Из опыта организации профильного обучения в школе
статья по теме

В статье изложен опыт работы по организации профильного обучения в МБОУ СОШ №6 г.Пятигорска, предложены варианты учебных планов, дана подробная характеристика различных направлений предпрофильной подгогтовки и профильного обучения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon iz_opyta_organizacii_profilnogo_obucheniya.doc326.5 КБ

Предварительный просмотр:

Из опыта организации профильного обучения в МБОУ СОШ №6 г.Пятигорска

        

Сегодня школа имеет статус муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы с углубленным изучением отдельных предметов. Социальный заказ последних лет показывает, что приоритетными, наиболее востребованными являются такие области знаний, как филология, математика, естествознание и обществознание. Усилия педагогического коллектива МБОУ СОШ № 6 направлены на организацию гуманно-личностного образовательного процесса, то есть на создание условий для развития ребенка как творческой личности, что нашло отражение в организации урочной деятельности и в вариативности учебных курсов и возможности их выбора. 

Школа находится в самом  центре города, пользуется авторитетом среди учащихся и их родителей, о чем свидетельствуют показатели комплектования контингента: доля учащихся нашей школы, проживающих вне школьного микрорайона, составляет 53,3%.

 Солидный, более чем столетний, период существования школы обязывает  свято хранить  и преумножать традиции обучения. Неслучайно около 25% ее выпускников приводят своих детей в те же классы, в которых когда-то осваивали азы науки сами.

В школе преподают учителя с высоким уровнем педагогического мастерства: 1 кандидат педагогических наук, 60% учителей с высшей и 29 %  с первой квалификационной категорией, 96 % учителей имеют высшее образование.  41,5% составляют педагоги пенсионного возраста, которые являются нашей гордостью и «золотым фондом» учительства, 37 педагогов награждены знаками «Почетный работник общего образования Российской Федерации» и «Отличник народного просвещения Российской Федерации». Средний возраст педагогов 42 года. Учителя школы – активные участники городских конференций, семинаров, фестивалей, конкурсов, зачастую проводимых на базе нашей школы

Школа - обладатель   «Серебряного», «Золотого» и «Платинового знаков качества Ставрополья»,  в 2007 году в рамках национального проекта «Образование» школа стала победителем  в конкурсе   общеобразовательных учреждений, внедряющих инновационные образовательные программы и получила грант в размере 1 миллиона рублей на  материально-технические и программное оснащение школы.

Цель Программы  развития школы - создание условий   для повышения    качества образования для формирования компетентной, социально значимой личности.

Задачи Программы: совершенствование  содержания и технологий образования в школе; распространение передового педагогического  опыта; создание  условий  для  сохранения  и  укрепления здоровья детей и подростков, активного  включения их в  социально-экономическую,  культурную  жизнь общества; развитие материально-технической базы.

В настоящее время школа находится на  этапе, который состоит в обновлении содержательно-технологического компонента образовательной среды, приоритетными направлениями работы которого являются:

  1. освоение нового содержания обучения и воспитания;
  2. оптимизация педагогических технологий на основе индивидуальных учебных траекторий;
  3. психологизация обучения и воспитания;
  4. здоровьесберегающая направленность образовательного процесса;
  5. демократизация отношений в педагогическом и ученическом коллективах и их соуправленческой деятельности;
  6. развитие творческого потенциала педагога через создание благоприятного творческого климата в педагогическом коллективе, постоянное повышение профессионального уровня учителя.

Направленность образовательных программ

Школа реализует образовательные программы базового, профильного и углубленного уровней в соответствии с Государственными образовательными стандартами.

Усилия педагогического коллектива МБОУ СОШ № 6 направлены на организацию гуманно-личностного образовательного процесса, то есть на создание условий для развития ребенка как творческой личности, что нашло отражение в организации урочной деятельности и в вариативности учебных курсов и возможности их выбора. 

Программа основного образования сопровождается программой дополнительного образования. Так, например, учащиеся математического класса обучаются в Федеральной заочной физико-технической школе при Московском государственном физико-техническом институте (государственный университет). Учащиеся 9-11-х классов осваивают программу в Центре творческого развития и гуманитарного образования для одаренных детей «Поиск» по предметам: русский язык, математика.  В системе дополнительных образовательных услуг   работает структурное подразделение – центр дополнительного гуманитарного образования «Лингва». Особое место в нем занимает «Школа юного лингвиста для одаренных детей». Заслуживает внимания опыт работы «Школы юного математика» для одаренных детей 5-10 классов, организованной в сотрудничестве с Центром дополнительного образования им. Бернулли г. Краснодара. Одна из главных  задач «Школы» – развитие учащихся и подготовка их к олимпиадам различного уровня.

Профессиональная стратификация выпускников школы показывает, что на протяжении  последних лет достаточно высок и продолжает расти процент выпускников, поступающих в ВУЗы своего региона. Это позволят надеяться, что наши выпускники после окончания ВУЗов останутся трудиться на благо родного края, региона, города. Значительным является и процент выпускников школы, поступивших в столичные ВУЗы, что свидетельствует о прочных, стабильных знаниях по всем предметам. Именно это позволяет большинству наших выпускников, поступивших в столичные ВУЗы, успевать на «4» и «5». Процент поступления в учреждения НПО и СПО снизился за счет стойкого стремления юношей и девушек к получению высшего образования, а также достаточно качественного профильного и углубленного обучения в школе третьей ступени.

Результаты внешней оценки (мониторинговые исследования Управления образования администрации г.Пятигорска) показывают высокий показатель качества знаний учащихся.

Для нашей школы введение профильного обучения подготовлено значительной многолетней работой. Приведу фрагмент своего выступления на семинаре заместителей директоров по учебно-воспитательной работе школ г.Пятигорска еще в 2008г.

Тема моей научно – методической работы «Профильное обучение - основа формирования социально-значимой личности современного общества».

Как показывают исследования, для современного образования в нашей стране характерны следующие противоречия:

  1. Между потребностью в образовании самой личности и общественными ожиданиями, связанными с содержанием, уровнем и направленностью образования,
  2. Между потребностями отдельной личности и условиями массовой школы,
  3. Между реальным процессом развития личности и нивелирующий его системой образования,
  4. Между возросшим интересом молодежи к проблеме профессионального самоопределения и невладением способами изучения своих индивидуальных возможностей.

