Образовательная программа ЦДТ
рабочая программа по теме

Кислицына Татьяна Ивановна

Данный материал - одна из форм образовательной программы УДО, в настоящее время ведется работа по корректировке ОП

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon obrazovatelnaya_programma_cdt.doc89.5 КБ

Предварительный просмотр:

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей «Центр детского творчества»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

«Центр детского творчества» - это государственное образовательное учреждение, открытое для всех детей в возрасте от 5 до 18 лет, желающих посещать его творческие объединения.

Основным видом деятельности учреждения является образовательная деятельность, которая базируется на основе научно обоснованной концепции современного личностно-ориентированного образования.

Мы понимаем под образованием единство трех составляющих - обучения, воспитания и педагогической поддержки, активизирующих личность на деятельность по овладению общественным опытом: знаниями, практическими умениями и навыками, способами творческой деятельности, социальными отношениями. Дополнительное образование не просто предоставляет возможность обновления и дополнительного приобретения знаний, но и формирует потребность личности в постоянном самосовершенствовании. Такая личность лучше адаптируется к изменениям социальной среды, что позволяет ей развиваться, удовлетворяя свои духовные потребности независимо от колебаний социокультурной коньюктуры.

Гуманистический подход к образованию в ЦДТ основан на следующих принципах:

В личности изначально заложено стремление к саморазвитию, самореализации, самовоспитанию, самоопределению, самопознанию.

Задача педагогов заключается в том, чтобы помочь обучающемуся осознать свои возможности, создать условия для их оптимального развития, привести в действие механизмы, стимулирующие это саморазвитие.

Таким образом, главной целью педагогов и родителей становится обучение ребенка самопознанию, методами и приемами саморазвития, создание условий реально побуждающих его к самосовершенствованию в основных видах жизнедеятельности, творчества.

Субъектом личностно - ориентированного образования в ЦДТ является ребенок, его родители и педагоги. Образовательный процесс в ДО реализуется на основе свободного выбора обучающимися направления деятельности. Такой подход заставляет педагогов дополнительного образования искать такие технологии обучения и воспитания когда ребенку психологически комфортно, когда нет ограничения ни в выборе изучаемых тем, ни в сроках их изучения, учебный материал не навязывается, а усваивается в процессе сотрудничества и сотворчества педагога и обучающегося.

Целевыми установками образовательного процесса являются:

развитие творческих способностей обучающихся посредством формирования их познавательных интересов, самостоятельности мышления;

адаптация ребенка к жизни в социуме, его самореализация;

сознательный   выбор и освоение допрофессиональных образовательных программ, направленных на выбор профессии.

Задачи:

Расширение и углубление знаний обучающихся.

Развитие творческого потенциала обучающихся, умения пользоваться специальной литературой, чертежами, справочниками; развитие и совершенствование технологических, конструкторских, исследовательских навыков; при обретение умений составлять планы, техническую документацию, творческие отчеты, проекты; обосновывать принятые решения.

Формирование ценностных ориентации, воспитание любви и уважения к Родине, труду, людям труда, воспитание таких качеств как целеустремленность, самостоятельность, дисциплинированность.

Субъекты образовательной среды.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА - РЕБЕНОК

Самопознание ребенка.

Самопознание ребенка начинается в ЦДТ, а это значит, что ответы на вопросы: «Кто я?», «Какой я?» он будет искать в условиях детского коллектива и в процессе совместной творческой деятельности.

Мы предлагаем ребенку целый комплекс ознакомительных программ, направленных на наиболее полное его информирование и вовлечение в разные формы творческой деятельности. Уровень самопознания ребенка зависит от его возрастных особенностей и непосредственно влияет на выбор форм и методов педагогического сопровождения.

В младшем возрасте - это собеседования, консультации с родителями; праздники: «День открытых дверей», «Посвящение в кружковцы», «Презентации ДО». В более старшем - проведение психологических тренингов, тестов по выявлению направленности личности и ее интересов, работа педагогов в ОУ.

