Выступление на педагогическом совете школы "Воспитание у учащихся культуры толерантности"
методическая разработка по теме

теплых татьяна николаевна

Тема толерантности актуальна в каждой школе. В нашей школе учатся и работают люди разных национальностей. У нас многонациональная школа, многонациональный город и многонациональная страна. Наша задача - воспитание в детях открытости и уважения к другим людям, настрой на отказ от насилия и поиск мирных путей разрешения споров и конфликтов ( если они возникают).

"Вместо того, чтобы осуждать людей, проявите к ним терпение, постарайтесь их понять и принять"

К выступлению прилагается презентация.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tolerantnost_pedsovet_2012.docx548.05 КБ

Предварительный просмотр:

 «Воспитание у учащихся культуры толерантности»

        

Выступление ТЕПЛЫХ Т.Н. –

 учителя музыки и заместителя директора по воспитательной работе на педагогическом совете школы

АОУ школа №9 г. Долгопрудный

               

                     Март 2012 года.

 Слайд 1.

«Образовательная политика России, отражая общенациональные интересы в сфере образования и предъявляя их мировому сообществу, учитывает вместе с тем общие тенденции мирового развития, обуславливающие необходимость существенных изменений в системе образования: переход к постиндустриальному, информационному обществу, значительное расширение масштабов межкультурного взаимодействия, в связи с чем особую важность приобретают факторы коммуникабельности и толерантности».

 ( Из концепции  модернизации российского образования).

Слайд 2.

             16 ноября 1995 году была провозглашена и подписана Декларация принципов толерантности. С тех пор этот день отмечается как Международный день толерантности».

Слайд 3.

Статья 1.

Понятие толерантности.

  1. Толерантность означает уважение, принятие и правильнее понимание  богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности. Толерантность – это гармония в многообразии. Толерантность – это добродетель, которая делает возможным достижения мира и способствует замене культуры войны культурой мира.
  2. Толерантность – это не уступка, снисхождение или потворство. Толерантность – это прежде всего активное отношение, формулируемое на основе признания универсальных прав и основных свобод человека.
  3. Толерантность – это обязанность способствовать утверждению прав человека, плюрализма 9 в том числе культурного плюрализма), демократии и правопорядка.
  4. Проявление толерантности означает, что каждый свободен придерживаться своих убеждений и признает такое же право за другими. Это означает признание того, что люди по своей природе различаются по внешнему виду, положению. Речи, поведению и ценностям и обладают правом жить в мире и сохранять свою индивидуальность.

Статья 2.

Государственный уровень.

2.1 на государственном уровне толерантность требует справедливого и беспристрастного законодательства, соблюдения правопорядка и судебно-процессуальных и административных норм. Толерантность также требует предоставления каждому человеку возможностей для экономического и социального развития без какой - либо дискриминации.

Статья 3.

Социальные аспекты.

3.1 Толерантность как никогда ранее важна в современном мире. Каждый регион многолик, и поэтому эслакация нетерпимости и конфликтов потенциально угрожает всем частям мира. От такой угрозы нельзя отгородиться национальными границами, ибо она носит глобальный характер.

3.2 толерантность необходима в отношениях как между отдельными людьми, так и на уровне семьи. В учебных заведениях необходимо укреплять дух толерантности и формировать отношения открытости, внимания друг к другу и солидарности.

Статья 4.

Воспитание.

4.1 Воспитание является наиболее эффективным средством предупреждения нетерпимости. Воспитание в духе толерантности начинается с обучения людей тому, в чем заключаются их общие права и свободы, дабы обеспечить осуществление этих прав, и с поощрения к защите прав других.

4.2 Политика и программа в области образования должны способствовать улучшению взаимопонимания, укреплению солидарности и терпимости в отношениях как между отдельными людьми, так и между этническими, социальными, культурными. Религиозными и языковыми группами, а также нациями.

43. Воспитание в духе терпимости должно быть направлено на противодействие влиянию, вызывающему чувство страха и отчуждения по отношению к другим. Оно должно способствовать формированию у молодежи навыков независимого мышления, критического осмысления и выработки суждений, основанных на моральных ценностях.

Слайд 4.

                             Толерантность сегодня – мир навсегда.

            Воспитание толерантности необходимо в целях реализации прав человека и достижения мира. На разных языках слово «толерантность» определяется по-разному.

