Школьная служба примирения
статья по теме

Котельникова Наталья Владимировна

О роли школьной службы примирения

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sluzhba_primireniya.doc36 КБ

Предварительный просмотр:

Школьная Служба Примирения  -

 способ позитивной самореализации подростков.

                                                                         Котельникова Н. В.  

заместитель директора по

                                                                                                                воспитательной  работе

 МОУ Дровянинская СОШ

                                                   …Жизнь нам даётся свыше.

Судьба людей повсюду сплетена.

И все живем мы под огромной крышей,

И называется она – Земля!

Но есть меж нами некие  размолвки,

Которых должно избегать

И мы как  «служба примирения»

Стараемся  всем в этом помогать…

Практика школьной жизни не всегда способствует социализации подростков в плане освоения ими навыков общения, культурных форм завоевания авторитета и формирования способностей взаимодействия с другими людьми, необходимых для будущей  взрослой жизни.

 Реакция правонарушителей на оказываемую им помощь зачастую не соответствует  нашим ожиданиям,  подростки  не исправляются, не испытывают благодарности, очень часто избегают сотрудников учреждений и относятся к ним отчужденно или даже враждебно. К сожалению, и школа с трудом устанавливает партнерские отношения с такими детьми и их семьями т.к. часто школа не имеет инструмента для работы по разрешению напряженных ситуаций. В результате конфликтные ситуации либо замалчиваются, либо происходит развитие конфликта до такой степени, что разрешить его можно только силовыми методам. Постепенно рвутся социальные связи подростка с классом, семьей, учителями   и с каждым новым конфликтом этот разрыв увеличивается. На подростка вешают ярлык хулигана и у него включаются психологические механизмы оправдания собственных негативных поступков.  Кроме того, в школе есть подростки, которые желают получить более высокий статус, но не могут его завоевать и это то, что приводит к конфликтам, дракам и длительным пропускам занятий.

Кроме этого, все это осложняется известными социальными и семейными условиями.

          Создание в школе Службы Примирения - это необходимость  для   решения вышеперечисленных проблем, т.к.     Школьная Служба Примирения (ШСП) – служба, осуществляющая работу с конфликтными ситуациями, возникающими внутри школы. В нашей школе приказом директора  Л.Г.Артемьевой   за № 49 от 19 ноября 2009 года создана такая  служба.

Целью деятельности Школьной Службы Примирения (ШСП) является содействие профилактике правонарушений и социальной реабилитации участников конфликтных и криминальных ситуаций на основе принципов восстановительного правосудия.

   Задачами деятельности службы примирения являются:

  Проведение примирительных программ для участников школьных конфликтов и ситуаций криминального характера, обучение школьников методам урегулирования конфликтов.

Работа Службы Примирения в нашей школе была начата с подборки и разработки необходимых документов «Положением о Школьной Службе Примирения», которое было рассмотрено и одобрено общешкольной конференцией 2 декабря 2009 года. Разработкой  «Плана работы Школьной Службы Примирения» на   учебный год.

         Руководитель ШСП, С.И Салихова.- педагог-психолог, организует деятельность службы, проводит работу с педагогическим коллективом, родителями, привлекает учащихся;  сопровождает учащихся в разрешении конфликтных ситуаций; проводит общий анализ деятельности; организует и проводит поддерживающие мероприятия для участников ШСП.

Учащиеся  Клочко Лидия ученица 9 класса, Стафеев Вадим ученик 10 класса, Степанов Дмитрий ученик 11 класса - участники ШСП, представители от родительской общественности: Явцева М.Г., Гурулева О.В. проводят программы примирения, анализируют конкретные случаи, отслеживают исполнение договора по программам, привлекают учащихся для данной деятельности. Координатором  работы ШСП является Ю.Г. Коновалова - социальный педагог школы.

         Деятельность   Школьной Службы Примирения основана на  принципах  добровольности, предполагающий как добровольное участие школьников в организации работы службы, так и обязательное согласие сторон, вовлеченных в конфликт, на участие в примирительной программе. Принципах конфиденциальности, предполагающий обязательство службы примирения не разглашать полученные в ходе программ сведения. Исключение составляет информация о возможном нанесении ущерба для жизни, здоровья и безопасности. Принципах нейтральности, запрещающий службе примирения принимать сторону одного из участников конфликта. Нейтральность предполагает, что служба примирения не выясняет вопрос о виновности или невиновности той или иной стороны, а является независимым посредником, помогающим сторонам самостоятельно найти решение.

  Участники школьной службы примирения вместе с Салиховой С.И.,   могут проводить программы примирения в ситуации межличностных конфликтов (учащийся-учащийся, учащийся-педагог, педагог-родитель), возникающие из-за нецензурных оскорблений, угроз, причинения незначительного материального ущерба, взаимных обид и т.д. Кроме этого, в службе могут рассматриваться более сложные конфликтные отношения, следствием которых могут быть длительные прогулы учащихся, изгои в классе.

    В случае если примирительная программа проводилась по факту, по которому возбуждено уголовное дело, администрация школы может ходатайствовать о приобщении к материалам дела примирительного договора, а также иных документов в качестве материалов, характеризующих личность обвиняемого, подтверждающих добровольное возмещение имущественного ущерба и иные действия, направленные на заглаживание вреда, причиненного потерпевшему.

 В этом учебном году было рассмотрены   2 обращения от учащихся школы с просьбой  о  помощи,  урегулировать межличностные конфликты. От родителей учащихся  2 обращения  с просьбой  разрешить личностный конфликт ребенка в классном коллективе. Одна просьба от педагога школы о  проблеме  межличностных отношений с  родителями.

За время работы  Службы  отработано 18 примирительных программ, что способствовало снижению уровня конфликтности и устранению причин противоправного поведения школьников.  Школьная Служба Примирения  создает  условия для привлечения лидеров подростковых групп в деятельность по изменению культурных норм школьной среды, а также  участие школьников  в деятельности службы  является  способом позитивной самореализации подростков, учит  выстраивать  отношения и реагирования в конфликтных ситуациях.

    


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Создаем Школьную Службу примирения

Наконец и у нас в Саратовской области стали создавать службы примирения (медитации) Хотелось бы обсудить необходимость, возможности  и типичные ошибки при создании....

Восстановительная медиация как технология школьных служб примирения.

Наиболее органичной для образовательной среды и отвечающей современным запросам формирования личности мы увидели организацию и деятельность Школьной Службы примирения, осуществляющей работу с конфликт...

Школьная служба примирения

Знакомство с медиаторами нашей школьной службы примирения!!!...

ШКОЛЬНАЯ СЛУЖБА ПРИМИРЕНИЯ

Документационное оснащение службы примирения...

Буклет "Школьная служба примирения "ЕДИНСТВО"

Распространение информации о деятельности ШСП...

Программа внеурочной деятельности для детской школьной службы примирения "Школа примирения"

Программа внеурочной деятельности для детской школьной службы примирения "Школа примирения" для детей 13-16 лет включает в себя пояснительную записку и тематическое планирование на 34 уч. ча...