Программа развития воспитательной системы МБОУ г.Астрахани "СОШ №14"
методическая разработка по теме

Власова Анна Вячеславовна

 

В методической разработке рассматривается программа развития воспитательной системы МБОУ г.Астрахани «СОШ №14», разработанная на 2011 – 2016 годы.

Разделы программы:

1. Теоретико-методологические основы ВС.

2. Цель создания ВС.

3. Принципы функционирования ВС.

4. Нормативно – правовые основы ВС.

5. Приоритетные направления  деятельности.

6. Цели и задачи воспитания по направлениям деятельности.

7. Перспективный план реализации.

8. Механизм функционирования.

9. Система организации программно – методического сопровождения.

10. Концепция модели выпускника школы.

11. Условия успешной реализации воспитательной системы.

12. Результативность воспитательной системы.

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ

ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ШКОЛЫ МБОУ г.Астрахани «СОШ №14»

Пояснительная записка

Ни одна профессиональная деятельность не существует без наличия осмысленной и сформированной цели. Создание концепции развития воспитательной системы школы обусловлено требованием времени и социально - психологической ситуацией, порожденной общественно- историческими явлениями. Мы представляем воспитательную систему социального типа: концепцию, программу ее реализации, модель, ориентированную на, на всех субъектов воспитательной системы.

Представленная концепция социального воспитания разработана на основе многолетнего положительного опыта воспитательной работы педагогического коллектива школы, отражает основные направления деятельности в решении ключевых проблем подростков на определенном этапе взросления.

Новизна нашего подхода заключается в структурировании широкого понятия «воспитательная система», его использования в  педагогической деятельности подростками, ее форм обучения (дневная).

В современных условиях общеобразовательная школа решает принципиально новые проблемы воспитания, что связано со значительным омоложением контингента учащихся.  Наш проект – попытка осмысления новых социальных реалий.

В школе, в отличие от других общеобразовательных учреждений города, сложный, неоднородный по составу, социальной зрелости, материальному положению, мотивам обучения, уровню подготовки контингент обучающихся. Это дети из малообеспеченных, многодетных, неблагополучных семей, дети разведенных родителей, одиноких матерей,

Нужно отдать должное педагогам школы - они сумели живо откликнуться на непростые вызовы времени и, взяв на себя груз забот, приступить к выполнению сложнейших психолого-педагогических функций. Вследствие сказанного школа является центром, обеспечивающим социальную и духовную зрелость подрастающего поколения, основу социально-воспитательной политики которой составляет социально-профилактическая работа с обучающимися и их родителями по различным направлениям. Суть взаимодействия педагогического коллектива и семьи заключается в том, что обе стороны заинтересованы в изучении, раскрытии, развитии и изменении социальной установки подростка.

Вся воспитательная работа строится на принципах, заложенных в Уставе образовательного учреждения, на основе ценностно-ориентированного подхода в соответствии с разработанной моделью выпускника школы, руководствуясь Законом РФ «Об образовании», концепцией модернизации российского образования на период до 2010 года,  программы развития МОУ «СОШ № 14» г. Астрахани.

Социальное воспитание в школе осуществляется в процессе взаимодействия  «цепочек»:

социум – коллектив - личность,

 проявляющихся в различных сферах деятельности и активности. Сохранение в школе традиций ценностного характера обеспечивает создание атмосферы сотрудничества, ответственности, ощущение сопричастности к коллективу, к общему успеху.

Основным признаком концепции воспитательной системы школы социального воспитания является взаимосвязь всех составных частей школы, всех её состояний, в процессе которых происходит:

        во-первых, передача положительного опыта старшего поколения;

во-вторых, формирование способности воспользоваться этим капиталом.

Теоретико-методологические основы системы

В законе Российской Федерации « Об образовании» говорится, что образование - единый целостный процесс воспитания и обучения. Под воспитанием мы пониманием целенаправленный и планомерный процесс, который не всегда может иметь только положительный знак, т.е. воспитание может быть позитивным и негативным, так как оценивается в определенное время, определенными людьми, в определенных условиях. Может отличаться по составу субъектов, по принципам, содержанию, средствам.

Социальное воспитание - взращивание Человека в специально созданных воспитательных организациях в процессе планомерного создания условий для  относительно целенаправленного позитивного развития и духовно - ценностной ориентации (А.Мудрик)

Воспитание в общеобразовательном учреждении  вечерней (сменной) общеобразовательной школе реализуется в трех взаимосвязанных и в то же время относительно автономных по содержанию и формам, способам и стилю взаимодействия субъектов процесса:

          - организация социального опыта воспитуемых,  

          - их образование,

          - оказание  индивидуальной помощи. 

Совершенствование личности подростка диктуется возрастанием роли социальной значимости человека в современном обществе.

Исследование образовательных потребностей, ценностных ориентиров, установок обучающихся показали, что школе необходимо:

Решать задачи социальной адаптации выпускников школы;

Стремиться обеспечить оптимальное развитие каждого подростка в соответствии с его индивидуальностью;

Разработать действенную систему формирования положительной самооценки;

Формировать жизненное и профессиональное самоопределение подростка.

Взаимодействие в процессе социального воспитания осуществляется в виде множества «цепочек»:

воспитательная организация (коллектив);

коллектив - личность;

коллектив - входящие в него микрогруппы - личность;

педагог – коллектив,  педагог - личность.

Содержание взаимодействия представляет собой обмен между субъектами информацией, ценностными установками, способами общения, познания, деятельности, поведения - усвоение которых имеет индивидуальный избирательный характер; оказание социальной помощи; самоуправление;

        Мера систематичности, формы и способы организации социального опыта, оказание индивидуальной помощи в определенной мере зависят от возраста, пола, социально- культурной принадлежности.         В учебном процессе учитель становится другом, компаньоном па пути к познанию, объектом для подражания.         Родителей мы рассматриваем как единомышленников, важнейших социальных заказчиков образования - изучаем позицию по результатам бесед, педагогических опросов.

        Наша воспитательная система стала воплощать в себе совокупную деятельность школы, которая реализуется в основных сферах жизнедеятельности подростка.