            На  русском языке это терпимость, способность терпеть что-то или кого-то, быть выдержанным, выносливым, стойким, считаться с мнением других, быть снисходительным к чему-либо.

           На английском языке – разрешение личности. Мнению существовать, не вмешиваясь в их дела и не ущемляя их.

          На французском языке  - отношения, допускающие, что другие могут думать или действовать иначе, нежели ты сам.

         На китайском языке  - способность позволять, принимать, быть по отношению к другим великодушным.

        На арабском языке – прощение, снисходительность, милосердие, мягкость, сострадание и терпение.

         Человека можно назвать толерантным, если он принимает мнения и убеждения других людей и не навязывает им своих взглядов. Люди имеют различные корни, культуру, религиозные убеждения, растут в разном окружении и у них всегда будут разные взгляды и мнения относительно любой проблемы. Но толерантный человек относится к такому положению вещей положительно и излагает свою позицию с уважением к точке зрения окружающих. Использование силы при попытке навязать свое мнение другим приводит к разрушительным конфликтам, от которых страдают не только отдельные люди, но и общество в целом.

          Толерантный человек уважает мнение противника и умеет прощать. Если вы можете найти в себе силы простить других, то и им в свое время будет легче простить вас.

     

Результаты тестирования учащихся по вопросам толерантности

                                                        (См. приложение)

 Слайд 5

                        Проблема культуры общения – одна из самых острых в школе, да и в обществе в целом. Прекрасно понимая, что мы все разные и что надо воспринимать другого человека таким, какой он есть, мы не всегда ведем себя корректно и адекватно. Важно быть терпимым по отношению друг к другу. Что очень непросто. «Педагогика сотрудничества» и «толерантность» - те понятия, без которых невозможны какие-либо преобразования в современной школе. Толерантность – это активная нравственная позиция и психологическая готовность к терпимости во имя взаимопонимания между этносами. Социальными группами, во имя позитивного взаимодействия с людьми иной культурной, национальной, религиозной или социальной среды.

 Слайд 6.

К традиционным принципам воспитания необходимо добавить принцип толерантности, который выражается в следующих положениях:

*все работники школы и родители в общении с детьми должны проявлять доброжелательность, терпение, уважение к ученикам;

*педагоги должны относиться к ученикам с одинаковым уважением, не возвышая одних за счет унижения других;

*процесс обучения невозможен без продуктивного, позитивного общения, в ходе которого закладываются нормы и правила поведения, формируется отношение к людям и к жизни.

Слайд 7.

       Методика воспитания толерантности базируется на знании педагогом особенностей детей, коллектива, отношений между учащимися и их проявлений в поведении. При организации работы по воспитанию толерантности классному руководителю необходимо знать и учитывать:

*индивидуальные особенности каждого ребенка, особенности воспитания в семье, семейной культуры;

*национальный состав коллектива учащихся;

*проблемы в отношениях между детьми, их причины.

      Изучив и проанализировав ситуацию, классный руководитель осуществляет поиск эффективных форм воспитания у школьников толерантности. Определяет конкретное содержание этой работы.

      Какой возраст наиболее удобен для воспитания толерантного отношения к другому?

  На сегодняшний день возникает необходимость воспитания культуры толерантности с самых первых дней обучения. Для начальной школы проблема воспитания толерантности актуальна сама по себе. На этом жизненном этапе начинает складываться взаимодействие между 25-30 детьми, пришедшими из разных микросоциумов, с разным жизненным опытом и с несформированностью коммуникативной деятельности. Для плодотворного обучения в классе необходимо свести эти противоречия в процесс взаимодействия к некой общей основе.

      Воспитание толерантности невозможно в условиях авторитарного стиля общения «учитель – ученик». Поэтому одним из условий воспитания толерантности является освоение учителем определенных демократических механизмов в организации учебного процесса и общения учеников друг с другом и с учителем. Задача классного руководителя в начальных классах – научить ребенка, с одной стороны, принимать другого как значимого и ценного, а с другой стороны – критически относиться к своим собственным взглядам.

