презентация к педсовету по теме "Творчество классного руководителя или как добиться успеха и избежать неудач в воспитательной деятельности классного руководителя"
презентация по теме

тема выступления на педсовете "Творчество классного руководителя или как добиться успеха и избежать неудач в воспитательной деятельности классного руководителя"«Воспитание – высшее из благ, но только тогда, когда оно первого сорта, иначе оно ни на что не годно»

Р. Киплинг.

Говорят, кто не думает о будущем, тот его  и  не имеет. Сегодня о

будущем, так

или иначе, думают все. Раздумья педагогов усиливаются под

влиянием общества, которое как никогда проявляет активную заинтересованность в будущем россий­ского образования. Никогда не было столько программ, конкурсов, проектов, со­провождаемых немалыми материальными вложениями. Уже в который раз, размышляя о школе будущего, человечество имеет в виду coвершенствование, усложнение, модернизацию учебного процесса.

 Опять нарушается ба­ланс основных функций школы - обучения, воспитания  и  развития. Школа как педаго­гическая система, как целостность, стремящаяся к гармонии, разваливается. Особенно обидно за воспитание. Похоже, что недооценка воспитывающей деятельности педагога стала нашей дурной традицией. Ещё Александр Сергеевич Пушкин 200 лет назад заме­чал, что все беды России происходят по одной причине - по причине отсутствия воспи­тания. Воспитание всегда отставало от обучения, рассматривалось как сопутствующая  деятельность . Несколько улучшило положение введение в школу детских организаций. Пионерская  и  комсомольская организации, несмотря на очевидные недостатки, значи­тельно обогатили жизнь детей. Но вот наступило новое время, и прежние организации были ликвидированы. Это не могло не сказаться на общем отношении к воспитанию. Возникало даже выражение, ставшее крылатым: «Чем советское воспитание, лучше ни­какого!». Так и пошло, но жизнь не обманешь. Развивать интерес к учению без  воспитательной  поддержки оказалось невозможным. Получилось, мы в который раз вновь  и  вновь наступаем на традиционные грабли.

У воспитания долгое  и  богатое будущее. Так  и  хочется сказать: «Верьте в это, люди!»

Говоря о школе будущего, имеют в виду школу воспитания.

 

Прежде всего, школа будущего живет  и  развивается как

педагогическая система. В ней хорошо сбалансированы все основные ее компоненты, но ни

один не развивается за счет другого, в ней нет неоправданных

уклонов, перегибов, шараханий из одной крайно­сти в другую.

Признаками педагогической системы могут

 

быть  и  целостность,  и  стрем­ление к гармонии,  и  разумная

 достаточность, и  чувство меры,  и  педагогическая целесо­-

образность,  и  - главное - хорошо отработанные системные связи, в роли которых высту­пают отношения, опирающихся на систему психологической поддержки. Учебная  деятельность  мало

способствует объеди­нению педагогов: каждый преподает свой

предмет, а их в школе более 30. 

 

 

 

 

Воспитываю­щая  деятельность  объединяет всех работников школы,

ставит  и  если не в равные усло­вия, то в сходные.

Вот почему воспитание становится  и  главным

интегратором,  и  глав­ным

регулятором человеческих отношений.

 

 Раньше она была единой для всей стра­ны  и  всех школ. Теперь положение принципиально изменилось: сегодня каждая школа имеет право на свой путь развития  и  выбор типа учебного заведения. А их, этих типов, - великое множество: государственные  и  частные, гуманитарные  и  ма­тематические, и экологические  и  художественные, и  военные  и  спортивные, и  языковые  и  специализированные школы, и гимназии  и  лицеи. В этих условиях напрасно рас­считывать на универсальную программу воспитания; каждая современная школа  и  школа ближайшего будущего должна разрабатывать свою авторскую  воспитатель­ную  программу.

Существует много толкований термина «воспитание».

 

От того, какое из них выберет педагогический коллектив

конкретной школы,

зависит  и  программа воспитания.