В качестве основополагающих принципов воспитания, определяющих цели, стратегию содержания, пути и способы развития системы образования в школе, и, следовательно, системы воспитания, можно выделить следующие:

  1. личностной ориентации;
  2. системности;
  3. диалогичности и толерантности;
  4. творческой самодеятельности воспитанников, сомоорганизации и развития интересов;
  5. адаптивности;
  6. воспитания на успехе;
  7. природосообразности.

Цели и задачи

Цель создания воспитательной системы: развитие личности ребенка через свободный выбор какого-либо вида деятельности, исходя из его индивидуальности.

Главным условием при создании воспитательной системы необходимо считать то, что все дети от природы наделены различными способностями. Составленная программа является гибкой, рассчитанной на индивидуальность ребенка. Педагоги должны предоставлять ребенку множество различных видов деятельности, среди которых он найдет себе близкий род занятий. Всестороннее  и творческое развитие личности зависит от материальных и духовных условий жизни общества в целом.

Цель воспитательной системы: формирование социально активной и законопослушной личности, строящей свои отношения с людьми на правах равноправия и ненасилия, знающей и утверждающей права и своды Человека, способной к нормальному функционированию в обществе.

Задачи:

  1. формирование        эмоционально        положительное отношение к себе и людям;
  2. привлекать к социально - значимой деятельности;
  3. создание условий для самопознания, саморазвития, самореализации ребенка в процессе творческой деятельности;
  4. переживание ситуации успеха в различных видах деятельности;
  5. создание атмосферы психологического комфорта, условий для развития эмоциональной, коммуникативной, культурной сфер;
  6. социальная адаптация детей через практико – деятельную основу всего воспитательного процесса, формирование активной жизненной позиции.
  7. воспитание       у       обучающихся       потребность понимания здорового образа жизни;
  8. диагностирование  среды  жизнедеятельности подростка;
  9. оказание помощи подростку в выборе профессии с учетом его интересов, склонностей, способностей и потребностей государства;
  10. включение    родителей    в    разнообразные    формы деятельности школы.

Принципы функционирования ВС

1. Принцип личностного подхода.

Уважение своеобразия каждого подростка с опорой на естественный процесс саморазвития формирующейся личности.

2.   Принцип  социальной адекватности.    

Осознание  социальной защиты    и    поддержки,    готовность    к    социальной самозащите.

3.   Принцип учета возрастных  особенностей обучающихся

4.   Принцип      сотворчества.  

 Сотрудничество      педагогов      и обучающихся,   совместный   поиск   наиболее   эффективных      и  интересных форм и видов деятельности.

5.   Принцип дифференциации.  

Отбор форм  и  методов работы  с учетом      индивидуальных      особенностей      всех      участников воспитательного процесса.

6.   Принцип    культуросообразности.    

Формирование    личности выпускника  на лучших  примерах  русской   истории,   культуры, приобщение к ценностям мировой культуры и истории.

7 Принцип успешности.

 Вера в свои силы, успех как основа раскрытия потенциала, заложенного на уровне актуального развития.

Ключевыми понятиями ВС являются:

-    культура   -   система   ценностей,   совокупность   наилучших образцов человеческой деятельности;

-   личность   -   социально-психологические   качества   человека, составляющие его индивидуальность;

-   духовное   развитие,   осмысление   своего   предназначения   в жизни;

-    профессиональная направленность - становление и осознание ответственности     перед     настоящим     и     будущим     своей жизнедеятельности, нравственное совершенствование;

-    гуманизм    -    система    взглядов,    утверждающая     высокое общественное  признание  человека  как  личности,   право  на свободу, счастье, развитие всех своих способностей;

-    толерантность - уважительное, терпимое отношение к людям других верований и национальностей.

Создание воспитательной системы – непрерывный процесс совместного поиска всех педагогов, благодаря которому школа приобретает свое лицо.

Нормативно – правовые основы воспитательной системы

Заказ на воспитание личности определен в законодательных документах – Конституции Российской Федерации (РФ), Законе РФ «Об образовании», Федеральной программе развития образования, Национальной доктрине образования в России, Концепции модернизации российского образования до 2020 года и других документах федерального и регионального уровней. В них говорится, о воспитании конкурентоспособной личности. В Концепции модернизации образования уточняется, что «развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, готовы к межкультурному взаимодействию, обладают чувством ответственности за судьбу страны, за её социально-экономическое процветание».

Школа работает по следующим направлениям:

  1. Познавательное;
  2. Нравственно – правовое;
  3. Гражданско – патриотическое;
  4. Физкультурно - оздоровительное
  5. Профориентационное;
  6. Художественно – эстетическое.

Данная программа развития воспитательной системы рассчитана на 5 лет.

Педагогический коллектив использует в своей работе следующие методы воспитания:

  1. методы формирования сознания личности (рассказ, беседа, лекция. диспут, примеры);
  2. методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения личности (приучение, метод сознания воспитывающих ситуаций, педагогическое требование, инструктаж);
  3. методы стимулирования  мотивации деятельности и поведения личности (соревнование, познавательная игра, дискуссия, эмоциональное воздействие, поощрение, наказание и др.);
  4. методы контроля, самоконтроля и самооценки в воспитании.

В школе создаются условия для реализации и развития учащихся в познавательной, коммуникативной, игровой, творческой, трудовой деятельности, для занятий физической культурой и спортом. Деятельность строится в соответствии с психологическими возрастными особенностями учащихся. В основе построения лежит принцип деятельности в параллели. Такая организация обеспечивает взаимовлияние воспитательных структур школы и класса, а также расширяет круг педагогов, включенных  процесс воспитания.