В большой степени разрешению этих противоречий способствует осуществление профильного обучения как одного из путей формирования личности в условиях системы образования.

        В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.12.2001 г. № 1756-р об одобрении Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года перед образованием ставится задача создания «системы специализированной подготовки (профильного обучения) в  старших классах общеобразовательной школы, ориентированной на индивидуализацию обучения и самореализацию учащихся»…

Профильное обучения и предшествующая ему предпрофильная подготовка – это 2 главные части одной системы – подготовки школьников к осознанному выбору своего профессионального пути. Они становятся главными, поскольку определяют конкретику выбора. Остановившись на том или ином варианте обучения, старшеклассник направляет основные образовательные усилия на освоение тех дисциплин, которые определяются как профильные.

Принятая в концепции гибкая система профильного обучения предусматривает возможность разнообразных вариантов комбинаций учебных курсов, осваиваемых учащимися. Эта система включает в себя курсы трех типов:

  1. базовые общеобразовательные;
  2. профильные общеобразовательные;
  3. элективные.        

Содержание каждого из базовых и профильных курсов должно определяться стандартом, а их недельный объем – федеральным базисным учебным планом.

Элективные курсы – обязательные курсы по выбору учащегося, входящие в состав профиля обучения на старшей ступени или  в набор предпрофильных дисциплин для учащихся 9-х классов (а возможно, и для учащихся 1-8 классов в зависимости от организации предпрофильного обучения в конкретной школе).

Выбирая различные сочетания базовых и профильных курсов в пределах нормативов учебного времени, установленных СанПиНами и БУПом, каждая школа, каждый класс, а в принципе, и каждый ученик вправе формировать собственный учебный план. В таком учебном плане – образовательной траектории – вполне могут, теоретически говоря, соседствовать базовая математика, профильная история, профильная физика и элективные курсы по математике и т.д.

На момент организации профильного обучения в школе, согласно приказу № 331 от 12.05.2004 г., МОСК рекомендовало следующие профили:

Профиль

Профильные предметы

Элективные курсы

Физико-математический

Математика

информатика и ИКТ

физика

3

Физико-химический

Математика

физика

химия

5

Химико-биологический

Математика

химия

биология

5

Социально-экономический

Математика

обществознание

экономика

право

география

4

Биолого-географический

Математика

география

биология

5

Социально-гуманитарный

русский язык

литература

история

обществознание

право

2,5

Филологический

русский язык

литература

иностранный язык

второй иностранный язык

2

Информационно-технологический

Математика

информатика и ИКТ

4

Художественно-эстетический

МХК

профильные предметы искусства

4

Оборонно-спортивный

физическая культура

ОБЖ

4

        В нашей школе  с 2005 года ведется обучение учащихся  по филологическому, химико-биологическому, социально-экономическому, социально-гуманитарному, информационно-технологическому профилям, а также по программе класса с углубленным изучением математики. Все данные профили формировались по заявлениям учащихся.

        Возникает вопрос: как сделать так, чтобы выбор профиля обучения был осознанным и не принес учащимся разочарования в будущем.

        Решить проблему выбора профиля обучения помогает система предпрофильного обучения.

Базисный учебный план Ставропольского края предусматривает организацию непосредственной предпрофильной подготовки в 9 классе. На соответствующие элективные учебные предметы, учебные практики, проекты,  исследовательскую деятельность отводилось  3 часа в неделю, т.е. 102 часа в год. Каким же образом распределить эти часы и как организовать изучение предлагаемых курсов?

Ставропольский краевой институт повышения квалификации работников образования в книге «Рекомендации по организации предпрофильной подготовки в общеобразовательных учреждениях Ставропольского края» рекомендовал следующий примерный учебный план предпрофильной подготовки для учащихся 9-х классов:

Образовательная область

Количество часов

Филология

13

Математика

13

Естествознание

13

Обществознание

13

Технология (информационные технологии)

13

Физкультура

4

Искусство

3

Информационная профориентационная работа и профконсультирование


30

Итого

102

Здесь же прилагался перечень элективных курсов с программами и тематическим планированием:

Филология

  1. Имена собственные как памятники истории, культуры и языков народов Северного Кавказа,
  2. Дух эпохи (из поэзии серебряного века),
  3. Деловой английский,

Математика

  1. О многочленах,
  2. Геометрия в пространстве,
  3. Неравенства и их применение,
  4. Математика в экономике и банковском деле,

Информационные технологии:

  1. Компьютерная  графика,
  2. Использование банков данных,
  3. Автоматика и цифровая электроника,

Естествознание:

  1. Исследовательские задачи на стыке наук (биологии, физики, химии),
  2. История химии,
  3. Механика.

Обществознание:

  1. Обряды и обычаи Кавказских народов,
  2. Российская государственная символика: история и современность,
  3. Сам себе адвокат,
  4. Экономика и предпринимательство,
  5. Картина мира в традиционном сознании,
  6. Политические отношения в современной России,

Искусство:

  1. Просечная резьба,
  2. Жития русских святых – родники духовной культуры,

Курсы профессиональной ориентации:

  1. Профессия – жизнь,
  2. Я выбираю профессию,
  3. Психология успеха,
  4. От идеи – к проекту.

Как видите, данный перечень предлагает курсы по всем образовательным областям, причем не менее 3-х  по каждой области (кроме искусства). Возможно, какие-то школы уже работают именно по этим планам. Формы организации занятий могут быть  различными.

        Данный учебный план рассчитан на каждого ученика. Если «предпрофильная подготовка» - это тот предмет, который предполагает деление классов на подгруппы (на 2), и в параллели, например, 3 класса, то в тарификационном списке получим 3 х 3 х 2 = 18 часов в неделю, т.е. 612 часов в год. Тогда каждую образовательную область можно представить одним из 2 элективных курсов на выбор учащегося. Часы распределятся следующим образом:

Учитель

Образовательная

Область

Кол-во групп

Кол-во часов в группе

Кол-во часов всего

Кол-во часов в тарификац.

