программа школьного оздоровительного лагеря "Родные истоки"
рабочая программа на тему

Рябова Марина Васильевна

Программа школьного оздоровительного лагеря с дневным пребыванием .Направления деятельности :патриотическое, туристко-краеведческое, спортивно-оздоровительное.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Управление образования администрации Сосновского района Нижегородской области

Муниципальное образовательное учреждение

Виткуловская средняя общеобразовательная школа

Утверждаю приказ от 27 .05. 2008г.

Директор ___________ В.Б. Хохлов

Программа школьного

оздоровительного

 лагеря «Родные истоки»

МОУ Виткуловской средней

общеобразовательной школы

 на период 2008 – 2011г.

Авторы – разработчики:

Рябова М.В. – зам. директора по ВР,

Коротина Е.Е.-педагог-организатор.

с. Виткулово

2008

Паспорт программы.

Основания для разработки программы

- Закон РФ “Об образовании”

- Конвенция о правах ребенка,

Заказчик программы

Управление образования  Сосновского района

Цель программы

Создание такой системы физического оздоровления детей, которая бы способствовала осмысленному  отношению каждого из них к собственному здоровью в условиях временного детского коллектива.

Основные  задачи программы

- Проведение работы с детьми, сочетающей развитие и воспитание ребят с оздоровительным отдыхом;

- Развитие творческих способностей;

- Воспитание культуры поведения;

- Формирование у ребят навыков общения и толерантности;

- Привитие навыков здорового образа жизни.

Перечень основных мероприятий программы

-Создание оптимальных условий для организации отдыха и оздоровления учащихся школы

- Обновление содержания и форм работы по организации летнего лагеря с дневным пребыванием при школе

- Совершенствование уровня кадрового обеспечения и деятельности летнего лагеря при школе

- Научно-методическое обеспечение

- Оздоровление детей и профилактика заболеваний

Ожидаемые результаты реализации Программы

- Укрепление здоровья детей;

- Улучшение социально-психологического климата в лагере;

- Снижение темп роста негативных социальных явлений среди детей;

- Формирование умений, навыков, приобретение жизненного опыта адекватного поведения в экстремальных ситуациях;

- Совершенствование материально-технической базы организации летнего отдыха и оздоровления детей;

- Создание благоприятных условий для оздоровления детей через сотрудничество с учреждениями дополнительного образования, ГИБДД, МЧС

Система организации контроля над исполнением программы

Контроль над исполнением программы осуществляется начальником лагеря и зам. директора по воспитательной работе.

Автор программы

Зам. директора по ВР Рябова М.В.

Место реализации

Пришкольный оздоровительный лагерь с дневным пребыванием

Название, почтовый адрес,тел./факс образовательного учреждения

Муниципальное образовательное учреждение Виткуловская средняя общеобразовательная школа

Нижегородская область ,Сосновский район, с,Виткулово, улица Попкова 12,

тел. 8 (831-74)2-64-55

Информационно – аналитическая справка.

        К моменту написания программы (2007 г.) в школе обучалось 186 учащихся. Из них

            начальная школа – 4 класса – 44 учащихся

основная школа – 6 классов -  101 учащийся

старшая школа – 3 класса – 41 учащийся

2.1. Материально – техническая база школы:

        В школе 15 учебных  предметных кабинетов,  кабинет социального педагога, кабинет психолога, учебная мастерская комбинированного типа.

        В школе имеется спортзал,  открытая спортивная площадка, достаточный спортивный инвентарь для проведения занятий в спортзале и на открытой спортивной площадке, имеется столовая на 80 посадочных мест, пищеблок, библиотека (общий фонд литературы1 6315 экземпляров), 1 компьютерный класс (количество компьютеров 17  шт.) с дополнительным оборудованием: модем, проекторы – 2, принтеры – 4,сканеры – 2, технические средства обучения: видеомагнитофоны – 2, музыкальные центры – 3, телевизоры – 2, магнитофоны – 6, видеокамера – 1.

        Школа имеет теплицу, пришкольный участок в размере – 1,2 га, автобус для подвоза учащихся в школу, грузовую машину ГАЗ – 52, 2 трактора МТЗ – 80 и МТЗ – 52.

2.2. Состояние педагогических кадров

Всего – 25 педагогов

а)  распределение по уровню образования:

среднее педагогическое – 1 человек (4%)

высшее педагогическое – 22 человека (88%)

высшее непедагогическое – 2 человека (8%)

б)  распределение по стажу работы:

до 2 лет – 1 человек (4%)

до 5 лет – 1 человек (4%)

до 10 лет – 2 человека (8%)

до 20 лет – 8 человек (32%)

свыше 20 лет – 13 человек (52 %)

в)  распределение по категории:

высшая категория – 6 человек (8%)

первая категория – 17 человек (24%)

без категории – 2 человека (68%)

г) Почетная грамота МО РФ – 5 человек.

Почетный работник общего образования – 3 человека.

Отличник народного просвещения – 3 человека.

Учитель – методист – 1 человек.

Победители конкурса «Лучшие учителя России» в рамках приоритетного  национального проекта «Образование» - 5 человек.

Отмечены Грантом Губернатора Нижегородской области за участие в конкурсе «Лучшие учителя России» в рамках  приоритетного национального проекта «Образование» - 5 человек.

Грамоты Департамента образования Нижегородской области – 6 человек.

7 учителей школы являются руководителями районных методических объединений ( РМО учителей информатики, учителей истории, учителей иностранного языка, учителей технологии, воспитателей групп продленного дня,  заместителей директоров по УВР и заместителей директоров по ВР).

Школа является ресурсным  центром по начальному профессиональному обучению профессии «тракторист – машинист»

        На базе школы проходят районные семинары для руководителей школ:

2005 г – семинар зам. директоров по УВР «Информатизация образовательного пространства школы»,

- семинар зам. директоров по ВР «Взаимодействие школы и социума»

2007 г. – семинар зам. директоров по УВР «Изучение и диссеминация инновационного опыта педагогов»

2009 г- семинар заместителей директоров по воспитательной работе «Использование информационно-коммуникативных технологий в организации воспитательного процесса».

        Члены педагогического коллектива посещают консультации кафедр НИРО и открытые уроки учителей других школ района, области, повышают свою квалификацию в области как содержательного наполнения предмета, так и в области методики преподавания, использования современных образовательных технологий.

Постоянно совершенствовать педагогическое мастерство учительских кадров помогает курсовая подготовка.

Пояснительная записка.

    Ежегодно для учащихся проводятся оздоровительные смены в летнем оздоровительный лагере дневного пребывания «Родные истоки», который функционирует на базе МОУ Виткуловская СОШ.

     

В нем отдыхают учащиеся младших и средних классов.

 

Обязательным является вовлечение в лагерь трудных детей, детей –сирот, ребят из многодетных  и малообеспеченных семей.

  Над реализацией программы летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием работает педагогический коллектив из числа лучших учителей школы совместно с работниками учреждений дополнительного образования, МЧС, ГИБДД, учреждениями микросоциума.

Центром воспитательной работы лагеря является ребенок и его стремление к реализации.

Пребывание здесь для каждого ребенка– время получения новых знаний, приобретения навыков и жизненного опыта. Это возможно благодаря продуманной организованной системе планирования лагерной смены.

Детям предоставлена свобода в определении содержания их отдыха. Самосоставление плана дает возможность детям вносить предложения, отстаивать их, выбирать, а затем воплощать в жизнь.

Актуальность

С 2004 года ОУ начало работать над созданием здоровьесберегающих условий организации образовательного пространства. С 2006 года увеличено до 3 – х часов на занятия физической культурой в учебном плане 5 – го класса. Введены факультативные занятия «Уроки здоровья» в 1 – 4 – х классах. Школа имеет план спортивно – оздоровительной работы на каждый учебный год. Под личный контроль директора школы, его заместителей были взяты вопросы по организации горячего питания учащихся, спортивно – оздоровительной работы, частота и причины пропусков уроков учащимися. Был создан банк данных состояния здоровья обучающихся, отслеживалась динамика изменения его показателей, а также показателей заболеваемости:

        Сведения об учащихся, отнесенных к различным группам здоровья, собранные на основе данных диспансеризации.

