Управленческий аспект реализации деятельности инновационной площадки «Сохранение и укрепление физического и психического здоровья младших школьников на основе внедрения технологии организации учебного процесса на принципах сенсорно–моторной свободы В.Ф.Ба
статья на тему

Ламанова Ирина Николаевна

 

Управление - как наука - система упорядоченных знаний в виде концепций, теорий, принципов, способов и форм управления. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon lamanova_i.n.statya.doc64 КБ

Предварительный просмотр:

Управленческий аспект реализации деятельности инновационной площадки «Сохранение и укрепление физического и психического здоровья младших школьников на основе внедрения технологии организации учебного процесса на принципах сенсорно–моторной свободы В.Ф.Базарного.

Ламанова И.Н.

директор МБОУ СОШ № 49

г. Белгорода

          Управление - как наука - система упорядоченных знаний в виде концепций, теорий, принципов, способов и форм управления.

          Управление - как искусство - способность эффективно применять данные науки управления в конкретной ситуации.

          Управление - как функция - целенаправленное информационное воздействие на людей и экономические объекты, осуществляемое с целью направить их действия и получить желаемые результаты[1].

          Управление по результатам заключается в том, что ни одна из организаций  сама по себе не представляет никакой ценности, но вместе с тем она представляет упорядоченную форму, объединяющую индивидов, для достижения определенных результатов[2].  

          Само понятие «управление» по результатам можно определить как систему управления и развития, с помощью которой достигаются результаты, которые определены и согласованы всеми членами организации. Разъяснение каждому участнику процесса смысла его миссии, организации в целях достижения определенных результатов приобретает не принудительный административный характер, а осознанный творческий труд.

          Важным вопросом при управлении по результатам является разграничение понятий «результат» и «вклад». Каждый участник трудового процесса должен уметь увязать свое участие в общем деле с другими членами коллектива.

          Необходимо также совместно планировать конечные результаты. Когда результаты определены, рассматриваются способы их получения.

          Результативное мышление предполагает, что руководитель и подчиненный определяют результат, а затем исполнитель сам выбирает способы его достижения, т.е. время, технологии и другие ресурсы.

          Мы определили, что ключевым результатом деятельности школы является здоровье и здоровый образ жизни всех субъектов образовательного процесса. ФГОС  второго поколения уделяют  большое внимание сохранению  здоровья обучающихся,  формированию ценности  здорового и безопасного образа жизни, обеспечению психологического комфорта субъектам образовательного процесса 

Здоровье это не только отсутствие болезней и физических дефектов, но и состояние полного физического, духовного и социального благополучия. Феномен «здоровье» - это не одномоментное состояние человека, а жизненный процесс его самосовершенствования. Быть здоровым – значит самостоятельно справляться с проблемами, которые есть у каждого. Здоровье – залог успешности. Такое понимание очень важно заложить смолоду в каждом. И в этом большую роль играет школа, где ребенок проводит большую часть своей жизни.

Определив результаты, переходим  к  определению средств, с помощью которых  они будут достигнуты. В условиях управления по результатам  инициативный и творческий педагогический коллектив – наиважнейший ресурс.

          Мне всегда было приятно общаться с людьми, обладающими достаточным уровнем здоровья, энергичными, творческими, жизнерадостными, работоспособными. А для руководителя чрезвычайно важно сформировать  коллектив, где работают здоровые во всех смыслах люди, так как это ведущий фактор их профессиональной успешности. Система управления образовательным учреждением должна быть направлена на развитие таких составляющих здоровья работников как здоровье физическое, психическое и социальное. Я уверена, что только по достижении этого результата, можно  максимально использовать разнообразные способности педагога в процессе работы, а здоровый  учитель будет содействовать развитию здорового ребенка.

