не секрет, что чаще всего учитель лишь частично создает условия для обеспечения субъектной позиции ученика, предлагая ему выполнить то, что наметил сам в плане урока. В данном случае мы не можем говорить об активности обучения.

Инициативная активность учащихся, как основа их авторской позиции, необходима и на этапе формулирования целей, и на этапе анализа осуществленного. А инициатива есть только там, где есть выбор. Следовательно, ситуации выбора для учащихся нужны и на этапе целеполагания, и на этапе планирования деятельности в части содержания, форм, способов выполнения учебных задач.

Поэтому среди множества проявлений субъектной позиции ребенка сегодня особо выделяют самоопределение в ситуации выбора. Задача учителя – помочь учащемуся сделать этот выбор самостоятельно. Это возможно только в том случае, когда педагог помогает ученику осознать или сформулировать, уточнить свои цели, желания, проблемы, трудности. В данном случае исключается позиция взрослого, владеющего истиной.

Вывод: от субъекта мы ждем действий осмысленных (он видит для себя ценность, личностный смысл их выполнения) и осознанных (он знает, что и как ему надлежит делать, чтобы достичь намеченной цели).

 Таким образом, логика движения в усвоении учебного материала такова:

                       

УДАЧИ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Этапы проектирования урока. Презентация

Презентация сопровождает текстовый материал "Этапы проектирования урока". Разработана для очередного занятия Школы молодого специалиста....

Этапы проектирования урока химии в соответствии с требованиями ФГОС

В статье представлена технологическая карта анализа урока по химии в 10 классе по теме "Аминокислоты", в соответствии с требованиями ФГОС. В анализе урока дана характеристика деятельности ученика и уч...

Этапы проектирования урока-исследования «Эволюция человека»

Этапы проектирования урока-исследования "Эволюция человека" 8 класс по программе Сонина Н. И....

Тринадцать этапов в проектировании урока.

 Современный урок – это далеко не однообразная и единая структурно – содержательная схема. Поэтому каждый конкретный учитель определяет для себя те формы, выбирает те приемы, технологии и ...

Проблемы проектирования урока на современном этапе развития образования

« Урок – это зеркало общей и педагогической культуры учителя,мерило его интеллектуального богатства,показатель его кругозора, эрудиции»                   ...

Этапы деятельности учителя по проектированию урока, соответствующего требованиям реализации ФГОС общего образования.

1. Важное звено в работе учителя – подготовка к уроку. Учитель готовится к цепочке уроков. Начинает с рабочей программы, учебно-тематического планирования с учетом требований к знаниям, умениям и навы...

Этапы деятельности учителя по проектированию урока, соответствующего требованиям реализации ФГОС общего образования

Этапы деятельности учителя по проектированию урока, соответствующего требованиям реализации ФГОС общего образования...