Группы здоровья

2004 – 2005

2005 - 2006

2006 - 2007

число

%

число

%

число

%

I группа

98

46,1

74

96,6

53

26,8

II группа

104

49,1

118

58,4

133

67,2

III группа

5

2,4

6

3

6

3

IV и V группа, инвалиды

5

2,4

4

2

6

3

Основная физкультурная

193

90,9

181

89,6

177

89,3

Подготовительная

17

8,2

18

8,9

18

9,1

Спецгруппа

2

0,9

3

1,5

3

1,6

Освобождены от уроков физкультуры

13

6

15

7,4

20

10,1

        Анализ данных состояния здоровья учащихся по отнесенности к группам здоровья показывает, что увеличивается количество детей со II группой здоровья, т.е. возрастает количество детей  с факторами риска по возникновению патологии.

        По существующему положению учащихся 1го класса перед поступлением в школу должны в обязательном порядке  пройти диспансерное обследование с участием врачей специалистов, поэтому мы можем утверждать, что данные реально отражают состояние здоровья первоклассников. Систематизируя преобладание тех или  иных отклонений в состоянии здоровья на начало учебы в школе, получили следующие рейтинговые распределения отклонений в состоянии здоровья детей, пришедших в 1ый класс.

Показания по здоровью учащихся на начало обучения в 1 классе.

Показания по здоровью учащихся на конец обучения в 1 классе.

 Согласно данным показаний по здоровью первоклассников на конец учебного года отмечается резкое ухудшение показателей заболеваемости, связанной с нервной системой (+ 4,5%), ухудшение зрения (+1,1%), нарушение осанки (+1,2%), заболеваний дыхательной системы (+1%), сердечно – сосудистой системы (+1%). Мы связываем данные ухудшения с трудностями адаптации учащихся 1 класса к новому виду деятельности – обучению, с увеличением нагрузки на организм ребенка и уменьшением двигательной активности учащихся.  Стабильность показаний заболеваемости по ЖКТ и лор – заболеваниям мы связываем с тем, что учебный процесс учащихся 1 класса организован на базе ДОУ и соответствует санитарно – гигиеническим условиям, необходимым для обучения первоклассников.

Согласно информации, полученной на основе результатов диспансеризации учащиеся I класса распределились по группам здоровья следующим образом

I группа – 43,4%

II группа – 56.4%

III группа – 0.2%        

Анализ состояния здоровья учащихся 10 класса показывает, что происходит ухудшение по следующим параметрам:

Процент изменений показаний по здоровью учащихся 10 класса.

По представленным медработником сельского ФАПа данным выявлены различия и в  распределении по группам здоровья:

I группа – 24,3%

II группа – 76,1 %

III группа – 0,6%

        Появились учащиеся, освобожденные от физкультуры – 5 человек

        Таким образом, анализ проведенной диспансеризации, социологические опросы, групповые и индивидуальные обследования позволили определить точку отсчета изменений, выделить первоочередные задачи, установить  следующие причинно – следственные связи. Исследования результатов медицинского обследования демонстрирует, что за период обучения в школе вырастают те заболевания детей, которые связаны напрямую с правильной организацией санитарно – гигиенической инфраструктуры школы, а также организацией питания, которое включает в себя не только организационный компонент, но и владение учащимися определенными социальными компетентностями в вопросах культуры здоровья и в частности правильного питания, а также недостаточным объемом двигательной активности учащихся основной и средней школы. Но следует отметить, что за период обучения некоторые показатели снижаются (таблица 9), что обусловлено тем, что школа в течение ряда лет организует спортивно – оздоровительную работу, в том числе на свежем воздухе. По этой причине мы наблюдаем устойчивое снижение таких заболеваний учащихся на которые благотворно влияют занятия физической культурой, в том числе на свежем воздухе, т.е. закаливание.

Педагогические условия в МОУ Виткуловская СОШ

 на момент разработки программы

Положительные условия, способствующие здоровьесберегающей деятельности.

Проблемы школы.

1. Управление школой

- наличие традиционной структуры управления школой в режиме функционирования

- создание специально организованной структуры управления школой как системной моделью, организующей деятельность по сохранению и укреплению здоровья обучающихся

- введение в учебный план специальных предметов на основе УМК, реализующих

 ценности здоровья,

- увеличение часов занятий физической культурой до 3 – х часов в учебном плане 5 класса,

-  введение динамических, активных перемен в расписании учебных занятий в 1 – 4 – х классах.

- использование системы образовательных программ, направленных на формирование ценности здоровья и здорового образа жизни,

- увеличение часов занятий физической культурой до 3 – х часов в учебных планах 5 – 11 – х классов,

- организация активных перемен для учащихся основной и старшей школы в спортзале и на спортивной пришкольной площадке

- творчески работающий коллектив педагогов, способный успешно осваивать новые технологии педагогической деятельности

- разработка схемы повышения квалификации педагогов и управленцев, обеспечивающей повышение профессионального уровня, в том числе, овладение методикой интерактивного обучения, основанного на деятельностном подходе и диалоге

- организация системы управления ученическим коллективом в новых условиях

-организация постоянно действующего семинара для руководителей подпроектов основного проекта реализации программы развития.

2. Инфраструктура ОУ

- наличие 15 учебных кабинетов, 7 из которых оснащены новой мебелью, соответствующей нормам СанПиНов

- 100% оснащение всех учебных кабинетов мебелью, соответствующей нормам СанПиНов

- наличие спортзала, оборудованного необходимым спортинвентарем

- приобретение современного оборудования для занятия физической культурой и необходимого снаряжения для совершенствования организации туристической работы

- наличие открытой спортивной площадки

- строительство открытой площадки для игры в хоккей

- оптимальное соблюдение теплового режима

- приведение в соответствие с требованиями СанПиНов светового режима в 4 учебных кабинетах

- приведение в соответствие с требованиями СанПиНов светового режима во всех учебных кабинетах

- организация одноразового горячего питания учащихся и учителей на базе школьной столовой

- обеспечение 100% охвата учащихся школы горячими завтраками

- строительство нового современного туалета

- оснащение необходимым оборудованием медицинского кабинета

- соблюдение здоровьесберегающей среды в кабинете информатики

3. Методическая деятельность педагогического коллектива

- проектирование и анализ педагогической деятельности осуществлялись через МО учителей, организацию проблемных групп

- совершенствование имеющийся системы методической работы с целью формирования у педагогов коммуникативных компетентностей и компетентностей здоровьесбережения

- разработана концепция внутришкольного повышения квалификации учителей

- разработка методик проведения семинаров, тренингов по овладению педагогами интерактивными технологиями,  деятельностным и диалоговым подходом к организации педагогической деятельности, направленной на сохранение и укрепление здоровья учащихся

- отработаны принципы организации деятельности проблемных и творческих групп, учителей, работающих в инновационном режиме

- создание специальных творческих групп, реализующих подпроекты программы развития школы

- наличие у педагогов определенных знаний по вопросам здоровьесбережения, имеющих локальный характер использования

- разработка форм взаимодействия руководителей подпроектов, администрации и педагогов, позволяющих поддерживать внедрение системной модели здоровьесбережения в ОУ

- наличие программы, реализующей разнообразные аспекты взаимодействия педагогического коллектива и родителей

- организация и поддержка педагогической деятельности классных руководителей по освоению новых форм взаимодействия с классным коллективом и родителями на основе деятельностных игр

- наличие программы развития классного коллектива с включением в нее отдельных мероприятий спортивно – оздоровительного направления.

- совершенствование системы педагогического просвещения родителей, консультирование по вопросам сохранения и укрепления здоровья учащихся, создание системы тематических родительских собраний, дней открытых дверей, тренингов, основанных на диалоге

4. Осуществление мониторинга показателей состояния здоровья

- проведение ежегодной диспансеризации учащихся 1 – 11 – х классов силами медицинского персонала Виткуловского ФАПа  

- заключение договора с Сосновской ЦРБ на проведение ежегодной диспансеризации учащихся врачами специалистами

- отслеживание динамики состояния здоровья учащихся по годам обучения

- совершенствование форм контроля за выполнением рекомендаций, данных  медиками для использования их в работе классного руководителя

- отслеживание состояния здоровья учащихся (индивидуального и группового), зафиксированного в классных листах здоровья

- разработка методики анализа и замера учебной нагрузки учащихся с целью гибкого изменения объема образовательной нагрузки для каждого ребенка и для конкретного классного коллектива

- наличие паспорта здоровья и программы индивидуального сопровождения у детей -  инвалидов

- введение индивидуальных паспортов здоровья ученика, класса, школы и организация образовательного процесса с учетом индивидуальных особенностей ребенка.