В результате наблюдений за педагогическим коллективом я пришла к неутешительным выводам:  учительство можно отнести к категории наиболее неблагополучной части населения и по состоянию здоровья, и по образу жизни, и по состоянию культуры здоровья. Многие педагоги не выделяют здоровье как приоритетную личностную ценность, невысоко оценивают роль собственных усилий в сохранении и развитии здоровья, не владеют методами самодиагностики и саморегуляции состояний, не обладают системой знаний о здоровье, комплексом навыков и технологий сохранения и развития собственного здоровья и здоровья ученика.  Однако, пытаясь приобщить педагогов к спортивно-оздоровительной деятельности, я столкнулась с ситуацией, когда  «вторжение» здоровьесберегающей технологии  в жизнь учителя  вызвало неприятие педагогов.  

 Я приняла это диалектическое состояние процесса без раздражения. Отрицательный опыт - это как температура тела, то есть защитная реакция  школьного коллектива  в ответ на  появляющиеся проблемы.

   В итоге я перестроила свое мышление, а соответственно, и технологию работы с коллективом, полагая, что реализация целей управления процессом приобщения педагогов к ЗОЖ возможна при условии вовлечения их в процесс целеобразования, осмысления ими своего опыта работы по формированию здоровья через организацию совместной деятельности. Реализацию технологии управления процессом решения проблемы я начала  с делового совещания, которое включало совокупность различных форм его проведения: публичное выступление, групповое интервью, мозговой штурм и групповую дискуссию. Результатом данного этапа явилось формулирование проблем, актуализация субъектного опыта учителей, организация процессов совместной деятельности, содействие развитию способностей учителей самостоятельно ставить и решать проблемы управления процессом формирования собственного здоровья.

В дальнейшем педагогами (не мной) были определены следующие направления деятельности: создание специального центра в организационной структуре управления школой, координирующего деятельность школы по обеспечению формирования здоровья участников образовательного процесса;  создание в школе модульных групп учителей по интересам к различным видам спортивно-оздоровительной деятельности; разработка конкурсной спортивно-оздоровительной программы, разработка лектория для педагогов с привлечением специалистов. Будучи уверенной в том, что инициирование и интенсификация активности и самостоятельности управляемых возможна при условии реального включения учителей не только в выполнение конкретных управленческих задач, но и в их разработку, на следующем этапе была создана творческая группа, в состав которой  МО делегировали своих представителей. Творческая группа занималась  разработкой программ, обозначенных на первом этапе технологии, определением оптимального набора программных мероприятий. В результате на базе школы были организованы различные спортивные секции для педагогов: волейбольная, секция настольного тенниса, оздоровительной гимнастики, плавания и даже секция стретчинга. Всего в них  задействовано  63%  педагогов. Остальные систематически привлекаются к подготовке теоретических занятий по различным вопросам психического и соматического здоровья,  судейству спортивных соревнований.  

Непременным условием, влияющим на здоровье педагога, является полноценное питание. Передо мной встала задача во что бы то ни стало обеспечить учителям соответствующие условия.  Я сделала всё, чтобы превратить стандартное помещение школьной столовой  в «райский уголок». Это было совсем непросто. Зато теперь в школе № 49 г. Белгорода созданы все условия, чтобы учителя могли вовремя и, главное, с удовольствием поесть. В большую перемену, во время пересменки между первой и второй сменой, да и в любое другое удобное для педагога время, заведующая столовой ежедневно накрывает стол для учителей,  даже приготовляя  отдельные блюда для постящихся или «сидящих на диете». Здесь учителя обедают, общаются с коллегами и получают столь необходимый момент передышки и отдыха.

          Результаты изменения условий деятельности учителя сказались очень быстро. Резко сократилось количество болеющих в течение года педагогов. И самое главное, педагогов стали в большей степени волновать проблемы сохранения здоровья школьников.

     Речь идет о здоровьесберегающей технологии доктора медицинских наук В.Ф.Базарного, который разработал простейшие и общедоступные методы повышения нервно-психической и физической активности детей на уроках на основе создания и  использования активной сенсорно–моторной развивающей здоровьесберегающей среды. Разработки доктора Базарного доведены до уровня технологии и технических средств, защищенных 44 патентами.

 Выбор этой технологии был обусловлен тем, что отличительными особенностями технологии является ее непосредственное "встраивание" в учебно-познавательный процесс.