Нам представляется наиболее простым  и  понятным высказывание Селестена Френе (французский педагог). он   писал: «Разрабатывая нашу педагогическую технику, мы никогда не исходили, из каких бы то ни было педагогических теорий. Наши методы базируются исключительно на опыте, который мы получили наощупь, в ходе непосредственной работы с детьми. Ни одно из наших нововведений не имеет корней в какой-либо априорной идеи». Выделил следующие педагогические установки. Максимальное развитие личности ребёнка в разумно организованном обществе, которое будет служить ему, и которому он сам будет служить. Школа завтрашнего будет ориентирована на ребёнка-члена общества. Ребёнок сам строит свою личность, а мы в этом ему помогаем. Надо создать возможности для свободного выражения каждого в любой области. Труд станет основополагающим принципом, движущей силой и философией народной школы. Светлая голова и умелые руки лучше, чем ум, перегруженный ненужными знаниями. Разумная дисциплина – результат организованного труда. Народная школа не может существовать без демократического общества. Главным в воспитании считал: 1. Здоровье ребёнка, развитие его творческих возможностей, стремление к познанию; 2. Создание благоприятной среды; 3. Оборудование и технические средства (С. Френе предложил оригинальную конструкцию простейшей обучающей машины).

Им была разработана педагогическая технология (техника Френе), которая предусматривала оригинальные формы воспитания и обучения. Она состояла из ряда различных по функциям элементов: школьной типографии, школьного самоуправления, "свободных текстов" (детские сочинения), карточек для персональной работы, особой библиотеки учебных пособий и пр.

«Воспитание - это максимальное развитие личности в разумно организо­ванном обществе». В этом случае целью воспитания становится личность, а глав­ным средством воспитания - «разумно организованное общество». Под этим пони­мается не только  и  не столько общество в глобальном понимании (это от нас не зависит) этого слова, сколько образ жизни населения конкретной школы, живущей по правилам  и  законам порядочных людей.

Умный, образованный человек - это, безусловно, хорошо, но важнее ис­тинный гуманист, относящийся к человеку как к высшей ценности на Земле.

Это надо внушать с первого класса школы, занимаясь такого рода воспитани­ем неусыпно, ежедневно. Вот почему школа будущего должна быть школой глубо­чайшего воспитания.

 

Уважение к воспитательному процессу заставляет нас перейти к рассмотрению следующего вопроса,а именно — основных педагогических условий, опреде­ляющим образом влияющих на качество воспитания детей.

К педагогическим условиям относятся обстоятельства, спо­собствующие проявлению и развитию творческой индивидуаль­ности классного руководителя.

Успешность воспитательной прак­тики школы во многом зависит от сплоченности педагогическо­го коллектива. Вместе с тем творческий поиск отдельных класс­ных руководителей может внести в образовательный процесс то новое, что способно перевести на более высокий уро­вень всю работу школы. И, наконец, самое главное. Как же добиться результата и при этом еще полу­чить удовлетворение? Наше убеждение в том, что все надо делать вместе, нужен коллектив единомышленников.

На ключевом характере фигуры воспитателя в жизни детского коллектива настаивал В.А. Сухомлинский: «Если мы говорим, что коллектив - великая сила, то, образно говоря, мы имеем в виду цветущую и зеленую крону дерева, которую питают глубокие и неприметные корни, и этими корнями является человеческое богатство воспитателя». Постоянно наращивать, обогащать свой воспитательный потенциал  - важная задача педагога, взявшегося работать с ученическим коллективом. Её выполнение невозможно без профессиональной диагностики, высвечивающей уровень и характер воспитательных возможностей педагога.

Какие же воспитательные задачи ставит перед собой классный руководитель?

 

1. Сплочение ученического коллектива

2. Организация коллективных творческих дел (в том числе - личностно-ориентированных)

3. Создание благоприятного психолого-нравственного климата, комфортного состояния для каждого ученика

4. Создание условий самореализации, самораскрытия каждого ученика

5. Коррекция межличностных отношений, способствующих разрешению конфликтов между учениками

6. Стимулирование позитивного поведения учащихся

7. Оказание помощи учащимся в сложных, затруднительных ситуациях

8. Координация взаимодействия учителей, учащихся и родителей

Воспитывать - значит создавать все условия, чтобы дети становились хорошими.

Ребенка не надо переделывать. Его надо принимать таким, каков он есть, бо­лее того, каким мы хотели бы его видеть. Надо искать задатки, развивать способности, демонстрировать его таланты, в первую очередь для него самого. Ибо удивиться, насколько он хорош, красив и талантлив, прежде всего, должен сам ребенок. Самое  главное  приобретение,   которое  необходимо  сделать ребенку  в   период  школьнoгoученичества - это чувство собственного достоинства, веру в себя, что он  знает, умеет и способен. Ребенок перестает чего-то хотеть, когда понимает, что он Не может, Не способен. Этого достичь можно только добром. Ибо только добро рождает добро. Так завещал замечательный педагог А.В. Сухомлинский.