- перевод учета информации по состоянию здоровьесберегающей среды школы в электронную форму

        Осознавая всю полноту ответственности за здоровье будущих граждан России и определенную долю вины школы за состояние здоровья школьников в целом, педагогический коллектив обозначил идею системной работы по сохранению здоровья обучающихся. Именно поэтому с 2007 года на базе ОУ организована экспериментальная площадка НИРО (на основании договора об экспериментальной деятельности с ГОУ ДПО НИРО от 10.09.07 г) по внедрению  системной модели здоровьесбережения, разработанной  в лаборатории проблем здоровья в образовании НИРО, в деятельность образовательного учреждения.

Цели.

Создание такой системы физического оздоровления детей, которая бы способствовала осмысленному  отношению каждого из них к собственному здоровью в условиях временного детского коллектива.

 Задачи.

В области образования:

расширение знаний учащихся по истории, географии, биологии, литературе, ОБЖ, физической подготовке;

приобретение специальных знаний по вопросам туризма и ориентирования, доврачебной медицинской помощи;

обеспечение выживания в экстремальных условиях, знакомство с проблемами экологии и охраны природы.

 В области воспитания:

Преодолеть  средствами игры разрыв  между  физическим и духовным развитием детей и подростков, формировать у них стремление к совершенствованию своих духовных и физических возможностей;

Гуманное отношение к окружающей среде;

Выработка организаторских навыков, умение вести себя в коллективе;

Научить детей уважать чужое мнение и ценности, выработать стремление делать прекрасным каждый день;

Воспитание внутренней ответственности перед самим собой, другим, прошлым и будущем, стремления совершенствовать жизнь Отечества, данного человеку судьбой, заданной ему предками.

В области физической подготовки:

физическое совершенствование - развитие силы, выносливости, координации движении в соответствии с их возрастными и физическими возможностями;

формировать у ребёнка мотивационную сферу гигиенического поведения, безопасной жизни, физического воспитания.

С учетом интереса личности ребёнка расширить через игровой сюжет сферы двигательной активности;

Характеристика возможностей лагеря

1.1. Состав педагогического коллектива:

В течение 2 лагерных смен 2009 года по штатному расписанию лагеря работает 16  человек:

1 смена

- начальник лагеря –Торгова Г.Б,высшая квалификационная категория;

- заместитель начальника лагеря – Крутова Н.В. ,высшая квалификационная категория.

- старшие воспитатели – Медведева А.Э.;

- воспитатели – Гареева О.В.;

- инструктор по физическому воспитанию – Пронин А.А.; первая  квалификационная категория.

- социальный педагог – Филиппова Н.И. ,первая  квалификационная категория.

- педагог-психолог – Махнова С.Ю.

- старшая –вожатая- Коротина Е.Е

-фельдшер –Трусова М.А..

2 смена

- начальник лагеря –Кощеева Н.А., первая квалификационная категория;

- заместитель начальника лагеря – Козлова Н.А.. ,первая квалификационная категория.

- старшие воспитатели – Черепкова Н.Н., высшая квалификационная категория;

- воспитатели – Гареева О.В.;

- инструктор по физическому воспитанию – Романычев С.А.; первая  квалификационная категория.

- социальный педагог – Филиппова Н.И. ,первая  квалификационная категория.

- педагог-психолог – Махнова С.Ю.

- старшая –вожатая- Коротина Е.Е

-фельдшер- Жукова Т.С.

1.2. Территория, помещения.

При работе летнего оздоровительного лагеря используется территория МОУ Виткуловская СОШ, спортивная площадка, а также:

- актовый зал - 1;

- отрядные комнаты - 4;

- кабинет психолога и социального педагога - 1;

- кабинет медработника - 1;

-комната Здоровья-1;

- видеосалон - 1;

- раздевалка - 1;

- туалетные комнаты. - 2.

- компьютерный класс – 1(11 компьютеров, )

- столовая (80 посадочных мест) - 1

1.3. Оборудование.

Для успешной реализации программы используется следующий инвентарь:

Аппаратура:

- телевизор -1шт.;

- видеомагнитофон - 2 шт.;

- микрофон – 2 шт.

-11 компьютеров;

- 3 проектора;

-3 магнитофона;

-2  музыкальных центра;

-1 домашний кинотеатр.

Спортинвентарь:

- мячи резиновые и волейбольные - 10 шт.;

- бадминтоны – 7 шт.;

- настольный теннис - 1 шт.;

- обручи – 15 шт.;

- пазлы – 13 шт.;

- игры настольные - 20 шт.;

Бытовые   предметы: 

столы, стулья в необходимом количестве.

1.4. Особенности контингента детей.

Сведения об участниках

Смена

Всего детей

Пол

Какой раз в лагере

Мальчики

Девочки

1-й

2-й

3-й

Более 3 раз

1

70

29

41

12

38

25

5

2

25

11

14

0

18

7

0

Социальный состав воспитанников

Категория воспитанников

2007-2008

2008-2009

1.  Из многодетных семей

2. Из числа детей-сирот

3. Из числа-детей, лишенных опеки родителей

4.  Из семей одиноких родителей

5. Дети с ограниченными физическими возможностями (инвалиды)

6. Дети   из   семей,   оказавшихся   в   социально-опасном положении

7. Состоящие на учете в школе

5

2

1


5



5


3

4

8

2

1


5



5


3

4

Принципы:

Программа  летнего оздоровительного лагеря «Родные истоки», с дневным

пребыванием детей и подростков  опирается на следующие принципы:

Принцип гуманизации отношений: 

Построение всех отношений на основе уважения и доверия к человеку, на стремлении привести его к успеху. Через идею гуманного подхода к ребенку, родителям, сотрудникам лагеря необходимо психологическое переосмысление всех основных компонентов педагогического процесса.

Принцип соответствия типа сотрудничества психологическим возрастным особенностям учащихся и типу ведущей деятельности:

 Результатом деятельности воспитательного характера в оздоровительном лагере «Родные истоки» является сотрудничество ребенка и взрослого, которое позволяет воспитаннику лагеря почувствовать себя творческой личностью.

Принцип демократичности:

Участие всех детей и подростков в программе  развития творческих способностей.

Принцип  дифференциации  воспитания:

 Дифференциация в рамках летнего оздоровительного лагеря предполагает:

- отбор содержания, форм и методов воспитания в соотношении с индивидуально-психологическими особенностями детей;

- создание возможности переключения с одного вида деятельности на другой в рамках смены (дня);

- взаимосвязь всех мероприятий в рамках тематики дня;

- активное участие детей во всех видах деятельности.

Принцип  творческой индивидуальности:

 Творческая индивидуальность – это  характеристика  личности, которая в самой полной мере реализует, развивает свой творческий потенциал.

Этапы реализации программы.

Подготовительный этап.

         Этот этап характеризуется тем, что за 1 месяц до открытия пришкольного летнего оздоровительного лагеря начинается подготовка к летнему сезону. Деятельностью этого этапа является:

- проведение совещаний при директоре и заместителе директора по воспитательной работе по подготовке школы к летнему сезону;

- издание приказа по школе о проведении летней кампании;

- разработка программы деятельности пришкольного летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей и подростков «Родные истоки»;

- подготовка методического материала для работников лагеря;

- отбор кадров для работы в пришкольном летнем оздоровительном лагере;

- составление необходимой документации для деятельности лагеря (план-сетка, положение, должностные обязанности, инструкции т.д.)

Организационный этап смены.

Этот период короткий по количеству дней, всего лишь 2-3 дня.

Основной деятельностью этого этапа является:

- встреча детей, проведение диагностики по выявлению лидерских, организаторских и творческих способностей;

- запуск программы «Родные истоки»;

- формирование органов самоуправления,

- знакомство с правилами жизнедеятельности лагеря.