Приоритетные направления  деятельности:

гражданско – патриотическое и нравственное воспитание (через систему получения знаний на уроках гуманитарного цикла, обществознания, ОБЖ, классные часы: «Символы Родины»; через систему взаимодействия с музеями города и т.д.), способствующее осознанию школьниками их принадлежности с судьбе Отечества, ответственности за себя и за окружающую действительность, готовности и способности строить жизнь, достойную человека;

художественно – эстетическое развитие (через систему фестивалей, конкурсов и т.д.), способствующее развитию чувства прекрасного, любви и интереса к культуре Отечества и к мировой культуре, развитию умения найти свое место в творчестве, массовому участию детей в культурном досуге;

сохранение и расширение сложившегося воспитательного пространства, способствующего полному удовлетворению интересов и потребностей учащихся в дополнительном образовании, обеспечению интересного досуга и возможности самоопределения и самореализации;

приобщение семьи к процессу воспитания детей и подростков, способствующее укреплению связи семьи и школы в интересах развития ребенка; развитие системы получения родителями профессиональной помощи в деле воспитания детей;

физкультурно – оздоровительное направление

кадровое обеспечение воспитательного процесса – создание системы повышения профессионального мастерства организаторов воспитания (через работу МО классных руководителей, педагогические советы, школы педагогического мастерства  т.д.);

методическое обеспечение воспитательного процесса - создание системы аналитико – диагностического программирования воспитательного процесса; внедрение в практическую деятельность передовой педагогической науки; способствование инновационной деятельности.

развитие системы самоуправления;

профориентационное направление

сохранение и развитие традиций, способствующих воспитанию у школьников чувства гордости за свою школу, повышению ответственности за свои поступки и достижения в различных сферах деятельности, обеспечивающих высокую мотивационную готовность участия в деятельности школы учащихся, родителей, педагогов;

психолого – педагогическая поддержка процесса развития личности ребенка, координация и анализ педагогической деятельности по содействию учащимся в самореализации и самовыражении, развитии и проявлении индивидуальных особенностей.

Цели и задачи воспитания по направлениям деятельности

Интеллектуальное развитие

Задача: формирование целостной и научно обоснованной картины мира, развитие познавательных способностей

Саморазвитие

Задача: формирование самосознания, становление активной жизненной позиции, формирование потребности к самосовершенствованию и саморазвитию, способности адаптироваться в окружающем мире

Ребенок

Цель: воспитание творчески развитой социально ориетированной личности, способной строить жизнь, достойную человека

Нравственность, духовность как основа личности

Задача: формирование общечеловеческих норм гуманистической морали, культивирование интеллигентности как высшей меры воспитания

Патриотизм и гражданственность

Задача: от воспитания  любви к своей школе, городу – к воспитанию гражданского самосознания, ответственности за судьбу Родины

Школьные традиции

Задача: сохранение и развитие, воспитание с их помощью; формирование чувства гордости за свою школу, ответственности за свои поступки и достижения в различных сферах деятельности

Физическая культура и здоровье

Задача: формирование стремления к здоровому образу жизни, к физическому развитию, осознания здоровья как одной из главных жизненных ценностей

Эстетическая культура и творческие способности

Задачи: развитие стремления формировать свою среду, действовать по этическим, эстетическим, культурным критериям, умения видеть прекрасное; развитие творческих способностей; предоставление возможностей реализовываться в соответствии со своими склонностями и интересами

Профессиональная ориентация

Задачи: формировать профессиональные знания и умения, позитивное отношение к труду; воспитывать трудолюбие, развивать трудовые навыки; способствовать сознательному выбору профессии; создавать условия для удовлетворения потребностей детей в различных видах трудовой деятельности.

Перспективный план реализации воспитательной системы

Основные направления

Деятельность участников учебно-воспитательного процесса

Администрация

Учителя

Учащиеся

Родители

1 этап:   ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ 2011-2012 уч. г.

Подготовка школьного сообщества к деятельности по моделированию воспитательной системы

Обсуждение проблем воспитания и необходимости создания воспитательной системы

+

+

Изучение:

- научно – методической литературы;

- опыта инновационных учебных заведений, работающих в данном направлении;

- практики педагогов по данной проблеме

+

+

Обсуждение необходимости создания воспитательной системы школы на расширенном педагогическом совете

+

+

+

+

Формирование психологической готовности участников к положительному восприятию данного проекта

+

+

+

+

2 этап:   ПРОЕКТНО – ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ 2012-2013 уч. г.

Создание модели воспитательной системы

Создание мониторинговой группы

+

+

Проведение диагностических исследований

+

+

+

+

Обсуждение проблем воспитания и необходимости создания воспитательной системы на школьном родительском собрании

+

+

+

Проектирование модели личности выпускника

+

+

+

+

Определение критериев эффективности воспитательной системы школы

+

+

+

Апробация диагностического материала для исследования эффективности воспитательной системы

+

+

Кадровое обеспечение воспитательной системы школы

+

Заседание МО классных руководителей по вопросам состояния процесса построения воспитательной системы школы

+

+

Исследование интересов школьников

+

Определение структуры дополнительного образования

+

+

+

+

3 этап:   ПРАКТИЧЕСКИЙ 2013-2015 уч. г.

Реализация модельных представлений

Развитие школьного коллектива

+

+

Определение ведущих видов деятельности

+

+

+

+

Определение приоритетных направлений функционирования системы

+

+

Повышение профессионального мастерства и творческого роста организаторов воспитания всех категорий

+

+

Работа по программам «Учение», «Россия – Отечество моё», «Дорога в большой мир», «Мир прекрасного», «Семья и школа», «Школа – территория Здоровья»

+

+

+

+

Изменение структуры дополнительного образования

+

Создание благоприятного климата в школе (на уроках, во внеурочное время)

+

+

Апробация новых форм самоуправления в школе

+

+

+

+

Совершенствование форм и методов обучения

+

+

Семинары классных руководителей «Современные концепции воспитания»

+

Формирование информационно-методического фонда, разработок учителей

+

+

Отслеживание результативности воспитательной системы

+

4 этап:   ОБОБЩАЮЩИЙ 2016 уч. г.

Обновление и совершенствование системы

Подготовка пособия

+

+

Подготовка диагностико – аналитических материалов об итогах опытно – экспериментальной работы

+

Проектирование перспектив, путей и способов дальнейшего развития школы

+

+

+

+

Система воспитания  и развития творчества детей формирует воспитательное пространство самовыражении личности ребенка. Детям создаются условия для самовыражения в познавательной, трудовой эстетической, спортивной, коммуникативной, игровой деятельности.

При организации любой деятельности необходимо учитывать половозрастные, психологические и индивидуальные особенности личности.

Используемые формы досуга:

  1. праздники;
  2. конкурсные программы;
  3. интеллектуально – развлекательные программы;
  4. концертные программы
  5. танцевальные программы;
  6. марафоны;
  7. выставки;
  8. отчетные концерты;
  9. акции;
  10. КТД;
  11. конференции;
  12. индивидуальные беседы;
  13. мастер – класс;
  14. театрализованные представления
  15. ярмарки.