       Особое внимание классному руководителю необходимо обратить внимание на воспитание толерантности в подростковом возрасте. Именно в этом возрасте начинает формироваться чувство культурной идентичности человека, а соответственно повышается интерес к вопросам культурной принадлежности. Поиск приемлемых социальных ролей, интерес к общению за рамками ближайшего социума, потребность во взаимопризнании и взаимопонимании с окружающим миром заставляют подростка впервые заинтересованно столкнуться с иными культурами. В подростковом возрасте закладываются основы дальнейшего социального поведения личности, в том числе: способность к эмпатии или конфликтность, социальная изолированность, позитивное или заведомо негативное отношение к другому.

  У старшеклассников важно воспитывать такие качества, как политическая осведомленность, сознательное участие в политической жизни общества, способность идти на компромисс при разногласиях и спорах, справедливость в отношениях с людьми, способность встать на защиту любого человека. Независимо от национальности.

   Как и общество в целом, школа должна собственным примером подтверждать ценности толерантности и воплощать их. В каждом классе должна быть создана благоприятная среда для формирования толерантных установок. Ниже приведена модель, в которой представлены формы поведения в толерантном и интолерантном классах:

Слайд 8.

       Толерантный класс

   Интолерантный класс

Умение внимательно слушать и слышать

Перебивание. Неумение слушать друг друга. Нетерпение

Стремление разобраться, расспрашивание

Игнорирование

Совет, предложение

Отстранение

Похвала, согласие

Обзывание

Подбадривание

Обвинение. Упреки

Благожелательность

Осуждение, критика

Утешение

Морализирование

Уважение

Угрозы

Эмпатия

Предостережение, предупреждение

Поддержка

Приказ, указание

      Главное в работе классного руководителя – направленность содержания деятельности учащихся, регулирование межличностных отношений.

     Наиболее благоприятной для формирования толерантности является внеклассная совместная деятельность  с общественно значимым смыслом.

Слайд 9.

     Эффективность совместной деятельности детей как средства формирования толерантности повышается, если:

*сформирована установка учащихся на совместную работу, они осознают ее цели и находят в ней личностный смысл;

*осуществляется совместное планирование, организация и подведение итогов деятельности. Педагогически целесообразное распределение ролей и функций между учащимися и педагогом в этом процессе;

Слайд 10.

*создаются ситуации свободного выбора детьми видов. Способов деятельности, ролей;

*каждый участник может реализовать себя. Добиться успеха в то же время проявить заботу о других, внести реальный вклад в общее дело;

*отсутствует давление. Навязывание со стороны педагога, который способен занять позицию старшего товарища.

      Особую актуальность проблема воспитания толерантности приобретает в условиях многонациональных коллективов, где учатся дети из семей самых различных национальностей, и не допускать ситуаций, когда проявляется неравенство детей в их правах и обязанностях. Различие национально-этнических особенностей, которым ученики зачастую придают оценочный оттенок, а также специфика семейного уклада, быта, традиций накладывают определенный отпечаток на поведение и на взаимоотношение детей с окружающими. В этих условиях при организации внеклассной работы классному руководителю следует сближать интересы учащихся различных национальностей.

Слайд 11. Много национальный коллектив нашей школы.

Представительство различных национальностей в педагогическом и ученическом коллективах

( см. приложение)

Слайд 12.  1-е классы.                    Слайд 17. 6-е классы.

Слайд 13. 2-е классы.                     Слайд 18. 7 – классы.

Слайд 14. 3-е классы.                    Слайд 19. 8-е классы.  

Слайд 15. 4 –е классы.                  Слайд 20. 9 –е классы.

Слайд 16. 5-е классы.                    Слайд 21. 10- е классы.

Слайд 22. 11-е классы.                   Слайд 23. Данные по учащимся школы.

      Воспитание толерантности должно осуществляться по формуле: «родители + дети + учитель». Классному руководителю необходимо проводить целенаправленную работу с родителями учащихся, разъяснять им важность воспитания у детей толерантности и культуры межнационального общения. Важно организовать совместное обсуждение этих проблем с учащимися и родителями. Весьма сложно формировать толерантность у детей, если этим качеством не обладают родители. Перевоспитать родителей классный руководитель не сможет, но повлиять на характер взаимоотношений родителей с детьми, откорректировать их действия по отношению к ребенку и другим людям при проведении специальной работы возможно, если при этом сам педагог является примером толерантного и уважительного отношения к родителям и детям, показывает положительный образец  гуманного взаимодействия с семьей.