Основной этап смен:

- реализация основной идеи смены;

        - вовлечение детей и подростков в различные виды коллективно- творческих дел;

Заключительный этап смены.

 Основной идеей этого этапа является:

-  подведение итогов смены;

- выработка перспектив деятельности организации;

 - анализ предложений детьми, родителями, педагогами, внесенными по деятельности летнего оздоровительного лагеря в будущем.

Участники программы

1. Участниками программы «Родные истоки» являются учащиеся школы, будущие первоклассники, дети сел Виткулово , Макасово, Волчиха, Сурулово  , педагогические и медицинские работники.

2.        Возраст воспитанников лагеря с дневным пребыванием 6-13 лет.

3.        Преимущество при зачислении в ЛОЛ «Родные истоки» с дневным пребыванием детей и подростков имеют из многодетных, неполных, мало обеспеченных семей, дети-сироты, дети, лишившиеся попечения родителей, дети-инвалиды.

4.  Зачисление детей в лагерь производится в соответствии с заявлениями родителей или лиц, их заменяющих, оплаты путёвки в бухгалтерии школы и наличии медицинской справки.

5.        Комплектование педагогическими, медицинскими кадрами, обслуживающим персоналом осуществляет директор школы совместно с начальником лагеря.

6. Работники лагеря несут личную ответственность за жизнь и здоровье детей в пределах возложенных на них обязанностей.

Ресурсное обеспечение

Политику летней оздоровительной компании определяют педагогические кадры. Поэтому в смену привлекаются учителя предметники, педагог-организатор, библиотекарь, инструктор по физкультуре, медик, а также вожатые. Каждый из специалистов призван решать определенные профессиональные задачи в вопросе организации летнего отдыха:

Директор ОУ - Контролирующая функция, координация работы с общественными организациями, учреждениями и родителями

Заместитель директора по воспитательной работе - Общее руководство летней оздоровительной компанией

Медицинский работник - Осуществление взаимодействия с ЦРБ и СЭС, оказание медицинской помощи, профилактика здорового образа жизни

Преподаватели  - предметники - Образование и воспитание детей, изучение их личности, содействие их социализации, сплочение коллектива

Преподаватели физической культуры - Пропаганда здорового образа жизни, укрепления здоровья средствами физической культурой и спортом

Педагог-организатор – организация досуговой деятельности

Библиотекарь – проведение мероприятий по различным направлениям деятельности

Вожатые – помощники воспитателя по организации досуга детей.

Психолог - Изучение психологического здоровья детей, оказание психологической помощи.

Социальный педагог- Корректировка поведения детей с  социально-неблагополучным поведением.

Социальные связи

Перспективы программы

Программа "Родные истоки" рассчитана на 5 лет. Первый год-апробирование, корректировка. Остальные годы - работа по усовершенствованной программе.

Наш оздоровительный лагерь дети посещают несколько лет. Поэтому программа имеет свои перспективы: в первый год заинтересовать детей выдвинутыми проблемами, второй год - развить знания детей, удовлетворить их заинтересованность, в третий год - закрепить полученные знания, навыки:

по туризму,

правильному отношению к своему здоровью,

по краеведению,

по общению.

Данная программа не оторвана от реальной жизни, поэтому то, чему научились дети в лагере, будет им необходимо всю жизнь. Также есть ещё одна перспектива: дети находясь в лагере, приобретая навыки, с успехом их применяют во время учебного года:

дети знают комплексы упражнений, помогающие снять усталость;

изучение истории своего края, природы поможет в организации внеклассных мероприятий;

организаторские навыки, умение вести себя в коллективе;

умение выживания в экстремальных условиях.

Организация и содержание работы по программе "Родные истоки"

Работа по программе проходит в форме путешествия отрядов в количестве 30 – 35 человек по трем направлениям:

патриотическое,

лечебно-оздоровительное,

туристко-краеведческое.

Движение отрядов осуществляется по маршрутному листу, на котором отмечены все необходимые места прибытия (основные коллективные творческие дела лагеря). Место прибытия - это итог подготовительной работы к этому КТД. А готовятся к делу все: каждый ребёнок, каждый взрослый в творческом союзе, каждый кружок, каждый отряд, весь лагерь.

Каждый ребёнок в лагере ждёт нового, необычного, радостного. А это побуждает его к поиску, деятельности, развитию. Ограниченность смены побуждает воспитанника к интенсивной деятельности и общению. Ведь так много можно и нужно успеть сделать. Поэтому учитывая возрастные и психологические особенности детей, мы определили программу как игровую. Игра очень важна для детей: она учит, развивает, воспитывает, соответствует природе детства.

Лесное государство состоит из отрядов, которые расположены на цветных полянах:

красная,

синяя,         

белая.

Цветовым фоном указаны направления работы:

красное – патриотическое направление,

синее – туристко-краеведческое направление,

белое – лечебно-оздоровительное.

Жители "лесного государства" живут по своим законам.

Законы:

1. Закон 0:0 (точного и рационального использования времени).

2. Закон доброго отношения к людям.

3. Закон культурного общения.

4. Закон уважения чужого мнения, традиций и обычаев государства.

5. Закон свободы слова.

6. Закон доверия и ответственности.

Система индивидуального роста.

         В начале лагерной смены каждому ребенку выдаётся паспорт:

1 страница:

Фамилия, имя:____________________________________________________

Адрес: лагерь "Родные истоки", Лесное государство, отряд______________

2 страница:

Здесь учитывается вклад каждого в коллективное дело, ежедневно подводя итоги, где ребёнок получает символ за свой вклад.

В конце дня на заседании Думы "СОВА" (глава) отчитывается за проделанную работу. Предлагает фамилии детей, достойных за день поощрения. Обсуждение происходит в отряде: каждый ребёнок оценивает себя сам, отряд утверждает или отвергает. На сходе вручаются символы, из них в паспорте строится путь.

20 символов – (помощник вожатого на следующий год) - организатор.

15 символов - командир (командир на следующий год).

10 символов - бригадир (член в органы самоуправления).

Ребёнку за день может быть вручено несколько символов.

Соревнования между отрядами.

В государстве организуется соревнование между отрядами, итоги которого подводятся на заседании Думы и отражаются на экране соревнования. Отряды по результатам дела получают красные барабаны, синие палатки, белые мячи, на которых написаны места – 1, 2, 3.

Отряды во время лагерной смены идут по маршрутному листу, собирая различные предметы:

палатки,

барабаны,

мячи.

Это символы трёх направлений работы. На них - названия дел, которые будут проходить в лагере. Каждый отряд выбирает себе название, песню и отправляется в путь, имея карту передвижения.

Девиз: Наш девиз: "Всегда вперёд"

                     Наши лучшие предлоги: Через, Сквозь и Поперёк.

Эмблема: Изображение родника.

Песня: Поле большое зелёный лесок

Сколько весною путей и дорог.

Хорошо на свете солнышко свети,

Пожелай нам ветер доброго пути,

Доброго, доброго, доброго пути.

Самого, самого доброго пути.

Все интересно на что ни взгляни.

 Дружная песня над миром звени.

Хорошо на свете солнышко свети,

Пожелай нам ветер доброго пути.

Доброго , доброго, доброго пути

Самого самого доброго пути.

Режим дня в лесном государстве

8.45 – 9.00            Петушок поёт: "Пора."

          Сдобрым утром детвора.

         (Приход в лагерь).

9.00 – 9.10          Общий сход всех ждёт, друзья.

                       (Утренняя линейка. План на день).

9.10 – 9.25          В этот час по распорядку –

        Всей семьею на зарядку.

9.30 – 10.00        Трапезная ждёт с утра.

        Чем богаты повара?

        (Завтрак).

10.00 – 11.00     Вот пришёл отрядный час:

       Игры, песни - всё для вас.

       (Отрядные дела).

11.00 – 12.00      Загорай и закаляйся,

       Хочешь в речке искупайся.

12.00 – 13.00     Всех "Родные истоки" приглашают на праздник,

      А может быть, лес вас зовёт на костёр.

     В кино предлагаем вам всем посмеяться.

     В музей, на экскурсию вас поведём.

     (Общелагерные мероприятия).

13.00 – 13.30    Кто куда, соревноваться:

      Бегать, прыгать, отжиматься.