 

Воспитывать может только человек органически добрый, великодушный, способный верить воспитаннику и прощать его, удивляться его успехам и профессионально спокойно встречать неудачи. Воспитывает только тот, кому дети полностью доверяют, кого искренне уважают, образу которого бессознательно стремятся подражать. Педагог должен создавать условия, чтобы ребенок стал хорошим, нужно, чтобы он хотел, стремился, находил удовольствие в том, чтобы быть хорошим, «Воспитание есть искусство мотивации у ребенка нравственного, общественно-ценного поведения» Это сложнейший, тончайший, невидимый постороннему глазу, и лишь ощущаемыйсердцем наставника процесс духовного взаимодействия воспитателя и воспитанника.

Воспитание есть в огромной мере передача воспитаннику самого себя,  собственных ценностей и отношений, своего «образа жизни», где  работают механизмы подражания, внушения, заражения. Не может воспитывать    педагог, которого дети не любят.

Школьный учитель вводит детей в науку, классный руководитель вводит детей в жизнь.

 

 Каждый из нас помнит фильм 20 лет спустя. Бывшие ученики собираются для того, чтобы выяснить, как они прожили эти 20 лет. Кем стали, чего добились. Мы не будем анализировать сюжет фильма, но на некоторые моменты реальной жизни  хочется обратить внимание педагогов. например, бывает так, что класс вместе прожил 7 лет в школе, но как только отзвучали последние аккорды выпускного вечера, ребята ушли из школы. У них не появляется желание собраться вместе, вспомнить школьную жизнь, смешные и грустные истории многолетнего общения. Однако, бывает и наоборот. Школьные годы, обычаи и традиции класса, теплота общения зовет и манит из детства, тянет, как магнитом еще и еще раз встретиться и вспомнить все, чем была наполнена школьная жизнь.

         Если каждому в классе  было тепло и уютно, если ему помогали и поддерживали, радовались успеху, лечили душу и согревали сердце – класс будет собираться и радоваться совместному общению и через 5, и через 10, и через 20 лет. От чего это зависит? Безусловно, от многих составляющих: личности классного руководителя, взаимоотношений всех участников общения, самих учащихся, их личностных качеств и т.д. но очень во многом это зависит от тех традиций в отношениях между взрослым и учениками, которые складываются в классном коллективе на протяжении долгого времени.

На каких же принципах должно строиться сотрудничество клас­сного руководителя и учащихся, как сделать так, чтобы спустя годы учащимся класса хотелось открыть дверь в свой класс и шагнуть в детство?

Правила успеха классного руководителя.

1.Будь честным и искренним.

2.Будь терпимым, принимай каждого ученика, его сильные и слабые стороны.

3.Оценивай не личность, а поступок.

4.Не будь равнодушным.

5.Будь открытым для общения с детьми, умей шутить.

6.Если не прав, умей признать свои ошибки.

7.Будь настойчивым в достижении поставленных целей.

8.Умей управлять своим настроением.

9.Способность понять и поддержать ученика;

 

 

Принципы успешной деятельности классного руководителя

Принцип первый - безусловное принятие каждого ученика, его сильных и слабых сторон.

Принцип второй - беспристрастность в оценке поступков учащихся.

Принцип третий - терпение и терпимость в достижении результативности педагогического воздействия.

Принцип четвертый - диалогичность и открытость в общении с учащимися.

Принцип пятый - отсутствие страха у педагога признать свою неправоту, свои непрофессиональные действия.

Принцип шестой - использование чувства юмора как неотъемлемого методического средства в работе с учащимися.

Принцип седьмой - умение управлять своим настроением, не под­аться влиянию предвзятого мнения.

 Принцип восьмой - умение признавать ошибки. Очень здорово, если классный руководитель, начиная работать с классным коллективом, может рассказать ребятам о принципах своего общения с ними, а также о своих бывших учениках, о том, как строились отношения в коллективе, о тех традициях и обычаях, которые существовали в классе.

Начиная работать с классным коллективом,необходимо задать учащимся следующие вопросы, ответы на которые дадут возможность создать в классе систему традиций и ценностей.

 

 

1.Каким, по твоему мнению, должен быть дружный класс?

2.Как сделать так, чтобы класс стал дружным?

3.Какие традиции уже есть в вашем классе?

4.Назовите свои «можно» и «нельзя» в классе.

5.Какие мероприятия в классе, по твоему мнению, должны стать традиционными.

 

Правила педагогической гигиены.

1.    Пришел в школу - сделай умное и благородное лицо.