Механизм функционирования воспитательной системы

Воспитательная система школы выполняет следующие функции:

развивающая - направлена на стимулирование положительных изменений в личности ребенка, поддержку процессов самовыражения способностей детей и взрослых;

интегрирующая – содействует соединению в одно целое ранее разрозненных и несогласованных воспитательных воздействий;

регулирующая – связана с упорядочением педагогических процессов и их влияния на формирование личности ребенка, ученического и педагогического коллективов;

защитная – направлена на повышение уровня социальной защищенности детей и педагогов, нейтрализацию влияния негативных факторов окружающей среды на личность ребенка и процесс его развития;

компенсирующая – предполагает создание условий в школе для компенсации недостаточного участия семьи и социума в обеспечении жизнедеятельности ребенка, раскрытии и развитии его склонностей и способностей;

корректирующая – заключается в осуществлении педагогически целесообразной коррекции поведения и общения ребенка с целью уменьшения силы негативного влияния на формирование его личности.

Реализация цели и перечисленных функций воспитательной системы возможна при осуществлении таких педагогических условий, как:

1. Обеспечение готовности личности ребенка к самовыражению:

- формирование позитивной Я – концепции;

- актуализация потребностей в самоактулизации  и самоутверждении;

- обеспечение формирование умений у детей в самопознании и самовыражении, способности быть субъектом своей жизни и жизнедеятельности в школе.

Основное значение воспитательной системы – развитие личности и формирование мотивации к обучению, познанию и творчеству, реализации учебных и досуговых программ в интересах личности.

Дополнительное образование – условие для личности роста, которое формирует систему знаний, констатирует более полную картину мира и помогает реализовать собственные способности и склонности ребенка , обеспечивает органичное сочетание видов досуга с различными формами образовательной деятельности, формирует дополнительные умения и навыки.

Подходы к воспитанию:

Личностно – созидающий подход в организации воспитательного процесса: изначальная устремленность педагогического коллектива на созидание растущей личности, её непрерывный рост.

Индивидуализация растущей личности в процессе её социализации: предоставление ребенку права выбора форм и направлений своей деятельности, своего досуга.

Создание благоприятных условий:

- для удовлетворения многообразных культурно- -образовательных потребностей детей;

- психического и физического оздоровления детей;

- для удовлетворения дефицита общения детей, педагогов, родителей;

- для самовыражения, самоутверждения и самореализации каждого ребенка.

Принцип вариативности

Принцип адекватности

Принцип заинтересован-

ности

Принцип самоуправления

Принцип

программности

Принцип комфортности

Принцип сотрудничества

Инновационный принцип

Принцип адаптивности

Принцип коммуникативно-сти

Принципы воспитательной системы

1. Принцип вариативности – право на добровольный выбор участия в деятельности детских объединений и в мероприятиях, проводимых в секциях, кружках.

2. Принцип сотрудничества – право ребенка выступать в качестве субъекта целепологания, т.е. право решать проблему «с двух сторон» - и взрослыми и детьми.

3. Инновационный принцип – право на активный инновационный поиск ребенком варианта «своего» образования и педагога дополнительного образования.

4. Принцип комфортности – право развивать свои интересы и потребности в максимально комфортных для развития личности условиях.

5. Принцип программности – право, определяющее возможность получения детьми дополнительного образования  в соответствии с самым широким спектром познавательных потребностей и интересов детей.

6. Принцип самоуправления – право на участие в самоуправлении школой.

7. Принцип заинтересованности – право на познание ребенком заинтересовавших его явлений в более увлекательной и интересной форме.

8. Принцип адекватности – право выбирать из предложенного максимального объема информации столько, сколько он может усвоить.

9. Принцип коммуникативности – право расширять круг делового и дружеского общения ребенка со сверстниками и взрослыми.

10. Принцип адаптивности – право на обеспечение механизмами и способами вхождения ребенка в сложную обстановку нестабильного общества.

2. Формирование воспитательной среды в школе, содействующей самовыражению личности детей и педагогов:

- поддержание благоприятного интеллектуального, нравственного и эмоционально-психологического климата в школе, наличие  детей и педагогов чувства комфортности, защищенности;

- обеспечение реальной свободы выбора в основных сферах жизнедеятельности ребенка и взрослого;

- существование реальных объектов и предметов для проявления учащимися и педагогами своих способностей;

- восприятие и детьми  взрослыми творчества, как важнейшей ценности своей жизнедеятельности;

- создание системы психолого-педагогической поддержки личности ребенка в процессе развития и раскрытия его индивидуальных способностей;

- использование в воспитательном процессе личностно – ориентированных технологий, приемов, методов воспитания;

- моделирование и построение воспитательных систем в кружках, секциях, сориентированных на участие личности в деятельности по формированию и проявлению своих уникальных свойств  и качеств.

Система организации программно – методического сопровождения

Функции деятельности по методической поддержке классных руководителей

Диагностическая

Прогностическая

Адаптационная

Инновационно - развивающая

Организационно – педагогическая деятельность

Информационно -аналитическая

Принципы работы

Демократичность

Научность

Системность

Открытость

Целенаправленность

Принцип конкретности и интеграции

Оперативность и гибкость

        

Формы организационной работы

Аналитико – диагностическая деятельность

- наблюдение;

- тестирование;

- соцопросы;

- анкетирование;

- проектирование;

- консультирование;

- анализ.

Инновационно – развивающая, информационно-организационная,

информативно – педагогическая деятельность

- посещение занятий,  праздников;

- конкурсы;

- обучающие семинары;

- тренинги;

- конференции;

- обзоры педагогической литературы;

- методическая учеба;

- педагогические советы;

- работа МО;

- работа творческих групп;

- скорая методическая помощь.

       

Концепция модели выпускника школы

Вся воспитательная система школы создает условия для самоопределения, саморазвития, самореализации личности.

В процессе творческой деятельности происходит формирование активной гражданской позиции.

