Формы методической работы, направленные на формирование аналитической компетентности педагогов
методическая разработка на тему

Бойчук Елена Борисовна

Дается описание  практического семинара с анализом и самоанализом урока.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formy_metodicheskoy_raboty.docx389.88 КБ

Предварительный просмотр:

Формы методической работы, направленные на формирование аналитической компетентности педагогов

Федеральный государственный  образовательный  стандарт предъявляет новые требования к профессионализму педагога.

Особо важной и специфичной компетентностью педагога является рефлексивно-аналитическая. Основой аналитической компетентности является педагогический анализ.

Однако, в ходе проведения педагогической аттестации, различных конкурсов пед.мастерства, а так же  по результатам диагностик выявлено, что многие педагоги ( и даже имеющие высшую квалификационную категорию) затрудняются дать методически грамотный анализ даже собственного урока.

Я понимаю, что целенаправленное развитие аналитической компетентности невозможно без организационно-педагогического обеспечения.  И родилась методическая тема: «Методическая работа как фактор развития способности учителя к самоанализу профессиональной деятельности». Мы стали искать такие формы методической работы, которые обеспечивают раскрепощение и профессиональное самовыражение педагога. Еще хотелось объединить усилия всех педагогов, поставить их в одинаковые условия.

И мы нашли такую форму:

  1. Предварительно договорившись  с педагогом, мы сделали видеозапись урока. Обычного, рабочего, традиционного.
  2. Делаем несколько копий, по количеству групп (обычно 5)
  3. Собираем весь пед.коллектив, даем целевые установки, вспоминаем структуру  традиционного урока, напоминаем правила проведения анализа урока.
  4. Даем задание: Вам предстоит выступить в роли экспертов и провести методический анализ урока. 
  5. Педагоги распределяются по группам, расходятся в разные кабинеты и по звонку приступают к просмотру видеоурока и анализу.
  6. Далее начинается работа в группах. Выступают все педагоги. Группе надо выработать единую модель анализа и подготовить выступающего (готовят презентацию или чертят схему на ватмане)
  7. Вновь собираем весь коллектив. Начинаются выступления. И здесь происходит серьезная  внутренняя работа – самоанализ своей деятельности. Слушая выступления других групп, педагоги оценивают, а что проскочило мимо их внимания, чего они не увидели,  не смогли распознать. Возникает мотивация на  повышение  методической компетентности.
  8. После выступления всех групп, педагог, дававший урок выступает с самоанализом.
  9. Далее организуем живую дискуссию:

-Трудно ли анализировать урок?

-Что труднее, анализировать чужой урок или свой собственный? Почему?

-Удалось ли Вам провести методически грамотный  анализ урока?

Педагоги проявили разную степень активности и показали различный уровень аналитических умений, но отметили, что анализ проводить легче, чем самоанализ.

И даются ссылки на то,  что педагогам следуeт почитать для повышения компетентности.

Почему такая форма?

  1. Придти на открытый урок весь коллектив не может. А если приходит небольшая группа, то при анализе существует большая доля субъективизма.
  2. Существует большое количество разных вариаций. Например, показать развивающий урок. И сравнить традиционный и развивающий уроки.  Или  группам дать разное задание – проанализировать урок  с различных позиций.

Самоанализ педагогом своей профессиональной деятельности довольно сложная аналитическая операция, требующая определенных навыков исследовательского труда.

Самоанализ деятельности способствует профессиональному росту педагога, так как направлен на развитие важных управленческих качеств учителя: умения анализировать, планировать, сопоставлять цели и результаты.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Влияние новых форм методической работы на повышение конкурентоспособности педагога.

Статья Влияние новых форм методической работы на повышение конкурентоспособности педагога....

Программа формирования профессиональных компетентностей педагога

Реалии  жизни современного общества заставляют педагога  постоянно учиться и овладевать новыми, порой достаточно сложными для них технологиями.  Организация на уровне учреж...

Формирование информационной компетентности педагога

Современная жизнь с неограниченным доступом к информации, требует от нас, учителей, активно использовать в учебно-воспитательном процессе информационные технологии (ИТ). Применение  современных и...

«Методы и формы работы направленные на формирование ученического коллектива».

доклад "Методы и формы, направленные на формирование ученического коллектива"...

Авторский методический проект, направленный на формирование профессиональных компетенций педагогов «Развитие способностей учащихся по математике»

Авторский методический проект, направленный на формирование профессиональных компетенций педагогов «Развитие способностей учащихся по математике»...

Авторский методический проект, направленный на формирование профессиональных компетенций педагогов. Тема: «Методическое сопровождение инициативной группы педагогов Приволжского района города Казани по разработке рабочей программы по математике в 6 класс

Авторский методический проект, направленный на формирование профессиональных компетенций педагогов.  Тема: «Методическое сопровождение инициативной группы педагогов Приволжского района...

Авторский методический проект, направленный на формирование профессиональных компетенций педагогов. Тема: «Фокус - группа педагогов Приволжского района города Казани по разработке рабочих программ по математике в 5 классах в соответствии с требованиями

Авторский методический проект, направленный на формирование профессиональных компетенций педагогов. Тема: «Фокус - группа педагоговПриволжского района города Казани по разработке рабочих пр...