            Российское образование всегда подразумевало органическое и неразделимое единство семьи и школы. В настоящее время и семья, и школа должны помогать осознанию подростком своего места в современном обществе, собственного культурного мировоззрения, учить жить и адаптироваться в мультикультурном пространстве. Роль семьи  именно в таком понимании на сегодняшний день особенно актуальна, поскольку в ситуациях обостряющихся межэтнических и межконфессиональных конфликтов на первый план выходит проблема воспитания неконфликтной личности, одной из главных черт которой должна быть толерантность.

        Толерантность начинает выступать в качестве неотъемлемого элемента современного понимания свободы как одной из высших человеческих ценностей. Она же служит важной частью структуры творческого взаимодействия и творчества вообще. Но это, в свою очередь, означает, что принцип толерантности должен творчески применяться и во всех социальных отношениях, в том числе в образовательном процессе и в семейном воспитании, во взаимоотношениях воспитателя и воспитуемого. В каждом человеке с рождения есть творческое начало, которое со временем развивается. Мы творим постоянно, даже сами того не замечая. Творческий потенциал – вещь удивительная, однако направлять его можно как на добрые цели, так и на злые.  Стремление человека к добру или ко злу зарождается с младенчества и развивается в том или ином направлении с годами. И именно на плечи родителей  ложится ответственность за то, чтобы направить творческую энергию своих детей в нужное русло, помочь им научиться использовать ее на благо других и себя. В нашем мире, переполненном войнами, насилием и соблазнами, это сделать очень непросто. Родителям необходимы большая внимательность, чуткость и ясное понимание всех деталей, которые влияют на психическое, эмоциональное и нравственное развитие их детей. Формируя в детях стремление к добру, взаимоуважению, любви, сочувствию и состраданию, родители создают образ будущего мира. Невозможно ожидать, что дети станут толерантными, высоконравственными личностями сами по себе, а окружающий мир утратит безнравственность и враждебность без наших усилий. По этой причине родителям следует активно участвовать в творчестве своих детей с самого раннего детства, чтобы воспитать толерантную личность.

           Семья является  источником и опосредующим звеном передачи ребенку социально-исторического опыта, а  также опыта взаимоотношений между людьми. Учитывая это, можно с полным  правом считать, что семья была, есть и будет важнейшим институтом воспитания, социализации ребенка.

           Размышляя над перспективами формирования и воспитания собственных детей, родители обычно не придерживаются строго заданных эталонов, определяя их довольно расплывчато. Более понятными для подростков остаются представления о допустимости или недопустимости различных форм поведения, но вопросы, касающиеся формирования качеств толерантности личности. Остаются за пределами домашнего быта и внутрисемейных отношений.

          Большое значение имеет кругозор родителей, глубина интереса к взаимоотношениям с детьми, стремление осмыслить конкретные проблемы, с которыми они сталкиваются, в данном случае – проблемы толерантности. Формировать в себе воспитателя – задача, которая для каждого из нас не перестает быть актуальной.

Слайд 24.

                         Фундаментальные принципы толерантности.

Разнообразие людей украшает и обогащает жизнь.

Конфликт – это нормальный процесс, который надо уметь решать конструктивно.

Слайды 25 – 28.

                                   

19 шагов к толерантности.

  1. Наличие четкой цели.
  2. Желание быть толерантным.
  3. Стремление человека стать лучше. Постоянное саморазвитие ( личностный рост). Умение ставить себя на место других.
  4. Не осуждать.
  5. Видеть шире: замечать мелочи и  тонкости; замечать особенности ситуации; принимать во внимание предысторию.
  6. Подключать интуицию и воображение.
  7. Расширять свой круг общения.
  8. Знакомиться с другими культурами ( традициями): язык, рисунки, литература, архитектура, костюмы, кухня, музыка, танцы, песни.
  9. Наблюдать.
  10. Общаться с представителями других культур.
  11. Улучшить самоконтроль.
  12. Развить в себе умение молчать\ слушать.
  13. Менять места пребывания. Путешествовать ( посещать другие места, ходить в гости).
  14. Менять точки зрения.
  15. Направленность «на понимание».
  16. Сопереживать.
  17. Не зацикливаться.
  18. Быть активным.
  19. Не оценивать.

Слайд 29.

                         Учитель – душа образовательного процесса.

Слайд 30.

Для развития толерантности учитель может и должен: 

*Воспитывать с любовью и во имя любви.

*Воспитывать в духе мира.

*Вовлекать в процесс воспитания родителей.