Модель будущего выпускника школы – здоровая конкурентноспособная, творчески развитая, социально ориентированная личность, способная строить достойную человека жизнь:

-   умеющая сделать сознательный жизненный выбор в пользу творческого самоопределения;

- умеющая адекватно оценивать свои познавательные возможности и ставить посильную творческую задачу;

- умеющая продуктивно общаться на ровне приобретенного опыта;

- умеющая сознательно организовывать свой стиль жизни в конкретной социокультурной среде и проработать перспективы своего культурного роста;

- знающая свои реальные профессиональные предрасположенности;

- умеющая делать аргументированный, сознательно мотивированный выбор в процессе профессионального самоопределения.

Я – ПРОФЕССИОНАЛ

Профессионал – способный осознавать значение профессии и её место в системе общественного разделения труда

Я – СЕМЬЯНИН

Ответственный за себя и других, следующий этикету супружеских взаимоотношений, стремящийся к здоровому образу жизни, как  главной ценности.

Я -

ГРАЖДАНИН РОССИИ

Патриот, ощущающий ответственность за настоящее и будущее Отечества..

Я – ВЫПУСКНИК

Социально  компетентная личность, способная реализовать себя в различных социальных сферах современного общества.

Я-

СВОБОДНАЯ ЛИЧНОСТЬ

Обладающая гуманистическим мировоззрением, видит личность в себе и других, успешно взаимодействует с социумом.

Я – ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ

Интеллигент, приверженный  к общечеловеческим духовным идеалам, способный к саморегуляции, сознательному управлению своим поведением.

Я -

  1. ЖИТЕЛЬ ЗЕМЛИ

Носитель эстетических установок по отношению к культуре и природе, ориентированный на познание себя, людей, мира.

Основные педагогические технологии

Концепция технологии  воспитания представляет процесс последовательного функционирования всех средств, используемых для решения определенных социально – воспитательных проблем и аспектов социальной деятельности. Он позволяет:

  1. анализировать и систематизировать практический опыт и его использование;
  2. комплексно решать социальные и социально – воспитательные проблемы;
  3. создавать благоприятные условия для развития подростка;
  4. снижать влияние неблагоприятных обстоятельств;
  5. оптимально использовать имеющиеся ресурсы;
  6. выбирать и разрабатывать наиболее эффективные технологии для решения социальных проблем.

         Воспитательные технологии – это система научно обоснованных приемов и методик, способствующих установлению таких отношений между субъектами процесса, при которых в непосредственном контакте достигается поставленная цель – приобщение  воспитуемых к общечеловеческим культурным ценностям.

        Воспитательные технологии включают следующие системообразующие компоненты:

  1. Диагностирование
  2. Целеполагание
  3. Проектирование
  4. Конструирование
  5. Организационно – деятельностный компонент
  6. Контрольно – управленческий компонент

Содержательный компонент  наряду с правильно поставленной диагностичной целью и определяет успешность и характер воспитательной технологии. От них зависит, будет ли воспитательная технология информативной или развивающей, традиционной или личностно – ориентированной, продуктивной или малоэффективной. В основном эффективность воспитательной технологии зависит от того, насколько концептуально увязаны между собой цели и содержание деятельности.

Содержанием воспитательных технологий являются:

  1. Научно обоснованные социализированные требования
  2. Передача социального опыта
  3. Постановка цели и анализ сложившейся ситуации
  4. Социализированная оценка ученика
  5. Организация творческого дела
  6. Создание ситуации успеха

             Так же, как и для технологии обучения, характерной особенностью воспитательной технологии является возможность воспроизведения воспитательной цепочки и её пошаговый анализ.

           Рассмотрим пример самой распространенной по применению  воспитательной технологии – технологии организации и проведения группового воспитательного дела (по Н.Е.Щурковой). Общая воспитательная цель любого группового дела – формирование относительно устойчивых  отношений человека к себе, окружающим, природе, вещам.

         Технологическую цепочку любого воспитательного дела можно представить следующим образом:

  1. Подготовительный этап (предварительное формирование отношения к делу, интереса к нему, подготовка необходимых материалов) 
  2. Психологический настрой (приветствие, вступительное слово) 
  3. Содержательная (предметная) деятельность
  4. Завершение
  5. Проекция на будущее

 

Рассмотрим отдельные педагогические технологии.

Педагогика сотрудничества может быть рассмотрена как образовательная, так и воспитательная технология. Педагогику сотрудничества надо рассматривать как особого типа «проникающую» технологию, так как её идеи вошли почти во все современные педагогические технологии. Целевыми ориентациями данной технологии являются:

  1. Переход от педагогики требований к педагогике отношений
  2. Гуманно – личностный подход к ребёнку
  3.  Единство обучения и воспитания

            Концептуальный положения педагогики сотрудничества отражают важнейшие тенденции, по которым развивается воспитание в современной школе:

  1. превращение школы Знания в школу Воспитания;
  2.  постановка личности школьника в центр всей воспитательной системы;
  3.  гуманистическая ориентация воспитания, формирование общечеловеческих
  4. ценностей;
  5. развитие творческих способностей ребёнка, его индивидуальности;
  6.  возрождение национальных культурных традиций;
  7. сочетание индивидуального и коллективного воспитания;
  8. постановка трудной цели;

Гуманно – личностная технология Ш.А.Амоношвили.

Целевыми ориентациями гуманно – личностной технологии Ш.А.Амонашвили являются:

  1.  способствование становлению, развитию и воспитанию в ребенке 
  2. благородного человека путем раскрытия его личностных качеств;
  3.  развитие и становление познавательных сил ребенка;
  4.  идеал воспитания – самовоспитание;

Среди прочих известных и отлично зарекомендовавших себя в практике воспитательной работы: технология коллективного творческого воспитания И.П.Иванова, технология гуманного коллективного воспитания В.А.Сухомлинского. Несмотря на то, что эти технологии были разработаны и внедрены более полувека назад, их содержание также актуально и в наши дни.

 

Технология коллективного творческого воспитания И.П.Иванова. Технология коллективного творческого воспитания – это такая  организация совместной деятельности взрослых и детей, при которой все участвуют в коллективном творчестве, планировании и анализе результатов.

