Аналитическая справка по итогам проверки реализации принципов государственной политики в области образования, сохранения единого образовательного стандарта
статья на тему

Мамуркова Алла Викторовна

Анализ исполнения требовани законодательства РФ в области образования

Скачать:


Предварительный просмотр:

Аналитическая справка по итогам проверки реализации принципов государственной политики в области  образования, сохранения единого образовательного стандарта

Дата проведения: 28.10-08.11.08г

Цель: исполнение требований законодательства РФ в области образования.

Методы: собеседование, опрос детей и родителей, наблюдение

Комиссия:

Липорева Г.Г., заместитель директора по УВР

Мамуркова А.В., заместитель директора по УВР

        

Согласно ст.2 гл.1 закона «Об образовании» государственная политика в области образования основывается на следующих принципах:

1.гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности. Воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам  свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;

2.единство федерального культурного и образовательного пространства. Защита и развитие системой образования национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонациональных государства;

3.общедоступность образования. Адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся, воспитанников;

4.светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях;

5.свобода и плюрализм в образовании;

6.демократический, государственно-общественный характер управления образованием. Автономность образовательных учреждений.

В МОУ СОШ №40 г. Иркутска была проведена проверка исполнения принципов государственной политики в области образования.

В результате проверки было установлено:

Гражданам Российской Федерации гарантируется возможность получения образования независимо от пола, расы, национальности, языка, реализуя данный принцип МОУ СОШ №40 г. Иркутска ведет прием всех желающих в возрасте от 6,5 до 17 лет. Получение начального, основного общего и среднего (полного) образования в МОУ СОШ №40 общедоступно и бесплатно, для этого созданы все необходимые условия:

         1.В школе 28 учебных кабинетов (из них  18 имеют средства ТСО), 7 административных кабинетов, спортивный зал, бассейн, танцевальный класс, актовый зал, библиотека, кабинеты психолога, логопеда, зубного врача, школьного врача, столовая.

Обучающиеся 1 ступени обучаются в закрепленных за ними учебных кабинетах, обучающиеся 2 и 3 ступени учатся по классно – кабинетной системе. Все учебные кабинеты имеют рабочую зону, где расположены парты для обучающихся, рабочую зону учителя, пространство для размещения учебно – наглядных пособий, средств ТСО. В зависимости от назначения учебных кабинетов в школе имеются промаркированные столы ученические, аудиторные и лабораторные, расстановка столов в основном трехрядная. При кабинетах химии, биологии, географии, информатики имеется лаборантская; при спортивном зале  раздевалки для девочек и мальчиков; оборудован танцевальный класс. Библиотека школы имеет следующие зоны: читательские места, информационный пункт, место для работы с каталогами, фонды открытого  доступа и закрытого хранения-все это соответствую требованиями СанПиН 2.4.2.1178-02 (с изменениями от 23 июля 2008 г.)

2.Учебный и воспитательный  процессы в школе осуществляют  84 педагога, из которых 14 педагогов имеют высшую квалификационную категорию,  32 первую, 19 вторую,  19 не аттестованных  педагогов. Все педагоги школы систематически проходят курсы повышения квалификации, совершенствуют свои профессиональные навыки и умения, работая в МО, экспериментальных группах, что можно  отследить через ежегодную тарификацию педагогического состава.

3.Основное общее образование в школе №40 структурировано на основе российской федеральной программы трехуровневого образования:

1 ступень – 1-4 классы

2 ступень – 5-9 классы

3 ступень – 10-11 классы

4.Школа работает по шестидневной рабочей недели, в две смены, 1 смена начинает работу в 8.00, вторая в 14.00, продолжительность урока составляет 40 минут. Расписание уроков строится с учетом хода дневной и недельной  кривой умственной работоспособности обучающихся, продолжительность перемен составляет 10 минут, а после 2-3 урока большие перемены по 15 минут;  факультативные занятия проводятся в свободное от уроков время, что анализировалось на административном совете 10.10.08г. Домашнее задание дается  с учетом возможностей их выполнения в зависимости от класса обучения. В школе сформированы и работают 3 группы продленного дня, что позволяет иметь 47%  (от общего числа школьников) обучающихся в начальной школе.