Филология

6

13

78

2.3

Математика

6

13

78

2.3

Информационные технологии

6

13

78

2.3

Естествознание

6

13

78

2.3

Обществознание

6

13

78

2.3

Искусство

6

3

18

0,5

Курсы предпрофильной ориентации

6

30

180

5,3

Физическая культура

6

4

24

0,7

Итого:

612

18

        В расписании на эти курсы можно выделить 3 фиксированные часа в неделю во всех 3 классах одновременно, чтобы на этих уроках учащиеся расходились на занятия в соответствии со сформированными группами. При такой организации одновременно должны работать 6 учителей, что в принципе, возможно.

Предложенная система предпрофильной подготовки, возможно, оправдана в школе общего типа. В гимназиях, лицеях, в школах с углубленным изучением отдельных предметов формирование специализированных классов происходит к восьмому классу. С другой стороны, элективный курс по тому или иному предмету, рассчитанный на 10-20 часов, вряд ли может иметь определяющее значение при выборе профиля обучения. На этом этапе больше внимания следует уделить психологическим аспектам самопознания и самоопределения, что мы и делали в 9-м общеобразовательном классе. Курс «Твоя будущая профессия» ведет психолог школы, учитель высшей категории Василенко И.П. Развитию интереса к той или иной образовательной области, предметной мотивации должна способствовать вся система обучения на всех ступенях.

        Даже начальная школа не может стоять в стороне от этого процесса. Задача учителя на этом этапе – способствовать формированию временной жизненной перспективы, заронить мечту о профессии, помочь детям осознать, что успех их профессиональной самореализации зависит, прежде всего, от  того, как они уже сейчас, в начальной школе, помогают себе, взрослому, осуществить свою мечту.

        В нашей школе  уже давно сложилась определенная система предпрофильной подготовки. Впервые классы с углубленным изучением математики были сформированы в 1988 году, затем были открыты химико-биологические, гуманитарные и, позднее, социально-экономические классы. Уже привели своих детей в школу выпускники, которые с 1 класса знали, что к 8 классу им необходимо будет сделать выбор, в каком классе учиться дальше: в гуманитарном, математическом и т.д. Это сложный выбор, довольно болезнен период адаптации учащихся  к новым условиям обучения. В этом плане 8-е классы – объект постоянного внимания администрации школы.

Насколько оправдана ранняя профилизация – вопрос, на который нет однозначного ответа. Поэтому наряду со специализированными 8-ми и 9-ми классами в каждой из этих параллелей есть классы общеобразовательные, в которых учащимся предлагаются некоторые элективные курсы, а также углубленная психолого-педагогическая поддержка. Консультации психолога во внеурочное время по вопросам возможных профессиональных интересов и склонностей обязательны и для учащихся 7-х классов.        

У Ч Е Б  Н Ы Й      П Л А Н   8-9-Х  К Л А С С О В

МОУ СОШ с углубленным изучением отдельных предметов №6

 г. Пятигорска

 на 2007-2008 учебный год

Образователь-

ные области

Учебные предметы

К о л и ч е с т в о    ч а с о в   в   н е д е л ю

8

м\х-б

8

ф

9

с-э

9

м\с-э

9

о

9

и-т\х

9

ф

Филология

Русский язык

3

3

2

2

2

2

2

Литература

2

3

3

3

3

3

3

Иностранный язык

3

4

3

3

3

3

4

Второй ин.язык

-

-

-

-

-

-

-

Математика

Математика

8\6

5

6

8\6

5

7\6

5

Информатика

Информатика и ИКТ

2\1

1

2

3\2

2

4\1

2

Обществознание

История

2

2

2

2

2

2

2

Обществознание (включая  экономику и  право)

1

1

1

1

1

1

1

Обществознание

-

-

-

-

-

-

-

География

2

2

2

2

2

2

2

Окружающий мир (человек, природа, общество)

-

-

-

-

-

-

-

Экономика

-

-

-

-

-

-

-

Право

-

-

-

-

-

-

-

Естествознание

Природоведение

-

-

-

-

-

-

-

Биология

2\3

2

2

2

2

2\3

2

Физика

2\3

2

2

3\2

2

2\3

2

Химия

3\4

3

2

2

2

2\4

2

Искусство

Музыка

-

-

-

-

-

-

-

Изобразительное искусство

-

-

-

-

-

-

-

Изобразительное искусство и художественный труд

-

-

-

-

-

-

-

М Х К

-

-

-

-

-

-

-

Технология

Технология (труд)

-

-

-

-

1

-

-

Информационные технологии

-\1

-

1

-\1

-

-\1

-

Черчение

1\-

-

-

1\-

-

1\-

-

Музееведение\Журналистика

-

2

-

-

-

-

2

Физическая культура

О Б Ж

1

1

1

1

1

1

1

Физическая  культура

3

3

3

2\3

3

3

3

ИТОГО:

35

34

32

35\

32

31

35

33

Предпрофильная подготовка

-

-

-

-

2

-

-

Элективные курсы

-

1

1

-\1

-

-

1

Факультативные курсы, индивидуальные и групповые занятия

-

-

2

-\2

2

-

1

Предельно допустимая

аудиторная учебная нагрузка:

35

35

35

35

35

35

35

Обозначения классов предпрофильной подготовки: «ф»-филологический, «с\э»-социально-экономический, «х»-химико-биологический, «и\т»-информационно-технологический, «м»-углубленное изучение математики.

Как мы видим, и это важно отметить: учебный план для 8-ых, 9-х классов составлен таким образом, что переход с одного профиля на другой вполне возможен (хотя и нежелателен). Мы обращаем на это внимание как самих учащихся, так и их родителей. Некоторые учащиеся пользуются такой возможностью.