2.    Каждый раз, когда тебе захочется командовать детьми, вспомни свое детство или лучше съешь мороженное.

3.    Пусть все манекенщицы мира увидят твою улыбку и подадут в отставку.

4.    Не заходи в душу к детям, если тебя об этом не просили.

5.    Помни- плохой врач может забрать жизнь, плохой учитель – испепелить душу.

6.    Говори родителям самую лучшую правду, которую ты знаешь.

7.    Хорошо, если поздним вечером, когда ты вспоминаешь своих учеников, лицо твое озаряется улыбкой.

В заключение хотелось бы привести«10 заповедей «классно­го» воспитателя»:

Умей выслушать - ибо в идеях детей есть рациональное зерно. Найди его.

Не кричи. Не подавляй голосом - ибо твои авторитетные слова, ска­занные тихо, будут быстрее услышаны.

Найди, за что похвалить - ибо доброе слово и кошке приятно.

Будь справедлива - ибо обиды больно ранят детскую душу.

Умей видеть положительные качества ученика - ибо хорошего в де­тях больше, чем плохого.

Зарази собственным примером - ибо кто-то должен быть паровозом.

Защищай своего ученика даже перед педагогами - ибо в негативных моментах есть свои причины.

Не ябедничай родителям по пустякам - ибо в собственном бессилии расписывается только слабак.

Поощряй инициативу учеников - ибо сделать все самой невозможно.

Употребляй во время общения много ласковых слов - ибо классный руководитель - мать от завтрака и до обеда.

 

         И пусть эти простые правила помогут нам в нашей непростой работе.

 

Вы думаете, «классным» быть легко?
Не спать от мыслей долгими ночами
И вслушиваться в шум учеников,И спорить с тем, кто не доволен мелочами.

Прожить сто жизней, добрых и плохих,
Чужой бедой болеть однажды.
Да, может «классным» быть легко,
Но КЛАССНЫМ ведь становится не каждый.

И снова «классный» делом перегружен
Но так ему не выжить одному.
Ведь сам себе зачем он будет нужен.
Когда не нужен он ученику?

 

 

   Заключительное слово.

Педагог, который воспитывает детей, должен отвечать многим требованиям. Быть может, на этом непростом пути вам пригодятся строчки Б. Окуджавы:

«Совесть, благородство и достоинство

— вот оно, святое наше воинство,

Протяни ему свою ладонь,

за него не страшно и в огонь.

Лик его высок и удивителен.

Посвяти ему свой краткий век.

Может, и не станешь победителем,

но зато умрешь как человек».

Решение педагогического совета   

1.    Разнообразить формы  и  методы проведения  классных  часов, включая проектную  деятельность , КТД, методы самоконтроля  и  самооценки деятельности.

2.    Педагогам школы ориентироваться на гуманистическое воспитание и обучение, на демократический стиль работы во взаимодействии с учащимися, видеть в каждом ученике личность.

3.    Внести изменения и дополнения в программу воспитания школы в связи с потребностями родителей и общественности.

4.    Провести в школе неделю  творчества  с 16.04.2012 до 23.04.2012 и объявить конкурс на самое творческое мероприятие. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prezentaciya1_-_kopiya_2.pptx2.57 МБ
Файл prezentaciya1_-_kopiya.pptx1.92 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Тема выступления: «Творчество классного руководителя или как добиться успеха и избежать неудач в воспитательной деятельности классного руководителя» »

Слайд 3

«Воспитание – высшее из благ, но только тогда, когда оно первого сорта, иначе оно ни на что не годно». Р. Киплинг

Слайд 4

Селестен Френе , французский педагог « Воспитание - это максимальное развитие личности в разумно организованном обществе».

Слайд 5

Какие же воспитательные задачи ставит перед собой классный руководитель? *Сплочение ученического коллектива. *Организация коллективных творческих дел. * Создание благоприятного психолого-нравственного климата, комфортного состояния для каждого ученика. * Создание условий самореализации, самораскрытия каждого ученика. * Коррекция межличностных отношений, способствующих разрешению конфликтов между учениками. * Стимулирование позитивного поведения учащихся. * Оказание помощи учащимся в сложных, затруднительных ситуациях. * . Координация взаимодействия учителей, учащихся и родителей.