 Программа по сохранению   и   укреплению   физического   и   психического   здоровья   младших школьников на основе создания активной сенсорно-моторной развивающей среды реализуется в школе с 2008/09 уч. г.

 С чего начинали? В 2008-09 учебном году мы занимались теоретическим изучением проблемы. Главной задачей начального периода работы было развитие технологической готовности педагогов, нацеленной  на овладение способами раскрепощения психических и телесно-физических потенциалов школьников. С целью решения этой проблемы была разработана система внутришкольной системы повышения квалификации, включающая конечно же обучающие семинары, работу творческих групп педагогов, лекции школьного врача и др.

Первопроходцами стали шесть человек. (В этом году их уже 20. 18 классов и педагогов и 2 психолога). В условиях отсутствия возможности где бы то ни было пройти курсовую подготовку, увидеть на практике реализацию принципа сенсорно-моторной свободы – эти люди сознательно взяли на себя огромный груз ответственности и дополнительной работы.

Согласия педагогов было не достаточно, очень важно согласие и понимание родителей. Чтобы убедить родителей, нужно самому искренне верить в результат. Была проделана огромная информационная работа с родителями, в реализации которой неоценимую помощь оказали члены Управляющего Совета школы. Сначала провели общешкольное родительское собрание, на котором познакомили родителей будущих первоклассников с преимуществами технологии В.Ф.Базарного. После этого члены Управляющего Совета – представители от родителей - посетили классные родительские собрания. Такой шаг оказался вполне оправданным – родители нам поверили и дали свое согласие.

В этом же году достигли договоренности через департамент здравоохранения города о ежегодных внеплановых обследованиях детей специалистами детской поликлиники по показателям зрения и состоянию опорно-двигательного аппарата. Практически технология реализуется в школе с 2009/10 уч. г. Сейчас эти дети обучаются в 4 классе и не знают, что значит сидеть за партой в течение всего урока.

Для реализации программы в школе были обеспечены необходимые элементы здоровьесберегающей среды: парты-контороки, обеспечивающие выполнение школьниками работы в режиме динамических поз (парты-конторки  расположены во всех кабинетах начальной школы), коврики для массажа стоп, схемы универсальных символов для профилактики зрения, перьевые ручки и др. Еще один элемент системы – раздельно-параллельное обучение мальчиков и девочек. В школе уже 4 таких класса. (1 и 2). Набрали без особых проблем. Знаю, что в других школах возникали трудности с набором в такие классы. Это закономерно. Наша ситуация несколько отличалась, поскольку по технологии В.Ф. Базарного мы работаем несколько лет и родители успели оценить преимущества инновационных процессов в решении вопроса здоровьесбережения.  

В условиях введения стандартов второго поколения, предусматривающих внеурочную деятельность школьников, появилась возможность внедрения таких элементов системы В.Ф. Базарного как хоровое пение, занятия лепкой для развития мелкой моторики рук.

Анализ полученных данных позволил установить, что по сравнению с итогами первичной диагностики характеристика функционального состояния зрительной системы и опорно-двигательного аппарата существенно не изменилась. В основном наблюдаются стабильные результаты. Режим моторной свободы и динамических поз качественно улучшил ситуацию со становлением психической сферы: улучшается уровень психической активности, мотивационно-волевой сферы, проявляется достаточно высокий и стабильный уровень комфортности и низкий уровень ситуативной тревожности детей. Таким образом, периодическое внесение в процесс урока сенсорного разнообразия, переключение ближнего зрения на дальнее, а так же активизация общего, в том числе зрительно-координаторного чувства с помощью интенсивных движений, смены динамических поз неизбежно будет способствовать   предупреждению утомляемости школьников,   поддержанию естественного хода развития структурных и функциональных характеристик зрительной системы.

Мне хочется особо подчеркнуть, что динамика физического и психического здоровья детей в конечном итоге напрямую зависит от личности педагога. Вот почему диагностика здоровья необходима и для оценки качества и эффективности деятельности каждого педагога по конечному результату труда – динамике физического и психического состояния и развития ребенка. Я, как руководитель школы, понимая уровень ответственности учителей начальных классов по сохранению здоровья детей, вышла с предложением к УС о внесении дополнений в положение о распределении стимулирующей части ФОТ, отражающих качество работы каждого учителя.