Концептуальные идеи, принципы:

  1. идея включения детей в улучшение окружающего мира;
  2. идея соучастия детей в воспитательном процессе;
  3. коллективно – деятельностный подход к воспитанию: коллективное целеполагание, коллективная организация деятельности, коллективное творчество, эмоциональное насыщение жизни, организация соревновательности и игры в жизнедеятельности детей;
  4. комплексный подход к воспитанию;
  5. личностный подход, одобрение социального роста детей;

 

Технология гуманного коллективного воспитания В.А.Сухомлинского. Идеи и принципы:

  1. в воспитании нет главного и второстепенного;
  2. воспитание – это прежде всего человековедение;
  3. эстетическое, эмоциональное начало в воспитании: внимание к природе красота родного языка, эмоциональная сфера духовной жизни и общения детей, чувство удивления;
  4. принцип единства: обучения и воспитания, научности и доступности, наглядности и абстрактности, строгости и доброты, различных методов;
  5. культ Родины, культ труда, культ матери, культ книги, культ природы;
  6. приоритетные ценности: совесть, добро, справедливость.

Одним из возможных путей совершенствования воспитательной работы в образовательном учреждении является освоение педагогами – практиками продуктивных педагогических идей. Использование педагогических технологий позволяет наполнить воспитательный процесс конкретным содержанием, а ценностно–ориентированные педагогические идеи обогащают профессиональное сознание воспитателя.

Образование – не только обучение знаниям, умениям и навыкам, а прежде всего, в первую очередь, воспитание, развитие личности, ее социализация. Становится очевидным необходимость повышения статуса воспитательной работы, изменения в целом идей, подходов, принципов, характера воспитательной работы. Использование опыта мировой педагогической науки поможет в решении данных задач.

Связь семьи и школы

        Семья – важнейший институт в формировании и развитии социально-значимых ценностей и установок личности, в социализации и воспитании подрастающего поколения.

При организации работы с родителями мы стараемся «вернуть родителей в школу», повысить их ответственность за воспитание детей. Мы помним, что в народной педагогической культуре воспитание детей – самая первая и самая важная обязанность родителей. Вот почему так важно сегодня наладить взаимодействие учителей, учеников и родителей. Факт самоустранения родителей от воспитания является противоестественной для российского менталитета тенденцией, подлежащей искоренению всеми педагогически доступными средствами. Для полноценного прохождения обучения и формирования личности обучающегося необходим соответствующий микроклимат между педагогами, обучающимися и семьей в целом. Педагогический коллектив нашего образовательного учреждения в работе с родителями использует разнообразные формы деятельности:

  1. информационно-педагогические встречи;
  2. «Родительский лекторий»;
  3. «Школа здоровья»;
  4. Экран результатов учебно-воспитательного процесса;
  5. День матери;
  6. «Этика семейной жизни».

Приоритетные направления во взаимодействии школы и семьи.

  1. Повышение профессиональной компетенции педагогического коллектива в вопросах семейной педагогики.
  2. Организация педагогического просвещения родителей.
  3. Повышение уровня активности родителей путем:

- формирования мотивации;

- обеспечения родительской общественности продуктивными видами деятельности.

4. Повышение культуры семейного общения учащихся.

5. Социальная защита детей.

6. Работа в соответствии с программой «Семья»

Сема взаимодействия семьи и школы

Повышение психолого-педагогических знаний родителей

- родительские лектории по параллелям;

- конференции;

- открытые уроки и внеклассные мероприятия;

- индивидуальные тематические консультации;

- родительские собрания;

- консультации психолога, социального педагога;

 

               

Вовлечение родителей и общественности в воспитательный  процесс

- совместные творческие дела;

- помощь в укреплении материально-технической базы;

- совместные с детьми родительские собрания;

- родительские инициативы

        

Вовлечение родителей и общественности в управление школой

- управляющий совет;

- классные родительские собрания.

  1. Микросоциум

        Ш.А.Амонашвили писал: «Нельзя, чтобы ребенок взрослел, обновлял свою жизнь только в школе или только в семье. Если мы хотим воспитать в нем личность, то все его окружение, все люди, которые направляли этот процесс, должны составлять целеустремленную воспитательную среду».

В целях повышения уровня воспитательной работы школа сотрудничает со всеми заинтересованными организациями и учреждениями города, а также с представителями общественности и может быть представлена схемой (см.схему взаимодействия).  

Формы взаимодействия:

- совместная организация и проведение внеклассных мероприятий;

- вечера-встречи с интересными людьми;

- диагностика;

- консультации;

- шефская помощь и т.д.

Выше мы рассмотрели субъектов воспитания и основные педагогические технологии. Теперь проанализируем процесс управления воспитанием. Основные объекты, на которые направлена управленческая деятельность – педагогические кадры, ученический коллектив, внешняя среда и исследовательская работа.

Управление воспитательным процессом состоит из нескольких этапов:

1. Планирование управленческой деятельности (по указанным объектам). Управление воспитательным процессом в школе  эффективно только тогда, когда оно системно.

2. Подготовка и проведение педагогических советов, методических объединений классных руководителей. Как правило, один из четырех педагогических советов учебного года посвящен воспитательной тематике. Педагогический совет – одна из наиболее важных и демократичных форм работы, направленных на решение наиболее важных вопросов развития школы, совершенствования учебно-воспитательного процесса.

3. Планирование воспитательного процесса в школе на разных уровнях.

Планы должны:

- отражать разностороннюю деятельность учащихся в школе в соответствии с учетом потребностей и интересов подростков;

- содержать деятельность, направленную на освоение позитивных норм организации жизнедеятельности и выстраивание отношений с окружающей средой;

- предусматривать формирование умений и привычек, соответствующих позитивным нормам отношений, приобретение опыта человеческой деятельности на разных уровнях;

- включать в сотрудничество всех участников педагогического процесса: педагогов, учащихся, родителей и  межведомственное взаимодействие.

4. Анализ воспитательной работы школы. Сущность анализа заключается в том, чтобы установить причинно-следственные связи между компонентами учебно-воспитательного процесса: целью, содержанием, видами  взаимодействия, условиями, в которых оно протекает, и его результатами, а также проследить влияние процесса на уровень воспитанности учащихся. Основные требования к анализу воспитательной работы:

- валидность (соответствие содержания поставленным целям);

- системность (охват всех компонентов системы воспитания, всех участников педагогического процесса);

- объективность;

- структурность, следование определенной логике.