Получая информацию о ДО ЦДТ ребенок пытается осмыслить себя и найти свое место в ЦДТ.

Самоопределение ребенка.

МОУ ДОД «ЦДТ» работает 5 дней в неделю с 9.00 до 19.00. Самоопределение ребенка начинается со « Дня открытых дверей», а продолжается в течение всего учебного года и даже в течение всех лет образования. Дети знакомятся с педагогами, с их образовательными программами, с достижениями других воспитанников.

Самоорганизация ребенка.

Работа в ЦДТ построена так, что дополнительное образование доступно каждому. Каждый обучающийся имеет свободу выбора ДО, направления, педагога, вида деятельности и форм его участия.

Самореализация ребенка.

Самореализация обучающихся в ЦДТ идет по 5 направлениям  

Направления деятельности ДО:

Данная деятельность осуществляется по образовательным программам дополнительного образования.

Саморегуляция ребенка.

Результатом образования в ЦДТ должно стать овладение обучающимися определенным объемом знаний, умений и навыков, развитие их творческих способностей, комплекса личных качеств (нравственно-волевых, адаптационных и поведенческих), получения социальных знаний, навыков саморазвития.

Формы творческих показов:

выставки;

фестивали;

концерты;

конкурсы;

конференции;

открытые занятия;

интеллектуальные игры и пр.

Самовоспитание ребенка.

Пройдя все этапы в своем развитии, обучающийся выходит на самую высокую стадию - самовоспитание и самообразование, когда, участвуя в коллективной творческой деятельности, он начинает сам выступать в роли автора, создателя своих собственных работ и целых творческих проектов.

Свою задачу мы видим в том, чтобы широко показать достижения наших воспитанников и поддержать их в дальнейших творческих начинаниях, выходя на другие уровни взаимодействия, в том числе за рамки ЦДТ (т.е. район., обл.)

ПЕДАГОГ - ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА.

Чтобы эффективность развития и саморазвития обучающихся в - ЦДТ была максимальной, целенаправленной, взаимодействие педагогов с детьми осуществляется системно. Важное условие, действующее в ЦДТ - саморазвитие самого педагога.

Самопознание — педагог.

В ЦДТ работает психолого-педагогическая служба, которая проводит психолого-педагогические семинары, диагностику, в форме опросов, анкетирования, тестирования, тренингов.

В перспективе решения вопроса - внутренняя самоаттестация педагогов и методистов, которая позволит решить вопросы педагогическому коллективу и каждому педагогу в отдельности «Что у нас получилось? Какими методами и формами работы можно добиться лучших результатов? Какие проблемы есть у нас? Как их решить? Какие перспективные направления развивать?»

Самоопределение.

Весь процесс самоопределения подкреплен в ЦДТ программно-методическим обеспечением. В ЦДТ успешно реализуются разнопрофильные образовательные программы дополнительного образования, работающие по вышеуказанным направлениям.

Познавательные программы направлены на углубление знаний по изучаемой дисциплине, развивают интеллектуальные способности, мотивы деятельности детей, расширяют кругозор в рамках дополнительного образования.

Цель познавательных программ-знакомство, расширение и углубление знаний обучающихся.

Приоритет отдается поиску наиболее адекватных индивидуальности   ребенка форм освоения учебного материала, сочетающих в     себе эстетические, психологические, ценностные, эвристические и другие аспекты.  

Общеразвивающие программы социализации ориентированы на решение задач формирования общей культуры ребенка, расширение знаний о мире и о себе, формирование социального опыта, удовлетворение познавательного интереса, расширение информативности обучающихся, обогащение навыками общения и умениями совместной деятельности, выбору ценностных ориентации и способности рефлексии, становление личной позиции, осознание своего социального статуса и связанного с ним ролевого поведения как формы реализации индивидуальных возможностей личности в процессе решения коллективных вопросов.