        Работа по организации предпрофильной подготовки в основной школе включает в себя также изучение социального заказа и оценку возможности кадрового и методического обеспечения для его реализации. Анкетирование и индивидуальное общение с учащимися и их родителями, опрос преподавателей, работающих в классе, проведение тематических классных  и родительских собраний,  презентации различных профилей позволяют учащимся выбрать   элективные и факультативные курсы, проводимые  в рамках  предпрофильной подготовки и профильного обучения: «Словесность», «Секреты стилистики», «Новинки современной литературы», «Драматургия и театр», «Практикум по  решению задач повышенной сложности»  по математике, физике и химии, «Основы экономических знаний», «Практикум по созданию мультимедийных проектов», «Деловой этикет», «Иностранный язык и регионоведение», «Антропогенетический практикум», «Изучение регионального компонента как части валеологического образования», «Азбука выживания» и другие. И в зависимости от того, что ребенку по душе, в 8-м классе он выберет тот профиль, который, возможно, станет определяющим в выборе профессии. Процесс выбора профиля обучения сопровождается психолого-педагогической поддержкой. Традиционной формой работы по предпрофильной ориентации стали ежегодные презентации профилей для учащихся 7-х классов и для их родителей.

Более подробно систему предпрофильной подготовки учащихся характеризует следующая таблица:

Сложно сказать, какой элемент этой системы  является более важным, какой менее. Все они взаимосвязаны между собой и только их совместное воздействие на учащихся дает наиболее высокий эффект. В результате при формировании 8-х классов с углубленным  изучением отдельных предметов и особенно 10-х профильных классов количество учащихся, которые не знают, чем бы им хотелось заниматься в будущем, невелико. Очевидно, это и есть главный показатель эффективности всей предпрофильной подготовки учащихся нашей школы.

Этой теме был посвящен семинар-практикум для заместителей директоров по УВР «Введение предпрофильной подготовки», прошедший 2006-2007 учебном году, получивший высокую оценку заместителями руководителей школ города и методической службы Управления образования. Семинар проходил по следующей программе:

Семинар-практикум

для заместителей директоров по УВР школ города Пятигорска  по теме

«ВВЕДЕНИЕ ПРЕДПРОФИЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ»

Место проведения -  МОУ СОШ № 6, актовый зал

Начало -9.00

I.         9.00 – 9.10        Открытие семинара

Начальник Управления образования администрации

г. Пятигорска, кандидат педагогических наук Врацкая В.П.

        9.10 -9.20        Визитная карточка школы.

II.        9.20-9.40         Сообщение по теме семинара.

Заместитель директора по УВР, «Отличник народного просвещения», Гребенщикова В.А.

III.         9.40                   Практическая часть семинара:

        1. Математический профиль.

Руководитель ШМО учителей математики, «Отличник народного образования», Естина Л.Н.

Слушатели студии «Сигма+» Комиссаров Олег, Емашова Мария, Чалавиев Апани, Напалкина Екатерина, Паршина Наталья.

        2. Социально-экономический и социально-гуманитарный профиль.

Руководитель ШМО учителей истории и обществознания Сыроватская В.А., психолог Василенко И.П.,

                                ученица 11 кл. Хачатурова Седа.

        3. Химико – биологический профиль.

                                Заместитель директора по УВР Кузнецова М.И.,

руководитель ШМО учителей химии и биологии Маслобоева М.Л.

        4. Художественно-эстетический профиль.

Заместитель директора по УВР Кузнецова М.И., учителя художественного труда Алиференко З.Г. и Ткач Е.Д., учитель начальных классов Гусарова Е.В.,

Учащиеся 2-7 и 4 Г классов.

        5. Информационно-технологический профиль.

Учитель информатики и ИКТ, «Отличник народного просвещения»,  Жулева Л.Я.

        6. Филологический профиль.

Заместитель директора по УВР, «Отличник народного просвещения», Баркалова И.Б.,

психолог Василенко И.П., руководитель ШМО учителей иностранных языков, «Отличник народного просвещения», Шкуратова Л.Н., учитель французского языка Ягубян Н.С.,

ученики Яврян Вардан, Алмаева Марина, Олейников Александр, Сулейманова Диана, Козлова Екатерина.

7. Школьное научное общество как связующее звено учебно-исследовательской деятельности учащихся разных профилей.

Руководитель школьного научного общества Черемская Е.М.

IV. Заключительное слово.

Директор МОУ СОШ с углубленным изучением отдельных предметов № 6, кандидат педагогических наук, Вахова М.Г.

Подведение итогов семинара.

В ходе семинара, как видно из программы, слушатели познакомились с тем, как система  предпрофильной подготовки реализуется применительно к различным образовательным областям, увидели фрагменты факультативных занятий, элективных курсов, заседания школьного научного общества, презентации различных курсов и многое другое. В показах принимали участие учителя, а также учащиеся разных классов.

         Основной задачей старшей школы является создание таких психолого-педагогических условий, при которых взрослеющий человек имеет достаточные основания (интеллектуальные, психологические, нравственные) для осознанного выбора жизненного пути. На этом этапе происходит завершение школьного этапа социализации учащихся.

Таким образом, основным направлением развития школы является реализация такой практики, при которой происходит освоение каждым учеником комплекса знаний, умений, навыков, позволяющих ему решать жизненно значимые задачи как в процессе обучения в школе, так и за ее пределами.

В 10-11 классах осуществляется развитие и завершение среднего (полного) образования на основе профилизации и углубленного  изучения математики.

             Вписываясь в единое образовательное пространство, школьный учебный план, не выходя из рамок максимальной учебной нагрузки, делает возможным решить уставные образовательные задачи: дать полноценное образование на основе исторически сложившихся культурных ценностей и природных наклонностей учащихся, предоставив им возможность получить углубленные знания одного из  направлений образования: филологического,  математического, химико-биологического, социально-экономического или  информационно-технологического.

Преподавание предметов учебного плана как на базовом, так и на профильном уровне полностью обеспечено программами, учебной и методической литературой. Таким образом выполняется социальный заказ по выбору профиля обучения.