5. Внутришкольные нормативные документы.

Реализация концепции воспитательной системы школы

осуществляется в процессе обучения и во внеурочной деятельности и может быть представлена в виде схемы с учетом уровней образовательного процесса.

Уровни

1. Обучающий

2. Развивающий

3. Ориентированный

Урок

1ый уровень- освоение базы знаний, передача информации;

2ой уровень- развитие репродуктивных способностей;

3й- уровень- развитие познавательного потенциала

Классный час

1ыйуровень- освоение норм и правил жизни в классе;

2ой уровень- развитие чувства ответственности, коллективизма.

Занятия в факультативах

1ый уровень- открытие дополнительных знаний;

2ой уровень- развитие познавательной активности;

3й- уровень- интеллектуальное развитие

Занятия в кружках

1ый уровень- освоение дополнительных знаний;

2ой уровень- развитие творческих способностей, самостоятельности;

3й- уровень- совершенствование профессионального мастерства

ОБУЧАЮЩИЙСЯ

Социум

1ый уровень -овлвдевание нормами и правилами поведения;

2ой уровень- развитие чувства причастности к социуму;

3й- уровень- развитие социальной активности

Досуговая деятельность

1ый уровень- организация познавательного досуга ;

2ой уровень- поддержание интереса к занимательному досугу;

3й- уровень- занятость во внеурочное время.

Воспитание в процессе обучения

        В.А.Сухомлинский писал: «Обучение – важнейшее средство умственного воспитания. Успех умственного воспитания определяется такими факторами, как: богатство всей духовной жизни школы, духовное богатство учителя, широта его кругозора, его эрудиция, культура, содержание учебных программ, характер методов обучения, организация умственного труда учащихся на уроке и дома».

        Познавательное направление, понимаемое нами как  получение базовых знаний, обогащение представлений детей об окружающем мире, формирование потребности в систематическом образовании, непрерывном интеллектуально-творческом развитие реализуется через урок, который был и остается главной формой учебно-воспитательного процесса, основным звеном воспитательной системы школы.

        На уроке воспитываются ценностные отношения к человеку, труду (знаниям), прекрасному, обществу. Ребенок познает:

- жизнь;

- истину;

- человека.

 Внеурочная деятельность

        Принципы, на которых строится учебно-воспитательный процесс в школе, находят свое продолжение во внеурочной работе.

        «Соблюдение преемственности между учебной и внеурочной работой с точки зрения как представлений, знаний, так и умения, навыков и общих приемов деятельности – одно из важнейших условий организации и руководства внеурочной жизнью детей», - писал А.Я.Каруле.

ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА ШКОЛЫ

  НАПРАВЛЕНИЯ

 

ЦЕЛЬ

СРЕДСТВА РЕАЛИЗАЦИИ

правовое

Формирование социально активной и законопослушной личности, строящей свои отношения с людьми на правах равноправия и ненасилия, знающей и утверждающей права и своды Человека, способной к нормальному функционированию в обществе.

  управление

Развитие структуры школы адаптивного типа

нравственное

Развитие системообразующей деятельности: интеграция познавательной деятельности в учебной и неучебной работе

Гражданско-патриотическое

валеологическое

профориентационное

Развитие содержания образования

Р Е З У Л Ь Т А Т

Педагогические технологии

Семейное воспитание

Развитие педагогической системы

Выпускник школы – человек, преобразующий себя и мир, являющийся носителем общечеловеческих ценностей, осознанной нравственной позиции, способный к самореализации

здоровье

Познавательная

деятельность

Культура личности, жизненные и нравственные позиции

                         

Знания и умения


Направления развития личности можно представить в виде схемы

  1. ЦЕЛЬ: формирование личности, способной строить жизнь, достойную человека на основе опыта социального поведения

Правовое

Гражданско-патриотическое

Профориентационное

Нравственное

Семейное

Валеологическое

Воспитание уважения к Закону, нормам коллективной жизни, гражданской и социальной ответственности.

От воспитания любви к школе, Отечеству – к формированию гражданского самосознания за судьбу Родины.

Формирование профессиональных знаний, способствующих успешной адаптации в современных жизненных условиях, осознания значения профессий и ее места в системе общественного разделения труда.

Формирование гуманистических отношений к окружающему миру, приобщение к общечеловеческим ценностям.

Формирование знаний, определяющих культуру и этику супружеских взаимоотношений.

Реализуется в рамках, разработанной в школе программы «Профилактика негативных зависимостей», нацеленной на формирование стремления к здоровому образу жизни, осознания здоровья как одной из главных жизненных ценностей, устойчивого отношения к вредным привычкам.

 

 


Разработанная концепция воспитательной системы школы

ориентирована на организацию процесса воспитания в условиях интегрированного взаимодействия  на уровне                                                  «субъект – субъектных отношений»

  1. О   Б    У    Ч    А    Ю    Щ    И    Е    С    Я

классный руководитель

учитель

родители

Организация ученического самоуправления.

        «Самоуправление – непременный        признак коллектива. Чем совершеннее самоуправление, тем совершеннее коллектив. Только ученическое самоуправление может дать ученику самостоятельное правильное поведение, сформировать негативное отношение к таким отрицательным явлениям, как безнравственность, безответственность, неправильный образ жизни.

        Сделать процесс воспитания в школе поистине демократическим, открытым помогут особые органы самоуправления школьной жизни:

- совет, в состав которого входят педагоги, учащиеся, родители;

- совет старшеклассников, деятельность которого заключается в организации работы комитетов;

- комитеты, осуществляющие связь между Советом старшеклассников и классными коллективами.

        В дальнейшем планируется расширить и активизировать участие ребят во всех областях общественной жизни через органы ученического самоуправления.

Ученическое самоуправление  обеспечивает формирование активной жизненной позиции обучающегося, приучает его к анализу и самоанализу, контролю и самоконтролю.

        Таким образом, у выпускника школы в достаточной мере будут развиты:

  1. личностные качества;
  2. нравственные нормы поведения;
  3. культура общения в коллективе;
  4. потребность к труду;
  5. способность к профессиональной деятельности;
  6. способность к сотрудничеству.