 

Программы, развивающие художественную одаренность, Главная цель - становление индивидуального творческого воображения, наблюдения, фантазии, умение видеть и слышать, описать, изобразить, озвучить многообразный мир, формирование ответственного отношения к природному дару, таланту. Критерии подготовки - профессионализм, коммуникабельность, социальная активность, эмоционально - психологическая развитость и пр. (Прог.д.о. художественного направления: «Музыкальный калейдоскоп», «Золотое колесо», «Мастерица», «Акварелька» и др.).

В зависимости от набора детей педагоги корректируют свои образовательные программы, методы и формы обучения для обучающихся различных уровней развития и с разными интересами.

Наши образовательные программы отличаются вариативностью, как по видам деятельности, так и по уровню сложности и срокам реализации.

Перспективное направление-разработка новых комплексных образовательных программ для подростков. (Предпрофильная подготовка.)

Самоорганизация - педагог.

Самоорганизацию деятельности обучающихся невозможно выстроить без самоорганизации педагога. Задавая себе вопросы: «Что я буду делать?», «Как сделать это лучше?», педагоги ЦДТ выстраивают свою педагогическую деятельность.

Каждый педагог работает над темой самообразования, осваивает новые педагогические технологии.

Развивается ребенок - совершенствуется педагог. Среди форм обретения педагогического мастерства - курсы повышения квалификации, МО, педагогические советы, педагогические чтения, семинары, конференции. Молодые специалисты принимают участие в работе школы молодого педагога.

В ЦДТ созданы условия для того, чтобы педагог смог реализовать свой творческий педагогический потенциал. Наряду с традиционной формой педагогической деятельности в качестве руководителя коллектива некоторые педагоги ведут не одну, а несколько образовательных программ. Кроме того, методистом по массовой работе создана программа культурно-досуговой деятельности ЦДТ в целом.

 Саморегуляция - педагог.

При составлении образовательной программы педагог планирует предполагаемый результат своей деятельности, определяет результативность каждого ребенка и коллектива в целом, продумывает и организует самые разные формы творческих отчетов-показов своих достижений.

Рефлексию и анализ своего педагогического труда педагог проводит на итоговом собеседовании в конце учебного года, МО, педагогического совете.

Достижения коллективов освещаются в итоговом отчете, педагогический опыт обобщается и пропагандируется в научно-педагогических публикациях.

Нашей перспективой является поиск и использование новых эффективных форм анализа педагогической деятельности и корректировки методов управления образовательной системой ЦДТ.

РОДИТЕЛИ И «ЦЕНТР ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА».

В ЦДТ родители являются полноправными участниками образовательного процесса, сегодня родители оказывают помощь ребенку в самоопределении и самореализации, что особенно важно для детей младшего возраста. Неоценима и моральная поддержка родителями и педагога.

Нас очень радует то, что многие родители активно участвуют в деятельности ДО и всего ЦДТ в целом - совместное участие с детьми в различных культурно-досуговых, праздничных программах.

В перспективе планируется работа психолого-педагогической службы ЦДТ. Это консультации, лектории для родителей.


ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО.

Выстраивать содержание деятельности нам помогают внешние связи и контакты, которые в целом составляют образовательное пространство.

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ МОНИТОРИНГ

В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ РЕАЛИЗАЦИЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ МОУ ДОД «ЦЕНТР ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА»

Психолого-педагогический мониторинг рассматривается как форма организации сбора, хранения, обработки и распространения полученной информации о деятельности образовательной системы, обеспечивающая непрерывное слежение за ее состоянием и прогнозированием дальнейшего развития.

Мониторинговая карта ЦДТ отражает работу по 5 направлениям:

- обучающиеся;

- социум;    

- родители;

- педагоги;

- методическое обеспечение образовательным процессом.

Обучающиеся как объект мониторинга.

Мы рассматриваем следующие показатели:

Количественные - анализ 3 раза в течение учебного года. Контрольными точками являются 15 сентября, 1 января, 25 мая. Анализируемся количество обучающихся, возрастной состав, сохранность контингента, т.е. анализ по годам обучения и данного учебного года, количество мальчиков и девочек, распределения по школам, количество учебных групп.