      (Лечебная гимнастика).

13.00 – 14.00    Трапезная вновь открыта.

      Всем желаем аппетита.

     Повар наш привет нам шлёт,

     На обед он нас всех зовёт.

14.00 – 14.40   В "Родных истоках" место есть,

    Невозможно глаз отвесть.

    Вас хозяйка ожидает,

    Мастерить всех приглашает.

14.40 – 14.50  Пироги с повидлом, плюшки,

    В трапезной вас ждут ватрушки.

14.50 – 15.00  Снова общий сход друзья.

   (Итоги дня).

Вот уж всем домой пора!

Механизмы реализации программы.

1. Оздоровление детей будет осуществляться через:

лечебно-оздоровительную гимнастику (комплекс упражнений для осанки, для снятия напряжения),

утреннюю гимнастику,

прогулки,

воздушные и солнечные ванны,

водные процедуры,

трудотерапию,

психологический тренинг,

музотерапию (включение спокойной музыки перед едой и во время принятия пищи, во время подготовки к спортивным делам),

изучение народной медицины.

2. Изучение истории родного края, возрождение духовных ценностей:

шефство над памятниками,

участие в возрождении и работе музеев, экскурсии в музеи в средней школе № 1, в с. Панино,

составление историко-краеведческого словаря, энциклопедию родного края,

оказание помощи ветеранам, вдовам и матерям.

3. Изучение туризма будет осуществляться через:

изучение и составление карт, схем,

ориентирование с помощью компаса и по местным признакам,

практическое изучение техники движения,

участие в школьных туристических соревнованиях,

организация однодневных походов.

Ведущие идеи программы будут реализовываться через:

развитие органов самоуправления,

систему индивидуального роста каждого ребёнка,

режим дня,

теоретические занятия,

практические занятия,

общелагерные и отрядные дела,

работу групп по интересам:   "Уроки здоровья"- рук. Лаптева С.В.

"Бисеринка"- рук. Торгова Г.Б.

Коллективно творческие дела.

Лечебно – оздоровительное направление:

1. Аптека под ногами (природный лечебник).

2. Полна чудес могучая природа.

3. Спортивно-познавательная игра "Два капитана".

4. В гостях у Черномора.

5. Уроки Знайки.

6. Смотр строя и песни.

7. Военно-спортивная игра "Зарница".

8. Весёлые старты (районный конкурс).

9. Игра "Клад".

Туристко – краеведческое направление:

1. Изучение географического положения района, туристических возможностей окрестностей, исторических и природных памятников.

2. Растительный и природный мир нашего района.

3. Местные признаки прогноза погоды.

4. Изучение туристкой техники, топографии, спортивного ориентирования, питания в походе.

5. Проведение однодневных походов.

6. Познавательно-ролевая игра "На страже природы".

Патриотическое направление:

1. День Памяти.

2. День культуры.

3."Законы жизни - мои законы" сюжетно-ролевая игра.

4. Путешествие в своё прошлое.

5. Чувство долга - самое ценное чувство.

6. Познай свой дом.

7. Праздник "Малая Родина - твоё начало".

8. Изготовление макета "Будущее моего села".

9. Семик - праздник русской берёзки.

Органы детского самоуправления.

Жизнь лагеря организована по принципу самоуправления, которое нацелено на активизацию и развитие самостоятельности путём создания необходимых условий для проявления творческого потенциала.

Форма организации: "Лесное государство".

Схема организации государства:

отряд имеет своё название, девиз, песню,

в каждом отряде есть свой командир и государственная служба.

Внешний орган самоуправления лагеря - общий сход, собирается два раза в день: в начале и в конце дня.

Во главе государства стоит Дума: Её возглавляет "СОВА" (сообразительный, одарённый, внимательный, активный).

В Думу входят:

глава государства "СОВА",

работники служб (спорта и здоровья, культуры, информации, труда и экологии).

Функции служб.

Служба  спорта и здоровья:

проводит утреннюю гимнастику,

обучает комплексу упражнений лечебной гимнастики,

организует спартакиады, игры,

отвечает за сохранность спортинвентаря.

Служба культуры и досуга:

отвечает за подготовку и проведение праздников,

отвечает за проведение экскурсий в музей, посещение библиотек,

контролирует поведение детей.

Служба труда и экологии:

организует мероприятия по охране природы,

отвечает за сбор изучение народных мудростей о природе,

отвечает за чистоту и порядок в отряде,

организует трудовые дела,

обеспечивает инвентарём.

Служба информации

оформляет отрядный уголок, газету, экран настроений,

ведёт информационное обслуживание,проводит анкетирование.

Подготовительная работа.

Деятельность детского оздоровительного лагеря "Родные истоки" начинается с подготовительного этапа, на котором проводятся:

родительское собрание на тему: "Разновозрастные отряды и их функционирование в лагере";

анкетирование родителей для выявления их возможностей в оказании помощи по организации воспитательной работы;

анкетный опрос детей для составления сводных педагогических карт РВО;

формирование РВО на основе индивидуальных карт развития учащихся, составление общей характеристики контингента РВО в целом и каждого ребенка в отдельности для последующей индивидуальной работы с ними.

В мае была проведена учеба вожатых, а июне - органов самоуправления.

План учебы органов детского самоуправления оздоровительного лагеря "Родные истоки"

Цель: Научить членов органов самоуправления планировать дело, его организовывать, подводить итоги.

1.Органы детского самоуправления:

а)схема организации "Лесного государства",

б)функции служб:

-спорта и здоровья,

-культуры и досуга,

-труда и экологии, информации.

2.Система индивидуального роста каждого жителя государства: а)маршрутный лист;        

б) звания:

-организатор (помощник вожатого на следующий год),

 -командир (командир на следующий год),

-бригадир (член в органы самоуправления на следующий год). 3.Соревнования между семьями:

а) направления соревнований,

б)экраны соревнований, условные символы.

План учебы вожатых летнего оздоровительного лагеря "Как вести за собой"

Цель: Научить вожатых планировать дело, его организовывать, проводить, анализировать и подводить итоги.

Научить вожатых общаться с детьми младшего возраста.

1. Как организовать работу:

а)пять этапов от старта к финишу,

б)изучение опыта,

в)стрелка планирования,

г)мозговой штурм,

д) итоговый анализ.

 2.Почерк организатора:

а) стиль работы,

б) организаторская этика,

в) советы организатору.

 

З.Что такое КТД?

а) виды КТД,

б) подготовка КТД,

в) проведение КТД,

г) подведение итогов.

 

4.Кто есть кто?

а) Как научиться общаться?

б) Что такое личность?

в) Портрет коллектива.

г) Взаимоотношения деловые и личные.

Лечебно-профилактическая работа

На  протяжении всей летней смены школьный лагерь   очень тесно работает с ФАП, который и обеспечивает  комплекс медицинских профилактических мероприятий .   Для организации лечебно-профилактической работы оборудован  медицинский кабинет на базе МОУ Виткуловская СОШ и комната Здоровья ,где дети смогут поправить своё здоровья ,выполняя лечебные упражнения на тренажерах.

 

Основополагающими идеями в работе с детьми в пришкольном летнем лагере является сохранение и укрепление здоровья детей,  поэтому в программу  включены следующие мероприятия:

ежедневный осмотр детей медицинским работником;

утренняя гимнастика;

принятие солнечных и воздушных ванн (в течение всего времени пребывания в лагере в светлое время суток);

организация пешеходных экскурсий;

организация здорового питания детей;

организация спортивно-массовых мероприятий:

Спортивный праздник «Олимпийский игры» (открытие);

Соревнования по лёгкой атлетике;

-      Спортивные эстафеты;

-      Спортивный праздник «Олимпийский игры» (закрытие)

-       Подвижные спортивные игры;

  -    Лечебная гимнастика;

-  Витоминизация , фиточай.

Участники программы

1. Участниками программы «Родные истоки» являются учащиеся школы, будущие первоклассники, дети сел Виткулово , Макасово, Волчиха, Сурулово  , педагогические и медицинские работники.

2.        Возраст воспитанников лагеря с дневным пребыванием 6-13 лет.