 Численность обучающихся на 5.11.08 составляет 1459 человек, что составляет   55 классов. В течение трех последних лет контингент школы вырос на 171 ребенка, а движение учащихся происходит только по объективным причинам и не вносит дестабилизации в процесс развития школы, что четко прослеживается в таблице №1.

Таблица №1

Всего обучающихся

Учебный год

2006-07

2007-08

2008-09

На начало учебного года

1287

1364

1458

Конец учебного года

1286

1370

Оставлены на 2-ой год

Нет

Нет

Отчислены из школы

Нет

Нет

Данные сохранности контингента

5.Учебный план школы разработан с учетом необходимости выполнения государственного стандарта, образовательного социального заказа и запросов родителей. Обучение осуществляется в основном по государственным программам для общеобразовательных учреждений. С 2006 года в МОУ СОШ №40 постепенно стал переходить на новый учебный план, который включает английский язык и информатику со 2 класса. На первой ступени обучение ведется по двум программам: развивающее обучение  Л.В.Занкова и УМК «Гармония», 2 и 3 ступени обучаются по стандартным общеобразовательным программам. Учителями школы разработаны программы факультативов и спецкурсов «Курс познавательного развития по русскому языку и математике» для 2-4 классов Незнановой Л.М., «Учимся плавать играя» О.Ю.Березиной, А.В.Фирсова, «Страницы Британской истории» Заболотной Е.М., «История лингвистических учений», «История письма» О.В.Шушаковой, «Межличностное общение» Думы Н.Л., «Основы имиджеологии» Кирдянкиной С.В., которые реализуются в вариативной части учебного плана.

Учебный план школы состоит из федерального компонента, регионального компонента и вариативной части. Учебным планом также определяется максимальная допустимая учебная нагрузка для обучающихся.  Федеральный компонент представлен в соответствии с требованиями  приказов Минобразования РФ от 5 марта 2004 г. N 1089, Минобразования РФ от 9 марта 2004 г. N 1312. Региональный компонент формируется  в соответствии с требованиями региона. Вариативная часть формируется в учебном учреждении на основании образовательного спроса детей и родителей. В МОУ СОШ №40 факультативные занятия и элективные курсы представлены всеми образовательными областями, что можно четко отследить в Учебном плане школы на 2008-2009 учебный год.

 6.В рамках реализации программы  предпрофильного и профильного обучения на 2-3 ступени  реализуются программы спецкурсов, ориентирующих на знаниевое содержание будущей профессии, на отработку основных учебных навыков, на подготовку к сдаче ЕГЭ. Исходя из адаптивности  образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся, в школе скомплектованы классы углубленного изучения английского языка (3А,8А, 7А классы), математики (9А,11Б классы), информационно-технологического профиля (10А,11А классы).

7.В школе создаются условия для доступного образования лицам с ограниченными возможностями, данный вопрос отражен в аналитической справке  и был рассмотрен на административном совете 05.12.08

8.Школа реализует программу развития «Созидательное сообщество детей и взрослых как фактор качественной и конкурентоспособной образовательной деятельности школы» с 2006г., концепцию воспитательной работы «Воспитательная система как фактор развития социально компетентной личности», которые определяют не только работу школы сегодня, но и дают возможность построить парадигму развития, наметить и структурировать приоритетные проблемы, разрабатывать и реализовывать основные цели и задачи работы школы. По данным  программам  были  проведены педагогические  советы «Сообщество  школы» 28.03.08г,  «Критерии  воспитательной  системы  МОУ  СОШ № 40» 03.11.07г,  «Воспитательная  система  школы  как  фактор  безопасного  освоения  информационного  пространства»03.03.08г.,  « Стратегия  воспитания  в  России» 05.11.07г. На  реализацию  вышеуказанных  программ  направлен  план  воспитательной  работы  школы,  в  котором  отражены  направления:  работа  с  коллективом  обучающихся, работа  сообществ  по  параллелям,  методическая  работа, работа  с  родителями,  работа  системы  дополнительного  образования,  профилактическая  работа,  позволяющие  воспитывать  гражданственность,  трудолюбие,  уважение  к  правам  и  свободам  человека,  любви  к  окружающей  природе,  Родине,  семье.