Слайд 6

к/ ф «20 лет спустя»

Слайд 8

Правила успеха классного руководителя: 1. Будь честным и искренним. 2. Будь терпимым, принимай каждого ученика, его сильные и слабые стороны. 3. Оценивай не личность, а поступок. 4. Не будь равнодушным. 5. Будь открытым для общения с детьми, умей шутить. 6. Если не прав, умей признать свои ошибки. 7. Будь настойчивым в достижении поставленных целей. 8. Умей управлять своим настроением. 9. Способность понять и поддержать ученика;

Слайд 9

Анкета для учеников: 1. Каким, по твоему мнению, должен быть дружный класс? 2. Как сделать так, чтобы класс стал дружным? 3. Какие традиции уже есть в вашем классе? 4. Назовите свои «можно» и «нельзя» в классе. 5. Какие мероприятия в классе, по твоему мнению, должны стать традиционными.

Слайд 10

Правила педагогической гигиены :

Слайд 11

1. Пришел в школу - сделай умное и благородное лицо.

Слайд 12

2 . Каждый раз, когда тебе захочется командовать детьми, вспомни свое детство или лучше съешь мороженное.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

3. Пусть все манекенщицы мира увидят твою улыбку и подадут в отставку.

Слайд 2

4. Не заходи в душу к детям, если тебя об этом не просили.

Слайд 3

5. Помни - плохой врач может забрать жизнь, плохой учитель – испепелить душу.

Слайд 4

6. Говори родителям самую лучшую правду , которую ты знаешь.

Слайд 5

7. Хорошо , если поздним вечером , когда ты вспоминаешь своих учеников , лицо твое озаряется улыбкой .

Слайд 6

10 заповедей «классного» воспитателя: * Умей выслушать - ибо в идеях детей есть рациональное зерно. Найди его. * Не кричи. Не подавляй голосом - ибо твои авторитетные слова, сказанные тихо, будут быстрее услышаны. * Найди, за что похвалить - ибо доброе слово и кошке приятно. * Будь справедлива - ибо обиды больно ранят детскую душу.

Слайд 7

*Умей видеть положительные качества ученика - ибо хорошего в детях больше, чем плохого. * Зарази собственным примером - ибо кто-то должен быть паровозом. * Не ябедничай родителям по пустякам - ибо в собственном бессилии расписывается только слабак. * Употребляй во время общения много ласковых слов - ибо классный руководитель - мать от завтрака и до обеда. * Поощряй инициативу учеников - ибо сделать все самой невозможно

Слайд 8

Решение педсовета : 1 . Разнообразить формы и методы проведения классных часов, включая проектную деятельность , КТД, методы самоконтроля и самооценки деятельности. 2 . Педагогам школы ориентироваться на гуманистическое воспитание и обучение, на демократический стиль работы во взаимодействии с учащимися, видеть в каждом ученике личность. 3. Провести в школе неделю творчества с 16.04.2012 по 23.04.2012 и объявить конкурс на самое творческое классное мероприятие.

Слайд 10

Первый директор Васильевской школы Бондарчук Александр Михайлович. Учитель географии и рисования Солдатов Николай Иванович Учитель физики и астрономии Грязнов Андрей Афанасьевич

Слайд 11

Учитель русского языка и литературы Наливкина Нина Николаевна Учитель математики Засемкова Лидия Александровна Учитель начальных классов Корюкова Елена Ивановна Директор школы учитель истории Голубева Мария Александровна

Слайд 13

Желаю вам удачи!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Инновационные педагогические технологии в воспитательной деятельности классного руководителя».

Обобщение опыта работы на ежегодной августовской педагогической конференции по теме "Применение инновационных педагогических технологий в воспитательной деятельности учащихся"....

Оценка качества воспитательной деятельности классного руководителя

В условиях модернизации российского образования, учитель остается ключевой фигурой. Вся его деятельность направлена на повышение качества образовательной деятельности, повышение уровня воспитанности ш...

Педагогический совет «Как добиться успехов и избежать неудач в воспитательной деятельности классного руководителя»

Покинут счестьем будет тот,Кого ребенком плохо воспитали,Побег зеленый выпрямить легко,Сухую ветвь один огонь исправить. СААДИ...

«Как добиться успехов и избежать неудач в воспитательной деятельности классного руководителя»

Педагогический совет.Покинут счестьем будет тот,Кого ребенком плохо воспитали,Побег зеленый выпрямить легко,Сухую ветвь один огонь исправить. СААДИ...

Педагогический совет «Как добиться успехов и избежать неудач в воспитательной деятельности классного руководителя»

Классный руководитель  организует и направляет воспитательный процесс, он непосредственный воспитатель и наставник объединяет воспитательные усилия родителей и общества....