3.        Преимущество при зачислении в ЛОЛ «Родные истоки» с дневным пребыванием детей и подростков имеют из многодетных, неполных, мало обеспеченных семей, дети-сироты, дети, лишившиеся попечения родителей, дети-инвалиды.

4.  Зачисление детей в лагерь производится в соответствии с заявлениями родителей или лиц, их заменяющих, оплаты путёвки в бухгалтерии школы и наличии медицинской справки.

5.        Комплектование педагогическими, медицинскими кадрами, обслуживающим персоналом осуществляет директор школы совместно с начальником лагеря.

6. Работники лагеря несут личную ответственность за жизнь и здоровье детей в пределах возложенных на них обязанностей.

Информационное обеспечение.

Выпуск информационных листовок , пропагандирующих здоровый образ  жизни.

Выпуск  буклетов по итогам организации  отдыха, оздоровления и занятости детей в школьном оздоровительном  лагере «Родные истоки»  2009 году жизни.

Выступление с творческим отчетом  на родительском собрании.

       Проведение опроса и анкетирования  с  населением   по
вопросам      организации отдыха,  оздоровления   и занятости     детей     и молодежи  .

   Встречи с Виткуловской сельской администрацией по организации очистки территории сел Виткулово и Макасово.  

   Работа    со    СМИ    по освещению     организации отдыха,  оздоровления   и занятости     детей     в 2009 году.

Создание мультимедийной презентации по итогам работы лагеря. Показ на всеобщем родительском собрании.                        

План работы педагога психолога

Дата

Содержание работы

2 июня

Входная диагностика для воспитанников:

Первичная анкета,

Незаконченное предложение,

Методика Р.Жиля,

Тест ДЖ.Бука,

Занятие с детьми «Знакомство»

Входная диагностика для воспитателей :

Анкета «Психологический климат в педагогическом коллективе» Р.Х. Шакурова,

«Экспресс-методика» О.С. Михалюка,

Метод цветовых выборов М.Люшера,

Методика «Определение индекса групповой сплоченности Сишора».

3 июня

Занятие 1  (с воспитателями)

Занятие с детьми «Мои главные достижения»

4 июня

Занятие с детьми «Доверительная поддержка»

5 июня

Занятие 2 (с воспитателями)

 Занятие с детьми «Я друг»

6 июня

Занятие с детьми «Я-понимающий тебя»

9 июня

Занятие3(с воспитателями)

Занятие с детьми «Мои любимые недостатки»

10 июня

Занятие с детьми «Мы все разные»

Промежуточная диагностика:

Тест «Рисунок несуществующего животного»,

Тест «Рисунок человека из геометрических фигур»,

Определение социального статуса Тест «Приглашение в гости.

11 июня

Занятие 4. (с воспитателями)

 Занятие с детьми «Продавцы и покупатели»

13 июня

Занятие с детьми «Я лидер»

16 июня

Занятие 5. (с воспитателями)

 Занятие с детьми «Неуверенное, агрессивное и уверенное»

17 июня

Занятие с детьми»Черты характера»

18 июня

Занятие 6 (с воспитателями)

 Занятие с детьми «Отвечаю за своё ,хочу».

19 июня

Занятие с детьми «Упакуем чемодан для отъезда»

20 июня

Занятие 7 (с воспитателями)

Выходная диагностика.

Ежедневно

Индивидуальная работа с детьми , воспитателями .

Консультации с родителями.

Организация питания

Питание организуется на базе школьной столовой. В связи с повышенной двигательной активностью в летний период энергетический обмен и потребность в пищевых веществах увеличивается.

По утверждённому СЭС цикличному меню осуществляется трёхразовое питание с достаточным количеством свежих фруктов, овощей, ягод, зелени, так же в течении смены проводится витоминизация под контролем медицинских работников. Работает  «комната Здоровья» , где дети могут сами приготовить себе фиточай.

Имеются в наличии необходимые журналы для контроля:

За качеством продукции для детского питания, поступающей в столовую;

Блюд, выпускаемых пищеблоком;

Учёта питания детей;

Контроля за соблюдением питьевого режима.

Ожидаемые результаты.

 

В ходе реализации данного проекта дети осмысливают многие проблемы своего бытия, учатся соблюдать режим дня, жить в коллективе, считаться со своими товарищами.

Принцип активного участия в различных мероприятиях, учатся организовывать свой досуг.

В детском оздоровительном лагере главное не система дел, не мероприятия, а ребенок в деле, его поступки, его отношение к делу, к друзьям по отряду, к взрослым людям.

Данное комплексное целевое планирование позволяет осмысленно получить максимально полезный результат, она служит своего рода компасов, позволяет определить направление работы, учитывая традиции и возможности детского оздоровительного лагеря, уровень подготовленности педагогического коллектива, желания и интересы детей.

Укрепление физических и психических сил ребенка, приобретение им новых знаний, умений, нового положительного жизненного опыта – результат правильно спланированного комплексного целевого программирования по учебно-воспитательной работе детского загородного спортивно-оздоровительного лагеря.

В результате организации летнего лагеря при МОУ Виткуловская СОШ ожидаются следующие результаты:

1.     Положительная динамика изменений показателей физического развития и функционального состояния организма ребенка как результат целостного воздействия системы образа жизни в оздоровительном лагере.
Сохранение и укрепление физического и психологического здоровья детей и подростков.

2.     Расширение кругозора детей, развитие их организаторских и творческих способностей.

3.     Организация системы временного самоуправления разновозрастного коллектива воспитанников.

4.     Личностный рост воспитанников.

Рациональное проведение каникулярного времени учащимися, склонными к правонарушениям;

Будут иметь:

знания о природе родного края, о растениях и животных, обитающих в окрестностях;

знания о лекарственных травах;

представления о способах сохранения природы и своего здоровья;

бережно относиться к природе и окружающим людям;

обеспечить свою жизнь в природе.

Конечный итог: - воспитание физически здоровых, интеллектуально-развитых патриотов нашей Родины.

Для определения результативности работы будут проводиться зачеты.

Формы зачетов:

-разнообразные формы тестирования, анкетирования.

-зачеты, экологические срезы, соревнования.

-проверочные работы,

-викторины, игры, эстафеты, соревнования,

-совместные мероприятия между отрядами.

ДОГОВОР 
на предоставление медицинских услуг детям,
отдыхающим в лагерях с дневным пребыванием,
в МОУ Виткуловская СОШ

«____»___________ 2009 г.

МОУ Виткуловская СОШ, именуемый в дальнейшем «Заказчик», в лице директора школы Хохлова В.Б. и ФАП с. Виткулово, именуемый в дальнейшем «Исполнитель», в лице медработника Трусовой  М.А. заключили договор о ниже следующем:

1. Общие положения

1.1. Настоящий договор определяет порядок предоставления медицинских услуг детям, отдыхающим в лагере с дневным пребыванием, медицинским учреждением ФАП с. Виткулово в 2009 году.

1.2. Договор разработан на основании постановления Главы администрации Сосновского района от 30.04.09 № 57  «О мерах по организации летнего отдыха и занятости  детей в 2009 году»

2. Предмет договора

2.1. «Заказчик» поручает, а «Исполнитель» принимает на себя проведение медицинских процедур для школьников, отдыхающих в лагерях с дневным пребыванием, в образовательном учреждении, согласно перечню услуг по профилю заболевания детей.

2.2. Медицинские процедуры оказываются по предъявлении медицинского полиса, в соответствии с профилем заболевания.

3. Права и обязанности сторон

3.1. «Исполнитель» имеет право:

3.1.1. на полную, достоверную информацию об условиях выполняемой работы;

3.1.2. на безопасные условия труда;

3.1.3. на замену медицинского работника по производственной необходимости;

3.1.4. на защиту своих интересов в установленном порядке;

3.1.5. на расторжение настоящего договора до истечения его срока в случае невыполнения «Заказчиком» принятых обязательств.

3.2. «Заказчик» имеет право:

3.2.1. на полную, достоверную информацию о качестве предоставляемых услуг;

3.2.2. на защиту своих интересов в установленном порядке;

3.2.3. на расторжение настоящего договора до истечения его срока в случае невыполнения «Исполнителем» принятых обязательств.