В качестве примера рассмотрим учебный план школы

Образователь-

ные области

Учебные предметы

К о л и ч е с т в о    ч а с о в

  в   н е д е л ю

10

с-э\и-т

10

м\х-б

10

ф

11

м\х-б

11

Ф

Филология

Русский язык

1

1

3

1

3

Литература

3

3

5

3

5

Иностранный язык

3

3

6

3

6

Второй ин.язык

-

-

2

-

2

Математика

Математика

6

8\6

4

8\6

4

Информатика

Информатика и ИКТ

1\4

4\-

-

4\-

-

Обществозна-

ние

История

3\2

2

3

2

3

Обществознание (включая  экономику и  право)

-\2

2

2

2

2

Обществознание

2\-

-

-

-

-

География

3\1

1

-

1

-

Окружающий мир (человек, природа, общество)

-

-

-

-

-

Экономика

3\1

-\1

-

-\1

-

Право

1\-

-

-

-

-

Естествозна-

ние

Природоведение

-

-

-

-

-

Биология

1

1\3

1

1\3

1

Физика

2

4\3

1

4\3

1

Химия

1\2

2\4

1

2\4

1

Искусство

Музыка

-

-

-

-

-

Изобразительное искусство

-

-

-

-

-

Изобразительное искусство и художественный труд

-

-

-

-

-

М Х К

-

-

1

-

1

Технология

Технология (труд)

-

-

-

-

-

Информационные технологии

1\2

-\2

1

-\2

1

Черчение

-

1\-

-

1\-

-

Музееведение\Журналистика

-

-

2

-

2

Физическая культура

О Б Ж

1

1

1

1

1

Физическая  культура

3

3

3

3

3

ИТОГО:

35\34

36\35

36

36\35

36

Элективные, факультативные курсы, индивидуальные и групповые занятия

1\2

-\1

-

-\1

-

Предельно допустимая

аудиторная учебная нагрузка:

36

36

36

36

36

на 2007-2008 учебный год

Как видно из плана, в трех 10-х классах ведется обучение по пяти профилям,  а в двух 11-х – по трем. Для организации работы по такому плану при составлении расписания уроков класс, в котором осуществляется обучение по двум профилям, делится на подгруппы при изучении дисциплин, количество часов в неделю по которым различно для данных профилей. Аналогично составляется расписание уроков и для 8-9-х предпрофильных классов.

Остановлюсь более подробно о реализации программ каждого профиля.

Филологический профиль.

С 1991 года в школе формируются классы гуманитарного направления. Учебный план для них скорректирован в соответствии с потребностями учащихся, поступающих в средние и высшие учебные заведения гуманитарного направления: введены учебные часы для проведения элективных курсов, способствующих расширению и систематизации знаний по литературе и русскому языку.

Среди них:

  1. Древнерусская литература
  2. История русского литературного языка
  3. Теория литературы
  4. Стилистика русского языка
  5. Новинки современной литературы
  6. Античная литература
  7. Драматургия и театр
  8. Деловой этикет

Программы элективных курсов, созданные учителями высшей категории МОУ СОШ №6 Черемской Е.М., Баркаловой И.Б., Ивановой А.Ф., отрецензированы на кафедре современного русского языка, кафедре педагогики ПГЛУ и признаны интересными и нужными для учащихся, которые собираются в будущем поступать в гуманитарные ВУЗы.

Методическое объединение учителей русского языка  продолжает работу в данном направлении: составляются новые программы, сборники изложений и диктантов, пополняется дидактический  материал.                

Следует  отметить активное участие в школьном воспитательно-образовательном процессе учащихся филологического профиля. Они участвуют в создании газеты «Школьный курьер», предметных олимпиадах, научно-практических конференциях.

В учебный план классов филологического профиля в образовательную область «Технология» с целью приобретения учащимися основ профессиональных навыков введены журналистика и музееведение. Они ориентируют учащихся на конкретное применение филологических знаний.

Преподаватель журналистики - член Союза писателей России, журналист редактор газеты «Учитель» Мосиенко Александр Алексеевич.

Учащиеся знакомятся с основами профессиональной деятельности журналиста на практике. Под руководством Мосиенко А.А. издается газета «Школьный курьер». Учащиеся классов гуманитарного направления пишут статьи, очерки. Подбирают и компонуют материал, стремясь сделать каждый выпуск газеты содержательным, ярким, интересным. Многие из ребят печатаются не только в школьной газете, но и в «Кавказской здравнице», «Пятигорской правде» и в других изданиях.  

Преподаватель музееведения - заместитель директора музея- заповедника М.Ю. Лермонтова Чиглинцева Людмила Семеновна.

        На уроках учащиеся знакомятся с истоками и структурой музейного дела, приобретают и совершенствуют навыки экскурсовода, составляя самостоятельно теоретическую и методическую основу различных экскурсий. Учащиеся гуманитарных классов с успехом проводят экскурсии в доме - музее М.Ю. Лермонтова. Неоднократно являлись призерами городских  конкурсов юных экскурсоводов. Выпускница нашей школы Сергеева Диана в настоящее время является штатным сотрудником дома- музея  М.Ю. Лермонтова.

Ярким примером сотрудничества школы с учреждениями культуры нашего города явилась проведенная  к 200-летию Кавказских Минеральных Вод конференция «Писатели и поэты КМВ». Материалы для своих сообщений ребята подготовили тщательно. В этом им   оказывали помощь сотрудники музея-заповедника им. М.Ю.Лермонтова, работники библиотеки им. А.М.Горького и учителя школы.  Учащиеся в интересной  и увлекательной форме изложили материалы о тех писателях, которые стояли у истоков литературы на КМВ, рассказали,  как развивается литература на современном этапе. Зал, где проходила конференция, был украшен иллюстрациями к произведениям, выполненными учащимися. Выступили и работники музея, библиотеки.  Они поблагодарили участников за интересную работу, которая учит любить свой город, знать его историю, культуру, литературные традиции.

С 1992 года в школе действует драматический кружок.  Учащиеся 8 – 11-х классов филологического профиля – его активные участники. За годы работы руководитель кружка Баркалова И.Б. совместно с ребятами поставила интересные литературные композиции, пьесы, сказки.

Неоднократно члены драматического кружка «Арлекин» МОУ СОШ №6 занимали призовые места на городских конкурсах чтецов.