Структура ВС

  1. Социально-педагогическая служба;
  2. Психолого-педагогическая служба;
  3. Система внутришкольного контроля;
  4. Работа с родителями;
  5. МО классных руководителей;
  6. Охрана здоровья;
  7. Совет старшеклассников;
  8. Совет профилактики;
  9. Взаимодействия со службами города;
  10. Традиции.

Условия успешной реализации воспитательной системы

1. Кадровое обеспечение

Повышение квалификации  педагогических кадров происходит дифференцировано. В течение учебного года для классных руководителей и с их участием проводятся методические объединения, которые охватывают темы педагогического и психологического взаимодействия с детьми, развития творческих способностей детей, вариативные модели содержания воспитания, инновационные формы работы и т.д. Педагоги  посещают семинары, другие учебные заведения района, ЦДТ. На которых рассматриваются вопросы специфики организации работы с классом, проводятся практические занятия, тренинги и т.д.

2. Программно – методическое обеспечение

  1. разработка программ и их апробация;
  2. разработка методических материалов по проведению тех или иных программ;
  3. разработка образцов текущей документации и их оформление;
  4. подготовка практикумов для педагогов по новым формам работы;
  5. разработка положений о проведении выставок, конкурсов и т.д.;

3. Материальное обеспечение

В школе работают 11 кружков и секций разной направленности, которые посещают 250 учащихся не только нашего ОУ, имеется актовый зал, спортивный зал, кабинет танца, спортивная площадка на улице.

Технические средства:

  1. интерактивная доска – 3;
  2. компьютеры – 28;
  3. видеопроектор – 2;
  4. проектор – 4;
  5. DVD – 10;
  6. телевизор – 14;
  7. аудиомагнитофон – 3;
  8. акустическая система – 1;
  9. микрофоны беспроводные – 2;
  10. микрофоны проводные – 2.;
  11. усилитель – 2.

            Материальные инструменты:

  1. фортепиано - 3;
  2. синтезатор - 1.

            Спортивное оборудование:

  1. настольные игры;
  2. мячи, обручи;
  3. скакалки.

4. Информационное обеспечение

Пополняется библиотечный фонд, проводятся тематические выставки литературы, методических разработок и программ. Для классных руководителей создан информационный банк данных в кабинете заместителя директора по ВР.

Результативность воспитательной системы

Для оценки эффективности воспитательной системы учащихся определены критерии, соответствующие её цели. И показатели эффективности.

Первый критерий – самоактулизация личности учащихся. Получаемая в соответствии с данным критерием информация позволяет оценить влияние воспитательной деятельности на развитие личности ребенка, на формирование его индивидуальности.

Второй критерий – удовлетворенность детей, педагогов и родителей жизнедеятельностью в образовательном учреждении.

Третий критерий – конкурентноспособность учебного заведения. С помощью этого критерия можно анализировать результаты учено-воспитательного процесса не только на основе изменений, происходящих в учреждении, но и сравнивать их с достижениями  других учреждений образования.

Критерии

Показатели

Диагностические средства

Сформированность нравственного потенциала личности выпускника

Нравственная направленность. Сформированность адекватного отношения выпускника к Родине, обществу, семье, школе, классному коллективу, себе, природе, учебе и труду

Тест Н.Е. Щурковой «Размышляем о жизненном опыте» для определения нравственной направленности личности

Методика С.М Петровой «Пословицы» для определения направленности личности

Методики Б.П. Битинаса и М.И. Шиловой для изучения воспитанности личности

Методы экспертной оценки педагогов и самооценки учащихся

Педагогическое наблюдение

Методики изучения развития познавательных процессов личности ребенка

Школьный тест умственного развития (ШТУР)

Методы экспертной оценки и самооценки учащихся

Сформированность коммуникативного потенциала личности выпускника

Коммуникабельность. Сформированность коммуникативной культуры

Методика выявления коммуникативных склонностей учащихся Р.В. Овчаровой

Методы экспертной оценки и самооценки учащихся

Педагогическое наблюдение

Сформированность эстетического потенциала личности выпускника

Развитость чувства прекрасного и других эстетических чувств

Методы экспертной оценки и самооценки учащихся

Педагогическое наблюдение

Методика воспитывающих ситуаций

Анкетирование

Сформированность физического потенциала личности выпускника

Развитость физических качеств. Состояние здоровья учащихся

Статистический медицинский анализ состояния здоровья учащихся

Выполнение образовательных стандартов по физической культуре

Методы экспертной оценки и самооценки учащихся

Педагогическое наблюдение


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности воспитательной системы МБОУ "СОШ №21" г. Перми

Воспитательная работа в школе учитывает истоки учебного заведения, те традиции, которые были в основе. В данной статье указаны те воспитательные рычаги, которые заложены в учебно-воспитательной систем...

Программа развития воспитательной компоненты МБОУ Угловская СОШ

Настоящая «Программа мероприятий по развитию воспитательной компоненты в  МБОУ Угловская  СОШ» (далее – Программа мероприятий) разработана во исполнение П. 4 перечня поручений  Президен...

Концепция воспитательной системы МБОУ СОШ № 28

В данной концепции обозначается основная миссия воспитательной системы школы, цель  и задачи воспитательной системы, принципы воспитательной системы, направления  работы педагогического колл...

основная образовательная программа основного общего образования на 2018-2019 учебный год программой развития воспитательной компоненты МБОУ «Средняя школа №19»

основная образовательная программа основного общего образования на 2018-2019 учебный год программой развития воспитательной компоненты МБОУ «Средняя школа №19»...

Воспитательная система МБОУ НОШ № 2 г. Охи им. Г.Г.Светецкого 2021-2022 учебный год

Концепция и актуальность воспитательной системы«Человек воспитывается не по частям, он создается синтетически всей суммой влияний, которым он подвергается. Поэтому отдельное средство всегда...

Воспитательная система МБОУ «СОШ № 10 г. Новоалтайска Алтайского края»: современные реалии и перспективы, образовательные задачи и подходы к их решению"

ØОбразовательная организация (далее-ОО) находится в центральной части города. Транспортная сеть обеспечивает беспрепятственный  подъезд обучающихся из отдаленных районов, мобильную взаимосвязь ОО...