3.3. «Исполнитель» обязуется:

3.3.1. подобрать медицинский персонал для работы с детьми;

3.3.2. оказывать качественные медицинские услуги с учетом состояния здоровья ребенка после его осмотра;

3.3.3. проводить работу согласно режиму работы, согласованному с начальником лагеря;

3.3.4. довести до сведения пациента требования, обеспечивающие качественное проведение медицинских услуг;

3.3.5. предоставлять «Заказчику» достоверную информацию о проведенном объеме работы;

3.3.6. оформлять  документацию  на  проведение медицинских процедур (списки детей, получающих процедуры, информация о проведенном объеме работы, рекомендации для детей, родителей);

3.3.7. поддерживать аккуратное санитарное состояние помещения, где проводятся процедуры;

3.4. «Заказчик» обязуется:

3.4.1. своевременно информировать «Исполнителя» о сроках комплектования лагеря с дневным пребыванием для подбора медицинских кадров;

3.4.2. информировать родителей или законных представителей детей о возможности предоставления медицинских услуг, условиях их проведения и обеспечения вспомогательными средствами (простыня, крем для массажа);

3.4.3. предоставить условия для осмотра детей с целью оказания им медицинских процедур;

3.4.4. оказывать «Исполнителю» помощь в организации детей для оказания медицинских процедур.

4. Срок действия договора

Срок действия настоящего договора с 1 июня 2009 года до 31 августа 2009 года.

5. Ответственность сторон

Стороны несут ответственность за соблюдение настоящего договора в установленном порядке.

«Заказчик»         «Исполнитель»

МОУ Виткуловская СОШ                                                      ФАП с. Виткулово

в лице директора школы                                                        в лице медработника

________________ В.Б. Хохлов                                         ______________ М.А. Трусова

                                                                                             

                                                                                                                               

                                                                                         

Программа кружка «Компас»

Пояснительная записка

        Туристические походы, экспедиции, экскурсии (путешествия) учащихся являются важной формой гуманистического, патриотического воспитания. Походы позволяют углублять и дополнять знания по большинству предметов школьного курса. Походы способствуют оздоровлению и физическому развитию детей и молодежи, воспитывают навыки самообслуживания, готовят к жизни и действиям в условиях экстремальных ситуаций.

        В путешествиях учащиеся изучают родной край, знакомятся с географией, историей и культурой своей страны, ведут работу по охране природы, памятников истории и культуры.

Цели:

развитие двигательной, функциональной и познавательной активности учащихся, в укреплении их здоровья в процессе туристско-познавательной деятельности.

Задачи:

Оздоровление детей на занятиях в условиях природной среды, формирование навыков гигиены, охраны труда и окружающей среды.

Развитие творческой, исполнительской активности в процессе освоения местного краеведческого материала, мотивации к познанию через занятия туризмом.

Воспитание у учащихся навыков здорового образа жизни, гордости за свой край.

Организационные формы однодневных походов:

- туристическая прогулка – непродолжительный по времени (1 – 4 часа) групповой выход с активными способами передвижения по территории населенного пункта или в его окрестностях;

- туристический поход – прохождение группой учащихся по определенному маршруту, используя активную форму передвижения с целью познания, физического развития. Выполнение общественно – полезной и краеведческой работы в пути, сдача определенных спортивно – туристских нормативов, отработка военно – прикладных навыков, обеспечение содержательного отдыха (до 8 часов).

- туристическая экскурсия – групповое посещение одного или нескольких экскурсионных объектов (географических, исторических, архитектурных, народно – хозяйственных) в учебно – познавательных и воспитательных целях (продолжительность до 8 часов.

Путевые документы

Все туристические группы должны перед выходом должны оформить соответствующие документы. Для походов выходного дня таким документом является маршрутный лист.

В маршрутный лист вносится списочный состав группы, маршрут с разбивкой по участкам, указанием способов передвижения и общественно – полезной работой, которую группа намечает провести в пути.

Распределение основных требований

 по этапам подготовки и проведения похода.

годы занятий

предварительная подготовка

предпоходная подготовка

туристский поход

подведение итогов, заключительная часть

1 – й год

Личное снаряжение. Физподготовка. Элементы туристической техники

Проверка личного снаряжения

Выполнение указаний руководителя, командира.

Сдача материалов наблюдений

2 – й год

Занятия по плану объединения. Участие в туристских соревнованиях.

Подготовка к выполнению заданий. Физподготовка.

Выполнение спец.заданий. активность на разборе похода.

Участие в составлении отчета.

3 – й год

Занятия по плану. Подготовка и проведение по заданию.

Участие в разработке маршрута. Проверка снаряжения.

Стажировка в роли командира.

Стажировка в составлении отчета. Подготовка вечеров.

4 – й год

Занятия по плану. Проведение теоретических и практических занятий с группой.

Разработка маршрута. Свой вариант. Полный объем подготовки.

Стажировка в роли помощника руководителя. Проведение разбора.

Составление отчета за поход. Проведение итогов. Вечера.

Учебно – тематический план

1 – й год обучения.

Темы занятий

Количество часов

всего

теоретич.

практич.

1. Организационная деятельность.

2. Краеведение.

3. Документы, определяющие организацию и проведение туристических спортивных походов.

4. Питание в походе.

5. Элементы топографии и спортивное ориентирование.

6. Туристическая техника

7. Опасности в горах

8. Общая физическая подготовка.

9. Подготовка к походу

10. Туристический поход

11. Подведение итогов

ИТОГО:

Содержание деятельности

Краеведение.

Сосновская земля. Географическое расположение, краткие сведения и историческое прошлое. Природа – наш дом.

Питание туристов в походе.

        Подбор продуктов питания в походе выходного дня. Костры для приготовления пищи. Костровые принадлежности, оборудование кострища. Емкости для приготовления пищи. Режим и рацион питания в 2 – 3 – дневном походе.

Элементы топографии и спортивного ориентирования.

Топография как учебный предмет. Карты и схемы для походов выходного дня. Основные условные обозначения (топографические знаки). Понятие об ориентирах и ориентировке на местности. Компас. Его устройство. Определение азимута. Движение по азимуту. Определение сторон горизонта по местным предметам, часам и солнцу.

Опасности в походах.

        Меры безопасности в походе. Личная гигиена туриста. Профилактика желудочных заболеваний. Закаливание организма. Предупреждение простудных заболеваний. Медосмотр. Бытовые травмы на привалах: ожоги, порезы. Работа с топором. Потертости ног. Пищевые отравления. Солнечные ожоги. Тепловой и солнечный удары. Размещение участников в палатках.

Общая физическая подготовка.

Утренняя физзарядка и кроссовые пробежки. Упражнения на развитие координационных и кондиционных способностей. Транспортировка рюкзака с грузом, с учетом возраста, пола и физической подготовленности обучаемых. Специальные упражнения: лазание по деревьям, шесту и лестнице, хождение по бревну и бревну на повышенной опоре. Акробатические упражнения. Упражнения со скакалкой. Спортивные игры: баскетбол, ручной мяч, волейбол, футбол (по интересам).

Подготовка к походу.

        Целевая установка. Задача туристского похода. Понятие о формах туристического строя. Организация туристического строя в колонну по одному – направляющий, замыкающий, их обязанности. Распределение обязанностей внутри туристской группы: командир, санинструктор, топограф, летописец, хронометрист, завхоз и др. Личное туристское снаряжение. Рюкзак, его назначение, принципы укладки, подготовка лямок и транспортировка. Обувь. Костюм. Головной убор. Групповое туристское снаряжение. Палатки, их виды, транспортировка и хранение.

Проведение похода.

        Организация похода выходного дня. Управление строем в движении. Туристическая цепочка. Туристский шаг. Малые привалы. Режим движения. Преодоление  естественных простейших препятствий: травянистые склоны, балки, ручьи, заросли, бревна, камни на тропе. Техника движения по травянистому склону.

Подведение итогов в походе.

        Ежедневное подведение итогов походного дня. Активизация участников похода на разборе. Отчеты участников похода о выполнении специальных заданий. Анализ итогов похода. Сбор материалов. Их обработка, написание отчета. Проведение итогового собрания и вечера в школе.

2 – й год обучения.

Учебно – тематический план

подготовки 2 – й год обучения.

Темы занятий

Количество часов

всего

теоретич.

практич.

1. Организационная деятельность.

2. Краеведение.