*Поощрять совместную деятельность.

*Признавать значимость и способности каждого, а также уважать чувства и позицию каждого; формировать чувство справедливости.

*Избегать жестких отношений.

*Создавать свободную и демократическую атмосферу в классе.

*Не допускать проявлений авторитаризма.

*Быть готовым и способным к диалогу и пониманию.

*Воспитывать сопричастность.

*Быть примером для детей.

*Уметь слушать.

*Выражать одобрение относительно того, что сделано.

*поддерживать эмоциональные привязанности, развивать у учеников чувство взаимного расположения.

*Давать ученикам возможность самостоятельно решать проблемы.

                Наша задача – воспитание в детях открытости и уважения к другим людям, настрой на отказ от насилия и поиск мирных путей разрешения споров и конфликтов.

               Необходимо всегда создавать теплую атмосферу в классе, поддерживающую каждого ученика. Только тогда дети смогут вести себя естественно, воспринимать себя такими, какие они есть, и это поможет им развиваться. Признание со стороны одноклассников является важным источником самооценки. Люди, обладающие здоровым чувством собственной ценности, вероятнее всего, будут толерантны.

Слайд 31.                           Милосердие. Добро. Благотворение.

                      Существует немало пословиц на эту тему:

«Худо тому, кто добра не делает никому; в ком добра нет, в том и правды мало». Нужно проявлять живой, искренний интерес к окружающим людям, ведь у каждого из нас свои проблемы, мечты, стремления.

Слайд 32.                   

Дейл Карнеги, американский специалист в области человеческих взаимоотношений, пишет об этом: «Любой глупец может критиковать, осуждать, выражать недовольство – и большинство глупцов так и делают, но для того чтобы проявить внимание, и быть снисходительным, требуются сильный характер и самообладание. Вместо того чтобы осуждать людей, проявлять к ним нетерпение, постарайтесь их понять и принять».

Слайд 33.

 Заратустра в свое время сказал: «Делать добро другим – не обязанность. Это радость, ибо улучшает здоровье и увеличивает счастье».

Слайд 34.                   

Китайская пословица говорит: «Ароматом роз всегда веет от руки, которая их дарит!». Делайте добро! Это принесет и счастье, и удовольствие! Именно так ставили вопрос о добре все великие философы с начала истории человечества – Конфуций, Платон, Аристотель, Сократ.

Слайд 35.                   

Драйзер восхищался заповедью Христа о служении другим: «Для того чтобы он ( человек) мог получить хоть какую-то радость на отведенном ему коротком отрезке пути, он должен думать – как улучшить положение не только для себя, но и для других. Если мы собираемся улучшить положение для других, то нам надо спешить. Время уходит, по этому пути я пройду всего лишь один раз. Так пусть я сейчас совершу какой-нибудь достойный поступок и проявлю доброту».

Слайд 36.

                                                     Предлагается:

1.Классным руководителям внести в тематику классных часов вопросы о воспитании толерантности.

2.Одно из родительских собраний в году посвящать теме толерантности.

3. Сделать одной из традиций школы – проведение Международного Дня толерантности ( 16 ноября) – конкурсы чтецов, плакатов, рисунков, фотографий. сочинений, презентаций, песен, танцев , кухни и т.д.

4.Провести общешкольный фестиваль «Все народы в гости к нам!» ( народы России или народы ближнего зарубежья)      

Приложение.

Презентация «Толерантность» (36 слайдов)

толерантность.pptx


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на педагогическом совете по теме: «Профессиональная культура педагога».

Выступление на педагогическом совете по теме: «Профессиональная культура педагога»....

Выступление на педагогическом совете на тему: Толерантность-это искусство жить вместе.

Выступление раскрывает проблему толерантности среди обучающихся и содержит практические упражнения на развитие толерантности....

Выступление на педагогическом совете "Опыт подготовки учащихся к ЕГЭ по обществознанию"

Выступление на педагогическом совете "Опыт подготовки учащихся к ЕГЭ по обществознанию"...

Выступление на педагогическом совете школы "Мотивация учащихся".

Способы и виды повышения мотивации обучающихся в образовательном учреждении....

Выступление на педагогическом совете «Проектная деятельность учащихся на уроках географии и во внеурочное время»

Большие возможности для развития творческой личности создаетактуальная и востребованная в современной педагогике проектно-исследовательская деятельность учащихся....