9. Дополнительное образование особо востребовано и  представлено  следующими направлениями:  культурологическое (историко – краеведческий кружок),  спортивное (секции баскетбол,  лыжи, каратэ,  гимнастика, плавание,  лёгкая  атлетика), эстетическое (танцевальная  студия «Аллегро», театральный кружок «Соболенок»). В течение трех последних лет наблюдается рост количества обучающихся, посещающих кружки и секции при школе, что четко видно из диаграммы в таблице №2. Дополнительное  образование  получают  дети  из  разных  социальных  слоёв  населения: дети  из  малообеспеченных  семей,  от  числа  занятых  дополнительным  образованием, составляют  3% -18  обучающихся; дети   из  многодетных  семей - 2,4 % -14 обучающихся; дети  из семей,  где  воспитанием  занимается  один  отец (таких  детей  в  школе 16) 1,2 % -7 обучающихся. Дополнительное  образование обеспечивает  возможность раннего  выявления  таланта  и  создаёт  благоприятные  условия  для  его  профессионального  становления, а  также  выполняет функции  широкого  художественно – эстетического  просвещения. В  связи  с  выше изложенным  и  на  основании  положительного  опыта  обеспечиваются   высокие  творческие  результаты.  Данные  достижений  отражены  в печатном  сборнике « Достижения  школы 2002 -2007» и  в  информационно – аналитической  справке  по  итогам  участия  в  конкурсах за 2007 -2008 учебный  год.

Таблица №2

 

Охват дополнительным образованием

10. Школа предоставляет одноразовое бесплатное питание 123  обучающихся, из которых   27  детей  из  многодетных  семей,  96 из малообеспеченных. Социальными  педагогами школы Гурской О.В., Неокладновой Ж.А.,  Блиновой Н.О.,  ответственным  за  питание  Антоновой Н.И.  проведена  разъяснительная  работа  с  родителями  по  оформлению  документов  по  линии  социальной  защиты для  предоставления  бесплатного  питания..  Каждый  ребёнок  имеет получающий  бесплатное  питание  в  этом  году  имеет соответствующий  пакет  документов:  копия  паспорта  или  свидетельства  о  рождении,  справка  с  места  жительства, справка  о  доходах, справка  о  составе  семьи.  

Все  семьи  детей  обследованы, о  чём свидетельствуют  составленные  акты  жилищно-бытовых  условий. На  каждого  ребёнка  в органы социальной защиты оформлено  ходатайство  от  школы  установленного  образца.    

11.Руководствуясь ст. 5,  закона об  образовании РФ, школа  оказывает  содействие  в  получении стипендий  за  выдающиеся   способности  обучающихся.  В  этом  учебном  году  на  получение  стипендии  мэра г. Иркутска были  представлены  обучающиеся:  Васильев  Денис -10 А  класс,  Аббас Нора -11 А  класс, Орсоева  Аюна – 11 Б  класс, Уланов  Илья -10 Б Панова  Юлия -11Б. Двое  ребят,  Аббас  Нора  и  Уланов  Илья,  представлены  к  такой  стипендии  дважды.

12.Диагностическую работу в школе  осуществляют  педагоги -психологи  Дума Н.Л., Семёнычева Е.С, логопед Соколова И.О.

Психолого-педагогическая помощь  осуществлялась  через  наблюдение, тестирование, личностные  тесты, шкалу  самооценки,  консультирование,  проведение  индивидуальных  и  групповых  занятий. Кроме  того,  в  учебном  плане  предусмотрены  факультативные  занятия  по  психологии.