3. Документы, определяющие организацию и проведение туристических спортивных походов.

4. Питание в походе.

5. Элементы топографии и спортивное ориентирование.

6. Туристическая техника

7. Опасности в горах

8. Общая физическая подготовка.

9. Подготовка к походу

10. Туристический поход

11. Подведение итогов

ИТОГО:

Учебно – тематический план

 подготовки  3 – й год обучения.

Темы занятий

Количество часов

всего

теоретич.

практич.

1. Организационная деятельность.

2. Краеведение.

3. Документы, определяющие организацию и проведение туристических спортивных походов.

4. Питание в походе.

5. Элементы топографии и спортивное ориентирование.

6. Туристическая техника

7. Опасности в горах

8. Общая физическая подготовка.

9. Подготовка к походу

10. Туристический поход

11. Подведение итогов

ИТОГО:

Краеведение.

Географическое положение края. Туристические возможности окрестностей города и края. Исторические и природные памятники окрестностей. Природоохранительные меры. Растительный         и животный мир окрестностей. Население района. Законы об охране природы. Местные признаки прогноза погоды.

Документы, определяющие организацию и проведение походов.

Инструкция по организации и проведению туристских походов. Общие  положения (изменения). Обязанности и права участников похода. Классификация некатегорийных походов. Требования к походу 2 – 3 степени сложности. Туристическая документация. Маршрутный лист.

 

Питание туристов в походе.

        Виды костров и их назначение.  Практика разжигания костра. Меры безопасности. Проблемы сохранности природного комплекса. Понятие о калорийности пищи. Калорийность основных продуктов питания. Нормы их усвояемости. Подбор продуктов на многодневный поход. Расфасовка продуктов и их сохранность при транспортировке. Контроль расхода продуктов по дням похода. Пищевые отравления: консервы, грибы. Гигиенические требования к дежурным и участникам похода.

Элементы топографии и спортивного ориентирования.

        Классификация карт. Туристические карты и схемы. Ориентирование по карте с помощью компаса и по местным предметам. Топографические знаки, применяемые в спортивном ориентировании и их классификации: линейные, точечные, площадные. Определение сторон горизонта по солнцу и часам, по компасу и по местным предметам. Туристский глазомер. Движение по азимуту. Виды спортивного ориентирования. Практика спортивного ориентирования по выбору. Определение своего места по карте и схеме.

Туристская техника.

        Понятие о технике и тактике. Установка палатки на 10 колышках. Выбор места для палатки. Причины неправильной установки палатки: морщины на дне, боковинах и на скатах.

        Участие в районных соревнованиях по туристской технике. Судейство по туризму.

Туристский поход.

        Район путешествия и его особенности. Выбор места бивака в горном походе. Меры безопасности. Организация ночлегов, обустройство бивака. Туристские самоделки. Темп, ритм, средняя скорость движения в походе. Длительность перехода и дневного марша. Выполнение каждым участников своих заданий. Выбор линии пути на день. Работа дежурных. Закрепление и совершенствование основных умений и навыков туристкой техники в полевых условиях. Отработка организационных навыков и самоуправления. Личный дневник участника похода. Анализ итогов дня. Отчет участников похода о сборе материалов (дневник похода, хронометраж пути, прогноз погоды, сведения по истории, контроль расхода продуктов). Беседы по плану. Планирование деятельности на новый день.

3 – й год

Учебно – тематический план

3 – й год обучения.

Темы занятий

Количество часов

всего

теоретич.

практич.

1. Организационная деятельность.

2. Краеведение.

3. Документы, определяющие организацию и проведение туристических спортивных походов.

4. Питание в походе.

5. Элементы топографии и спортивное ориентирование.

6. Туристическая техника

7. Опасности в горах

8. Общая физическая подготовка.

9. Подготовка к походу

10. Туристический поход

11. Подведение итогов

ИТОГО:

Учебно – тематический план

4 – й год обучения.

Темы занятий

Количество часов

всего

теоретич.

практич.

1. Организационная деятельность.

2. Краеведение.

3. Документы, определяющие организацию и проведение туристических спортивных походов.

4. Питание в походе.

5. Элементы топографии и спортивное ориентирование.

6. Туристическая техника

7. Опасности в горах

8. Общая физическая подготовка.

9. Подготовка к походу

10. Туристический поход

11. Подведение итогов

ИТОГО:

Краеведение

Экскурсии в краеведческий музей. Геологическое прошлое Нижегородской области. Туристические возможности Нижегородской области. Климат края, его особенности. Основные метеорологические элементы (температура наружного воздуха, атмосферное давление, облачность, ветер, влажность воздуха, тенденции). Наблюдения за основными метеорологическими элементами.

Элементы топографии и спортивное ориентирование.

        Топографические знаки. Чтение карты. Ориентирование кары на местности. Определение своего места на карте способом обратной засечки по 2 – 3 ориентирам. Способы изображения рельефа местности на карте. Движение по азимуту. Спортивное ориентирование в заданном направлении. Маршрутная лента похода. Совместная работа топографа, хронометриста, геоморфолога, летописца, историка – топонимика. Участие в школьных соревнованиях по спортивному ориентированию.

Опасности в походе.

Растительный мир: ожоги, отравления, и первая помощь. Животный мир: звери, змеи (укусы)  и доврачебная помощь.. Метеорологические факторы: туман, ливень, гроза, низкие температуры, снегопад (лавины), сильный ветер (буря), селевые потоки и др.

Физическая подготовка.

        Комплекс утренней зарядки. Кроссовая подготовка. Упражнения на развитие силы всех основных групп мышц: плечевого пояса, туловища и нижних конечностей. Развитие координации движений: специальные упражнения на переноску тяжестей. Переноска пострадавшего с помощью подручных средств, в зависимости от характера травмы: на шесте, на импровизированных носилках.

Совместный план работы сельской библиотеки

с. Виткулово и Виткуловской СОШ 2010г.

1

День защиты детей.

1.06.

2

«В путь дорогу собирайся , за здоровьем отправляйся» спортивный праздник.

5.06.

3


Праздник  «Живу пишу не для похвал..»

8.06.

4

Россия – Родина моя

11.06.

5

Акция «Живи родник ,живи»

15.06.

6

День памяти

«Примите поклон наш, солдаты войны».

19.06.

7

«Лекарство с грядки»

экологический турнир.

30.07

8

«Как питаешься так и улыбаешься»

Развлекательно-познавательная игра.

03.07.

9

«Все книги в гости к нам» конкурс литературных героев.

06.07.

10

Турнир всезнаек

 «Детям обо всём на свете».

10.07.

11

«Жизнь без сигареты»

 час Здоровья.

15.07.

Заведующая библиотекой ______________ А.А. Левина

                        Директор школы: ______________ В.Б. Хохлов

Дом

культуры в с.Виткулово

Школьная

библиотека

Детская художественная школа

Школьный

музей

Лагерь

 "Родные истоки"

Районная библиотека и

Сельская библтотека

Фельдшерский пункт

Дом

детского

творчества

Сельская администрация

Витамины

ЛФК

Фиточай

Лечебно-профилактичес

кая работа

Массаж

Праздник Здоровья,

беседы

Медицинский осмотр


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа школьного оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей "Солнышко"

Программа деятельности летнего лагеря ориенти­рована на создание социально значимой психологической среды, дополняющей и корректирующей семейное воспитание ребенка. Программа универсальна, так как мож...

Программа школьного летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей «Зазеркалье»

Каникулярное время - это смена деятельности школьников, которая позволяет умственный труд, характерный для образовательного процесса, заменить многообразием досугово-оздоровительных форм работы. Следо...

Программа работы профильного отряда «Юный художник» школьного оздоровительного лагеря с дневным пребыванием

Лагерь – это сфера активного отдыха, разнообразная общественно значимая досуговая деятельность, отличная от типовой назидательной, дидактической, словесной школьной деятельности.Лагерь дает возможност...

Программа деятельности школьного комплексного музея "Истоки"

Цель программы - улучшить деятельность краеведческого музея «Истоки», повысить его роль в учебно-воспитательном процессе...

Проект программы школьного палаточного спортивно - оздоровительного лагеря

программа школьного палаточного лагеря для организации досуга и летнего отдыха школьников...