        Профильными предметами филологического профиля являются также иностранные языки. Учителями Ягубян Н.Г. и Минасовой Э.М. разработано тематическое планирование по изучению II иностранного  языка, которое во многом опирается на знание учащимися I  иностранного языка.  Интенсивное обучение II  иностранному языку дает положительные результаты: учащиеся гуманитарных классов не только хорошо владеют основным языком обучения, но и успешно сдают вступительные экзамены по II языку.

Социально-экономический профиль

Профильные предметы - математика, право, обществознание, экономика, география. Этот профиль весьма востребован учащимися школы. Обучение обеспечивают высоко квалифицированные учителя. Для учащихся этого профиля учителем Сыроватской В.А. организован клуб «Правовед», который занимается изучением правоведческих  основ  знаний  и  распространением их среди учащихся.  Клуб работает совместно с юридической клиникой «Адвокат» при филиале Московского института управления и  экономики. В рамках совместной работы проводятся еженедельные пилотные уроки европейского образца: «Конвенция о правах ребенка», «Подросток и его права».  Запомнившимися мероприятиями стали:  

  1.   Городской интерактивный опрос горожан «Знаешь ли ты Конституцию РФ?».  Он получил отклик на ТВ и в прессе.
  2.   Героическая поверка «Пятигорчане – участники Великой Отечественной войны».

        На базе клуба «Правовед» активно проводится поисковая работа: дважды учащиеся МОУ СОШ №6 во главе с зам. директором по ВР, учителем истории Дибижевым Б.М., председателем клуба «Правовед», учителем истории Сыроватской В.А.,  учителем истории Есаян Э.Е. выезжали на раскопки в г. Кисловодск на Лермонтовскую скалу. Итогом этой работы явилось оформление стендов: «Керамика. Кабанская культура X века».

В рамках проведения предметных недель в области «Обществознание»  проводятся следующие мероприятия: игры «Колесо истории», «О, счастливчик», «Телефон доверия», «Что? Где? Когда?»        

Регулярно проводятся конкурсы  плакатов и стенгазет; викторины. Посредством использования нетрадиционных методов обучения и привлечения детей к организации и ведению учебно-познавательного процесса, удалось повысить интерес учащихся к данным профильным предметам и углубить их знания.

Наиболее высоким уровнем географической подготовки школьников является изучение географии в классах социально-экономического профиля.    

Особое внимание уделяется использованию географических карт для поиска, интерпретации, презентации и картографического моделирования; обработке материалов статистической информации для определения географических явлений и процессов их моделирования; применению географических знаний и умений в производственной деятельности, топографической съемке местности, оцениванию топографических планов и карт, оцениванию состояния и тенденций изменения окружающей среды, её моделирование и прогнозирование тенденций её развития.

Уникальным событием в жизни всего человечества и нашей школы в частности стала экспедиция в Антарктиду Александра Бегака и ученика нашей школы Геннадия Руденко. В ходе экспедиции были поставлены 3 мировых рекорда:

  1. Из ткани красного цвета было выложено  «МИР», длина букв которого высотой около 500 метров, что соответствует высоте останкинской телебашни; эту надпись видно было даже  из космоса.
  2. Аналогичным образом выглядела самая большая буква «L», которая символизировала жизнь, любовь;
  3. В честь новых олимпийских игр в России была выложена фраза «МОСКВА 2012».

Фотоотчет об экспедиции, рассказ о своих наблюдениях, ощущениях, эмоциях и  чувствах Гена представил на итоговой конференции естественно-научной секции Школьного научного общества. Его выступление, конечно, нашло живой отклик среди присутствующих, а фотографии, сделанные в непосредственной близости с живыми пингвинами в области их естественного распространения, вызвали шквал аплодисментов.

Углубленное изучение математики

При обучении в классах с углублённым изучением математики обеспечивается развивающий  и общекультурный потенциал цикла, реализуются две основные функции: 1) собственно математическое образование, 2) образование с помощью математики. В результате каждый год учащиеся математических классов успешно выступают как на городских олимпиадах по математике так и по другим, казалось бы не имеющим к математике отношения, предметам. Учителя в своей работе применяют новые технологии, проводят интегрированные уроки, готовят материал для разноуровневых самостоятельных и контрольных работ. Активное участие принимают в проведении предметных недель.

Учащиеся школы – активные участники математических олимпиад и конкурсов, проводимых различными ВУЗами (МГУ, СГУ, ПГТУ, ИнЭУ). Одна из форм дифференциации обучения - факультативные курсы. Материалы факультативов имеют широкий спектр приложений во всех видах внеурочной  работы: в конференциях, викторинах, конкурсах и т. п.

Учащиеся 8-11-х классов успешно обучаются в группе «Коллективный ученик» ФЗФТШ при МФТИ,  в разновозрастной математической студии «Сигма – плюс».

Целенаправленная работа по реализации задач математического образования в школе способствует формированию у выпускников прочной математической базы, которая позволяет им успешно продолжать образование в ВУЗах, предъявляющих повышенные требования к математической подготовке.

Вот, например список выпускников одной из математических групп:                          

Бакушкин М. - студент Таганрогского государственного  радиотехнического университета

Паршин Я. - студент Московского государственного

энергетического   института

Воронова О. - студентка Новочеркасского государственного

политехнический университета

Окрайникова А. - студентка Московского государственного института физической культуры.

Котов А. - студент Московского государственного физико-технического института (университета)

Сурин В. –студент  Московского Государственного гуманитарного университета

Паршин М. - студент Пятигорского государственного технологического университета

Авакянц А. - студент Пятигорского государственного технологического университета

Порублев С. - студент Московского государственного инженерно-строительного института

Смирнов Г. - студент Московской Финансовой академии

Информационно-технологический профиль

Посредством углубленного изучения информатики в школе достигаются следующие цели: формирование мировоззренческого мышления — представление о роли информации, информации в управлении, общие закономерности информационных процессов в системах различной природы;  формирование алгоритмического мышления, связанного  в настоящее время уже в большей мере с развитием мышления школьников.

Структура курса — модульная. Каждый модуль — тема изучения, обучение в нем систематизировано по виду занятий:   лекции,  практические занятия под руководством учителя, лабораторные занятия, возможность самостоятельно заниматься по теме, проекты — самостоятельные творческие работы  и  групповые, исследовательские работы, доклады.