С  01.09.08 года  педагогом -  психологом  школы  Дума Н.Л. и  Семёнычевой Е.С  проведено  обследование 103  первоклассников,  индивидуальными  занятиями  охвачено 48 человек.

Логопедическую  помощь  в  школе  осуществляет  педагог- логопед  Соколова  И.О. ,  в основном работа  ведётся  в  направлении  развития  фонематического  слуха,  постановка  звуков  и  развитие  речи.

11.Базовыми ценностями демократического уклада школьной жизни являются: равенство возможностей для получения образования учащимися школы, свобода выбора, терпимость, вовлечение в управление всех участников образовательного процесса. В школе функционирует орган ученического самоуправления «Совет Лидеров», родительской общественности «Родительский комитет», педагогический и административный советы, совместный орган самоуправления Управляющий совет. Деятельность всех органов соуправления школы регламентируется, и нет ни одного глобального вопроса, к решению которого не привлекались бы все участники учебно – воспитательного процесса.

Вместе с тем в ходе проверки установлено:

1. Установлено превышение контингента обучающихся на 24%; что влечет следующие последствия: происходит более быстрый процесс износа оборудования и мебели; наблюдается нехватка кабинетов для факультативных и индивидуальных занятий; недостаточное количество штатных единиц для осуществления полноценного учебно -  воспитательного процесса;

2.не соответствуют нормам СанПиНа 2.4.2.1178-02
(с изменениями от 23 июля 2008 г.)следующие категории: количество санузлов, душевых кабинок, отсутствие процедурного кабинет, оборудования  для проведения лабораторных исследований по физике, биологии, химии; имеются нарушения теплового режима и режима освещения помещений.

Таким образом, школа №40 создает  необходимые условия для обеспечения возможностей получения качественного, доступного образования детям, так как

1. Функционирует стабильно в режиме развития.

2.Деятельность школы строится в соответствии с государственными стандартами и социальным заказом общества.

3.Школа предоставляет доступное бесплатное  образование, воспитание и развитие в безопасных, комфортных условиях, адаптированных к возможностям обучающихся

4.Родители, выпускники и местное сообщество высказывают позитивное отношение к деятельности школы, что позволяет говорить о реализации принципов государственной политики в области  образования, сохранения единого образовательного стандарта.

На основании проверки были сделаны следующие рекомендации:

1.Зам. директора по ВР Трифоновой М.А. разработать программу мероприятий по привитию бережного отношения обучающихся к имуществу школы;

2.Урегулировать вопрос по соответствию контингента обучающихся проектной мощности школы;

3.Зам директора по АХЧ Арбатской Н.Е. привести в соответствие с нормами СанПиНа 2.4.2.1178-02  санитарно – гигиеническое состояние школы.

18.11.08

Мамуркова А.В., заместитель директора по УВР


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Информационно-аналитическая справка по итогам реализации областной программы развития технического, декоративно-прикладного, эколого-биологического направлений работы в образовательных учреждениях Выксунского района «Дети. Творчество. Родина» за 2011-20

В материале содержатся аналитические данные основных количественно-качественных показателей реализации Программы развития технического, декоративно-прикладного творчества и эколого-биологического напр...

Информационно-аналитическая справка по итогам контроля качества и эффективности выполнения государственного задания (занятия дополнительного образования)

Цель: способы и приемы мотивации и стимулирования учащихся в процессе обучения, коррекционно-направленного обучения.Задача: установить обеспечение педагогического сопровождения, качество предоставляем...

Информационно-аналитическая справка по итогам проверки работы детских творческих объединений и секций

Справка  по итогам проверки работы детских методических объединений и секций...

Информационно-аналитическая справка по итогам контроля качества и эффективности выполнения государственного задания.

Объект контроля: воспитательские занятия.Цель: соблюдение требований по ведению занятий, техническое оснащение, наличие конспектов, соблюдение режимных моментов, своевременное и правильное з...