В апреле 2011 года мы провели социологическое исследование, направленное на выявление уровня удовлетворенности учащихся и их родителей организацией экспериментальной работы в школе. Данные исследования свидетельствуют о том, что значительная часть родителей удовлетворена организацией учебного процесса. На вопрос можете ли вы назвать недостатки существующей системы обучения 90% родителей дали отрицательный ответ. 10%, давших утвердительный ответ, основным недостатком считают, что организация активного двигательного режима на уроках отвлекает от учебного процесса. Это родители вновь прибывших детей, которые еще не просвещены в вопросах организации и методических особенностей обучения в рамках технологии. С ними предстоит индивидуальная работа.

         Мы последовательно акцентировали внимание общественности на особенностях организации здоровьесберегающей деятельности в школе. В 2009 г. – школа стала победителем конкурса грантов главы администрации города, представив проект «Сохранение и укрепление здоровья младших школьников». 2009 г. – победители региональной ярмарки педагогических инноваций по теме «Сохранение и укрепление здоровья школьников на основе создания активной сенсорно-моторной развивающей среды». В 2011 г. школе присвоен статус региональная инновационной площадки и стажерской площадки БелРИПКППС по проблеме внедрения технологии В.Ф. Базарного в учебный процесс. Педагоги привлекаются к чтению лекций на курсах в БелИПКППС по вопросам организации здоровьесбережения школьников. В 2012 году школа стала победителем областного конкурса «Инновации в образовательном учреждении», в номинации «Здоровьесберегающие технологии в организации образовательного процесса».

В 2011/2012 учебного года внедрение технологии В.Ф.Базарного является одним из элементов БИИС. Отрадно осознавать, что моя школа стала инициатором  этого масштабного проекта, распространившегося на уровне региона.

Дальнейшие перспективы развития программы сохранения и укрепления здоровья школьников я вижу в создании  условий для внедрения технологии В.Ф.Базарного на ступени основной и старшей школы.

         Здоровьесбережение в системе образования следует рассматривать как самый мощный резерв повышения его качества и престижа.

Литература.

  1. Новая управленческая парадигма. http://teororgan.ru/otvety-na-ekzamen-po-teorii-upravleniya/

     2. Третьяков П.И. Управление школой по результатам: Практика и               педагогика педагогического менеджмента. – М.: Новая школа, 2001.


[1] Новая управленческая парадигма. http://teororgan.ru/otvety-na-ekzamen-po-teorii-upravleniya/

[2] Третьяков П.И. Управление школоц по результатам:Практика и педагогика педагогического менеджмента. – М.: Новая школа, 2001, С.5-7


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание для 5-8 классов "Воспитание «стрессоустойчивости» у детей и подростков как средство укрепления физического и психического здоровья"

Данный материал можно использовать как на общешкольном родительском собрании, так и в средних классах. Материал сопровождается презентацией.Цель: познакомить родителей с опасностью возникновения стрес...

Воспитание стрессоустойчивости у детей и подростков как средство укрепления физического и психического здоровья

Цель: познакомить родителей с опасностью возникновения стресса и методами его профилактики. Форма: психологическая беседа, тренинг. Участники: родители учащихся, классные руководители....

Настольный теннис как средство укрепления физического и психического здоровья

Почему надо в обязательном порядке заниматься настольным теннисом...

Создание условий по обеспечению охраны и укреплению физического и психического здоровья обучающихся на уроках литературы.

В данной статье описываются условия по обеспечению охраны и укреплению физического и психического здоровья обучающихся на уроках литературы. Для того чтобы в образовательном учреждении психологическа...

«Работа с природными материалами – это ценный ресурс для сохранения и поддержания физического и психического здоровья учащихся»

   Человек  является частью природы и на протяжении всей жизни он с ней находится в тесном взаимодействии. Во все времена и эпохи природа оказывала огромное влияние на человека, ...