Результаты учебно-воспитательной деятельности отслеживаются путем проведения нулевого, промежуточного и итогового этапов аттестации обучающихся.

Нулевой этап проводится в течение 2-х недель, в конце сентября (когда закончился набор обучающихся в учебные группы и ДО).

Цель - определение уровня подготовки учащихся в начале цикла обучения, т.е. начальное диагностирование.

В ходе проведения нулевого этапа аттестации педагог осуществляет:

  1. прогнозирование возможности (совместно с детьми) успешного обучения на данном  этапе;
  2. выбор программы обучения;
  3. оценку дидактической и методической подготовленности.

Формы проведения нулевого этапа аттестации - это тестирование, анкетирование, срез, смотр кабинетов.

Организация проведения осуществляется администрацией, педагогами, психологом.

Промежуточная аттестация проводится (ноябрь-декабрь).

Цель - подведение промежуточных итогов обучения, оценка успешности продвижения обучающихся. -

Задачи:

- оценка успешности выбора технологии и методики; корректировка учебного процесса; организация выставок, творческих отчетов.

Формы проведения, показатели, критерии оценки разрабатывают - администрация, методисты, педагоги.

Анализ осуществляется методической службой, выв оды обсуждаются на МО, пед. советах.

Итоговая аттестация проводится в мае.

Цель - подведение итогов завершающего года обучения.

Задачи:

- анализ результатов обучения;

- оценка успешности усвоения обучающимися образовательных учебных программ;

- анализ действий педагога.

Формами проведения итоговой аттестации являются: контрольные занятия; отчетные концерты; самостоятельные практикумы; защита творческих проектов; тестирование; конкурсные и игровые программы; занятия-концерты; творческие конкурсы; спектакли; фестивали; выставки; итоговые интеллектуальные игры.

Результаты итоговой аттестации, анализ с выводами и предложениями обсуждаются на итоговом педагогическом совете.

Результаты исследования развития обучающихся. Происходит отслеживание следующих показателей:

- уровень развития познавательных способностей;

- эмоциональных качеств личности;

- креативность;

Объект мониторинга — профессиональное мастерство педагогов.

Цель - повышение профессионального мастерства педагогов, мотивация педагогов к саморазвитию и творчеству.

Мониторинг проводится по следующим показателям:

  1. освоение программы;
  2. сохранность контингента обучающихся;
  3. промежуточная и итоговая аттестация обучающихся;
  4. проведение открытых занятий и досуговых мероприятий;
  5. нестандартные формы занятий;
  6. участие в семинарах, пед. советах, МО, пед. чтениях, пед. конференциях;
  7. шк. молодого педагога;
  8. повышение квалификации;
  9. участие в опытно - экспериментальной работе;
  10. взаимоггосещение занятий;
  11. участие в отчетных выставках, фестивалях, конкурсах;
  12. работа с родителями;
  13. взаимодействие со средой;
  14. система повышения квалификации и переподготовки кадров.

Вся полученная информация по данным показателям обрабатывается администрацией, методистами ЦДТ и обсуждается на МО, пед. советах, производственных совещаниях, в индивидуальных беседах с педагогами.

Мониторинг профессионального мастерства ставит педагога в ситуацию, когда постоянное повышение профессионального мастерства становится необходимым.

Такой переход от анализа результатов к анализу действий позволяет обеспечить креативно - поисковый режим деятельности ЦДТ: свободу творчества, профессиональный рост педагогов, их личные успехи, совместную продуктивную деятельность.

Родители как объект педагогического мониторинга.

Работа с семьей ведется по следующим направлениям:

консультативное (консультации для педагогов и родителей, детей по вопросам взаимоотношений, деятельности ЦДТ);

организация семейного досуга;

подготовка детей к социальной зрелости.