Заканчивая школу, выпускники профильных информационно- технологических классов владеют: основами алгоритмирования, программирования;    методикой работы с базовым пакетом офисных программ – Office;  основными приемами создания сайтов;     основными приемами работы с графическими пакетами;     основными приемами работы в сети Internet. Это «джентльменский» набор навыков и умений для естественной интеграции в информационное общество.

Развитие информационных технологий коренным образом изменило природу отношений между учеником и учителем, стиль преподавания и стиль учения. Выстраиваются отношения сотрудничества и взаимного уважения. При этом повышается эффективность преподавания.

Информатизация образования предполагает владение современными технологиями не только в рамках выше обозначенного предмета, но и обязательное наглядное сопровождение учебного процесса практически во всех образовательных областях. И в этом учителя информатики Жулева Лидия Яковлевна и Никитина Виктория Евгеньевна – незаменимые помощники и грамотные консультанты. Учащиеся-члены Школьного научного общества в течение 5  лет формируют школьную базу презентаций и Web-сайтов  по различным предметам и темам, например:

«200-летний юбилей Кавказских Минеральных Вод»,

«Великая Отечественная война на Северном Кавказе»,

«Экология Ставропольского края»,

«Юбилей создания Российской Академии наук»,

«Мировая художественная культура» для 5-6 классов и др.

Ученики школы- лауреаты и дипломанты городских конкурсов создателей сайтов.

Химико-билогический профиль

Содержание биологического образования в школе учитывает  преемственность с курсом биологии основной и начальной школы и  обеспечивает дифференцированное обучение, которое реализуется через выбор соответствующего профиля,  увеличение доли исследовательской деятельности, использование активных методов обучения, лекционно-семинарских форм проведения занятий, практической деятельности учащихся.

Преподавание в химико-биологических классах касается не только современных достижений биологической науки - генетической основы жизни, синтетической теории эволюции, хромосомной теории наследственности и т.д., но эти знания еще находят практическое применение в виде эксперимента, наблюдений, выдвижении гипотез, математическом моделировании, мысленном экспериментировании.

И самое главное при этом – свято помнить о своем месте в природе, всячески помогать её самовосстановлению, оберегать наш уникальный уголок России. А по возможности делать его краше, чище, лучше. Вот и учащиеся 8-го химико-биологического класса и преподаватель Кузнецова М.И., проходя с экскурсией по Учебной экологической тропе Юго-Западного склона Машука, проводят экологический десант по очистке терренкура от бытового мусора, оставленного многочисленными посетителями живописных окрестностей города.

Не вызывает сомнения тот факт, что главное  богатство человека – его здоровье, а богатство нашего края – его климатические и бальнеологические факторы. Всякий образованный человек просто обязан знать о способах сохранения своего здоровья, а уж если привелось жить на курорте, то нельзя пройти мимо источников, не воспользовавшись их животворной силой. «Возьмите воду из живых рук природы», - советуют таблички в питьевых бюветах. Теперь юные пятигорчане шестой школы  знают точно, какое влияние окажет и минеральная вода из источника, и сероводородная ванна, и  терренкуры  Машука, и Тамбуканские иловые сульфидные грязи, и другие возможности нашего курорта.

Будущие медики не состоятся без человеческого участия, огромной души и беззаветной самоотверженности. И когда еще, как не в школьные годы, наряду с профессиональными навыками нужно формировать активную жизненную позицию, умение сострадать и помогать людям. Поэтому экскурсионные занятия в лечебно-диагностические учреждениях нашего города – это попытка показать детям все стороны будущей профессии, научить откликаться на чужую боль, способности сострадать, активному желанию помочь.

  Для лучшего усвоения химических знаний углубление курса идет в объеме 4 часов для химико-биологического профиля и  ведется факультативный курс “Практикум по решению задач повышенной сложности”

  Учителя химии Маслобоева М. Л. и Бочковая Л.А.работают в тесном контакте с преподавателями Фармацевтической академии города Пятигорска. Они участвуют в проведении конференций Школьного Научного общества, с удовольствием принимают у себя экскурсии школьников, помогают в подготовке и проведении городских туров предметных олимпиад.

В ежегодной муниципальной конференции  «Земля – наш общий дом»     наша школа была представлена докладами Мнацаканян Е. «Глобальное потепление и его влияние на климатообразующие факторы» и Руденко Г. «Мои впечатления от Антарктиды», презентацией Паковой А. «Экологические проблемы Большого Тамбуканского озера». Вся электронная поддержка (презентации) докладов была выполнена самими участниками этих конференций.

Школьное научное общество имеет целью формирование у учащихся целостного научного мировоззрения, развитие познавательных интересов, расширение кругозора, их творческих способностей,  умений, навыков самообразования, способствующих самореализации личности.

Условия для расширения и углубления знаний создает также Школьное научное общество, членами которого являются многие учащиеся профильных классов.        На заседании коллектива ШНО был принят Устав общества, составленный в результате работы инициативной группы. Согласно Уставу, ШНО является добровольным творческим объединением учеников, стремящихся совершенствовать свои знания в различных научных областях под руководством ученых и педагогов. В его работе кроме учеников школы принимают участие учащиеся, преподаватели, научные сотрудники других образовательных учреждений города.

ШНО работает в четырех направлениях:

  1. Естественнонаучное,
  2. Физико-математическое,
  3. Гуманитарное,
  4. Спортивно-оздоровительное.

Члены школьного научного общества работают в тесном контакте с представителями Вузов города Пятигорска, бывшими учениками школы, а ныне учёными в различных отраслях, научными сотрудниками городских музеев. Ребят приглашают проводить открытые заседания, выступать  публично с докладами, демонстрировать проектные работы.

Фрагмент программы конференции

2007-2008 уч. года

       

21 января 2008 года в школе прошла очередная научно-практическая конференция

секции естественных наук школьного научного общества

«На переднем рубеже науки: перспективные направления исследований и важнейшие открытия в естественнонаучной области».