Анализ проводится по двум показателям:

исследование «Моя семья» (диагностика взаимоотношений, уровня коммуникативных умений, тревожности, притязаний и пр.)

исследования потребности семьи.

Методическое обеспечение образовательного процесса.

Включает в себя следующие показатели:

методическое обеспечение образовательных учебных программ;

программное обеспечение образовательного процесса.

Объект мониторинга социум.

Включает в себя социокультурные связи ЦДТ. Здесь диагностике и анализу подвергаются связи ДО, педагогов, методистов за пределами ЦДТ.

Социальная адаптированность системы образования в ЦДТ.

Уровень управления дифференциальный, разноуровневое обучение;

• обеспечение сопряженности в звеньях непрерывного образования соответствие образовательной системы в ЦДТ образовательными потребностям обучающихся, их способностям и возможностям, запросом социума;

•   оценка факторов психологического микроклимата ЦДТ.

Материально-техническое обеспечение

образовательного процесса.

Наличие специализированных кабинетов;

обеспечение наглядными пособиями, приборами, дидактическими средствами обучения, ТСО;

Критерии эффективности дополнительного образования

Показатели

дополнительного образования (нач. шк.)

Показатели дополнительного образования (подрост, возраст)

Показатели дополнительного образования (стар. кл.)

ТВОРЧЕСКОЕ

ОТНОШЕНИЕ

Желание научиться чему-либо;

интерес к разносторонней деятельности;

любовь к педагогу;

проявление инициативы в действиях.

Познавательный интерес; направленность, содержание, устойчивость, умение учиться; реализация инициативы в творческих    проектах.

Познавательная активность, творчество.

ОБУЧАЕМОСТЬ





Усвоение знаний в определенном темпе:

-высокий;

-средний;

-замедленный.

Способность к усвоению теоретических, фактических данных. Применение теории на практике.

Познавательная самостоятельность, способность к самообразованию.

РАЗВИТИЕ СПОСОБНОСТЕЙ

Вербальные способности, восприимчивость информации, развитие речи, координации, моторики.

Опережающий темп развития, мышления в сфере способностей, осознанный выбор профиля (направления обучения.)

Сознательный       профессиональный выбор, самовоспитание,    развитие     способностей.



Комитет по образованию администрации  муниципального  Большереченского района

Образовательные учреждения: общеобразовательные учреждения, дошкольные  образовательные учреждения,  учреждения начального профессионального образования, ИРООО, ЦТРиГО, ОблСЮТ, ОблСЮН, ОДЮЦТиК

Учреждения культуры и спорта: Культурно-досуговый центр, зоопарк, картинная галерея, библиотека, БИЭМ, ИКК «Старина Сибирская», ДЮКФП

Общественные организации: Центр занятости населения, Совет инвалидов, Совет Ветеранов, ЦСПСиД, ЦСРН (с приютом), ЦСРНсОВ

Ведомственные учреждения: РОВД, ГИБДД, ЦРБ

ЦДТ

ребенок

родители

педагоги

ЦДТ

Туристско-краеведческое

Художественное творчество

Эколого-биологическое

Научно-техническое

Социально-педагогическое


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Примерная основная образовательная программа - основа образовательной программы образовательного учреждения.

Презентация "Примерная основная образовательная программа - основа образовательной программы образовательного учреждения"....

Реализация требований к основной образовательной программе по математике: формирование УУД, инновационная система оценки, результаты освоения основных образовательных программ, структура основных образовательных программ.

В основе построения рабочей программы по математике лежит идея гуманизации математического образования, соответствующая современным представлениям о целях школьного образования и уделяющая особое вним...

Дополнительная образовательная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности по лыжным гонкам, 216 часов. Программа прошла процедуру сертификации и внесена в единый Реестр образовательных программ.

Общеразвивающая программа по лыжным гонкам (далее - Программа) соответствует «базовому уровню сложности», по содержанию является физкультурно - спортивно, по функциональному предназначению...