Были заслушаны пять докладов учащихся 8-11 классов, а так же доклад выпускника школы, аспиранта лаборатории многолетних трав Ставропольского НИИ сельского хозяйства Ивашененко Ивана.

В рамках работы конференции был сделан отчет о работе над сетевым проектом «Эволюция». Гостем конференции был декан факультета довузовского образования Пятигорской Государственной Фармацевтической Академии, к. ф. н., председатель общества гомеопатов КМВ Першков С.Р.  В конце работы конференции был проведен интерактивный опрос слушателей и был выбран лучший доклад – им оказался доклад учащегося 11 Б класса Габриеляна Александра «Энергетические проблемы современности: альтернативные источники энергии».

Доклады учащихся и гостей конференции: Стволовые клетки и их                     уникальные возможности», Заруднева Виктория, руководитель: Сафонова С.В.; «Научный калейдоскоп: коротко о важном», Коростелева Светлана, руководитель: Бочковая Л.А. «Методы и приемы,  используемые селекционной  работе для создания новых сортов и гибридов кормовых   культур в Ставропольском  НИИ сельского хозяйства»      Ивашененко Иван Николаевич, аспирант лаборатории многолетних  трав СтавропольскогоНИИ, «Эволюция жизни», сетевой проект  химико-биологических   групп  9- 11 классов, руководитель: Кузнецова М.И.

Неотъемлемое требование обеспечения высокого качества образования -  информатизация образования - процесс обеспечения сферы образования теорией и практикой разработки и использования современных, новых информационных технологий (НИТ),  т.е. подготовка человека  к полноценной жизни в условиях информационного общества.

   Развитие информационных технологий коренным образом изменило природу отношений между учеником и учителем, стиль преподавания и стиль учения. Выстраиваются отношения сотрудничества и взаимного уважения. При этом повышается эффективность преподавания.

Информатизация образования предполагает владение современными технологиями не только в рамках выше обозначенного предмета, но и обязательное наглядное сопровождение учебного процесса практически во всех образовательных областях. Учащиеся-члены Школьного научного общества в течение 5  лет формируют школьную базу презентаций и Web-сайтов  по различным предметам и темам.

В  данный момент в школе  функционирует краевая опытно-экспериментальная площадка по теме «Формирование ИКТ – компетентности педагогов посредством электронной учительской». 

         В качестве результатов работы по профильному обучению можно считать активность, успешность учащихся и выпускников школы в учебе, в социальной адаптации.

Реализация системы профильного обучения в школе достигает своих целей, а именно:

1) обеспечение углубленного изучения отдельных учебных предметов по программам среднего (полного) общего образования;

2) создание условий для существенной дифференциации содержания обучения старшеклассников с широкими и гибкими возможностями построения школьниками индивидуальных образовательных программ;

3) установление равного доступа к полноценному образованию разным категориям учащихся в соответствии с их способностями, индивидуальными склонностями и потребностями;

4) расширение возможностей социализации учащихся, обеспечение преемственности между общим и профессиональным образованием, более эффективной подготовки выпускников школы к освоению программ высшего профессионального образования.

Итак, идеи и формы работы, применяемые при организации профильного обучения в МБОУ СОШ №6 г.Пятигорска на протяжении довольно длительного промежутка времени, не устарели и актуальны и сегодня. Более строгими стали лицензионные и финансовые требования, упорядочилась нормативно-правовая база, определенные изменения происходят в связи с введением ЕГЭ, ГИА, совершенствуется методический аппарат, но приобретенный опыт – не мертвый груз, а прочная база для дальнейшего развития.

Литература:

1.  Профильное обучение / Сост. Г.Е. Бацюн, и др – М.: Межрегиональный центр поддержки и развития образования «Образовательная инициатива», 2006.

 2. Управление качеством образования в общеобразовательных учреждениях на основе результатов независимого оценивания учащихся девятых и одиннадцатых классов / Авт. колл. Батрова О.Ф., Блинов В.И., и др. – М.: Аспект Пресс, 2007

3.    Сборник нормативных документов и методических материалов по предпрофильной подготовке и профильному обучению / Авторы-составители: В.В. Абатурова, С.С. Кравцов. – М.: Вентана-Граф, 2007.

 4.   Рекомендации по организации предпрофильной подготовки и профильного обучения учащихся основной и старшей школы. / Авт.-сост.: И.Д. Чечель, и др. – М.: ГУ ВШЭ, 2005.

 5.    Цели, содержание и организация предпрофильной подготовки в выпускных классах основной школы: Рекомендации директорам школ, руководителям региональных и муниципальных управлений образованием. (Для использования в эксперименте по предпрофильной подготовке 2003-2004 уч.г.) / Авт. колл.: Пинский. и др. В кн.: Предпрофильная подготовка: начало эксперимента. / Ред. А.А. Пинский. – М.: Альянс Пресс, 2004.

Заместитель директора по УВР

МБОУ СОШ с углубленным изучением

отдельных предметов №6 г.Пятигорска                            В.А.Гребенщикова


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материалы из опыта работы по организации профильного обучения по индивидуальным учебным планам

Данные материалы показывают, как можно организовать профильное обучение учащихся по индивидуальным учебным планам....

Организация предпрофильной подготовки и профильного обучения в школе

Данный материал содержит нормативные документы, структуру подготовки и результат предпрофильной подготовки и профильного обучения...

Проект «Эколого-химическая лаборатория как средство организации предпрофильного и профильного обучения в школе»

Для вовлечения учащихся в конкретную, практическую деятельность необходима система работы, которая позволит школьникам стать активными участниками экологического движения. Для удовлетворения потребнос...

Профильное обучение в школе: из опыта работы.

Данная работа является обобщением опыта работы в системе профильного обучения в старшей школе. Автор работал по этой методике в течении 5 лет, что позволило накопить и обобщить собранный материал....

Организация профильного обучения в школе

В данной программе раскрыты основные этапы реализации предпрофильной подготовки и осуществление профильного обучения в школе...

Организация предпрофильной подготовки и профильного обучения в школе (из опыта работы)

Современная ситуация в стране и в мире предъявляет новые требования к организации процесса обучения на старшей ступени образования. Актуальным становится раннее выявление образовательной области, успе...